Samara theological Seminary eyes seminarian hundred years ago Svechnikov V. (Russian Federation) Самарская духовная семинария глазами семинариста сто лет назад Свечников В.С. (Российская Федерация)
Свечников Владимир Серафимович / Svechnikov Vladimir - доктор социологических наук, профессор, кафедра природной и техносферной безопасности, Саратовский государственный технический университет имени Ю.А. Гагарина,
г. Саратов
Аннотация: самарская духовная семинария, описано её устройство, местоположение и быт в воспоминаниях семинариста начала XX века.
Abstract: Samara Theological Seminary, described her device, location and way of life in the memories of the seminarian in the early XX century.
Ключевые слова: духовная семинария, семинарист, обучение. Keywords: Theological Seminary, the seminarian, training.
Я продолжаю анализировать мемуары моего деда Свечникова Вениамина Димитриевича [1], посвященные его учебе в Самарской духовной семинарии [2] с 1897 по 1902 год.
«...В первый класс семинарии вливалось много учеников из трёх училищ. Все три потока разместили в два класса: первый штатный класс и первый параллельный. Нам всем выдали по Библии на славянском языке, которую мы должны обстоятельно изучить в течение всего шестилетнего курса. Остальные науки, кроме Священного писания, были все светские: теория словесности и литература, алгебра и геометрия, языки - латинский, греческий и немецкий или французский, гражданская история. Из преподавателей, как потом мы оценили, особенно выделялись: Надеждин Александр Павлович, преподаватель теории словесности и литературы, Малиновский Василий Алексеевич, преподаватель математического цикла - алгебры, геометрии и физики, Преображенский Сергей Иванович, преподаватель гражданской истории. Преподаватель церковной истории, немецкого и французского языка -Преображенский Павел Александрович. Да и по другим предметам - по языкам, философского и богословского циклов преподавали специалисты своего дела. Вспоминаются слова одного уважаемого преподавателя - Преображенского П. А. «... ведь такого другого энциклопедического учебного заведения, как Духовная семинария - ещё нет». И, когда пройдёшь весь курс семинарии, убеждаешься, насколько это верно. Письменные работы, сочинения были по всем предметам в течение всего учебного года и всего курса. Сроки были такие: на 1 -м курсе - неделя, также и на 2-м, на 3-м и 4-м курсах - десять дней, на 5-м - три недели. На письменные работы обращалось особенное внимание, их преподаватели тщательно проверяли и разбирали в классе».
В этом отрывке автор поименно вспоминает своих наставников, что должно быть интересно для истории Самарской семинарии. С точки зрения современных методик преподавания различных предметов, обращает на себя внимание наличие письменных работ практически по всем предметам. Безусловно, это не только развивало навыки письма, но и учило семинаристов грамотно, связно и логично мыслить. Заметна из этого отрывка и нарастающая сложность излагаемого материала и то, что сочинения разбирались в классах.
«.. Во главе учебного заведения стоял ректор семинарии и инспектор. При моём поступлении ректором был очень образованный протоиерей, магистр богословия,
Боголюбский Николай Иванович, а инспектором - Дубакин Димитрий Николаевич. Все это были люди просвещенные, тактичные, чему и учили своих воспитанников. Обращение с их стороны и со стороны преподавателей было внимательное и вежливое. Это отражалось и на воспитанниках. Вот мы съехались из разных мест, из разных училищ, но среди нас никогда не было, как я помню, ни раздоров, ни ссор».
Автор на всю жизнь сохранил впечатление о тактичности учителей семинарии, об их обращении к воспитанникам. Воспитание, подаваемое личным примером, оказывало мощное воздействие на юные души семинаристов. Важно и то, что у совершенно разных учеников, съехавшихся из разных мест, не было никаких конфликтов.
