9. Andreeva, I. A. Metodika organizatsii sotsialno-psihologicheskih issledovaniy v organah vnutrennih del: metod. posobie / I.A. Andreeva, V.A. Korchmaryuk. - M.: TsOKR MVD Rossii, 2008.
10. Dobryinina, V. N. Razvitie professionalno vazhnyih kachestv spetsialistov : metod. posobie / V.N. Dobryinina, I.V. Ratova. - Domodedovo: VIPK MVD RF, 2001. - 341 s.
11. Zlokazov, K. V. Psihologicheskaya diagnostika destruktivnogo povedeniya : ucheb.-metod. posobie. - Ekaterinburg: Izd-vo UrGPU, 2009. - 151 s.
12. Kalyuzhnyiy, A. S. Psihologiya vzaimootnosheniy v podrazdelenii : ucheb. posobie. - N. Novgorod: NGTU, 2004. - 36 s.
13. Marin, M. I. Organizatsiya sotsialno-psihologicheskoy rabotyi v organah vnutrennih del : metod. posobie / M.I. Marin, V.E. Petrov, A.I. Adaev, K.A. Egorov. - M.: DKO MVD Rossii: TsOKR MVD Rossii, 2006. - 315 s.
14. Mitskevich, V. V. Priemyi ustanovleniya psihologicheskogo kontakta sotrudnika organov vnutrennih del s grazhdanami pri reshenii operativno-sluzhebnyih zadach. - Minsk, 1989. - 127 s.
15. Petrovskiy, A. V. Sotsialnaya psihologiya kollektiva / A.V. Petrovskiy, V.V. Shpalinskiy. - M., 1978.
16. Nakonechnyiy, A. Kultura bezopasnosti poletov rossiyskih aviakompaniy: sotsialno-nravstvennyie i organizatsionnyie mehanizmyi formirovaniya. - URL: http://opec.ru/1531853.html (data obrascheniya: 02.06.2013).
УДК 316.6 А.А. Кузнецов*
Предпосылки успешной реализации
социальной активности курсантами юридического вуза
Статья посвящена анализу психологических детерминант реализации социальной активности курсантами вуза системы МВД. В качестве критерия продуктивной реализации социальной активности на уровне малой группы рассматривается социометрический статус и особенности его динамики в ходе обучения в вузе. В статье обсуждаются результаты лонгитюдного экспериментального исследования социально-психологических и личностных особенностей курсантов с различным характером динамики социометрического статуса. Основные выводы исследования подтверждают выдвинутую гипотезу о существовании личностных предпосылок успешной реализации курсантами социальной активности.
Ключевые слова: социальная активность, социометрический статус, групповая динамика, курсанты юридического вуза, личностные особенности, групповая совместимость, потребность в общении.
А.А. Kuznetsov*. Preconditions for successful implementation of social activity by law school students. This article is devoted to the analysis of psychological determinants of implementation of social activity by students of Interior Ministry institutions of higher education. Sociometric status and peculiarities of its dynamics within higher education period are considered as a criterion of productive implementation of social activity at a small group level. This article gives careful consideration to the results of the longitudinal experimental research of socio-psychological and personality traits of students with different character of sociometric status dynamics. The main conclusions of this research corroborate the proposed hypothesis that personality preconditions for successful implementing social activity exist for such students.
Keywоrds: social activity, sociometric status, law school students, personality traits, group compatibility, the need for communication.
Одной из актуальных задач в теории и практике совершенствования образовательного процесса современных вузов системы МВД является изучение условий оптимизации развития курсанта как личности и профессионала. В контексте разработки данной проблемы особый интерес представляет анализ социальной активности будущего сотрудника полиции как важнейшего детерминирующего фактора его профессионального становления. Многие отечественные исследователи основываются на положении о том, что процесс личностного и профессионального развития происходит в ходе активного взаимодействия с внешним миром, с социальной средой (К.А. Абульханова-Славская, Н.М. Андреева, Л.И. Анцыферова, А.Г. Асмолов, А.И. Крупнов, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн и др.).
* Кузнецов, Алексей Алексеевич, начальник отделения психологического обеспечения отдела морально-психологического обеспечения Белгородского юридического института. МВД России. Адрес: Россия, 308024 г. Белгород, ул. Горького, 71. Телефон (4722) 54-20-95. E-mail:[email protected].
