Научная статья на тему 'Садово-парковое пространство как художественная интерпретация научной картины мира'

Садово-парковое пространство как художественная интерпретация научной картины мира Текст научной статьи по специальности «Искусство. Искусствоведение»

CC BY
461
285
Поделиться
Ключевые слова
САДОВО-ПАРКОВОЕ ИСКУССТВО / КОМПОЗИЦИЯ / ПРОСТРАНСТВО / СТИЛЬ / ИСТОРИЯ

Аннотация научной статьи по искусству и искусствоведению, автор научной работы — Дормидонтова Виктория Владиславовна, Белкина Тамара Леонидовна

Предложена новая классификация стилей садово-паркового пространства как отражения эволюции научной картины мира и господствующей в каждую эпоху парадигмы.

New classification of the gardening styles, based on the evolution of the natural science and main paradigm of each epoch, is proposed.

Текст научной работы на тему «Садово-парковое пространство как художественная интерпретация научной картины мира»

УДК 71

Дормидонтова Виктория Владиславовна

кандидат архитектуры Московский государственный университет технологий и управления

v.dormidontova@mail.ru,

Белкина Тамара Леонидовна

кандидат философских наук Костромской государственный университет им. Н. А. Некрасова

belkinp@yandex. т

САДОВО-ПАРКОВОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА

Предложена новая классификация стилей садово-паркового пространства как отражения эволюции научной картины мира и господствующей в каждую эпоху парадигмы.

Ключевые слова: садово-парковое искусство, композиция, пространство, стиль, история.

Традиционно историю садово-паркового искусства рассматривают в соответствии с развитием и сменой общественно-экономических формаций (В.Я. Курбатов, С.С. Ожегов, А.Д. Жирнов, Л.С. Залесская, И. Д. Ро-дичкин, Л.И. Стойчев и др.). Однако социальноэкономические условия эпохи подготавливают функциональную типологию, технические и технологические возможности, но не определяют образно-художественного и композиционного решения пространства, в которых и проявляются содержание и формальное выражение стиля.

Так, например, описание садов Древнего Египта сводится к механическому перечислению элементов композиции. При этом не раскрывается религиозная «литургичность» сада, символика элементов и растений, принципы их пространственных взаимосвязей, что лишает композицию смысла и связности, а сад - образности. То же происходит и с садами Средневековья, сведения о которых более чем скупы. Сады Возрождения, Барокко и Классицизма рассматриваются также в отрыве от философии и мировоззренческих идей, что делает непонятными их композиции, поскольку не позволяет увидеть, понять и выделить главные различия в построении пространств.

Из-за нечёткости в стилистическом определении парков Барокко и Классицизма разные авторы одни и те же объекты относят к разным стилям. Так, регулярные сады А. Ленотра (Версаль, Со, Сен-Клу, Во-ле-Виконт) одни рассматривают как образцы Барокко, другие - Классицизма. Пейзажные парки В. Кента и Л. Брауна также служат примерами Классицизма. В результате к одному стилю относят сады совершенно различные и по содержанию, и по принципам пространственно-

го построения (сады Ленотра выражают идеи антропоцентризма и жёсткого соподчинения, а сады В. Кента идеализируют природу, свободу и равенство). Выделяют сады Романтизма и Сентиментализма - течений, которые не носили всеобщего стилистического характера и не проявились даже в родственной архитектуре. Наоборот, мировоззренчески самостоятельные и формально выразительные эпохи Просвещения, Модерна, Функционализма в истории садово-паркового искусства не отражены вовсе.

Формационный подход не даёт достаточно полной и ясной характеристики стилистических особенностей парковых композиций разных исторических эпох, иногда делая их неотличимыми. Традиционный взгляд не отражает вполне причин формирования нового стиля, его содержания, а также выражения этого содержания в приёмах организации пространства. Кроме того, стили предстают как явления, объекты, хронологически последовательные, но, лишённые композиционной преемственности.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что система анализа пространственных композиций парков и критериев их стилистической оценки ещё не сложилась.

