Научная статья на тему 'Социально-психологические условия развития социальной активности курсантов в процессе профессионального обучения'

Социально-психологические условия развития социальной активности курсантов в процессе профессионального обучения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
701
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / ЛИДЕРСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / SOCIAL ACTIVENESS / SYNERGETIC APPROACH / PERSONALITY ATTRIBUTES / SELF-ACTUALIZATION / LEADERSHIP POWERS / VALUE ORIENTATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кузнецов Алексей Алексеевич, Кузнецова Людмила Борисовна

Статья посвящена обоснованию социально-психологических условий развития социальной активности курсантов вузов системы МВД по результатам эмпирического исследования. Определяются основополагающие направления становления социальной активности курсантов в ходе профессионального обучения: развитие соответствующих свойств личности, формирование ценностно-ориентационного единства курсантских коллективов, создание условий для успешной самоактуализации личности и лидерского потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Кузнецов Алексей Алексеевич, Кузнецова Людмила Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Psychological Conditions of the Cadet’s Social Activeness Development in Professional Training

The article explains social psychological conditions for development of social activeness of the MIA cadets basing on the results of the empirical research. The researchers outline the fundamental directions of developing the cadets’ social activeness during their professional training: development of appropriate personality traits, creation of value-oriented unity of cadets’ groups and of conditions for successful person’s self-actualization and leadership powers.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические условия развития социальной активности курсантов в процессе профессионального обучения»

ПСНХОЛОГО-ПЕДЯГОГНЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЯЬНОГО ПРОЦЕССА

УДК159.9

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ КУРСАНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

А. А. Кузнецов, Л. Б. Кузнецова

Статья посвящена обоснованию социально-психологических условий развития социальной активности курсантов вузов системы МВД по результатам эмпирического исследования. Определяются основополагающие направления становления социальной активности курсантов в ходе профессионального обучения: развитие соответствующих свойств личности, формирование ценностно-ориентационного единства курсантских коллективов, создание условий для успешной самоактуализации личности и лидерского потенциала.

Ключевые слова: социальная активность, синергети-ческий подход, свойства личности, самоактуализация, лидерский потенциал, ценностные ориентации.

Важнейшим фактором эффективного профессионального становления личности будущего сотрудника полиции, развития таких его качеств, как готовность к постоянному личностному и профессиональному росту, профессиональная и социальная мобильность, является его социальная активность. Собственная активность личности играет решающую роль в инициировании процесса саморазвития и нередко превосходит по значимости даже такие базовые детерминирующие факторы, как биологические и социальные предпосылки развития.

Под социальной активностью курсанта юридического вуза мы понимаем системное личностное свойство, основной функцией которого является саморазвитие личности посредством созидательного вклада в жизнедеятельность других людей, социальных групп, общества в целом. В качестве методологической базы анализа социальной активности, как сложноорганизованного системного психологического феномена, мы используем синергетический подход. В русле данного подхода мы разрабатываем модель социальной активности курсанта юридического вуза.

Одной из прикладных задач нашего исследования является обоснование социально-психологических условий эффективного развития социальной активности курсантов вуза системы МВД России в ходе профессионального обучения. В данной статье представлена

попытка наметить основные направления реализации социально-психологического обеспечения формирования социальной активности курсантов в условиях юридического вуза.

Рассматривая социальную активность как системное психологическое явление, один из принципов развития которого представляет открытость, необходимо отметить внешние факторы влияния на динамическое равновесие данной системы. К числу внешних социально-психологических условий социальной активности относят:

1) особенности курсантского коллектива (уровень сплоченности, ценностно-ориентационного единства, характеристики групповой активности);

2) образ сотрудника полиции, сложившийся в обществе (представления о типичном сотруднике полиции, престижности профессии, идеальном сотруднике органов внутренних дел);

3) моральные нормы и ценностные ориентации, актуальные в современной молодежной среде;

4) образ полицейского, существующий на уровне профессиональной группы;

5) организационные формы и методы профессионального становления, реализуемые в учебном заведении 1.

Среди перечисленных факторов социальной активности наибольший интерес с точки зрения синергети-ческого подхода представляет первый, поскольку курсантский коллектив, как субъект совместной групповой деятельности, является по отношению к социальной активности отдельно взятой личности макрофактором (системой порядка). Все остальные факторы являются по отношению к социальной активности отдельной личности мегафакторами, и по законам функционирования самоорганизующихся систем их влияние опосредовано макрофактором.

Важнейшим моментом является рассмотрение системы социальной активности курсанта юридического вуза в динамике: как функционирует этот сложный механизм, что запускает его работу, каким образом осуществляется переход на новый виток эволюционного развития. Ответы на данные вопросы чрезвычайно важны как в теоретическом аспекте, поскольку позволят создать синергетическую модель социальной активности курсантов - будущих полицейских; так и в прикладном аспекте, поскольку их решение будет способство-

вать более грамотной организации условий инициирования социальной активности курсантов в условиях вузовского обучения.

