ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬ ТУРА
УДК 796.011.3:37.012 DOI: 10.24412/2305-8404-2022-10-3-9
САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ
А.А. Бабина
Рассмотрена возможность самоактуализации обучающихся на занятиях аэробикой, которая рассматривается как самовыражение и самосовершенствование двигательных учебно-тренировочных навыков и умений. Определены педагогические возможности учебно-тренировочного процесса: изменение темпа двигательной активности и наращивание нагрузки одновременно с вербализацией в ходе выполнения движений. Показана роль педагогических возможностей в актуализации и развитии психофизических кондиций.
Ключевые слова: физическая культура, учебно-тренировочный процесс, самоактуализация, самовыражение, самосовершенствование, двигательная активность, педагогические возможности.
Бабина Анна Александровна, канд. пед. наук, доц., babina.80@list.ru, Россия, Тюмень, Тюменский индустриальный университет
Целевая функция системы высшего образования - это, прежде всего, удовлетворение потребностей личности и социума в профессионализации и социализации в соответствии со сформированными компетенциями, которые «вписываются» в «соответствующую» культурную среду, преобразовывая ее в рамках общего непрерывного развития личности.
Следует отметить, что целью такого преобразования является самоактуализация как удовлетворение актуализированных потенций личности (К.Г. Гольд-штейн). Однако это индивидуальный процесс, который может привести к разным последствиям [2] и раскрытию сущности личности как реализации самовыражения и скрытых потенциальных возможностей [8, с. 160].
SELF-ACTUALIZATION OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL
AND TRAINING PROCESS: PEDAGOGICAL OPPORTUNITIES
Babina A.A., candidate of pedagogical sciences, associate professor, babina. 80@list.ru, Russia, Tyumen, Tyumen Industrial University
The possibility of self-actualization of students in aerobics classes, which is considered as self-expression and self-improvement of motor training skills and abilities, is considered. Pedagogical possibilities of the educational-training process were determined: changing the pace of motor activity and increasing the load simultaneously with verbalization during the execution of movements. The role of pedagogical opportunities in the actualization and development of psycho-physical conditions is shown.
Key words: physical culture, educational and training process, self-actualization, self-expression, self-improvement, motor activity, pedagogical possibilities.
Очевидно, что именно это позволяет развиваться, достигать цели и самоутверждаться в конечном итоге. Причем эти понятия тесно связаны между собой как стремление к саморазвитию и преобразованию [9]. Однако самоактуализация и самореализация не одно и то же. Понятие «самореализация» гораздо шире, оно не привязано к определенной теоретической парадигме и обозначает процессы личностного развития и трансляции личностью своего содержания другим людям и культуре через созидательные и коммуникативные процессы [4, с. 15].
Самоактуализация «представляет собой врожденный потенциал специфически врожденных человеческих свойств и характеристик, который должен при благоприятных условиях разворачиваться, переходя из потенциальной в актуальную форму» [4, с. 15]. Сущность самоактуализа -ции понимается как «внутреннее развитие того, что уже есть в организме и связывается с самосовершенствованием, которое может длиться годами» [5, с. 258].
Необходимость изучения сущности самоактуализации и ее роли в учебно-тренировочном процессе связаны с проблемой мотивации, а точнее с проблемой изучения механизмов повышения мотивации обучающихся в обучении. Мотивация обучающихся тесно связана с самоактуализацией, так как реализация «скрытого и врожденного» потенциала, позволяющего совершенствовать свои умения, знания и навыки на занятиях аэробикой, трудно представляется без мотивации и потребности достигать определенных целей. Однако следует отметить, это не только результат двигательной активности личности, но и сам процесс, учитывающий условия деятельно -сти [1, с. 69], в данном случае, условия учебно-тренировочной деятельности. Именно поэтому, по мнению многих исследователей, самоактуализация является целью образования [3, 6, 7].
Таким образом, учебно-тренировочный процесс необходимо организовывать исходя из «активного освоения» приобретаемого опыта. В результате чего и происходит актуализация «скрытого» потенциала и «формирование индивидуального стиля жизни» (А. Адлер). Именно это становится источником мотивации, когда «актуализируются» определенные силы и обучающиеся путем тренировки и упражнений стараются «компенсировать дефекты, что нередко приводит к развитию выдающегося мастер -ства или силы» (А. Адлер).
