Научная статья на тему 'Роль преподавательской корпорации в подготовке просвещенного духовенства в Тверской духовной семинарии в начале XX столетия'

Роль преподавательской корпорации в подготовке просвещенного духовенства в Тверской духовной семинарии в начале XX столетия Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
160
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКАЯ КОРПОРАЦИЯ / TEACHING / ДУХОВЕНСТВО / CLERGY / ТВЕРСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ / TVER THEOLOGICAL SEMINARY / ПРАВЯЩИЙ АРХИЕРЕЙ / RULING ARCHBISHOP / СЕМИНАРСКИЕ ВОЛНЕНИЯ / ВОСПИТАННИКИ / ПАСТЫРСТВО / PASTORAL CARE / РЕЛИГИОЗНОЕ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / RELIGIOUS AND MORAL EDUCATION / РЕФОРМА ДУХОВНЫХ СЕМИНАРИЙ / REFORM OF SEMINARIES / TEACHERS' CORPORATION / SEMINARY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Симора Виталий Анатольевич

Статья посвящена роли педагогической корпорации Тверской духовной семинарии в деле воспитания будущих пастырей Русской Православной Церкви в начале XX в. В конце XIX в. была предпринята попытка проведения реформ духовной школы. Это было обусловлено начавшимся кризисом средних духовных заведений. Признаками кризиса духовных семинарий были: снижение успеваемости, ухудшение дисциплины и семинарские волнения. По этой причине вся педагогическая корпорация, инспекторский надзор, семинарское и епархиальное руководство должны были сплотиться, чтобы противостоять тем внешним влияниям и внутренним нестроениям, которые охватили духовные средние учебные заведения. Педагогической корпорации рекомендовалось обращать внимание на привлечение учеников старших классов к практическому участию в богослужении; приобщение воспитанников к чтению святоотеческих творений в урочное и внеурочное время. Но, несмотря на непростое предвоенное и военное время, трудное материальное положение, в сравнении со светскими учебными заведениями, многие преподаватели остались верными своему педагогическому долгу до закрытия Тверской духовной семинарии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Симора Виталий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF TEACHERS’ CORPORATION IN TRAINING OF EDUCATED CLERGY IN TVER THEOLOGICAL SEMINARY IN THE EARLY 20TH CENTURY

This article deals with the role of teachers’ corporation of Tver Theological Seminary in the sphere of education of prospective priests of Russian Orthodox Church at the beginning of the 20th century. At the end of the 19th century, an attempt of carrying out reforms of the theological school was made. It was caused by the beginning crisis of the secondary theological school. The signs of crisis in the theological seminary were decrease in study results, bad discipline and disorders. In connection with this, the whole teachers’ corporation, supervising authorities, the management of the seminary and the diocese had to rally in order to resist those external influences and internal tumult which had spread onto institutions of secondary spiritual education. The teachers’ corporation was recommended to pay attention to the involvement of high school students to practical participation in church services, to familiarising students with patristic works during school time and as an extracurricular activity. Despite the difficult pre-war period and wartime, complicated financial position (compared to secular educational institutions), many teachers remained faithful to their pedagogical duty up to the closure of Tver Theological Seminary.

Текст научной работы на тему «Роль преподавательской корпорации в подготовке просвещенного духовенства в Тверской духовной семинарии в начале XX столетия»

Вестник ПСТГУ.

Серия IV: Педагогика. Психология.

2018. Вып. 49. С. 69-77

Симора Виталий Анатольевич, иерей канд. пед. наук, доцент кафедры теологии Института педагогического образования и социальных технологий Тверского государственного университета, председатель Отдела религиозного образования и катехизации Тверской и Кашинской епархии Российская Федерация, 170000, г. Тверь, ул. Советская, д. 10, кб. 11 [email protected]