* Kuznetsov, Alexey Alexeyevich, chief of the department of psychological support moral and psychological support Belgorod Law Institute. Russian Ministry of Internal Affairs. Address: Russia, 308024, Belgorod, ul. Gorky 71. Telephone (4722) 54-20-95. E-mail: [email protected].
© Кузнецов А.А., 2013
Актуальность изучения особенностей социальной активности личности обусловлена рядом факторов. Во-первых, социальная активность является одной из важнейших предпосылок самоактуализации личности. В связи с этим изучение особенностей и условий её продуктивной реализации раскрывает перспективы использования её в качестве «средства» личностного и профессионального развития. Во-вторых, социальная активность личности выполняет индикаторную функцию, являясь одним из важнейших показателей социализации человека. Она отражает направление развития личности курсанта, содержание процесса профессионализации, поэтому её особенности могут выступать параметрами уровня развития профессионала. В-третьих, социальная активность может выступать показателем дезадаптации личности, в случае её деструктивной направленности. Этот факт определяет значимость выявления параметров созидательной социальной активности личности, определения условий её эффективной реализации.
Как показывает анализ литературы по проблеме социальной активности личности, вопросам её содержания, динамики, особенностей социальной активности определённых возрастных, социальных и профессиональных групп, эта проблема остается недостаточно изученной. Многие авторы подходят к ней косвенно, в рамках решения других исследовательских задач. Несмотря на общепризнанную значимость и актуальность проблемы социальной активности, сегодня не существует единого общепризнанного определения самого понятия «социальная активность».
Систематизируя различные подходы, можно выделить следующие сущностные характеристики социальной активности личности, выделяемые различными авторами:
1) социальная активность представляет собой системное личностное образование, опосредованное мотивами, побуждениями и условиями, связанными с достижением социально-значимых целей [2], [3], [6];
2) социальная активность выступает одной из наиболее распространенных форм активности личности основным способом её существования и развития [9];
3) социальная активность предполагает включение личности в социальное взаимодействие и находится с социальной средой в отношениях взаимосвязи и взаимодетерминации [1], [7];
4) социальная активность - это особая форма деятельности, отвечающая интересам прогрессивного развития общества и саморазвития [4], [10];
5) движущей силой активности личности являются внутриличностные противоречия, возникающие в процессе деятельности [8], [5], [6].
Как в теоретическом, так и в практическом аспектах интересным представляется вопрос психологических предпосылок успешной реализации личностью социальной активности.
Целью проведённого нами экспериментального исследования было выявление личностного потенциала инициации социальной активности будущих сотрудников полиции. Мы предположили, что существуют определённые социально-психологические и личностные особенности в значительной мере обуславливающие характер проявления курсантами социальной активность. В качестве критерия продуктивной реализации социальной активности на уровне малой группы мы определили социометрический статус и особенности его динамики.
Исследование проводилось на базе Белгородского юридического института МВД России. В нём приняли участие курсанты 2008 г. набора, общей численностью 172 человека. С целью анализа особенностей динамики социометрического статуса исследование проводилось лонгитюдно, испытуемые обследовались на протяжении 5 лет.
Мы использовали следующие психодиагностические процедуры:
1) методика «Социометрия» (Дж. Морено) - с целью выявления показателей социометрического статуса испытуемых и особенностей его динамики в процессе обучения, а также таких показателей, как совместимость и потребность во взаимодействии;
2) Фрайбургский личностный опросник - для диагностики психических состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса продуктивной реализации социальной активности.
Исследование проводилось с использованием аппаратно-программного психодиагностического комплекса «Мультипсихометр». Все тестовые данные сохранялись в базе данных результатов обследования; первичные оценки преобразовывались в нормализованные стандартные показатели, и это позволяло сопоставлять их со среднестатистическими или «оптимальными» профилями.
Перейдём к анализу полученных результатов.
