Научная статья на тему 'Устав духовных семинарий 1884 года и его введение в Тамбовской духовной семинарии'

Устав духовных семинарий 1884 года и его введение в Тамбовской духовной семинарии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1101
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯТЕЙШИЙ СИНОД / УСТАВ / СЕМИНАРИЯ / ЕПАРХИЯ / УКАЗ / SAINT SYNOD / CODE / SEMINARY / EPARCHY / DECREE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Васнев

В статье рассматриваются основные положения устава духовных семинарий 1884 г. Прослеживается его введение в Тамбовской духовной семинарии и влияние на повышение уровня богословского образования будущих священнослужителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CODE OF THEOLOGICAL SEMINARIES OF 1884 AND ITS INTRODUCTION IN TAMBOV SPIRITUAL SEMINARY

The article considers main provisions of the code of spiritual seminaries in 1884. Its introduction in Tambov spiritual seminary and influence on level rise of theology education of future priests is indicated.

Текст научной работы на тему «Устав духовных семинарий 1884 года и его введение в Тамбовской духовной семинарии»

ИСТОРИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ

УДК 281.9

УСТАВ ДУХОВНЫХ СЕМИНАРИЙ 1884 ГОДА И ЕГО ВВЕДЕНИЕ В ТАМБОВСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ

© Епископ Тамбовский и Мичуринский ФЕОДОСИЙ (ВАСНЕВ)

Тамбовская Духовная семинария, г. Тамбов, Российская Федерация, магистр богословия, ректор, управляющий Тамбовской епархии, e-mail: info@eparhia-tmb.ru

В статье рассматриваются основные положения устава духовных семинарий 1884 г. Прослеживается его введение в Тамбовской духовной семинарии и влияние на повышение уровня богословского образования будущих священнослужителей.

Ключевые слова: Святейший Синод; устав; семинария; епархия; указ.

В 1882 г. в России стали высказываться предложения по изменению действующего устава духовных учебных заведений. Принципиальное решение о необходимости разработки проекта нового устава было принято в 1884 г. Для этой цели Святейшим Синодом 25 апреля 1884 г. был образован специальный комитет под председательством митрополита Московского и Коломенского Иоан-никия (Руднева). Указанный комитет незамедлительно приступил к работе и 22 мая 1884 г. представил на рассмотрение Святейшего Синода проекты новых уставов, которые император Александр III высочайше утвердил 22 августа 1884 г.

Некоторые положения, касавшиеся общего руководства духовными семинариями, новым уставом были радикально изменены и отнесены к прямому ведению Святейшего Синода. Управление семинарией в целом не претерпело существенных изменений. Руководство по-прежнему осуществлялось правлением семинарии, состоявшим из двух частей: педагогического собрания, ведавшего учебной частью, в которое входили ректор (председатель собрания), инспектор, три преподавателя (вместо семи, как было прежде), представители от духовенства, и распорядительного собрания, занимавшегося финансово-хозяйственными вопросами, в которое входили ректор, инспектор, эконом, представители от духовенства и преподава-

телей, как и прежде назначаемых епархиальным архиереем [1].

Епархиальному преосвященному новый устав отводил более значимую роль в жизни и деятельности семинарии. Прежний устав гласил, что епископ «имеет высшее наблюдение за исполнением в семинарии ... устава», а новый указывал, что помимо этого он «имеет высшее наблюдение за направлением преподавания, воспитанием учащихся» [2, § 14, с. 11]. На архипастыря возлагались дополнительные конкретные обязанности по наблюдению за организацией учебно-воспитательного процесса в семинарии; его контрольные функции усиливались и подробнее разъяснялись. Принципиальным стал параграф, в котором говорилось о возможности епископа влиять на принятие решений правлением семинарии. Устав 1867 г. определял, что архиерей лишь направляет письменные предложения на рассмотрение правления. По новым правилам он предлагал их к «исполнению или для обсуждения» [2, § 17, с. 12].

Процедуру назначения ректоров и других важных членов администрации духовных семинарий устав 1884 г. полностью подчинил высшему руководству Церкви. Он отменил положение о выборности ректоров семинарии педагогической корпорацией и установил норму, согласно которой ректор стал назначаться Святейшим Синодом по представлению епархиального архиерея [2, § 23,

3G8

24, с. 19]. Такая же процедура назначения вводилась и в отношении инспектора семинарии [3]. Кардинально изменились и правила назначения помощников инспекторов семинарии, которые ранее назначались епархиальным епископом. Теперь же, если это происходило в начале учебного года, они определялись на должность Святейшим Синодом по представлению академического совета, а в течение учебного года - обер-прокурором Святейшего Синода [4]. Новые правила вовсе не предусматривали возможности участия епархиальных преосвященных в процессе назначения помощников инспектора духовных семинарий.

