Научная статья на тему 'Художественные средства садово-паркового искусства'

Художественные средства садово-паркового искусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2006
256
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сад / парк / художественно-образные средства парка / итальянский парк / французский парк / пейзажный парк / сад / парк / художественно-образные средства парка / итальянский парк / французский парк / пейзажный парк

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Валиуллина Альфия

Статья посвящена истории садово-паркового искусства, его основным художественно-образным средствам. Композиционные элементы парка: растения, аллеи, водоемы, фонтаны, скульптура и т.д. воспроизводятся в парках всех стилей и эпох, однако принципы организации пространства, климат и рельеф местности обеспечивают уникальность ландшафта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the history of landscape architecture, its main artistic and imaginative resources. compositional elements of the park: the plants, alleys, ponds, fountains, sculpture and other reproduced in the parks of all styles and eras, but the principles of the organization of space, climate and terrain provide a unique landscape.

Текст научной работы на тему «Художественные средства садово-паркового искусства»

Художественные средства садово-паркового искусства

Альфия Валиуллина, дизайнер, студентка III курса КФУ (научный руководитель -доцент С.Д. Бородина)

АННОТАцИЯ: статья посвящена истории садово-паркового искусства, его основным художественно-образным средствам. Композиционные элементы парка: растения, аллеи, водоемы, фонтаны, скульптура и т.д. воспроизводятся в парках всех стилей и эпох, однако принципы организации пространства, климат и рельеф местности обеспечивают уникальность ландшафта.

КлючЕВыЕ СлОВА: сад, парк, художественно-образные средства парка, итальянский парк, французский парк, пейзажный парк.

SuMMARY ABSTract The article is devoted to the history of landscape architecture, its main artistic and imaginative resources. compositional elements of the park: the plants, alleys, ponds, fountains, sculpture and other reproduced in the parks of all styles and eras, but the principles of the organization of space, climate and terrain provide a unique landscape.

Key WORDS: garden, park, artistic and imaginative resources of the park, Italian park, French Park, a landscaped park..

Регулярный паркЛевевилля

Природа всегда была для человека образцом красоты, порядка и разумности мироустройства. Все виды искусства начались с подражания природе. Природным ландшафтом были подсказаны и первые пространственные композиции.

В различные эпохи менялось представление человека о своей значимости в мире и природе, то есть о своём «масштабе» и месте, что сказывалось на представлениях о психологическом комфорте. В зависимости от мировосприятия, диктуемого эпохой, садовые пространства становились либо маленькими, замкнутыми, аскетичными (Средневековье), либо раскрывались вовне естественными или специально созданными террасами (Возрождение), либо вырастали в огромные дворцово-парковые ансамбли, олицетворяющими подвластность человеку грандиозного пространства (Классицизм).

Парк (сад) - это мир, создаваемый человеком соответственно его умениям, достижениям и представлениям на каждом историческом этапе. Именно этим объясняется исключительная «восприимчивость» садово-паркового искусства к новшествам во всех других сферах человеческой деятельности. И великие географические открытия, и научные достижения, и развитие искусств формировали мировоззрение эпохи и отражались в специфических садово-парковых композициях. Кроме того, принципиально значимым для организации парков было менявшееся отношение человека к окружающей среде, поскольку здесь основными «материалами» являются природа и пространство [1].

Садово-парковое искусство обладает сравнительно небольшим арсеналом композиционных элементов, приёмов и средств. Его художественные средства (аллеи, водоёмы, фонтаны, перголы, гроты и т.д.) повторяются в парках всех стилей и эпох. Принципы организации пространства также неизменны и заключаются в его ограничении, членении и распределении центров композиции. При кажущейся скудости художественных средств разнообразие парков достаточно велико, что объясняется спецификой природного материала, в первую очередь рельефа и растительности, а также климата.

Географические и климатические условия диктуют художественно-образную систему парка. Парк — это постоянно трансформирующаяся система. Он меняется как в течение суток (под воздействием освещения) и года, так и на протяжении долгих лет. Естественные картины всегда предстают перед зрителем в новом свете. В то же время

чшшр вестник мэедународ-юго инстуггута антиквариата

4Чир искусств

парк - это устойчивая система, поскольку рельеф, формирующий первое впечатление о нем, - наиболее устойчивый компонент ландшафта и поэтому измененные и привнесенные человеком формы хорошо сохраняются. До сих пор мы можем читать историю, запечатленную в ландшафте [2].

