Научная статья на тему 'САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ С РАЗНОЙ ВЫРАЖЕННОСТЬЮ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА'

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ С РАЗНОЙ ВЫРАЖЕННОСТЬЮ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
244
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА / СТУДЕНТЫ / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Куницына И. А., Егорова О. В., Яхудина Е. Н.

Введение. В статье рассмотрены некоторые психологические подходы к исследованию самоактуализации личности. Описаны результаты эмпирического исследования особенностей самоактуализации студентов с разным уровнем выраженности акцентуаций характера. Материалы и методы. Для изучения самоактуализации личности и акцентуаций характера у студентов были использованы следующие психодиагностические методики: методика исследования самоактуализации личности САМОАЛ (А. В. Лазукин в адаптации Н. Ф. Калина); шкала экзистенции А. Лэнгле (адаптация И. Н. Майнина); методика исследования ценностных ориентаций (М. Рокич); тест акцентуаций характера (К. Леонгард - Н. Шмишек); тест по выявлению уровня внутриличностной конфликтности (А. И. Шипилов). Общее количество обследованных - 50 студентов, из них 37 девушек и 13 юношей. Результаты исследования. В ходе эмпирического исследования выявлено, что уровень самоактуализации личности и ее отдельных характеристик существенно различается у студентов, обладающих выраженными признаками акцентуаций характера, и тех, у кого отсутствуют признаки данной акцентуации характера. Обсуждение и выводы. Самоактуализация личности может проявляться на уровне субъектных и поведенческих характеристик. У студентов с выраженными акцентуациями демонстративного, эмотивного, застревающего, педантичного и тревожного типов по сравнению со сверстниками без признаков данных акцентуаций выявлен существенно более высокий уровень субъектных характеристик самоактуализации личности. Студенты с демонстративной и гипертимной акцентуациями обладают существенно более высоким уровнем поведенческих характеристик самоактуализации личности, чем их однокурсники без признаков данных акцентуаций. Акцентуации характера можно рассматривать в качестве факторов, способствующих или, наоборот, затрудняющих самоактуализацию личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Куницына И. А., Егорова О. В., Яхудина Е. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONALITY SELF-ACTUALIZATION OF STUDENTS WITH DIFFERENT CHARACTER ACCENTUATIONS

Introduction. The article discusses the issues of student’s self-actualization with different levels of accentuation. The empirical results of student’s self-actualization with different levels of character accentuation are described. Materials and methods. To solve the tasks, the following methods were used: the methodology of the study of self-actualization of the personality of the SELF (A.V. Lazukin in the adaptation of N. F. Kalin); the scale of existence of A. Langle (adaptation of I. N. Mainin); the methodology of the study of value orientations (M. Rokich); character accentuation test (K. Leonhard - N. Shmishek); a test to identify the level of intrapersonal conflict (A. I. Shipilov). The total number of examined persons is 50, of which 37 are girls and 13 are boys. Results. The results of the study revealed the level of personality self-actualization and its individual characteristics significantly differs between students with pronounced signs of character accentuations and those who lack signs of this character accentuation. Discussion and conclusion. Personality self-actualization can manifest itself at the level of subjective and behavioral characteristics. Students with pronounced accentuations of demonstrative, emotive, stuck, pedantic and anxious types compared with peers without signs of these accentuations revealed a significantly higher level of subjective characteristics of self-actualization of personality. Students with demonstrative and hyperthymic accentuations have a significantly higher level of behavioral characteristics of self-actualization of personality than their classmates without signs of these accentuations. Character accentuations can be considered as factors contributing to or, conversely, complicating the self-actualization of the individual.

Текст научной работы на тему «САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ С РАЗНОЙ ВЫРАЖЕННОСТЬЮ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА»

Научная статья УДК 159.923 - 057.875 ВАК 5.3.7

DOI 10.35231/18186653_2023_2_232

Самоактуализация студентов с разной выраженностью акцентуаций характера

И. А. Куницына, О. В. Егорова, Е. Н. Яхудина

Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина,

Санкт-Петербург, Российская Федерация

Введение. В статье рассмотрены некоторые психологические подходы к исследованию самоактуализации личности. Описаны результаты эмпирического исследования особенностей самоактуализации студентов с разным уровнем выраженности акцентуаций характера.

Материалы и методы. Для изучения самоактуализации личности и акцентуаций характера у студентов были использованы следующие психодиагностические методики: методика исследования самоактуализации личности САМОАЛ (А. В. Лазукин в адаптации Н. Ф. Калина); шкала экзистенции А. Лэнгле (адаптация И. Н. Майнина); методика исследования ценностных ориентаций (М. Рокич); тест акцентуаций характера (К. Леонгард -Н. Шмишек); тест по выявлению уровня внутриличностной конфликтности (А. И. Шипи-лов). Общее количество обследованных - 50 студентов, из них 37 девушек и 13 юношей.

Результаты исследования. В ходе эмпирического исследования выявлено, что уровень самоактуализации личности и ее отдельных характеристик существенно различается у студентов, обладающих выраженными признаками акцентуаций характера, и тех, у кого отсутствуют признаки данной акцентуации характера.

Обсуждение и выводы. Самоактуализация личности может проявляться на уровне субъектных и поведенческих характеристик. У студентов с выраженными акцентуациями демонстративного, эмотивного, застревающего, педантичного и тревожного типов по сравнению со сверстниками без признаков данных акцентуаций выявлен существенно более высокий уровень субъектных характеристик самоактуализации личности. Студенты с демонстративной и гипертимной акцентуациями обладают существенно более высоким уровнем поведенческих характеристик самоактуализации личности, чем их однокурсники без признаков данных акцентуаций. Акцентуации характера можно рассматривать в качестве факторов, способствующих или, наоборот, затрудняющих самоактуализацию личности.

Ключевые слова: самореализация, акцентуации характера, студенты, юношеский возраст.

