Научная статья на тему 'Самоактуализация педагога в профессиональной деятельности: технологический аспект проблемы'

Самоактуализация педагога в профессиональной деятельности: технологический аспект проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
316
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / ПЕДАГОГ / СТРУКТУРА ПРОЦЕССА / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЯ / ОСОЗНАНИЕ / САМОМОДЕЛИРОВАНИЕ / АДЕКВАТНАЯ АКТИВНОСТЬ / САМОПРОЯВЛЕНИЕ / САМОРАЗВИТИЕ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / САМООРГАНИЗАЦИЯ / SELF-ACTUALIZATION / TEACHER / PROCESS STRUCTURE / ACTIVITIES / TECHNOLOGY / REALIZATION / SELF-MODELLING / ADEQUATE ACTIVITY / SELF-EXPRESSION / SELF-DEVELOPMENT / SELF-REALIZATION / SELF-ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыбакова Надежда Алексеевна

Статья посвящена обоснованию возможности осуществления самоактуализации педагога в профессиональной деятельности на основе соответствующих технологий. Особое внимание уделяется определению структурных компонентов процесса самоактуализации, сущность и последовательность которых служат основой для выявления конкретных способов деятельности. Анализ проблемы с позиции личностно-деятельностного подхода обусловливает возможность обращения к технологическим ресурсам самоорганизации как основе осознанной и целенаправленной самоактуализации. В результате делается вывод о необходимости интегративного использования комплекса технологий, что обосновывается многоаспектностью феномена самоактуализации и сложносоставностью ее структуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGUE’S PROFESSIONAL SELF-ACTUALIZATION: TECHNOLOGICAL ASPECT OF THE PROBLEM

The article is devoted to substantiation of an implementation possibility of the teacher’s self-actualization in professional activity on the basis of the relevant technologies. Special attention is paid to the definition of structural components of self-actualization process, the nature and sequence of which serve as the basis for identifying specific ways of activity. Analysis of the problem from the position of the personal-activity approach makes it possible to access the technological resources of self-organization as the basis of a conscious and deliberate self-actualization. The result is the conclusion about the necessity of integrative use of technology that is justified by the diversity of the phenomenon of self-actualization and composite structure.

Текст научной работы на тему «Самоактуализация педагога в профессиональной деятельности: технологический аспект проблемы»

УДК 37.08

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ

Рыбакова Надежда Алексеевна,

д-р пед. наук, доц.,

профессор кафедры психологии, педагогики и социально-гуманитарных дисциплин,

e-mail: [email protected], Московский университет имени С.Ю. Витте

Статья посвящена обоснованию возможности осуществления самоактуализации педагога в профессиональной деятельности на основе соответствующих технологий. Особое внимание уделяется определению структурных компонентов процесса самоактуализации, сущность и последовательность которых служат основой для выявления конкретных способов деятельности. Анализ проблемы с позиции лич-ностно-деятельностного подхода обусловливает возможность обращения к технологическим ресурсам самоорганизации как основе осознанной и целенаправленной самоактуализации. В результате делается вывод о необходимости интегративного использования комплекса технологий, что обосновывается многоаспектностью феномена самоактуализации и сложносоставностью ее структуры.

Ключевые слова: самоактуализация, педагог, структура процесса, деятельность, технология, осознание, самомоделирование, адекватная активность, самопроявление, саморазвитие, самореализация, самоорганизация

DOI 10.21777/2500-2112-2017-4-53-58

На современном этапе развития общества самоактуализация является особо важной и востребованной особенностью любого человека, в том числе - педагога. Самоактуализация обеспечивает его непрерывный личностный рост, самоосуществление индивидуального потенциала, достижение профессионального мастерства. Все это создает условия для совершенствования педагогической деятельности и развития личности обучающихся в процессе взаимодействия с ними. К настоящему времени проблема самоактуализации и самореализации личности в жизнедеятельности разработана в теории науки достаточно основательно. Вместе с тем вопросы самоактуализации педагога в профессии исследованы в гораздо меньшей степени. Существующие работы в данном направлении выглядят несколько разрозненно и разобщенно.

