school: collective monograph]. Yaroslavl, 2014. Pp. 313-328. (In Russian)
6. Bayborodova L. V. Introduction of state educational standards of general education in rural school. Vestnik obrazovaniya [Bulletin of education]. 2011. No. 17. Pp. 5-8. (In Russian)
7. Borisevich A. R. Integrirovannye uroki [Integrated lessons]. Minsk, Krasiko-Print Publ., 2014.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации
Арипов Магомед Арипович, кандидат педагогических наук, профессор, кафедра педагогики и психологии начального образования (ПиПНО), факультет начальных классов (ФНК), Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ); профессор, кафедра дошкольного и начального образования (ДИРО), Дагестанский институт развития образования (ДИРО), Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
Арипова Наида Магомедовна, старший преподаватель, ПиПНО, ФНК, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
Принята в печать 11.04.2017 г.
173 p. (In Russian)
8. Kak proektirovat universal'nye uchebnye deystviya v nachal'noy shkole. Ot deystviya k mysli [How to design universal learning activities in primary school. From thought to action]. Ed. by A. G. Asmolov. Moscow, Prosvesheniye Publ., 2011. 148 p. (In Russian)
INFORMATION ABOUT AUTHORS Affiliations
Magomed A. Aripov, Ph. D. (Pedagogy), professor, the chair of Pedagogy and Psychology of Primary Education (PPPE), the faculty of Primary School (FPS), Dagestan State Pedagogical University (DSPU); professor, the chair of Preschool and Elementary Education (PEE), Dagestan Institute of Education Development, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Naida M. Aripova, senior lecturer, PPPE, FPS, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Received 11.04.2017.
Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 37.01 0
Самоактуализация как необходимый компонент профессионального самоопределения студента
© 2017 Бикбулатова В. П.1, Рабаданова Р. С.1, Иманбеков М. М.2
1 Московский государственный университет технологий и управления им. К. Г. Разумовского (Первый казачий университет),
Москва, Россия; e-mail: [email protected] 2 Карагандинский государственный университет им. академика Е. А. Букетова,
Караганда, Казахстан; e-mail: [email protected]
РЕЗЮМЕ. Цель. Рассмотреть проблемы самоопределения студенческой молодежи, его сущность и способы развития. Методы. Анализ научной литературы, опросные методы: беседа, включенное наблюдение экспертов в процессе общения с респондентами, анкетирование, формализованное интервьюирование со студентами психолого-педагогического направления Института социально-гуманитарных технологий Московского государственного университета технологий и управления имени. К. Г. Разумовского (ПКУ) и студентами педагогического факультета Карагандинского государственного университета им. академика Е. А. Букетова. Результаты. Большинство студентов (41 %) отметили, что знают свои интересы, способности, однако не представляют, как ими воспользоваться, 22 % студентов хотели бы получить помощь у специалистов в определении своих возможностей и их реализации. Среди качеств, которые должны характеризовать выпускника вуза, большинство студентов в первую очередь называют профессионализм (78,9 %), интеллектуальные качества (67 %), а также всестороннее развитие личности
••• Известия ДГПУ. Т. 11. № 2. 2017
••• DSPU JOURNAL. Vol. 11. No. 2. 2017
(69,3 %). Выводы. В профессиональном образовании необходимо особое внимание уделить самоакту-лизации личности студента. Результаты нашего исследования показывают, что студенты к числу важнейших качеств, которыми, на их взгляд, должен обладать молодой специалист, относят уверенность в себе, умение общаться с людьми, отзывчивость, самостоятельность, инициативность, предприимчивость и другие.
Ключевые слова: самоактуализация, профессиональное самоопределение, самореализация, рефлексия, субъективный опыт.
Формат цитирования: Бикбулатова В. П., Рабаданова Р. С., Иманбеков М. М. Самоактуализация как необходимый компонент профессионального самоопределения студентов // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2017. Т. 11. № 2. С. 37-42.