Для цитирования: Куницына И. А., Егорова О. В., Яхудина Е. Н. Особенности самоактуализации личности студентов с разными акцентуациями характера // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. - 2023. - № 2. -С. 232-249. DOI 10.35231/18186653_2023_2_232

© Куницына И. А., Егорова О. В., Яхудина Е. Н., 2023

Original article

UDC 159.923 - 057.875

VAK 5.3.7

DOI 10.35231/18186653_2023_2_232

Personality Self-actualization of Students With Different Character Accentuations

Irina A. Kunitsyna, Olga V. Egorova, Elena N. Yahudina

Pushkin Leningrad State University, Sankt-Peterburg, Russian Federation

Introduction. The article discusses the issues of student's self-actualization with different levels of accentuation. The empirical results of student's self-actualization with different levels of character accentuation are described.

Materials and methods. To solve the tasks, the following methods were used: the methodology of the study of self-actualization of the personality of the SELF (A.V. Lazukin in the adaptation of N. F. Kalin); the scale of existence of A. Langle (adaptation of I. N. Mainin); the methodology of the study of value orientations (M. Rokich); character accentuation test (K. Leonhard - N. Shmishek); a test to identify the level of intrapersonal conflict (A. I. Shipilov). The total number of examined persons is 50, of which 37 are girls and 13 are boys.

Results. The results of the study revealed the level of personality self-actualization and its individual characteristics significantly differs between students with pronounced signs of character accentuations and those who lack signs of this character accentuation.

Discussion and conclusion. Personality self-actualization can manifest itself at the level of subjective and behavioral characteristics. Students with pronounced accentuations of demonstrative, emotive, stuck, pedantic and anxious types compared with peers without signs of these accentuations revealed a significantly higher level of subjective characteristics of self-actualization of personality. Students with demonstrative and hyperthymic accentuations have a significantly higher level of behavioral characteristics of self-actualization of personality than their classmates without signs of these accentuations. Character accentuations can be considered as factors contributing to or, conversely, complicating the self-actualization of the individual.

Key words: self-realization, adolescence, students, character accentuation.

For citation: Kunitsyna, I. A., Egorova, O. V., Yahudina, E. N. (2023) Samoaktualizaciya lichnosti studentov s raznoj vyrazhennost'yu akcentuacij haraktera [Personality Self-actualization of Students With Different Character Accentuations] Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina - Pushkin Leningrad State University Journal. No. 2. Pp. 232-249. (In Russian). DOI 10.35231/18186653_2023_2_232

234'Введение

Самоактуализация является основополагающим жизненным процессом, от которого зависит благополучное эмоциональное состояние человека. А. Маслоу и К. Роджерс писали о самоактуализации как об единственной возможности реализовать себя и обрести смысл своего существования [5].

Не следует полагать, что актуальность проблемы самоактуализации личности в современности выше ее значимости в другие периоды развития общества, например, в античности или в средневековье, но, несомненно, она имеет свою специфику, обусловленную нынешними реалиями. На сегодняшний день в обществе каждому доступна свобода выбора траекторий саморазвития и способов самореализации. Огромное разнообразие образовательных организаций общего, профессионального и дополнительного образования, множество видов профессиональной деятельности и условий труда, а также большое количество учреждений, созданных для удовлетворения культурно-досуговых интересов молодежи в процессе совместной общественно значимой деятельности в свободное время, представляют собой идеальную среду для раскрытия своего потенциала. Но в то же время наблюдается и глобальная растерянность людей, связанная с поиском области самореализации. Современные отечественные исследования, в частности, проведенные аналитиками сервиса «Работа.ру» в 2021 г., показывают, что большинство россиян недовольны своей работой (77 %) и не видят возможности реализации в профессии. Тогда областью реализации потенциала становится хобби, творчество, а также активность во всемирном информационно-коммуникационном пространстве.

В последнее десятилетие опубликованы результаты ряда психологических исследований, направленных на изучение личностных характеристик, являющихся предикторами самоактуализации личности. Большинство из этих исследований проведено на студенческой выборке. А. Е. Ильиных, Н. В. Аса-нова, А. А. Яшанина к таким характеристикам относят локус контроля «Жизнь», интуитивный канал эмпатии, идентификацию и самооценку. Т. А. Втюрина, Д. В. Грязева и М. К. Омарова выявили связь самоактуализации с когнитивным и оценочным компонентами Я-концепции. С. В. Гуцунаева установила, что

существуют различия показателей самоактуализации у студенческой молодежи с различной гендерной идентичностью.

Роль акцентуаций характера в самоактуализации личности остается неизученной. Однако существует исследование В. О. Ко-лесниченко, в котором изучалась взаимосвязь показателей самореализации и индивидуально-психологических особенностей личности. Автор отмечает, что акцентуации характера могут выполнять роль барьера на пути самореализации личности. Отрицательно связаны с самореализацией такие типы акцентуаций, как тревожно-боязливый, дистимный, аффективно-экзальтированный и педантичный. Гипертимный тип акцентуации положительно связан с самореализацией. Данное исследование проведено с помощью метода корреляционного анализа. Требуется уточнение особенностей самоактуализации студентов с разной выраженностью акцентуаций характера.

Цель исследования: выявить особенности самоактуализации студентов с разной выраженностью акцентуаций характера.

Объект исследования: студенты с разной выраженностью акцентуаций характера.

Предмет исследования: самоактуализация студентов с разной выраженностью акцентуаций характера.

Гипотеза исследования: существуют различия значений показателей самоактуализации у студентов с разной выраженностью акцентуаций характера.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые был проведен сравнительный анализ значений показателей самоактуализации личности у студентов с разной выраженностью акцентуаций характера.

Обзор литературы

Студенческий возраст является важным этапом становления личности. Согласно возрастным периодизациям он определяется как поздняя юность или ранняя взрослость. Границами студенческого возраста являются 18-25 лет. В этот период ведущей деятельностью становится учебно-профессиональная деятельность.

Формирование, а затем и усиление разных черт характера происходит в раннем детском и юношеском возрасте.