Первым этапом анализа полученных данных было распределение испытуемых по группам в зависимости от характера динамики их социометрического статуса. В результате было определено 5 экспериментальных групп:
1) курсанты, со стабильно низким социометрическим статусом, показатели которого остаются неизменно низкими на протяжении всего периода обучения;
2) курсанты со стабильно средним социометрическим статусом, показатели социометрического статуса которых на различных курсах обучения позволяют отнести их к группе среднестатусных;
3) курсанты со стабильно высоким социометрическим статусом, демонстрирующие на различных курсах обучения неизменно высокий социометрический статус;
4) курсанты, социометрический статус которых имеет положительную динамику на протяжении процесса профессионального обучения;
5) курсанты с социометрическим статусом, имеющим отрицательную динамику в процессе обучения.
В данных группах нами был проведён сравнительный анализ показателей личностных свойств и состояния. С целью анализа значимости выявляемых различий мы применяли и-критерий Манна Уитни, расчёт производился с помощью программы Statistica 6.
Первым шагом проведённого нами анализа было выявление социально-психологических предпосылок продуктивной реализации социальной активности будущих сотрудников полиции в малой группе.
Рис. 1 демонстрирует сопоставление потребности во взаимодействии и социально-психологической совместимости курсантов - представителей групп с различной динамикой социометрического статуса.
Рис. 1. Совместимость и потребность во взаимодействии курсантов с различной динамикой социометрического статуса
Анализируя показатели социально-психологической совместимости испытуемых, можно заметить следующее.
1) Наиболее высокие показатели совместимости демонстрируют две анализируемые группы -испытуемые со стабильно высоким статусом (значимость различий с группой низкостатусных р<0,01, с группой отрицательной динамики социометрического статуса р<0,05) и испытуемые со статусом, имеющим положительную динамику (значимость различий с группой низкостатусных испытуемых р<0,05). Таким образом, испытуемые со стабильно высоким социометрическим статусом и статусом, имеющим положительную динамику, обнаруживают наиболее высокие показатели совместимости с группой, что, возможно, и является одной из причин их благоприятного положения в социометрической структуре группы.
2) Наиболее низкие показатели социально-психологической совместимости демонстрирует группа испытуемых со стабильно низким социометрическим статусом. Данные курсанты в силу своих личностных, социально-психологических особенностей наименее конгруэнтны внутригрупповым ролевым позициям в группе.
3) По уровню потребности во взаимодействии испытуемых групп с различной динамикой социометрического статуса значимые различия нами не выявлены. Это свидетельствует о том, что потребность во взаимодействии с сослуживцами имеет стабильную значимость для будущих сотрудников полиции как возрастной и профессиональной группы и не является решающим фактором в реализации социальной активности. Это позволяет выдвинуть предположение о наличии гораздо более значимых факторов, выполняющих роль промежуточного звена между потребностью и непосредственной активностью личности.
Таким образом, важную роль в успешной реализации социальной активности на уровне малой группы играет такой фактор, как социально-психологическая совместимость курсанта с сослуживцами.
Следующим шагом проведённого нами анализа было выявление предпосылок продуктивной социальной активности в группе на уровне личностных свойств и состояний испытуемых. На рис. 2 представлены результаты сравнительного анализа личностных особенностей курсантов с различной динамикой социометрического статуса.
Анализируя и интерпретируя полученные результаты, следует обратить внимание на следующие основные тенденции.
1) Наиболее яркие различия с другими группами демонстрирует группа испытуемых со статусом, имеющим отрицательную динамику в ходе группового развития. В частности, наиболее выражены отличия по таким показателям, как: спонтанная агрессивность, реактивная агрессивность, эмоциональная лабильность, раздражительность. Так, по показателю спонтанной агрессивности обнаружены значимые
-¿ЙИ1 / к
^: Ж
щ
1
№ т х» ф Ш /У
Р # ^ # # # # #
# ж ш
ЙГ
т
•г
ЯР
ЯР
стабильна низкий
стабильно средний
с1а6и.пьно высокий
имеет
положительную динамику*
имеет
отрицательную динамик^1
Ж
&
Рис. 2. Личностные особенности курсантов с различным характером динамики социометрического статуса
различия на уровне значимости р<0,01 со всеми выделенными группами; по показателю реактивной агрессивности - различие на уровне р<0,01 обнаружено с группой низкостатусных испытуемых, на уровне р<0,05 с тремя оставшимися группами; по показателю эмоциональной лабильности различие на уровне р<0,05 обнаружено с группой среднестатусных испытуемых, на уровне р<0,01 с тремя другими группами; и наконец, по показателю раздражительности различие на уровне значимости р<0,05 обнаружено с группами высоко статусных и низкостатусных испытуемых. Следует отметить, что данная группа представляет особый исследовательский интерес, поскольку анализ психологических особенностей её представителей позволяет ответить на вопрос о личностных предпосылках, блокирующих реализацию позитивной социальной активности. Таким образом, можно сделать вывод о том, что причина блокировки их продуктивной социальной активности - в особенностях их эмоциональной сферы, которая характеризуется неустойчивостью, импульсивностью, низким самоконтролем, низкой социальной конформностью, а также повышенной восприимчивостью к ожидаемым враждебным сигналам со стороны социального окружения.