Накопленный теоретический опыт, безусловно, является значительным достижением для конкретизации представлений о таком сложном феномене как самоактуализация педагога. Однако технологический аспект этой проблематики все еще разработан недостаточно. Представляется, что относительно вопросов практического осуществления личностью самоактуализации по-прежнему актуальна мысль А. Маслоу, высказанная им уже в последние годы жизни: «Я обнаружил, что ... понятие самоактуализации оказалось очень похожим на чернильные пятна Роршаха. Чаще всего употребление этого понятия больше говорило мне о человеке, который им пользуется, чем о самой реальности, стоящей за этим понятием» [7].

Под технологией обычно понимается рациональная организация деятельности, некая система теоретически и практически обоснованных алгоритмов, способов и средств, применение которых ведет к заранее намеченным результатам деятельности, гарантирует достижение цели и получение продукции заданного количества и качества. Правомерно в этой связи вообще ставить вопрос о собственно «технологии» такого глубоко индивидуального процесса как самоактуализация? Если понимать его как процесс спонтанный, неуправляемый и неосознаваемый, то - нет. Но если рассматривать самоактуализацию с позиции личностно-деятельностного и акмеологического подходов как социально востребованную деятельность педагога по переводу собственного профессионально значимого потенциала в состояние актуальности, которая разворачивается в рамках профессиональной деятельности, регулируется ее целями, требованиями и спецификой, то, безусловно, - да. Однако для этого прежде необходимо определить логическую последовательность основных этапов развертывания процесса самоактуализации, которая и послужила бы основой для выявления способов осуществления каждого из них на практике.

Структура самоактуализации намечена еще К. Роджерсом: «осознание - адекватность - активность». Осознание рассматривается автором как результат самопознания, для которого имеют большое значение переживания личности. Эта основа получения субъективной информации о себе. Адекватность выступает как соответствие субъективного образа Я, полученного в ходе самоосознания, образу Я объективному, а также соотношение Я-реального и Я-идеального. Адекватность проявляется в выборе средств саморазвития, которые могут быть только индивидуальными. Это своеобразная основа для механизма выбора в процессе самоактуализации, который позволяет избежать ошибок в личностном развитии. Если возникшее противоречие между внутренним и внешним не осознается и не разрешается личностью, то развивается неадекватность, ведущая к ощущению бессмысленности деятельности и фрустрации. Активность характеризуется динамичностью действий личности в процессе самоактуализации [3]. Мы в целом разделяем логику К. Роджерса. Вместе с тем считаем, что выделенная им схема несколько абстрактна для характеристики собственно практической стороны осуществления самоактуализации, тем более в конкретной профессиональной сфере, и требует соответствующего уточнения.

Схожих представлений о процессе самоактуализации также придерживается ряд исследователей. В частности, Г.К. Чернявская, по-своему интерпретируя их, выстраивает следующую логическую цепочку: самопознание - самосознание - самомодель - самосовершенствование - саморегуляция. Л.А. Коростылева и Н.Е. Кравченко выделяют в качестве ключевого компонента самореализации самопроектирование, т.е. представление о том, каким человек хочет видеть себя в ближайшем и отдаленном будущем.

В опоре на существующие представления, а также на результаты нашего собственного исследования, мы выделяем в процессе самоактуализации следующие основные стадии и этапы: пропедевтическая стадия (этапы осознания и самомоделирования); стадия адекватной активности (этапы самопроявления, саморазвития, самореализации особенностей личности педагога в профессиональной деятельности) [4]. Рассмотрим каждый компонент более подробно.

Пропедевтическая стадия самоактуализации. Результаты исследования феноменологии самоактуализации личности позволили заключить, что она реализуется, прежде всего, посредством активности самого ее субъекта, которая, в свою очередь, обусловлена соответствующей врожденной потребностью. В то же время данная потребность может иметь разную степень осознанности и реальной энергетической силы. Кроме того, для эффективной реализации собственного «мотива роста» (К. Роджерс) самоактуализирующаяся личность должна обладать достаточно развитыми соответствующими качествами и свойствами, которые и выступают в роли ее ведущих (внутренних) условий.

