РУССКАЯ УСАДЬБА В ЭПОХУ РАСЦВЕТА КЛАССИЦИЗМА (КОНЕЦ XVIII - НАЧАЛО XIX ВВ.)
А.Е. Гуцевич
Наиболее распространенное определение термина «классицизм» обычно звучит так: классицизм - художественное направление, характерной особенностью которого было обращение к образцам античного искусства. Термин «классицизм» восходит к латинскому classicus - «образцовый», а также связан с немецким Klassizismus. Культура Древней Греции и Древнего Рима рассматривалась классицистами в качестве идеальной модели художественного творчества, в которой прослеживается тенденция к созданию возвышенно-героических, идеальных, рационально четких и пластически завершенных образов искусства. В классицизме политические, нравственные и эстетические идеалы воплощаются в характерах, конфликтах, ситуациях, заимствованных из античной истории, мифологии и искусства. По словам П. Муратова, «способность возрождаться вообще свойственна античному миру»1. Эстетика классицизма ориентировала поэтов, художников, композиторов, архитекторов на создание произведений искусства, отличающихся ясностью, логичностью, строгой уравновешенностью и гармонией - это нашло свое выражение в античной художественной культуре. Для классицистов разум и античность синонимичны.
«Основой классицистического мировоззрения является онтологическое, т.е. вневременное, понимание красоты, убеждение в том, что красота вечна и ее законы действуют объективно. Классицизм - это естественное и закономерное... стремление найти точку опоры в меняющемся мире, обрести уверенность в будущем, спокойствие, эмоциональную уравновешенность в системе рационального художественного мышления ... строгих, замкнутых, размеренных, проверенных классикой формах. Поэтому классицизм не локализуется в какой-либо одной исторической эпохе, художественном направлении, течении, стиле или национальной школе искусства. Он встречается постоянно в самых разнообразных формах, в различные периоды и в разных странах»2.
Классицизм - это направление, оформившееся в художественной культуре европейских стран в начале XVII века. Родиной Ренессанса явилась Италия, здесь нашли наиболее типичное выражение эстетические принципы эпохи Возрождения. Ту же роль сыграла Франция XVII века в отношении теоретических, философских принципов классицизма. К XVII веку художественная культура Италии, Англии, Испании, Г олландии утратила свое былое влияние. В этих условиях начинал формироваться классицизм во французском искусстве. Этот период характеризуется не только упрочением абсолютизма в Европе, но и расцветом мануфактуры, чего не было в эпоху Возрождения. Высокий подъем производства способствовал развитию точных наук: математики, астрономии, физики и др., что обусловило утверждение рационализма в философии.
В это время властителем дум становится Ренэ Декарт, изложивший в «Рассуждении о методе» методологию рационализма. Теория классицизма де-
тальную разработку получила главным образом на материале литературы эпохи Возрождения. Наибольшую известность как теоретик классицизма получил Никола Буало. Свою доктрину он изложил в стихотворном трактате «Поэтическое искусство», в котором, с одной стороны, опирается на рационализм Декарта, с другой - на художественное творчество Корнеля, Расина, Мольера - выдающихся писателей французского классицизма. Специфика истолкования античности французскими классицистами заключается в том, что они ориентируются преимущественно на суровое римское искусство, а не на древнегреческое.
Классицисты требовали воплощения в культуре и искусстве идей патриотизма, чувства долга, общественности, героизма, подавления эгоистических страстей. Многие нормы, сформулированные классицистами, не потеряли своего значения и по сей день. Таковы, например, их требования четкой характеристики типа, стройности композиции произведения, разграничения видов и жанров искусства, а также трагического и комического, ясности и последовательности языка, правдоподобия и достоверности того, что изображается, - все эти требования имеют рациональный смысл.
В середине XVIII века в эпоху Просвещения классицизм эволюционирует, особенно в плане идейного содержания: выдвигаются темы идеалов свободы, равенства, братства и конфликты, в которых находит отражение борьба за политическую и религиозную свободу (Вольтер, Лемъер). В эпоху Французской революции в «революционном» классицизме получают развитие антифеодаль-ные настроения (Шенье, Давид). Своеобразный вариант представляет «веймарский» классицизм (И.В. Гете и И.Ф. Шиллер). В начале XIX века в эпоху правления Наполеона классицизм теряет свое идейно-эстетическое содержание, становится официальной доктриной и превращается в академизм - так называемый ампир.
Французский классицизм оказал значительное влияние на культуру других стран. У французов были последователи в Англии (Дж. Драйден и др.), Германии (И.К. Готшед и др.), Италии (В. Альфьери и др.), России (М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин и др.).