В данной статье предлагается концепция анализа садово-паркового пространства как отражения господствующей парадигмы рассматриваемой эпохи. Художественный образ складывается под влиянием мировоззрения эпохи - религиозных, философских, научных воззрений и множества других аспектов культурной жизни. Композиционное решение - это комплекс приёмов, при помощи которого создаётся требуемый мировоззрением художественный образ. Садово-парковое

искусство - наиболее ёмкое отражение степени развития человека в каждую историческую эпоху. Сад - это мир, создаваемый человеком соответственно его умениям, достижениям и представлениям на каждом историческом этапе. Именно этим объясняется исключительная «восприимчивость» садово-паркового искусства к новшествам во всех других сферах человеческой деятельности. Великие географические открытия, научные достижения, развитие искусств, наряду с общественными потрясениями, формировали мировоззрение эпохи и отражались в садово-парковых композициях в особенном для каждого стиля построении пространства.

Кроме того, в садово-парковом искусстве особенно значимой представляется характеристика отношения человека к природе, поскольку здесь основными «материалами» являются природа и пространство. Вообще, природа занимает центральное место в истории человеческого познания. История человечества - это история освоения человеком природы. Памятники искусства -вехи на пути развития человечества от эпохи подавляющего господства природы над человеком до осознания природы и творчества в гармонии с её законами. Вехи, отражающие и рост отдельного человека, и рост цивилизаций в целом.

По мере освоения природы и овладения её тайнами, открывающимися новыми, ещё неизвестными сторонами, менялось представление человека о себе самом и своём месте в природе. В соответствии с миропониманием и мироощущением человек создавал вокруг себя жизненное пространство, писал стихи, музыку, картины. При этом, несмотря на различный язык этих видов искусства, композиционные приёмы построения художественных произведений, объединённых одним историческим периодом, были подобны. Это определялось стилем, охватывавшим все виды искусства и выражавшим представления о красоте и художественной гармонии. Архитектура, скульптура и садово-парковое искусство выражали эти представления в пространстве.

Садово-парковое искусство обладает небольшим арсеналом композиционных элементов, приёмов и средств. Его элементы (водоёмы, фонтаны, аллеи, перголы, нимфеи, гроты и т.д.) существуют в парках всех стилей и эпох. Принципы организации пространства также стилистически неизменны и заключаются в его ограничении, членении и распределении центров композиции.

На разных исторических этапах менялось представление человека о своей значимости в мире и природе, т. е о своём «масштабе» и месте, соответственно менялись и представления о психологической комфортности, что в свою очередь выражалось в пространствах, создаваемых человеком. В зависимости от мировосприятия, диктуемого эпохой, садовые пространства становились то маленькими, замкнутыми, аскетичными, подавляемыми толстостенной, приземистой и «коренастой» архитектурой, огораживающей и защищающей от враждебного внешнего пространства (Средневековье), то раскрывались вовне соразмерными террасами, дополняемыми архитектурой лёгких пропорций, «вдыхающей» окружающее пространство лоджиями (Возрождение), или вырастали в огромные дворцово-парковые ансамбли, демонстрирующие подчинение человеку пространства грандиозного масштаба (Классицизм). Приёмы и средства в садово-парковом искусстве собирались в постепенно усложняющиеся системы, менялись относительно человека пропорции, масштаб, величина, «скорость» метро-ритмических построений форм и пространств, а также принципы пространственной взаимосвязи элементов [2].

Природа всегда была для человека образцом красоты и порядка. С подражания природе начались все виды искусства. Первые пространственные композиции также были подсказаны природой. Картины мироустройства - пространства мира, создаваемые философами и учёными, были особенно важны для садово-паркового искусства, поскольку давали всё более совершенные идеалы красоты и пространственных взаимосвязей. Эти пространственные взаимосвязи и «копировались» в садах-пространствах, создаваемых человеком вслед за природой. При этом «новые принципы пространственной организации мира природы» требовали изобретения и применения нового набора композиционных приёмов для создания подобного ему «пространства мира человека».

Опираясь на взаимосвязь всех наук, обусловленную единством мира, правомерно использовать понятия, категории и знания, выработанные и применяемые в естественных, технических и гуманитарных науках. По нашему мнению, содержание стиля не исчерпывается общественноэкономическими отношениями (или отношением «человек - общество»). Определяющим является отношение «человек - природа», поэтому

смена стилей связана со сменой парадигмы, научной картины мира.

