Научная статья на тему 'Самобытность бурятского гобелена в творчестве Татьяны дашиевой'

Самобытность бурятского гобелена в творчестве Татьяны дашиевой Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
242
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Бурятское искусство / гобелен / декоративность / мотив / ткачество / традиция / эскиз / Buryat art / tapestry / decoration / motif / weaving / tradition / sketch

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Жамбаева Туяна Иннокентьевна, Ли Софья Валерьевна

Статья посвящена творчеству заслуженного художника Республики Бурятия Т.Ц. Дашиевой, чьи работы тесно связаны с становлением и развитием бурятского гобелена. Рассматриваются региональные особенности данного вида декоративного искусства, дана характеристика художественной манеры исполнения авторских работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORIGINALITY OF THE BURYAT TAPESTRY IN THE WORK OF TATIANA DASHIEVA

The article is devoted to the work of the honored artist of the Republic of Buryatia T. Dashieva, whose works are closely connected with the formation and development of the Buryat tapestry. Regional features of this type of decorative art are considered, and the characteristic of the artistic manner of execution of author's works is given.

Текст научной работы на тему «Самобытность бурятского гобелена в творчестве Татьяны дашиевой»

ЭТНОКУЛЬТУРЫ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ

RAR

УДК 745.522-051(571.54) ББК 85.12

10.34685/HI.2020.29.2.010

САМОБЫТНОСТЬ БУРЯТСКОГО ГОБЕЛЕНА В ТВОРЧЕСТВЕ ТАТЬЯНЫ ДАШИЕВОЙ

Жамбаева Туяна Иннокентьевна,

кандидат искусствоведения, доцент кафедры культурологии и искусствоведения, Восточно-Сибирский государственный институт, Бурятское отделение,

e-mail: tuyana75@mail.ru

Ли Софья Валерьевна,

преподаватель кафедры декоративно-прикладного искусства, Восточно-Сибирский государственный институт, Бурятское отделение,

член Союза художников России, e-mail: LexxLi@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена творчеству заслуженного художника Республики Бурятия -Т.Ц. Дашиевой, чьи работы тесно связаны с становлением и развитием бурятского гобелена. Рассматриваются региональные особенности данного вида декоративного искусства, дана характеристика художественной манеры исполнения авторских работ. Ключевые слова

Бурятское искусство, гобелен, декоративность, мотив, ткачество, традиция, эскиз.

Творческий путь художницы Татьяны Дашиевой (1953 г.р.), окончившей в 1975 г. художественное отделение Педагогического училища в г. Улан-Удэ, начинался в конце 1970-х гг. Татьяна Цыреновна считает, что ей очень повезло с преподавателями, посчастливилось учиться рисунку и живописи у Н.И. Рымшина, И.И. Старикова, Г.Н. Москалева, Ц.Д. Надагуровой.

Так сложилось, что Татьяна Цыреновна начала работать в области ткачества, создания гобеленов из конского волоса, посвятив этому виду искусства более 40 лет. В 70-х годах XX в. во многих республиках Советского Союза развивается национальное художественное ткачество, в том числе искусство гобелена. Наблюдалась возрастающая практическая востребованность гобеленов

в интерьерах общественных зданий; создаются серии, триптихи для театров, библиотек, санаториев, гостиниц и т. д. В тоже время развивается формат мини-гобеленов размерами 15 х15, 40 х30, 40 х40 см. «Если гобелен монументально-декоративного назначения обладал такими качествами как значительные размеры, связь колорита тканного полотна с предметной средой, функциональная связь гобелена с пространст-вом. То тенденция к станковости отмечается в таких чертах как: небольшой размер работ, лаконичность композиции, а иногда наличие рамы»1.