В каждой стране классицистическое мировоззрение воплощалось в согласии с национальными особенностями. В России классицизм возник в 30-е годы XVIII века, формировался в культуре второй половины XVIII века - так называемый «екатерининский» классицизм; расцвел в XIX веке - «александровский» классицизм, русский ампир; в конце XIX - начале XX вв. проявился в модерне, русском неоклассицизме. Русский классицизм поддерживал национально-патриотические идеи, опираясь на развивающуюся государственность и петровские реформы.
Зарождение классицизма в России связано с освоением культуры Возрождения, итальянских, французских и английских традиций. В XVIII - начале XIX вв. культуру классицизма в Россию привнесли иностранные мастера и выпускники Академии художеств. Классицизм XVIII-XIX вв. отвечал мировоззрению дворянского общества. В столицах Российской империи были построены великолепные здания в классицистическом стиле, во дворцах были собраны богатейшие коллекции живописи, скульптуры, произведений прикладного ис-
кусства. Крупнейшими архитекторами классицизма в России были А. Ринальди, А.Ф. Кокоринов, Ж.Б. Валлен-Деламот, И Е. Старов, Н.А. Львов, Дж. Кваренги, А.Д. Захаров, Ж.Ф. Тома де Томон, К. Росси, А.Н. Воронихин; скульпторами - Ф.И. Шубин, М.И. Козловский, И.П. Мартос; художниками - Д.Г. Левицкий, Ф.Я. Алексеев и др.
С ростом числа городских и сельских зданий, построенных в стиле классицизма, углублялось представление о господствующих европейских стилях и об их региональных вариантах. Классицистический стиль все больше воспринимался как духовное выражение художественных принципов эпохи, что наиболее ярко воплотилось в русской усадебной культуре.
Русская усадебная культура зародилась и развивалась в феодальную Средневековую эпоху, росла в эпоху барокко в XVIII веке, под влиянием западной культуры, и расцвела в эпоху классицизма в конце XVIII - начале XIX вв., а в XIX веке соединила в себе все разнообразие стилей и направлений русской культуры. «Усадьба не только особый жанр архитектуры, иными называемый «царицей зодчества», но и выражение широкого спектра мировоззренческих настроений эпохи. Она - некая модель бытия, имеющая, как и храм, некое идеальное предназначение». Совпадением, и притом счастливым, развития русской усадьбы и классицизма и «предопределился высокохудожественный образ усадьбы»3.
Для русской усадебной культуры из просветительских идей было особенно важно положение о том, что возможно создать прекрасный мир, где бы человек чувствовал себя свободно и счастливо. Этот мир должен быть рассчитан на культурного героя, воспитанного Просвещением. Классицизм, использованный в усадебном пространстве, был окрашен гуманистическим пафосом. Он помогал организовать особую среду, дававшую дворянину новое место среди природы, которая была образцом естественности, и приближала к европейской культуре. Так Просвещение в России влиянием своих идей определило многие черты усадебной культуры.
Эпоха правления Екатерины II считается временем наивысшего подъема дворянского Российского государства. В то время два исторических процесса были особенно важны: усиление закабаления крестьян и получение новых привилегий дворянством. Обострение социальных противоречий приводит к тому, что дворянин не желает подчинять свои классовые интересы исключительно государственным. Служение долгу вне личных интересов ему оказывается чуждым. В 60-е годы дворянин нередко выражал недовольство тем, что ему не хватает времени для занятий своим имением и хозяйством. Назревал конфликт общественного и личного, который был разрешен указом «О вольности дворянства». Теперь помещик мог предаться как заботам о своей карьере на государственном поприще, так и устройству частной жизни, ведению хозяйства и, конечно, строительству усадеб.
В это время в Европе уже сформировалась определенная типология усадебных зданий, структура комплексов, сложились типы садов и парков, включая французские, английские, итальянские и голландские. Правда, интенсивное
строительство в Европе тормозилось в силу экономических и политических обстоятельств. Важно отметить, что именно Россия развивала архитектурную традицию, идущую от римских вилл, придав ей новую художественную ценность и широту распространения. Россия, последней впитавшая идеи классицизма, наполнила их новой силой. Представляя великолепные дворцы и резиденции под Санкт-Петербургом и сельские домишки с фронтоном, классицизм занял обширные пространства и распространил античную культуру по всей необъятной России. И искусство классицизма обращалось ко всем. Он умел говорить от имени всего общества. Искусство должно было показать человеку, что хорошо, а что плохо, что можно, а что нельзя.