Важно обратить внимание на воспитание ребенка с ранних этапов и в дальнейшем способствовать развитию подростка в социальной сфере, так как под воздействием приобретенных травм и особенностей воспитания акцентуации характера могут достигать предельных значений и превращаться в патологии, ведущие к заболеваниям психики.

В исследованиях А. Е. Личко проводится разделение на патологию и нормальный характер. При условии неизменности характера в течение всей жизни и большой роли в социальной дезадаптации характер можно назвать патологическим. Акцентуации разделяют на явную и скрытую степени выраженности [11].

Проводимые исследования позволяют утверждать, что гораздо более часто диагностируют смешанные типы акцентуаций характера или типы с неявно выраженной акцентуацией. Доказано, что акцентуации характера оказывают влияние на самооценку и самосознание, учебную и профессиональную деятельность.

В юности личность начинает ставить перед собой определенные цели, однако не всегда возможности их достижения понимаются и осознаются на уровне индивидуального сознания и представлены в социальной жизни в виде готовых образцов. Такие явления обеспечивает возникновение необходимости в доверии и уверенности в себе, а также субъектной готовности и адаптации юноши к условиям взрослой жизни [19].

В психологической литературе самоактуализация личности определяется как стремление человека к наиболее полному развитию своих потенциальных возможностей.

«Самоактуализация есть тенденция актуализировать то, что содержится в качестве потенций», - писал А. Маслоу, который впервые ввел этот термин в психологию. Вообще, идея самоактуализации и саморазвития личности является основной и чрезвычайно значимой для многих современных концепций о человеке. Она занимает ведущее место гуманистической психологии (А. Маслоу, В. Франкл, К. Роджерс и т.д.), которая является одним из наиболее мощных и интенсивно развивающихся направлений современной психологической науки и практики [5].

В отечественной психологии вопросом самоактуализации личности также занимались многие выдающиеся ученые и исследователи, такие как: М. М. Бахтин, С. Л. Рубинштейн,

Б. Г. Ананьев, К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Божович, М. Р. Гинзбург и многие другие [8].

Студенческий возраст отличает и то, что именно в этот период происходит достижение личностью многих оптимумов развития интеллектуальных и физических сил, однако в этом возрасте есть вероятность появления противоречия между возможностями и вероятностью их реализации жизни [19].

При определении показателей самоактуализованной личности необходимо учитывать психологические особенности возраста. К таким особенностям разные авторы относят: интерес к творчеству; успешную адаптацию в социуме; адекватное восприятие окружающего мира; профессиональное самоопределение; формирование Я-концепции и др. [8].

Первым показателем самоактуализованной личности является интерес к творчеству. Различным аспектам креативности самоактуализованного человека посвящены работы таких ученых, как И. С. Морозова, А. Е. Ильиных, Ю. Н. Ляпина, Н. В. Ува-рина и др. В юношеском возрасте усиливается направленность на творческую деятельность, в рамках которой проявляется и развивается креативность. Высокий уровень креативности позволяет активно участвовать в творческой деятельности, что в итоге дает возможность для самовыражения; повышается социометрический статус и адекватность высокой самооценки, социально-психологическая адаптированность [4; 6; 8; 16; 18].

Вторым показателем самоактуализованной личности является социально-психологическая адаптированность. Взаимосвязь социально-психологической адаптированности и самоактуализации в своих работах отмечают Ю. А. Рокицкая, Н. И. Петрова и др. [12; 13; 20].

Третьим показателем является адекватное восприятие окружающего мира. Самореализующаяся личность характеризуется объективностью, свободой от стереотипов. Принимая недостатки и слабости как данность, личность ориентируется на самосовершенствование. Некоторые проблемы взаимосвязи самоактуализации и восприятия окружающих людей и мира разрабатывались в трудах И. С. Морозовой и др. [8].

Четвертым показателем самоактуализованной личности является профессиональное самоопределение. Проблеме профессиональной самоактуализации посвящены работы таких

^исследователей, как Е. В. Самаль, В. П. Бикбулатова, Ю. А. Ро-кицкая, О. В. Москаленко и др. Самоактуализирующиеся люди в профессии стремятся достигнуть совершенства, реализуют свои интересы и способности [2; 9; 13; 14; 15].

Пятым показателем самоактуализованной личности можно выделить сформированное представление о себе, в виде самоотношения, самовосприятия, самооценки, оценки собственного поведения. Взаимосвязь разных аспектов «Я-концепции» и самоактуализации в своих работах отмечают И. С. Морозова, Т. А. Втюрина, Т. Н. Михайлова, М. К. Омарова и др. [3; 7; 8; 10].

Подводя итог, можно сказать, что в юношеском возрасте значимую роль в психическом развитии играет интенсивное становление мировоззрения, повышение уровня самосознания, включение в учебно-профессиональную деятельность и осознанное формирование личной индивидуальности.

Материалы и методы

Материалами исследования стали результаты эмпирического исследования особенностей самоактуализации студентов с разной выраженностью акцентуаций характера. В исследовании приняли участие 50 студентов, обучающихся по разным направлениям бакалавриата. Возраст испытуемых 18-25 лет.

Теоретическую основу исследования составили: концепция акцентуированных личностей К. Леонгарда, гуманистическая теория личности А. Маслоу, феменологическая теория К. Роджерса.

Методы исследования: теоретические (анализ научной литературы), организационные (сравнительный метод), эмпирические (тестирование), методы обработки данных (методы сравнительного анализа) и интерпретационные методы (анализ результатов эмпирического исследования).

Методики исследования:

1. Методика исследования самоактуализации личности САМОАЛ А. В. Лазукина (адаптация Н. Ф. Калина).

2. Шкала экзистенции А. Лэнгле (адаптация И. Н. Майни-на). Данная методика позволяет выявить уровень экзистенциальной исполненности, который отражает степень осмысленности жизни, внутренней согласованности, соответствия между сущностью человека и его поступками, возможности вносить хорошее в свою жизнь.