Среди знакомых Татьяны Дашиевой, из круга творческой молодежи, была Валентина Бадма-ева-Дашицыренова, в будущем известный ювелир, которая познакомила ее с Д-Н.Д. Дугаровым - председателем Союза художников Бурятии. Да-ши-Нима Дугаров вместе с единомышленником Максимом Эрдынеевым в 1970-е гг. развернул деятельность, направленную на укрепление бурятского традиционного искусства, таких видов как чеканка, резьба по дереву, обработка войлока. Эта встреча повлияла на творческую судьбу Татьяны Дашиевой, которая вскоре стала изучать технику ткачества из конского волоса у народного мастера Н.И. Дульбиновой, в мастерской Союза художников с 1978 по 1979 гг. После освоения технологии ткачества таар (бурят. безворсовые ковры), наступил период самостоятельного поиска в решении такой задачи как переход от бытового утилитарного предмета таары к гобелену - художественному произведению. При этом возникало множество вопросов: как подготовить подрамник, какие нити подходят для натяжной основы под конский волос или в каких пропорциях и какие цвета конского волоса нужно соединять, чтобы получить оттенки, создание эскиза, который раскрывает возможности гобелена из конского волоса.

Так Татьяна Цыреновна вошла в круг мастеров прикладного искусства. В 1978 г. в составе Союза художников Бурятии числилось около 40 мастеров народного искусства, в том числе два мастера по гобелену - Н.И. Дульбинова и Т.Ц. Да-шиева. Среди них многие стали заслуженными мастерами: Максим Эрдынеев, Налханов Геннадий, Булат Жамбалов, Жамсаран Эрдынеев, Ва-

лентина Бадмаева-Дашицыренова, Татьяна Даши-ева и др. С этими именами связано целое поколение талантливой молодежи, с сильными народными корнями, пониманием красоты традиционного бурятского искусства, чувством природы материала, которое идет из деревни, из быта, бурятского языка, окружающей природы. Недаром за знаниями, опытом и секретами мастерства отправляли в районы, где жили мастера. В среде народных мастеров знания всегда передавались от отца к сыну, от учителя к ученику, так сохранялась традиция передачи знаний. В одной статье с красноречивым названием «Наследники бурятских дарханов» приводится мнение Д-Н. Дуг-арова: «... если в семье твоей были умельцы, если ты с детства привык видеть, как они работают, если ты рос в атмосфере народного творчества, то и из тебя может получится настоящий художник»2.

Так в 1975 г. Н.И. Дульбинову (1934 г.р.) от Союза художников отправили в Тункинский район в с. Кырен, где она училась ткать таары -бурятские безворсовые ковры-дорожки. Надо отметить, что использование конского волоса у бурят началось с плетения упряжи, сетей для ловли рыбы, арканов и других хозяйственных предметов, тогда проявились прекрасные качества этого материала: прочность, он не боится воды, солнца, не выцветает, сохраняет тепло. Таары состояли из полос шириной 12-20 см, которые сшивались с друг другом нитками из козьего пуха и овечьей шерсти. Таким образом, выбор материала для ткачества бурятского гобелена связан с историческим опытом народа в использовании конского волоса и проверкой его уникальных качеств.

Большой школой практики для молодой го-беленщицы Татьяны Дашиевой, как и для других мастериц, стало участие в создании сценического занавеса для Бурятского академического театра драмы им. Х. Намсараева. С 1977-1979 гг. шли подготовительные работы; нелегким был процесс сбора и обработки конского волоса, ведь предстояло соткать занавес размером 12 х8,40 метра, весом около тонны. Эскиз занавеса-гобелена в исполнении художника Эрдэма Доржиева утверждался в многочисленных организациях, в том числе в Министерстве культуры, Обкоме КПСС БАССР. Собрали группу мастериц; четверо долж-

73

1 Гобелен : учеб. пособие / сост. Э. И. Солдатова. Улан-Удэ:

Изд. полиг. Комплекс ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2011. С.11.

Гаршин Н. Наследники бурятских дарханов //Советская женщина. 1983. №9. С.29.

2

74

ны были делать пряжу, шестеро - ткать. Эта кропотливая и трудоемкая работа стала проверкой на усердие и целеустремленность в такой области как ткачество гобелена из конского волоса. Завершали работу над занавесом: С. П. Ринчинова, Т.Ц. Да-шиева, Р.С. Доржиева, Б.Д. Дамбиева, Л. Орлова, З. Янданова. В ноябре 1982 г. Т.Ц. Дашиева была награждена грамотой Совета Министров БАССР за успехи в монументально-декоративном оформлении БАТД им. Х. Намсараева.