Парадигма означает способ организации знания, идеалов и норм исследования, которые задают характер видения мира. Эволюция картины мира и обуславливает изменение мироощущения человека, его представления о красоте и порядке, что влечёт за собой новые принципы формообразования, т.е. появление нового стиля.

Принципы пространственной организации садов разных эпох можно понять, рассматривая смену стилей, которая происходит параллельно эволюции научных картин мира, согласно их принятой классификации [3]. Садово-парковые пространства не говорят о характере устройства общества, в их композициях нельзя проследить признаки социального равенства или неравенства. Сад - это микромодель мира, отражение видения природы и места человека в ней. Научные картины мира рисовали обобщённые образы реальности, а в садово-парковых пространствах создавались обобщённые, художественно интерпретированные образы научных картин мира.

Анализ исторических садовых композиций показывает постепенную эволюцию композиционных приёмов: сначала происходит отбор элементов в садовое пространство на ранних этапах синкретической стадии познания природы. В средневековый период синкретической стадии доминирует идея теоцентризма [1], ее отражает развитие композиционных приёмов организации небольшого пространства при помощи одного композиционного центра, преобладают центрич-ные композиции. Наступившая после этого на основе идей Возрождения аналитическая стадия возвысила человека и определила развитие осевой композиции, последовательно увеличив подчиняемое им пространство при помощи введения композиционной оси - продольной, поперечной, лучевой и иерархии композиционных центров. Современная полицентрическая композиция стала выражением биоцентризма и синтетической стадии, организовала ещё большие пространства на условиях равнозначности множества центров, связанных визуально и находящихся в сложных пространственных взаимосвязях. Таким образом, история садово-паркового искусства предстаёт как последовательность типов пространств, в которой каждый последующий тип пространства включает в себя предыдущий. При этом центричная, осевая и полицент-

рическая композиции могут рассматриваться как предельные кумулятивные модели типов пространств, и в то же время они являются разными уровнями пространственной организации: центричная композиция является частью осевой, а осевая - частью полицентрической.

Пониманию истории садово-паркового пространства способствует рассмотрение параллельных «событий» в других видах искусства. Отношение «человек-природа» на протяжении истории всегда описывалось религиозными и философскими воззрениями, произведениями живописи, литературы, скульптуры и т.д. Так, зная основные мировоззренческие идеи исторической эпохи, можно проследить, как они интерпретировались в архитектурных и садовых формах и пространствах. Анализ композиционных приёмов исторического стиля в живописи и архитектуре (родственных видах искусства) помогает увидеть аналогичные приёмы в организации садово-парковых пространств. Знание характерных для стиля художественных сюжетов в литературе, скульптуре, музыке объясняет и стилистическую образность парка, и выбор приёмов построения пространств, и значение архитектурных форм.

На основе анализа особенностей мировосприятия и композиционных приёмов, а также структурно-логического моделирования выделены модели садово-парковых пространств, отражающие системы пространственных взаимосвязей, характерные для разных исторических эпох и стадий освоения природы.

I. Синкретическая стадия и центричное пространство сада-клуатра средневековья как выражение теоцентризма.

Особенности стадии: нерасчленённое представление об окружающем мире, созерцание и умозрительное восприятие, господство наблюдений, а не эксперимента, догадок, а не точных выводов.

Особенности мировосприятия: человек -грешен, ничтожен, природа - враждебна.

Основная идея: садовое пространство трактуется как убежище, укрытие, символизирует «райский сад».

Тип пространства: замкнутое, защищаемое стенами миниатюрное пространство, изолированное от внешнего окружения. Центричная композиция. Все виды внутренние. Композиционный центр - фонтан, розовый куст - элементы, символизирующие Христа или Богоматерь.

П. Аналитическая стадия и развитие осевого пространства как выражение антропоцентризма.

Особенности стадии: формирование и развитие классической науки и её стиля мышления, мысленное расчленение изучаемого объекта и выделение частностей, активное, наступательное отношение к изучению природы. Сформировалась механистическая картина природы.

