Таким образом, как видно, более других связей с акцентуациями характера обнаружено у психологических защитных механизмов компенсации (связан с возбудимостью и циклотимностью), проекции (связан с демонстративностью и гипертимностью) и интеллектуализации (связан с возбудимостью и эмотивностью).
Выводы. По всем механизмам психологической защиты на выборке студентов наблюдается в целом средняя выраженность. Наименьшая представленность - у регрессии и у вытеснения. Наибольшая выраженность защитных механизмов - у интеллектуализации, проекции и замещения.
По акцентуациям характера наименьшая представленность в среднем у дистимного, циклотимного и застревающего типов. Наибольшая представленность у демонстративного типа и в равной степени - у педантичного и гипертимного типов. В целом студенты способные к вытеснению, живости, подвижности и лёгкости в установлении контактов, но одновременно - к некоторой лживости и притворству, направленным на приукрашивание своей персоны, к авантюризму, артистизму, позерству. Студентами движет стремление к лидерству, потребность в признании, жажда постоянного внимания к своей персоне, жажда власти, похвалы; они в целом активны, общительны, иногда чрезмерно самостоятельны, часто - с повышенной самооценкой.
Существуют значимые связи между типами акцентуаций характера и психологическими защитными механизмами: наиболее «нагруженными» с точки зрения связей с акцентуациями характера для студентов нашей выборки оказались психологические защитные механизмы компенсации (связан с возбудимостью и циклотимностью), проекции (связан с демонстративностью и гипертимностью) и интеллектуализации (связан с возбудимостью и эмотивностью).
Литература:
1. Бусловская, Л.К. Адаптационные реакции у студентов при экзаменационном стрессе [Электронный ресурс] / Л.К. Бусловская, Ю.П. Рыжкова // Научные ведомости БГУ. - 2011. - Том 17, № 21. - С. 46-52. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/adaptatsionnye-reaktsii-u-studentov-pri-ekzamenatsionnom-stresse (дата обращения: 22.06.22).
2. Василюк, Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) / Ф.Е. Василюк. - М., 1984. - 200 с.
3. Грановская, Р.М. Психологическая защита / Р.М. Грановская. - СПБ., 2007. - 507 с.
4. Кондратьева, О.А. Формирование стратегий психологической защиты студентов [Электронный ресурс] / О.А. Кондратьева, А.А. Романенко // Педагогическое и психологическое образование: результаты научных исследований и их использование в образовательной практике: сб. статей н.-практ. конф. - Челябинск, 2017. - С. 159-163. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30527402 (дата обращения: 22.06.22).
5. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков [Электронный ресурс] / А.Е. Личко. - Л., 1983. -416 с. - URL: https://pedlib.rU/Books/2/0359/index.shtml (дата обращения: 22.06.22).
6. Мэй, Р. Смысл тревоги [Электронный ресурс] / Р. Мэй. - М., 2001. - 384 с. - URL: https://www.klex.ru/2b9 (дата обращения: 22.06.22).
7. Собчик, Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики [Электронный ресурс] / Л.Н. Собчик. - СПб., 2005. - 624 с. - URL: https://www.klex.ru/8zt (дата обращения: 22.06.22).
8. Тюряпина, И.В. Акцентуации личности как фактор психической адаптации студентов вуза: дис. ... канд. психол. наук / И.В. Тюряпина. - СПб., 2016. - 177 с. - URL: https://disser.spbu.ru/files/disser2/disser/m2fs0LsKbK.pdf (дата обращения: 22.06.22).
9. Франкл, В. Страдания от бессмысленности жизни. Актуальная психотерапия / В. Франкл. - Новосибирск, 2016. - 96 с.
10. Фрейд, З. Психология бессознательного / З. Фрейд. - СПб., 2018. - 400 с.
