Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ'

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА МЫШЛЕНИЯ / ПРЕОБРАЗОВАННОЕ МЫШЛЕНИЕ / ВЕРБАЛИЗАЦИЯ / РЕФЛЕКСИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабина Анна Александровна

В статье рассматривается культура мышления как процесс преобразованного мышления. Преобразованное мышление представляет собой осознание определённой организации своей мыслительной и практико-ориентированной деятельности. Цель исследования - рассмотреть механизм развития культуры мышления студентов в учебно-тренировочном процессе на занятиях аэробикой. В результате исследования удалось установить, что на развитие культуры мышления влияет вербализация. Обучающиеся стали быстрее запоминать движения, появилась мотивация к занятиям аэробикой, что обусловило развитие самоанализа как показателя развития культуры мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бабина Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF STUDENTS' THINKING CULTURE IN EDUCATIONAL AND TRAINING ACTIVITIES

The article considers the culture of thinking as a process of transformed thinking. Transformed thinking is the awareness of the certain organization of one's thinking and practice-oriented activities. The purpose of the study is to consider the mechanism of development of the culture of thinking of students in the educational and training process in aerobics classes. As a result of the study, it was possible to establish that the development of the culture of thinking is influenced by verbalization. Students began to memorize movements faster, motivation to do aerobics appeared, which led to the development of introspection as an indicator of the development of a culture of thinking.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ»

Психологические науки

УДК 159.955

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ

Анна Александровна Бабина, кандидат педагогических наук, доцент, Тюменский индустриальный университет, Тюмень

Аннотация

В статье рассматривается культура мышления как процесс преобразованного мышления. Преобразованное мышление представляет собой осознание определённой организации своей мыслительной и практико-ориентированной деятельности. Цель исследования - рассмотреть механизм развития культуры мышления студентов в учебно-тренировочном процессе на занятиях аэробикой. В результате исследования удалось установить, что на развитие культуры мышления влияет вербализация. Обучающиеся стали быстрее запоминать движения, появилась мотивация к занятиям аэробикой, что обусловило развитие самоанализа как показателя развития культуры мышления.

Ключевые слова: культура мышления, преобразованное мышление, вербализация, рефлексия.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.7.p412-414

DEVELOPMENT OF STUDENTS' THINKING CULTURE IN EDUCATIONAL AND

TRAINING ACTIVITIES

Anna Alexandrovna Babina, the candidate of pedagogical sciences, docent, Tyumen Industrial

University

Abstract

The article considers the culture of thinking as a process of transformed thinking. Transformed thinking is the awareness of the certain organization of one's thinking and practice-oriented activities. The purpose of the study is to consider the mechanism of development of the culture of thinking of students in the educational and training process in aerobics classes. As a result of the study, it was possible to establish that the development of the culture of thinking is influenced by verbalization. Students began to memorize movements faster, motivation to do aerobics appeared, which led to the development of introspection as an indicator of the development of a culture of thinking.

Keywords: culture of thinking, transformed thinking, verbalization, reflection.

ВВЕДЕНИЕ

Современная система образования в области физической культуры и спорта имеет одну из главных своих целей - развитие «определённого стиля» мышления обучающихся, обуславливающего сохранение и укрепление здоровья будущих специалистов. Причём стоит отметить, что «в психологии нет однозначного определения понятия развития. Оно тесно связано с понятиями «формирование» и «становление», которые в педагогике используются как синонимы» [1]. Возможность анализировать и самостоятельно решать проблемы напрямую связана с таким «развитием», которое в процессе своего становления определяет культуру мышления. Культура мышления понимается как горизонт понимания и форма включенности в предметную деятельность [2], преобразованное мышление, разумное мышление [3].

Речь идёт о том, что телесное и духовное начала в человеке должны культивироваться с позиций единства и интеграции. Спортивно-физический стандарт не должен ставить во главу угла физическое совершенствование. «Осмысление» человеческого тела и актуализация личностного потенциала являются не менее важными составляющими в учебно-тренировочном процессе. Под «осмыслением» понимается реализация самовы-

ражения. Когда студенты понимают назначение того или иного упражнения или подхода и могут самостоятельно реализовать себя в соответствии со своими интересами и возможностями, осознанно включая эти упражнения в свою предметную деятельность. Такой подход не культивирует «мускульно-мышечные» или «бюстово-ягодичные» достоинства. Безусловно, культивирование физической стороны совершенно оправданно, но представления о здоровом образе жизни и укреплении здоровья, прежде всего, связаны с культурой, образом мысли.

Таким образом, культура мышления представляет собой установление сущностных связей между имеющимися знаниями, умениями и навыками, приобретёнными обучающимися ранее и полученной новой информацией, в результате чего возникает «иная конструкция» нового приобретённого опыта обучающихся. Причём преобразовывается мышление если мысль последовательно дифференцируется, а затем интегрируется в новое умозаключение. Исходя из этого, организация учебно-тренировочного процесса предполагает целенаправленный процесс «замечания - осознавания» процесса и хода действий и мыслей. Так, исходя из этого, одним из механизмов развития культуры мышления является вербализация, когда необходимо озвучивать вслух каждый шаг, движение. Исходя из этого, на занятиях аэробикой, каждый поворот, шаг, мах ногой или рукой озвучивался студентами вслух, что позволяло им лучше понять свои действия в движении, отследить их определённую последовательность и сделать соответствующие выводы. Это способствовало более осознанному выполнению танцевальных элементов, а движения запоминались лучше. Создавалась ситуация «включенности и вовлечённости» именно «здесь и сейчас». Так, вся мыслительная деятельность субъекта разворачивается как целостный динамический акт на основе актуализации конкретной учебно-тренировочной задачи. Обучающиеся могли понять свои ошибки и конкретизировать их. Развитие культуры мышления на этом этапе включает в качестве сознательных операций, с одной стороны, анализ, с выделением всеобщего и особенного в нём, а с другой, рефлексию [4].

