Научная статья на тему 'Самоанализ результатов стрельбы как важный фактор совершенствования огневой подготовки в образовательных организациях МВД России'

Самоанализ результатов стрельбы как важный фактор совершенствования огневой подготовки в образовательных организациях МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
896
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самоанализ стрельбы / техника выполнения меткого выстрела / огневая подготовка / self-analysis of firing / marksmanship technology / firing practice

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пенькова Ирина Витальевна, Осипов Олег Олегович

В статье представлено обобщение длительного педагогического опыта авторов по обучению курсантов проведению самоанализа результатов стрельбы в процессе огневой подготовки. Предлагаются форма дневника самоанализа и его научное обоснование. Правильно проведенный самоанализ закрепляет в сознании стрелка нужную схему действий, позволяет вскрывать и анализировать допущенные ошибки, укрепляет понимание того, что результат стрельбы зависит от правильности действий стреляющего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пенькова Ирина Витальевна, Осипов Олег Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-analysis of firing results as an important factor of mastering firing skills at educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

The article gives an overview of the authors’ long-term pedagogical experience in teaching cadets to conduct self-analysis of firing effectiveness when mastering firing skills. The authors suggest the form of a self-analysis journal and give scientific grounds for it. The properly conducted self-analysis secures the appropriate scheme of actions in the marksman’s consciousness, enables to reveal and analyze the mistakes made and helps to understand that firing effectiveness depends on the marksman’s proper actions.

Текст научной работы на тему «Самоанализ результатов стрельбы как важный фактор совершенствования огневой подготовки в образовательных организациях МВД России»

Резюмируя итоги нашего исследования, отметим следующее:

— стрельба из огнестрельного оружия (особенно на первоначальном этапе обучения) является стрессовой ситуацией, которая нарушает нормальное течение психических процессов, нерационально концентрирует сознание на одном виде деятельности, ухудшает внимание, дезорганизует двигательные функции. К такой дезорганизации двигательной функции можно отнести широко распространенную ошибку начинающих стрелков «ожидание выстрела»;

— корректировка негативных психологических состояний — одна из актуальных проблем в методике огневой подготовки сотрудников полиции в процессе первоначального обучения. Один из способов такой коррекции — метод визуализации, реализуемый как при участии психологов, так и самостоятельно (в форме идеомо-торной тренировки);

— при разработке материалов коррекции психологических состояний обучающихся необходимо учитывать особенности восприятии ими процесса стрельбы;

— в целях совершенствования процесса обучения и минимизации ошибки «ожидание выстрела» рекомендуется применение психодиагностических комплексов, направленных на выявление уровня личностной и ситуационной тревожности

1 Пивоваров Д. В., Пенькова И. В., Осипов О. О. Схема заполнения дневника самоанализа по огневой подготовке для курсантов на первоначальном этапе обучения // Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии : мат-лы ХХ всерос. науч . -метод, конф. Иркутск, 2015 . С 250-253.

2 Жуков В. М., Завирюха А. М., Кочуров А. Г., Устинова О. В. Вопросы психологической подготовки при обучении стрельбе // Подготовка кадров для силовых структур: современные

направления и образовательные технологии : мат-лы ХХ всерос. науч . -метод, конф. Иркутск, 2015. С. 199 .

3 Кривошеева О. Р., Чусовитина О. М., Герман Е. В. Социальная ответственность как основа поведения личности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2012 . № 1(48). С 52-55.

4 Спилбергер Ч. Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Стресс и тревога в спорте : междунар . сб. науч. ст. / сост. Ю. Л. Ханин . М. , 1983. С. 9-17 .

5 Бакланова Е. А., Шелегауцкая Н. Л. Некоторые характеристики тревожности студентов гуманитарных специальностей // Человеческий капитал. 2015 . № 9(81). С. 24-26 ; Курчатова А. А., Скурыдина А. С. Тревожность как состояние психического напряжения студентов в период экзаменационной сессии // Современные наукоемкие технологии. 2013 . № 7. С. 211-212 ; Маслова Т. М. Динамика тревожности студентов вуза в процессе их профессионального становления // Вектор науки Томского государственного университета. 2014. № 4(30). С 168-171.

6 Бойков А. А., Таран А. Н. Психофизиологические особенности огневой подготовки курсантов в учебных заведениях МВД России // Общество и право . 2014. № 1(47) . С 325-329.