11. Фрейд, А. Психология Я и защитные механизмы [Электронный ресурс] / А. Фрейд. - URL: https://bookscafe.net/read/freyd_anna-psihologiya_ya_i_zaschitnye_mehanizmy-81957.html#p2 (дата обращения: 22.06.22).
12. Шишкина, О.В. Динамика изменений психологических защитных механизмов у будущих психологов / О.В. Шишкина // Психологическое сопровождение образования: теория и практика. - 2013. - № 2. - С. 172-175.
Психология
УДК 355/359
кандидат психологических наук Лучшева Людмила Михайловна
Военный институт (инженерно-технический) Федерального государственного
казенного военного образовательного учреждения высшего образования
«Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала
армии А.В. Хрулева» Министерства обороны Российской Федерации (г. Санкт-Петербург);
кандидат психологических наук, доцент Алонцева Александра Ивановна
Кузбасский гуманитарно-педагогический институт
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего
образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк);
кандидат психологических наук, доцент Морозова Ольга Александровна
Военный институт (инженерно-технический) Федерального государственного
казенного военного образовательного учреждения высшего образования
«Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала
армии А.В. Хрулева» Министерства обороны Российской Федерации (г. Санкт-Петербург)
ИССЛЕДОВАНИЕ НАДЕЖНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Аннотация: В статье приводятся результаты эмпирического исследования надежности профессиональной деятельности курсантов обучающихся в военном вузе. Обучение курсантов проходит в мирное время, но они должны быть готовы применить полученные знания на практике, даже в условиях проведения специальных военных операций, экстремальных условиях, чрезвычайных ситуациях. Обеспечить высокую результативность профессиональных действий позволяет сформированное качество личности - профессиональная надежность. Исследование профессиональной надежности имеет огромное значение, так как позволяет не только сохранить свою жизнь и здоровье, но и гарантирует выполнение поставленной задачи, спасение жизней мирного населения, оказавшихся на линии боевых действий, чрезвычайных ситуациях. Формирование и оценка профессиональной надежности выступает приоритетной задачей профессионального психологического сопровождения и подготовки военнослужащих.
Ключевые слова: надежность, профессиональная деятельность, курсанты, обучающиеся.
Annotation. The article presents the results of an empirical study of the reliability of the professional activity of cadets studying at a military university. The training of cadets takes place in peacetime, but they must be ready to apply their knowledge in practice, even in conditions of special military operations, extreme conditions, emergency situations. The formed quality of personality -professional reliability - allows to ensure high efficiency of professional actions. The study of professional reliability is of great importance, since it allows not only to save one's life and health, but also guarantees the fulfillment of the task, saving the lives of civilians caught on the line of hostilities, emergency situations. The formation and assessment of professional reliability is a priority task of professional psychological support and training of military personnel.
Key words: reliability, professional activity, military personnel, students.
Введение. Профессиональная деятельность будущих военных инженеров в современных условиях связана с проведением различных военных мероприятий, в их числе специальная военная операция на Украине, военная операция в САР. Для успешной профессиональной деятельности курсант должен обладать определенными качествами личности, включающие профессиональную надежность.
Профессиональная надежность будущих офицеров является значимой в условиях современного времени, и формированию данного качества уделяется огромное значение, начиная с подготовки курсантов в военных вузах [6]. Сформированная профессиональная надежность позволит на высоком уровне выполнять поставленные командованием задачи, осуществлять профессиональную деятельность в условиях мирного времени и современного боя [7].
Изложение основного материала статьи. Будущие офицеры как представители любой профессии должны обладать определенным набором психологических и психофизиологических качеств, к которым можно отнести:
1) психические функции - мышление, которое позволяет быстро принимать решение в любых ситуациях; восприятие, связанное с работой анализаторов; воображение необходимое для военных инженеров при осуществлении проектной деятельности;
2) физические качества, позволяющие выдерживать огромные нагрузки, выносливость, использование физической силы;
3) личностные особенности военнослужащих, такие как стрессоустойчивость, уверенность в себе, эмоциональная стабильность, адекватный уровень агрессивности и тревожности, саморегуляция;
4) социально-психологические качества, к которым можно отнести умение работать в коллективе, чувство товарищества, взаимовыручка, воинское братство [5].