1. Террасный сад Раннего Возрождения. Особенности мировосприятия: человек способен творить, а значит - богоподобен. Природа - прекрасна, человек - часть природы и «надприрод-ное» существо.

Основная идея: гармоничное, соразмерное человеку пространство для созерцания, наслаждения - выражение ощущения стабильности, покоя, свободы, гармоничного единства мира, природы и главенствующего человека.

Тип пространства: небольшое пространство, поднятое над окружением на высокой подпорной стене, открытое во внешнюю среду. Нет высоких средневековых стен, ограждение - парапет. Простые композиции террас, строятся при помощи коротких видовых продольных (относительно террас) осей. Они самостоятельны, композиционно равнозначны и не связаны между собой. Отсутствуют вертикальные элементы, членящие пространство. Доминирует человек. Сад - созданное человеком пространство, «парит» над природой, созданной Богом. Окружающая природа созерцается внизу, вдалеке и включается панорамой в композицию террас, подчиняясь величию и творческой воле человека, подчёркивая его «надприродность». Эффектно используются открытые в эпоху Возрождения приёмы воздушной перспективы. Сад отличается элегантной скромностью, лёгкостью пропорций и изящной простотой форм. Пространства террас воздушны, открыты, соразмерны человеку и спокойно, беспрепятственно перетекают вниз по холму, «воспаряя» за границами сада.

2. Террасный сад Высокого Возрождения. Особенности мировосприятия: свобода человека ограничена иерархичностью общества.

Основная идея: садовое пространство - ансамбль значительной площади, демонстрирующий величие и богатство хозяина.

Тип пространства: композиция значительного пространства сада утрачивает свободу и открытость, напротив, приобретает иерархичность и жёстко связывается главной композиционной

осью, направленной перпендикулярно террасам (вдоль которой строится главная перспектива, соединяющая основные композиционные центры), а также пересекающими её второстепенными осями перспектив, направленными вдоль террас. Садовое пространство делится на две части: доминирующий партер, расположенный на нижней террасе, и ряд поднимающихся выше террас, пересекаемых главной композиционной осью. Террасы связываются между собой садовыми лестницами. Гладкие водные партеры подчёркивают стабильность и покой. Верхние террасы закрыты от внешнего пространства. С нижней террасы открывается панорама на внешнее окружение.

3. Террасный сад Барокко. Особенности мировосприятия: рухнул миф об антропоцентризме, об устойчивости мира. Мир - «вечные качели», природа - изменчива, экспансивна, бесконечна, небезопасна. Человек начинает изучать микро- и макромиры, ощущая себя глубоко зависимой частицей изменчивого многообразия.

Основная идея: театральное пространство, выражающее ощущение нестабильности, контрастности, быстротечности, призванное демонстрировать противостояние «культурного» и «дикого», человека и поглощающей его, наступающей на него микро- и макромирами природы. Пространство - пышное, зрелищное, аллегоричное, поражающее, ошеломляющее, воздействующее различными эффектами.

Тип пространства: композиция связана в единый ансамбль сильной перспективной осью, стремительно разрезающей пространство склона по вертикали вниз. На главную композиционную ось нанизана пружина садовых террас, каскадных лестниц и партер. Главная узкая перспектива, направленная поперёк рельефа, пересекается множеством второстепенных перспектив вдоль горизонталей, но не имеет завершения, поскольку партер содержит не один центр, а несколько равнозначных или два, расположенных симметрично относительно оси. Главный элемент композиции - каскадная лестница. Композиция замкнутая. Связь с внешним окружением композиционно не выявлена.

В террасном саду барокко в разных формах и проявлениях изобилует «дикая» природа. Она наступает, нависает, давит крупными массивами растительности, обрушивается водными каскадами, разверзается ущельем или пропастью. Дворец расположен на гребне холма, композиции

террас содержат значительные вертикальные членения, - они утяжелены массивами боско (рощиц), между которыми зажаты узкие сомкнутые аллеи, формирующие узкие перспективы поперёк рельефа. Всепоглощающему буйству природы противопоставляется открытый, дробный, изящный кружевной партер, символизирующий «цивилизованность».

