Научная статья на тему 'Ошибки и коррекция негативных психологических состояний сотрудников ОВД в период формирования навыков стрельбы из пистолета'

Ошибки и коррекция негативных психологических состояний сотрудников ОВД в период формирования навыков стрельбы из пистолета Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3940
339
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стрельба пулевая / огневая подготовка / «ожидание выстрела» / профессиональная подготовка / визуализация / идеомоторная тренировка / bullet shooting / firing training / “anticipation of a shot” / professional training / visualization / ideomotor training

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жуков Виктор Михайлович, Руденко Иван Владимирович, Кривошеева Ольга Робертовна

Проведен анализ причин возникновения ошибки «ожидание выстрела» при стрельбе из огнестрельного оружия у слушателей факультета профессиональной подготовки Омской академии МВД России. Отмечается, что стрельба из огнестрельного оружия (особенно на первоначальном этапе обучения) является стрессовой ситуацией, которая нарушает нормальное течение психических процессов, нерационально концентрируя сознание на одном виде деятельности, ухудшает внимание. К дезорганизации двигательной функции может привести нежелательная ошибка начинающих стрелков «ожидание выстрела». Экспериментально апробированы методы диагностики и коррекции психологического состояния неопытных стрелков в рамках реализации учебной дисциплины «Огневая подготовка».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Жуков Виктор Михайлович, Руденко Иван Владимирович, Кривошеева Ольга Робертовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mistakes and correction of law enforcement officers’ negative psychological states when mastering pistol firing skill

The article examines the causes of the mistake “anticipation of a shot” made by trainees of the Professional Training Department of the Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation when firing a firearm. It is noted that firing a firearm weapon (especially at the initial stage) is a stressful situation which violates the usual flow of psychic processes, unreasonably concentrates the consciousness on one type of activity and decreases attention. The unadvisable mistake “anticipation of a shot” made by the beginning marksmen can disorganize the movement function. When teaching “Firearms training” the authors experimentally tested the methods of diagnostics and correction of psychological state of unskilled marksmen.

Текст научной работы на тему «Ошибки и коррекция негативных психологических состояний сотрудников ОВД в период формирования навыков стрельбы из пистолета»

УДК 623

ОШИБКИ И КОРРЕКЦИЯ НЕГАТИВНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СОТРУДНИКОВ ОВД В ПЕРИОД ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СТРЕЛЬБЫ ИЗ ПИСТОЛЕТА

В. М. Жуков, И. В. Руденко, О. Р. Кривошеева

Проведен анализ причин возникновения ошибки «ожидание выстрела» при стрельбе из огнестрельного оружия у слушателей факультета профессиональной подготовки Омской академии МВД России. Отмечается, что стрельба из огнестрельного оружия (особенно на первоначальном этапе обучения) является стрессовой ситуацией, которая нарушает нормальное течение психических процессов, нерационально концентрируя сознание на одном виде деятельности, ухудшает внимание. К дезорганизации двигательной функции может привести нежелательная ошибка начинающих стрелков — «ожидание выстрела». Экспериментально апробированы методы диагностики и коррекции психологического состояния неопытных стрелков в рамках реализации учебной дисциплины «Огневая подготовка».

Ключевые слова: стрельба пулевая, огневая подготовка, «ожидание выстрела», профессиональная подготовка, визуализация, идеомоторная тренировка.

Стрельба из пистолета — это сложное двигательное действие, предъявляющее высокие требования к физическим возможностям и психофункциональному состоянию человека. На первоначальном этапе обучения технике стрельбы из пистолета у обучающихся проявляется ряд типичных стрелковых ошибок, исправление которых требует продолжительной индивидуальной работы 1 . У лиц, принимаемых на службу в ОВД, проходящих профессиональную подготовку, ввиду напряженного графика учебного процесса и большой наполняемости учебных групп, значительного объема учебной программы и короткого периода, отводимого на подготовку, реализация индивидуального подхода в обучении технике стрельбы маловероятна Нужны новые средства и методы, позволяющие оптимизировать процесс обучения технике стрельбы у данной категории лиц

«Ожидание выстрела» — вид нежелательной ошибки, проявляющийся в нескольких вариантах Наиболее часто в процессе обучения слушателей, проходящих первоначальную подготовку сотрудников полиции, встречаются две формы