ORCID: 0000-0002-7317-9772

Роль преподавательской корпорации

В ПОДГОТОВКЕ ПРОСВЕЩЕННОГО ДУХОВЕНСТВА

в Тверской духовной семинарии

В НАЧАЛЕ XX СТОЛЕТИЯ

В. А. Симора

Статья посвящена роли педагогической корпорации Тверской духовной семинарии в деле воспитания будущих пастырей Русской Православной Церкви в начале XX в. В конце XIX в. была предпринята попытка проведения реформ духовной школы. Это было обусловлено начавшимся кризисом средних духовных заведений. Признаками кризиса духовных семинарий были: снижение успеваемости, ухудшение дисциплины и семинарские волнения. По этой причине вся педагогическая корпорация, инспекторский надзор, семинарское и епархиальное руководство должны были сплотиться, чтобы противостоять тем внешним влияниям и внутренним нестроениям, которые охватили духовные средние учебные заведения. Педагогической корпорации рекомендовалось обращать внимание на привлечение учеников старших классов к практическому участию в богослужении; приобщение воспитанников к чтению святоотеческих творений в урочное и внеурочное время. Но, несмотря на непростое предвоенное и военное время, трудное материальное положение, в сравнении со светскими учебными заведениями, многие преподаватели остались верными своему педагогическому долгу до закрытия Тверской духовной семинарии.

Историю отечественного духовного образования существенно обогатил бого-словско-педагогический опыт Тверской духовной семинарии. Деятельность этого среднего духовного учебного заведения, прекратившего свое существование в 1918 г., оказала огромное влияние на религиозно-нравственный уклад жителей Тверской губернии, на повышение культурно-образовательного уровня. Духовная школа готовила грамотных, образованных церковно- и священнослужителей, способных не только совершать богослужения, но и заниматься миссионерской, просветительской, преподавательской деятельностью.

Всего в 1899 г. в семинарии насчитывалось почти 600 человек, но число лиц инспекторского надзора было недостаточно. Каждый из них ежедневно, не исключая праздников, дежурил 6 часов утром или вечером. На отдых оставалось

6 часов, но и он был неполноценным, потому что было необходимо контролировать воспитанников, живущих на квартирах. Но особенно тяжелым был труд помощника инспектора в семинарском корпусе, в сравнении с общежитием: в корпусе приходилось смотреть за 215 воспитанниками, там только за 115, в корпусе было 10 классов, в общежитии только 4. Поэтому инспектор просил ректора об увеличении числа помощников1.

Деятельность инспекторов Тверской духовной семинарии регламентировалась должностной инструкцией, составленной в 1881 г. и не менявшейся вплоть до начала XX в. Инструкция для надзирателей не была разработана. Обязанности надзирателей семинарии заключались в наблюдении за поведением учеников младших классов (1—2)2: они присутствовали на ежедневных молитвах учеников и в столовой во время обеда и ужина; наблюдали за порядком во время перемен и на уроках, если отсутствовали преподаватели; наблюдали за порядком и тишиной и делали перекличку в вечернее время, в необходимых случаях помогали ученикам младших классов в приготовлении уроков. Их обязанностью было засвидетельствование и учет почтовых повесток, присылаемых ученикам, и раздача повесток под собственноручную расписку учеников3.

Круг обязанностей и должностей преподавателя семинарии был ограничен и зависим от распоряжения епархиального архиерея. На основании Определения Св. Синода 1—26 февраля 1889 г. № 221 на епархиальных архиереев возлагалась обязанность координировать педагогическую деятельность преподавателей в других учебных заведениях и проведение занятий сверх штатного количества уроков в семинарии с крайней осмотрительностью и лишь в тех случаях, когда не предвиделось каких-либо затруднений и препятствий к выполнению ими прямых их обязанностей.

Например, преподаватель Священного Писания священник Василий Модестов и преподаватель истории Владимир Колосов4 с благословения архиепископа Саввы преподавали также в Мариинской женской гимназии5, преподаватель Михаил Пашкевич — в Тверском юнкерском училище6, а преподаватель Яков Громов — в учебных заведениях города Твери. Данное совмещение происходило из-за ограниченного содержания должности преподавателя Тверской духовной семинарии7. Со стороны семинарского правления не было никаких возражений. Совмещение должности наставника семинарии с обязанностями приходского священника допускались в случае возможности совмещения и должного исправления своих обязанностей.