Утрачена соразмерность форм, звуков, цвета, характерная для эпохи Возрождения. Изменился пропорциональный строй и характер партера. Партер барокко состоит как бы из «разобранных» элементов партера Возрождения и трансформированных до мелких завитков арабесок. Спокойный ритмичный цельный партер Возрождения в садах барокко «растрескался» и превратился в измельчённый, нервный, как бы раскрепованный партер, по аналогии с архитектурными постройками.

Быстротечность наглядно демонстрирует вода в экспрессивных и звучных композициях фонтанов и каскадных «водных театров». Часто главным элементом является Водяной театр. Архитектурно оформленный водяной поток спускается с горы множеством водопадов и каскадов навстречу главной визуальной оси. Используются специфические приёмы: «шутихи», «звукоподражающие устройства». К наиболее выражающим мировосприятие барокко относятся приёмы, иллюзорно раздвигающие границы сада, т.е. превращающие реальную конечность в кажущуюся бесконечность, - приёмы «ах-ах» и живописные «обманки».

4. Сад Классицизма. Особенности мировосприятия: новые нравственно-этические нормы, согласно которым гражданский долг - превыше всего. Государство олицетворяет долг, и эстетический идеал - принесение счастья и жизни человека в жертву долгу, а также сохранение неколебимой ясности духа среди всеобщего хаоса. Разум человека - главное орудие познания мира, главная цель знания и науки - господство человека над силами природы. Природа и мир - разумно устроенные механизмы, где каждый элемент -часть системы, и рассматривать его нужно во взаимосвязи с его составляющими и целым, причём элемент и система всегда соизмеримы при помощи модуля. Законы природы переложимы для искусства.

Основная идея: сад - реальное видимое воплощение разумного рационального устройства, где есть главное и целая иерархия соподчинённого.

Тип пространства: подчёркнуто горизонтальная композиция грандиозного «героического» масштаба стремительно разливается в бесконечность. Подчинение пространства монументального масштаба посредством строгой иерархии пространств и композиционных центров, связанных длинными осями лучевых перспектив. Главная композиционная ось «удерживает» композиции монументального масштаба: водные зеркала, бассейны, террасы, зелёные ковры и кружевные партеры. Скульптуры лежат на фоне воды и газонов, не нарушая грандиозной горизонтальности композиции. Сильная горизонтальная композиция с обширными дальними перспективами создаёт иллюзию того, что и за пределами видимости, вся земля устроена в таком же строгом порядке. Здесь частное подчинено общему. Нельзя отвлечься красотой отдельного растения -цветы собраны в ковровые композиции, а деревья в стриженые массивы. Пропорциональный строй, в котором вертикали незначительны и обеспечивают только один, всё подчиняющий себе центр - дворец, незначительный по величине в сравнении с величиной пространства.

Ш. Развитие полицентрического пространства как выражение биоцентризма. Синтетическая стадия.

1. Пейзажный сад Просвещения и начало биоцентризма. После завершения научной революции XVII века наступила эпоха Просвещения, в которой сформировались некоторые предпосылки будущей синтетической стадии познания природы. Огромное влияние на дальнейшее развитие человеческой мысли оказали законы движения Ньютона, его интерпретация понятий пространства, времени, места и движения. Применив законы механики к движению небесных тел, стало возможным определение условий, при которых тела будут двигаться по эллипсам, гиперболам или параболам. Окружающий мир превратился в постоянно движущуюся систему, состояния которой обуславливаются и могут быть объяснены причинно-следственными связями. Исчезли понятия перводвигателя, цели. Было установлено, что движение небесных тел осуществляется в соответствии с объективными законами природы. «Всё в мире сцеплено, но не чудесными струнами, а законом всемирного тяготения» [1, с. 47], что и поставило природу над человеком и Богом и определило начало перехода к новой стадии познания - биоцентризму.

Однако победа новой парадигмы определяется и подготавливается не только внутринаучными, но и общекультурными и социально-психологическими процессами. Так, пейзажный парк эпохи Просвещения представил иллюстрацию новой картины мира, предложив кольцевую схему тропи-ночной сети, где движение тела свободно, лишено однозначно определённой цели и подчиняется единственно закону всемирного тяготения.