3. Методика исследования ценностных ориентаций М. Рокича. Анализировались только значения показателей терминальных и инструментальных ценностей, относящиеся к ценностям самоактуализирующейся личности. В методике М. Рокича эти ценности названы как ценности самоутверждения: активная деятельная жизнь, интересная работа, развитие, общественное признание, продуктивная жизнь, самоконтроль, терпимость, чуткость, широта взглядов, честность.

4. Тест по выявлению уровня внутриличностной конфликтности А. И. Шипилова. Внутренние конфликты, или «когнитивный диссонанс», проявляются в наличии у человека несовместимых мыслей, убеждений и взглядов. Внутренняя конфликтность рассматривалась как фактор, препятствующий самоактуализации личности.

5. Тест акцентуаций личности К. Леонгарда - Г. Шмишека. В данном исследовании учитывалась степень выраженности каждого типа акцентуации: акцентуация не выражена, средняя степень выраженности и выраженные признаки акцентуации.

В исследовании были использованы методы сравнительного анализа ^критерий Стьюдента и и-критерий Манна-Уитни. Их выбор зависел от объема сравниваемых выборок и соответствия эмпирических распределений нормальному распределению.

Результаты исследования

Анализ данных проводился следующим образом: сравнивались значения показателей самоактуализации личности у студентов с выраженными признаками каждого типа акцентуации и у студентов без признаков данной акцентуации. Такой подход к анализу данных был обусловлен тем, что большинство испытуемых обладают сразу несколькими акцентуациями характера.

При сравнении значений показателей самоактуализации личности по методике САМОАЛ у студентов с гипертимной акцентуацией и без признаков данной акцентуации был выявлен ряд значимых различий (табл. 1). Студенты с гипертимной акцентуацией обладают существенно более высоким уровнем креативности, автономности, спонтанности и самопонимания. Они характеризуются большей творческой направленностью, самостоятельностью, способностью спонтанно выражать свои

чувства, быть собой и не подменять собственные вкусы и оценки внешними социальными стандартами.

Таблица 1

Результаты сравнительного анализа значений показателей самоактуализации личности у студентов с гипертимной акцентуацией и без признаков данной акцентуации

Шкалы Среднее значение и стандартное отклонение Эмпирическое значение t-критерия Стьюдента Р

Студенты, у которых отсутствуют признаки гипертимной акцентуации (0-12 баллов) Студенты с гипер-тимным типом акцентуации (более 19 баллов)

Методика САМОАЛ А. В. Лазукина (адаптация Н. Ф. Калина)

Креативность 7 ± 2,714 8,722 ± 2,296 2,15 p<0,05

Автономность 5,348 ± 3,069 7,278 ± 2,761 2,09 p<0,05

Спонтанность 5,217 ± 3,104 7,5 ± 2,455 2,55 p<0,05

Самопонимание 5,478 ± 2,41 7,333 ± 2,657 2,33 p<0,05

Таблица 2

Результаты сравнительного анализа значений показателей самоактуализации личности у студентов с демонстративной акцентуацией и без признаков данной

акцентуации

Шкалы Среднее значение и стандартное отклонение Эмпирическое значение t-критерия Стьюдента Р

Студенты, у которых отсутствуют признаки демонстративной акцентуации (0-12 баллов) Студенты с демонстративным типом акцентуации (более 19 баллов)

Методика САМОАЛ А. В. Лазукина (адаптация Н. Ф. Калина)

Ценности 6,684 ± 2,518 8,765 ± 2,078 2,86 p<0,01

Креативность 7,053 ± 2,415 8,824 ± 2,351 2,48 p<0,05

Спонтанность 5,263 ± 2,845 7,824±2,555 3 p<0,01

Аутосимпатия 5,737 ± 2,513 8,471 ± 2,294 3,6 p<0,01

Контактность 4,579 ± 1,346 5,882 ± 1,054 3,43 p<0,01

Гибкость в общении 5,105 ± 1,487 6,235 ± 1,522 2,37 p<0,05

Шкала экзистенции А. Лэнгле (адаптация И. Н. Майнина)

Самотранстенденция (st) 60,421 ± 14,033 70,529 ± 9,573 2,68 p<0,05

Персональность (p) 94,526 ± 14,373 105,235 ± 9,1 2,84 p<0,01

При сравнении значений изучаемых показателей у студентов с демонстративной акцентуацией и без признаков данной акцентуации были выявлены значимые различия значений показателей по методике САМОАЛ (табл. 2). Студенты с демонстративной акцентуацией обладают значимо более высокими значениями таких показателей самоактуализации, как: способность разделять ценности самоактуализирующейся личности, креативность, спонтанность, аутосимпатия, контактность, гибкость в общении. Следовательно, они характеризуются более

творческим отношением к жизни, естественностью и легкостью поведения, наличием позитивной «Я-концепции», способностью устанавливать прочные и доброжелательные отношения с окружающими, склонностью к самораскрытию в общении.

У студентов с демонстративной акцентуацией также существенно выше значения показателей персональности и само-транстенденции по шкале экзистенции А. Лэнгле. Это характеризует данных студентов как способных открыто воспринимать окружающий мир, обладающих более эмоциональным внутренним миром и живущих ради определенных ценностей и смыслов.

Сравнительный анализ позволил выявить значимые различия значений показателей свободы, ответственности, экзистенции и экзистенциальной исполненности по шкале экзистенции А. Лэнгле (адаптация И. Н. Майнина) у студентов с застревающей акцентуацией и без признаков данной акцентуации (табл. 3). Значения данных показателей существенно выше у студентов с выраженной застревающей акцентуацией. Они с большим пониманием относятся к обязательности каких-либо собственных действий и поступков для себя и других.

