педагогические исследования
УДк 378.01
н.А. Рыбакова
самоактуализация педагога в профессиональной деятельности и условия её становления
В статье раскрывается значение самоактуализации для педагога и его профессии, выявляется роль данного явления для современного школьного образования. Самоактуализация определяется как явление, противоположное манипуляторству. Большую часть статьи автор посвящает характеристике субъективных и объективных условий эффективной самоактуализации. При этом акцентируется внимание на том, что приведенные условия должны существовать комплексно. в статье отмечается приоритетная роль субъективных условий, особенно психологической готовности личности к самоактуализации.
Ключевые слова: самоактуализация, личность, индивидуальный потенциал, манипулятор, профессиональная деятельность, педагог, объективные условия, субъективные условия.
N.A. Rybakova
the teacher's self-actualization in professional activities and the conditions of its formation
The paper reveals the importance of self-actualization for the teacher and his profession, exposes the role of this phenomenon in the modern school system. Selfactualizationis defined as the opposite phenomenon manipulation. Most of the article the author devotes to the characteristics of subjective and objective conditions of effective self-actualization. The focus is on the fact that the above conditions must be integrated. The article notes the priority role of the subjective conditions, especially individual's psychological readiness to self-actualization.
Key words: Self-actualization, personality, individual capacity, manipulator, professional activity, the teacher, the objective conditions and subjective conditions.
П едагогическая деятельность - это деятельность открытая, живая, творческая, требующая от своего субъекта (учителя) постоянного самопознания, саморазвития и самореализации индивидуально-личностного потенциала, то есть - самоактуализации. Только самоактуализирующийся педагог способен эффективно решать задачи, стоящие перед современной школой, воспитывать в детях Личность, сам получать удовлетворение от профессиональной деятельности.
Проблема самоактуализации личности - одна из наиболее сложных, многоаспектных и противоречивых. Несмотря на значительный исследовательский опыт, многие вопросы самоактуализации педагога в профессиональной деятельности еще не решены. Особого внимания, на наш взгляд, требует изучение комплекса условий самоактуализации, способных обеспечить её становление и эффективную реализацию.
К сожалению, действительность современной школы такова, что у многих учителей складывается «манипулятивный» стереотип педагогической деятельности. Его характеризует привычка учителя избегать какой-либо инициативы, самостоятельного и ответственного принятия профессионально-значимых решений, свободного творчества, систематическая защита «авторитетным мнением» и др.
Формированию «манипулятивного» стереотипа способствуют такие свойства учителя, как необоснованное недоверие себе, неадекватная самооценка, принижение собственной роли в образовательном процессе как личности и индивидуальности. «Манипулятивный» стереотип приводит к тому, что для педагога становится комфортным не развиваться самому и не совершенствовать профессиональную деятельность, отторгать вновь осознаваемые стороны собственной личности для сохранения привычного состояния мнимой безопасности и благополучия.
Самоактуализация - явление противоположное манипуляторству. Она выступает как условие реализации тенденций современного школьного образования, связанных с комплексным внедрением идей личностно ориентированного и развивающего обучения, гуманистического подхода к человеку и ценностного отношения к нему.
Результаты нашего исследования позволили рассматривать самоактуализацию как деятельность педагога по переводу его профессионально значимого потенциала в состояние актуальности, которая разворачивается в рамках педагогической деятельности, регулируется ее требованиями и спецификой, обеспечивает ее результативность. С процессуальной стороны самоактуализация выступает как последовательность постановки и достижения учителем целей самопроявления, саморазвития или самореализации конкретной особенности потенциала. Самоактуализация как деятельность характеризуется дихотомичной целенаправленностью (для Себя и для Других), полимотивированностью, осознанностью, управляемостью действий, систематичностью, развитием. Ее механизмом выступает свободный и ответственный выбор действий, способствующий достижению целей самоактуализации.
Исследования ученых показывают, что самоактуализация является важнейшим компонентом личностной и профессиональной зрелости любого человека, в том числе учителя (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, А.А. Бодалев, А. Маслоу, К. Роджерс и др.).
Самоактуализация педагога, как и любая деятельность, может эффективно осуществляться лишь при наличии определенных субъективных и объективных условий. В данной диаде центральную позицию занимают субъективные условия, которые являются основным источником, инициирующим и обеспечивающим процесс самоактуализации. вся необходимая совокупность таких условий, на наш взгляд,
воплощается в феномене готовности к самоактуализации, которая предстает как особое психическое состояние учителя, характеризуемое его предрасположенностью к её систематической самоорганизации. Готовность включает четыре взаимосвязанных и взаимовлияющих на качественное состояние друг друга направления: психологическое, личностно-психофизиологическое, научно-теоретическое и практическое.
Под психологической готовностью нами понимается личностная направленность педагога на самоактуализацию в профессиональной деятельности, которая выступает в единстве соответствующих потребностно-мотивационных, волевых и эмоциональных составляющих. Это результат глубокого осознания учителем сущности самоактуализации, ее значения для Других и для него самого, ведущего к правильному пониманию целей, осознанию собственных мотивов.