Педагоги отстранялись от участия в выборах в педагогическое собрание. Централизовано было и назначение педагогов на свои должности. До устава 1884 г. действовало правило, по которому преподавателей назначал епархиальный архиерей по представлению правления семинарии. По новому уставу преподаватели стали назначаться так же, как и помощники инспектора, т. е. Святейшим Синодом по представлению академических советов, а в течение учебного года - обер-прокурором [5, § 56, с. 55]. Централизация управления семинариями значительно усилила власть обер-прокурора над педагогической корпорацией, дала ему возможность изменять ее состав и отстранять от должности неугодных или неблагонадежных преподавателей. Возросла роль почетного блюстителя семинарии, который становился членом распорядительного собрания семинарского правления и получил возможность влиять на принятие тех или иных решений, касающихся жизнедеятельности семинарии [6]. По новому уставу существенно снижался оклад преподавателей семинарии: с 900 руб. до 700 руб. в год за 12 уроков в неделю. Повышение оклада до 900 руб. происходило только после 5 лет выслуги [5, § 59, с. 67].

В воспитательную часть устав 1884 г. не внес каких-либо принципиальных нововведений. Задачи остались те же - воспитание будущих пастырей в духе православной веры и христианских традиций. Для этого в штат семинарии были введены новые должности духовника и священника семинарского храма, что не было предусмотрено уставом 1867 г. [7, § 4, с. 3]. Введение новых должностей имело своей целью содействовать духовно-

нравственному становлению семинаристов. Очевидно, что постоянное присутствие опытного духовника в семинарии является очень важным условием для формирования личности учащихся. Воспитательные методы по новому уставу не претерпели каких-либо изменений. Это по-прежнему были: строгий надзор и укрепление дисциплины в семинарской среде, посещение храма и участие воспитанников в богослужениях, соблюдение молитвенных правил, регулярная исповедь. Для содержания духовника и священника согласно новому уставу Синодом выделялись необходимые денежные средства.

В учебной части нововведения были более существенными. Согласно прежнему уставу число учащихся в семинарии соразмерялось с потребностями каждой семинарии [7, § 6, с. 3]. Теперь же четко предписывалось, чтобы в каждой семинарии было только по шесть классов. Обращает на себя внимание пункт, согласно которому открытие параллельных, или дополнительных, классов в семинариях, находящихся в густонаселенных губерниях, стало возможным на средства Синода, а не как прежде, на средства епархиального духовенства [7, § 8, с. 3]. Это давало возможность епархиям направлять собственные средства на другие нужды духовноучебных заведений.

По новому уставу увеличилось количество преподаваемых предметов, и произошли изменения в распределении часов между ними. Снова стала преподаваться библейская история, появилось сравнительное, или, как его тогда называли, обличительное богословие. Из курса математических наук изъяли преподавание плоской тригонометрии, из философских наук исключили обзор философских наук и заменили его краткой историей философии. Вместо педагогики ввели дидактику. Этот предмет воспитанники семинарии допускались преподавать учащимся 5 и 6 классов в образцовых школах, которые устраивались при семинариях [8]. Преподавая дидактику, семинаристы получали полезные практические знания по данному предмету.

Новый устав духовных учебных заведений Русской Православной Церкви Хозяйственное управление при Святейшем Синоде направило во все семинарии. В Тамбове десять экземпляров устава были получены 20 октября 1884 г., т. е. практически через

два месяца после его высочайшего утверждения императором [9, л. 1]. Эту дату с полным основанием можно считать началом преобразования учебной и воспитательной частей в Тамбовской духовной семинарии в соответствии с положениями нового устава.

4 ноября 1884 г. ректор архимандрит Христофор (Смирнов) и правление семинарии обратились к епископу Тамбовскому и Шацкому Виталию с прошением назначить новый состав правления и определить членов педагогического и распорядительного собраний. 10 ноября 1884 г. епископ Виталий положил на документе резолюцию: «1. Членами педагогического правления назначаются из наставников: Молчанов, Коржавин и Златоустовский, а от духовенства: священник Любомудров и священник Назарьев. 2. Членами распорядительного правления назначаются: наставник А. Левкоев и священник Назарьев» [9, л. 2]. В своей резолюции архипастырь называет педагогическое и распорядительное собрания, как и прежде, правлением. Следующим шагом стало распределение должностей преподавателей согласно новым штатам. Об этом епископу Виталию своим циркулярным письмом от 21 августа 1885 г. напоминал учебный комитет [10, л. 1об.].