Особенности мировосприятия: идеализация природы. Идеи общего равенства и личной свободы, самоценности и самодостаточности личности, уважения к труду, приоритета разума, образованности и предприимчивости, относительной ценности высокородности.

Основная идея: сад - естественная среда для естественного существования естественного человека, воспитывающая мысли и чувства. Природа - бесконечна и совершенна. Она - объект познания и пример для подражания.

Тип пространства: сад создаётся либо на основе существующего естественного пейзажа, либо в подражание ему. Композиция полицент-рическая. Нет главного и соподчинённого. Все пространства и центры композиционно равнозначны. Пространство разрабатывается как сценарий сменяющихся пейзажных картин, образованных растениями, водоёмами, полянами, холмами. В саду отсутствуют прямые аллеи, поскольку их нет в природе. Выявляются достоинства естественного пейзажа. Созданные растительные композиции гармонично сливаются с окружающей местностью. Однако архитектурные сооружения и скульптура эффектно «позируют» на природном фоне. Применяется приём фрагментации пространства, заключающийся в разделении панорамы единого пространства на последовательность равнозначных «картин», наблюдаемых через «рамы», например, колонн галереи, что подчёркивает разнообразие мира.

Синтетическая стадия. Особенности стадии: появление релятивистской и квантовой теории и концепции нестационарной Вселенной. Господствующая парадигма предполагает равноправие всех систем отсчёта, что означает отказ от всякого центризма, происходит переосмысление исходных понятий пространства и времени вплоть до расхождения со здравым смыслом, наступает понимание относительной истинности теорий и картины природы, выработанной на том или ином этапе развития естествознания. Начи-

нается воссоздание целостной картины природы на основе предшествующих частностей. Становится главной идея всеобщего развития, протекающего по законам биологической эволюции и синергетики.

2. Сад модерна. Особенности мировосприятия: мир - игра стихии жизни, жажда самообновления, самовоспроизведения. Жизнь - категория космическая, всепоглощающая, неподвластная рационально-логическим построениям. Культ стихии, всё преодолевающего биологизма, роста. Природа, растущая, видоизменяющаяся -воплощение стихии жизни.

Основная идея: сад - микромодель мира, подобного в большом и малом, интерпретация индивидуализма, космизма и стихии постоянного обновления жизни, проектируется в едином стилевом ансамбле с усадебным домом. Создаётся среда, дающая человеку ощущение слитности с миром и природой.

Тип пространства: композиция полицентри-ческая. Дому подчиняется небольшое пространство при помощи коротких видов, строящихся из внутренних помещений. Сад состоит из серии свободно сгруппированных, замкнутых, композиционно равнозначных, разносюжетных пространств, последовательно соединённых одно с другим.

Внутреннее пространство дома и внешнее пространство сада развиваются на основе принципа подобия. Помещения дома свободно группируются вокруг холла с камином, перекрытого шатром, объединяющего в целое различные функциональные зоны. В основании шатра - ряд окошек, подчёркивающих связь дома с парком, природой, космосом. Садовые пространства, небольшие, пластические, асимметричные, динамически уравновешенные, также представляют собой вариации на тему какого-либо одного композиционного приёма. В качестве композиционных фокусов многочисленных видов используется растительность. Расширение горизонта сознания, причастность к Космосу выражалась, например, в устройстве газонных дорожек, в перспективе уходящих в небо. Приёмы фрагментации пространства и «заимствованного пейзажа» приобрели смысл окна в «другой мир».

3. Сады Функционализма. Особенности мировосприятия: новая эстетика механизированной жизни, небывалый рост техники, непрерывные технические завоевания, создающие условия для строительства «новой жизни», «нового счас-

Рис. 1. Эволюция композиционных приёмов и типов пространств.

А) центричное пространство Средневековья; Б-Д) развитие линейно-осевого пространства -Раннее Возрождение - Высокое Возрождение - Барокко - Классицизм;

Е) Обобщённая схема полицентрического пространства

тья» для свободных равноправных «новых людей». Преодоление «штампов прошлого», выражение идеи борьбы.

