Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА'

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
382
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ / ТИПЫ АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА / СТУДЕНТЫ / КОМПЕНСАЦИЯ / ПРОЕКЦИЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лукьянов Алексей Сергеевич, Фурсова Диляра Викторовна

В статье представлены результаты эмпирического исследования связи между психологическими защитами у студентов и типами акцентуаций характера. Показано, что наименьшая представленность для механизмов психологической защиты - у регрессии и вытеснения, наибольшая - у интеллектуализации, проекции и замещения. В меньшей степени представлены дистимный, циклотимный и застревающий типы акцентуаций характера, в большей - демонстративный тип, в равной степени - педантичный и гипертимный типы. Наиболее выраженные связи с акцентуациями характера для студентов представлены у психологических защитных механизмов компенсации (связан с возбудимостью и циклотимностью), проекции (связан с демонстративностью и гипертимностью) и интеллектуализации (связан с возбудимостью и эмотивностью).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лукьянов Алексей Сергеевич, Фурсова Диляра Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PSYCHOLOGI-CAL DEFENSE MECHANISMS OF STUDENTS WITH DIFFER-ENT TYPES OF CHARACTER ACCENTUATIONS

The article presents the results of an empirical study of the relationship between psychological defense mechanisms in students and the character accentuations types. It is shown that the lowest representation for the psychological defense mechanisms is in regression and displacement, the highest is in intellectualization, projection and substitution. To a lesser extent, the dysthymic, cyclothymic and stuck types of character accentuations are represented, to a greater extent - the demonstrative type, equally pedantic and hyperthymic types. The most pronounced connections with character accentuations for students are presented in the psychological defense mechanisms of compensation (associated with excitability and cyclothymicity), projection (associated with demonstrativeness and hyperthymicity) and intellectualization (associated with excitability and emotivity).

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА»

https://cyberleninka.rU/article/n/psihologicheskie-osobennosti-konfliktnosti-sovremennyh-podrostkov (дата обращения: 20.05.2022).

7. Шамшикова, О.А. Психометрический анализ и стандартизация зарубежной методики «Психологические границы личности» Э. Хартманна [Электронный ресурс| / О.А. Шамшикова, В.И. Волохова // МНКО. - 2013. - №5(42). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/psihometricheskiy-analiz-i-standartizatsiya-zarubezhnoy-metodiki-psihologicheskie-granitsy-lichnosti-e-hartmanna (дата обращения: 21.05.2022).

8. Шкляева, Д.С. Теоретические основы исследования психологической границы личности [Электронный ресурс] / Д.С. Шкляева // Кронос. - 2020. - №10(49). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-issledovaniya-psihologicheskoy-granitsy-lichnosti (дата обращения: 23.05.2022).

Психология

УДК 159.922

кандидат психологических наук, доцент Лукьянов Алексей Сергеевич

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь); кандидат психологических наук, доцент Фурсова Диляра Викторовна

Филиал Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Будённовск)

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ АКЦЕНТУАЦИЙ

ХАРАКТЕРА

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования связи между психологическими защитами у студентов и типами акцентуаций характера. Показано, что наименьшая представленность для механизмов психологической защиты - у регрессии и вытеснения, наибольшая - у интеллектуализации, проекции и замещения. В меньшей степени представлены дистимный, циклотимный и застревающий типы акцентуаций характера, в большей -демонстративный тип, в равной степени - педантичный и гипертимный типы. Наиболее выраженные связи с акцентуациями характера для студентов представлены у психологических защитных механизмов компенсации (связан с возбудимостью и циклотимностью), проекции (связан с демонстративностью и гипертимностью) и интеллектуализации (связан с возбудимостью и эмотивностью).

Ключевые слова: механизмы психологической защиты, типы акцентуации характера, студенты, компенсация, проекция, интеллектуализация.

Annotation. The article presents the results of an empirical study of the relationship between psychological defense mechanisms in students and the character accentuations types. It is shown that the lowest representation for the psychological defense mechanisms is in regression and displacement, the highest is in intellectualization, projection and substitution. To a lesser extent, the dysthymic, cyclothymic and stuck types of character accentuations are represented, to a greater extent - the demonstrative type, equally pedantic and hyperthymic types. The most pronounced connections with character accentuations for students are presented in the psychological defense mechanisms of compensation (associated with excitability and cyclothymicity), projection (associated with demonstrativeness and hyperthymicity) and intellectualization (associated with excitability and emotivity).