15 ноября 1885 г. Хозяйственное управление при Святейшем Синоде затребовало от правления Тамбовской духовной семинарии «в возможно непродолжительном времени» прислать сведения о том, «сколько и при каких классах существует параллельных отделений, содержимых на местные епархиальные средства» [10, л. 1]. Семинария направила в управление такой ответ: «Параллельные отделения, содержимые на епархиальные средства, существуют: при 1, 2 и 3 классах... На содержание означенных епархиальных отделений расходуется в семинарии по сметной ассигновке до введения нового устава 3900 руб., а с введением нового устава 4200 руб. в год... количество учеников в классах распределяется следующим образом:

- в 6 классе 1 отделения - 38, 2 отделения - 38;

- в 5 классе 1 отделения - 36, 2 отделения - 35;

- в 4 классе 1 отделения - 44, 2 отделения - 43;

- в 3 классе 1 отделения - 33, 2 отделения - 32; 3 отделения - 32;

- во 2 классе 1 отделения - 40, 2 отделения - 40, 3 отделения - 40;

- в 1 классе 1 отделения - 50, 2 отделения - 50, 3 отделения - 50,

а всего 601 человек» [10, л. 3].

Из приведенных сведений видно, что параллельные классы, содержащиеся за счет епархиальных средств, в Тамбовской духовной семинарии были полностью укомплектованы. Направляя свой запрос в семинарию. Хозяйственное управление Святейшего Синода, видимо, намеревалось в будущем частично покрыть расходы семинарии на параллельные классы. Выделение ассигнований на содержание параллельных классов в Тамбовской семинарии давало большую возможность для обучения всех детей тамбовского духовенства, в чем оно было заинтересовано.

Ввести все нормы устава 1884 г. предполагалось к началу нового 1885-1886 учебного года. До этого предстояло решить многие хозяйственные и организационные проблемы, а также вопросы учебной и воспитательной частей. Своим Указом за № 12 от 19 октября 1884 г. Святейший Синод напоминал, что «в следствие новой постановки учебной части и особенно в следствие уменьшения числа уроков по классическим языкам» [11, л. 2об.], некоторые преподаватели будут выведены за штат. Синод поручил епархиальным архиереям к 1 апреля 1885 г. представить сведения о таких преподавателях и предложения по их трудоустройству в других учебных заведениях окормляемых ими епархий. Архивные материалы показывают, что ни один преподаватель не был уволен из Тамбовской духовной семинарии. В частности, выведенного за штат в результате сокращения уроков преподавателя греческого языка перевели на кафедру словесности.

Новый устав значительно изменил план учебной части, порядок и методику преподавания. Часть предметов (тригонометрия, космография) была изъята из курса семинарских наук. Некоторые дисциплины, удаленные из семинарского курса уставом 1867 г., в частности, библейская история и сравнительное богословие, стали преподаваться вновь, усиливая собой богословский и церковный характер семинарского образования. Несколько предметов претерпели изменения в объеме и программах. Преподавание церковной истории теперь вводилось во всех

четырех последних классах семинарии и начиналось с 3 класса. К изучению основного богословия, литургики и гомилетики приступали с 4 класса. Церковное пение стало обязательным предметом. Число уроков по древним языкам сократилось в пользу богословских предметов и прежде всего в пользу основного в семинарском образовании предмета - Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Вообще, новый устав придавал семинарскому образованию выраженный церковно-богословский характер и повышал уровень богословского образования будущих священнослужителей [12, л. 6об.].