Так, можно сделать вывод, что самоактуализация представляет определенную трактовку самовыражения и самореализации в контексте личностно-ориентированного подхода. Причем, процессы самореализации могут быть обращены как на «реальное Я», так и на «идеальное Я» (К. Хорни).
Изучение особенностей самоактуализации обучающихся в учебно-тренировочном процессе и педагогических возможностей актуализации
потенций представляется весьма актуальным, так как это позволит организовать занятия с учетом интеграции внешних и внутренних факторов.
Исходя из этого, организация учебно-тренировочного процесса предполагает целенаправленный процесс «замечания - осознавания» процесса и хода мыслей в процессе выполняемых движений. Так, необходи -мым условием актуализации «скрытых потенциальных возможностей» является вербализация, когда необходимо озвучивать вслух каждый шаг, каждое движение. В соответствии с этим в учебно-тренировочном процессе на занятиях аэробикой необходимо проговаривание вслух каждого поворота, шага, махов ногой или рукой. Такое озвучивание собственных движений позволяет студентам лучше понять свои действия в движении, отследить их определенную последовательность и сделать соответствующие выводы.
Таким образом, педагогические возможности актуализации потенций обучающихся основываются на системном и деятельностном подхо -дах. Самоактуализация обучающихся на занятиях аэробикой обусловлена организацией педагогических условий с учетом принципов и технологий реализации идей «творческого предсостояния». Иными словами, трениро-вочно-обучающая ситуация представляла собой ориентацию на самопознание и импровизацию. Каждое движение - шаг к исследовательской деятельности, обусловливающей актуализацию скрытых возможностей к проектированию индивидуальной траектории развития в соответствии с инте -ресами и потребностями «конкретной аудитории».
Педагогические условия представляют собой создание трениро-вочно-обучающей ситуации для обучающихся без жестко заданной направленности. Другими словами, на каждом занятии аэробикой ставится задача для студентов - концентрироваться на упражнении и выполнять его с разной амплитудой движений, с отягощениями и без. Так, например, сначала танцевальные движения выполняются медленно, затем темп постепенно наращивается, движения и махи руками и ногами становятся резкими, а затем предлагается выполнять эти же движения, только с применением отягощений. Например, обучающиеся могут взять гантели в руки и надеть отягощения на ноги и выполнить эти движения в медленном темпе, постепенно наращивая его. В результате кардионагрузка меняется на силовую, что позволяет обучающимся «почувствовать и найти» альтернативные для себя способы выполнения движений и упражнений.
Такой подход позволил актуализировать индивидуально-личностные возможности каждого обучающегося, что обусловило не только нали -чие выбора нагрузки и темпа движений, но и понимание себя в движении, сознательное выполнение. Таким образом, происходит раскрытие мыслительной деятельности обучающихся с позиций целостного динамического акта, когда на основе актуализации конкретной учебно-тренировочной задачи происходит переоценка своих потребностей в соответствии с воз -
можностями. В конце занятия проходит анализ, делаются выводы, которые представляют собой конкретизацию того, что сделано, что получилось и что не получилось. Это позволяет обучающимся «заметить и осознать» свои потребности и потенциальные возможности.
Цель исследования - изучить педагогические условия актуализа -ции потенциальных возможностей обучающихся (самоактуализации) на занятиях аэробикой.
Задачи исследования:
- определить сущность самоактуализации в контексте учебно-тренировочной деятельности;
- показать субъективную составляющую потенциальных возможно -стей самоактуализации обучающихся в процессе тренировочно-обучаю-щей ситуации;
- определить педагогические условия самоактуализации обучаю -щихся в учебно-тренировочном процессе.
Методика и организация исследования. Для решения поставленных задач использовались методы исследования, а именно: анализ и обобщение научно-педагогической литературы, опрос обучающихся, который проводился в конце семестра. Опрос включал следующие вопросы: «Что нового вы узнали на занятиях?», «Какие новые возможности появились?», «Что помогало (мешало) вам на занятиях?», «Интерес к занятиям повысился?». В опросе приняли участие обучающиеся 1-3-го курсов в количестве 200 человек.
Учебно-тренировочный процесс представлял организацию занятий по аэробике, состоящих из следующих частей: разминка, основная и заключительная части. Разминка включала движения, направленные на разо -грев плечевого пояса, различные наклоны, шаги на месте, выпады разной амплитуды (5-10 минут). Основная часть представляла собой разучивание танцевальных элементов, бег на месте, прыжковые упражнения (40-45 минут).