2) Группа испытуемых со стабильно высоким социометрическим статусом характеризуется наиболее низкими показателями невротичности (значимость различий с группой среднестатусных р<0,01, с группами отрицательной и положительной динамики социометрического статуса р<0,05), а также более высокими показателями уравновешенности (значимость различий с группой среднестатусных и группой с положительной динамикой социометрического статуса р<0,05), общительности (значимость различий с группой среднестатусных р<0,01) и экстраверсии (значимость различий с группой среднестатусных р<0,05). Таким образом, предпосылками стабильно высокой социометрической позиции как индикатора продуктивной социальной активности можно считать такие личностные особенности, как спокойствие, непринужденность, эмоциональная зрелость, общительность, готовность к сотрудничеству, честолюбие, стремление к лидерству, объективность в оценке себя и других людей, постоянство в планах и привязанностях, инициативность, реалистичность.
3) Достаточно интересны результаты, полученные по группе курсантов со стабильно средним социометрическим статусом. В целом социометрическую позицию данной группы можно отнести к числу благоприятных. Полагаем, что их социальная активность достаточно продуктивна, направляется в приемлемое для группы русло, но в то же время какие-то устойчивые личностные особенности не позволяют им занимать более высокие позиции в группе. Как показал проведённый нами анализ, к числу таких особенностей следует отнести более высокую невротичность, застенчивость, а также более низкую общительность, экстраверсию и уравновешенность по сравнению с другими членами группы. Так, по показателю невротичности значимое различие на уровне р<0,01 обнаружено с группой высокостатусных испытуемых, на уровне значимости р<0,05 с группой низкостатусных; по показателю застенчивости различия на уровне р<0,05 обнаружены с группой низкостатусных испытуемых; по показателю общительность значимые различия на уровне р<0,01 выявлены с группами низкостатусных, высокостатусных, а также группой с отрицательной динамикой социометрического статуса; по показателям экстраверсия и уравновешенность значимые различия на уровне р<0,05 выявлены с группами низкостатусных и высокостатусных испытуемых, а также группой с отрицательной динамикой социометрического статуса. Можно сделать вывод о том, что социальная активность среднестатусных испытуемых реализуется в полной мере, однако её высший уровень ограничен в силу ряда устойчивых индивидуально-типологических и личностных особенностей. К числу таких особенностей по результатам проведённого нами анализа могут быть отнесены следующие: астеничность, повышенная чувствительность, истощаемость,
утомляемость, тревожность, недостаточная уверенность в себе, нерешительность, трудности в социальных контактах, некоторая замкнутость, стремлении к видам деятельности, не связанным с широким общением .
4) Группа испытуемых со стабильно низким социометрическим статусом имеет ряд отличий, которые выражаются в следующем: наиболее низкий уровень агрессивности, раздражительности, эмоциональной лабильности и застенчивости по сравнению с представителями других групп, а также более высокий уровень общительности и экстраверсии (значимость данных различий приведена выше, в рамках анализа других групп). На первый взгляд, полученные результаты могут показаться неожиданными, ведь налицо все предпосылки успешной реализации социальной активности. Так, данные испытуемые стремятся к общению, для них небезразличен их социальный успех, при этом они уравновешены, сдержанны, у них высокий самоконтроль. В то же время, в отличие от курсантов, занимающих благоприятные социометрические позиции, они гораздо менее способны к проявлению агрессивности. Известно, что определённый уровень позитивной агрессивности, выражающейся в напористости, отстаивании своей позиции, проявлению своей индивидуальности необходим каждой самоактуализирующейся личности. По-видимому, снижение показателей агрессивности у данной группы испытуемых отражает позицию чрезмерного конформизма, приспособления, ухода от обсуждения острых вопросов, стремления всем угодить, что в конечном итоге ведёт к утрате индивидуальности.