Key words: psychological defense mechanisms, types of character accentuation, students, compensation, projection, intellectualization.

Введение. В настоящее время темпы развития происходящих в мире процессов настолько высоки, что современному человеку практически каждый день приходится приспосабливаться к новым условиям. Для облегчения процесса адаптации к новым условиям, часто могущим оказать негативное влияние на физическое и психическое здоровье человека, существуют так называемые психологические защитные механизмы, которые приводят к снятию общего эмоционального напряжения.

Эти механизмы приобретают принципиальную важность и силу в юношеский период ввиду его сензитивности для формирования личности в целом, её мировоззрения, ценностей, установок, отдельных качеств. Защитные механизмы могут выполнять здесь как благоприятную (сохранение, усиление и обогащение аспектов самосознания, обеспечивающих процесс адекватной адаптации личности к условиям, вплоть до фрустрирующих), так и неблагоприятную роль в развитии личности (неадекватная адаптация личности к себе и социальной среде, обеспечивающая формирование ложной я-концепции).

Слабые адаптационные возможности личности в подростковости и юношестве часто определяют усиление отдельных тенденций в развитии индивидуально-психотипологических характеристик, представленных для субъекта на уровне его темперамента и характера, которые обозначаются как акцентуации и определяются как чрезмерные выраженности отдельных черт характера и их сочетаний в формате крайнего варианта психической нормы. В этом смысле особенно актуальным в период юношества является вопрос изучения обусловленности тех или иных акцентуаций характера определёнными механизмами психологической защиты личности.

Изложение основного материала статьи. Наиболее активно разработка проблемы психологической защиты личности шла в русле психоанализа (З. Фрейд, А. Фрейд, К. Юнг, К. Хорни, Г. Салливен [напр., 10; 11]). В рамках других направлений следует выделить А. Альфреда, который изучал проблему защитного поведения личности, Э. Берна, Р. Мэя, В. Франкла, В. Райха [напр., 6; 9]. В отечественной психологии первым проблему изучения психологических защит поставил Ф.В. Бассин, а разработкой этого феномена занимались Ф.Е. Василюк, Р.М. Грановская, И.Я. Берёзная [напр., 2; 3]. Проблема акцентуаций характера и личности разработана в исследованиях П.Б. Ганнушкина, К. Леонгарда, А.Е. Личко, Б.В. Овчинникова, Л.Н. Собчик [напр., 5; 7]. Связь параметров психологических защит и акцентуаций характера имеет значение на разных сензитивных этапах онтогенеза; в этом смысле в студенческом возрасте такие исследования крайне немногочисленны - так, за последние годы данной проблемой занимались Л.К. Бусловская, Ю.П. Рыжкова, О.А. Кондратьева, А.А. Романенко, И.В. Тюряпина, О.В. Шишкина [1; 4; 8; 12].

Несмотря на имеющиеся исследования авторов, связь акцентуаций характера и психологических защит личности в студенческом возрасте остаётся недостаточно изученной.

Таким образом, противоречие, легшее в основу работы, состоит в том, что к студенчеству у субъекта уже сформированы как предпосылки акцентуаций характера, так и типичные для него механизмы психологической защиты, но отсутствует в должной мере описание особенностей их взаимосвязи.

Разрешению этого противоречия посвящена данная работа.

Организация и методы исследования связи психологических защит и акцентуаций характера у студентов.

Целью эмпирического исследования выступило выявление связи между типами психологических защит студентов и их акцентуациями характера.

Гипотеза исследования на эмпирическом уровне будет звучать следующим образом: существуют специфические связи между параметрами психологических защит и типами акцентуаций характера у студентов.

Выборка нашего исследования составляет 96 человек из числа студентов юридического института ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» (выборка представлена девушками и юношами - 28,1% и 71,9% от общего числа испытуемых соответственно; средний возраст испытуемых составляет 20,2 л.).

В качестве инструментария для нашей работы определено следующее:

- Методика «Индекс жизненного стиля» для диагностики механизмов психологической защиты «Я» (измеряются восемь видов защитных механизмов: вытеснение, отрицание, замещение, компенсация, реактивное образование, проекция, интеллектуализация (рационализация) и регрессия).