Наиболее постоянным фактором, определяющим характер садово-парковых пространств, является рельеф местности. Именно он задает тон в выборе образа любого парка, формирует основу его пространственных построений. Если растения со временем могут исчезнуть, то его планировочная структура, определенная рельефом, будет еще долгое время сохранять первоначальный замысел ее создателей.

В истории садово-паркового искусства рельеф во многом определил развитие тех или иных парковых типов. Например, «итальянские» сады получили регулярную планировку, в которой разбивка территории осуществлялась в условиях ярко выраженного рельефа. Поэтому преобразование местности проходило посредством устройства террас с лестничными маршами и водными каскадами, с хорошо найденными пропорциями и ритмическим строем.

Соответственно рельефу, открытому чаще лишь в одну сторону, были организованы и видовые точки, а также продумывалась система визуальных связей и возможности восприятия парковых картин. Террасный принцип, задаваемый рельефом в итальянских парках, во многом определял место расположения зданий, скульптур

и гидротехнических сооружений.

Французские сады и парки устраивались в ином по характеру рельефе. Во Франции преобладание равнин большой протяженности стало причиной создания обширных партерных композиций, напоминающих анфиладу дворцовых интерьеров и являющихся естественным продолжением форм дворца. Благодаря характеру рельефа, пришедшие из Италии парковые приемы здесь были пересмотрены и явили собой уже новое слово в истории садово-паркового искусства, известное под названием «французский» регулярный парк.

Англия создала образцы пейзажного парко-строения, развивавшегося в условиях очень разного по характеру рельефа, где имели место широкие луговые пространства, горные массивы, обширные леса на возвышенностях и др. Метод пейзажных картин является одним из наиболее древних. Он ориентирован на впечатления непосредственного зрительного восприятия. Создаются перспективы, направленные от парка в дали полей, лугов, речных долин, холмов с живописными лесными массивами, рощами, отдельно стоящими деревьями. Похоже, что пейзажным картинам становится тесно в парке и они выходят за его пределы.

Главная подъездная аллея

В традициях французского парка

уыр вестник №ждународного института антиквариата

шшр искусств

Малые скульптурные формы регулярного парка

Рельеф местности влияет и на возможную стилистическую интерпретацию садово-паркового искусства. Наиболее ярко это выражено в период создания романтических или экзотических по характеру парковых композиций. Часто это носило характер имитации. Например, тот или иной район своими выразительными формами ландшафта мог напоминать опоэтизированные романтиками уголки далеких стран. По замыслу создателя это впечатление усиливалось оформлением прилегающей территории соответствующим символом: малым архитектурным объектом, скульптурой и т. п.

Изменение всех природных компонентов в парках шло по пути увеличения природного разнообразия: появлялись новые формы рельефа или видоизменялись имеющиеся; создавались новые водные объекты или менялась конфигурация уже существующих; привносились новые виды растений, увеличивающие биологическое разнообразие. Как правило, вновь создаваемые элементы несли символическую нагрузку. Очертания прудов, местоположение горок, видовой подбор растительности многое могли рассказать посвященному человеку [2, с.101].

В соответствии с замыслом автора могли измениться и пропорции природных объектов. «Откорректировать» можно даже самый неизменяемый природный объект. Например, групповые посадки (их состав, высота, цвет) способны приблизить или удалить горный массив. Подобные изменения характерны в основном для «пейзажного» паркостроения, а в «регулярном» ландшафт может меняться кардинально. Поэтому большое значение в парках придавалось способу посадки деревьев, кроме аллей часто встречаются отдельные

куртины, сформированные одной породой, а также кольцевая или веерная посадка деревьев.

Хотя история мирового паркостроения знает массу случаев, когда по замыслу архитекторов ландшафт менялся кардинально, все же ценилось не полное преображение, а деликатная работа с природными объектами. Их наличие делало разрабатываемую территорию не только привлекательной для застройки, оно порой определяло создание тех или иных парковых картин. Нередко ландшафтные объекты подсказывали и цветовое решение. Например, строительство главных зданий из местного строительного материала позволяло связывать природные и рукотворные объекты в единое гармоничное целое.

Для зрительного восприятия пространства всегда будет важной соотношение вертикали и горизонтали. Парк, устроенный на более ровных территориях, будет обязательно содержать вертикально организованные архитектурные доминанты. Местность же с большим количеством участков, вертикальных по характеру, будет преобразовываться через создание «искусственных» горизонталей. Зачастую именно культурные факторы определяют характер возможных изменений рельефа.