Современный военнослужащий демонстрирует мужской стиль поведения, для которого характерна агрессивность, но в разумных пределах, способность управлять своей жизнью и обстоятельствами жизни, разнообразные стили мышления позволяющие выполнять нестандартные задачи, активность, принятие адекватных решений после анализа возможных вариантов решений [3].
Успешные военнослужащие демонстрируют положительный эмоциональный фон, эмоциональную стабильность, активность, развитость коммуникативных навыков и умений, высокую обучаемость, гибкость, быструю ориентацию и принятие решений в условиях служебной деятельности. Менее успешные обучающиеся могут отличаться высокой мотивацией избегания неудач и преобладанием мотивов стремления к общению и желанию достичь большого карьерного роста и социального статуса. Неблагоприятное течение профессиональной деятельности проявляется во внешнем снижении надежности и эффективности деятельности, а также в отрицательном изменении личностных качеств военнослужащего и утрате его смысла и мотивации в труде.
Проблема надежности только с середины ХХ века приобрела научный характер, первые научные исследования были осуществлены в области технических наук. Явный интерес к ней стали проявлять с 1960-х годов такие науки как психология, философия, педагогика и биология.
Так в психологии надежность приобрела статус научной проблемы в области инженерной психологии, где началось формирование теоретико-методологических основ данной проблематики [9]. На практике исследование и оценка надежности технических систем стала отличаться от изучения надежности человека, в первую очередь, необходимостью использовать не только количественные, но и качественные методы оценки [1]. Одной из характеристик надежности стала безошибочное выполнение работником профессиональных обязанностей при заданных условиях в ограниченные сроки [4].
Под формированием профессиональной надежности, можно понимать процесс целенаправленного развития профессионально важных качеств в совокупности с овладением компетенций согласно стандартам профессии, которые в своей совокупности обеспечат сохранение безошибочного выполнения должностных обязанностей вне зависимости от условий.
Исследователь Н.Н. Петров разделяет профессиональную надежность на показатели (физиологический, особенности психических процессов, социальный опыт и направленность на достижение результата). Также автор определяет профессиональную надежность как интегративное качество субъекта профессиональной деятельности, обеспечивающее сохранение нормативно заданных параметров профессиональной деятельности, безошибочное и своевременное выполнение возложенных функций в течение определённого времени, независимо от складывающихся условий [8].
Таким образом, высокая профессиональная надежность обучающихся, позволяет на исследуемом этапе и в дальнейшей профессиональной деятельности обеспечивать выполнение поставленной перед курсантами любой задачи.
В нашем исследовании участие приняли 80 обучающихся мужского пола, которые являются профессионально пригодными к данной деятельности. Возрастной диапазон респондентов был в пределах от 23 до 27 лет. В исследовании применялись следующие методики: «Моторная проба Шварцландера» (Л.В. Бороздиной), «16-факторный личностный опросник» (Р.Б. Кеттелл); Опросник «Уровень ценностно-мотивационной направленности профессиональной деятельности военнослужащих».
Для определения уровня притязания применялась методика «Моторная проба Шварцландера» по Л.В. Бороздиной. Полученные результаты позволяют заключить, что большая часть военнослужащих имеют средний (60%) и высокий (33%) уровни притязаний, только у 7% выявлен низкий уровень притязаний.