- Опросник К. Леонгарда - С. Шмишека «Методика изучения акцентуаций личности» (10 шкал по выраженности акцентуации представляют собой типы акцентуированных личностей - демонстративный, застревающий, педантичный, возбудимый, гипертимный, дистимический, тревожно-боязливый, аффективно-экзальтированный, эмотивный и циклотимный типы).

- Метод корреляционного анализа (^-Спирмена; программа IBM SPSS Statistics, v. 22.0).

Анализ и обсуждение результатов эмпирического исследования связи психологических защит и акцентуаций характера у студентов.

По методике «Индекс жизненного стиля» результаты диагностики представлены на рисунке 1.

■ Нгокгй Средний ■ Высокий

Рисунок 1. Результаты диагностики типов психологических защит на группе студентов

Как видно на рис. 1, на выборке студентов представленность типов психологических защит различное. Заметим, что на рисунке представлены средние по выборке значения, выраженные в процентах. Так, вытеснение представлено на низком уровне у 28,1% студентов, на среднем - у 65,7%, на высоком - у 6,2%. Отрицание - у 25,0%, 62,5% и 12,5%; замещение - у 15,6%, 59,4% и 25,0%; компенсация - у 15,6%, 62,5% и 21,9%; реакционные образования - у 21,8%, 56,4% и 21,8%; проекция - у 25,0%, 46,9% и 28,1%; интеллектуализация - у 15,6%, 53,2% и 31,2%; регрессия - у 31,2%, 46,9% и 21,9% соответственно.

Как видно, по всем параметрам наблюдается в целом средняя выраженность. Наименьшая представленность - у регрессии (31,2% низкого уровня) и у вытеснения (28,1% низкого уровня). Наибольшая выраженность защитных механизмов для выборки наших студентов - у интеллектуализации (31.2% высокого уровня), проекции (28,1% высокого уровня) и замещения (25,0% высокого уровня). Мы это связываем с тем, что студенты как представители особенной социально-профессиональной категории прежде всего нацелены на получение новых знаний, умений и навыков в получения рамках высшего образования, а также их использования, в первую очередь, в актуальной учебной и учебно-профессиональной деятельности, что, на наш взгляд, ввиду малого опыта использования соответствующей профессиональной компетентности, безусловно, влечёт её компенсацию в связке с наиболее близким к этой компенсации механизмом защиты - интеллектуализации. Кроме того, особенности обучения в вузе могут обеспечивать и в нашем случае обеспечивают проективные образования (прежде всего - атрибутивную и рационалистическую проекции) и механизм замещения, когда трудности в усвоении материала обусловливают смещение активности студента в сторону общественной, спортивной или иной, не связанной прямо с учебной, деятельности. Кроме того, в рамках формируемой профессиональной деятельности (студенты - будущие юристы) для студентов усиливаются обозначенные тенденции.

По второй методике - методике Леонгарда-Шмишека - результаты на рисунке 2.

Рисунок 2. Результаты диагностики акцентуаций характера на выборке студентов

Как видно на рис. 2, демонстративный тип представлен для 12,5% низким уровнем, 53,1% - средним и 34,4% высоким уровнем; застревающий тип - 34,4%, 53,1% и 12,5%; педантичный тип - 12,5%, 53,6% и 31,2%; возбудимый тип - 12,5%, 62,5% и 25,0%; гипертимный тип - 12,5%, 56,3% и 31,2%; дистимический тип - 34,4%, 40,6% и 25,0%; тревожно-боязливый тип - 15,6%, 71,9% и 12,5%; аффективно-экзальтированный тип - 12,5%, 62,5% и 25,0%; эмотивный тип - 21,9%, 53,1% и 25,0%; циклотимный тип - 34,4%, 53,1% и 12,5%.

Видно, что наименьшая представленность в среднем на выборке студентов у дистимного типа (34,4% низкого уровня), циклотимного типа (34,4% низкого уровня) и застревающего типа (34,4% низкого уровня). Наибольшая представленность у демонстративного типа (34,4% высокого уровня) и в равной степени - у педантичного (31,2% высокого уровня) и гипертимного типа (31,2% высокого уровня).