Первая характеризуется резким нажатием на спусковой крючок в момент, когда прицельные приспособления занимают оптимальное положение относительно центра мишени. Это приводит к непроизвольным сокращениям мелких мышечных групп непосредственно перед выстрелом и отклонениям пробоин от района прицеливания Данная ошибка связана с чрезмерной актуализацией стрелком процесса прицеливания и потерей контроля за такими составляющими меткого выстрела, как хват оружия и обработка спуска В основе возникновения такой ошибки лежит желание стрелка выполнить выстрел как можно точнее Отметим, что проявление ошибки учащается при введении в условия выполнения упражнения временного ограничения, т е при скоростной стрельбе

Вторая форма проявления ошибки характеризуется активным противодействием стрелка таким факторам, связанным с особенностями стрельбы из огнестрельного оружия, как отдача, звук выстрела и яркая вспышка Стремление сопротивляться резкому движению пистолета, которое характеризует отдачу, проявляется в предупредительном сокращении различных мышечных групп Это приводит не только к импульсивному сжатию рукоятки пистолета и толчковому движению руками вперед, но и к наклону туловища в момент обработки спуска. Эти двигательные действия могут сопровождаться зажмуриванием и даже поворотом головы стреляющего в сторону В результате пробоины на мишени значительно отклоняются от района прицеливания или мишень остается чистой. В основе возникновения данной ошибки лежит боязнь выстрела, этимология которой может быть различна — от боязни огнестрельного оружия как такового до посттравматического стрессового расстройства

При различных формах проявления ошибки «ожидание выстрела» есть одно общее основание ее возникновения — негативное психологическое состояние, которое выражается в потере концентрации и страхе . Боязнь выстрела актуальна и для значительного количества сотрудников полиции. Так, примерно 70% женщин и 30% мужчин, проходящих первоначальное обучение на факультете профессионального обучения Омской академии МВД России, сталкиваются с данной проблемой 2.

Для более детального анализа субъективных причин возникновения ошибки «ожидание выстрела» нами была разработана анкета из 13 вопросов . Анкетируемым слушателям (57 мужчин и 14 женщин) предлагалось выбрать три наиболее актуальных для них варианта ответа.

Результаты опроса показали неоднозначные ответы мужчин и женщин (табл.). Самые популярные варианты ответов у мужчин — стремление показать хороший результат (63,0%) и уложиться во временные рамки (53,7%). Женщины в качестве наиболее частых вариантов указали боязнь не уложиться во время, отведенное для стрельбы (70,6%), и реагирование на выстрелы других участников (47,0%) при ведении огня одновременно с нескольких огневых рубежей . На третье место женщины поставили желание показать хороший результат (35,3%)

Несмотря на частое совпадение в определении причин ошибки у мужчин и женщин, стимулом для возникновения данных факторов выступают разные основания. Желание показать хороший результат у мужчин связано со стремлением быть лучше, у женщин это свидетельствует о старании выполнить необходимые требования для прохождения обучения. По всей видимости, обстоятельство связано с неуверенностью женщин в своих возможностях по овладению умением стрельбы из огнестрельного оружия

Подтверждением служит высокий процент ответов женщин на вопрос, касающийся волнения во время стрельбы (35,3%), многие отметили боязнь самого выстрела как физического явления (23,5%)

Выявлено стремление мужчин к соперничеству, выражающемуся в желании сделать выстрел как можно бы-

Таблица. Результаты анкетирования слушателей на выявление субъективных причин возникновения ошибки «ожидание выстрела», %

Варианты ответов Мужчины Женщины

Я хочу добиться положительного результата в короткий срок 25,9 5,9

Я отвлекаюсь на личные проблемы 3,7 0

Я знаю, что допускаю эту ошибку, но не стремлюсь ее исправить 7,4 0

Я не осознаю, что допускаю подобную ошибку 7,4 4,8

Во время стрельбы я слишком волнуюсь 14,8 35,3

У меня слабая теоретическая подготовка 1,8 0

У меня слабая техническая подготовка 7,4 4,8

Я боюсь не успеть выполнить упражнение в отведенное для этого время 53,7 70,6

Я реагирую на выстрелы других стреляющих 24,0 47,0

Я хочу показать хороший результат 63,0 35,3

Я хочу сделать выстрел как можно быстрее 46,3 17,6

Я боюсь показать плохой результат 22,2 29,4

Я боюсь выстрела 1,8 23,5

стрее (46,3%) и добиться высоких результатов в наиболее короткий срок (25,9%).