Таблица 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты сравнительного анализа значений показателей самоактуализации личности у студентов с застревающей акцентуацией и без признаков данной акцентуации

Шкала Среднее значение и стандартное отклонение Эмпирическое значение ^критерия Стьюдента Р

Студенты, у которых отсутствуют признаки застревающей акцентуации (0-12 баллов) Студенты с застревающим типом акцентуации (более 19 баллов)

Шкала экзистенции Лэнгле (адаптация И. Н. Майнина)

Свобода (f) 42,931±6,881 49,462±6,936 2,37 p<0,01

Ответственность (v) 47,69±9,201 56,308±7,409 2,43 p<0,05

Экзистенция (e) 90,759±14,65 105,769±13,09 2,62 p<0,05

Экзистенциальная исполненность (g) 187,345±24,087 207,077±18,768 2,14 p<0,05

Были выявлены значимые различия значений показателей по методике САМОАЛ у студентов с эмотивной акцентуацией и без признаков данной акцентуации (табл. 4). Студенты с эмотивной акцентуацией обладают более высоким уровнем креативности, а также в большей степени разделяют ценности самоактуализирующейся личности.

Таблица 4

Результаты сравнительного анализа значений показателей самоактуализации личности у студентов с эмотивной акцентуацией и без признаков данной акцентуации

Шкала Среднее значение и стандартное отклонение Эмпирическое значение t-критерия Стьюдента Р

Студенты, у которых отсутствуют признаки эмотивной акцентуации (0-12 баллов) Студенты с эмотивным типом акцентуации (более 19 баллов)

Методика САМОАЛ (в адаптации Н. Ф. Калина, А. В. Лазукина)

Ценности 5,833±1,329 8,3±2,277 3,66 p<0,001

Креатив 5,833±1,835 8,633±2,539 3,2 p<0,01

В ходе проведения сравнительного анализа значений показателей по методике исследования ценностных ориента-ций (М. Рокич) у студентов с педантичной акцентуацией и без признаков данной акцентуации были выявлены значимые различия значений по такой жизненной ценности, как «Развитие» (табл. 5). У лиц с педантичной акцентуацией значения данного показателя существенно выше. В шкале М. Рокича используется обратная шкала. Следовательно, студентам с педантичным типом акцентуации характера свойственно фиксироваться на мелочах, доводя их до совершенства, а не стремиться к глобальным целям в виде собственного развития.

Таблица 5

Результаты сравнительного анализа значений показателей ценностных ориентаций у студентов с педантичной акцентуацией и без признаков данной акцентуации

Среднее значение Сумма рангов

Шкала Студенты, у которых отсутствуют признаки педантичной акцентуации (0-12 баллов) Студенты с педантичной акцентуацией (более 19 баллов) Студенты, у которых отсутствуют признаки педантичной акцентуации (0-12 баллов) Студенты с педантичной акцентуацией (более 19 баллов) Эмпирическое значение U-критерия Манна-Уитни Р

Методика исследования ценностных ориентаций М. Рокича*

Развитие 1,692 2,333 521 109 64 p<0,05

Примечание: * - в методике М. Рокича используется обратная шкала

У студентов с тревожной акцентуацией и без признаков данной акцентуации были выявлены значимые различия значений показателя жизненной ценности «Продуктивная жизнь» по методике исследования ценностных ориентаций М. Рокича и показателя «Конфликт неадекватной самооценки» по тесту внутриличностной конфликтности А. И. Шипилова (табл. 6). Студенты с выраженной тревожной акцентуацией нацеле-

ны максимально полно использовать свои возможности, распределять силы и развивать способности. Но также студенты с тревожной акцентуации имеют и внутренние противоречия между своими притязаниями и оценкой своих возможностей.

Таблица 6

Результаты сравнительного анализа значений показателей ценностных ориентаций у студентов с тревожной акцентуацией и без признаков данной акцентуации

Шкала Среднее значение Сумма рангов Эмпирическое значение и-критерия Манна-Уитни Р

Студенты, у которых отсутствуют признаки тревожной акцентуации (0-12 баллов) Студенты с тревожной акцентуацией (более 19 баллов) Студенты, у которых отсутствуют признаки тревожной акцентуации (0-12 баллов) Студенты с тревожной акцентуацией (более 19 баллов)

Методика ценностных ориентаций (М. Рокич)*

Продуктивная жизнь | 2,229 | 1,5 | 786 | 75 | 54 | р<0,05

Тест по выявлению уровня внутриличностной конфликтности (А. И. Шипилов)

Конфликт неадекватной самооценки 6,457 10,2 682 179 52 p<0,05

Примечание: * - в методике М. Рокича используется обратная шкала

В ходе проведения сравнительного анализа были выявлены значимые различия значений показателя внутриличностной конфликтности тест А. И. Шипилова у студентов с экзальтированной акцентуацией и без признаков данной акцентуации (табл. 7). Значения данного показателя существенно выше у студентов без признаков данного типа акцентуации личности. Следовательно, студенты без признаков экзальтированной акцентуацией обладают более высоким уровнем мотиваци-онной внутриличностной конфликтности. Молодежь с экзальтированной акцентуацией мало склонна к борьбе мотивов, противоречащих друг другу.

Таблица 7

Результаты сравнительного анализа значений показателей самоактуализации личности у студентов с экзальтированной акцентуацией и без признаков данной

акцентуации

Шкала Среднее значение и стандартное отклонение Эмпирическое значение ^критерия Стьюдента Р

Студенты, у которых отсутствуют признаки экзальтированной акцентуации (0-12 баллов) Студенты с экзальтированным типом акцентуации (более 19 баллов)

Тест по выявлению уровня внутриличностной конфликтности (А. И. Шипилов)

Мотивационный конфликт 4,48±2,946 2,583±1,909 2,66 p<0,05

Студенты с дистимным типом акцентуации личности по сравнению со сверстниками, у которых признаки данной акцентуации отсутствуют, существенно в меньшей степени разделяют ценности самоактуализирующейся личности (табл. 8). Для них меньшее значение имеют такие понятия, как истина, добро, красота, целостность, уникальность, справедливость, порядок, простота, легкость и другие.

