Научная статья на тему 'Художественное и литературное образование в духовной семинарии сто лет назад'

Художественное и литературное образование в духовной семинарии сто лет назад Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
147
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Область наук
Ключевые слова
ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ / СЕМИНАРИСТ / ОБУЧЕНИЕ / РИСОВАНИЕ / РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Свечников Владимир Серафимович

в статье рассматривается самарская духовная семинария, описано проведение уроков русской литературы и рисования в воспоминаниях семинариста начала XX века

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Художественное и литературное образование в духовной семинарии сто лет назад»

Artistic and literary education at the Seminary hundred years ago Svechnikov V. (Russian Federation) Художественное и литературное образование в духовной семинарии сто лет назад Свечников В.С. (Российская Федерация)

Свечников Владимир Серафимович / Svechnikov Vladimir- доктор социологических наук, профессор, кафедра природной и техносферной безопасности, Саратовский государственный технический университет имени Ю.А. Гагарина,

г. Саратов

Аннотация: в статье рассматривается самарская духовная семинария, описано проведение уроков русской литературы и рисования в воспоминаниях семинариста начала XX века.

Abstract: Samara Theological Seminary, described conducting lessons in Russian literature and painting in the memories of the seminarian in the early XX th century.

Ключевые слова: духовная семинария, семинарист, обучение, рисование, русская литература.

Keywords: Theological Seminary, the seminarian, training, painting, Russian literature.

Большую часть мемуаров Свечникова Вениамина Димитриевича [1] составляет описание жизни и учебы в Самарской духовной семинарии.

«... Особенно нужно отметить, что в семинарии в учебный 1898-1899 год было введено рисование, как необязательный предмет. Я и раньше довольно удачно и с желанием рисовал, копируя картинки, из журнала Нива и из других журналов. Я очень охотно стал посещать уроки рисования, которые были, кажется, после обеда. Преподавал рисование художник Воронов Кирик Николаевич [2]. Как сейчас представляю эффектную наружность нашего художника. Высокий рост при умеренной полноте. Красивая голова с седыми длинными волосами, голубые глаза. Обладал он большой чувствительностью, как человек увлекающийся, живой, впечатлительный. Эти его качества благотворно действовали и на нас, заставляя нас с любовью и интересом относиться к делу. Всё это отозвалось на многих из нас впоследствии хорошими результатами. Первый год мы рисовали геометрические фигуры, комбинацию которых очень изобретательно и красиво в построении делал К.Н.Воронов. Далее шли орнаменты, сначала геометрической формы, затем растительной, стилизованной, вроде акантового орнамента [3]. Особенно красивы были орнаменты массивной формы: ветка груши, гроздья винограда с изумительно тонко исполненными листьями, цветок тыквы и лист тоже тончайшей работы и т. п. Рисовать их было нелегко. Труд требовался тщательный, накладка в карандаше мягкая, точная, растушёвка тонкая, чтобы действительно передать натуру в гипсе».

Мне представляется важным то, что для внеклассных уроков рисования, которые были введены в семинарии, руководство пригласило профессионального, хорошо известного в то время в Самаре художника - Воронова К.Н. Из воспоминаний деда становится ясным, что учитель рисования подошел к преподаванию своего художественного предмета не формально и сумел серьезно заинтересовать семинаристов рисованием.

«... Умело подобранный, богатый и красивый материал, умелое, систематическое руководство Кирика Николаевича, всё это вселяло в нас любовь к рисованию, желание тщательно вырабатывать стиль в рисунке. Бывало, слышишь любимую поговорку художника: «. милый мой, хорошо, хорошо получается». Помню, с каким желанием, тщательно и с любовью я посещал и занимался на уроках рисованием. Всё это в совокупности давало неплохие результаты. За особо трудные орнаменты я получал

отметки даже 5+ и подпись художника. Тогда ещё были в нашем пользовании прекрасные карандаши всех номеров фабрики Фабера [4], что давало возможность тонкого выполнения рисунка. Карандашные рисунки мы потом покрывали фиксажем из пульверизатора для сохранности [5]».

Автор обращает внимание на то, что семинаристам в начале 20 века были доступны профессиональные карандаши Фабера, которые специально предназначены для тонкой проработки штриховки в карандашных рисунках. Это очень важное замечание, поскольку в наше время цена одного такого карандаша превышает сто рублей, что делает его доступным далеко не каждому студенту. Учитель рисования обучал семинаристов не только правильно рисовать, но и сохранять свои рисунки на долгие годы специальным фиксажем.

