Научная статья на тему 'САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ'

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая культура / учебно-тренировочный процесс / самоактуализация / самовыражение / самосовершенствование / двигательная активность / педагогические возможности / physical culture / educational and training process / self-actualization / self-expression / self-improvement / motor activity / pedagogical possibilities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабина Анна Александровна

Рассмотрена возможность самоактуализации обучающихся на занятиях аэробикой, которая рассматривается как самовыражение и самосовершенствование двигательных учебно-тренировочных навыков и умений. Определены педагогические возможности учебно-тренировочного процесса: изменение темпа двигательной активности и наращивание нагрузки одновременно с вербализацией в ходе выполнения движений. Показана роль педагогических возможностей в актуализации и развитии психофизических кондиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-ACTUALIZATION OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL AND TRAINING PROCESS: PEDAGOGICAL OPPORTUNITIES

The possibility of self-actualization of students in aerobics classes, which is considered as self-expression and self-improvement of motor training skills and abilities, is considered. Pedagogical possibilities of the educational-training process were determined: changing the pace of motor activity and increasing the load simultaneously with verbalization during the execution of movements. The role of pedagogical opportunities in the actualization and development of psychophysical conditions is shown.

Текст научной работы на тему «САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬ ТУРА

УДК 796.011.3:37.012 DOI: 10.24412/2305-8404-2022-10-3-9

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ

А.А. Бабина

Рассмотрена возможность самоактуализации обучающихся на занятиях аэробикой, которая рассматривается как самовыражение и самосовершенствование двигательных учебно-тренировочных навыков и умений. Определены педагогические возможности учебно-тренировочного процесса: изменение темпа двигательной активности и наращивание нагрузки одновременно с вербализацией в ходе выполнения движений. Показана роль педагогических возможностей в актуализации и развитии психофизических кондиций.

Ключевые слова: физическая культура, учебно-тренировочный процесс, самоактуализация, самовыражение, самосовершенствование, двигательная активность, педагогические возможности.

Бабина Анна Александровна, канд. пед. наук, доц., babina.80@list.ru, Россия, Тюмень, Тюменский индустриальный университет

Целевая функция системы высшего образования - это, прежде всего, удовлетворение потребностей личности и социума в профессионализации и социализации в соответствии со сформированными компетенциями, которые «вписываются» в «соответствующую» культурную среду, преобразовывая ее в рамках общего непрерывного развития личности.

Следует отметить, что целью такого преобразования является самоактуализация как удовлетворение актуализированных потенций личности (К.Г. Гольд-штейн). Однако это индивидуальный процесс, который может привести к разным последствиям [2] и раскрытию сущности личности как реализации самовыражения и скрытых потенциальных возможностей [8, с. 160].

SELF-ACTUALIZATION OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL

AND TRAINING PROCESS: PEDAGOGICAL OPPORTUNITIES

Babina A.A., candidate of pedagogical sciences, associate professor, babina. 80@list.ru, Russia, Tyumen, Tyumen Industrial University

The possibility of self-actualization of students in aerobics classes, which is considered as self-expression and self-improvement of motor training skills and abilities, is considered. Pedagogical possibilities of the educational-training process were determined: changing the pace of motor activity and increasing the load simultaneously with verbalization during the execution of movements. The role of pedagogical opportunities in the actualization and development of psycho-physical conditions is shown.

Key words: physical culture, educational and training process, self-actualization, self-expression, self-improvement, motor activity, pedagogical possibilities.

Очевидно, что именно это позволяет развиваться, достигать цели и самоутверждаться в конечном итоге. Причем эти понятия тесно связаны между собой как стремление к саморазвитию и преобразованию [9]. Однако самоактуализация и самореализация не одно и то же. Понятие «самореализация» гораздо шире, оно не привязано к определенной теоретической парадигме и обозначает процессы личностного развития и трансляции личностью своего содержания другим людям и культуре через созидательные и коммуникативные процессы [4, с. 15].

Самоактуализация «представляет собой врожденный потенциал специфически врожденных человеческих свойств и характеристик, который должен при благоприятных условиях разворачиваться, переходя из потенциальной в актуальную форму» [4, с. 15]. Сущность самоактуализа -ции понимается как «внутреннее развитие того, что уже есть в организме и связывается с самосовершенствованием, которое может длиться годами» [5, с. 258].