Результаты анкетирования показали слабое влияние на возникновение ошибки таких причин, как личные проблемы, слабая теоретическая и техническая подготовка, непонимание сути ошибки, отсутствие стремления к ее исправлению, а также почти полное отсутствие у мужчин боязни выстрела

Описанные связи между возникновением нежелательной ошибки «ожидание выстрела» и психологическими процессами, выявленными в процессе обучения стрельбе, указывают на индивидуальную психологическую особенность личности — тревожность. Последняя связана с ответственностью, она дает возможность мобилизовать все внутренние ресурсы 3 . В данном случае под тревожностью понимается устойчивое или (в зави-

2%

Рис. 1. Показатели личностной тревожности у слушателей на начальном этапе обучения технике стрельбы из пистолета

симости от ситуации) проявляемое человеком состояние повышенного беспокойства, страха и тревоги в типовых социальных ситуациях, связанных с соревновательной или экзаменационной деятельностью, повышенной эмоциональной или физической нагрузкой, а также вызванное иными причинами

Для выявления уровня тревожности нами проведено тестирование по шкале реактивной и личностной тревожности Ч. Спилбергера 4.

Тестирование слушателей проводилось в период начального этапа обучения технике стрельбы из пистолета на занятиях по огневой подготовке В исследовании приняли участие 173 респондента. Анализ результатов тестирования личностной тревожности показал, что 51% опрошенных имеют низкий уровень, 48% — средний уровень и только 1% — высокий уровень личностной тревожности (рис. 1). Показатели ситуативной тревожности оказались приблизительно равны: 50% имеют низкий уровень тревожности, 48% — средний и 2% — высокий (рис 2)

Выявленные данные, касающиеся уровня личностной и ситуативной тревожности у слушателей факультета профессионального обучения, существенно разнятся с наблюдаемыми результатами у студентов гражданских вузов .

В исследованиях, посвященных данной проблеме, у испытуемых чаще фиксируется высокий уровень как личностной, так и ситуативной тревожности, достигающий 35-50%, гораздо реже отмечается низкий уровень тревожности — 15-20% 5 . Умеренный или средний уровень тревожности регистрируется приблизительно на том же уровне. На наш взгляд, это связано с прохождением кандидатом на службу в органы внутренних дел профессионального отбора, в том числе качественного психологического обследования. Еще один фактор, приведший к снижению количества слушателей с высоким уровнем тревожности, — стремление слушателей показать себя в лучшем свете.

Сравнительный анализ результатов тестирования личностной и ситуативной тревожности и показателей слушателей в стрельбе из пистолета показал, что 82% стрелков, допускающих ошибку «ожидание выстрела», имеют средние или высокие показатели тревожности

Проведенное исследование позволяет предположить, что в целях оптимизации учебного процесса (при

1%

0 Высокий уровень § Средний уровень Е Низкий уровень

Рис. 2. Показатели ситуативной тревожности у слушателей на начальном этапе обучения технике стрельбы из пистолета

30 25 20 15 10 5 0

До эксперимента После эксперимента

□ Контрольная группа 0 Экспериментальная группа

Рис.3. Результативность стрельбы из пистолета у слушателей до и после проведения эксперимента

наличии данных об уровне личностной и ситуационной тревожности занимающихся) на этапе первоначального разучивания техники стрельбы из пистолета целесообразно уделять повышенное внимание слушателям, имеющим средние и высокие показатели тревожности

Установив причины возникновения у слушателей ошибки «ожидание выстрела», необходимо определить возможные пути их профилактики и устранения. Спектр педагогических и психологических методик, направленных на исправление ошибки «ожидание выстрела», широк. При выборе средств и методов, нивелирующих ошибку «ожидание выстрела» у слушателей, необходимо учитывать ряд таких факторов, как высокая интенсивность обучения, большое количество обучающихся, небольшой промежуток времени, отводимого на подготовку

По мнению некоторых авторов 6, важнейшим фактором успешной подготовки стрелка является психофизиологическая подготовка, цель которой направлена на:

— формирование у стрелка такого психического состояния, которое будет способствовать достижению поставленной цели, т е способности регулировать непроизвольные эмоциональные реакции в экстремальных ситуациях;

— оказание помощи стрелку в овладении приемами самоуправления (аутогенной тренировки), самооценки состояния, переключения и отвлечения внимания, осмысления обстоятельств, вызвавших стрессовое состояние, самоконтроля за экспрессией и установления спокойного ритма дыхания

Одним из наиболее оптимальных методов психорегуляции, на наш взгляд, является визуализация. Данный метод — комплекс психологических приемов, направленных на отображение зрительных образов и управление ими в сознательной сфере мышления. Визуализация широко используется в спорте, демонстрируя высокую эффективность, однако наибольшее распространение она получила в сфере спорта высших достижений, недостаточно используясь в подготовке начинающих спортсменов и спортсменов массовых разрядов 7.

