Научная статья на тему 'Акмеологическая компетентность в системе высшего образования: в рамках международного сотрудничества'

Акмеологическая компетентность в системе высшего образования: в рамках международного сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКМЕОЛОГИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / КРЕАТИВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карипбаев Байжол Искакович, Зиатдинова Фарида Нурлыевна, Мухамадеев Ильгиз Гарданович, Ахмерова Нурия Минияровна

Целью данного исследования являлось представление философско-акмеологического подхода к определению мировоззренческих и методологических приоритетов развития современного высшего образования. Методы. Анализ научной литературы, анализ и интерпретация эмпирических данных, наблюдение. Результат. В рамках сотрудничества и ежегодно проводимого круглого стола, решение такой важной задачи, в центре которой оказывается социальная потребность в подготовке социально ответственных профессионалов своего дела, показывает необходимость использования эпистемологического и аксиологического потенциала акмеологии в образовании. Вывод. Под активизацией человеческого фактора следует понимать не только движение к отдельному индивиду через предоставление ему условий, выработку стимулов, формирование мотивов деятельности, но и становление индивида как личности, освобождение «внутреннего человека».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карипбаев Байжол Искакович, Зиатдинова Фарида Нурлыевна, Мухамадеев Ильгиз Гарданович, Ахмерова Нурия Минияровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Акмеологическая компетентность в системе высшего образования: в рамках международного сотрудничества»

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 378

Акмеологическая компетентность в системе высшего образования: в рамках международного сотрудничества

© 2017 Карипбаев Б. И. 1 Зиатдинова Ф. Н. 2, Мухамадеев И. Г. 2, Ахмерова Н. М. 3

1 Карагандинский государственный университет им. академика Е. А. Букетова,

Караганда, Казахстан; е-mail: karipbaev@mail.ru 2 Башкирский государственный аграрный университет, Уфа, Россия; е-mail: ziat_fn@mail.ru; е-mail: ilgiz-gar@mail.ru 3 Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург, Россия; e-mail: astra091112@yandex.ru

Резюме. Целью данного исследования являлось представление философско-акмеологического подхода к определению мировоззренческих и методологических приоритетов развития современного высшего образования. Методы. Анализ научной литературы, анализ и интерпретация эмпирических данных, наблюдение. Результат. В рамках сотрудничества и ежегодно проводимого круглого стола, решение такой важной задачи, в центре которой оказывается социальная потребность в подготовке социально ответственных профессионалов своего дела, показывает необходимость использования эпистемологического и аксиологического потенциала акмеологии в образовании. Вывод. Под активизацией человеческого фактора следует понимать не только движение к отдельному индивиду через предоставление ему условий, выработку стимулов, формирование мотивов деятельности, но и становление индивида как личности, освобождение «внутреннего человека».

Ключевые слова: акмеология в высшей школе, профессионализм, креативность, социальная ответственность.

Формат цитирования: Карипбаев Б. И., Зиатдинова Ф. Н., Мухамадеев И. Г., Ахмерова Н. М. Акмеологическая компетентность в системе высшего образования: в рамках международного сотрудничества // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2017. Т. 11. № 2. С. 43-47.

Acmeological Competence in the System of Higher Education: in the Context of International Cooperation

© 2017 Baizhol I. Karipbaev 1 Farida N. Ziatdinova 2, Ilgiz G. Mukhamadeev 2, Nuriya M. Akhmerova 3

1 Academician E. A. Buketov Karaganda State University, Karaganda, Kazakhstan; е-mail: karipbaev@mail.ru

2 Bashkir State Agrarian University, Ufa, Russia; email: ziat_fn@mail.ru; е-mail: ilgiz-gar@mail.ru

3 Ural State Pedagogical University, Yekaterinburg, Russia; e-mail: astra091112@yandex.ru

Abstract. The aim of this article is to present the philosophical-acmeological approach to the definition of ideological and methodological priorities of modern higher education development. Methods. Analysis of scientific literature, analysis and interpretation of empirical data, observation. Result. In the framework of cooperation and annual open round table, the solution of such important problem, the center of which is a

••• Известия ДГПУ. Т. 11. № 2. 2017

••• DSPU JOURNAL. Vol. 11. No. 2. 2017

social need to train socially responsible professionals, shows the need to use the epistemological and axio-logical potential of acmeology in education. Conclusion. Human factor activation means not only the movement to a single individual through the provision of conditions, development of incentives, the formation of activity motives, but the formation of the individual personality, the liberation of the "inner man".