В целом, психологическая готовность характеризуется желанием и стремлением учителя быть самоактуализирующейся личностью и осуществлять профессиональную деятельность на основе самоактуализации. Она отражает состояние мотивации, является главным внутренним источником самоактуализации и центральным компонентом готовности к ней.
Личностно-психофизиологическая готовность учителя к самоактуализации рассматривается нами как обладание педагогом комплексом необходимых для осуществления самоактуализации личностных свойств, обусловленных наличием соответствующих способностей.
Изучив и проанализировав существующий в науке опыт (С.Л. Братченко, Л.Я. Гозман, М.В. Загик, М.В. Кроз, С. Мадди, А. Маслоу, М.Р. Миронова, Р. Мэй, Ф. Перлз, К. Роджерс, Э. Шостром и др.), учитывая особенности профессии учителя, опираясь на критерии необходимости и достаточности, мы установили, что данный вид готовности характеризуется двумя видами качеств: интраперсональными (на-
правленными на себя) и интерперсональными (направленными на Других).
К основным интраперсональным свойствам самоактуализирующейся личности нами отнесены: самоценность, субъ-ектность, стремление к независимости и свободе, доверие себе, самоуважение, стремление к творчеству [Рыбакова 2011: 72-89]. Кратко охарактеризуем указанные свойства.
Самоценность. Данное свойство означает осознание и принятие учителем собственной личностной ценности и значимости, признание уникальности своей профессиональной индивидуальности, своих способностей, опыта, интересов, стремлений, потребностей и позиций. самоценность позволяет педагогу рассматривать себя как человека, внутренний мир, духовные запросы, чувства, отношения, индивидуальное своеобразие которого требуют внимания и развития.
Субъектность выступает как осознание и принятие учителем положения о том, что только он сам есть главная энергетическая сила, источник и организатор собственной профессиональной деятельности, несущий ответственность как за результаты своего труда, так и за собственный профессиональный рост. Данное качество направляет педагога на выбор наиболее оптимальных и эффективных путей осуществления профессиональной деятельности в опоре на собственную индивидуальность, обеспечение ее развития и реализации.
Стремление к независимости и свободе. Учитель как самоактуализирующаяся личность должен не только признавать за собой право на независимость собственных личностных ценностей, их свободное формирование и выражение, но и активно стремиться к этому. Данное свойство личности помогает педагогу избегать бездумного принятия «чужого, но авторитетного» мнения без его глубокого анализа и соотнесения с собственной системой представлений, ценностей и способностей.
Доверие себе. Для манипулятора характерно постоянное обращение к мнению, позиции, решению Другого, который считается авторитетом, в ущерб принятия решений самостоятельных. Зачастую этот вид психологической защиты идет от недоверия самому себе как профессионалу, личности. Это «свое» манипулятор необоснованно считает менее интересным, менее значимым, менее достойным, менее профессиональным. То есть он фактически блокирует собственное творческое Я, пользуясь чужими достижениями, несмотря на то, что опыт Другого в его индивидуально-личностных условиях может и «не работать». Без доверия себе, обоснованного самоосознанием и адекватной самооценкой, самоактуализация невозможна в принципе.
Самоуважение. Уважающий себя педагог не может позволить себе делать свое дело не качественно, формально, дилетантски. Именно самоуважение, связанное с ощущением собственного достоинства, препятствует проявлению в общении с Другими бескультурья, высокомерия, неуважения, выпячивания собственного Я, а также неадекватности и непродуманности действий. Самоуважение - главный источник самоконтроля и саморегулирования.
Стремление к творчеству. Данное качество характеризует стремление педагога к принятию и использованию оригинальных и необычных решений, интерес к новому педагогическому опыту, желание его познать и применить, стремление разрабатывать что-либо свое в опоре на собственный профессионально-значимый потенциал.
считаем необходимым подчеркнуть, что одной из важнейших характеристик полноценной и позитивной самоактуализации является адекватность. это означает, что свойства личностно-психофизиологической готовности должны сочетаться с профессионализмом учителя и их адекватной самооценкой со стороны педагога.
Интерперсональные свойства личности во многом схожи с интраперсональ-ными, однако характеризуют отношение учителя к Другому (ученику, коллеге). они выступают как признание, принятие личностной и индивидуальной ценности этого Другого, его субъектности, стремления к независимости и свободе, уважительное отношение к нему, доверие его духовным и творческим силам. Развитые интерперсональные качества позволяют педагогу гармонизовать взаимоотношения между своим «Я» и «Я» Другого, создавать условия не только для собственной, но и его самоактуализации.
Важное значение для самоактуализирующейся личности имеет научно-теоретический и практический компоненты готовности.
Научно-теоретическая готовность характеризуется необходимым и достаточным объемом знаний о самоактуализации и основах ее практической реализации. она есть источник важной для учителя информации о сущности самоактуализации, её значении для него и его профессиональной деятельности, о предмете, содержании, процессе самоактуализации, ее условиях, принципах, технологиях, методиках, отдельных способах реализации и др.