Главная причина того, что личность не самоактуализируется или данный процесс в ее деятельности выражен слабо, состоит в излишних психологических защитах [3]. Следовательно, человеку необходимо активизировать природные силы к преодолению собственных защит и вызванного ими мани-пулятивного поведения. Для этого педагог как субъект самоактуализации должен обладать совокупностью соответствующих знаний и умений, осознаваемых мотивов и принимаемых целей деятельности, а также качеств самоактуализирующейся личности. Поэтому исходная позиция самоактуализации -осознание педагогом ее сущности, значения для собственного профессионально-личностного роста и для развития личности обучающихся. Именно осознание выступает основой для формирования у педагога главного смыслообразующего фактора его самоактуализации - психологической готовности к этой деятельности, выступающей в единстве соответствующих потребностно-мотивационных, волевых и эмоциональных составляющих.

Психологическая готовность характеризуется, главным образом, желанием и стремлением педагога быть самоактуализирующейся личностью. Они в свою очередь обоснованы профессионально-значимыми мотивами, связаны с осознанием социальной востребованности самоактуализации, убежденностью в ее необходимости, разделением ее ценностей и целей. Осознание самоактуализации как необходимого и неотъемлемого компонента профессионально-педагогической деятельности является первым и особо важным этапом реализации всего процесса.

Следующим этапом самоактуализации выступает самомоделирование, которое направлено на обеспечение возможности преодоления манипулятивного поведения и систематического принятия самостоятельных решений в пользу действий, способствующих профессионально-личностному росту.

Данный этап самоактуализации включает несколько последовательно реализуемых компонентов:

1) когнитивный - осмысление и формирование идеального образа «Я - самоактуализирующаяся личность»;

2) аффективный - соотнесение идеального и реального образа «Я - самоактуализирующаяся личность», нахождение противоречий между ними на основе самоанализа и адекватной самооценки;

3) деятельностный - выработка и реализация индивидуальных стратегий самосовершенствования качеств самоактуализирующейся личности.

Очевидно, что каждый этап и компонент пропедевтической стадии процесса самоактуализации педагога связан с применением собственных конкретных методик, технологий, направленных на эффективное достижение именно его целей и задач. При этом существуют универсальные диагностические инструменты самопознания, методики повышения мотивации к деятельности, технологии моделирования Я-образов и Я-концепций, которые могут быть предложены педагогу уже сейчас [6]. Однако также очевидно, что весьма актуальным на сегодняшний день остаются исследование и разработка новых, более целенаправленных и эффективных технологий осуществления осознания и самомоделирования в рамках пропедевтической стадии самоактуализации.

Обратимся к рассмотрению следующей стадии самоактуализации: адекватной активности. В нашей интерпретации она выступает в единстве компонентов самопроявления, саморазвития и самореализации особенностей личности педагога в профессиональной деятельности. По сути, данная стадия и характеризует собственно сам процесс самоактуализации.

Актуализированный элемент потенциала представляет собой свойство осознаваемое (проявленное), развитое (зрелое) и полноценно функционирующее в педагогической деятельности (реализованное). При этом согласно Т.И. Артемьевой, мнение которой мы разделяем, актуальное - это качественно новое, преобразовано потенциальное, а не просто актуализированное «старое» психологическое образование. Кроме того, автор обоснованно считает, что все свойства личности, включая способности к самоактуализации, могут: 1) существовать лишь потенциально; 2) быть актуализированными, но недостаточно развитыми; 3) являться актуализированными и достаточно развитыми, но мало востребованными и потому слабо функционирующими и др. [2]

Следовательно, прежде чем стать актуальной в полном смысле этого слова, потенциальная особенность должна пройти определенный путь: проявиться (сформироваться, стать приобретенной или осознаваемой для его обладателя), достичь состояния зрелости в процессе развития, эффективно включиться в соответствующую деятельность. То есть, стать актуальной посредством последовательного прохождения нескольких качественных состояний. Отсюда общая логика протекания собственно процесса самоактуализации как стадии адекватной активности представлена взаимосвязанной последовательностью этапов: «самопроявление - саморазвитие - самореализация».