Key words: acmeology in higher education, professionalism, creativity, social responsibility.

For citation: Karipbaev B. I., Ziatdinova F. N., Mukhamadeev I. G., Akhmerova N. M. Acmeological Competence in the System of Higher Education: in the Context of International Cooperation. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Pedagogical and Psychological Sciences. 2017. Vol. 11. No. 2. Pp. 43-47. (In Russian)

Введение

Важное место в современном социогума-нитарном знании отводится вопросам гуманизации образования, так как в современном научном сообществе слишком большое значение придается позитивистским, прямым методам выхода из возникающих ситуаций социального диссонанса. При этом игнорирование гуманитарных дискурсивных практик, социокультурной составляющей может привести к необратимым последствиям.

Современному образованию нужны такие ценностные ориентации, которые расширяли бы возможности каждого человека, став его целью, причем, не внешние условия-стимулы, а внутренние мотивы-установки, благодаря которым человек не мог и не хотел бы быть редуцирован к потребностям общественного производства, не терял бы себя как свободную индивидуальность, а становился ею. Человеческий фактор не может быть сведен к отдельному индивиду, а есть человек во всем богатстве его обще-ственно-деятельностной сущности. Проблема в том, чтобы эмпирически отдельный индивид по созданию всех необходимых условий выступил как духовно конкретный человек в деятельности, общении и творчестве. Исходя из этого, под активизацией человеческого фактора следует понимать не только движение к отдельному индивиду через предоставление ему условий, выработку стимулов, формирование мотивов деятельности, но и становление индивида как личности, освобождение «внутреннего человека». Как подчеркивает Н. В. Мотрошилова - «философско-теоре-тические размышления о цивилизации уже никак нельзя отделить от выработки отношения к ней, причем отношения действенного, помогающего активному усвоению и преобразованию цивилизационного опыта человечества» [1, с. 19]. А это, в свою очередь, требует выведения опыта цивилизации «на более высокий, чем сегодня, более

сознательный, рациональный, гуманный уровень» [1, с. 21]. Согласно М. К. Мамарда-швили, цивилизация лишь постольку способна стать «обществом свободных производителей», поскольку человек, не будет надеяться на невозможное - «перескочить через труд свободы, через бремя развития самого себя» и через труд напряженного, последовательного, максимально точного мышления. Антицивилизационный процесс начинается тогда, когда человек с безразличием относиться к собственному делу.

Цель исследования - представление фи-лософско-акмеологического подхода к определению мировоззренческих и методологических приоритетов развития современного высшего образования.

Методы - анализ научной литературы, анализ и интерпретация эмпирических данных, наблюдение.

Результаты и их обсуждение

Выход из наличных кризисов цивилиза-ционного развития требует не только коренного изменения доминирующих в современной политике и экономике идеалов господства, ориентированных на силовое преобразование объектов, но и выработки новой методологии, способной предложить иную фундаментальную стратегию циви-лизационного развития. Важнейшим условием является с нашей точки зрения акмео-логия как отрасль, на нынешнем этапе развития ее объектом является прогрессивно развивающаяся зрелая личность, самореализующаяся главным образом в профессиональных достижениях. Это достаточно бурно развивающаяся отрасль современного гуманитарного знания. Ее статус как отрасли психологического знания постепенно изменяется, становится пространством междисциплинарных исследований [3]. Задачей акмеологии (Ю. С. Артемов, В. И. Байденко, И. Н. Дроздов, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, С. В. Макаров, А. К. Маркова, Е. В. Селезнева, О. В. Шаланкина и др.) является определение закономерностей, факторов и условий, содействующих прогрессивному развитию зрелой личности

