Научная статья на тему 'Самарская духовная семинария глазами семинариста сто лет назад'

Самарская духовная семинария глазами семинариста сто лет назад Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
199
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Область наук
Ключевые слова
ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ / СЕМИНАРИСТ / ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Свечников Владимир Серафимович

самарская духовная семинария, описано её устройство, местоположение и быт в воспоминаниях семинариста начала XX века

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самарская духовная семинария глазами семинариста сто лет назад»

Samara theological Seminary eyes seminarian hundred years ago Svechnikov V. (Russian Federation) Самарская духовная семинария глазами семинариста сто лет назад Свечников В.С. (Российская Федерация)

Свечников Владимир Серафимович / Svechnikov Vladimir - доктор социологических наук, профессор, кафедра природной и техносферной безопасности, Саратовский государственный технический университет имени Ю.А. Гагарина,

г. Саратов

Аннотация: самарская духовная семинария, описано её устройство, местоположение и быт в воспоминаниях семинариста начала XX века.

Abstract: Samara Theological Seminary, described her device, location and way of life in the memories of the seminarian in the early XX century.

Ключевые слова: духовная семинария, семинарист, обучение. Keywords: Theological Seminary, the seminarian, training.

Я продолжаю анализировать мемуары моего деда Свечникова Вениамина Димитриевича [1], посвященные его учебе в Самарской духовной семинарии [2] с 1897 по 1902 год.

«...В первый класс семинарии вливалось много учеников из трёх училищ. Все три потока разместили в два класса: первый штатный класс и первый параллельный. Нам всем выдали по Библии на славянском языке, которую мы должны обстоятельно изучить в течение всего шестилетнего курса. Остальные науки, кроме Священного писания, были все светские: теория словесности и литература, алгебра и геометрия, языки - латинский, греческий и немецкий или французский, гражданская история. Из преподавателей, как потом мы оценили, особенно выделялись: Надеждин Александр Павлович, преподаватель теории словесности и литературы, Малиновский Василий Алексеевич, преподаватель математического цикла - алгебры, геометрии и физики, Преображенский Сергей Иванович, преподаватель гражданской истории. Преподаватель церковной истории, немецкого и французского языка -Преображенский Павел Александрович. Да и по другим предметам - по языкам, философского и богословского циклов преподавали специалисты своего дела. Вспоминаются слова одного уважаемого преподавателя - Преображенского П. А. «... ведь такого другого энциклопедического учебного заведения, как Духовная семинария - ещё нет». И, когда пройдёшь весь курс семинарии, убеждаешься, насколько это верно. Письменные работы, сочинения были по всем предметам в течение всего учебного года и всего курса. Сроки были такие: на 1 -м курсе - неделя, также и на 2-м, на 3-м и 4-м курсах - десять дней, на 5-м - три недели. На письменные работы обращалось особенное внимание, их преподаватели тщательно проверяли и разбирали в классе».

В этом отрывке автор поименно вспоминает своих наставников, что должно быть интересно для истории Самарской семинарии. С точки зрения современных методик преподавания различных предметов, обращает на себя внимание наличие письменных работ практически по всем предметам. Безусловно, это не только развивало навыки письма, но и учило семинаристов грамотно, связно и логично мыслить. Заметна из этого отрывка и нарастающая сложность излагаемого материала и то, что сочинения разбирались в классах.

«.. Во главе учебного заведения стоял ректор семинарии и инспектор. При моём поступлении ректором был очень образованный протоиерей, магистр богословия,

Боголюбский Николай Иванович, а инспектором - Дубакин Димитрий Николаевич. Все это были люди просвещенные, тактичные, чему и учили своих воспитанников. Обращение с их стороны и со стороны преподавателей было внимательное и вежливое. Это отражалось и на воспитанниках. Вот мы съехались из разных мест, из разных училищ, но среди нас никогда не было, как я помню, ни раздоров, ни ссор».

Автор на всю жизнь сохранил впечатление о тактичности учителей семинарии, об их обращении к воспитанникам. Воспитание, подаваемое личным примером, оказывало мощное воздействие на юные души семинаристов. Важно и то, что у совершенно разных учеников, съехавшихся из разных мест, не было никаких конфликтов.

