УДК 159.92
САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ БУДУЩЕГО СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ
А. А. Кузнецов
Статья посвящена анализу роли самоактуализации в инициации социальной активности курсантов вузов системы МВД. В статье обсуждаются результаты лонгитюдного экспериментального исследования особенностей самоактуализации курсантов с различной динамикой социальной активности в процессе профессионального обучения. Основные выводы исследования подтверждают выдвинутую гипотезу о том, что наиболее высокие показатели самоактуализации демонстрируют курсанты, имеющие положительную динамику социальной активности в ходе обучения в вузе.
Ключевые слова: социальная активность, самоактуализация, синергетический подход, лонгитюдное экспериментальное исследование, социометрия, курсанты юридического вуза.
Проблема социальной активности будущих сотрудников полиции приобретает все большую актуальность на современном этапе общественного развития. Профессия полицейского как никакая другая требует от личности высокой меры участия в жизни других людей, поддержки, регулирования отношений с точки зрения их соответствия нормам права, морали. В свете реформирования системы МВД одним из важнейших профессионально значимых личностных качеств сотрудника полиции становится социальная активность.
Для того чтобы способствовать развитию социальной активности будущих сотрудников полиции, необходимо знать механизмы и особенности ее проявления. Важнейшие моменты представляют элементы системы социальной активности курсанта юридического вуза, рассматриваемые в динамике: «Как функционирует этот сложный механизм? Что запускает его работу? Каким образом осуществляется переход на новый виток эволюционного развития?» Ответы на данные вопросы чрезвычайно важны как в теоретическом аспекте, поскольку позволят создать синергетическую модель социальной активности курсантов — будущих полицейских; так и в прикладном аспекте, поскольку их решение будет способствовать более грамотной организации условий инициирования социальной активности курсантов в условиях вузовского обучения.
Под социальной активностью курсанта юридического вуза мы понимаем системное личностное свойство, основной функцией которого является саморазвитие личности посредством созидательного вклада в жизнедеятельность других людей, социальных групп, общества в целом.
Мы считаем, что наиболее продуктивной методологической базой рассмотрения сложных психо-
логических феноменов, каким является социальная активность, выступает синергетический подход. Этот междисциплинарный подход описывает проблематику развития сложноорганизованных систем в процессе многократного чередования стадий порядка и хаоса. Согласно данному подходу потенциал развития заложен внутри самой системы: «Реальность активна и сама способна выступать в форме субъекта», т. е. выполнять какие-либо действия в соответствии со своими внутренними законами
Важнейшим в синергетике является вопрос о системообразующем факторе сложноорганизованных систем, который выступает «субстанциональной основой взаимодействия элементов системы» 2 . Этот вопрос методологически очень важен. Ответ на него открывает путь к пониманию сущности системы, ее назначения и в конечном счете позволяет увидеть перспективы созданий условия для оптимизации процесса развития системы. По определению
Н. В. Поддубного, «системообразующий фактор — то, для чего объединяются элементы в систему» 3.
Таким образом, ответ на вопрос о том, для чего личность проявляет социальную активность, какова ее конечная цель, как раз и характеризует системообразующий фактор данного сложного социальнопсихологического феномена. Мы предполагаем, что в качестве системообразующего фактора социальной активности можно рассматривать самоактуализацию личности. Так, социально значимая деятельность, поведение, направленное на реализацию своего созидательного вклада в жизнь других людей, в конечном счете позволяет личности самоактуализироваться, двигаться в направлении достижения своего «акме». В соответствии с выдвинутой гипотезой можно предположить, что наиболее высокие показатели самоактуализации должны демонстрировать курсанты, социальная активность которых развивается, эволюционирует. В целях проверки данного предположения нами было проведено лонгитюдное эмпирическое исследование на базе Белгородского юридического института МВД России. Оно велось в течение пяти лет, в нем приняли участие 172 курсанта.
На этапе разработки модели эмпирического исследования мы столкнулись с рядом трудностей, во многом обусловленных отсутствием единого подхода к определению самого понятия «социальная активность», и, как следствие, отсутствие эффективного диагностического инструментария, адекватного задачам нашего исследования. Анализ изложенных в современных источниках попыток измерения социальной активности личности выявил тенденции определения уровневых характеристик социальной активности по косвенным показателям (локус контроля, особенности образа Я и пр.) либо применения для этих целей авторских опросников, отвечающих кон-
кретным задачам исследования и в силу этого характеризующихся фрагментарностью. К числу наиболее удачных попыток создания методик выявления активности личности студента следует отнести опросник «Диагностика активности студента» (А. Ю. Попов) 4 и Анкету по изучению социальной активности (М. В. Кожемякин) 5.