Таким образом, педагогическая корпорация и руководство семинарии не ограничивались своими педагогическими и административными обязанностями в стенах Тверской духовной семинарии, многие из них занимали и другие епархиальные общественные должности, выполняя архипастырское послуша-

1 См.: ГАТО. Ф. 575. Оп. 1. Д. 637. Л. 105-107.

2 См.: Там же. Д. 650. Л. 5, 150.

3 См.: Там же. Д. 541. Л. 71.

4 См.: Там же. Д. 453. Л. 43.

5 См.: Там же. Д. 428. Л. 25.

6 См.: Там же. Л. 28.

7 См.: Там же. Д. 453. Л. 45.

ние, например: должность ключаря кафедрального собора, благочинных церквей; членов педагогических, распорядительных собраний правления семинарии; членов Тверской ученой архивной комиссии; членов Совета Братства св. князя Михаила Ярославича; редактор «Тверских епархиальных ведомостей»; член комиссии Тверской епархиальной эмеритальной кассы, а многие совмещали и несколько послушаний. Например, прот. Николай Модестов и Владимир Колосов. Это говорит, с одной стороны, о высоком образовательном цензе педагогов семинарии, их активной позиции и интересе к епархиальным делам, с другой — о крайней занятости педагогической корпорации.

Влияние на воспитательный процесс в Тверской духовной семинарии в 1899—1900 учебном году оказала ревизия, проведенная статским советником М. Григоревским, который предложил правящему архиерею, кроме пересмотра инструкций для инспекторского надзора, «войти в тщательное обсуждение мер по сохранению и утверждению доброй нравственности между учащимися»8, возобновить привлечение педагогов к воспитательному процессу. В конце следующего учебного года (4 июля 1901 г.) вышло распоряжение правящего архиерея о восстановлении классных наставников в семинарии. Деятельность наставников не ограничивалась только классными занятиями, она включала и наблюдение за внеклассным времяпрепровождением учеников, в том числе и в храме. Архиепископ Димитрий (Самбикин), указав на дисциплинарные нарушения со стороны преподавателей семинарии, дал поручение семинарскому начальству строго следить за своевременным посещением классов9.

Инструкция надзирателям за воспитанниками Тверской духовной семинарии была составлена 9 августа 1901 г. инспектором семинарии Михаилом Пашкевичем и преподавателями семинарии Арсением Беневоленским и Александром Метевским10. Должность надзирателя была учреждена для усиления инспекторского надзора. В обязанности надзирателей входило: наблюдение за точным исполнением воспитанниками семинарии составленных для них правил поведения, сопровождение воспитанников на утренних и вечерних молитвах, в церкви — во время богослужения, в столовой — во время общего стола, в комнатах — как в свободное от занятий время, так и во время вечерних занятий; проверка наличия лишенных отпуска воспитанников в корпусе. Меры взыскания надзирателей по отношению к провинившимся воспитанникам подразумевали: а) замечание и выговор провинившимся; б) сообщение инспектору о совершенном проступке.

В своем донесении ректор указывал на недостаток процесса воспитания, по свидетельству педагогического журнала за 1901 г., заключавшийся в следующем: в надзиратели поступали студенты семинарии лишь с той целью, чтобы приготовиться к экзамену в академию, и поэтому они не имели живого интереса к лежащим на них обязанностям, да и не могли иметь влияния на учащихся, сами только что окончив семинарию11. По мнению ректора, «лучше было бы вместо

8 ГАТО. Ф. 575. Оп. 1. Д. 650. Л. 7.

9 См.: Там же. Л. 159.

10 См.: Там же. Л. 275-278.

11 Там же. Л. 150.

двух таких надзирателей иметь одного помощника инспектора из кандидатов академии, имеющих авторитет в глазах учеников по своему образованию»12.

Преподаватели в августе 1901 г. также поддержали распоряжение правящего архиерея и разработали правила своего участия в воспитании учеников. Перечислим наиболее значимые: соблюдение правил приличия, общепринятых условий вежливости и классной дисциплины; благоговейное совершение молитвы перед началом и по завершении занятий; поведение в классе, в коридоре, на улице, в церкви, на ученической квартире; наблюдение за развитием характера и наклонностей учеников, принятие мер к искоренению в учениках грубости, лжи и других пороков и т. д. Наставники могли употреблять следующие меры вразумления провинившегося ученика: 1) выговор наедине; 2) выговор перед целым классом; 3) сообщение о проступках ученика инспектору семинарии; 4) удаление ученика во время урока из класса, когда ученик упорно нарушает порядок в классе и препятствует преподавателю надлежащим образом вести свое дело; 5) донесение о проступках ученика с ведома инспектора ректору семинарии.