5) Группа испытуемых, имеющих положительную динамику социометрического статуса по многим показателям, занимает средние позиции. Так, у них в меру выражена невротичность, раздражительность, агрессивность, общительность, экстраверсия. В то же время у них ниже, чем у ряда других групп, показатели депрессивности, уравновешенности, эмоциональной лабильности (значимость выявленных различий рассмотрена выше, при обсуждении других групп). Данная группа интересна нам в плане анализа ресурса развития потенциала социальной активности в процессе групповой динамики. На основе анализа наиболее выраженных показателей делаем вывод о том, что в качестве такого ресурса можно рассматривать следующие качества: эмоциональность, естественная жизнерадостность, энергичность и предприимчивость, непринужденность в межличностных отношениях, уверенность в своих силах, успешность в выполнении различных видов деятельности, требующих активности, энтузиазма и решительности.
6) По показателю маскулинности значимых различий не выявлено, данный показатель имеет среднюю степень выраженности во всех анализируемых группах. Следовательно, маскулинность как показатель гендерной идентичности не оказывает непосредственного влияния на проявление личностью социальной активности в малой группе.
Таким образом, подводя итог, можно сделать вывод о том, что индивидуально-типологические и личностные особенности курсантов накладывают свой отпечаток на проявление социальной активности в малой группе. Так, определённые качества способствуют стимуляции потенциала активности личности, другие, напротив, блокируют данный потенциал, третьи неоднозначны и проявляют себя по-разному в зависимости от комбинации с другими личностными особенностями.
В целом, по результатам проведённого исследования личностных ресурсов успешной реализации социальной активности будущими сотрудниками полиции в процессе профессионального обучения мы можем сделать ряд основных выводов.
1. Социометрический статус в группе является одним из информативных критериев успешности реализации ресурса социальной активности курсантов. Он выступает одновременно как индикатором, так и предпосылкой продуктивной социальной активности в малой группе.
2. В числе значимых социально-психологических детерминант успешной реализации социальной активности на уровне малой группы - такой фактор, как социально-психологическая совместимость курсанта с сослуживцами. Наиболее высокую совместимость демонстрируют курсанты, имеющие стабильно высокий статус, а также статус, имеющий положительную динамику на протяжении обучения в вузе.
3. Важную роль в успешной реализации социальной активности курсантов играют также индивидуально-типологические и личностные особенности, причём не сами по себе отдельные личностные свойства определяют уровневые характеристики социальной активности, а их определённое устойчивое сочетание.
Список литературы
1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни - М., 1991. - 299 с.
2. Алексеева, Л. Ф. Проблема активности личности в психологии : дис. ... докт. психол. наук. - Томск, 1997. - 301 с.
3. Емельянова, Т. Г. Социальная активность в профессиональном самоопределении студентов ССУЗа : дис. ... канд. психол. наук. - Ижевск, 2006 - 134 с.
4. Каган, М. С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). - М.: Политиздат, 1974. - 328 с.
5. Костюк, Г С. Принцип развития в психологии // Хрестоматия по возрастной психологии. -М.-Воронеж: НПО МОДЭК, 1998. - С. 18-21.
6. Крупнов, А. И. Психологические проблемы исследования активности человека // Вопр. психол. - 1984. - № 3. - С. 25-33.
ПотаповаВ.В., ФедоренкоМ.В. Психосоматический статус культурной диссинхронии психического.
7. Ломов, Б. Ф. Общественные отношения как общее основание свойств личности // Психология личности в трудах отечественных психологов / сост. и общая редакция Л.В. Куликова. - СПб.: Питер, 2001. - С. 60-66.
8. Принцип развития в психологии / под ред. Анциферовой. - М., 2005. - 370 с.
9. Резник, Ю. М. Человек и общество (опыт комплексного изучения) // Человек. Культура. Общество. - 2000. - Т. 2. - Вып. 4 (6).
10. Харланова, Е. М. Педагогические условия развития социальной активности студентов // Ярославский педагогический вестник. - 2011. - № 2. - Т. II (Психолого-педагогические науки). - С. 179-183.