В то же время существующие авторские опросники выявления социальной активности, какими бы полными и всесторонними они ни были, имеют недостаток всех опросников: возможное искажение информации и снижение уровня ее объективности в силу различных факторов (низкий уровень рефлексии испытуемого, мотивационные искажения, связанные с социальной желательностью, и пр.).
На наш взгляд, для получения более объективной картины проявления социальной активности курсантов юридического вуза необходимо, чтобы реализуемая диагностическая модель позволяла выявлять ее, прежде всего, по внешним критериям. Под внешними критериями социальной активности мы понимаем объективный, доступный внешнему наблюдению результат ее проявления, выражающийся на поведенческом уровне. Этот критерий важен для объективной оценки социальной активности, для его фиксации необходим сбор информации от внешних наблюдателей. В качестве экспертов в данном случае могут выступать люди, которые непосредственно общаются с испытуемым.
Основываясь на приведенных рассуждениях, в программу диагностики социальной активности курсантов вуза системы МВД мы включили процедуру социометрической оценки уровня ее проявления одногруппниками. Вопрос социометрии был адаптирован к задачам нашего исследования и звучал следующим образом: «Кто из членов группы наиболее активно реализует свой потенциал (способности, стремления) в какой-либо социально значимой деятельности (приносящей пользу другим людям, взводу, обществу)?» В целях оценки динамического потенциала социальной активности социометрические замеры проводились ежегодно на протяжении всего периода обучения курсантов набора 2008 г. По их итогам было выявлено, что если социальная активность одних курсантов стабильно соответствует определенному уровню проявления на всем периоде обучения в вузе, то другие демонстрируют ее существенные изменения. Анализ наиболее типичных вариантов динамики социальной активности будущих сотрудников полиции позволил отнести испытуемых к одной из пяти групп: стабильно низкая социальная активность, стабильно средняя, стабильно высокая, имеет положительную динамику, имеет отрицательную динамику.
Уровень самоактуализации оценивался нами посредством методики «Самоактуализационный тест»
(САТ), позволяющей выявлять важнейшие характеристики: компетентность во времени, автономность, личностные ценности, гибкость поведения, сензитив-ность, спонтанность и др.
Исследование проводилось с использованием аппаратно-программного психодиагностического комплекса «Мультипсихометр». По результатам исследования нами был произведен сравнительный анализ показателей самоактуализации курсантов с различной динамикой социальной активности. В целях анализа значимости выявляемых различий мы применяли и-критерий Манна-Уитни, расчет производился с помощью программы $1а118Иса 6.
При выявлении общего уровня самоактуализации в группах курсантов с различной динамикой социальной активности получены следующие данные: стабильно низкая — 65,67; стабильно средняя — 67,86; стабильно высокая — 67,08; растет — 75,89; снижается — 64,11. Усредненный профиль самоактуализации каждой из пяти групп испытуемых представлен на рисунке.
Прежде всего нас интересовал вопрос, какая динамика социальной активности характерна для наиболее продуктивно самоактуализирующихся курсантов. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что наиболее существенно от других анализируемых групп отличаются курсанты, социальная активность которых имеет положительную динамику на протяжении процесса обучения в вузе. Причем данные различия обнаружены как по общему уровню самоактуализации, так и по ряду ее отдельных показателей (рис.). Так, общий уровень самоактуализации значительно превышает соответствующие показатели всех остальных групп (р < 0,05), у которых они находятся в пределах одного уровня.
Среди отдельных показателей самоактуализации значимые различия в сторону их превышения у группы курсантов с положительной динамикой социальной активности, по сравнению с другими группами, выражены по таким параметрам, как автономность, ценности самоактуализирующейся личности, сензи-тивность, спонтанность, самопринятие, представление о природе человека, принятие агрессии, познавательные потребности. Следует также обратить внимание на тот факт, что нет ни одного показателя самоактуализации, по которому у данной группы курсантов значения были бы ниже. Таким образом, все параметры самоактуализации у группы курсантов с положительной динамикой социальной активности превышают показатели других групп либо находятся на одном уровне с ними.