Для привлечения воспитанников к более деятельному участию в церковной жизни Св. Синод в своем Определении от 24 ноября — 1 декабря 1900 г. указывал на необходимость принятия следующих мер13: а) частое проповедование Слова Божьего не только в храмах при духовно-учебных заведениях, но и в городских церквах; б) повсеместное устройство при духовно-учебных заведениях собеседований с раскольниками и сектантами и религиозно-нравственных чтений с участием в них воспитанников; в) деятельное участие воспитанников при отправлении богослужения, в церковном чтении и пении; в) приобщение воспитанников к чтению святоотеческих творений в урочное и внеурочное время. Для исполнения данного Определения в Тверской духовной семинарии привлекались ученики из двух старших классов, а желавшие из остальных классов — к практическому участию в богослужении, в проповедовании Слова Божия и в деятельности приходских благотворительных и просветительных учреждений, в приходских церквах города14. Но в то же время воспитанникам запрещалось петь по найму на требах.

Невзирая на воспитательные меры, предпринятые администрацией Тверской духовной семинарии, воспитанники заразились мятежным духом, о чем свидетельствуют массовые беспорядки. Важно, что беспорядки, устроенные воспитанниками, выражались не в простых дисциплинарных нарушениях, а в организованных протестах и революционных выступлениях.

Осенью 1905 г. начался новый этап семинарских волнений, принявших в октябре массовый характер. Форма прекращения занятий была везде одинаковой (собрание учащихся в актовом зале, вручение в присутствии всей корпорации петиции по образцу резолюций владимирского съезда и объявление о на-

12 ГАТО. Ф. 575. Оп. 1. Д. 650. Л. 150.

13 Всеподданнейший Отчет обер-прокурора Св. Синода по ведомству православного исповедования за 1900 г. СПб., 1903.

14 Уставы православных духовных семинарий и училищ, высочайше утвержденные 22 августа 1884 г., с относящимся к ним постановлением Св. Синода. СПб., 1908. С. 123.

чале забастовки). Правившим архиереям оставалось только принять решение о роспуске бастовавших семинаристов по домам.

Продолжавшееся снижение дисциплины воспитанников Тверской духовной семинарии выражалось в непосещении богослужений и классных уроков, в небрежном отношении к казенному семинарскому имуществу и в неразумной трате присылаемых денег15. Причины семинарских волнений в большинстве случаев были следующие: 1) недостатки педагогической деятельности, нерациональное или халатное ведение хозяйства, нарушение педагогической этики; 2) причины общероссийского характера, связанные с освободительным движением, с распространением литературы антирелигиозного направления.

В 1906 г. ввиду более правильной постановки воспитательного дела в семинариях было принято решение учредить должность классных воспитателей из имевшихся преподавателей. Классные воспитатели отвечали за воспитательное руководство вверенного класса и исполнение — по установленной очереди — обязанностей наблюдения за внешним порядком в ученических общежитиях в течение целого дня16. В учебном процессе инспекторский надзор активно прибегал к помощи классных дежурных учеников, функция которых заключалась не только в подготовке класса к занятиям, но и в наблюдении за дисциплиной17. Это постановление было формальным, поэтому положение дела оставалось неизменным. Вознаграждение за этот труд предполагалось из местных средств, т. е. из «несуществующих источников». При таком положении дела можно было рассчитывать только на бесплатный труд со стороны преподавателей. Этот расчет оказался несостоятельным, так как при ограниченности получаемого содержания преподаватели духовных учебных заведений старались подыскать дополнительный заработок во внеурочное время. Таким образом, официально были закреплены за преподавателями воспитательные функции для усиления внешнего надзора за воспитанниками. В каждой семинарии учреждалась также должность помощника воспитателя18.