Таким образом, в целом выборку студентов можно характеризовать как повышенно способную к вытеснению, живости, подвижности и лёгкости в установлении контактов. При этом - к некоторой лживости и притворству, направленным на приукрашивание своей персоны, к авантюризму, артистизму, позёрству. Но студентами движет стремление к лидерству, потребность в признании, жажда постоянного внимания к своей персоне, жажда власти, похвалы. Кроме того, студенты в целом активны, общительны, иногда чрезмерно самостоятельны, часто - с повышенной самооценкой. В некоторых случаях ярко выражена пунктуальность, аккуратность, особое внимание - чистоте и порядку, скрупулезность и добросовестность, усидчивость, ориентированность на высокое качество работы.

По-видимому, данные факты связаны со спецификой будущей профессиональной деятельности студентов-юристов, которая не предполагает с точки зрения профессиональных требований к профессии и к личности будущего специалиста застревание, экзальтированность или дистимность.

Для решения задачи выявления связи между типами акцентуаций характера и защитных психологических механизмов мы использовали корреляционный анализ. Результаты - в таблице 1.

Как видно в таблице 1, обнаружены следующие статистические значимые связи между типами акцентуаций характера и психологическими защитными механизмами:

- демонстративный тип прямо связан с проекцией (г=0.416);

- возбудимый тип прямо связан с компенсацией (г=0.526) и обратно - с интеллектуализацией (г=-0.410);

- гипертимный тип прямо связан с проекцией (г=0.508);

- аффективно-экзальтированный тип прямо связан с отрицанием (г=0.453);

- эмотивный тип прямо связан с замещением (г=0.489) и обратно - с интеллектуализацией (г=-0.572);

- циклотимный тип прямо связан с компенсацией (г=0.532);

- для застревающего, педантичного, дистимического и тревожно-боязливого типов акцентуаций на выборке значимых связей не выявлено.

Таблица 1

Результаты корреляционного анализа типов акцентуаций характера и типов психологических защит на

выборке студентов

Параметры Вытеснение Отрицание Замещение Компенсация Реакция Проекция Интеллект Регрессия

Демонстративный .211 -.069 .127 .216 .249 416" -.143 -.113

Застревающий -.069 .033 -.058 .104 .137 .063 .325 .046

Педантичный .218 -.148 .297 -.105 -.307 .268 -.050 .195

Возбудимый .109 .178 .103 .526"" -.354 -.436 -.410" -.209

Гипертимный .311 .046 -.310 ,213 -.238 508"" -.224 .039

Дистимный -.122 .089 .181 .012 -.043 -.269 -.301 -.322

Тревожный .209 -.301 -.078 .322 .039 .194 .143 .117

Экзальтированный -.108 .453* .122 .123 .267 .252 .037 .326

Эмотивный .099 -.231 489* .148 .325 -.049 -.572"" .171

Циклотимный .178 .098 -.303 .532"" -.050 .118 .324 .232

Таким образом, как видно, более других связей с акцентуациями характера обнаружено у психологических защитных механизмов компенсации (связан с возбудимостью и циклотимностью), проекции (связан с демонстративностью и гипертимностью) и интеллектуализации (связан с возбудимостью и эмотивностью).

Выводы. По всем механизмам психологической защиты на выборке студентов наблюдается в целом средняя выраженность. Наименьшая представленность - у регрессии и у вытеснения. Наибольшая выраженность защитных механизмов - у интеллектуализации, проекции и замещения.

По акцентуациям характера наименьшая представленность в среднем у дистимного, циклотимного и застревающего типов. Наибольшая представленность у демонстративного типа и в равной степени - у педантичного и гипертимного типов. В целом студенты способные к вытеснению, живости, подвижности и лёгкости в установлении контактов, но одновременно - к некоторой лживости и притворству, направленным на приукрашивание своей персоны, к авантюризму, артистизму, позерству. Студентами движет стремление к лидерству, потребность в признании, жажда постоянного внимания к своей персоне, жажда власти, похвалы; они в целом активны, общительны, иногда чрезмерно самостоятельны, часто - с повышенной самооценкой.

Существуют значимые связи между типами акцентуаций характера и психологическими защитными механизмами: наиболее «нагруженными» с точки зрения связей с акцентуациями характера для студентов нашей выборки оказались психологические защитные механизмы компенсации (связан с возбудимостью и циклотимностью), проекции (связан с демонстративностью и гипертимностью) и интеллектуализации (связан с возбудимостью и эмотивностью).