В XVIII веке главным строителем усадеб был дворянин, любивший независимость, а это не могло не сказаться на стилистике комплекса и усадебной жизни. Садовод-просветитель Андрей Болотов, рассказывая о себе, своей жизни и приключениях, показал характерные черты личности владельца усадьбы: «Знатным достоинством, чинами и титлами, хотя и не мог я величаться, но, спасибо, тем никогда не прельщался, да и не искал этого, наслаждался драгоценнейшей свободой, делал что угодно, не имея нужды ни раболепствовать, ни лукавить...»4. Именно такая личность дворянина стоит в центре бытия усадебной культуры в России, личность в полноте своих жизненных связей, в обаянии своей свободы. Интенсивное обустройство территории имения, возведение господского дома и разбивка парка были связаны с отходом владельца от государственной службы. Дороги в весеннюю и осеннюю распутицу исключали совмещение сельской свободы и государственной службы, где не допускались длительные отлучки. Правительство предусмотрительно старалось не назначать дворян на службу вблизи их родовых имений и таким образом ставило чиновника перед выбором: либо наслаждение усадебной жизнью, либо карьера. Усадьба становилась убежищем, своеобразным тылом, который необходимо было укрепить. Любая неудача на служебном поприще вызывала спасительную мысль о бегстве в усадьбу. Идеал тихой спокойной деревенской жизни, избавлявшей от утомительной суетности большого света, прочно укрепился в сознании дворянина. Уход от придворной жизни часто сопровождался переездом в барскую Москву, что стало одной из причин столь блистательного расцвета знаменитых подмосковных усадеб.
Одна из важнейших тем классицизма - тема свободы, что и предопределило такую крепкую взаимосвязь классицизма с усадебной культурой. Классицизм способствовал сохранению цельности человеческой личности, утверждая, что многие противоречия могут быть преодолены. Классицизм был очень оптимистичен, это его обаяние ощутимо до сих пор.
Русская усадьба создавала гармонизированный и обособленный мир, она сохраняла чувство независимости и свободы, укрепляла веру человека в свое благополучие. Тут его родина, его детство, его родовое кладбище. Художественный облик усадьбы был настроен на то, чтобы весь ее мир был пронизан духом истории. Этому способствовали колонны главного дома, помпейские росписи, гротесковые орнаменты, антикизированная мебель и утварь - все это связывало с прошедшей историей, напоминая о ней. Прошлое как будто было
рядом. Проявлением историзма классицизма XVIII-XIX вв. стали интеллектуальные концепции взаимосвязи античности и современности. Классицизм связывал прошлое и настоящее, предельно сокращая дистанции между ними: стабильное прошлое укрепляло настоящее.
Большое значение имели поэтические символы в жизни усадьбы. Скульптурные изваяния в доме, мраморные статуи перед домом и в саду представляли героев древности и мифологические аллегории; садово-парковые павильоны воспринимались как античные храмы - достаточно было ассоциаций или упоминания об истории и географии: «Грот Магометовый», «Итальянский домик», «Голландский домик» или «Персидская палатка», псевдоготические руины. Поэт Иван Долгорукий проницательно увидел в усадьбе «на десятине... экстракт вселенной всей»5, в том числе культуру той эпохи, в которой она существовала. Классицизм - «говорящий» стиль, всегда что-то рассказывающий, утверждающий и проповедующий. Чувство и способность видеть в знаках содержание в то время были очень развиты. Классицизм создавал не только высокохудожественное, гармоничное и удобное пространство, но и особый язык чувств и образов.
«В архитектуре классицизма существует определенный набор формальных признаков. Г оризонталь преобладает над вертикалью. Композиционно выделяется ось симметрии, отсюда обычное трехчастное деление фасада с укрупненным центральным и двумя меньшими боковыми ризалитами. Все формы тяготеют к квадрату, окружности, полуциркульной арке. В плане особенно популярны центрические сооружения, обеспечивающие равноценность восприятия с различных точек зрения. Характерно, что наипростейшие симметричные композиции, в частности кругообразные, относятся к древнейшим на Земле формам искусства»6.
К 1770-м годам определяются постоянные мотивы архитектурных и композиционных форм, используемых при строительстве усадеб в стиле классицизма. Каждая усадьба включала господский дом, к которому вела въездная аллея, завершающаяся, как правило, двором полукруглой формы, куда выходили парадный фасад барского жилища. Задний фасад с террасой был обращен к парку. Невдалеке во многих усадьбах возвышалась церковь с родовым кладбищем. Господский дом был окружен традиционными хозяйственными постройками, к которым можно отнести дома прислуги, флигель управляющего, экипажный сарай, конный двор, кузницу, оранжереи или теплицы, погреба, амбары, кладовые. Неотъемлемой частью усадебного комплекса был парк и фруктовый сад, а также гидросистема.