Волнения воспитанников в семинарии вызывали решительные директивы высшей церковной власти: или закрыть Тверскую духовную семинарию, или восстановить в ней учебный процесс. Только благодаря ректору прот. Александру Надежину, избравшему по сравнению со своими предшественниками иной путь, который можно выразить словами: «противникам — уважение, равнодушным — сожаление, соратникам — доверие и привет»19, жизнь семинарии вошла в прежнее русло. Время его правления с 9 января 1908 г. до 1 ноября 1912 г. по свидетельству двух ревизоров — членов учебного комитета — было признано удовлетворяющим учебные и административные требования. Подтверждение этому

15 См.: От Правления Тверской духовной семинарии // Тверские епархиальные ведомости. Тверь, 1907. № 14. Год 31. Часть оф. С. 332-333.

16 См.: К вопросу о предстоящей реформе духовных семинарий и училищ (продолжение) // Тверские епархиальные ведомости. Тверь, 1911. № 17. Год 35. Часть неоф. С. 337-338.

17 См.: Там же. С. 339.

18 См.: Там же. С. 340.

19 Чествование ректора Тверской духовной семинарии, протоиерея Александра Петровича Надежина, по случаю назначения его членом Государственного Совета // Тверские епархиальные ведомости. Тверь, 1913. № 1. Год 37. Часть неоф. С. 3-17.

мы находим в словах преподавателя А. И. Денницына: «под его руководством началась дружная работа всей корпорации во благо семинарии. Результатом этой работы было устранение или сокращение до минимума многих дефектов, имевших место в семинарии в прежние годы... поднялась общая успеваемость воспитанников в науках, и учебная часть в нашей семинарии достигла надлежащей высоты»20. В конце октября 1912 г. ректор семинарии прот. Александр Надежин получил новое назначение, он был избран членом Государственного Совета21.

В августе 1910 г. на съезде смотрителей духовных училищ Тверской епархии под председательством ректора Тверской духовной семинарии обсуждались вопросы по предстоящей реформе духовных семинарий. На съезде обращали внимание на то, что с учреждением института воспитателей упразднялись должности помощников инспектора в духовных семинариях. Предположено было упразднить в духовных семинариях и должность духовника. Вместо духовника по проекту новой реформы предъявлялось требование, чтобы один из воспитателей-преподавателей был в священном сане22.

Законом 12 июля 1913 г. был введен институт классных наставников с окладом жалованья 600 руб. в год каждому. В определении Св. Синода от 2-3 сентября 1913 г. за № 7811 сказано: «Классные воспитатели получают установленное законом 12 июля 1913 г. содержание из местных средств, если параллельные отделения содержатся на последние средства». На жалованье шести классных воспитателям в течение 1914 г. было выдано 3600 руб.23 Статья эта была введена впервые.

На заседании педагогического собрания Тверской духовной семинарии 8-9 октября 1913 г., согласно предложению ректора семинарии архимандрита Вениамина, были выработаны временные правила, которыми должны были руководствоваться в своей деятельности классные воспитатели в семинарии. Данные правила были утверждены правящим архиереем 14 октября 1913 г.24 На классных воспитателях, в соответствии с правилами, лежала обязанность постоянного и внимательного наблюдения за занятиями, жизнью и поведением воспитанников, учитывая индивидуальные способности каждого. Воспитатели должны были служить для своих воспитанников примером искренней, живой религиозности и с сердечным участием следить за неуклонным выполнением воспитанниками требований Церкви. Классный воспитатель устраивал в свободное от обязательных занятий время общие чтения; вел беседы с учениками по интересующим их вопросам, знакомя воспитанников с выдающимися явлениями жизни и литературы и с правильным, с христианской точки зрения, освещением этих явлений, читая для этого выдержки из книг или статей, предлагая

20 Чествование ректора Тверской духовной семинарии, протоиерея Александра Петровича Надежина, по случаю назначения его членом Государственного Совета // Тверские епархиальные ведомости. Тверь, 1913. № 1. Год 37. Часть неоф. С. 9-10.

21 См.: Там же. С. 4.

22 См.: К вопросу о предстоящей реформе духовных семинарий и училищ (продолжение) // Тверские епархиальные ведомости. Тверь, 1911. № 17. Год 35. Часть неоф. С. 341.