Продолжением совместного опыта в создании монументально-декоративного искусства стала работа Татьяны Дашиевой и Баярмы Дам-биевой над гобеленом «Водопад» (1983 г.) по эскизу Аллы Цыбиковой.

В 1979 г. Татьяна Дашиева впервые участвовала в художественной выставке «Мы строим БАМ» (г. Улан-Удэ); ею были подготовлены два гобелена, по характеру композиции близкие та-арам. С этого времени Татьяна Дашиева начала осваивать особенности создания эскиза декоративной композиции, учитывая специфику ткачества. Конский волос довольно жесткий материал, при натягивании через нити основы пряжа словно пружинит, также, цветовая палитра определена кругом натурального волоса - черный, белый, коричневый, серый. Общее направление в выборе тем и сюжетов, по согласованию с председателем Союза художников Д-Н. Дугаровым, было связано с национальными бурятскими традициями. Начиная работу над эскизом, Татьяна советовалась с другими художниками, с Солбо-ном Ринчиновым, Геннадием Васильевым, Владимиром Уризченко, Иннокентием Стариковым. Для создания гобелена необходимо найти удачный эскиз, который бы наиболее ярко и полно передавал самобытность материала, учитывая жесткость конского волоса, небольшую цветовую палитру, сюжет, связанный с традиционной бурятской культурой. Произведения декоративно-прикладного искусства всегда отличались решением первостепенной задачи - выявлением фактуры и выразительных средств материала. Несмотря на двухмерную плоскость гобеленного полотна здесь в полной мере выделяются декоративные приемы: стилизация, лаконичность силуэта, условность отдельных деталей, локальность и контрастность в сочетании цветов.

В 1980 г. проходила зональная выставка Советский Дальний Восток в г. Чита, в которой от БАССР участвовали две гобеленщицы Т.Ц. Да-

Фото 1. «Таара» (150*40), 1979 г. Гобелен, ручное ткачество, конский волос. Источник: личный архив Т.Ц. Дашиевой.

шиева и Н.И. Дульбинова, они представили работы «Таара» 150х40 см и «Коврик» 100х50 см. Свою работу «Таара» Татьяна Цыреновна сделала в декабре 1979 г. и подписала на фото как «Дорожка ДэлЬэн» (бурят. грива), так как она соткана из гривы лошадиных волос. (Фото 1).

Далее, работы Т.Ц. Дашиевой участвуют во всесоюзных, российских, международных выставках. Сегодня ее гобелены находятся в музейных коллекциях: Улан-Удэ, Читы, Иркутска, Кемерово, Новосибирска, Ялты, Москвы, в частных и музейных коллекциях США, Японии, Франции3.

Надо отметить, что Татьяна Цыреновна прекрасно владеет техникой рисунка, пишет живописные работы. Так, например, в 2014 г. в Томский областной музей поступила ее графическая работа «Порт. Байкал» (2012 г.). Интересным фактом творческой биографии является внесение имени и авторских произведений во «Всемирный лексикон художников» в 1998 г. В эту многотомную энциклопедию, издающуюся в г. Лейпциг и г. Мюнхен с 1969 г. из Бурятии также вошли: художник Ю.А. Чирков и керамист А.П. Хомяков. В 1991 г. Татьяна Цыреновна получила звание - Заслуженный художник Республики Бурятия. В 2015 г. была награждена золотой медалью Союза художников России.

3 Художники Бурятии. Улан-Удэ : Изд-во Принтлето, 2018. С. 50.