Self-Actualization as an Necessary Component of the Students' Professional Identity
© 2017 Valentina P. Bikbulatova 1, Raziyat S. Rabadanova 1, Mirlan M. Imanbekov
1 K. G. Razumovcky Moscow State University of Technologies and Management (First Cossack University) Moscow, Russia; e-mail: [email protected] 1 Academician E. A. Buketov Karaganda State University, Karaganda, Kazakhstan; e-mail: [email protected]
ABSTRACT. Aim. To examine the problems of students' identity, the essence of identity and ways of development. Methods. Analysis of scientific literature, survey methods: discussion, observation of experts in the process of communication with the respondents, questionnaires, formal interviewing with the students of psychological and pedagogical directions of the Institute of Social and Humanitarian Technologies of K. G. Razumovsky Moscow State University of Technologies and Management (FCU) and with the students of Pedagogical Faculty of Academician E. A. Buketov Karaganda State University. Results. Most students (41 %) note that they knew their interests, abilities, but they cannot imagine how to use them, 22 % of students would like to get help from the experts in determining their capabilities and their implementation. Among the qualities that should characterize graduates, the majority of students are primarily referred to as professionalism (78,9 %), intellectual qualities (67 %), and comprehensive development of personality (or 69.3 %). Conclusions. In vocational education, special attention must be paid to the self-actualization of a student's personality. It is the students' opinion that the most important qualities of the young professional are the confidence, the ability to communicate with people, kind-heartedness, independence, initiative, enterprise and others.
Keywords: self-actualization, professional identity, self-realization, reflection, subjective experience.
For citation: Bikbulatova V. P., Rabadanova R. S., Imanbekov M. M. Self-Actualization as an Necessary Component of the Students' Professional Identity. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2017. Vol. 11. No. 2. Pp. 37-42. (In Russian)
Введение
В связи с динамичными социально-экономическими изменениями, происходящими в России, такими как демократизация и гуманизация общества, особую актуальность приобретают вопросы, вводимые в профессиональную сферу стандартов, связанные с профессиональным самоопределением личности, ее самореализацией в профессиональной деятельности. Новые квалификационные характеристики работников, задействованных в определенных сфе-
рах деятельности, предъявляют обязательные требования, касающиеся образования сотрудников, таких как профессиональная мобильность и высокая профессиональная компетентность. Поиски решения проблемы подготовки конкурентоспособных кадров обусловили необходимость формирования у студентов вузов социально-трудовой, структурной, функциональной, технической, информационно-коммуникационной, профессиональной, и личностной компетенций, что позволило расширить
представления в области обучения специалистов гуманитарного профиля.
В сложившихся условиях перед психологами встает задача оказания помощи и поддержки выпускников школ, находящихся на пороге профессионального выбора, и на этапе обучения в вузе. Организация такой психологической поддержки предполагает наличие знаний и особенностей профессионального самоопределения личности, факторов и условий, влияющих на нее в образовательной среде организации.
С поступлением абитуриента в высшее учебное заведение (ВУЗ) процесс профессионального самоопределения осуществляется на протяжении всех лет обучения. И в этом процессе «происходят значительные изменения идеальных представлений о профессии, о ее целевых смысловых составляющих», формируется отношение к себе как субъекту профессиональной деятельности [1-5].
Цель - рассмотреть проблемы самоопределения студенческой молодежи, его сущность и способы развития.
Методы - анализ научной литературы, опросные методы: беседа, включенное наблюдение экспертов в процессе общения с респондентами, анкетирование, формализованное интервьюирование.
Результаты и обсуждение
Если придерживаться распространенной точки зрения на выбор профессии как на выбор деятельности, предметом исследования будут выступать характеристики человека как субъекта деятельности, а также содержание, характер, виды деятельности и ее объекты. Что позволяет представить профессиональное самоопределение как выбор, осуществляемый в результате анализа внутренних ресурсов субъекта и соотнесения их с требованиями профессиями [1-4].
Профессиональное самоопределение понимается нами как процесс развития субъекта труда, следовательно, о правильности выбора профессии можно говорить тогда, когда психофизические данные личности будут соответствовать требованиям профессии и трудовой деятельности. Несомненно, этот взгляд недооценивает активного начала личности выбирающего.
Существует мнение, что основной детер-минантой правильного выбора профессии, как выбора деятельности, является профессиональный интерес или профессиональная направленность [1-5]. Очевидно, этот
подход более продуктивен, так как утверждает активность самого субъекта в выборе профессии.