и ее высоким профессиональным достижениям, которые обеспечивают эффективность реализации личностно-профессио-нального потенциала человека и оптимизацию его профессиональной деятельности [9, с. 7]. Чем же можно объяснить столь активный исследовательский интерес к этому проблемному пространству? Общеизвестно, что научный интерес, как правило, заказывается жизненными социальными обстоятельствами и потребностями, иначе никакие государственные заказы, идеоло-гемы не смогут долго удержать ту или иную отрасль знаний в статусе актуализированного и востребованного. С этой точки зрения акмеология «активизируется» в связи с сегодняшними вызовами времени. Как было сказано выше по существу, акмеоло-гия выступает в качестве учения о достижении вершины, практически предельного результата в той или иной сфере самореализации. Наличие системных процедур, апробированных технологий, мощной методологической базы в акмеологии позволяет выдвинуть ее в авангард решения задач, о которых мы говорили выше. Но сегодня мы понимаем, что акмеология должна выйти на новый уровень своей включенности в социальные механизмы. Уже сегодня акмеология проникла в сферу бизнеса, культуры, образования, появляются частные формы акмео-логического знания, например, «акмеология чтения». И все же акмеология испытывает острую нехватку методологических концептов, эпистемологических откровений. Конечно, акмеологические параметры системы высшего образования должны соответствовать общим тенденция реформирования (модернизации) образовательной стратегии стран (в нашем случае - это Россия, Казахстан). Пока, конечно, мы понимаем, что систему лихорадит, поиски новых моделей и форматов не закончились еще сколь-нибудь стройной системой государственных приоритетов. Включаясь в этот поиск, мы пытаемся создать акмеологическую компоненту высшего образования.

Заключение

Мы уверены в том, что корнем слова «образование» является «образ». Мы считаем, что наша задача заключается в формировании этого образа - образа творчески мысля-

1. Деркач А. А. Психолого-акмеологические основания и средства оптимизации личностно-профессионального развития конкурентоспособного специалиста // Акмеология. 2013. № 1(45). С. 11-16.

щего, четко определяющего свои жизненные перспективы и приоритеты, а главное, готового к собственному самоопределению. В рамках сотрудничества и круглого стола, проводимых ежегодно, решение такой важной задачи показывает возможности использования эпистемологических и аксиологических потенциал акмеологии в образовании, в образовательном процессе. Основная проблема использования акмеоло-гического ресурса заключается, на наш взгляд, в том, что традиционно мы ограничиваемся лишь включением дисциплины с одноименным названием или же ограничиваемся включением как компетентность в само содержание дисциплины. Такой подход сужает акмеологические возможности наших образовательных форматов. С нашей точки зрения акмеологические конструкции должны присутствовать во всех сферах высшей школы и акмеологическим содержанием должен быть охвачен весь учебный процесс [6; 7, с. 76-80]. Данный курс может способствовать формированию следующих основных компетенций: умение грамотно использовать стратегии делового общения адекватные коммуникативному намерению; умение устанавливать и поддерживать контакт и доверие с помощью алгоритмов коммуникативного поведения с собеседниками различных психотипов и техник влияния; знание техник активного слушания, снижения эмоционального напряжения и самопрезентации. Цель такого курса в овладении основами психологии деловых отношений, которые в свою очередь позволят обучающимся эффективно взаимодействовать с деловыми партнерами, создавать условия для комфортного психологического общения, использовать конструктивные стратегии и тактики. Очень важными представляются коучинго-вые формы работы. Работа с коучем предполагает достижение определённой цели, новых, позитивно сформулированных результатов в жизни и работе [4]. Анализируя природу акмеологического феномена в рамках высшей школы, мы должны понимать, что ощущение ответственности за тех, кого мы выпускаем должно пронизывать все сферы высшей школы [8].

2. Дьюи Д. Демократия и образование. М. : Педагогика-Пресс, 2000. 383 с.

3. Зиатдинова Ф. Н. Акмеология. Культура. Образование. Материалы круглого стола с международным участием. Караганда: Изд-во КГУ, 2015. 202 с.

Литература

••• Известия ДГПУ. Т. 11. № 2. 2017

••• DSPU JOURNAL. Vol. 11. No. 2. 2017

4. Зиатдинова Ф. Н. Педагогические технологии формирования личности студента в современной системе образования / Научное обеспечение устойчивого развития АПК // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ответственная за выпуск: Г. Р. Валиева. Махачкала, 2011. С. 341-348.