Перед обучающимися была поставлена задача - запомнить движения, состоящие из совокупности танцевальных связок, представляющих строгую последовательность движений. Данная задача была разбита на несколько этапов: сначала движения выполнялись медленно, затем быстро, после чего эти движения необходимо было выполнить медленно с нагруз -кой, затем также быстро с нагрузкой. Таким образом, танцевальная связка выполнялась медленно, фиксировалось каждое движение, каждый мах рукой и ногой, каждый шаг. После того, как обучающиеся запомнили последовательность движений, выучили технику выполнения танцевальных движений, они повторяли танцевальную связку несколько раз. Постепенно темп наращивался в соответствии с возможностями обучающихся. В результате занимающиеся могли уже быстро двигаться, при этом прого-
варивая выполняемые движения вслух (4-5 подходов). Затем предлагалось увеличить нагрузку: взять гантели в руки и утяжелители для ног (специальные манжеты с вшитым грузом, которые надевались на лодыжки). Тан -цевальные движения выполнялись сначала медленно, затем быстро (по возможности). Обучающиеся, которые не имели возможности выполнять движения быстро с утяжелениями, выполняли либо медленно, либо переходили на заминку. Заминка состояла из последовательных движений, направленных на восстановление дыхания (шаг на месте, наклоны корпуса в разные стороны, растяжка). Заминка длилась 5-10 минут.
Исследование проводилось с февраля по май 2022 года. В конце семестра был проведен повторный опрос обучающихся, который включал те же вопросы, что и в начале исследования.
Результаты исследования и их обсуждение. В итоге проведенного опроса были получены следующие результаты: 63,5 % опрошенных попробовали на занятиях новые упражнения и подходы, 22,8 % - поняли и увидели для себя альтернативные возможности выполнения упражнений, 13,7 % - ничего не узнали, либо вспомнили ранее изучаемые движения. Результаты опроса по актуализации потенциальных возможностей обучающихся были следующие: 75,3 % опрошенных открыли для себя «новый» подход к кардиотренировкам (указали на важную составляющую - смена нагрузки и темпа при механическом выполнении одних и тех же движений как необходимое условие организации учебно-тренировочного процесса), 64,6 % - осознали значимость проговаривания вслух выполняемых движений с целью более лучшей фиксации на каждом конкретном приеме (это позволило им более быстро сосредоточиться на движениях и осознать, что получается, а что нет), 20 % - отметили, что проговаривание выполняемых движений значимо, но сосредоточиться было тяжело, не ус -певали за группой и путались, но при этом они указали на факт «осознания», что позволило им в дальнейшем улучшить технику выполнения упражнений, понять свои ошибки.
Таким образом, проговаривание в ходе выполнения помогало запоминать последовательность танцевальных связок, но одновременно с этим отвлекало от наращивания темпа и синхронной работы в группе. 15,4 % обучающихся проговаривание не позволило лучше запомнить движения, они путались, их внимание рассеивалось, свои ошибки не могли зафиксировать и конкретизировать. В результате опроса также выяснилось, что у 74,5 % обучающихся интерес к занятиям повысился (указали, что вербализация и смена нагрузки позволила им лучше понять свои потребности, возможности и интересы, у них появилась мотивация посещать занятия регулярно), у 15,5 % - интерес не изменился (отметили, что и ранее ходили на занятия с удовольствием), только 10 % опрошенных указали на факт потери интереса в результате «нового» подхода к организации занятий. Это были обучающиеся, которые постоянно путались в движениях и не
могли одновременно проговаривать и выполнять упражнения, для них смена нагрузки также оказалась более тяжелой, они предпочитали темп и нагрузку не менять.
Выводы
1. Самоактуализация обучающихся на занятиях аэробикой является определенным видом самовыражения, самореализации и самоутверждения, в процессе которого происходит самосовершенствование двигательных умений и навыков обучающихся путем определения темпа и вида тренировочной нагрузки в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями.
2. Педагогическими условиями, обусловливающими самоактуализацию обучающихся на занятиях аэробикой, являются: изменение темпа двигательной активности, увеличение нагрузки одновременно с вербализацией в ходе выполнения движений. Именно это позволяет реализовать индивидуально-личностный подход в учебно-тренировочном процессе и активизировать силы и возможности каждого обучающегося.