Итак, неизменными природными компонентами в паркостроении являются физические свойства местности, а изменяемыми — растительные формы, есть все же факторы, которые постоянно меняют нашу жизнь даже в течение дня. Таким фактором является режим солнечного освещения. движение Земли вокруг Солнца меняет направление освещения в течение дня и на протяжении всего года, что, конечно же, приводит к изменению восприятия парковых элементов и вообще жизни парка. История садово-паркового искусства не знает примеров, когда без учета движения солнца можно было бы создать парк, обладающий высокими эстетическими и функциональными качествами. Ведь солнечный свет не только способствует росту и раз-

Фонтан нового парка

чшшр вестник мэедународ-юго инстуггута антиквариата

4Чир искусств

новый парк

витию растений, но выявляет их художественные свойства. Грамотный подход к использованию световых потоков позволяет «проектировать» парковые картины в глубину, выделять важные смысловые участки, в конце концов, направлять зрителя, указывая ему путь в парке.

Как правило, в любом парке чередуются затененные и ярко освещенные участки, а в парках романти-

ческого характера световые контрасты позволяют переживать необычайно сильные эмоции. Свет будет необычайно важен и при организации ближайших к постройкам посадок, поскольку тени, падающие от деревьев, способны изменять фасадную композицию не в лучшую сторону.

Творчество многих архитекторов, художников, паркостроителей начиналось с серьезной работы по изучению физических свойств местности, включая расчеты, связанные с освещением. Например, исследования угла падения солнечного луча и протяженности теней как от архитектурных и скульптурных объектов, так и от зеленых насаждений, угла преломления луча света, проходящего сквозь толщу воды. Неправильное использование этих факторов способно привести к сильному искажению задуманного [3].

Паркостроитель не может не сочетать в себе знания ботаники и вкус художника. Цвет кроны и ствола, силуэт, густота кроны и другие эстетические качества растений в полной мере раскрываются в пейзажном парке, ведь здесь не предусматривается формирование с помощью художественной стрижки или выращивание деревьев одного возраста и вида. Здесь ценится

Список использованной литературы:

индивидуальность. Недавно посаженные деревья требуют одного режима роста, особенно там, где акценты должны быть сосредоточены на одном выразительном дереве - солитере. Другая проблема - разросшиеся растения, которые могут закрыть те или иные виды. Старые деревья создают атмосферу преемственности и историчности. Каждое дерево - само по себе памятник природы, истории и культуры, поэтому при восстановлении парков часто оставляют самое старое дерево. Старые деревья со следами стрижки столетней давности рассказывают историю парка.

Ценность парка как культурного ландшафта заставляет с ответственностью подходить к замене погибших деревьев. В пейзажном парке это представляет определенные трудности, так как вырастить абсолютную копию невозможно. Существуют, конечно, методики «восстановления» подобных утрат, но это — процесс длительный и кропотливый. А утрата растительных объектов, на которых строится композиция, — это изменение облика определенной парковой территории.

Проще дело обстоит с парками, в которых по замыслу архитектора растения подвергаются регулярной стрижке. Здесь легче сохранять задуманный архитектором облик, а в случае утраты - произвести замену. Однако в любом случае деревья требуют ухода, защиты от вредителей и болезней. Кроме того, на посадки будут влиять почва, подземные воды, освещение, экология и человеческий фактор [3].

Парковый комплекс замка Леве-вилль варьирует два классических типа парков - регулярный (французский) и иррегулярный (пейзажный, английский). Однако примечательно, что каждый из этих типов адаптирован к конкретным условиям и преобразуется в свои, уникальные, формы. Такие метаморфозы вполне соответствуют главным, инновационным, принципам реконструкции замкового комплекса - ансамблевости, эколо-гичности, принципу органического синтеза современных потребностей и представлений о красоте с классическими формами.

старI

ая аллея

1.Дормидонтова В.В., Белкина Т.Л. Садово-парковое пространство как художественная интерпретация научной картины мира // Вестн. Костром. гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. - 2010.- Т. 16. - № 3. - С. 81-88.

2.Исаченко Т.Е. Дворянские усадьбы и ландшафт: три века взаимодействия // Вестн. Санкт-Петербур. гос. ун-та.-2003.-Сер. 7.-Вып.4.-С.88-101.

3.Коляда Е.М. Влияние географии и климата на становление художественного облика парка // Известия Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена.- 2010.- № 137.- С. 134-143.

вестник гкеждународного института антиквариата

шшр искусств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.