Как отмечает В. В. Гребнева, эффективное управление какой-либо системой возможно при «осуществлении на систему и ее компоненты резонансного воздействия, при котором внешнее влияние согласуется с внутренними свойствами системы» 2.

Применительно к нашей модели можно говорить о воздействии на личность малой группы, при котором индивидуальные ценности входят в резонанс с ценностями группы. Группу в этом случае можно рассматривать как мощный катализатор социальной активности личности. В терминах стратометрической концепции групповой активности А. В. Петровского, в данном случае мы имеем дело с феноменом ценностно-ориентационного единства 3. Таким образом, именно формирование ценностно-ориентационного единства курсантских коллективов играет решающую роль в развитии системы индивидуальных ценностей отдельно взятых курсантов, которые, в свою очередь, выполняют функцию основного регулятора активности человека.

Проведенное нами эмпирическое исследование особенностей проявления социальной активности курсантами на протяжении всего периода обучения в ведомственном вузе позволило обосновать некоторые условия более успешной ее реализации. Перейдем к анализу выявленных нами особенностей, а также описанию связанных с ними условий развития социальной активности.

Анализ уровней проявления социальной активности курсантами позволил нам выделить следующие ее виды:

1) реактивность (низкий уровень социальной активности (СА)) — эпизодическая, обусловленная внешними факторами (участие в благотворительных акциях, организованных другими; помощь другим, когда они конкретно просят ее оказать);

2) средний уровень социальной активности — сознательная регулярная социальная активность (регулярная помощь другим, осознанная готовность участвовать в благотворительных акциях);

3) инициативность (высокий уровень социальной активности) — целенаправленное создание условий для генерации собственной СА (стремление участвовать в различных благотворительных акциях, участие в волонтерских объединениях);

4) актуализация инициативы членов группы (высший уровень социальной активности) — создание условий для генерации социальной активности окружающих, актуализация своего лидерского потенциала в соответствующей сфере социальной активности (например, организация волонтерской деятельности молодежи).

Полученные результаты позволили нам прийти к выводу о том, что наиболее глубокая, истинная социальная активность проявляется в том случае, когда личность задействует собственный лидерский потенциал, организуя активность других. Исходя из вышесказанно-

го, в качестве важнейшего условия развития социальной активности личности мы рассматриваем актуализацию лидерских функций курсантов в различных видах социально значимой деятельности. Таким образом, в качестве одного из направлений работы по развитию социальной активности будущих сотрудников полиции мы определили реализацию социально-психологических мероприятий, нацеленных на актуализацию лидерского потенциала будущих полицейских.

Кроме того, как показали результаты проведенного нами эмпирического исследования, немаловажную роль в проявлении курсантом социальной активности имеют особенности его личности. Анализ психических состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса продуктивной реализации социальной активности, осуществлялся нами с использованием Фрайбургского личностного опросника. В частности, было выявлено, что к личностным предпосылкам успешной реализации курсантами социальной активности можно отнести экстраверсию, эмоциональную устойчивость, уверенность в себе, стремление к лидерству, объективность в оценке себя и других людей, инициативность, реалистичность, а также высокий уровень социально-психологической совместимости курсанта с сослуживцами. Свойствами личности, препятствующими благоприятной реализации курсантом социальной активности, являются как излишняя агрессивность, так и ее отсутствие. В первом случае причина блокирования продуктивной социальной активности — в особенностях эмоциональной сферы курсантов, которая характеризуется неустойчивостью, импульсивностью, низким самоконтролем, низкой социальной конформностью, а также повышенной восприимчивостью к ожидаемым враждебным сигналам со стороны социального окружения. Снижение же показателей агрессивности отражает позицию чрезмерного конформизма, приспособления, ухода от обсуждения острых вопросов, стремления всем угодить, что в конечном итоге ведет к утрате индивидуальности. Таким образом, определенный уровень позитивной агрессивности, выражающейся в напористости, отстаивании своей позиции, проявление индивидуальности являются существенными атрибутами социально активной позиции.

Результаты анализа личностных предпосылок успешной реализации курсантом социальной активности позволяют определить основные задачи программы оптимизации проявления социальной активности будущих сотрудников полиции в ходе обучения в вузе. В частности, можно выделить следующие задачи: 1) формирование эмоциональной стабильности личности (посредством развития и совершенствования навыков саморегуляции); 2) повышение уровня общительности, контактности, гибкости в общении (посредством развития соответствующих коммуникативных навыков); 3) оптимизация самооценки, развитие моделей уверенного, адекватного ситуации поведения. Данные задачи могут быть успешно решены, на наш взгляд, в условиях специально организованного социально-психологического обучения.