«...Самарская духовная семинария помещалась на Ново-Соборной улице. Это было монументальное трёхэтажное здание, окружённое прекрасным садом, окаймлённым белой массивной стеной. Какой это был прекрасный сад, площадью в добрую десятину. Аллеи, с изумительными столетними деревьями, служили нам и для прогулок и для занятий, подготовки к экзаменам. Нижний этаж здания был занят кухней, столовой, квартирами ректора, инспектора и прочими службами. Средний этаж был под классами, которые располагались видом на Волгу. Классы были светлыми, обширными, с массивной дубовой мебелью - партами. Во всю длину второго этажа шёл коридор, довольно широкий, поместительный. Во время перемен он служил местом прогулок семинаристов. По другую сторону коридора помещался в центре, в середине обширный зал с массивными колоннами, обильно освещенный множеством окон. Далее на этом же этаже помещалась богатая библиотека, фундаментальная, физический кабинет, учительская комната. Третий этаж был занят в центре церковью, а вправо и влево располагались дортуары. Здесь же были и умывальные комнаты с обширными бассейнами. Из спален был роскошный вид на Волгу, на Жигулёвские ворота, на окрестности Самары. Бывало, долгие беседы проводили сидя на окнах и любуясь прекрасными заволжскими далями».
В настоящее время семинария располагается в другом здании, поэтому воспоминания очевидца становятся еще важнее. Самарская духовная семинария, как и все дореволюционные семинарии России, была средним учебным заведением. В настоящее время такие семинарии получили статус высших учебных заведений. Но уже тогда, в начале прошлого века, кроме богословских дисциплин в ней преподавались и светские в объеме классической гимназии.
«... Учебный день наш распределялся следующим образом. Утром - завтрак в столовой, потом 5 уроков, после чего обед, и до шести часов мы могли проводить время по желанию. Обычно уходили гулять или в город, в городские садики; в Струковский сад [3], на Волгу. В 6 часов - вечерний чай, а потом занятия вечерние: подготовка уроков и прочее, т.е. чтение книг, рисование. Занимались мы в классах. Как это ни странно, но мы занимались при свечах, точно во времена А.С.Пушкина. Выдавали нам каждому на вечер по стеариновой свече. И только года через два после моего поступления, мы перешли на керосиновое освещение: классные комнаты стали освещаться мощными четырьмя лампами типа «молнии».
Переход от училища к семинарии весьма чувствовался. Как-то сразу почувствовали мы себя взрослее, серьёзнее. Сама обстановка, изучаемые предметы, преподаватели, товарищество располагали к более обширному образу мыслей, к большей внутренней и внешней собранности, к вдумчивому образу общего поведения. Преподаватели изучаемых в семинарии дисциплин сразу дали почувствовать силу научных обоснований этих дисциплин и их ценность. Преподаватель словесности и древней русской литературы увлекательно и живо развернул перед нашим взором неоценимое богатство русской словесности и родной литературы древнего периода. Изучали мы эти дисциплины частично по запискам со слов лекций преподавателя, отчасти по учебнику, а образцы изучали по хрестоматии Галахова. Историк развернул нам красочно картины жизни народов древнего мира: Египта, Ассиро-Вавилонии, Персии, Греции, Рима.
Увлекательные беседы переносили нас в мир ушедших древних культур, в жизнь тех народов, в сферу изобразительного и пластического искусства, его неувядаемой ценности и величавой монументальности, которую разрушением не тронули века (храмы, пирамиды, сфинксы и т. д.) Интересно и живо преподавал алгебру и геометрию В.А.Малиновский. Строгий и требовательный, а в то же время и лукавый шутник, он заинтересовывал своим предметом. Я очень полюбил математику, и эта любовь и уважение к дисциплине легла в основу моей педагогической деятельности: я всю свою жизнь преподавал математику.
По древним языкам мы изучали классиков литературы: по греческому - Ксенофонта - «Воспитание Кира», по латинскому - «записки о гальской войне» Цезаря. В семинарии мы начали изучать и новые языки - немецкий и французский по выбору».
Литература
1. Выпускники Санкт-Петербургской (с 1914 - Петроградской) духовной академии 1814-
1894, 1896-1918 гг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.familytree.ru/ru/cleric/orthdx240.html. Генеалогическое древо. Свечников Вениамин Дмитриевич - в 1909 выпускник СПб. Духовной академии (Самарская дух. семинария) (дата обращения 28.12.2014)
2. Самарская духовная семинария - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://samara.orthodoxy.ru/content/life_of_the_diocese/theological_seminary/ (дата обращения 28.12.2014).
3.Струковский сад - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%F2%F0%F3%EA%EE%E2%F1%EA%E8%E9_%F1%E0 %Е4 (дата обращения 28.12.2014).