Данные обстоятельства и определили цель нашего исследования. Соответственно, цель исследования - выявить и обосновать механизмы развития культуры мышления в учебно-тренировочном процессе на занятиях аэробикой.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании приняли участие 250 обучающихся 1-3 курсов ТИУ (Тюменского индустриального университета), посещающих занятия аэробики. На каждом занятии ставилась конкретная задача - запомнить танцевальную связку, состоящую из нескольких движений и проговорить эти движения во время выполнения. Основная часть занятия начиналась с того, что преподаватель, разбирая каждое движение и проговаривая каждый шаг, делал это вместе с обучающимися, которые повторяли одновременно с преподавателем все движения. В конце занятия обучающиеся должны были самостоятельно повторить в определённой последовательности эти движения, проговаривая вслух в процессе выполнения каждый свой шаг.

Была разработана определённая программа занятий, состоящая из комплекса танцевальных движений и связок, представляющих чёткую последовательность. Танцевальные движения на каждом занятии менялись. На первом занятии, например, больше было поворотов и маховых движений руками. На втором больше прыжковых и маховых ногами. На третьем, выпадов, наклонов, движений корпусом, плечами и т. д. Занятие делилось на три части: разминка (5-7 минут) - шаговые движения, бег на месте, наклоны, повороты корпуса, выпады и пр.; основная часть (40-45 минут) - танцевальные движения, представляющие собой совокупность связок из нескольких движений и нескольких повторов в течении этого времени; заминка (10-15 минут) - шаг на месте, наклоны, выпады, разбор занятия (вопросы, комментарии), если это необходимо. Исследование проводилось с февраля 2022 года по май включительно. После этого был проведён опрос, который включал

следующие вопросы: «Помогало ли вам во время занятия проговаривание каждого своего движения?», «Если помогало (мешало), то в чём конкретно?», «Интерес к занятиям повысился?».

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В результате проведённого опроса были получены следующие выводы: 72% обучающимся проговаривание своих движений вслух помогало лучше запоминать их. 58% из них это позволяло лучше концентрироваться на выполняемых движениях, что позволило лучше понять технику выполнения танцевальных связок. 42% из всех опрошенных отметили, что это позволило им понять, как именно они двигаются и что конкретно делают. 28% наоборот, отметили, что проговаривание отвлекало их и они не могли сосредоточиться на движениях. Наряду с этим, они также отметили, что именно это и стимулировало их прикладывать больше усилий. 82% опрошенных отметили, что появился позитивный настрой и мотивация не пропускать занятия. У 62% всех опрошенных появилась цель запомнить движения как можно быстрее и выполнить их без ошибок в определённой последовательности.

ВЫВОДЫ

1. Культура мышления позволяет сознательно применять умственно-логическую деятельность в решении конкретных задач учебно-тренировочного процесса.

2. Культура мышления позволяет последовательно выявлять и анализировать свои практические действия. Особенно это актуально в процессе механических движений, когда обучающиеся выполняют упражнения по образцу.

3. Большинство обучающихся смогли установить причинно-следственные связи в процессе учебно-тренировочной деятельности, что обусловило возникновение осознания своего тела и выполняемых движений.

4. Механизм вербализации является важным фактором развития культуры мышления, самоанализа.

5. Развитие культуры мышления позволило повысить заинтересованность обучающихся в занятиях аэробикой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зеер Э.Ф. Концепция профессионального развития человека в системе непрерывного образования / Э.Ф. Зеер // Педагогическое образование в России. - 2012. - № 5. - С. 122-127

2. Костина И.Б. Культура мышления и ценностное мировосприятие / И.Б. Костина // Культура физическая и здоровье. - 2017. - № 4 (64). - С. 95-97.

3. Поляруш А.А. Культура мышления и информационная культура в процессе познания мира / А.А. Поляруш // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2021. - № 3 (54). - С. 41-43.

4. Куликова О.В. Культура мышления и критерии развития её компонентов в учебном процессе: монография / О.В. Куликова. - Екатеринбург : УрГУПС, 2010. - 114 с.

REFERENCES

1. Zeer, E.F. (2012), "The concept of professional human development in the system of continuing education", Pedagogical education in Russia, No. 5, pp. 122-127.

2. Kostina, I.B. (2017), "Culture of thinking and value perception of the world", Physical culture and health, No. 4 (64), pp. 95-97.

3. Polyarush, A.A. (2021), "Culture of thinking and information culture in the process of cognition of the world", International Journal of Humanities and Natural Sciences, No. 3 (54), pp. 41-43.

4. Kulikova, O.V. (2010), Culture of thinking and criteria for the development of its components in the educational process, Yekaterinburg.

Контактная информация: babina.80@list.ru

Статья поступила в редакцию 29.07.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.