Рассмотрим эти данные подробно. Так, наиболее яркие различия получены по показателям автономности и принятия агрессии (значимость различий со всеми группами р < 0,01), самопринятия
-стабильно низкая социальная актмвность
-стабильно средняя социальная актмвность
-стабильно высокая социальная актмвность
-социальная актмвность имеет положительную динамику
-социальная актмвность имеет отрицательную динамику
Показатели самоактуализации
Рис. Показатели самоактуализации курсантов с различным характером динамики социальной активности: ВК — временная компетентность; Авт — автономность; ЦСЛ — ценности самоактуализирующейся личности;
ГбП — гибкость поведения; Сз — сензитивность; Спн — спонтанность; Су — самоуважение;
Спр — самопринятие; ППЧ — представление о природе человека; Син — синергия; ПАг — принятие агрессии; Кнт — компетентность; ПП — познавательная потребность
(значимость различий с группами стабильно низкого и стабильно высокого уровня социальной активности р < 0,01, с группой стабильно среднего уровня социальной активности р < 0,05), представления о природе человека (значимость различий с группой отрицательной динамики социальной активности р < 0,01), ценностей самоактуализирующейся личности (значимость различий с группами стабильно низкой и стабильно высокой социальной активности, а также группой отрицательной динамики социальной активности р < 0,05), познавательная потребность (значимость различий с группой отрицательной динамики социальной активности р < 0,01, с группой стабильно высокой социальной активности р < 0,05). Статистически значимые различия выявлены также по показателям временной компетентности (значимость различий с группой стабильно средней социальной активности р < 0,05), сензитив-ности (значимость различий с группами стабильно низкой и стабильно средней социальной активности р < 0,05).
Примечательно, что у курсантов с положительной динамикой социальной активности существенно более выражен по сравнению со всеми остальными группами такой базовый показатель самоактуализации, как автономность. Это свидетельствует об их ориентации на себя, свои собственные моральные нормы и принципы, независимости, способно-
сти к самоподдержке, уверенности в себе. По мнению большинства гуманистических психологов, именно автономность можно рассматривать в качестве главного критерия психического здоровья личности, ее целостности и полноты 6.
Кроме того, другие значимые различия по данной группе позволяют характеризовать их как принимающих себя такими, какие есть, вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков; умеющими жить настоящим, реалистично соотносить долгосрочные планы с текущими задачами; способных продуктивно осознавать и рефлексировать свои потребности и чувства; открытыми для новой информации, обладающими разнообразными интеллектуальными интересами. В отношении к другим людям курсантов с положительной динамикой социальной активности отличают такие особенности, как: способность принимать раздражение, гнев, агрессивность окружающих как естественное проявление человеческой природы; естественная симпатия и доверие к людям, честность, непредвзятость, доброжелательность, вера в позитивную сущность человека; стремление к гармоничному бытию и здоровым отношениям с людьми, далеким от желания манипулировать ими в своих интересах.
Следует отметить, что по шкалам, характеризующим общительность (гибкость общения, контактность), у данной группы существенных различий
с другими группами в сторону превышения показателей не обнаружено. Таким образом, глубокие, тесные, эмоционально насыщенные контакты с разными людьми не являются сильной стороной их самоактуализации.
Можно сделать вывод, что курсанты, демонстрирующие положительную динамику социальной активности в процессе профессионального обучения в вузе, в большей мере способны чувствовать и принимать естественную сущность как самих себя, так и окружающих людей, открыты, доброжелательны, реалистично оценивают происходящее, действуют в соответствии со своими внутренними принципами и побуждениями.
Самоактуализационный профиль группы курсантов с отрицательной динамикой социальной активности характеризуется высоким уровнем само-принятия (значимость различий с группами стабильно низкого и стабильно высокого уровня социальной активности р < 0,05) на фоне сниженных показателей контактности (значимость различий с группой стабильно среднего уровня социальной активности р < 0,01), представлений о природе человека (значимость различий с группами стабильно низкого, стабильно среднего уровня социальной активности, а также положительной динамики р < 0,01, с группой стабильно высокого уровня социальной активности р < 0,05), познавательной потребности (значимость различий с группами стабильно низкого и стабильно среднего уровня социальной активности, а также группой положительной динамики р < 0,01). Можно предположить, что самоактуализация данной группы блокируется вследствие дисбаланса между самодовольством, снисходительностью к себе, с одной стороны, и излишней требовательностью, подозрительностью, недоброжелательностью к окружающим — с другой.