В процессе проведенного нами эмпирического исследования проверялась также гипотеза о высоком уровне самоактуализации как системообразующем факторе социальной активности курсантов ведомственного вуза. Полученные результаты позволили подтвердить данную гипотезу 4. В частности, значимые различия с различной динамикой социальной активности были обнаружены у курсантов как по общему уровню самоактуализации, так и по ряду ее отдельных, в том числе базовых, параметров (автономность, ценности самоактуализирующейся личности, сензи-тивность, спонтанность, самопринятие, представление о природе человека, принятие агрессии, познавательные потребности). Следует отметить, что полученные нами данные согласуются с рядом исследований, проведенных другими авторами. Так, В. В. Греб-нева рассматривает потребность в самоактуализации в качестве ядерного компонента модели оптимального функционирования и развития человека в отношениях со средой 5. В исследовании Л. Б. Кузнецовой, А. В. Медведева установлены взаимосвязи между параметрами самоактуализации личности курсанта и показателями его активности в сфере здоровьесбережения 6. Таким образом, важнейшим фактором развития социальной активности курсантов является инициирование процесса их самоактуализации, благоприятные условия для которого могут быть созданы в условиях реализации тренинга личностного роста.

Обобщая изложенное, мы можем определить следующие основополагающие задачи развития социальной активности курсантов вуза системы МВД России в процессе профессионального обучения.

1. Развитие системы ценностей личности курсанта (как ядерного компонента социальной активности) посредством усиления ценностно-ориентационного единства курсантских коллективов.

2. Создание условий для более успешной самоактуализации личности курсантов (как системообразующего фактора социальной активности) в процессе реализации соответствующей развивающей программы.

3. Укрепление лидерского потенциала курсантов (как предпосылки проявления высшего уровня социальной активности) посредством реализации соответствующей программы тренинга.

4. Формирование системы личностных свойств, оптимизирующих проявление курсантами социальной активности в различных видах социально значимой деятельности, для чего целесообразно использовать соответствующую программу социально-психологического обучения.

Реализация данных направлений должна осуществляться поэтапно на протяжении всего процесса обучения в вузе и соответствовать логике и закономерностям происходящих социально-психологических процессов. С курсантами младших курсов, находящимися на ста-

дии адаптации, целесообразно работать над личностными предпосылками становления социальной активности, что позволяет создать базу ее благоприятного развития в дальнейшем. Так, по данным А. С. Чернышева и сотрудников, социальная активность на стадии адаптации может быть затруднена вследствие недостаточного развития социальных умений современной молодежи, таких, как способность конструктивно вступить в контакт, наладить гибкий диалог, определить свою позицию в группе, а также из-за отсутствия элементарных навыков эмоциональной саморегуляции 7. На более старших курсах курсантские коллективы проходят последовательно стадии индивидуализации и интеграции. Содержанием данных стадий, следуя идеям А. В. Петровского, является соответственно, поиск членами групп средств обозначения собственной индивидуальности и принятие группой тех проявлений индивидуальности ее членов, которые соответствуют целям совместной групповой деятельности. В этот период оптимальным будет реализация развивающих программ самоактуализации личности, актуализации лидерского потенциала, повышения ценностно-ориентационного единства курсантских коллективов.

В заключение следует подчеркнуть важность анализа социально-психологических условий развития социальной активности курсантов вузов системы МВД России, как важнейшего профессионально значимого качества сотрудника полиции нового образца, основной задачей которого является реализация социальной функции, выраженной в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан.

1 Томилова О. В. Социально-психологические условия профессионального становления молодых сотрудников органов внутренних дел: дис. ... канд. психол. наук. М., 2000. 254 с. ; Караваев А. Ф. Психолого-педагогические основы профессионального становления специалистов-сотрудников органов внутренних дел : методическое пособие. М., 2005. 332 с.

2 Гребнева В. В. Человеко-центрированное взаимодействие в вузе: теория, практика: учеб. пособие. Белгород, 2004. С. 13.

3 Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982. 256 с.

4 Кузнецов А. А. Самоактуализация личности как системообразующий фактор социальной активности будущего сотрудника полиции // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. №3. С. 17-21.

5 Гребнева В. В. Системная модель оптимального функционирования и развития человека в проекции взаимодействия со средой // Проблемы современной науки: сб. науч. тр.: вып. 8. Ч. 2. Ставрополь, 2013. С. 60-76.

6 Кузнецова Л. Б., Медведев А. В. Самоактуализация как фактор сохранения психического здоровья студентов вуза // Вестник Поморского университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». 2010. № 1. С. 117-122.

7 Чернышев А. С., Лобков Ю. Л., Сарычев С. В., Скуря-тин В. И. Социально одаренные дети: путь к лидерству (экспериментальный подход). 2-е изд., испр. и доп. Воронеж, 2007. 210 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.