Сложности в выявлении технологических основ самоактуализации связаны со многими причинами, кроющимися в многогранности и многоаспектности данного явления, в его уникальном преломлении через индивидуальные условия каждой конкретной личности. То есть создание некой нормативной технологии самоактуализации, которая обеспечит каждого желающего универсальным пошаговым алгоритмом действий профессионального и личностного роста задача трудновыполнимая. Самоактуализация - это индивидуальное, творческое и кропотливое взаимодействие личности с самой собой в уникально-неповторимой совокупности внутренних условиях собственного опыта, потребностей, способностей, которое к тому же разворачивается в конкретных внешних условиях и во взаимодействии с другими личностями. При этом значительные сложности в создании технологий самоактуализации связаны с основными противоречиями в теории, не получившими еще разрешения в науке. К таковым относятся проблемы соотношения: 1) свободы и внешнего контроля над личностью в процессе самоактуализации; 2) осознанности и спонтанности проявлений самоактуализации.

Итак, одной из важнейших составляющих теории самоактуализации является проблема соотношения свободы личности и внешнего контроля над ее действиями. По мнению многих ученых самоактуализирующаяся личность - это человек, свободно созидающий себя и свою жизнь, свободно выражающий свои мысли, чувства, суждения, поведение которого отличается независимостью (Дж. Буженталь, А. Маслоу, Ф. Перлз, Э. Фромм, Дж. Хейли, Э. Шостром). Поскольку человек сам строит

собственную личность и собственную жизнь, он исходит в этом процессе из своего «Я», которое неповторимо и своеобразно. Следовательно, личность в этом процессе не должна быть конформной.

Согласно Ф. Перлзу, любой контроль над личностью мешает «здоровой работе организма». Потому контроль должен быть только внутренним, лишь корректируемый внешними условиями. Р. Мэй понимал под свободой личности возможность строить собственные личностные модели из материалов наследственности и среды. Однако эта свобода связана с ответственностью за свои поступки и решения. Э. Фромм определял свободу как способность совершать сознательный выбор. Ученый, однако, также указывает, что всегда наступает момент, когда самореализация конкретной личности и интересы общества (или его групп) приходят в противоречие.

То есть поскольку человек не может быть в полной мере свободен от социума, общества, жизненных обстоятельств, обязанностей, собственных возможностей и т.д., то и самоактуализация (как «полное и свободное самоосуществление») практически невозможна. С данной позиции, в отрыве от конкретной деятельности человека теория самоактуализации выглядит достаточно абстрактно.

Важное значение для конкретизированного представления о самоактуализации, создающего основу для разработки технологической стороны проблемы, имеет вопрос о соотношении в данном процессе осознанности и спонтанности. Действительно, не все регуляторные процессы протекают осознанно. Эта «спонтанная активность» (Г. Сухобская) является существенным свойством организации живой материи. Разумеется, что если рассматривать самоактуализацию как то, что возникает и протекает само по себе, рождается на уровне подсознания и не поддается регулированию со стороны самой личности, то о возможности создания способов управления такой активностью речи идти не может.

Однако в науке существуют подходы, которые доказывают, что самоактуализация вполне правомерно может быть рассмотрена в контексте осознанности и произвольности этого процесса. В данном аспекте она трактуется как сознательное управление собственным поведением (Б.В. Зейгарник, Е.С. Мазур, А.Б. Холмогорская и др.). То есть, самоактуализация в какой-то части может быть осознанно управляемой ее субъектом (т.е., самоорганизованной), в другой - тоже управляемой, но на неосознаваемом уровне. Вместе с тем практически все ученые, занимающиеся проблемой самоактуализации личности, указывают на то, что именно осознание является для нее главным инициирующим фактором [5]. Следовательно, чем выше степень осознания, тем выше роль в этом процессе осознанной самоорганизации, позволяющей осуществлять самоактуализацию как деятельность.