Необходимость изучения сущности самоактуализации и ее роли в учебно-тренировочном процессе связаны с проблемой мотивации, а точнее с проблемой изучения механизмов повышения мотивации обучающихся в обучении. Мотивация обучающихся тесно связана с самоактуализацией, так как реализация «скрытого и врожденного» потенциала, позволяющего совершенствовать свои умения, знания и навыки на занятиях аэробикой, трудно представляется без мотивации и потребности достигать определенных целей. Однако следует отметить, это не только результат двигательной активности личности, но и сам процесс, учитывающий условия деятельно -сти [1, с. 69], в данном случае, условия учебно-тренировочной деятельности. Именно поэтому, по мнению многих исследователей, самоактуализация является целью образования [3, 6, 7].

Таким образом, учебно-тренировочный процесс необходимо организовывать исходя из «активного освоения» приобретаемого опыта. В результате чего и происходит актуализация «скрытого» потенциала и «формирование индивидуального стиля жизни» (А. Адлер). Именно это становится источником мотивации, когда «актуализируются» определенные силы и обучающиеся путем тренировки и упражнений стараются «компенсировать дефекты, что нередко приводит к развитию выдающегося мастер -ства или силы» (А. Адлер).

Так, можно сделать вывод, что самоактуализация представляет определенную трактовку самовыражения и самореализации в контексте личностно-ориентированного подхода. Причем, процессы самореализации могут быть обращены как на «реальное Я», так и на «идеальное Я» (К. Хорни).

Изучение особенностей самоактуализации обучающихся в учебно-тренировочном процессе и педагогических возможностей актуализации

потенций представляется весьма актуальным, так как это позволит организовать занятия с учетом интеграции внешних и внутренних факторов.

Исходя из этого, организация учебно-тренировочного процесса предполагает целенаправленный процесс «замечания - осознавания» процесса и хода мыслей в процессе выполняемых движений. Так, необходи -мым условием актуализации «скрытых потенциальных возможностей» является вербализация, когда необходимо озвучивать вслух каждый шаг, каждое движение. В соответствии с этим в учебно-тренировочном процессе на занятиях аэробикой необходимо проговаривание вслух каждого поворота, шага, махов ногой или рукой. Такое озвучивание собственных движений позволяет студентам лучше понять свои действия в движении, отследить их определенную последовательность и сделать соответствующие выводы.

Таким образом, педагогические возможности актуализации потенций обучающихся основываются на системном и деятельностном подхо -дах. Самоактуализация обучающихся на занятиях аэробикой обусловлена организацией педагогических условий с учетом принципов и технологий реализации идей «творческого предсостояния». Иными словами, трениро-вочно-обучающая ситуация представляла собой ориентацию на самопознание и импровизацию. Каждое движение - шаг к исследовательской деятельности, обусловливающей актуализацию скрытых возможностей к проектированию индивидуальной траектории развития в соответствии с инте -ресами и потребностями «конкретной аудитории».

Педагогические условия представляют собой создание трениро-вочно-обучающей ситуации для обучающихся без жестко заданной направленности. Другими словами, на каждом занятии аэробикой ставится задача для студентов - концентрироваться на упражнении и выполнять его с разной амплитудой движений, с отягощениями и без. Так, например, сначала танцевальные движения выполняются медленно, затем темп постепенно наращивается, движения и махи руками и ногами становятся резкими, а затем предлагается выполнять эти же движения, только с применением отягощений. Например, обучающиеся могут взять гантели в руки и надеть отягощения на ноги и выполнить эти движения в медленном темпе, постепенно наращивая его. В результате кардионагрузка меняется на силовую, что позволяет обучающимся «почувствовать и найти» альтернативные для себя способы выполнения движений и упражнений.

Такой подход позволил актуализировать индивидуально-личностные возможности каждого обучающегося, что обусловило не только нали -чие выбора нагрузки и темпа движений, но и понимание себя в движении, сознательное выполнение. Таким образом, происходит раскрытие мыслительной деятельности обучающихся с позиций целостного динамического акта, когда на основе актуализации конкретной учебно-тренировочной задачи происходит переоценка своих потребностей в соответствии с воз -

можностями. В конце занятия проходит анализ, делаются выводы, которые представляют собой конкретизацию того, что сделано, что получилось и что не получилось. Это позволяет обучающимся «заметить и осознать» свои потребности и потенциальные возможности.

Цель исследования - изучить педагогические условия актуализа -ции потенциальных возможностей обучающихся (самоактуализации) на занятиях аэробикой.

Задачи исследования:

- определить сущность самоактуализации в контексте учебно-тренировочной деятельности;

- показать субъективную составляющую потенциальных возможно -стей самоактуализации обучающихся в процессе тренировочно-обучаю-щей ситуации;

- определить педагогические условия самоактуализации обучаю -щихся в учебно-тренировочном процессе.