7 Абарцумов Н. А., Блеер М. Г., Покотило М. Г. Психологические факторы повышения результативности в стендовой стрельбе на круглом стенде (с учетом визуализации) // Молодой ученый. 2014. № 4. С 716-722 ; Гусев Ю. М., Попова И. В Психолого-педагогические аспекты техники производства меткого выстрела // Проблемы правоохранительной деятельности и образования : сб . науч . тр. докторантов, адъюнктов, аспирантов, соискателей . Белгород, 2009. С. 114-118 ; Са-ламашкина Н. В., Москвин Н. Т., Головин В. В. Методы визуализации в карате и других видах спорта // Визуальная коммуникация в социокультурной динамике : сб ст междунар науч . -практ. конф. Казань, 2015 . С. 473-478 ; Смоленцева В. Н. Средства психической саморегуляции и успешность их применения в практике спорта // Вопросы функциональной подготовки в спорте высших достижений : мат-лы 2-й всерос . науч . -практ конф Омск, 2014 С 63-68

УДК 623

САМОАНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ СТРЕЛЬБЫ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ

И. В. Пенькова, О. О. Осипов

Самое главное — «включать голову» во все, что делаешь и что собираешься сделать Большинство совершенных ошибок происходит от недостаточной включенности сознания в процесс движения

Брюс Дженнер

В статье представлено обобщение длительного педагогического опыта авторов по обучению курсантов проведению самоанализа результатов стрельбы в процессе огневой подготовки. Предлагаются форма дневника самоанализа и его научное обоснование. Правильно проведенный самоанализ закрепляет в сознании стрелка нужную схему дей-

ствий, позволяет вскрывать и анализировать допущенные ошибки, укрепляет понимание того, что результат стрельбы зависит от правильности действий стреляющего.

Ключевые слова: самоанализ стрельбы, техника выполнения меткого выстрела, огневая подготовка.

В результате освоения учебной дисциплины «Огневая подготовка» необходимо не только подготовить выпускника, способного эффективно применять табельное оружие, но и развить у обучающихся способность самостоятельно решать проблемы, возникающие в процессе стрельбы

Проблема самоанализа стрельбы не нова, но приобрела особую актуальность в настоящее время в связи с переходом на обучение по новым стандартам на базе ком-петентностного подхода. Суть его заключается не в усвоении готовых знаний, а в развитии у обучающихся способностей самостоятельно решать проблемы в сфере профессиональной деятельности 1

В основе эффективного применения оружия лежат сформированные умения и навыки скоростной стрельбы

Следовательно, обучение курсантов и слушателей проведению самоанализа стрельбы будет способствовать пониманию сущности и движущих сил в формировании техники выполнения меткого выстрела, что позволит развивать способности к самосовершенствованию .

Еще в 60-х гг. прошлого века Л. М . Вайнштейн считал ведение стрелкового дневника обязательным условием тренировочного процесса и залогом его успешности 2 . Важность проведения самоанализа стрельбы подтверждена и другими научными исследованиями Так, М . Я. Жилина пишет: «...чем выше квалификация стрелка, тем лучше у него осознаваемость параметров техники стрельбы» 3 . Можно предположить, что повышение осознаваемости параметров техники стрельбы будет способствовать улучшению результатов

Аналогичные выводы были сделаны и Ю . Г. Кудря-шовым. В результате проведенных исследований он установил, что самооценка стрелком качества выполнения отдельных операций в процессе работы над выстрелом является одним из главных показателей, влияющих на надежность выстрела 4.

О пользе проведения самоанализа результатов стрельбы курсантами в процессе огневой подготовки говорилось как в наших работах 5, так и в трудах других ученых и практиков 6. Основная проблема заключается в том, что отсутствие единого подхода и научно обоснованного алгоритма проведения самоанализа результатов стрельбы привело к большому многообразию форм и содержания последнего . Цель данной статьи — обобщить существующий опыт самоанализа стрельбы курсантами в процессе огневой подготовкии, разработать рекомендации по повышению эффективности названного процесса.

На наш взгляд, необходимо определиться, что такое «самоанализ» . Это анализ самого себя, в нашем случае — своих действий, мыслей и состояния в целом в процессе выполнения выстрелов Но самоанализ — это не просто отражение процессов, происходящих внутри нас Смысл его не в том, что все изменится, когда его проведешь Самоанализ позволяет посмотреть на процесс обучения технике меткого выстрела совершенно иначе . Многое в работе над выстрелом может предстать в ином свете Самоанализ — наблюдение за собой с уклоном на прослеживание причинно-следственных связей . Многие ошибки в технике стрельбы, возникающие на различных этапах обучения, довольно типичны, но их исправление всегда индивидуально и у всех протекает по-разному Под самоанализом стрельбы мы будем понимать анализ процессов, происходящих внутри человека в ходе выполнения выстрелов с выявлением возникающих ошибок и установлением их причин