Можно соотнести понятие «самоопределение» с такими понятиями, как самоактуализация, самореализация, самоосуществление, самосознание, учитывая тот факт, что многие ученые связывают самореализацию, самоактуализацию с трудовой деятельностью.
По мнению К. Роджерса, в момент, когда индивид движется в сторону принятия бытия внутри себя, он с особой чувствительностью принимает других, тонко улавливая и воспринимая их. В момент принятия и выражения своих субъективных внутренних процессов индивид оценивает их полностью, им доверяет. Роджерс подчеркивает, что «.. .быть этим внутренним процессом - значит увеличить скорость изменения и рост в себе». Субъективный опыт индивида показывает ему, что являться самим собой - значит обладать изменчивостью. Параллельно с этим человек ощущает прилив растущей гордости за то, «что является чувствительным, активным, реалистичным, внутренне контролированным представителем человеческого рода, который мужественно и с воображением приспосабливается к сложностям изменяющейся ситуации». К. Роджерс отмечает, что одним из элементов процесса, который он назвал «хорошая жизнь», является движение от полюса защитных реакций к полюсу открытости своего опыта. В результате данного процесса личность приобретает способность слышать себя. Для личности становится характерной открытость гамме своих чувств: от страха и боли до смелости и благоговения. Человек свободно проживает субъективные внутренние чувства в таком виде, в каком они у него есть. Индивид не только переживает и проживает эти чувства, он свободно осознает их. По мнению К. Роджерса, личность обладает способностью «...жить опытом своего целостного организма, а не закрывать его от сознания».
Современные направления психологии и педагогики так же придают большое значение отсутствию целостности личности. Для ее достижения гештальт-теория предлагает интеграцию «отторженных частей "Я''», т. е. человек должен в себе все в равной степени принять, в том числе и то, что он может раздражаться, гневаться, испытывать агрессию и т. д.
••• Известия ДГПУ. Т. 11. № 2. 2017
••• йБРи JOURNAL. Уо!. 11. N0. 2. 2017
Актуальны, по сей день работы нейрофизиолога К. Гольштейна, который считает, «... все, что происходит с какой-нибудь частью, влияет на всю систему» (К. Гольштейн, 1942). Самоактулизацию К. Гольштейн рассматривает как основной процесс, происходящий в каждом организме и оказывающий как негативное, так и положительное воздействие на индивида. С точки зрения К. Гольштейна, каждый организм имеет одно основное направление: «... организм стремиться, как можно полнее актуализировать в мире свои способности, свою "природу"». Итак, К. Гольштейн использовал термин «самоактуализация» для обозначения мотива (считая его ведущим) осознать все свои потенциальные возможности (К. Гольштейн, 1955).
В теории личности Абрахама Маслоу самоактуализация - это вершинный уровень социально-психологического развития, которое может быть достигнуто, когда удовлетворены все базовые и метапотребности и происходит «актуализация» полного потенциала личности. В своей книге «Новые изменения человеческой природы» Маслоу говорит о восьми способах или типах поведения, по которым самоактуализируется индивид. В результате Маслоу определяет следующую структуру самоактуализации. Первая ступень на пути к самоактуализации, по его мнению, концентрация. Иногда мы не совсем точно осознаем, что происходит с нами и вокруг нас. Однако, бывают возвышенные моменты сознания, чувства слияния с миром, которые А. Маслоу назвал бы «самоактуализирующиеся» (А. Маслоу, 1999). Выбор роста - следующая ступень, где жизнь представляется как цепь, состоящая из выборов, следовательно самоактуализация - это процесс, при котором принимается решение о выборе дальнейшего роста. В каждом выборе есть положительные и отрицательные стороны. Рост возможен только в том случае, когда следующий шаг вперед субъективно переживается как более волнующий, более важный, приносящий больше внутреннего удовлетворения, чем предшествующее удовольствие, вошедшее в привычку.
Третьей ступенью самоактуализации считается самопознание, где личность узнает о своей внутренней природе и действует в соответствие с этим знанием.
Честность это четвертая ступень, где ответственность за свои действия является
важным компонентом для самоактуализации.
Пятая ступень - суждение. Процесс внесения суждений помогает регулировать свое поведение с помощью мышления. Мы способны не только рефлексивно размышлять, но и выносить суждение о ценности наших действий на основе целей, которые перед собой ставим.