Методика и организация исследования. Для решения поставленных задач использовались методы исследования, а именно: анализ и обобщение научно-педагогической литературы, опрос обучающихся, который проводился в конце семестра. Опрос включал следующие вопросы: «Что нового вы узнали на занятиях?», «Какие новые возможности появились?», «Что помогало (мешало) вам на занятиях?», «Интерес к занятиям повысился?». В опросе приняли участие обучающиеся 1-3-го курсов в количестве 200 человек.

Учебно-тренировочный процесс представлял организацию занятий по аэробике, состоящих из следующих частей: разминка, основная и заключительная части. Разминка включала движения, направленные на разо -грев плечевого пояса, различные наклоны, шаги на месте, выпады разной амплитуды (5-10 минут). Основная часть представляла собой разучивание танцевальных элементов, бег на месте, прыжковые упражнения (40-45 минут).

Перед обучающимися была поставлена задача - запомнить движения, состоящие из совокупности танцевальных связок, представляющих строгую последовательность движений. Данная задача была разбита на несколько этапов: сначала движения выполнялись медленно, затем быстро, после чего эти движения необходимо было выполнить медленно с нагруз -кой, затем также быстро с нагрузкой. Таким образом, танцевальная связка выполнялась медленно, фиксировалось каждое движение, каждый мах рукой и ногой, каждый шаг. После того, как обучающиеся запомнили последовательность движений, выучили технику выполнения танцевальных движений, они повторяли танцевальную связку несколько раз. Постепенно темп наращивался в соответствии с возможностями обучающихся. В результате занимающиеся могли уже быстро двигаться, при этом прого-

варивая выполняемые движения вслух (4-5 подходов). Затем предлагалось увеличить нагрузку: взять гантели в руки и утяжелители для ног (специальные манжеты с вшитым грузом, которые надевались на лодыжки). Тан -цевальные движения выполнялись сначала медленно, затем быстро (по возможности). Обучающиеся, которые не имели возможности выполнять движения быстро с утяжелениями, выполняли либо медленно, либо переходили на заминку. Заминка состояла из последовательных движений, направленных на восстановление дыхания (шаг на месте, наклоны корпуса в разные стороны, растяжка). Заминка длилась 5-10 минут.

Исследование проводилось с февраля по май 2022 года. В конце семестра был проведен повторный опрос обучающихся, который включал те же вопросы, что и в начале исследования.

Результаты исследования и их обсуждение. В итоге проведенного опроса были получены следующие результаты: 63,5 % опрошенных попробовали на занятиях новые упражнения и подходы, 22,8 % - поняли и увидели для себя альтернативные возможности выполнения упражнений, 13,7 % - ничего не узнали, либо вспомнили ранее изучаемые движения. Результаты опроса по актуализации потенциальных возможностей обучающихся были следующие: 75,3 % опрошенных открыли для себя «новый» подход к кардиотренировкам (указали на важную составляющую - смена нагрузки и темпа при механическом выполнении одних и тех же движений как необходимое условие организации учебно-тренировочного процесса), 64,6 % - осознали значимость проговаривания вслух выполняемых движений с целью более лучшей фиксации на каждом конкретном приеме (это позволило им более быстро сосредоточиться на движениях и осознать, что получается, а что нет), 20 % - отметили, что проговаривание выполняемых движений значимо, но сосредоточиться было тяжело, не ус -певали за группой и путались, но при этом они указали на факт «осознания», что позволило им в дальнейшем улучшить технику выполнения упражнений, понять свои ошибки.

Таким образом, проговаривание в ходе выполнения помогало запоминать последовательность танцевальных связок, но одновременно с этим отвлекало от наращивания темпа и синхронной работы в группе. 15,4 % обучающихся проговаривание не позволило лучше запомнить движения, они путались, их внимание рассеивалось, свои ошибки не могли зафиксировать и конкретизировать. В результате опроса также выяснилось, что у 74,5 % обучающихся интерес к занятиям повысился (указали, что вербализация и смена нагрузки позволила им лучше понять свои потребности, возможности и интересы, у них появилась мотивация посещать занятия регулярно), у 15,5 % - интерес не изменился (отметили, что и ранее ходили на занятия с удовольствием), только 10 % опрошенных указали на факт потери интереса в результате «нового» подхода к организации занятий. Это были обучающиеся, которые постоянно путались в движениях и не

могли одновременно проговаривать и выполнять упражнения, для них смена нагрузки также оказалась более тяжелой, они предпочитали темп и нагрузку не менять.

Выводы

1. Самоактуализация обучающихся на занятиях аэробикой является определенным видом самовыражения, самореализации и самоутверждения, в процессе которого происходит самосовершенствование двигательных умений и навыков обучающихся путем определения темпа и вида тренировочной нагрузки в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями.