Поскольку выполнение выстрела — работа статичная, то возможности внешнего контроля преподавателя ограниченны Происходящая при стрельбе мышечная деятельность трудно поддается визуальному контролю Педагогу видны только изготовка курсанта и выжим спуска, а также он может определить устойчивость (относительно какой-либо точки на фоне за удерживаемым пистолетом). Опытный преподаватель может судить о состоянии техники стрельбы по расположению

пробоин на мишени. Иногда (особенно вследствие наложения ошибок) невозможно уловить тончайшие изменения и отклонения в исполнении отдельных технических действий стрелка при производстве выстрела Следовательно, руководитель стрельб, опирающийся только на зрительные впечатления, не может давать точных оценок движения Его информация носит качественный характер: «резко/плавно», «устойчивость плохая/хорошая», «быстрее/медленнее». Самоанализ нужен для распознавания связей между отдельными элементами техники стрельбы, для улавливания внешних и внутренних условий, обеспечивающих успешное выполнение выстрела в целом Самоанализ необходим для формирования мышечного чувства, которое может обеспечить большую точность движения по сравнению с другими формами обратной связи, для более глубокого понимания движущих сил, условий, закономерностей, определяющих освоение курсантами техники стрельбы, для определения способов устранения ошибок, возникающих в процессе выполнения выстрела и для самосовершенствования личностных свойств и качеств Только с помощью самоанализа можно понять причины неудачной стрельбы, т е определить задачи и средства дальнейшего обучения Правильно проводимый самоанализ будет способствовать достижению высоких результатов в обучении, заложенных в современном образовательном стандарте: формировать умение самостоятельно повышать уровень своей огневой подготовленности

После установления смысла самоанализа нам необходимо определиться с технологией его проведения Поскольку процесс освоения техники стрельбы у каждого человека уникален и неповторим 7, мы вряд ли сможем выработать единую 100-процентную эффективную форму проведения самоанализа и гарантировать получение конкретного результата Обобщение нашего 20-летнего опыта педагогической деятельности по обучению курсантов огневой подготовке помогли выделить основные направления проведения самоанализа, выявить основные ошибки и разработать рекомендации

Н . А. Бернштейн писал: «Изучаемое движение нужно не один раз выполнить на самом деле, чтобы в действительности испытать все те ощущения, которые лягут в основу его сенсорных коррекций Его нужно проделать много раз, чтобы чувствительные отделы мозга успели познакомиться со всем многообразием отклонений и разновидностей и составить себе «словарик» для всех предстоящих перешифровок Конечно, самой рациональной и правильно поставленной будет такая тренировка, при которой будут созданы наилучшие условия, чтобы осмысленно запомнить и усвоить эти ощущения» 8 .

По нашему мнению, умение курсантов проводить самоанализ собственных действий при выполнении выстрела складывается из формирования:

1) правильного, четкого и ясного представления о технике меткого выстрела Особое значение уделяется пониманию и осознанию требований к элементам техники, т е курсанты обязаны четко знать, каким должен быть тот или иной элемент техники, а также понимать, почему он должен быть именно таким;

2) умения определять ошибки по расположению пробоин на мишени Поскольку ошибки большинства курсантов типичны (они аналогичны при выполнении различных упражнений и стрельбе из разных положений), то большое значение уделяется их разбору и установлению причин;

3) умения анализировать «чувство выстрела», сопоставлять его с представлением, делать отметку выстрела и оценивать его качество. Установлено, что стрелок после выстрела примерно в течение 15-20 сек. сохраняет «чувство выстрела», т е все те мышечные и зрительные ощущения, которые запечатлелись у него во время выстрела

Для изучения сформированности правильного представления о технике меткого выстрела курсантам было предложено подробно описать свой идеальный выстрел В исследовании принятии участие курсанты 3-го курса (76 человек) и 4-го курса (52 человека) Анализ полученных данных позволяет заключить, что после проведения 10 занятий учебных стрельб у курсантов 3-го курса в 93% случаев сформировалось неполное представление о метком выстреле, т е в описании отсутствуют различные элементы техники (чаще прицеливание) Кроме того, изложение многих элементов неконкретно: «правильно прицелиться», «правильно выжать спуск», «выполнить правильный хват» и т д На 4-го курсе были получены другие результаты . Отсутствие четкого представления о технике выстрела было отмечено только у 8% курсантов Еще у 36% обучающихся при правильном и полном представлении о технике стрельбы наблюдалось некорректное описание ее отдельных элементов (момент прицеливания) Например, встречались такие формулировки: «принять устойчивую изготовку», «найти ровную мушку» и т. п. Формирование правильного представления о технике меткого выстрела — это длительный процесс, который должен осуществляться на всем протяжении обучения