Основная идея: сад - пространство, выражающее динамику современности, рационально использующее и свободно интерпретирующее традиционные приёмы, оперирующее простыми геометрическими формами, их неожиданными сопоставлениями и контрастами.

Тип пространства: динамичные композиции, построенные на контрастном сопоставлении простых геометрических форм (квадрата, круга, треугольника, прямой, точки) и линейных элементов, планировочные и пространственные решения которых цитируют и развивают графические и архитектурные работы супрематистов и конструктивистов 1920-1930-х гг., однако базируются на новых материалах, конструкциях и технологиях.

Отсутствие симметрии, композиционных осей, иерархии центров в построении открытых перетекающих пространств обеспечивает ошуще-ние лёгкости и свободы взаимоотношений природы и человека. Функциональная группировка пространств выявляет динамичность развёртывающихся в них процессов. Дорожно-тропиночная сеть снабжена системой визуальных ориентиров с фиксированными видовыми точками.

Основные варианты композиций представлены на рисунке 1.

Таким образом, рассмотрение композиций исторически последовательных садов показывает эволюцию композиционных приёмов, при которой пространства усложняются и укрупняются,

поскольку принципы пространственной организации, выработанные предыдущим стилем, становятся частью набора композиционных приёмов, формируемого следующим. Тенденция развития садово-паркового искусства в значительной мере связана с эволюцией научной картины мира и господствующей парадигмой его восприятия.

Библиографический список

1. Белкин П.Н. Концепции современного естествознания. - М.: Высш. шк., 2004. - 335 с.

2. Дормидонтова В.В. История садово-парковых стилей. - М.: Архитектура-С, 2003. - 208 с.

3. КузнецовВ.И., ИдлисГ.М., ГутинаВ.Н. Естествознания. - М.: Агар, 1996. - 384 с.

УДК 78

Иванова Светлана Вячеславовна

кандидат искусствоведения Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

svetlaiva@mail.ru

К ПРОБЛЕМЕ ТИПОЛОГИИ ЖЕНСКОГО КОМПОЗИТОРСКОГО ТВОРЧЕСТВА XVIII ВЕКА

Статья посвящена типологическому обзору женского композиторского творчества XVIII века. В статье впервые дана характеристика музыкально-творческой деятельности женщин данного периода (просвещённых дилетантов, композиторов-исполнителей — пианисток, скрипачек, певиц), а также частично воссоздана картина их социального положения.

Ключевые слова: женщины-композиторы XVIII века, сочинитель — «просвещённый дилетант», композитор-исполнитель.

Музыкальное творчество женщин-композиторов XVIII века является одним из малоизученных вопросов в отечественном музыковедении. В силу бытовавшего долгое время ошибочного представления о количестве сочинительниц и их участия в культурной практике эпохи, не было создано ни одного специального труда, посвящённого этой теме. Однако в работах зарубежных музыковедов - Евы Вайсвайлер, Кэрол Нилз-Бэйтс, Аарона Коэна, Франца Штиегера, Хидэми Мат-суситы, Джилл Мунро Фанкхаузер и др. - представлены важные сведения, свидетельствующие о впечатляющих масштабах музыкально-творческой активности женщин-авторов данного исторического периода. В настоящей статье делается первая попытка типологического охвата женского творчества в данный период, призванная восполнить имеющийся пробел в литературе на русском языке.

Исходя из сохранившихся документов, а также из исторических свидетельств, можно утверждать, что по сравнению с предыдущим столетием в XVIII веке круг сочиняющих женщин существенно расширился за счет вовлечения в музыкальную жизнь в качестве композиторов дам из высшего общества и из других социальных слоев. Истории известно приблизительно полторы сотни женщин-композиторов XVIII столетия. Судя по имеющимся данным, безусловное лидерство в количестве женщин-авторов занимали Франция (около 45 имён) и Англия (около 44 имён). В Италии музыку сочиняли примерно 27 дам, в Германии - 24, в Австрии - 10. Единичные примеры связаны с такими странами, как Польша, Нидерланды, Испания, Швейцария, Дания, Россия, Богемия, Бельгия, а также Мексика и Португалия [4]. Сведения о музыкальных публикациях XVIII века свидетельствуют о том, что немало женской музыки было издано и сочинения женщин широко