В стремлении к «чистой» природе классицизм только внешне отказался от соединения природы и искусства, согласившись не столько убрать искусство из природы, сколько тщательно скрыть его в ней. Стремление сблизить картинное и пейзажное восприятие природы привело к тому, что в построении приусадебного парка стали использовать знаменитую трехслойность классицистического пространства. Первый план - регулярный партер перед домом, затем -пруд или река и за ними - вид наподобие живописного полотна - широкая панорама естественного окружения усадьбы. Подобная схема трехслойности про-
странства прослеживается в таких усадьбах, как Архангельское, Середниково, Братцево, Марфино, Ольгово и других.
В классицизме синтез искусств органично сочетался с бытом. Приезд из города, праздники в деревне, визит к соседям, домашние занятия искусствами, музыка и театр, игры молодежи в аллеях и многое другое - это все ассоциируется с понятием «русская усадьба». Загородная классицистическая усадьба была местом не только для театрализованного быта, изящных затей владельца и репрезентации его чиновного статуса. В своей вотчине отошедший от дел феодал мог посвятить мерно текущие дни научным занятиям. Владения помещиков могли стать и сферой их сельскохозяйственных увлечений. Так на российских равнинах была воплощена формула Вольтера: «Каждый должен возделывать свой сад». Созданный на рубеже XVIII-XIX веков образ усадьбы прочно вошел в сознание людей, вплоть до сегодняшнего дня.
Русская усадьба в эпоху расцвета классицизма конца XVIII - первой трети XIX века - это особый стиль жизни, свое неповторимое мироощущение: это и загородная увеселительная резиденция, миниатюрный прообраз царского двора, многофункциональное огромное хозяйство, театр, дворец, музей, монументальный ансамбль сановника; это и сельский культурный салон, приют поэта, ученого, философа, уникальный сад агронома-новатора, кружок политических единомышленников; это и патриархальный семейный очаг. Многоликая специфика усадебного быта могла проявиться в одном ансамбле, который в силу своей универсальности представал одновременно «родовым гнездом», роскошной резиденцией аристократа и кабинетом просвещенного дворянина. Почти одновременно с расцветом усадебного строительства возникает «усадебная мифология», в которой «ясно высказались общие представления русской культуры о человеческих ценностях, о судьбе личности, о чувстве природы как о
„ 7
важнейшем свойстве национального менталитета» .
Образ русской дворянской усадьбы, сложившийся во второй XVIII-начале XIX века, оставил наиболее заметный след в отечественной культуре, который не стирался в течение последующего времени. Долгие годы он воспринимался как недосягаемый идеал, принадлежащий оставшейся в прошлом эпохе, став впоследствии символом русской культуры.
Упадок русского классицизма был социально обусловлен. После восстания декабристов начался кризис классицизма в России. Основные принципы классицизма: устойчивость и прочность, гражданственность и справедливость уклада жизни - были взяты под сомнение. Миросозерцание и мировосприятие эпохи изменилось, произошел распад классицизма в 20-3 0-е годы XIX века, и начался поиск в разных направлениях, появились эклектизм и неостили.
В этой работе классицизм рассматривается не только как художественный стиль в мировой культуре. Здесь категория стиля рассматривается в более широком смысле - как миропонимание, образ и стиль жизни, единство всех составляющих в русской усадебной культуре. Классицизм изучается искусствоведами и культурологами уже не только как художественно-эстетическое направление, но как целостная культурная система в истории Европы и России.
Наиболее ярко классицизм воплотился в культуре русской усадьбы в конце XVIII-начале XIX вв. Неоклассицистические тенденции можно проследить в усадебной культуре не только XX, но и XXI века.
1 Муратов П. Образы Италии. М.: Республика, 1994. С. 223.
2 ВласовВ.Г. Стили в искусстве. Словарь. Т. 1. СПб.: Кольна, 1995. С. 281.
3 Турчин В.С. Усадьба и судьба классицизма в России // Русская усадьба. Сб. ОИРУ. Вып. 1(17). Москва; Рыбинск, 1994. С. 23.
4 Марасинова Е.Н., Каждан Т.П. Культура русской усадьбы // Очерки русской культуры XIX века. М., 1998. С. 373.
5 ...В окрестностях Москвы: Из истории русской усадебной культуры XVII-XIX веков / Сост. М.А. Аникст, В.С. Турчин. М.: Искусство, 1979. С. 300.
6 Власов В.Г. Указ. соч.
7 Стернин Г.Ю. Усадьба в поэтике русской культуры // Русская усадьба: Сб. ОИРУ. М.; Рыбинск, 1994. Вып. 1 (17). С. 51.