В частности, Д.А. Леонтьев, с одной стороны, считает самореализацию результатом интеграции процессов опредмечивания и распредмечивания, с другой - высказывает мнение о возможности характеризовать ее только через опредмечивание (культурно-преобразовательную деятельность и полагание себя в другом). При этом он допускал, что распредмечивание может рассматриваться как предпосылка самореализации.

Исходя из того, что для самоактуализации при соответствующих условиях характерна управляемость (самоорганизация) со стороны ее субъекта, считаем целесообразным сослаться также на междисциплинарную теорию синергетики, которая позволяет рассматривать самоактуализацию как явление, требующее упорядоченности без внешнего воздействия. Поскольку личность есть сложная самоорганизующаяся система, ей невозможно навязать путь развития. Следовательно, реальным является лишь обеспечение благоприятных условий для повышения эффективности самоорганизации.

Согласно Т.Ф. Акбашеву, самоорганизация является механизмом свободы, суверенности и автономности личности. Человек свободен «самоорганизовать» собственное обучение, воспитание, развитие, создавать свой Образ Я (в том числе, профессиональный). Изменяя свои качества, может обрести здоровье тела, духа, интеллекта. Поиск своего места в жизни - тоже результат самоорганизации. Суть же этих процессов одна: «человек сам себя организует на дело, на дело изменения себя» [1, с. 68].

Итак, если рассматривать свободу личности как свободу ее ответственной самоорганизации, то проблемы «свободы и несвободы» в рамках теории самоактуализации значительно смягчается. Кроме этого, такая позиция позволяет рассматривать процесс самоактуализации не как спонтанный (что само по себе, безусловно, имеет место), а как управляемый процесс. При этом управляемыми могут быть не только самоактуализация в целом (как процесс, присущий всей жизнедеятельности личности), но и ее отдельные этапы, и конкретные действия.

Отсюда, каждый этап стадии адекватной активности процесса самоактуализации (самопроявление, саморазвитие, самореализация) может и должен осуществляться на основе технологического алгоритма самоорганизации и включать: самоанализ - целеполагание - планирование - реализация и регулирование - адекватная самооценка результата. При этом собственно адекватной эту активность делает наличие в структуре самоорганизации самоанализа и адекватной оценки результата.

Очевидно, что данная технология, основанная на замкнутом контуре управления Н. Винера, достаточно традиционна, универсальна для всякого рода деятельности и доступна каждому педагогу. Но она может характеризовать только собственно организационную сторону процесса взаимодействия педагога со своим индивидуальным потенциалом - профессиональными и личностными ценностями, индивидуально сложившимся опытом, способностями и возможностями. Специфической же особенностью процесса смоактуализации, его сущностным ядром является осознанный, свободный и ответственный выбор действий. В его рамках педагог на основе результатов самоанализа самостоятельно определяет - что надо сделать, когда и какими способами. То есть, традиционная схема самоорганизации - некий возможный нормативный способ управления действиями в рамках самопроявления, саморазвития и самореализации, а выбор этих действий и соответствующих способов деятельности - это пространство адекватного творчества и ответственной свободы выбора конкретного педагога. Кроме того, следует учитывать, что самоактуализация не всегда может быть запланированной, нельзя оставлять без внимания и ее спонтанный, импровизационный аспект. Однако в любом случае педагог должен быть соответствующим образом подготовлен к обоим вариантам.

Следует также учитывать при выборе технологий самоактуализации, что ее цель дихотомична. С одной стороны, она направлена на собственный профессионально-личностный рост педагога, а с другой - на личностное становление и развитие обучающихся. При этом вторая составляющая реализуется, в первую очередь, через коммуникативную функцию профессиональной деятельности педагога, в процессе непосредственного взаимодействия с воспитанниками, учащимися или студентами. То есть, самореализуясь в общении, педагог должен учитывать возрастные и психологические особенности партнеров, их жизненный опыт, уровень воспитанности, образованности, развития и пр. Поэтому выбор способов самоактуализации педагога в данном аспекте деятельности всегда будет обусловлен данными обстоятельствами.