3. С помощью вербализации обучающиеся могли зафиксировать и понять свои действия, конкретизируя каждое движение в отдельности в ходе выполнения поставленных перед ними задач.
4. Вербализация выполняемых движений в процессе изменения нагрузки позволила конкретизировать ошибочные действия, что дало воз -можность каждому обучающемуся провести самоанализ своих действий и, соответственно, определить траекторию развития своих психофизических кондиций.
5. Педагогические условия обусловили увеличение интереса обучающихся к занятиям аэробикой, что привело к повышению мотивацию к учебно-тренировочному процессу.
Список литературы
1. Андреев В.И. Самоактуализирующаяся личность как одна из приоритетных целей образования в XXI веке // Образование и развитие. 2007. № 2. С. 3-9.
2. Гершунский Б.С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования // Педагогика. 2003. № 10. С. 3-7.
3. Ланских М.В., Гут Ю.Н., Сазонов Д.Н. Самоактуализация лично -сти студентов, обучающихся на разных направлениях подготовки в сис -теме ВПО // Педагогическое образование в России. 2020. № 2. С. 159-165.
4. Леонтьев Д.А. Современная психология мотивации. М.: Смысл, 2002. 343 с.
5. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2019. 400 с.
6. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник для студ. пед. вузов / под ред. В.А. Сластенина. М.: Изд-во «Академия», 2000. 200 с.
7. Петрова М.Г. Генезис категории «самоактуализация» // Национальное здоровье. 2022. № 2. С. 124-127.
8. Рудыхина О.В. Субъектность и самоактуализация студентов вуза в контексте проблемы психологического благополучия // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2019. Вып. 2. С. 540-548.
9. Рыбакова Н.А. Самоактуализация преподавателя в контексте личностно-деятельностного подхода // Теория и методика профессионального образования. 2018. Вып. 4 (12). С. 68-73.
References
1. Andreev V.I. Samoaktualiziruyushchayasya lichnost' kak odna iz prioritetnyh celej obrazovaniya v XXI veke [Self-actualizing personality as one of the priority goals of education in the 21st century] // Obrazovanie i razvitie [Education and Development]. 2007. No. 2. P. 3-9.
2. Gershunskij B.S. Koncepciya samorealizacii lichnosti v sisteme obosnovaniya cennostej i celej obrazovaniya [The concept of personality self-realization in the system of substantiation of values and goals of education] // Pedagogika [Pedagogy]. 2003. No. 10. P. 3-7.
3. Lanskih M.V., Gut Yu.N., Sazonov D.N. Samoaktualizaciya lichnosti studentov, obuchayushchihsya na raznyh napravleniyah podgotovki v sisteme VPO [Self-actualization of the personality of students studying in different areas of training in the system of higher education] // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical education in Russia]. 2020. No. 2. P. 159-165.
4. Leont'ev D.A. Sovremennaya psihologiya motivacii [Modern psychology of motivation]. M.: Meaning, 2002. 343 p.
5. Maslou A. Motivaciya i lichnost' [Motivation and personality]. St. Petersburg: Piter, 2019. 400 p.
6. Mudrik A.V. Social'naya pedagogika [Social pedagogy]: a textbook for students. ped. universities / ed. V.A. Slastenina. M.: Academy Publishing House, 2000. 200 p.
7. Petrova M.G. Genezis kategorii «samoaktualizaciya» [Genesis of the category "self-actualization"] // Nacional'noe zdorov'e [National health]. 2022. No. 2. P. 124-127.
8. Rudyhina O.V. Sub"ektnost' i samoaktualizaciya studentov vuza v kontekste problemy psihologicheskogo blagopoluchiya [Subjectivity and self-actualization of university students in the context of the problem of psychological well-being] // Gercenovskie chteniya: psihologicheskie issledovaniya v obrazovanii [Herzen readings: psychological research in education]. 2019. Iss. 2. P. 540-548.
9. Rybakova N.A. Samoaktualizaciya prepodavatelya v kontekste lichnostno-deya-tel'nostnogo podhoda [Self-actualization of a teacher in the context of a personal-activity approach] // Teoriya i metodika professional'nogo obrazovaniya [Theory and methods of vocational education]. 2018. Iss. 4 (12). P. 68-73.