5. Иванов А. И., Рабаданов З. Р. Профилактические меры обеспечения профессионального самосохранения педагога // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2016. № 2(15). С. 34-38. 001: 10.12737/19844

6. Карипбаев Б. И. Традиции и перспективы социогуманитарного дискурса в Центральном Казахстане // Сборник материалов международной конференции. Караганда: КарГУ, 2015. 533 с.

7. Кузьмина Н. В. Акмеологическая концепция развития профессиональной компетентности в вузе. Монография / Н. В. Кузьмина, В. Н. Софьина. СПб. : Центр стратегических исследований, 2012. 200 с.

8. Мамардашвили М. К. Сознание и цивилизация // Путь в философию. Антология. М. : ПЕР

1. Derkach A. A. Psycho-acmeological bases and means of optimizing the personal and professional development competitive specialist. Akmeologiya [Acmeology]. 2013. No. 1(45). Pp. 11-16.

2. Dyue D. Demokratiya i obrazovanie [Democracy and Education]. Moscow, Pedagogika-Press Publ., 2000. 383 p.

3. Ziatdinova F. N. Acmeology. Culture. Education. Materialy kruglogo stola s mezhdunarodnym uchastiem [Proceedings of Round table conference with international participation]. Karaganda, KSU Publ., 2015. 383 p.

4. Ziatdinova F. N. Pedagogical technologies of the student's personality formation in the modern education system. Scientific provisioning of sustainable development of agriculture. Materialy Vse-rossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Proceedings of the Russian scientific and practical conference]. Responsible for edition G. R. Valieva. Makhachkala, 2011. Pp. 341-348.

5. Ivanov A. I., Rabadanov Z. R. Preventive measures to ensure the professional preservation of a teacher. Nauchnye issledovaniya i razrabotki. Sotsi-al'no-gumanitarnye issledovaniya i tekhnologii [Scientific researches and study aids. Social humanitarian researches and technologies. 2016. No. 2(15). Pp. 34-38. Doi: 10.12737/19844

6. Karipbaev B. I. Traditions and prospects of socio-humanitarian discourse in Central Kazakhstan. Sbornik materialov mezhdunarodnoj konfer-encii [Proceedings of International conference]. Karaganda, KSU Publ., 2015. 533 p.

7. Kuzmina N. V. Akmeologicheskaya kontseptsiya razvitiya professional'noy kompetent-nosti v vuze. Monografiya [Acmeological concept of

СЭ; СПб. : Университетская книга, 2001. 445 с.

9. Мотрошилова Н. В. Цивилизация и варварство в эпоху глобальных кризисов. М. : ИФРАН, Канон+, Реабилитация, 2010. 480 с.

10. Рыбкин И., Падар Э. Системно-интегратив-ный коучинг: концепты, технологии, программы. М. : Изд-во ИОИ, 2009. 448 с.

11. Bikbulatova V., Orlova I., Rabadanova R., Shishov S., Yulina G. Professionalization of an Individual Involved in the Educational Process in a Higher Education Institution // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11. No. 14. Pp. 6671-6686.

12. Shishov S. E. For the purposes of the definition of educational space in today globalizing world. 2016 International conference "Education environment for the information age" (EEIA-2016). SHS web of conferences. Vol. 29 (2016). Moscow, Russia, June 6-7. Ed. by S. V. Ivanov and E. V. Nikulchev. [Electronic resource]. Mode of access: http://www.shs-conferences.org/articles/shsconf/ abs/2016/07/contents/contents.htm l (accessed: 28.03.2017). Doi: 10.1051/shsconf/20162901066

professional competence development in higher school. Monograph]. N. V. Kuzmina, V. N. Sofina. Saint Petersburg, Center for strategic researches Publ., 2012. 200 p.

8. Mamardashvili M. K. Consciousness and civilization. Put' v filosofiyu. Antologiya [Path to philosophy. Anthology]. Moscow, PER SE Publ.; Saint Petersburg, Universitetskaya kniga Publ., 2001. 445 p.