В целях оценки влияния метода визуализации на психофункциональное состояние слушателей в процессе обучения стрельбе и в рациональном формировании техни-

ки меткого выстрела нами был проведен педагогический эксперимент В нем приняли участие две группы слушателей (по 30 испытуемых в каждой), не имеющих на этапе предварительного тестирования достоверных различий в результатах стрельбы по условиям упражнения 1 курса стрельб 2012 «Стрельба с места по неподвижной цели» (рис. 3). Количество слушателей, допустивших во время стрельбы ошибку «ожидание выстрела», составило 36,6% (п = 11) в контрольной группе и 40,0% (п = 12) в экспериментальной, что свидетельствует о достоверности различия при р < 0,05%.

Дальнейшие занятия по огневой подготовке в экспериментальной группе проходили с использованием техники визуализации Психологами отделения психологического обеспечения Омской академии МВД России была разработана программа психологической коррекции с учетом ранее выявленных особенностей восприятия слушателями процесса стрельбы, включая гендерный аспект

Реализация разработанной программы проходила на протяжении пяти занятий по огневой подготовке Психолог зачитывал полную последовательность действий выполняемого упражнения, предлагая слушателям четко представлять, что они делают, ориентируясь на его голос Во время процедуры слушатели сидели или стояли с закрытыми глазами, их задача была, ориентируясь на голос психолога, максимально четко представлять все ключевые моменты при выполнении упражнения. Эта техника позволяет слушателям с ведущими визуальными или аудиальными типами репрезентативных систем запомнить правильную последовательность выполнения упражнения на уровне подсознания через воздействие на каналы восприятия информации В целях усиления эффекта на кинестетический канал восприятия информации использовалось учебное оружие, чтобы каждое действие, озвученное психологом, слушатели выполняли непосредственно с пистолетом

Дополнительно с обучающимися проведены занятия по овладению техникой идеомоторной тренировки, в процессе которой слушатель без посторонней помощи должен был мысленно отработать ключевые технические элементы производства выстрела либо всего упражнения в целом, ориентируясь на ранее пройденную программу визуализации и индивидуальные особенности личности

В контрольной группе слушателей занятия проводились по стандартной программе

По окончании эксперимента было проведено повторное тестирование, результаты которого в стрельбе слушателей контрольной и экспериментальной групп имеют достоверные отличия Максимальный возможный в упражнении результат — 30 очков, в экспериментальной группе был показан у 16,6% слушателей (п = 5), в контрольной группе только 6,6% слушателей (п = 2) смогли продемонстрировать такой уровень стрельбы Количество слушателей, допустивших ошибку «ожидание выстрела», в экспериментальной группе снизилось с 40,0% (п = 12) до 10,0% (п = 3), в контрольной группе доля ошибающихся стрелков изменилась незначительно: с 36,6 (п = 11) до 23,3% (п = 7).

Резюмируя итоги нашего исследования, отметим следующее:

— стрельба из огнестрельного оружия (особенно на первоначальном этапе обучения) является стрессовой ситуацией, которая нарушает нормальное течение психических процессов, нерационально концентрирует сознание на одном виде деятельности, ухудшает внимание, дезорганизует двигательные функции. К такой дезорганизации двигательной функции можно отнести широко распространенную ошибку начинающих стрелков «ожидание выстрела»;

— корректировка негативных психологических состояний — одна из актуальных проблем в методике огневой подготовки сотрудников полиции в процессе первоначального обучения. Один из способов такой коррекции — метод визуализации, реализуемый как при участии психологов, так и самостоятельно (в форме идеомо-торной тренировки);

— при разработке материалов коррекции психологических состояний обучающихся необходимо учитывать особенности восприятии ими процесса стрельбы;

— в целях совершенствования процесса обучения и минимизации ошибки «ожидание выстрела» рекомендуется применение психодиагностических комплексов, направленных на выявление уровня личностной и ситуационной тревожности

1 Пивоваров Д. В., Пенькова И. В., Осипов О. О. Схема заполнения дневника самоанализа по огневой подготовке для курсантов на первоначальном этапе обучения // Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии : мат-лы ХХ всерос. науч . -метод, конф. Иркутск, 2015 . С 250-253.