Татьяна Цыреновна тесно сотрудничает с образовательными учреждениями г. Улан-Удэ и районов Бурятии. Проводит мастер-классы по технике ткачества гобелена из конского волоса. С колледжем Традиционных искусств народов Забайкалья в с. Иволгинское ее связывают давние отношения. У истоков основания колледжа лежала идея председателя Союза художников Д.-Н.Д. Дугарова об основании образовательного центра, где могли бы возрождаться и развиваться традиционные бурятские ремесла. Многие художники, в том числе Татьяна Цыреновна участвовали в работе комиссии выпускных экзаменов. С 1993 г. класс гобелена ведет ее ученица, Т.А. Бадуева. Как преподаватель и практик Т.А. Бадуева со своими учениками принимает участие в выставках, фестивалях регионального и всероссийского уровня. Также, среди учениц Татьяны Цыреновны: Ирина Мархаева, Сэрэгма Цыбикова, Софья Ли. В 2015 г. Софья Валерьевна Ли увидела в выставочном зале гобелены Т.Ц. Дашиевой и заинтересовалась. «Они мне показались необычными. В простоте эскиза было что-то родное, доброе, уютное. Приятная фактура, дающая ощущение тепла» (Примечание 1). На одной из выставок в 2016 г. она лично познакомилась с Татьяной Цыреновной и попросилась к ней в ученицы. Сегодня гобелены С. В. Ли находятся в государственных и частных коллекциях в России и за рубежом4.

Татьяна Цыреновна использует технику репсового (полотняного) ткачества, когда нити основы и пряжи напоминают шахматный рисунок. Это самый древний и распространённый вид ткачества, в виду своей простоты переплетения нитей. Именно техника репсового ткачества наиболее походит для работы с конским, сарлычьим, коровьим волосом. Для насыщенности линии рисунка важно сбивать готовые ряды, создавая плотность нитей и формировать изображение.

Гобелен «Семья» (220 х250 см) создавался для зональной выставки, которая проходила в 1985 г. в г. Владивосток. (Фото 2).

Композиция построена так, что зритель ощущает бесконечность горизонтальных плавных линий очертаний холмов, движение облаков. На переднем плане линейную композицию образуют главные фигуры: мальчик на лошади, отец, мать.

4 Художники Бурятии. Улан-Удэ: Изд-во Принтлето, 2018. С. 86.

Фото 2. «Семья» (220х250 см), 1985 г. Гобелен, ручное ткачество, конский волос. Источник: личный архив Т.Ц. Дашиевой.

Окружающий природный фон и семья сотканы в одной цветовой тональности натуральных оттенков, поэтому люди и природа представляют гармоничное единое целое. В колорите преобладают коричневые тона, с черными контурными линиями, при этом белоснежными пятнами выделяются родители в белых дыгэлах и лошадь. Интересно, что фигуры взрослых статичны, а фигура мальчика верхом на лошади с поджатыми коленями устремлена вперед, полна движения. Определенно, что здесь белый цвет несет символику, так как в традиционной бурятской культуре он был связан с такими понятиями как чистота души, материнское молоко, доброта, благополучие. Этим же цветом наделена лошадь - верный спутник кочевых народов. Буряты особенно почитали беломастных лошадей, что связано с сложением солярного культа коня.

Гобелен «Весна в Санаге» 105 х75 создан в 2002 г. Характерное для автора изображение гор в виде граненных треугольников, с высветленной ярким весенним солнцем стороной. Потемневшая от снега земля прорезана стремительной линией воды - реки, освободившейся от льда. (Фото 3).

Напоминая белоснежный орнаментальный бурятский узор, вода предстает живительной стихией, несущей пробуждение после долгой зимы. На переднем плане размещены фигуры двух лошадей, почувствовавших изменения в природе. В целом, в гобелене практически нет черного

75

Фото 3. «Весна в Санаге» (105x75), 2002 г. Гобелен, ручное ткачество, сарлычий волос. Источник: личный архив Т.Ц. Дашиевой.

цвета, земля, горы, оттенки лошадей, все тяготеет к мягкому светлому колориту

В гобеленах Татьяны Дашиевой звучат лейтмотивами: граненные горы, река, лентой спускающаяся с холмов, бескрайняя степь, робкие подснежники, лошади, сарлыки. Композиционные вариации этих мотивов словно звучат в одной тональности, передают просторы родного края - Закамны.

Татьяна Дашиева родилась в 1953 г. в с. Холто-сон Закаменского района Бурятии. Она вспоминает, что еще с детства рисовала везде, где удавалось: на стене, парте, заборе, и дома, и в школе. Ее родина является неиссякаемым источником вдохновения, природа и люди горного края - это главные образы гобеленов, с такими простыми и душевными названиями: «Бурятия» (1983), «Край мой - Закамна» (1987), «Бабушка с внуком» (1987), «Хатар» (1989),

«Друзья» (1990), «Семья» (2003), «Предки» (2008), «Поколение» (2011), «Коновязь» (2013), «Бабушка с внуком» (1991) (Фото 4).