В научно-методической литературе представлены различные (как по форме заполнения, так и по содержанию) рекомендации по проведению курсантами самоанализа результатов стрельбы Предлагаются не только графические формы дневников самоанализа с унифицированной формой и содержанием, но и варианты свободного заполнения Наш опыт и анализ дневников курсантов показывают, что наиболее эффективна смешанная форма Положительная сторона дневников самоанализа с преимущественной графической формой заполнения — экономия времени занятия, но в этом случае есть реальная опасность замены самоанализа простой регистрацией результатов Использование только текстовой формы изложения материала может затруднить поиск и восприятие нужной информации Выполняя упражнение стрельб на конкретном занятии, курсанты в любом случае оценивают его результаты, но отдельные результаты стрельбы могут быть случайными и никак не смогут охарактеризовать общую картину обучения. Только продуманный самоанализ поможет обучаемому оценить все предпринятые им шаги, весь результат обучения техники стрельбы за определенный период Цель самоанализа не в том, чтобы зафиксировать ошибки от-

дельного занятия, а в том, чтобы понять значимые моменты, определяющие результаты всего процесса обучения Вычленение отдельных закономерностей, некоторых типичных ошибок и причин их возникновения поможет сформулировать новые цели обучения и определить средства их достижения

Дневник самоанализа должен стать источником информации для обучающегося, с которым он будет постоянно работать, т е он должен быть наглядным и информативным Именно смешанная форма заполнения стрелкового дневника отвечает заданным критериям

Вне зависимости от выбранной формы ведения дневника, чтобы провести самоанализ, необходимо ответить на вопросы, касающиеся ключевых элементов техники меткого выстрела . Перечень этих вопросов должен соответствовать основным элементами техники стрельбы (от качества которых зависит успешность выполнения выстрела в целом на данный момент)

Нами были выделены обязательные вопросы для начального этапа обучения.

1. По прицеливанию:

— четкость мушки (или нет);

— положение мушки в прорези целика (ровная или нет, точное положение мушки на каждый выстрел);

— район прицеливания (однообразный или нет)

2. По изготовке:

— устойчивость (хорошая или плохая: был тремор рук или не мог удержать район прицеливания и т д );

— удержание (плотное или нет);

— тонус мышц (сильный или слабый; был постоянным или разным; был нормальным, но расслабил на . выстреле и т д );

— извлечение оружия (быстрое, уверенное или недостаточно быстрое)

3. По управлению спуском курка с боевого взвода:

— по нажиму на спусковой крючок (плавно или резко; автономно или с включением других мышечных групп; одним движением или раздельно свободный и боевой ход; чувствовал работу пальца или нет и т д );

— по времени (долго, быстро или нормально);

— по темпу (каждый выстрел в один промежуток времени или по-разному: то быстрее, то медленнее и т д )

4. По эмоциональному состоянию:

— ожидал выстрела или нет;

— отвлекался на выстрелы соседа или нет;

— боялся не успеть по времени или не думал про это и т д

По мере освоения техники стрельбы хорошо отработанные элементы будут выполняться автоматически, необходимость в специальном анализе отпадет.

Одна из ошибок, встречающихся в стрелковых дневниках, — проведение самоанализа всей стрельбы в целом На наш взгляд, это происходит в том случае, когда курсанты в силу различных причин (чаще психологических) не контролируют свою работу над отдельным выстрелом На начальных этапах обучения очень важно добиваться анализа каждого выстрела в отдельности Это должно научить обучающихся контролировать все свои действия при выполнении каждого выстрела

В итоговой части самоанализа обязательно необходимо отметить, что сегодня получилось лучше всего, а что помешало сделать хорошие выстрелы. Здесь обратим внимание на умение выделить главную ошибку, которая препятствует качественно выполнить двигательное действие

Например, по рисунку пробоин на мишени в дневнике самоанализа курсанта видно, что при управлении спуском курка с боевого взвода палец работал с ускорением. А в самом самоанализе курсант указывает, что выжим спуска было плавным и равномерным Разброс пробоин на мишени указывает на ошибки в прицеливании, а курсант рисует ровную мушку на каждый выстрел и т д

Завершаться самоанализ стрельбы должен постановкой задач по совершенствованию каких-либо элементов техники стрельбы на занятии в процессе работы без патрона или дома (по развитию специальных физических способностей, по формированию психологической устойчивости или с использованием идеомотор-ной тренировки). Следует помнить, что низкие результаты в стрельбе могут иметь две основные причины: технические ошибки и психологическое состояние стрелка, соответственно, средства решения поставленных задач должны быть технические либо психологические .