Литература:

1. Бусловская, Л.К. Адаптационные реакции у студентов при экзаменационном стрессе [Электронный ресурс] / Л.К. Бусловская, Ю.П. Рыжкова // Научные ведомости БГУ. - 2011. - Том 17, № 21. - С. 46-52. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/adaptatsionnye-reaktsii-u-studentov-pri-ekzamenatsionnom-stresse (дата обращения: 22.06.22).

2. Василюк, Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) / Ф.Е. Василюк. - М., 1984. - 200 с.

3. Грановская, Р.М. Психологическая защита / Р.М. Грановская. - СПБ., 2007. - 507 с.

4. Кондратьева, О.А. Формирование стратегий психологической защиты студентов [Электронный ресурс] / О.А. Кондратьева, А.А. Романенко // Педагогическое и психологическое образование: результаты научных исследований и их использование в образовательной практике: сб. статей н.-практ. конф. - Челябинск, 2017. - С. 159-163. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30527402 (дата обращения: 22.06.22).

5. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков [Электронный ресурс] / А.Е. Личко. - Л., 1983. -416 с. - URL: https://pedlib.rU/Books/2/0359/index.shtml (дата обращения: 22.06.22).

6. Мэй, Р. Смысл тревоги [Электронный ресурс] / Р. Мэй. - М., 2001. - 384 с. - URL: https://www.klex.ru/2b9 (дата обращения: 22.06.22).

7. Собчик, Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики [Электронный ресурс] / Л.Н. Собчик. - СПб., 2005. - 624 с. - URL: https://www.klex.ru/8zt (дата обращения: 22.06.22).

8. Тюряпина, И.В. Акцентуации личности как фактор психической адаптации студентов вуза: дис. ... канд. психол. наук / И.В. Тюряпина. - СПб., 2016. - 177 с. - URL: https://disser.spbu.ru/files/disser2/disser/m2fs0LsKbK.pdf (дата обращения: 22.06.22).

9. Франкл, В. Страдания от бессмысленности жизни. Актуальная психотерапия / В. Франкл. - Новосибирск, 2016. - 96 с.

10. Фрейд, З. Психология бессознательного / З. Фрейд. - СПб., 2018. - 400 с.

11. Фрейд, А. Психология Я и защитные механизмы [Электронный ресурс] / А. Фрейд. - URL: https://bookscafe.net/read/freyd_anna-psihologiya_ya_i_zaschitnye_mehanizmy-81957.html#p2 (дата обращения: 22.06.22).

12. Шишкина, О.В. Динамика изменений психологических защитных механизмов у будущих психологов / О.В. Шишкина // Психологическое сопровождение образования: теория и практика. - 2013. - № 2. - С. 172-175.

Психология

УДК 355/359

кандидат психологических наук Лучшева Людмила Михайловна

Военный институт (инженерно-технический) Федерального государственного

казенного военного образовательного учреждения высшего образования

«Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала

армии А.В. Хрулева» Министерства обороны Российской Федерации (г. Санкт-Петербург);

кандидат психологических наук, доцент Алонцева Александра Ивановна

Кузбасский гуманитарно-педагогический институт

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего

образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк);

кандидат психологических наук, доцент Морозова Ольга Александровна

Военный институт (инженерно-технический) Федерального государственного

казенного военного образовательного учреждения высшего образования

«Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала

армии А.В. Хрулева» Министерства обороны Российской Федерации (г. Санкт-Петербург)

ИССЛЕДОВАНИЕ НАДЕЖНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация: В статье приводятся результаты эмпирического исследования надежности профессиональной деятельности курсантов обучающихся в военном вузе. Обучение курсантов проходит в мирное время, но они должны быть готовы применить полученные знания на практике, даже в условиях проведения специальных военных операций, экстремальных условиях, чрезвычайных ситуациях. Обеспечить высокую результативность профессиональных действий позволяет сформированное качество личности - профессиональная надежность. Исследование профессиональной надежности имеет огромное значение, так как позволяет не только сохранить свою жизнь и здоровье, но и гарантирует выполнение поставленной задачи, спасение жизней мирного населения, оказавшихся на линии боевых действий, чрезвычайных ситуациях. Формирование и оценка профессиональной надежности выступает приоритетной задачей профессионального психологического сопровождения и подготовки военнослужащих.

Ключевые слова: надежность, профессиональная деятельность, курсанты, обучающиеся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.