Саморазвитие - шестая ступень, где самоактуализация является непрерывным процессом развития потенциальных возможностей личности. Это значит, что человеку следует максимально использовать свои способности и интеллект в избранном деле.
Седьмая ступень - вершинные переживания, под которыми понимаются «... краткие моменты самоактуализации», во время которых личность наиболее цельна, собрана, больше знает о себе и о мире.
Вершинные переживания - это особенно радующие и волнующие моменты в жизни каждого человека. А. Маслоу отмечает, что они часто вызываются сильной любовью, воздействием шедевров искусства и музыки или потрясающей красотой природы.
Восьмая ступень - отсутствие защиты для собственного «Я». А. Маслоу считает: «...для того, чтобы найти самого себя, раскрыть, что хорошо, а что плохо, какова цель твоей жизни, необходимо разоблачить собственную психопатию» (А. Маслоу, 1954). С этой целью необходимо выявить свои механизмы защиты и затем найти в себе цель преодолеть их.
Под самоопределением мы понимаем не только «самореализацию», но и процесс расширения изначальных личностных возможностей - «самотрансценденцию». «... Полноценность человеческой жизни определяется через его трансцендентность, то есть способность «выходить за рамки самого себя и умение человека находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жизни» (В. Франкл). Следовательно, сущность самоопределения, самоосуществления определяет именно смысл. Если процесс формирования профессиональной направленности образует основное содержание самоопределения, то самоопределение составляет основное содержание развития личности в годы ранней юности.
Главная цель профессионального самоопределения - постепенное формирование внутренней готовности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реали-зовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного, личностного).
Ведь современному обществу нужны ответственные, самостоятельные, инициативные специалисты, способные постоянно совершенствовать, прежде всего, свою личность и деятельность, в которой они заняты.
Не случайно результаты нашего исследования показывают, что значительная часть студентов признались, что уровень обучения в вузе должен быть выше, больше внимания должно уделяться практической подготовке, не уменьшая часы аудиторных занятий. К числу важнейших качеств, которыми должен обладать молодой специалист, студенты относят уверенность в себе, умение общаться с людьми, отзывчивость, самостоятельность, инициативность, предприимчивость и ответственность. Где перечисленные личностные качества ценятся не ниже интеллектуально-деловых, которые, по мнению респондентов, остро необходимы молодому специалисту.
При анализе оценки возможностей и уровня подготовленности к будущей профессии более 37 % юношей и девушек достаточно хорошо представляют свои сильные и лучшие качества, которые помогут им в построении карьеры. К сожалению, большинство студентов (41 %) отметили,
1. Гуцеленко Д. В., Рабаданов З. Р. Психологическая готовность юношей и девушек к вступлению в самостоятельную жизнь / Теоретические и методические проблемы создания современной образовательной среды // Сборник материалов международной научно-практической конференции. Москва: Изд-во МГУТиУ им. К. Г. Разумовского (ПКУ), 2016. С. 297-301.
2. Иванов А. И., Рабаданов З. Р. Профилактические меры обеспечения профессионального самосохранения педагога // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2016. № 2 (15). С. 34-38. 001: 10.12737/19844
3. Сорокина Н. В. Формирование профессионального самосознания. Тула, 2004, 90 с.
1. Gutselenko D. V., Rabadanov Z. R. Psychological readiness of boys and girls to join an independent life. Theoretical and methodical problems of creation of modern educational environment. Sbornik materialov mezhdunarodnoy nauchno-praktich-eskoy konferentsii [Proceedings of international Scientific-Practical Conference]. Moscow, K. G. Razumovcky MSUTM Publ., 2016. Pp. 297-301.
что знают свои интересы, способности, однако не представляют, как ими воспользоваться. 22 % студентов хотели бы получить помощь у специалистов в определении своих возможностей и их реализации.
Среди качеств, которые должны характеризовать выпускника вуза, большинство студентов в первую очередь называют профессионализм (78,9 %), а также всестороннее развитие личности (69,3 %). Высоко ценят они интеллектуальные качества (67 %): ум, эрудицию, способность к творческому мышлению, стремление к самосовершенствованию, четкую логику, способность предвидеть результаты труда, принципиальность.
