УДК 281.9
ТАМБОВСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1880-х гг.
© ФЕОДОСИЙ (ВАСНЕВ)
Тамбовская Духовная семинария, г. Тамбов, Российская Федерация, магистр богословия, ректор, управляющий Тамбовской епархии, епископ Тамбовский и Мичуринский, e-mail: [email protected]
В статье подробно описывается учебно-воспитательная система, существовавшая в православном богословском учреждении в конце XIX в. Приведены результаты ревизии 1887 г. которая проверила, как осуществлялось введение норм нового Устава духовных учебных заведений 1884 г. Ключевые слова: семинария; епархия; устав; преподаватели; управление.
Новый 1885-1886 учебный год в Тамбовской духовной семинарии совпал с началом кропотливой работы семинарского правления по приведению учебного и воспитательного процессов в соответствие с теми положениями и требованиями, которые устанавливались новым уставом 1884 г. Первоначально предстояло провести перераспределение часов между преподавателями согласно новому плану. Сокращение часов, выделенных прежним уставом на преподавание древних языков, привело к сокращению преподавательских должностей. Педагогическое собрание семинарии на заседании 5 марта 1885 г. постановило: «Во исполнение журнального определения Правления Семинарии от 1 ноября 1884 года за № 20, по резолюции
Его Преосвященства от 24 октября 1884 года на указе Святейшего Синода от 19 октября 1884 года № 12, имели суждение по 4 пункту оного указа, коим Святейший Синод, принимая во внимание, что с введением в будущем учебном году в действие учебной части в духовных семинариях на основании Высочайше, 22 августа 1884 года, утвержденных уставов и штатов, некоторые преподаватели, в следствии новой постановки учебной части и особенно в следствии уменьшения числа уроков по классическим языкам, должны будут остаться за штатом, поручил Епархиальным Преосвященным представить Святейшему Синоду к 1 апреля 1885 года сведения о таковых преподавателях и соображения о том, не окажется ли возможным дать этим
лицам другие назначения в учебные заведения их епархий. Постановили: донести Его Преосвященству, 1., что преподаватель греческого языка Николай Арбеков заявил желание с 1885-1886 учебного года занять имеющую вновь открыться кафедру словесности, и 2., для замещения имеющей открыться второй кафедры гомилетики и соединенных с ней предметов кандидатов не имеется, что же касается до кафедры Священного Писания с библейской историей и церковной историей с обличением русского раскола, то ввиду того, что из 42 уроков по кафедре Священного Писания и библейской истории 6 должны быть занимаемы ректором и инспектором, а остальные 36 преподавателями, Правление Семинарии полагает уместным руководствоваться приложенным к новому уставу Семинарии расписанием штатов, из которого видно, что при Тамбовской духовной семинарии, как имеющей по два отделения во всех шести классах, должны быть открыты вновь кафедры по следующим предметам: 1) Священное Писание с библейской историей - третья; 2) по церковной истории с обличением раскола - вторая; 3) по гомилетике - вторая; 4) по словесности с историей литературы - вторая; но одна из трех кафедр греческого языка должна быть закрыта. По Священному Писанию уроки могут быть распределены между двумя наличными преподавателями по 18 уроков каждому. Из 24 уроков по церковной истории при существующей уже при Тамбовской духовной семинарии кафедре русского раскола с четырехнедельными уроками и с вознаграждением из епархиальных средств 360 рублей, собственно по церковной истории остается 20 уроков, которые также могут быть заняты одним преподавателем. Просить Его Преосвященство ходатайствовать перед Святейшим Синодом о разрешении не открывать ни третьей кафедры по Священному Писанию с библейской историей, ни второй кафедры по церковной истории» [1, л. 23об., 24-25об.].