2 Жуков В. М., Завирюха А. М., Кочуров А. Г., Устинова О. В. Вопросы психологической подготовки при обучении стрельбе // Подготовка кадров для силовых структур: современные

направления и образовательные технологии : мат-лы ХХ все-рос науч -метод конф Иркутск, 2015 С 199

3 Кривошеева О. Р., Чусовитина О. М., Герман Е. В. Социальная ответственность как основа поведения личности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2012 . № 1(48). С. 52-55.

4 Спилбергер Ч. Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Стресс и тревога в спорте : междунар . сб. науч. ст. / сост. Ю. Л. Ханин . М. , 1983. С. 9-17 .

5 Бакланова Е. А., Шелегауцкая Н. Л. Некоторые характеристики тревожности студентов гуманитарных специальностей // Человеческий капитал. 2015 . № 9(81). С. 24-26 ; Курчатова А. А., Скурыдина А. С. Тревожность как состояние психического напряжения студентов в период экзаменационной сессии // Современные наукоемкие технологии. 2013 . № 7. С. 211-212 ; Маслова Т. М. Динамика тревожности студентов вуза в процессе их профессионального становления // Вектор науки Томского государственного университета. 2014. № 4(30). С. 168-171.

6 Бойков А. А., Таран А. Н. Психофизиологические особенности огневой подготовки курсантов в учебных заведениях МВД России // Общество и право . 2014. № 1(47) . С. 325-329.

7 Абарцумов Н. А., Блеер М. Г., Покотило М. Г. Психологические факторы повышения результативности в стендовой стрельбе на круглом стенде (с учетом визуализации) // Молодой ученый. 2014. № 4. С. 716-722 ; Гусев Ю. М., Попова И. В Психолого-педагогические аспекты техники производства меткого выстрела // Проблемы правоохранительной деятельности и образования : сб . науч . тр. докторантов, адъюнктов, аспирантов, соискателей . Белгород, 2009. С. 114-118 ; Са-ламашкина Н. В., Москвин Н. Т., Головин В. В. Методы визуализации в карате и других видах спорта // Визуальная коммуникация в социокультурной динамике : сб ст междунар науч . -практ. конф. Казань, 2015 . С. 473-478 ; Смоленцева В. Н. Средства психической саморегуляции и успешность их применения в практике спорта // Вопросы функциональной подготовки в спорте высших достижений : мат-лы 2-й всерос . науч . -практ конф Омск, 2014 С 63-68

УДК 623

САМОАНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ СТРЕЛЬБЫ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ

И. В. Пенькова, О. О. Осипов

Самое главное — «включать голову» во все, что делаешь и что собираешься сделать Большинство совершенных ошибок происходит от недостаточной включенности сознания в процесс движения

Брюс Дженнер

В статье представлено обобщение длительного педагогического опыта авторов по обучению курсантов проведению самоанализа результатов стрельбы в процессе огневой подготовки. Предлагаются форма дневника самоанализа и его научное обоснование. Правильно проведенный самоанализ закрепляет в сознании стрелка нужную схему дей-

ствий, позволяет вскрывать и анализировать допущенные ошибки, укрепляет понимание того, что результат стрельбы зависит от правильности действий стреляющего.

Ключевые слова: самоанализ стрельбы, техника выполнения меткого выстрела, огневая подготовка.

В результате освоения учебной дисциплины «Огневая подготовка» необходимо не только подготовить выпускника, способного эффективно применять табельное оружие, но и развить у обучающихся способность самостоятельно решать проблемы, возникающие в процессе стрельбы

Проблема самоанализа стрельбы не нова, но приобрела особую актуальность в настоящее время в связи с переходом на обучение по новым стандартам на базе ком-петентностного подхода. Суть его заключается не в усвоении готовых знаний, а в развитии у обучающихся способностей самостоятельно решать проблемы в сфере профессиональной деятельности 1

В основе эффективного применения оружия лежат сформированные умения и навыки скоростной стрельбы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.