Гобелены Т.Ц. Дашиевой словно отражают народный быт, простоту и некую суровость быта. Они притягательны некой грубоватой силой, но при этом, ее мотивы изображены с искренностью и неподкупностью, близкой народному творчеству. Татьяна Дашиева остается верна своим образам, которые неустанно воспевает в своих гобеленах, каждый зритель может найти в них что-то свое, родное. Приглядевшись к очертаниям гор и холмов, протяженных линий степей, уходящих вдаль или силуэт женщины с платком, завязанном на затылке, выполняющей повседневную домашнюю работу. Как-то ловко и характерно у нее получаются образы животных: коней, жеребят, сарлыков. Незамысловатость некоторых компо-

Фото 4. «Бабушка с внуком» (180x110), 1991 г. Гобелен, ручное ткачество, сарлычий волос. Источник: Художники Бурятии. Улан-Удэ: Принтлето, 2018.168 с.

зиций возмещается ощущением правдивости, простоты без излишеств. Возникает вопрос, как удалось сохранить Татьяне Цыреновне эту чистоту, некую первозданность образов традиционной бурятской культуры; как удается ей оставаться неизменно верной своим родным понятиям в современном меняющемся мире. Вызывает огромное уважение и восхищение ее преданность своему делу, созданному кругу сюжетов, создав своего рода классическое направление в бурятском гобеленном искусстве.

Традиционный быт бурятской семьи, связанный с ведением хозяйства, заботами в череде календарных событий, для Татьяны Дашиевой не просто понятие, а родное, впитанное с детства: катание войлока, сушка прямоугольных прессованных войлоков, стрижка шерсти, кропотливое распушивание прядей, приготовление замбы (бурят.), шитьем шэрдэгов (бурят.). Поэтому образы ее гобеленов наполнены правдивой силой, глядя на них, безоговорочно верится в прочную связь автора с названиями: «Хатар», «Жаргалма», «Моя семья» и др., мы безоговорочно верим Татьяне, ее работы наполнены жизненной силой, через них

виден автор, его внутренний мир, наполненный духом родного края.

Сегодня, Татьяна Цыреновна Дашиева является уникальным мастером гобелена, работающая в технике ручного ткачества из натурального конского, коровьего, сарлычьего волоса. Ее работы легко узнаваемы, так как отличаются авторской манерой, самобытностью образов и сюжетов. Весь свой опыт и умение она стремится передать ученикам, содействуя развитию искусства гобелена в Бурятии.

Примечания.

1. Интервью с С.В. Ли / беседовала Т.И. Жам-баева. 2012.2019.

2. Интервью с Т.Ц. Дашиевой / беседовала Т.И. Жамбаева. 10.11.2019 - 21.02.2020.

Список литературы

1. Гаршин Н. Наследники бурятских дарханов // Советская женщина. 1983. № 9. С. 28-29.

2. Гобелен : учеб. пособие / сост. Э. И. Солдато-ва. Улан-Удэ : Изд. полиг. комплекс ВСГАКИ, 2011. 77 с.

3. Художники Бурятии. Улан-Удэ : Принтлето, 2018. 168 с.

THE ORIGINALITY OF THE BURYAT TAPESTRY IN THE WORK OF TATIANA DASHIEVA

Zhambaeva Tuyana Innokentyevna,

PhD, Associate Professor at the Department of Cultural Studies

and Art History, East Siberian State Institute of Culture, e-mail: tuyana75@mail.ru

Lee Sophia Valeryevna,

Teacher at the Department of Decorative and applied arts East Siberian State Institute of Culture; member of the Union of Artists of Russia, e-mail: LexxLi@mail.ru

Аbstract

The article is devoted to the work of the honored artist of the Republic of Buryatia - T. Dashieva, whose works are closely connected with the formation and development of the Buryat tapestry. Regional features of this type of decorative art are considered, and the characteristic of the artistic manner of execution of author's works is given. Keywords

Buryat art, tapestry, decoration, motif, weaving, tradition, sketch.

77

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.