Большое значение для жизни семинарии согласно новому уставу имел духовник. На эту ответственную должность правление решило пригласить игумена Тихона (Ципля-ковского), настоятеля Лебедянского Троицкого монастыря. Игумен Тихон, бывший Афонский иеромонах, ставший впоследствии насельником Вышенской Успенской пусты-
ни и духовником святителя Феофана Затворника, был хорошо известен в пределах Тамбовской епархии как человек аскетической жизни, пользующийся уважением среди духовенства, местной знати и простых мирян. Он являлся выпускником Тамбовской духовной семинарии, хорошо знал о ее нуждах и с интересом наблюдал за происходившими в ней переменами. 15 января 1885 г. на своем заседании члены педагогического собрания постановили направить игумену Тихону приглашение занять должность духовника семинарии. 26 января 1885 г. правление получило от игумена Тихона следующий ответ: «Приношу искреннюю благодарность и Высокочтимому Отцу Ректору и Господам членам правления за сделанную мне высокую честь, в приглашении меня недостойного, на подвиг духовничества при семинарии. Сознавая высоту этого святого служения, и сопоставляя с оным мои слабые нравственные и физические силы, я вполне нахожу себя недовольным к оному; а потому, как монах-послушник, стоящий теперь на указанном мне, Высшею Духовную Властию, послушании настоятельства, не смею прямо выражать своего желания... а вполне располагаюсь на воле моего отца Архипастыря. Если благословит. то беспрекословно пойду. В решении о мне Владыки-Архипастыря увижу волю Божию» [1, л. 19]. Сознавая, что положительное решение вопроса без согласия архиерея невозможно, правление семинарии решило не настаивать на кандидатуре игумена Тихона (Ципляковского) и предложило избрать духовником одного из пастырей города Тамбова. Установить его имя и сан не удалось, поскольку журналы заседаний педагогического собрания не содержат сведений о нем.
По прошествии времени, которое отводилось на введение в духовных учебных заведениях устава 1884 г., Учебный комитет при Святейшем Синоде направил ревизоров в разные семинарии для оценки результатов перехода их на новый устав. В 1887 г. в Тамбовскую духовную семинарию с ревизией прибыл действительный статский советник Григоревский. Проверяющим были затребованы сведения о количестве представителей других сословий, помимо духовного, обучавшихся в семинарии с 1867 г. Правление представило ревизору сведения, указанные в табл. 1.
Таблица 1
Представители сословий, обучающихся в Тамбовской духовной семинарии с 1867 г.
Год Общ. кол-во Дворян Мещан Крестьян Разночинцев
1866 6 2 4
1867 не было
1868 4 4
1869 не было
1870 7 5 2
1871 не было
1872 2 1 1
1873 не было
1874 6 5 1
1875 не было
1 876 6 6
1877 не было
1 878 2 2
1 879 1 1
1880 2 1 1
1881 5 1 3 1
1882 9 2 2 5
1883 1 1
1884 5 1 3 1
1885 9 2 2 2 3
1886 5 2 2 1
1887 9 1 4 4
Данная информация свидетельствует о том, что количество представителей других сословий, обучавшихся в Тамбовской духовной семинарии, всегда оставалось весьма небольшим от общего числа ее воспитанников, несмотря на то, что устав 1867 года разрешал принимать в духовные семинарии лиц, не относящихся к духовному сословию.