Таблица 8

Результаты сравнительного анализа значений показателей самоактуализации личности у студентов с дистимной акцентуацией и без признаков данной акцентуации

Шкала Среднее значение и стандартное отклонение Эмпирическое значение t-критерия Стьюдента Р

Студенты, у которых отсутствуют признаки дистимной акцентуации (0-12 баллов) Студенты с дистимным типом акцентуации (более 19 баллов)

Методика САМОАЛ (в адаптации Н. Ф. Калина, А. В. Лазукина)

Ценности 8,081±2,554 5,7±0,447 2,06 p<0,05

В ходе проведения исследования удалось выявить значимые различия значений показателя «Ориентация во времени» методики САМОАЛ у студентов с возбудимой акцентуацией и без признаков возбудимой акцентуации (табл. 9). Значения данного показателя существенно выше у студентов без признаков данной акцентуации. Они, как правило, не ждут конкретного момента для действий, умеют строить планы на будущее, ощущают перспективы, чувствуют ценность времени и умеют правильно распределять его, для них не свойственно замещение времени своей жизни удовлетворением базовых потребностей. Студенты с возбудимой акцентуацией испытывают проблемы, связанные с планированием собственного времени.

В исследовании не выявлены существенные различия значений показателей самоактуализации личности у студентов с выраженной циклотимной акцентуацией и их сверстников, у которых отсутствуют признаки данной акцентуации.

Обсуждение и выводы

Таким образом, по результатам сравнительного анализа можно констатировать, что студенты с разными выраженными акцентуациями характера обладают отличительными особенностями самоактуализации личности. Больше всего значимых различий по показателям самоактуализации личности выявле-

но у студентов с демонстративным типом акцентуации по сравнению со сверстниками без признаков данной акцентуации. Эти различия проявляются в большей ориентации на ценности развития, большей осмысленности жизни и большей выраженности поведенческих проявлений самоактуализации личности в виде креативности, спонтанности, гибкости в общении и других. Однако наличие у лиц демонстративного типа стремления к приукрашиванию себя позволяет предположить, что эти люди более склонны к созданию имиджа самоактуализирующейся личности, могут лишь казаться самоактуализирующейся личностью, а не быть ею на самом деле.

У студентов с гипертимной акцентуацией по сравнению со сверстниками без признаков данной акцентуации выявлены различия показателей самоакуализации прежде всего на поведенческом уровне. При этом они не отличаются от сверстников ни по степени значимости для них ценностей самоактуализирующейся личности, ни по смысложизненным ориентациям.

По уровню самоактуализации особую группу составляют студенты с эмотивной, педантичной, тревожной и застревающей акцентуациями. Они достаточно высоко оценивают значимость развития как жизненной ценности, обладают большей осмысленностью жизни, но реализации их потенциала мешают такие личностные характеристики, как: ответственность, неуверенность в себе, чувствительность. Есть вероятность, что они будут реализовывать свой потенциал постепенно, более медленно, путем больших эмоциональных затрат.

Меньше всего склонны к самоактуализации личности студенты с дистимным, возбудимым и экзальтированным типами акцентуации.

Таблица 9

Результаты сравнительного анализа значений показателей самоактуализации личности у студентов с возбудимой акцентуацией и без признаков данной акцентуации

Шкала Среднее значение Сумма рангов Эмпирическое значение и-критерия Манна-Уитни Р

Студенты, у которых отсутствуют признаки возбудимой акцентуации (0-12 баллов) Студенты с возбудимой акцентуацией (более 19 баллов) Студенты, у которых отсутствуют признаки возбудимой акцентуации (0-12 баллов) Студенты с возбудимой акцентуацией (более 19 баллов)

Методика САМОАЛ А. В. Лазукина (адаптация Н. Ф. Калина)

Ориентация во времени 6,676 5,111 813,5 132,5 87,5 p<0,05

Самоактуализация личности может проявляться на уровне субъектных и поведенческих характеристик. К субъектным характеристикам самоактуализации личности относятся склонность разделять ценности самоактуализирующейся личности, а также осмысленность жизни и внутренняя согласованность личности. Поведенческие характеристики самоактуализации личности заключаются в спонтанности поведения, креативности, контактности и других.

У студентов с выраженными акцентуациями демонстративного, эмотивного, застревающего, педантичного и тревожного типов по сравнению со сверстниками без признаков данных акцентуаций выявлен существенно более высокий уровень субъектных характеристик самоактуализации личности. Студенты с демонстративной и гипертимной акцентуациями обладают существенно более высоким уровнем поведенческих характеристик самоактуализации личности, чем их однокурсники без признаков данных акцентуаций.

Акцентуации личности можно рассматривать в качестве факторов, способствующих или наоборот, затрудняющих самоактуализацию личности.

Полученные результаты исследования могут быть использованы в процессе психологического сопровождения студентов в условиях высшего учебного заведения.

Список литературы

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания: моногр. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.

2. Бикбулатова В. П., Рабаданова Р. С., Иманбеков М. М. Самоактуализация как необходимый компонент профессионального самоопределения студента // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. - 2017. - Т. 11 - № 2. - С. 37-42.

3. Втюрина Т. А., Грязева Д. В. Стремление к самоактуализации и особенности Я-кон-цепции в раннем юношеском возрасте // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 11. - С. 105-111. DOI: 10.24411/2304-120Х-2020-12045.

4. Ильиных А. Е., Асанова Н. В., Яшанина А. А. Креативность и самоактуализация в контексте смысложизненных ориентаций, эмпатии и самооценки // Научно-педагогическое обозрение. - 2016. - № 1 (11). - С. 31-37.

5. Леонтьев Д. А. Развитие идеи самоактуализации в работах А. Маслоу // Вопросы психологии. - 1987. - № 3. - С. 150-158.

6. Ляпина Ю. Н. Самореализация личности как психологический феномен в различных его проявлениях // Алтайский вестник государственной и муниципальной службы. -2011. - № 7. - С. 53-57.