При высоких значениях уровня притязания респондентам свойственна уверенность в ценности собственных действий, стремление к самоутверждению, наличие жизненных планов, ответственность, а также стремление исправить неудачи за счет собственных усилий. Средний уровень притязаний указывает на уверенность военнослужащих, настрой на успешное выполнение деятельности, им свойственно рассчитывать свои силы и соизмерять их с предстоящей задачей. Низкий уровень притязаний говорит об установке на неудачу. Военнослужащим сложно строить планы на будущее и соотносить их с перспективами на будущее, им легче подчиняться вышестоящему руководству и избегать принятия собственных решений. Вследствие чего эффективность выполнения трудовой деятельности военнослужащих снижается, могут возникнуть трудности в межличностном взаимоотношении с сослуживцами и командирами.
Изучение факторов личности военнослужащих, их личностных черт и свойств проводилось с помощью методики «16-факторного личностного опросника» Р. Б. Кеттелла. Выявленные в результате диагностики факторы личности представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты диагностики факторов личности военнослужащих (методика Р.Б. Кеттелл), %
Факторы личности Низкие значения Средние значения Высокие значения
Фактор С. Эмоциональная устойчивость 16 57 27
фактор F. Сдержанность 27 17 56
Фактор G. Ответственность 23 40 37
Фактор Н. Решительность 16 43 41
Фактор I. Эмоциональная уравновешенность 18 50 32
фактор О. Тревожность 86 4 10
Фактор Q3. Волевой контроль поведения 4 57 39
Фактор МБ. Самооценка 10 50 40
Для исследования показателей надежности профессиональной деятельности нами были отобраны следующие факторы: фактор С. Эмоциональная устойчивость; фактор F. Сдержанность; фактор G. Ответственность; фактор Н. Решительность; фактор I. Эмоциональная уравновешенность; фактор О. Тревожность; фактор Q3. Волевой контроль поведения; Фактор МБ. Самооценка.
Исходя из результатов личностного опросника Р.Б. Кеттелла мы можем заключить следующее: большая часть опрашиваемых имеют средние значения по большинству изученных факторов.
Эмоциональная устойчивость может выражаться у военнослужащих в достаточной устойчивости к стрессовым ситуациям и гибкости поведения. Может отмечаться постоянство в действиях и поступках, поскольку они носят устойчивый характер. Им свойственно соблюдать общепринятые нормы и стандарты поведения, предписанные уставными документами. В стрессовых, экстремальных, боевых ситуациях при низких значениях может появиться растерянность и дезорганизованность, вследствие чего возникнет повышенная утомляемость и раздражительность.
Высокие значения сдержанности респондентов указывают на немногословность, рассудительность, предусмотрительность и трезвость в суждениях и поступках. Настроение военнослужащих в большей степени зависит от внешних факторов, чем от внутренних. В стрессовых ситуациях военнослужащие не склонны поддаваться эмоциям, происходит оценка ситуации и рассуждения о дальнейших действиях. Низкие значения сдержанности у военнослужащих отражают склонность к импульсивным действиям. В ходе военной службы отмечается высокая подвижность и хорошая ориентировка в различных ситуациях, поскольку военнослужащим с импульсивными проявлениями легче дается принятие решений в сложных, стрессовых и боевых ситуациях [2].
Ответственность отражает у военнослужащих сознательность, обязательность, хорошо развитое чувство долга, требовательность к себе, постоянство в целях и добросовестность выполнения деятельности. Им свойственно следовать строгим нормам и правилам поведения, а также предпочтение круга трудолюбивых людей и сослуживцев. Низкие значения ответственности отражают неустойчивый характер в выполнении профессиональных задач, попытки избежать ответственности и освободиться от обязательств. В групповой работе может прикладываться меньше усилий, нежели в индивидуальной работе, вследствие чего будет снижаться эффективность.
Решительность проявляется в смелости, способности быстро адаптироваться в новом окружении, ситуации и условиях. В экстренной, стрессовой ситуации или боевой обстановке военнослужащие быстро принимают важные решения и действуют. Низкие значения решительности выражаются в застенчивости, пассивности, сдержанности, неуверенности в своих силах, робости и медлительности, склонности испытывать чувство собственной неполноценности. В стрессовой ситуации и условиях эмоциональной напряженности проявляется избегание принятия собственных решений и попытки уйти от ответственности.