Самоактуализация курсантов со стабильно низким уровнем социальной активности в наибольшей мере затруднена низкой контактностью (значимость различий с группой стабильно среднего уровня социальной активности р < 0,01). Позитивными моментами их самоактуализации являются такие показатели, как познавательная потребность (значимость различий с группой отрицательной динамики социальной активности р < 0,01, с группой стабильно высокой социальной активности р < 0,05) и представление о природе человека (значимость различий с группой отрицательной динамики социальной активности р < 0,01).
У группы курсантов со стабильно средним уровнем самоактуализации наиболее выражены самоак-туализационные показатели: представление о природе человека (значимость различий с группой отрицательной динамики социальной активности р < 0,01),
ценности самоактуализирующейся личности (значимость различий с группой отрицательной динамики социальной активности p < 0,05), самопринятие, познавательная потребность, контактность (значимость различий с группой отрицательной динамики социальной активности p < 0,01). Наименее выражены в их самоактуализационном профиле показатели: гибкость поведения и принятие агрессии.
В самоактуализационном профиле курсантов со стабильно высоким уровнем социальной активности наиболее ярко выражен такой показатель самоактуализации, как компетентность во времени. Кроме того, данная группа значимо опережает по этому показателю курсантов со стабильно средним уровнем социальной активности (p < 0,01). Самые низкие значения группа демонстрирует по показателю принятия агрессии (значимость различий с группой положительной динамики социальной активности p < 0,01). Остальные показатели курсантов варьируют в пределах средних данных по выборке. Таким образом, сильной стороной самоактуализации этой группы является хорошо развитое чувство реальности, способность жить по принципу «здесь и теперь».
Подводя итог проведенному нами сравнительному анализу особенностей самоактуализации курсантов с различной динамикой социальной активности, можно сделать ряд обобщающих выводов.
1. В качестве системообразующего фактора социальной активности, определяющего ее характер, направленность можно рассматривать самоактуализацию личности.
2. Для получения более полной картины социальной активности курсанта юридического вуза, как системного динамического явления, ее необходимо рассматривать в процессуальном, эволюционном аспекте.
3. Наиболее высокие показатели самоактуализации демонстрирует группа курсантов с положительной динамикой социальной активности в ходе обучения в вузе. Следует отметить, что значимые различия обнаружены как по общему уровню самоактуализации, так и по ряду ее отдельных, в том числе базовых, параметров (автономность, ценности са-моактуализирующейся личности, сензитивность, спонтанность, самопринятие, представление о природе человека, принятие агрессии, познавательные потребности).
4. Самоактуализация курсантов с отрицательной динамикой социальной активности в ходе профессионального обучения блокируется вследствие дисбаланса между избыточным самодовольством, снисходительностью к себе, с одной стороны, и излишней требовательностью, подозрительностью, недоброжелательностью к окружающим — с другой.
5. Самоактуализация курсантов со стабильно низким уровнем социальной активности в наибольшей мере затруднена вследствие сниженной способности к установлению эмоционально насыщенных контактов, субъект-субъектному общению.
6. У группы курсантов со стабильно средним уровнем самоактуализации, в целом на фоне средних показателей самоактуализации, наименее выражены такие параметры: а) гибкость поведения, что свидетельствует об их излишней ригидности, приверженности правилам поведения; б) принятие агрессии, что позволяет характеризовать их как в недостаточной мере способных адекватно воспринимать чью-либо природную агрессию.
7. Показатели самоактуализации курсантов со стабильно высоким уровнем социальной активности в основном варьируют в пределах средних значений. При этом сильной стороной их самоактуализации является способность жить по принципу «здесь и теперь», реалистично соотносить долгосрочные планы с текущими задачами.
1 Шалаев В. П. Синергетика как поле парадигмальных поисков современного научного знания // Социальная синергетика: теоретические и прикладные аспекты : сб. науч. тр. / под общ. ред. В. П. Шалаева. Йошкар-Ола, 2004. С. 198.
2 Поддубный Н. В. Диалектика и синергетика: онтологическое и эпистемологическое единство // Научная мысль Кавказа. Ростов н/Д, 2000. № 1. С. 14.
3 Там же.
4 Попов А. Ю. Активность субъекта жизни: структура и функции интегральной индивидуальности (на примере студентов вуза) : дис. ... канд. психол. наук. Пермь, 2009. 197 с.
5 Кожемякин М. В. Психологические условия социальной активности молодежи в студенческом возрасте : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Белгород, 2008. 170 с.
6 Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 1999. 478 с.