«... Вспомню 1899-1900 учебный год, когда я учился во втором классе духовной семинарии. В гоголевские времена это был старший класс риторики. Во втором классе наше внимание особенно занимало изучение русской литературы. Разбирали мы темы лишних людей - «Онегина» А.С.Пушкина, «Печорина» М.Ю. Лермонтова, «Рудина» И.С.Тургенева. помнится один урок литературы, где мы активно, с увлечением разбирали роман Тургенева И.С. «Рудин». На уроке присутствовал ректор семинарии. Преподаватель литературы, Александр Павлович Надеждин, как-то особенно увлёкся этой нашей юной активностью анализа литературного произведения и всесторонней обрисовкой Рудина, как лишнего типа в жизни. Урок прошёл оживлённо, захватил весь класс и вызвал потом долгое обсуждение среди нас.

Как хорошо, что мы, под руководством опытного и увлекающегося преподавателя литературы, заучивали много ценных по содержанию и красивых, благозвучных, точно музыка, стихотворений и художественных отрывков! Например, А.С. Пушкина: «Море», «Кавказ», «Вновь я посетил тот уголок земли, где я отшельником провёл три года незаметных...» и др. М.Ю.Лермонтова: «Когда волнуется желтеющая нива», «Дары Терека», «Родина», «Тучки небесные, вечные странники.» и др. Н.В.Гоголя отрывки из описания южных степей из Тараса Бульбы: «Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы он вольные воды свои». Вот и до сих пор помнится эта музыкальная, художественная лирика и отзвуком юного, приятного прошлого отзывается в сердце».

Вспомним, что до революции духовная семинария была средним учебным заведением, но как глубоко и всесторонне проходили занятия по русской литературе. Семинаристы не только читали, заучивали наизусть, но и анализировали серьезные литературные произведения.

«. С большой любовью я занимался рисованием. В этот год мы закончили сложный орнамент и перешли, если так можно выразиться, в «головной класс». Мы рисовали на листах ватманской бумаги головы Венеры, Аполлона, Лаокоона и др. Чувствовалось движение вперёд. Модели были искусно изготовлены, и хотелось в рисунке передать всё в художественном оформлении. Каждый, хорошо исполненный и отмеченный К.Н. Вороновым рисунок, мы закрепляли фиксативом.

Вот точно не помню, в этом классе, или в начале третьего класса, художник перевёл нас на масляные краски. Нам выдали этюдники с кистями и краски. Хозяйственной частью и как бы помощником художника был Володя Остроумов, семинарист 4-го класса. Он прекрасно рисовал и за отсутствием Кирика Николаевича проводил уроки рисования, показывал нам, помогал. Первоначально мы копировали с этюдов самого художника, знакомились с тонами красок, их смешением. До сих пор у меня сохранился самый первый мой опыт работы с красками, копия с этюда «Хатка», я, не хвалясь, сознаю, что исполнен неплохо. Сохранилась и свежесть красок. Да, это было первое знакомство с палитрой и красками. Краски были Мевеса [6]. Этот памятный этюд более полстолетия сохранился и сейчас висит в рамке у меня над письменным столом».

Для продолжения уроков рисования масляными красками руководство семинарии выдало (!) семинаристам этюдники и краски. И это несмотря на то, что уроки рисования были внеклассными. Это еще раз показывает, сколь внимательно относилось руководство семинарии к гармоничному и всестороннему развитию семинаристов. К сожалению, копия этюда утрачена.

Литература

1. Выпускники Санкт-Петербургской (с 1914 - Петроградской) духовной академии 1814-

1894, 1896-1918 гг. [Электронный ресурс]

http://www.familytree.ru/ru/cleric/orthdx240.html. Генеалогическое древо. Свечников Вениамин Дмитриевич - в 1909 выпускник СПб. Духовной академии (Самарская дух. семинария) (дата обращения 28.12.2014).

2. Художник Воронов Кирик Николаевич - [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://artru.info/ar/20120/ (дата обращения 29.12.2014).

3. Акантовый орнамент - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://decopedia.homeideas.ru/%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D1%82 (дата обращения 29.12.2014).

4. Карандаши всех номеров фабрики Фабера - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://irecommend.ru/content/risovat-etimi-karandashi-sploshnoe-udovolstvie-otmennoe-kachestvo-kakoi-obekt-kakim-karandas (дата обращения 29.12.2014).

5. Карандашные рисунки мы потом покрывали фиксажем из пульверизатора для сохранности - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.lformula.ru/index.php?page=039&part=him004 (дата обращения 29.12.2014).

6. Краски Мевеса - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ct4.ucoz.ru/index/khrk622_02/0-1427 (дата обращения 29.12.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.