Эмоциональная уравновешенность военнослужащих может выражаться в самостоятельности и проявлении независимости от окружающих. Военнослужащие полагаются на свои силы, реалистичность ситуаций, могут брать на себя лидерские позиции и вести за собой боевых товарищей и сослуживцев. В сложных ситуациях проявляют собранность и уверенность в своих силах. Низкие значения проявляются в боязливости, робости, ранимости и обидчивости, зависимостью от значимого окружения, эмоциональной незрелостью, нетерпеливостью [5].
Низкие значения тревожности у военнослужащих, отражают эмоциональную устойчивость, спокойствие, уверенность в собственных силах, способность справляться с трудными ситуациями и позволяют сохранять спокойствие. Отсутствие тревоги, волнения и внутреннего беспокойства помогают сохранить положительное эмоциональное состояние военнослужащих, после выполнения сложных боевых задач. Высокие значения тревожности военнослужащих, указывает на неустойчивость эмоций, повышенное волнение, которое может помешать при выполнении боевых задач.
Волевой контроль поведения военнослужащих может выражаться в самоконтроле поведения, стремлении придерживаться установленных норм и правил поведения. Действия и поступки носят целенаправленный характер и тщательно планируются. Низкие значения волевого контроля поведения говорят о том, что незначительная часть военнослужащих не имеют волевой самоконтроль и выдержку, что может не благоприятно сказываться на результате деятельности как в мирное время, так в боевых условиях.
Высокий уровень самооценки военнослужащих может выражаться в готовности принимать собственные решения и отстаивать их в различных ситуациях. Низкая самооценка у военнослужащих могут выражаться в страхе неудач и боязни совершить ошибку, неуверенности в себе, повышенной тревожности и критичности. В стрессовой, экстремальной ситуации необходима помощь со стороны окружающих военнослужащих и командиров.
Таким образом, большая часть военнослужащих имеют средние и высокие значения показателей личностных факторов. Низкие значения личностных факторов занимают меньшую часть, однако тревожность военнослужащих преимущественно имеет низкие значения, что говорит об отсутствии тревоги и волнения.
Определение одного из показателей надежности профессиональной деятельности военнослужащих было осуществлено с помощью опросника «Уровень ценностно-мотивационной направленности профессиональной деятельности военнослужащих». Результаты диагностики детерминант профессиональной деятельности военнослужащих позволяют констатировать, что большая часть военнослужащих имеют средний (69%) и высокий (31%) уровни ценностно-
мотивационной направленности на достижение результата профессиональной деятельности. Низкий уровень ценностно-мотивационной направленности на достижение результата у военнослужащих выявлен не был.
Ценностно-мотивационная направленность на достижение результата у военнослужащих может выражаться в устойчивых установках на достижение максимальных результатов в деятельности. Сформулированные цели и планы, преодоление возникших трудностей в сложных и неожиданных ситуациях, оптимистичный настрой на работу, мотивация на осуществление профессиональных целей и задач могут быть обусловлены ценностно-мотивационной направленностью деятельности военнослужащих. Военнослужащие с низким уровнем ценностно-мотивационной направленности на достижение результата в ходе исследования выявлено не было, что может свидетельствовать о том, преобладают респонденты с определенными установками на достижение результата, что может оказывать влияние на профессиональную надежность и успешность будущих офицеров.
Посредством использования перечисленных методик мы смогли рассмотреть надежность профессиональной деятельности курсантов с точки зрения интегральных показателей профессиональной надежности. Интегральный показатель складывается из четырех составляющих его компонентов: «физиологический показатель», «особенности психических процессов», «социальный опыт», «направленность на достижение результата».