Если основным сбивающим фактором, приводящим к неудовлетворительным результатам стрельбы, является боязнь выстрела, то решать эту проблему необходимо средствами психологического воздействия (аутотренинг и идеомоторная тренировка)

В соответствии с особенностями восприятия информации основным требованием к формулированию задания является его предельная конкретность, т е оно должно быть таким, чтобы к нему невозможно было задать уточняющий вопрос

Например, в качестве ошибки в технике выполнения выстрела обучающийся отмечает, что он «очень медленно выполняет каждый выстрел», а в качестве задания пишет: «больше работать вхолостую» Очевидно, что это задание неопределенное, не раскрывает того, какой элемент техники стрельбы и как нужно отрабатывать в процессе работы без патрона и на следующей стрельбе

Основная проблема низкой эффективности самоанализа стрельбы (как одного из средств достижения цели образовательного процесса по огневой подготовке) заключается в том, что некоторые обучающиеся ведут дневник самоанализа не для себя, а в силу требований преподавателя. В этом случае все записи в дневнике формальны и самоанализом не являются

Обобщая изложенное, мы разработали примерную форму самоанализа стрельбы и заполнения стрелкового дневника, которая может уточняться и дополняться. Дневник самоанализа содержит:

— рисунок мишени с пробоинами;

— фиксацию времени выполнения выстрелов;

— фиксацию результатов;

— анализ основных параметров техники каждого выстрела в отдельности (прицеливание, управление спуском курка с боевого взвода);

— замечания или выводы по результатам стрельбы в целом (что получилось хорошо, что не удалось);

— задания на следующее занятие, работа без патрона

В результате ведения самоанализа стрельбы и заполнения стрелкового дневника представления о технике стрельбы, ее движущих силах, технических действиях во время выполнения выстрела, психологических процессах и состояниях должны стать яснее и понятнее. Следовательно, в дальнейшем обучающийся сможет самостоятельно регулировать свою технику стрельбы, управлять своим психологическим состоянием, справляться с волнением в процессе работы с оружием. Это подтверждают результаты нашего исследования. Так, если у 98% курсантов 3-го курса анализ стрельбы описательный и свидетельствует об отсутствии понимания внутренних процессов, происходящих во время выстрела, то на 4-м курсе количество таких курсантов снижается до 48%, у 30% курсантов 4-го курса представление о метком выстреле индивидуализировано и свидетельствует о появлении внутреннего контроля за выполняемой работой

Регулярное проведение самоанализа позволяет повысить осознаваемость параметров техники стрельбы, научиться определять ошибки и способы их устранения, формирует умение самостоятельного построения процесса совершенствования техники стрельбы, которое является необходимым условием дальнейшей профессиональной деятельности

1 Соловьева А. В. Методы активного обучения в преподавании дисциплины «Основы профайлинга» // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 2(57) . С. 79 .

2 Вайнштейн Л. М. Основы стрелкового мастерства М , 1960 С 39

3 Жилина М. Я. Исследование техники спортивной стрельбы из пистолета и методика ее совершенствования с помощью средств срочной информации : автореф . дис . ... канд. пед. наук. М. , 1986. С 17.

4 Кудряшов Ю. Г. Исследование факторов определения надежности выполнения выстрела в спортивной стрельбе из винтовки : автореф . дис . ... канд . пед. наук. М . , 1978. С. 25 .

5 Пивоваров Д. В., Пенькова И. В., Осипов О. О. Схема заполнения дневника самоанализа по огневой подготовке для курсантов на первоначальном этапе обучения // Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии : мат-лы XX всерос. науч . -метод. конф Иркутск, 2015 С 250-253

6 Гусев Ю. М., Воронин Е. В. Индивидуализация процесса обучения огневой подготовке сотрудников ОВД // Пути оптимизации физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры : мат-лы Первой всерос. науч . -метод, конф. Тамбов, 2011. С 54-57 ; Литвин Д. В., Лупырь В. Г. Субъективный контроль техники стрельбы из пистолета как фактор повышения ее эффективности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 1(56). С 9-13 .

7 Гусев Ю. М., Воронин Е. В., Радоуцкий В. Ю. Развитие координации прицельно выстрела с учетом нейродинамических особенностей курсантов образовательных учреждений // Вестник Белгородского государственного технического университета им. В. Г. Шухова. 2015 . № 4. С 187-191.

8 Бернштейн Н. А. О ловкости и ее развитии. М. , 1991 . С. 54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.