7. Михайлова Т. Н. «Я-концепция» как фактор самоактуализации и профессионального становления курсантов образовательных организаций МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2020. - Т. 25. - № 3 (82). - С. 307-314. DOI: 10.24411/1999-6241-2020-13010

8. Морозова И. С., Киенко Е. В. Структурные компоненты самореализации личности // Вектор науки Тольятинского государственного университета. Серия: педагогика, психология. - 2011. - № 3 (6). - С. 207-210.

9. Москаленко О. В., Миронова Г. В. Взаимосвязь профессиональной самореализации молодежи с процессами ее самоактуализации, самоопределения и самоэффективности // Мир психологии. - 2011. - № 1 (65). - С. 193-200.

10. Омарова М. К. О влиянии некоторых характеристик Я-концепции на самоактуализацию личности // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. - 2016. - Т. 10. - № 3. - С. 5-10.

11. Панкратова Е. П., Левашова Т. С. Особенности акцентуаций характера в подростковом возрасте // Студенческий научный форум: материалы междунар. студ. науч. конф., Москва, 15 марта 2022. - М.: Евроазиатская научно-промышленная палата, 2022. - С. 44-46.

12. Петрова Н. И. Уровень самоактуализации студентов и их социально-психологическая адаптация // Психологический журнал. - 2003. - Т. 24. - № 3. - С. 116-120.

13. Рокицкая Ю. А. Эмоциональная обусловленность процессов адаптации и самоактуализации субъекта профессионального самоопределения // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2010. - № 1. - С. 187-193.

14. Самаль Е. В. Психологическая структура профессиональной самоактуализации личности // Ярославский педагогический вестник. - 2013. - Т. 2. - № 2. - С. 165-170.

15. Самаль Е. В., Поваренков Ю. П. Особенности самоактуализации личности в процессе ее профессионального становления и развития // Психологическое сопровождение образовательного процесса. - 2013. - Т. 1. - № 3-1. - С. 274-279.

16. Уварина Н. В. К вопросу о проявлении феномена творчества в процессе самоактуализации личности // Вестник Южно-уральского государственного университета. -2006. - № 16. - С. 160-169.

17. Челомбицкая М. П., Лавинский Н. Г. Противоречивая сущность самоактуализации // Молодой ученый. - 2012. - № 11. - С. 248-252.

18. Чистякова О. А., Хаймовская Н. А. Взаимосвязь способности рефлексии и уровня самоактуализации личности в творческой деятельности // Социальная психология: вопросы теории и практики: материалы всероссийской науч.-практ. конф. с междунар. участ., Москва, 12-13 мая 2020. - М.: МГППУ, 2020. - С. 548-551.

19. Ященко Е. Ф. Исследование ценностно-смыслового аспекта самоактуализации студентов // Вопросы психологии. - 2007. - № 1. - С. 80-90.

20. Ященко Е. Ф., Щелокова Е. Г., Лазорак О. В. Личностные особенности иностранных студентов с высоким и низким уровнем самоактуализации в процессе социально-психологической адаптации // Психология. Психофизиология. - 2020. - Т. 13. - № 2. -С. 62-75.

References

1. Ananyev, B. G.(2001) Chelovek kak predmetpoznaniya [Modernization axiology]. St. Petersburg: Piter. (In Russian).

2. Bikbulatova, V. P., Rabadanova, R. S., Imanbekov M. M. (2017) Samoaktuatizaciya kak neobhodimyj komponent professionat'nogo samoopredeteniya studenta [Self-actualization as a necessary component of a student's professional self-determination]. Izvestiya Dagestansk-ogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - Journal Dagestan State Pedagogical University. Vol. 11. No. 2. Pp. 37-42. (In Russian).

3. Vtyurina, T. A., Gryazeva, D. V. (2020) Stremtenie k samoaktuatizacii i osobennosti YA-koncepcii v rannem yunosheskom vozraste [Striving for self-actualization and features of the Self-concept in early adolescence]. Nauchno-metodicheskijetektronnyjzhurnat «Koncept»-Scientific and methodological electronic journal "Koncept". No. 11. Pp. 105-111. (In Russian).

4. Ilyinykh, A. E., Asanova, N. V., Yashanina, A. A. (2016) Kreativnost' i samoaktuatizaciya v kontekste smystozhiznennyh orientacij, empatii i samoocenki [Creativity and self-actualization in the context of life orientations, empathy and self-esteem]. Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie - Pedagogicat Review. No. 1 (11). Pp. 31-37. (In Russian).

5. Leontiev, D. A. (1987) Razvitie idei samoaktualizacii v rabotah A. Mastou [Creativity and self-actualization in the context of life orientations, empathy and self-esteem] Voprosy psihotogii - Questions of psychology. No. 3. Pp.150-158. (In Russian).

6. Lyapina, Yu. N. (2011) Samoreatizaciya tichnosti kak psihotogicheskij fenomen v raztichnyh ego proyavteniyah [Self-realization of personality as a psychological phenomenon in its various manifestations]. Attajskij vestnik gosudarstvennoj i municipat'noj stuzhby- Attai Buttetin of state and municipat service. No. 7. Pp. 53-57. (In Russian).

7. Mikhailova, T. N. (2020) «Ya-koncepciya» kak faktor samoaktuatizacii i professionat'no-go stanovteniya kursantov obrazovatet'nyh organizacij MVD Rossii [«Self-concept» as a factor of cadets' self-actualization and professional formation at the educational organizations of the Russian ministry of internal affairs]. Psihopedagogika v pravoohranitet'nyh organah -Psychopedagogy in taw enforcement agencies. Vol. 25. No. 3 (82). Pp. 307-314. (In Russian).

8. Morozova, I. S., Kienko, E. V. (2011) Strukturnye komponenty samoreatizacii tichnosti [Structural components of self-realization of personality]. Vektor nauki Tot'yatinskogo gosu-darstvennogo universiteta. Seriya: pedagogika, psihotogiy - Vector of science of Togtiatti State University. Series: pedagogy, psychotogy. No. 3 (6). Pp. 207-210. (In Russian).