9. Motroshilova N. V. Tsivilizatsiya i varvarstvo v epokhu global'nykh krizisov [Civilization and barbarism in the epoch of global crises]. Moscow, IPH-RAN Publ., Kanon+ Publ., Reabilitatsiya Publ., 2010. 480 p.

10. Rybkin I., Padar E. Sistemno-integrativnyy kouching: kontsepty, tekhnologii, programmy [Sys-temic-integrative coaching: concepts, technology and program]. Moscow, IGHR Publ., 2009. 448 p.

11. Bikbulatova V., Orlova I., Rabadanova R., Shishov S., Yulina G. Professionalization of an Individual Involved in the Educational Process in a Higher Education Institution. International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11. No. 14. Pp. 6671-6686.

12. Shishov S. E. For the purposes of the definition of educational space in today globalizing world. 2016 International conference "Education environment for the information age" (EEIA-2016). SHS web of conferences. Vol. 29. Moscow, Russia, June 6-7, 2016. Ed. by S. V. Ivanov and E. V. Nikulchev. [Electronic resource]. Mode of access: http://www.shs-conferences.org/articles/shsconf/ abs/2016/07/contents/contents.html (date accessed: 28.03.2017). Doi: 10.1051/shsconf/20 162901066

References

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Карипбаев Байжол Искакович, доктор философских наук, профессор, декан факультета философии и психологии, Карагандинский государственный университет им. Е. А. Букетова (КГУ им. Е. А. Букетова), Караганда, Казахстан; е-mail: ilgiz-gar@mail.ru

Зиатдинова Фарида Нурлыевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра социально-экономических и гуманитарных дисциплин (СЭиГД), Башкирский государственный аграрный университет (БГАУ), Уфа, Россия; е-mail: ziat_fn@mail.ru

Мухамадеев Ильгиз Гарданович, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра СЭиГД, БГАУ, Уфа, Россия; е-mail: ilgiz-gar@mail.ru

Ахмерова Нурия Минияровна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра технологий социальной работы, Уральский государственный педагогический университет (УГПУ), Екатеринбург, Россия; e-mail:astra091112@yandex.ru

Принята в печать 27.04.2017 г.

INFORMATION ABOUT AUTHORS Affiliations

Baizhol I. Karipbaev, Doctor of Philosophy, professor, dean of the faculty of Philosophy and Psychology, E. A. Buketov Karaganda State University (E. A. Buketov KSU), Karaganda, Kazakhstan; e-mail: karipbaev@mail.ru

Farida N. Ziatdinova, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Social-Economical and Humanitarian Disciplines (SEHD), Bashkir State Agrarian University (BSAU), Ufa, Russia; e-mail: ziat_fn@mail.ru Ilgiz G. Mukhamadeev, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of SEHD, BSAU, Ufa, Russia; e-mail: ilgiz-gar@mail.ru Nuriya M. Akhmerova, Doctor of Pedagogy, professor, the chair of Social Work Technology, Ural State Pedagogical University (USPU), Yekaterinburg, Russia; e-mail: astra091112@yandex.ru

Received 27.04.2017.

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 57 (07)

Интерактивные методы как средство развития

и самореализации школьников в процессе обучения биологии

© 2017 Магомедова М. А., Магомедов Г. А., Джамалутдинова Т. М.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: flora_dgpu@mail.ru; gusejn2012@mail.ru;

super.taiba@yandex.ru

РЕЗЮМЕ. Цель исследования - обосновать возможность использования интерактивных методов обучения при изучении биологических дисциплин для самореализации старшеклассников. Методы. Анализ и обобщение философской, психолого-педагогической, социологической, научно-методической литературы, интернет-источников, связанных с предметом исследования и теоретико-методологический анализ изучаемой проблемы. Результаты. При привлечении учеников в процесс интерактивных методов обучения на уроках биологии необходимо учитывать следующие значимые условия: подборка заданий, проблем, личностно-значимых для учащихся; создание личностно-деятельностных ситуаций; использование интерактивных методов от простых к сложным и т. д. Выводы. В процессе исследования были установлены методы, способствующие формированию интерактивных навыков у обучающихся. Это умение оце-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.