2. Педагогическими условиями, обусловливающими самоактуализацию обучающихся на занятиях аэробикой, являются: изменение темпа двигательной активности, увеличение нагрузки одновременно с вербализацией в ходе выполнения движений. Именно это позволяет реализовать индивидуально-личностный подход в учебно-тренировочном процессе и активизировать силы и возможности каждого обучающегося.

3. С помощью вербализации обучающиеся могли зафиксировать и понять свои действия, конкретизируя каждое движение в отдельности в ходе выполнения поставленных перед ними задач.

4. Вербализация выполняемых движений в процессе изменения нагрузки позволила конкретизировать ошибочные действия, что дало воз -можность каждому обучающемуся провести самоанализ своих действий и, соответственно, определить траекторию развития своих психофизических кондиций.

5. Педагогические условия обусловили увеличение интереса обучающихся к занятиям аэробикой, что привело к повышению мотивацию к учебно-тренировочному процессу.

Список литературы

1. Андреев В.И. Самоактуализирующаяся личность как одна из приоритетных целей образования в XXI веке // Образование и развитие. 2007. № 2. С. 3-9.

2. Гершунский Б.С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования // Педагогика. 2003. № 10. С. 3-7.

3. Ланских М.В., Гут Ю.Н., Сазонов Д.Н. Самоактуализация лично -сти студентов, обучающихся на разных направлениях подготовки в сис -теме ВПО // Педагогическое образование в России. 2020. № 2. С. 159-165.

4. Леонтьев Д.А. Современная психология мотивации. М.: Смысл, 2002. 343 с.

5. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2019. 400 с.

6. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник для студ. пед. вузов / под ред. В.А. Сластенина. М.: Изд-во «Академия», 2000. 200 с.

7. Петрова М.Г. Генезис категории «самоактуализация» // Национальное здоровье. 2022. № 2. С. 124-127.

8. Рудыхина О.В. Субъектность и самоактуализация студентов вуза в контексте проблемы психологического благополучия // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2019. Вып. 2. С. 540-548.

9. Рыбакова Н.А. Самоактуализация преподавателя в контексте личностно-деятельностного подхода // Теория и методика профессионального образования. 2018. Вып. 4 (12). С. 68-73.

References

1. Andreev V.I. Samoaktualiziruyushchayasya lichnost' kak odna iz prioritetnyh celej obrazovaniya v XXI veke [Self-actualizing personality as one of the priority goals of education in the 21st century] // Obrazovanie i razvitie [Education and Development]. 2007. No. 2. P. 3-9.

2. Gershunskij B.S. Koncepciya samorealizacii lichnosti v sisteme obosnovaniya cennostej i celej obrazovaniya [The concept of personality self-realization in the system of substantiation of values and goals of education] // Pedagogika [Pedagogy]. 2003. No. 10. P. 3-7.

3. Lanskih M.V., Gut Yu.N., Sazonov D.N. Samoaktualizaciya lichnosti studentov, obuchayushchihsya na raznyh napravleniyah podgotovki v sisteme VPO [Self-actualization of the personality of students studying in different areas of training in the system of higher education] // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical education in Russia]. 2020. No. 2. P. 159-165.

4. Leont'ev D.A. Sovremennaya psihologiya motivacii [Modern psychology of motivation]. M.: Meaning, 2002. 343 p.

5. Maslou A. Motivaciya i lichnost' [Motivation and personality]. St. Petersburg: Piter, 2019. 400 p.

6. Mudrik A.V. Social'naya pedagogika [Social pedagogy]: a textbook for students. ped. universities / ed. V.A. Slastenina. M.: Academy Publishing House, 2000. 200 p.

7. Petrova M.G. Genezis kategorii «samoaktualizaciya» [Genesis of the category "self-actualization"] // Nacional'noe zdorov'e [National health]. 2022. No. 2. P. 124-127.

8. Rudyhina O.V. Sub"ektnost' i samoaktualizaciya studentov vuza v kontekste problemy psihologicheskogo blagopoluchiya [Subjectivity and self-actualization of university students in the context of the problem of psychological well-being] // Gercenovskie chteniya: psihologicheskie issledovaniya v obrazovanii [Herzen readings: psychological research in education]. 2019. Iss. 2. P. 540-548.

9. Rybakova N.A. Samoaktualizaciya prepodavatelya v kontekste lichnostno-deya-tel'nostnogo podhoda [Self-actualization of a teacher in the context of a personal-activity approach] // Teoriya i metodika professional'nogo obrazovaniya [Theory and methods of vocational education]. 2018. Iss. 4 (12). P. 68-73.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.