«...Самарская духовная семинария помещалась на Ново-Соборной улице. Это было монументальное трёхэтажное здание, окружённое прекрасным садом, окаймлённым белой массивной стеной. Какой это был прекрасный сад, площадью в добрую десятину. Аллеи, с изумительными столетними деревьями, служили нам и для прогулок и для занятий, подготовки к экзаменам. Нижний этаж здания был занят кухней, столовой, квартирами ректора, инспектора и прочими службами. Средний этаж был под классами, которые располагались видом на Волгу. Классы были светлыми, обширными, с массивной дубовой мебелью - партами. Во всю длину второго этажа шёл коридор, довольно широкий, поместительный. Во время перемен он служил местом прогулок семинаристов. По другую сторону коридора помещался в центре, в середине обширный зал с массивными колоннами, обильно освещенный множеством окон. Далее на этом же этаже помещалась богатая библиотека, фундаментальная, физический кабинет, учительская комната. Третий этаж был занят в центре церковью, а вправо и влево располагались дортуары. Здесь же были и умывальные комнаты с обширными бассейнами. Из спален был роскошный вид на Волгу, на Жигулёвские ворота, на окрестности Самары. Бывало, долгие беседы проводили сидя на окнах и любуясь прекрасными заволжскими далями».

В настоящее время семинария располагается в другом здании, поэтому воспоминания очевидца становятся еще важнее. Самарская духовная семинария, как и все дореволюционные семинарии России, была средним учебным заведением. В настоящее время такие семинарии получили статус высших учебных заведений. Но уже тогда, в начале прошлого века, кроме богословских дисциплин в ней преподавались и светские в объеме классической гимназии.

«... Учебный день наш распределялся следующим образом. Утром - завтрак в столовой, потом 5 уроков, после чего обед, и до шести часов мы могли проводить время по желанию. Обычно уходили гулять или в город, в городские садики; в Струковский сад [3], на Волгу. В 6 часов - вечерний чай, а потом занятия вечерние: подготовка уроков и прочее, т.е. чтение книг, рисование. Занимались мы в классах. Как это ни странно, но мы занимались при свечах, точно во времена А.С.Пушкина. Выдавали нам каждому на вечер по стеариновой свече. И только года через два после моего поступления, мы перешли на керосиновое освещение: классные комнаты стали освещаться мощными четырьмя лампами типа «молнии».

Переход от училища к семинарии весьма чувствовался. Как-то сразу почувствовали мы себя взрослее, серьёзнее. Сама обстановка, изучаемые предметы, преподаватели, товарищество располагали к более обширному образу мыслей, к большей внутренней и внешней собранности, к вдумчивому образу общего поведения. Преподаватели изучаемых в семинарии дисциплин сразу дали почувствовать силу научных обоснований этих дисциплин и их ценность. Преподаватель словесности и древней русской литературы увлекательно и живо развернул перед нашим взором неоценимое богатство русской словесности и родной литературы древнего периода. Изучали мы эти дисциплины частично по запискам со слов лекций преподавателя, отчасти по учебнику, а образцы изучали по хрестоматии Галахова. Историк развернул нам красочно картины жизни народов древнего мира: Египта, Ассиро-Вавилонии, Персии, Греции, Рима.

Увлекательные беседы переносили нас в мир ушедших древних культур, в жизнь тех народов, в сферу изобразительного и пластического искусства, его неувядаемой ценности и величавой монументальности, которую разрушением не тронули века (храмы, пирамиды, сфинксы и т. д.) Интересно и живо преподавал алгебру и геометрию В.А.Малиновский. Строгий и требовательный, а в то же время и лукавый шутник, он заинтересовывал своим предметом. Я очень полюбил математику, и эта любовь и уважение к дисциплине легла в основу моей педагогической деятельности: я всю свою жизнь преподавал математику.

По древним языкам мы изучали классиков литературы: по греческому - Ксенофонта - «Воспитание Кира», по латинскому - «записки о гальской войне» Цезаря. В семинарии мы начали изучать и новые языки - немецкий и французский по выбору».

Литература

1. Выпускники Санкт-Петербургской (с 1914 - Петроградской) духовной академии 1814-

1894, 1896-1918 гг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.familytree.ru/ru/cleric/orthdx240.html. Генеалогическое древо. Свечников Вениамин Дмитриевич - в 1909 выпускник СПб. Духовной академии (Самарская дух. семинария) (дата обращения 28.12.2014)

2. Самарская духовная семинария - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://samara.orthodoxy.ru/content/life_of_the_diocese/theological_seminary/ (дата обращения 28.12.2014).

3.Струковский сад - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%F2%F0%F3%EA%EE%E2%F1%EA%E8%E9_%F1%E0 %Е4 (дата обращения 28.12.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.