Таким образом, для процесса самоактуализации педагога характерна разветвленная структурная многоаспектность. Каждая его стадия, этап, компонент взаимосвязан с другими, но вместе с тем, автономен и по-своему уникален. Кроме того, самоактуализация педагога протекает во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса, каждый из которых тоже индивидуально неповторим. В этой связи становится очевидным, что какой-либо одной универсальной технологии недостаточно, необходима же и возможна только интеграция в данном процессе многих способов, методик, технологий. При этом педагог должен иметь возможности для их свободного выбора в зависимости от особенностей поставленных целей и задач, собственных предпочтений и особенностей партнеров по взаимо-дейтвию.

К настоящему времени создано значительное количество методик самоорганизации, самоанализа и самооценки, самосовершенствования, самореализации и пр., которые можно адаптировать к индивидуальным условиям и применять уже сейчас. Однако многое еще предстоит разработать, конкретизировать, уточнить, сделать более целенаправленным. Представляется также, что педагогу необходимо оказать внешнюю помощь в становлении самоактуализации - подготовить к ее осуществлению, как на теоретическом, так и на практическом уровне. Это, в свою очередь, также требует разработки соответствующих педагогических технологий.

Вместе с тем, изложенное позволяет также заключить, что существует и универсальная нормативная технология, которая создает конкретный ориентир для осуществления самоактуализации - это самоорганизация. Именно она может претендовать на статус инвариантной технологической основы процесса самоактуализации, в то время как все остальные являются вариативными и специализированными для каждого структурного этапа и компонента данного процесса.

Список литературы

1. Акбашев Т.Ф. Первые шаги в педагогику жизни. - Челябинск: Версия, 1995. - 92 с.

2. Артемьева Т.И. Взаимосвязь потенциального и актуального в развитии личности // Психология формирования и развития личности. - М.: Наука, 1981. - С. 67-87.

3. Роджерс К. Клиент-центрированная психотерапия. Теория, современная практика и применение. -М.: Апрель-пресс: ЭКСМО-пресс, 2002. - 965 с.

4. Рыбакова Н.А. Самоактуализация преподавателя в профессиональной деятельности: вопросы теории и практики: монография. - М.: МУИВ, 2017. - 132 с.

5. Селезнева Е.В. Грани самоосуществления: от самоотношения к самореализации: монография. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 404 с.

6. Хорни К. Невротическая личность нашего времени / пер. с англ. и примечания А.И. Фета. -Philosophical arkiv, Nykoping (Sweden), 2016. - 186 с.

7. Maslow A. Self-actualizing and Beyond // Challenges of Humanistic Psychology. - New York, 1967.

PEDAGOGUE'S PROFESSIONAL SELF-ACTUALIZATION: TECHNOLOGICAL ASPECT OF

THE PROBLEM

Rybakova N.A.,

doctor of pedagogical sciences, associate professor, professor of the department ofpsychology, pedagogy and socio-humanitarian disciplines,

e-mail: e-mail: [email protected], Moscow Witte University www. muiv. ru

The article is devoted to substantiation of an implementation possibility of the teacher's self-actualization in professional activity on the basis of the relevant technologies. Special attention is paid to the definition ofstructural components of self-actualization process, the nature and sequence of which serve as the basis for identifying specific ways of activity. Analysis of the problem from the position of the personal-activity approach makes it possible to access the technological resources of self-organization as the basis of a conscious and deliberate self-actualization. The result is the conclusion about the necessity of integrative use of technology that is justified by the diversity of the phenomenon of self-actualization and composite structure.

Keywords: self-actualization, teacher, process structure, activities, technology, realization, self-modelling, adequate activity, self-expression, self-development, self-realization, self-organization

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.