Ревизор проверял состояние как учебного, так и воспитательного процессов. Он дал следующую оценку деятельности семинарии: «Состояние Тамбовской духовной семинарии не может быть признано удовлетворительным, однако благодаря усердию и ответственности начальствующих лиц, в семинарии заметны улучшения в некоторых частях» [2, л. 14]. В учебной части он отметил ряд недостатков. В частности, проверяющий обратил внимание на то, что на уроках Священного Писания учащиеся, особенно низших классов, часто делали ошибки при чтении церковнославянских текстов. Это выглядело особенно заметным, если принять во внимание, что воспитанники поступали в семинарию по окончании духовных училищ, где чтению на церковнославянском языке уделялось много времени. Относительно преподавателя догматического богословия А. Кор-жавина проверяющий написал, что он
«не владеет еще вполне богословским языком» [2, л. 2], т. е. тем инструментом, которым должен был владеть в совершенстве. По мнению ревизора, нравственное богословие преподаватель семинарии пытался объяснять с помощью изложения различных философских систем, касающихся этики, что являлось неприемлемым. Ревизор сетовал, что один из учителей русской словесности заикался, и поэтому «ученики не могут читать ясно и выразительно» [2, л. 14, л. 4]. Он также раскритиковал сочинения семинаристов, которые, по его мнению, были «переполнены неточными выражениями, часто бессвязно написаны», а сами преподаватели «разбирают сочинения учеников поверхностно и ставят баллы снисходительно» [2, л. 7]. Хотя еще устав 1867 г. особую роль в учебном процессе отводил написанию учениками сочинений, однако и в 1887 г., в год проверки, они не достигли должного уровня и зачастую представляли собой бессвязные компиляции из различных книг. Из заключения проверяющего следует, что не все преподаватели Тамбовской духовной семинарии обладали необходимой квалификацией и профессионализмом. Это являлось одной из причин невысокого уровня знаний воспитанников.
Ревизор остался доволен образцовой школой при Тамбовской духовной семинарии, открывшейся в 1886 г. Такие школы по уставу 1884 г. должны были устраиваться при каждой семинарии вместо прежних воскресных школ. Школа расположилась первоначально в бывшей семинарской бане, приспособленной для проведения занятий, однако организовать в ней полноценный учебный процесс по объективным причинам было невозможно. Семинарское правление параллельно с проведением занятий во временном здании вело сбор необходимых средств на постройку нового здания, которое начали строить осенью 1887 г. Образцовую школу посещали 32 ученика. На постоянной основе в ней преподавали два учителя, а учащиеся старших классов семинарии вели уроки в школе по очереди, знакомясь с приемами и методами преподавания [2, л. 6].
По оценке проверяющего, в хорошем состоянии находилась семинарская фундаментальная библиотека, насчитывавшая 3316 наименований книг, а также ученическая библиотека, в фондах которой хранилось 2260 наименований книг. Это были вполне достойные для того времени книжные собрания. Вместе с тем в библиотеках было недостаточное количество учебников по разным предметам [2, л. 8]. Следует сказать, что до синодальной ревизии в том же году ученическую библиотеку ревизировали и преподаватели Тамбовской семинарии. Они проверили только один из ее восьми отделов и сделали такое заключение: «Никаких документов для освидетельствования ученической библиотеки не нашлось, кроме каталога в виде тетрадки с пометками и перечеркиваниями. Сверили только один восьмой отдел из 486 номеров, только 162 на месте и то не с полным числом экземпляров. 110 утрачено, 214 вообще неизвестно где, а всего в каталоге ученической библиотеки 2620 номеров. Немало книг с вырванными листами, с помарками и вырванными рисунками» [3]. В ученической библиотеке отсутствовала необходимая ее принадлежность - алфавитный каталог.
Ревизор сделал соответствующие замечания и относительно воспитательной части Тамбовской семинарии. Поведение воспитанников он оценил как удовлетворительное. Проверяющий отметил, что семинарское начальство знает о настроениях своих воспи-
танников. В отчете он написал: «Ректором отменен был обычай в последние 3-4 дня перед Рождественскими каникулами дозволять ученикам готовить музыкальные пьесы для исполнения их в зале в присутствии всех воспитанников, и эта отмена не вызвала видимого недовольства со стороны учеников» [2, л. 14]. Обычай проведения Рождественского концерта в семинарии появился еще в 1860-е гг. Возможно, его отмена была вызвана нарушением воспитанниками дисциплины во время проведения концерта. Проверяющий обратил внимание на «склонность к ви-нопитию», которая «довольно распространена среди воспитанников» [2, л. 9об.]. В 1887 г. в семинарии произошел целый ряд весьма неприятных инцидентов. 15 марта 1887 г. пять воспитанников 2-го, 3-го и 4-го классов устроили пьянку в ночное время в общежитии семинарии. Двое из пятерых были отчислены, остальным снизили балл по поведению [3, л . 62-63], однако некоторое время спустя, в мае 1887 г., они снова были замечены в распитии спиртных напитков и на этот раз их отчислили. Двое воспитанников 4-го класса в том же 1887 г. самовольно отлучились из семинарии в учебное время и в период с 5 по 7 июня отсутствовали не только в семинарии, но и в городе Тамбове [3, л. 104-105]. Все эти события произошли в год проведения ревизии в семинарии, и вряд ли проверяющий не знал о них, но, тем не менее, он оценил поведение учеников как удовлетворительное.