Literature
1. Abulhanova-Slavskaya, K. A. Strategiya zhizni - M., 1991. - 299 s.
2. Alekseeva, L. F. Problema aktivnosti lichnosti v psihologii : dis. ... dokt. psihol. nauk. - Tomsk, 1997. - 301 s.
3. Emelyanova, T. G. Sotsialnaya aktivnost v professionalnom samoopredelenii studentov SSUZa : diss. ... kand. psihol. nauk. - Izhevsk, 2006 - 134 s.
4. Kagan, M. S. Chelovecheskaya deyatelnost (Opyit sistemnogo analiza). - M.: Politizdat, 1974. - 328 s.
5. Kostyuk, G S. Printsip razvitiya v psihologii // Hrestomatiya po vozrastnoy psihologii. - M.Voronezh: NPO MODEK, 1998. - S. 18-21.
6. Krupnov, A. I. Psihologicheskie problemyi issledovaniya aktivnosti cheloveka // Vopr. psihol. -1984. - # 3.- S. 25-33.
7. Lomov, B. F. Obschestvennyie otnosheniya kak obschee osnovanie svoystv lichnosti // Psihologiya lichnosti v trudah otechestvennyih psihologov / sost. i obschaya redaktsiya L.V. Kulikova. - SPb.: Piter, 2001. - S. 60-66
8. Printsip razvitiya v psihologii / pod red. Antsiferovoy. - M., 2005. - 370 s.
9. Reznik, Yu. M. Chelovek i obschestvo (opyit kompleksnogo izucheniya) // Chelovek. Kultura. Obschestvo. - 2000. - T. 2. - Vyip. 4 (6).
10. Harlanova, E. M. Pedagogicheskie usloviya razvitiya sotsialnoy aktivnosti studentov // Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik. - 2011. - # 2. - T. II (Psihologo-pedagogicheskie nauki). - S. 179-183.
УДК 159.9.07
В.В. Потапова* М.В. Федоренко**
Психосоматический статус культурной диссинхронии психического развития одаренной личности
В статье приведены результаты исследования влияния культуры на психосоматический статус интеллектуально одаренных подростков. Влияние культуры на психику подростка различается в зависимости от возраста. Культура способствует социализации личности и ее психической регуляции, но также определяет невротизацию личности. Психосоматический статус формируется под воздействием культуры и содержит: маркеры этнической культуры в семье, желудочные жалобы, истощение, вегето-диэнцифальные проявления, школьную успешность, определенные копинг-стратегии, отношение к собственной культуре.
Ключевые слова: культурная диссинхрония, интеллектуально одаренные, психическое развитие, подростки, влияние этнической культуры, социализация, психическая регуляция, невротизация личности, психосоматический статус.
V.V.Potapova*, M.V. Fedorenko**. Psychosomatic status of cultural dissihroniya of mental development of gifted personality. The results of research of culture influence on psychosomatic status of intellectually gifted teenagers are represented in the article. The influence of culture on the mentality of teenager differs depending on age. The culture promotes socialization of personality and his psychical regulation however it determines the neurotization of personality. Psychosomatic status forms under the influence of culture and contains: markers of ethnic culture in family, gastric complaints, starvation, diencephalic vegetative symptoms, success in school, specific coping strategies, attitude to own culture.
Keywords: cultural dissihroniya, intellectually gifted, mental development, teenagers, influence of ethnic culture, socialization, mental regulation, neurotization of personality, psychosomatic status
* Потапова, Виктория Васильевна, доцент кафедры психологии Института педагогики и психологии Казанского (Приволжского) федерального университета, кандидат психологических наук. Адрес: 420008, Казань, ул.Кремлевская, 18. E-mail: [email protected].
** Федоренко, Марина Владимировна, доцент кафедры психологии Института педагогики и психологии Казанского (Приволжского) федерального университета, кандидат психологических наук. Адрес: 420008, Казань, ул.Кремлевская, 18. E-mail: [email protected].
* Potapova, Victoria Vasilievna, the associate professor of psychology faculty of the Kazan (Volga region) federal university, the candidate of psychological sciences. E-mail: [email protected].
** Fedorenko, Marina Vladimirovna, the associate professor of psychology faculty of the Kazan (Volga region) federal university, the candidate of psychological sciences. E-mail: [email protected].
© Потапова В.В., Федоренко М.В., 2013