Переход на новый устав в Тамбовской духовной семинарии продолжался в течение всего 1884-1885 учебного года, однако по объективным причинам полностью перейти на новый устав в этом году не удалось, поэтому не все предметы успешно и в полном объеме были изучены. По догматическому богословию в 5 и 6 классах по новому уставу было 3 урока еженедельно. В 5 классе догматика ранее вовсе не преподавалась, поэтому в 6 классе ученикам, не изучавшим догматику в 5 классе, пришлось пройти ее кратко. Увеличилось количество часов на церковную и гражданскую историю, причем по церковной истории «пройдено более, чем указано новой программой» [12, с. 30]. Введение положений нового устава в Тамбовской духовной семинарии продолжалось и в следующем 1885-1886 учебном году. Неоднократные распоряжения и Указы Святейшего Синода разъясняли семинарскому правлению, как правильно претворять их в жизнь. В течение года из Синода в семинарию поступило несколько распоряжений, касавшихся норм нового устава и устроения внутренней жизни семинарии. Так, Указ за № 12 от 16 июня 1886 г. разъяснял требования, предъявляемые к семинарским духовникам, и обязывал епархиальных преосвященных: «1). Иметь попечение, чтобы Правления духовных семинарий прилагали, под личным их, преосвященных, руководством, особую заботу о приискании способных лиц для занятия означенной должности и приступали к избранию кандидатов не прежде, как по собранию обстоятельных сведений об их умственных и нравственных качествах; 2). Утверждать в должности духовника избранных лиц не иначе, как при ближайшем личном удостовере-

нии в их полной благонадежности» [13, л. 1]. Указом за № 2 от 18 апреля 1886 г. Святейшим Синодом предписывалось, какие книги не следовало хранить в фондах семинарской библиотеки, и предлагалось ревизовать библиотечные книги по трем категориям: «Книги, которые: 1). Не имеют никакого отношения к семинарскому образованию и потому представляются лишними; 2). По содержанию и направлению своему могут быть более вредны, чем полезны; 3). По внешней стороне издания относятся скорее к роскоши» [13, л. 9об.]. К Указу Синода прилагался конкретный список книг, которые нежелательно было хранить в семинарских библиотеках. Строго рекомендовалось «не давать ученикам на руки книги вольного содержания и ложного направления» [13, л. 10].

В целом устав 1884 г. практически напрямую подчинил духовные семинарии Святейшему Синоду и обер-прокурору Святейшего Синода и усилил начальственное наблюдение за ними со стороны епархиальных архиереев. Новый устав упразднил некоторые положения, имевшиеся в уставе 1867 г. и позволявшие на демократической основе избирать семинарское руководство и формировать преподавательские корпорации. Он сделал более пристальным наблюдение за внутренней жизнью воспитанников, существенно укрепил влияние духовника семинарии на нравственное состояние учащихся, поднял его роль в воспитательном процессе. За счет сокращения часов на древние и новые языки и естественно-научные предметы увеличилось преподавание дисциплин церковнобогословского направления, а Священное Писание Ветхого и Нового Завета стало изучаться во всех классах семинарии. Этим нововведением решалась насущная задача значительного повышения уровня богословского образования будущих священнослужителей. Особое внимание новый устав уделил церковному пению, которое стало обязательным предметом, преподававшимся во всех классах. Все нормы и положения устава 1884 г. были успешно введены в Тамбовской духовной семинарии в 1884-1885 и 1885-1886 учебных годах.

1. Свод уставов / гл. 8. § 92. С. 87.

2. Свод уставов / гл. 2.

3. Свод уставов / гл. 4. § 38, 39. С. 27.

4. Свод уставов / гл. 5. § 49. С. 39.

5. Свод уставов / гл. 6.

6. Свод уставов / гл. 7. § 84. С. 83.

7. Свод уставов / гл. 1.

8. Свод уставов / гл. 10. § 119, 120. С. 123.

9. ГАТО. Ф. 186. Оп. 90. Д. 6.

10. ГАТО. Ф. 186. Оп. 91. Д. 4.

11. ГАТО. Ф. 1S6. Оп. 91. Д. 5.

12. ГАТО. Ф. 1S6. Оп. 92. Д. б.

13. ГАТО. Ф. 1S6. Оп. 92. Д. 1.

Поступила в редакцию 23.Q1.2Q12 г.

UDC 281.9

CODE OF THEOLOGICAL SEMINARIES OF 1884 AND ITS INTRODUCTION IN TAMBOV SPIRITUAL SEMINARY

Archbishop of Tambov and Michurinsk FEODOSIY (VASNEV), Tambov Theological Seminary, Tambov, Russian Federation, Master of Divinity, Rector, Intendant of Tambov Diocese, e-mail: info@eparhia-tmb.ru

The article considers main provisions of the code of spiritual seminaries in 1884. Its introduction in Tambov spiritual seminary and influence on level rise of theology education of future priests is indicated.

Key words: Saint Synod; code; seminary; eparchy; decree.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.