Инспектирующий остался не вполне доволен сведениями о посещении семинаристами богослужений. Он констатировал, что в семинарии не заведено общего церковного пения, а «семинарский хор часто берется за исполнение пьес крикливых, не соответствующих характеру церковного пения» [3, л. 13]. Утренние и вечерние молитвы читались не в семинарском храме или актовом зале, а в столовой, что вызвало нарекание ревизора.
Он обратил внимание и на состояние здоровья воспитанников. Общая картина оставляла желать лучшего. В течение года болело до 320 учеников. За шесть лет умерло 17 человек, преимущественно от чахотки [3, л. 14].
В компетенцию ревизора входила и проверка состояния семинарских зданий, о чем
он сделал следующую запись: «Семинарский корпус снаружи пообветшал и требует ремонта» [2, л. 11]. Со времени крупной перестройки семинарских корпусов в 1872-1876 гг. какие-либо существенные строительные и ремонтные работы не проводились. В 1887 г. была составлена смета на ремонт зданий и найдены средства на это.
В целом ревизия, проведенная Святейшим Синодом в 1887 г. в Тамбовской духовной семинарии, призванная оценить, как осуществлялось в ней введение норм нового устава духовных учебных заведений 1884 г., объективно показала положение дел во всех областях жизни семинарии, и особенно состояние учебного и воспитательного процессов. Отчет проверяющего позволяет сказать, что после последней ревизии семинарии 1882 г. произошло некоторое снижение качества учебного процесса, не вырос профессиональный уровень преподавательского состава, дисциплина воспитанников семинарии оставалась невысокой. Выводы ревизора свидетельствовали о том, что воспитательная система в семинарии имела недостатки, ко-
торые не устранялись в течение многих лет. Необходимо отметить, что это не являлось виной ректора или правления семинарии. Проблемы были вызваны недостатком внимания к воспитательной части во всей системе духовного образования со времен устава 1814 г. В семинариях всегда имелась нехватка воспитателей и помощников инспектора, которые осуществляли наблюдение за учащимися. Таким образом, устав 1884 года. стремившийся поднять на новый уровень порядок и дисциплину в среде учащихся и кардинально улучшить учебно-воспитательный процесс в семинариях, не достиг желаемого результата.
1. ГАТО (Гос. арх. Тамбовской области). Ф. 186. Оп. 91. Д. 11.
2. ГАТО. Ф. 186. Оп. 94. Д. 2.
3. ГАТО. Ф. 186. Оп. 93. Д. 9. Л. 158-159.
Поступила в редакцию 22.02.2012. г.
UDC 281.9
TAMBOV THEOLOGY SEMINARY IN THE SECOND HALF OF 1880S
FEODOSIY (VASNEV), Tambov Theological Seminary, Tambov, Russian Federation, Master of Divinity, Rector, In-tendant of Tambov Diocese, Archbishop of Tambov and Michurinsk, e-mail: [email protected]
The article scrutinizes the teaching system which was in orthodox theological institution in the end of 19th century. The revision results of 1887, which checked the introduction of Code of spiritual studying institutions of 1884, are given.
Key words: seminary; diocese; code; teachers; management.