Для выявления значений по показателям профессиональной надежности проведен перевод из сырых значений показателей, в результаты показателей, из которых складывался показатель профессиональной надежности (таблица 2).
Таблица 2
Результаты общих показателей профессиональной надежности военнослужащих, %
Показатели профессиональной надежности Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Физиологический показатель 7 46 47
Особенности психических процессов 8 53 39
Социальный опыт 7 53 40
Направленность на достижение результата - 69 31
Полученные результаты позволяют констатировать преобладание среднего и высокого уровней развития компонентов профессиональной надежности курсантов. Будущие офицеры для успешного выполнения профессиональных задач должны обладать высоким уровнем развития профессиональной надежности и всех его компонентов.
Выводы. Таким образом, полученные результаты по общему показателю профессиональной надежности свидетельствуют о том, что показатели преимущественно находятся на среднем и высоком уровнях.
Средние и высокие уровни физиологического состояния, психических процессов, социального опыта и направленности указывают на важность всех показателей профессиональной надежности в совокупности и являются неотъемлемой частью надежной и успешной профессиональной деятельности военнослужащих. Полученные результаты могут быть учтены при проведении воспитательной работы с курсантами, для повышения уровня профессиональной надежности и особое внимание должно быть уделено курсантов с низким уровнем развития показателей составляющих профессиональную надежность.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что у большинства будущих офицеров надежность профессиональной деятельности находится на среднем и высоком уровнях, что позволяет обеспечивать безошибочное и своевременное выполнение поставленных задач в течение отведенного времени, независимо от складывающихся условий, как в мирное время, так и в будущем в боевых условиях и условиях профессиональной деятельности.
Литература:
1. Бодров, В.А. Психология профессиональной деятельности: теоретические и прикладные проблемы / В. А. Бодров. -Москва: РАН, 2006. - 622 с.
2. Воскресенская, Н.В. Функциональная надежность и устойчивость профессиональной деятельности оперативного персонала / Н.В. Воскресенская // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2017. - Т. 2. - № 3. - С. 205-219.
3. Дегтярев, А.Н. Педагогические средства развития профессиональной направленности военнослужащих в подразделениях материально-технического обеспечения министерства обороны российской федерации / А.Н. Дегтярев, О.А. Морозова, Л.М. Лучшева, А.К. Абрамов // Научный вестник Вольского военного института материального обеспечения: Военно-научный журнал. - 2021. - № 2 (58). - С. 127-131.
4. Крук, В.М. Психология надежности специалиста: история и современность / В.М. Крук // Вестник МГОУ, серия «Психологические науки», 2010. - № 3. - С. 181-188.
5. Лучшева, Л.М. Проблемы морально-психологического обеспечения повседневной деятельности военнослужащих с учетом копинг-стратегий курсантов военных вузов / Л.М. Лучшева, О.А. Морозова // Актуальные проблемы военно-научных исследований. - 2022. - № 1 (19). - С. 318-324.
6. Морозова, О.А. Внедрение мультидисциплинарного подхода в рамках высшей военной школы / О.А. Морозова, Л.М. Лучшева // Актуальные проблемы военно-научных исследований. - 2022. - № 1 (19). - С. 313-317.
7. Моросанова, В.И. Надежность осознанной саморегуляции как ресурс достижения целей в профессиях высокого риска / В.И. Моросанова, Н.Г. Кондратюк, И.В. Гайдамашко // Вестник московского университета, Серия 14. Психология. -2020. - № 1. - С. 77-95.
8. Петров, Н.Н. Формирование профессиональной надежности сотрудников охранно-конвойной службы МВД РФ: диссертация ... канд. психол. наук: 19.00.03 / Петров Николай Николаевич. - Тверь, 2018. - 177 с.
9. Пугачева, Е.В. Теоретические аспекты профессиональной надежности работника в организации / Е.В. Пугачева // Психологический журнал «Современная психология». - 2013. - № 1. - С. 35-37.