Практическая готовность предполагает сформированность у педагога определенной совокупности умений действовать в соответствии с имеющимися знаниями, главное же - владение соответствующими нормативными технологиями и индивидуальными способами самоактуализации в профессиональной деятельности.
считаем целесообразным акцентировать внимание на том, что обязательным и очень важным условием готовности к самоактуализации является достаточный уровень готовности учителя к профессиональной деятельности в целом.
Наличие развитых субъективных условий - определяющий фактор эффективности самоактуализации. вместе с тем следует учитывать и то, что способствуют
активизации педагога к самоактуализации объективные активизирующие условия.
В частности, И.Ф. Исаев считает, что для самореализации педагога необходима, помимо субъективных условий, соответствующая стимулирующая среда, то есть определенные объективные условия. К ним, помимо прочего, автор относит положительный эмоциональный психологический климат в коллективе и материально-техническую оснащенность [Исаев 2002: 43].
Представители гуманистической философии и психологии высказывают идею о том, что для максимально эффективной самоактуализации необходимо доброжелательное, сочувственное отношение окружающих (К. Роджерс).
Б.С. Гершунский обоснованно считает, что личность сможет стать способной к полноценной самореализации только на основе эффективного образования [Гершунский 2003: 6].
опираясь на мнения ученых, аналогичных указанным, на результаты нашего исследования, мы выделили круг, на наш взгляд, наиболее значимых объективных условий самоактуализации, способствующих активизации данной деятельности.
объективные условия мы связываем с двумя взаимосвязанными аспектами: 1) стимулирующая профессиональная среда; 2) организация специальной подготовки к самоактуализации в системе непрерывного образования.
Стимулирующая профессиональная среда предстает как совокупность следующих компонентов: поощряемость и одобряемость самоактуализации в профессиональной среде, благоприятная психологическая атмосфера в коллективе, методическое и материально-техническое обеспечение.
Поощряемость и одобряемость самоактуализации в профессиональной среде. Становление самоактуализации требует со стороны учителя значительных усилий. Поэтому для него важно, чтобы его труд был значим и небезразличен для руковод-
ства. Усилия педагога должны приветствоваться, быть востребованы, поддержаны, по достоинству оценены и отмечены.
В настоящее время на государственном уровне данные позиции не только декларируются, но и предпринимается комплекс мер по их практической реализации. В целом они направлены на стимулирование творчества, профессионального роста, самореализации учителей всех специальностей.
Благоприятная психологическая атмосфера в коллективе. В своей профессиональной деятельности и самоактуалиации учитель нуждается в признании и принятии членами коллектива его ценности, субъ-ектности, стремления к независимости и свободе, в уважительном и доброжелательном отношении, в доверии его духовным и творческим силам. Все это обосновывает необходимость взаимодействия всех субъектов коллектива на правилах общения самоактуализурующихся личностей. Создание психологически благоприятной атмосферы - дело не только администрации школы, но и каждого отдельного педагога. Учитель должен реализовать при общении с коллегами в равной степени как свои ин-траперсональные, так и интерперсональные свойства.
Методическое и материально-техническое обеспечение. Для самоактуализации педагогу необходима, во-первых, методическая помощь для систематического и эффективного комплексного осуществления самопреобразования, преобразования профессиональной деятельности и личности ученика. То есть консультативная помощь более квалифицированных и опытных специалистов, широкая и доступная база методических кабинетов, располагающих литературой для профессионального саморазвития педагога. Поскольку один из видов самоактуализации -самореализация, которая непосредственно связана с организацией учителем образовательного процесса, педагог должен иметь возможность широкого выбора не только
методов и приемов работы, но и оборудования кабинета, разнообразных технических средств и пр.
в практике образования самоактуализация осуществляется главным образом импровизационно, под воздействием сильной врожденной потребности, которая подготавливается опытом работы педагога, развитыми творческими способностями и т.п. вместе с тем эффективная самоактуализация еще не массовое явление. Отсюда следует, что большинству учителей необходима действенная помощь в становлении его самоактуализации, то есть - специальная подготовка в системе непрерывного
профессионального образования.
Итак, эффективная самоактуализация педагога в профессиональной деятельности требует наличия комплекса определенных условий, которые выступают в единстве субъективного и объективного аспектов. Субъективные условия - это всесторонняя готовность педагога к самоактуализации: психологическая, личностно-психофизиологическая, научно-теоретическая, практическая.
Именно субъективным условиям отводится приоритетная роль. Однако их становление и эффективное функционирование в высокой степени детерминируется условиями объективными.
Литература
Гершунский Б.С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования [Текст]// Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 3-7.
Педагогика [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сла-стенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
Роджерс К. Становление личности. Взгляд на психотерапию [Текст] / К. Роджерс. -М.: ЭКСМО-пресс, 2001. - 414 с.
Рыбакова Н.А. Художественно-творческая самоактуализация учителя музыки: теоретический аспект: [Текст]: монография / Н.А. Рыбакова: Алтайская гос. академия образования им. В.М. Шукшина. Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО», 2011. - 153с.