23 См.: ГАТО. Ф. 575. Оп. 1. Д. 1296. Л. 2.

24 См.: РГИА. Ф. 802. Оп. 15. Д. 1052. Л. 22.

свои рефераты (устные или письменные), обсуждая темы сочинений, предлагая и воспитанникам по желанию готовить рефераты.

Усердие и искусство воспитателя должны были быть направлены на предупреждение проступков, как развития порочных склонностей, и на изыскание способов надежного исправления воспитанников. Каждому воспитателю рекомендовалось вести особый дневник, в который заносились подробные сведения о каждом воспитаннике, а именно: о происхождении и возрасте воспитанника, о времени поступления его в семинарию, его способностях и успехах, об особенностях его характера и поведения, об отношении к товарищам, о любимых занятиях и склонностях, о состоянии здоровья, о мерах воспитательного воздействия, какие к нему применялись, а равно о тех изменениях, каким подвергался его характер под влиянием тех или иных условий и воздействий. Сюда же записывались сведения и об отпусках воспитанника с указанием всех лиц, которых посещал воспитанник в отпуск. Рекомендовалось воспитателям не прекращать своего общения с бывшими воспитанниками и по окончании ими курса.

Дежурные воспитатели присутствовали на утренней и вечерней молитве, а в праздничные дни — на литургии, а накануне — на всенощной. Они также присутствовали за ужином, наблюдали вечером за порядком во время занятий, а также и в свободное от занятий время. То есть во время своего дежурства воспитатель должен был постоянно находиться при воспитанниках; заканчивалось его дежурство в 20:30 часов, когда воспитанники расходились по спальням. В свободные от дежурства дни классные воспитатели посещали ученические квартиры, которые распределялись между ними по районам, с церковью в центре, которую обязаны были посещать воспитанники данного района, за чем и следили классные воспитатели района.

Высокопреосвященнейший Серафим, архиепископ Тверской и Кашинский, обращал свое внимание на инспекционные обязанности воспитателей, говоря, что ошибка в том, что процесс воспитания далеко ушел от инспекции, и необходимо членам инспекторского надзора относиться к молодежи дружески, ласково, но вместе с тем и обязательно твердо. Не обращать внимания следует лишь на такие вещи, которые «приспособлены к чистому юношескому возрасту»25. На педагогическом собрании 30 августа 1914 г. архипастырем были указаны недостатки в деле воспитания: во-первых, на низкое воспитание оказывало влияние бедная и малокультурная домашняя обстановка; во-вторых, воспитанники не умели вести себя в обществе и не могли воспользоваться полученным образованием, что, в свою очередь, от воспитателей требовалось развивать в них то, что называется общительностью, уменьем держать себя прилично26. Для устранения этих недостатков архипастырь побуждал воспитателей выстраивать отношения с воспитанниками на принципе солидарности, взаимного доверия и уважения. Особое внимание владыка обратил на развитие церковности, прежде всего через богослужение и молитву, участие в различных чтениях рефератов, устроении собраний, с целью оживления в душах воспитанников чувства церковности27.

25 РГИА. Ф. 802. Оп. 15. Д. 1263. Л. 25.

26 См.: Там же.

27 См.: Там же.

Под руководством ректора систематически еженедельно действовали два богословских кружка для воспитанников 5-го и 6-го классов. В одном из них изучалось творение Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе». Это помогало формировать мировоззрение учащихся. В другом кружке ректором, преподавателями, воспитанниками, а также приглашенными городскими пастырями, аккуратно и очень охотно посещавшими собрания, писались рефераты на разные темы, иногда самого животрепещущего характера, а именно: «о сектантстве» (4 собрания), «что делать современному пастырю», «позволительны ли удовольствия для пастыря», «вопрос о жалованье духовенству», «почему современные семинаристы бегут от священства», «о молитве», «вера и знание», «красота пасхального богослужения», «памяти одного тверского пастыря» и др. 28

Но несмотря на непростое предвоенное и военное время, трудное материальное положение, многие преподаватели остались верными своему педагогическому долгу до закрытия Тверской духовной семинарии, которое произошло в начале 1918-1919 учебного года. На момент 1 сентября 1918 г. в Тверской духовной семинарии числилось 23 педагога29.