Заключение
Проведенное исследование позволяет предположить, что в представлении студентов, молодой специалист это довольно привлекательный тип всесторонне развитого человека с высоко ценящимися окружающими качествами. Поэтому считаем, что задача формирования у будущего специалиста таких качеств, как ответственность за свое дело и слово, справедливость, уважение к себе и окружающим, любовь к своей Родине, к своему делу, способность к рефлексии, стоит на одном из первых мест.
4. Bikbulatova V., Orlova I., Rabadanova R., Shishov S., Yulina G. Professionalization of an individual involved in the educational process in a higher education institution. International journal of environmental and science education. 2016. Vol. 11. No. 15. Pp. 8599-8605.
5. Shishov S. E. On the definition of the objectives of educational space in the contemporary globalizing world. 2016 International Conference "Education Environment for the Information Age" (EEIA-2016). SHS Web of Conferences. Vol. 29, 2016. URL: http://www.shs-conferences.org/ arti-cles/shsconf/abs/2016/07/contents/contents.html (дата обращения: 28.03.2017). DOI: 10.1051/ shsconf/20162901066
2. Ivanov A. I., Rabadanov Z. R. Preventive measures to ensure the professional preservation of a teacher. Nauchnye issledovaniya i raz-rabotki. Sotsial'no-gumanitamye issledovaniya i tekhnologii [Scientific research and development. Social humanitarian research and technology]. 2016. № 2 (15). Pp. 34-38. DOI: 10.12737/19844
Литература
References
••• Известия ДГПУ. Т. 11. № 2. 2017
••• DSPU JOURNAL. Vol. 11. No. 2. 2017
3. Sorokina N. V. Formirovanie profession-al'nogo samosoznaniya [Formation of professional identity]. Tula, 2004, 90 p.
4. Bikbulatova V., Orlova I., Rabadanova R., Shishov S., Yulina G. Professionalization of an individual involved in the educational process in a higher education institution. International journal of environmental and science education. 2016. Vol. 11. No. 15. Pp. 8599-8605.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации
Бикбулатова Валентина Петровна, кандидат педагогических наук, профессор, кафедра педагогики и психологии профессионального образования (ПиППО), Московский государственный университет технологий и управления им. К. Г. Разумовского, Первый казачий университет (МГУТУ им. К. Г. Разумовского, ПКУ), Москва, Россия; email: [email protected]
Рабаданова Разият Сулайбановна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра ПиППО, МГУТУ им. К. Г. Разумовского, ПКУ, Москва, Россия; e-mail: caf [email protected]
Иманбеков Мирлан Мейрамбекович, кандидат философских наук, доцент, декан педагогического факультета, Карагандинский государственный университет им. академика Е. А. Букетова (КГУ им. ак. Е. А. Букетова), Караганда, Казахстан; e-mail: [email protected]
5. Shishov S. E. On the definition of the objectives of educational space in the contemporary globalizing world. 2016 International Conference "Education Environment for the Information Age" (EEIA-2016). SHS Web of Conferences. Vol. 29, 2016. [Electronic resources]. Mode of access: http://www.shs-confer-ences.org/articles/shsconf/abs/2016/07/contents/ contents.html (дата обращения: 28.03.2017). DOI: 10.1051/shsconf/ 20162901066
INFORMATION ABOUT AUTHORS Affiliations
Valentina P. Bikbulatova, Ph. D. (Pedagogy), professor, the chair of Pedagogy and Psychology of Vocational Education (PPVE), K. G. Razumovcky Moscow State University of Technologies and Management, First Cossack University (K. G. Razumovcky MSUTM, FCU), Moscow, Russia; e-mail: [email protected]
Raziyat S. Rabadanova, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of PPVE, K. G. Razumovcky MSUTM, FCU, Moscow, Russia, e-mail: [email protected]
Mirlan M. Imanbekov, Ph. D (Philosophy), assistant professor, dean of the Pedagogical faculty, academician E. A. Buketov Karaganda State University (Acad. E. A. Buketov KSU), Karaganda, Republic of Kazakhstan; e-mail: [email protected]
Принята в печать 27.04.2017 г.
Received 27.04.2017.