9. Moskalenko, O. V., Mironova, G. V. (2011) Vzaimosvyaz' professional'noj samorealizacii molodezhi s processami ee samoaktualizacii, samoopredeleniya i samoeffektivnosti [Youth's professional self realization interrelation with processes of its self actualization, self determination and self efficiency]. Mir psihotogii - The wortd of psychotogy. No. 1 (65). Pp. 193-200. (In Russian).

10. Omarova M. K. (2016) O vtiyanii nekotoryh harakteristik YA-koncepcii na samoaktuat-izaciyu tichnosti [On the influence of some characteristics of the Self-concept on the self-actualization of personality]. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - Journat Dagestan State Pedagogicat University. Vol. 10. No. 3. Pp. 5-10. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Pankratova, E. P., Levashova, T. S. (2022) Osobennosti akcentuacij haraktera vpodrost-kovom vozraste [Features of character accentuations in adolescence]. Studencheskij nauchnyj forum [Student Scientific Forum]. Proceedings of the International Stud. Conference. Moscow, 15 March. 2022. Moscow: Eurasian Scientific and Industrial Chamber. Pp. 44-46. (In Russian).

12. Petrova, N. I. (2003) Uroven' samoaktuatizacii studentov i ih sociat'no-psihotogicheskaya adaptaciya [The level of self-actualization of students and their socio-psychological adaptation]. Psihotogicheskij zhurnat-Psychotogicat journat. Vol. 24. No. 3. Pp. 116-120. (In Russian).

13. Rokitskaya, Yu. A. (2010) Emocionat'naya obustovtennost' processov adaptacii i samoaktuatizacii sub"ekta professionat'nogo samoopredeteniya [Emotional conditionality of the processes of adaptation and self-actualization of the subject of professional self-determination]. Vestnik Chetyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - Buttetin of the Chetyabinsk State Pedagogicat University. No. 1. Pp. 187-193. (In Russian).

14. Samal, E. V. (2013) Psihotogicheskaya struktura professionat'noj samoaktuatizacii tichnosti [A psychological structure of the personality's professional self-actualization]. Yarostavskij pedagogicheskij vestnik - Yarostavt Pedagogicat Buttetin. Vol. 2. No. 2. Pp. 165-170. (In Russian).

15. Samal, E. V., Povarenkov, Yu. P. (2013) Osobennosti samoaktualizacii lichnosti v processe ee professional'nogo stanovleniya i razvitiya [Features of self-actualization of personality in the process of its professional formation and development]. Psihotogicheskoe soprovozhdenie obrazovatet'nogo processa - Psychotogicat support of the educationat process. Vol. 1. No. 3-1. Pp. 274-279. (In Russian).

16. Uvarina, N. V. (2006) K voprosu o proyavtenii fenomena tvorchestva v processe samoaktuatizacii tichnosti [On the question of the manifestation of the phenomenon of creativity in the process of self-actualization of personality]. Vestnik Yuzhno-urat'skogo gosudarstvennogo universiteta - Buttetin of the South Urat State University. No. 16. Pp. 160-169. (In Russian).

17. Chelombitskaya, M. P., Lavinsky, N. G. (2012) Protivorechivaya sushchnost' samoaktuatizacii [The contradictory essence of self-actualization]. Motodoj uchenyj - Young scientist. No. 11. Pp. 248-252. (In Russian).

18. Chistyakova O. A., Khaimovskaya N. A. (2020) Vzaimosvyaz' sposobnosti refleksii i urovn-ya samoaktuatizacii tichnosti v tvorcheskoj deyatetnosti [The relationship between the ability of reflection and the level of self-actualization of the individual in creative activity]. Sociat'naya psihotogiya: voprosy teorii i praktiki [Social psychology: questions of theory and practice]. Proceedings of the International Conference. Moscow, 12-13 May 2020. Moscow: MGPPU. Pp. 548-551. (In Russian).

19. Yashchenko, E. F. (2007) Isstedovanie cennostno-smystovogo aspekta samoaktuaiizacii |249| studentov [The study of the value-semantic aspect of students' self-actualization]. Voprosy psihotogii - Questions of psychology. No. 1. Pp. 80-90. (In Russian).

20. Yashchenko, E. F., Shchelokova, E. G., Lazorak, O. V. (2020) Lichnostnye osobennosti inostrannyh studentov s vysokim i nizkim urovnem samoaktuaiizacii v processe sociat'no-psi-hotogicheskoj adaptacii [Personal characteristics of foreign students with high and low levels of self-actualization in the process of socio-psychological adaptation]. Psihoiogiya. Psihofizioiogi-ya - Psychology. Psychophysiotogy. Vol. 13. No. 2. Pp. 62-75. (In Russian).

Личный вклад соавторов

Personal co-authors contribution 40/30/30 %

Информация об авторах

Куницына Ирина Анатольевна - кандидат психологических наук, доцент, Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина, Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID ID: 0000-0002-4864-6447, e-mail: [email protected]

Егорова Ольга Вячеславовна - магистрант, Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина, Санкт-Петербург, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

Яхудина Елена Николаевна - кандидат психологических наук, профессор, Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина, Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID ID: 0000-0003-2025-8714, e-mail: [email protected]

Information about the authors Irina A. Kunitsyna - Cand. Sci. (Psychol.), Assistant Professor, Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg, Russian Federation, ORCID ID: 0000-0002-4864-6447, e-mail: [email protected]

Olga V. Egorova - master's student, Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg, Russian Federation, ORCID ID: 0000-0002-4864-6447, e-mail: [email protected]

Elena N. Yahudina - Cand. Sci. (Psychol.), Assistant Professor, Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg, Russian Federation, ORCID ID: 0000-0003-2025-8714, e-mail: [email protected]

Поступила в редакцию: 15.05.2023 Received: 15 May 2023

Принята к публикации: 26.05.2023 Accepted: 26 May 2023

Опубликована: 30.06.2023 Published: 30 June 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.