Таким образом, частные средства, служившие целям религиозного и духовно-нравственного воспитания, заключались: 1) в совершении богослужения в будние дни три раза в неделю в семинарском храме ректором и духовником семинарии; 2) во внеклассных ученических собраниях. Проводимые педагогической корпорацией внеклассные занятия способствовали приготовлению учащихся к пастырскому служению и к будущей учительской деятельности. Например, преподавателями гомилетики и объединенных с ней предметов устраивались проповеднические кружки для воспитанников старших классов: воспитанники под руководством преподавателя произносили составленные ими проповеди в приходских и домовых церквах города Твери. Следовательно, привлечение педагогической корпорации к делу религиозного и духовно-нравственного воспитания способствовало подготовке в Тверской духовной семинарии просвещенных пастырей, законоучителей и деятелей на ниве просвещения.

Ключевые слова: преподавательская корпорация, духовенство, Тверская духовная семинария, правящий архиерей, семинарские волнения, воспитанники, пастырство, религиозное и духовно-нравственное воспитание, реформа духовных семинарий.

Список литературы

Всеподданнейший Отчет обер-прокурора Св. Синода по ведомству православного исповедования за 1900 г. СПб., 1903. К вопросу о предстоящей реформе духовных семинарий и училищ (продолжение) // Тверские епархиальные ведомости. Тверь, 1911. № 17. Год 35. Часть неоф. С. 337-338. К вопросу о предстоящей реформе духовных семинарий и училищ (продолжение) //

Тверские епархиальные ведомости. Тверь, 1911. № 17. Год 35. Часть неоф. С. 341. От Правления Тверской духовной семинарии // Тверские епархиальные ведомости. Тверь, 1907. № 14. Год 31. Часть оф. С. 332-333.

28 См.: РГИА. Ф. 802. Оп. 15. Д. 1263. Л. 45.

29 ГАТО. Ф. 575. Оп. 1. Д. 687. Л. 192.

Уставы православных духовных семинарий и училищ, высочайше утвержденные 22 августа 1884 г., с относящимся к ним постановлением Св. Синода. СПб., 1908. Чествование Ректора Тверской духовной семинарии, протоиерея Александра Петровича Надежина, по случаю назначения его членом Государственного Совета // Тверские епархиальные ведомости. Тверь, 1913. № 1. Год 37. Часть неоф. С. 3-17.

St. Tikhons University Review. Revd. Vitaly Simora,

Series IV: Pedagogy. Psychology. Candidate of Sciences in Education, Associate professor,

2018. Vol. 49. P. 69—77 Department of Theology, Institute of Teacher Training

and Social Technologies, Tver State University, Head of Division of Religious Education and Catechisation of Tver and Kashin Diocese 10, Room 11, Sovetskaya Str., Tver 170000, Russian Federation [email protected]

ORCID: 0000-0002-7317-9772

Role of Teachers' Corporation in Training of Educated Clergy in Tver Theological Seminary in the Early 20th Century

V. Simora

This article deals with the role of teachers' corporation of Tver Theological Seminary in the sphere of education of prospective priests of Russian Orthodox Church at the beginning of the 20th century. At the end of the 19th century, an attempt of carrying out reforms of the theological school was made. It was caused by the beginning crisis of the secondary theological school. The signs of crisis in the theological seminary were decrease in study results, bad discipline and disorders. in connection with this, the whole teachers' corporation, supervising authorities, the management of the seminary and the diocese had to rally in order to resist those external influences and internal tumult which had spread onto institutions of secondary spiritual education. The teachers' corporation was recommended to pay attention to the involvement of high school students to practical participation in church services, to familiarising students with patristic works during school time and as an extracurricular activity. Despite the difficult pre-war period and wartime, complicated financial position (compared to secular educational institutions), many teachers remained faithful to their pedagogical duty up to the closure of Tver Theological Seminary.

Keywords: teaching, teachers' corporation, clergy, Tver Theological Seminary, ruling archbishop, seminary, pastoral care, religious and moral education, reform of seminaries.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.