УДК 712.4.10
М. В. Сидоренко, канд. архитектуры (БГТУ)
КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДВОРЦОВО-ПАРКОВОГО КОМПЛЕКСА ПЕРИОДА ВОЗРОЖДЕНИЯ НОЕГЕБОЙДЕ (ВЕНА, АВСТРИЯ)
Ноегебойде - дворец и комплекс парка периода Ренессанса. Формирование ансамбля произошло под влиянием окружающей среды, исторических событий и местных культурных традиций. В статье проведен анализ планировочной структуры, изучены методы восстановления комплекса.
Noegebaude - a palace and park complex of the period of the Renaissance. Ensemble formation occurred under the influence of an environment, historical events and local cultural customs. In article it is studied the lay-out and composition analysis is carried out, methods of restoration of a complex are studied.
Введение. Сохранение национального культурного наследия, в том числе памятников садово-паркового искусства - актуальная задача современности. Необходимость восстановления таких объектов делает важным исследования, позволяющие выявить национальные особенности становления того или иного стиля в садовом искусстве, оценить, как природные условия местности, региональная культура и обычаи влияли на формировании композиции объектов садово-паркового искусства. На примере дворцово-паркового паркового комплекса Ноегебойде (Вена, Австрия) в статье проведено исследование, выявляющее национальную специфику в стилистике ансамбля, генезис развития архитектурно-планировочной и объемно-пространственной композиции комплекса, исторические факты и события, которые повлияли на выбор путей реконструкции данного объекта садово-паркового искусства.
Основная часть. Эпоху Средневековья в XIV в. сменила Эпоха Ренессанса (Ренессанс -франц. Renaissance - Возрождение), - время обращения к культурному наследию античного мира, время интеллектуального, художественного расцвета в архитектуре, живописи, скульптуре, поэзии, философии.
Родиной Возрождения стала Италия, здесь оно проявилось ярче и выразительные чем в других странах. Культурного подъема в период Ренессанса достигло и садовое искусство. Многие признанные мастера архитектуры создавали виллы с садами и дворцово-парковые комплексы, которые вошли в историю садово-паркового искусства как «золотые» образцы. Сперва во Флоренции и ее предместьях, а затем в Риме, Ватикане появляются сады и парки, которые стали предметом для подражания для мастеров садового искусства не только своего времени, но и гораздо позднее, в период Барокко, синтезируя накопленные знания и подходы, ландшафтные особенности регионов или отдельных местностей.
В период Ренессанса произошло обращение и новое осмысление античной виллы как места за-
городного отдыха. В период Возрождения в Италии вилла приобретает свои особые черты, одной из которых становятся обширные сады, композиционно и планировочно взаимосвязанные с архитектурой виллы. Холмистый рельеф местности Италии определял террасную планировку вилл и способствовал раскрытию дальних перспектив на окружающий ландшафт. Одной из первых вилл, где была применена осевая композиция с главным зданием в центре, с лоджии которой открывался вид на террасные сады, была вилла Мадама в Риме (1517 г., арх. Рафаэль, А. Да Сангалло). Здесь Рафаэль использовал и развил найденный Браманте прием композиции интерьера в открытом пространстве сада [1].
Сады при виллах, как правило, располагались вдоль склона, параллельно фасаду дворца. Это же направление имела и главная аллея. Однако, в отличие от более поздних ансамблей периода Возрождения и ансамблей Барокко, симметрия в планировке присутствовала лишь в центральной части, боковые части сада оставались ассиметричными.
Первой виллой, на которой главная ось была развернута поперек склону, стала созданная в 1540 г. для кардинала Ипполито II д'Эсте вилла д'Эсте в Тиволи (арх. Пирро Легорио (1510-1583), автор двора Бельведера в Ватикане). Таким образом, в период Ренессанса была заложена новая композиционная модель двор-цово-парковых ансамблей, достигшая наивысшего развития в ансамблях Барокко (Версаль).
В отличие от Италии, где сады создавались при виллах богатых вельмож и представителей духовенства, в Австрии привилегия устройства садов оставалась за представителями королевской семьи и ее приближенных.
С 1439 г. на престоле священной Римской империи установилась династия Габсбургов, столицей Германии фактически стала Вена, где располагался двор императора и подчиненные ему органы управления. В 1564 г. в Австрии к власти приходит Максимилиан II (1527-1576). С самого начала своего правления Максимилиан II думал о
строительстве новой загородной резиденции в окрестностях Вены. В 1568 г. начинается подготовка, а затем, в 1569 г., и реализация грандиозного и амбициозного по своему масштабу проекта - Ноегебойде (№^еЬаеи<!е - нем. «Новое здание») - замкового комплекса с садами (рис. 1).
Рис. 1. Гравюра Фишера фон Эрлаха с изображением Ноегебойде (1734 г.)
Точных сведений об авторе проекта нет. Исследователи полагают, что сам Максимилиан тесно занимался этим вопросом. Он старательно собирал подробную информацию обо всех созданных садах, особенно итальянских. Есть сведения, что в 1571 г. от кардинала Ипполито II д'Эсте (1509-1572) пришел рисунок общего плана его виллы в Тиволи - виллы д'Эсте, которая была и остается и по сей день одним из самых великолепных творений Высокого Возрождения.
Максимилиан II был большим поклонником науки, искусства и в частности садоводства. Он старался окружать себя многими выдающимися деятелями своего времени: архитекторами, художниками, скульпторами, учеными. При его дворе работал Каролюс Клузиус (1526-1609), основатель современной ботаники и одного из старейших ботанических садов в Линдене (Голландия, 1587 г). Находясь в Вене, К. Клузиус способствовал распространению экзотических растений, в том числе особо ценных в то время тюльпанов и каштанов.
Место для нового императорского замка Максимилиан II выбрал недалеко от загородной охотничьей резиденции Кайзереберсдорф. Впоследствии она продолжала использоваться императором в качестве места для ночлега.
Существует легенда, что замковый комплекс создан на месте расположения турецкого военно-полевого лагеря султана Сулеймана во время первой осады Вены в 1529 г. Возможно, этот факт обусловил присутствие многих восточных элементов как в архитектуре замкового комплекса (позолоченные шатровидные крыши круглых башен), так и в планировочной композиции Верхнего сада.
Австрийский комплекс Ноегебойде на начальном этапе формировался по образу итальянской светской виллы, однако со временем и с
учетом местных условий, в том числе благодаря «духу места», он во многом сформировал со свой особый характер и специфику. В функциональном аспекте в Ноегебойде ренессансный светский характер, заимствованный из итальянской виллы, дополняется утилитарными элементами средневекового сада - зверинец, плодовый сад, пруды для разведения рыбы. Такое явление было характерно для многих ансамблей периода Возрождения, расположенных «по ту сторону Альп» - Германии, Австрии, Франции. При Максимилиане II дворец неоднократно в ходе строительства подвергался изменениям. Возможно, после получения в 1571 г. эскиза виллы д'Эсте император решил внести очередные изменения в архитектуру дворца и его садов. Здание прибрело монументальный характер: длина составляла 180 м, ширина - 14 м (рис. 2). Величественность постройке придавали сооруженные с северной стороны две террасы с общим перепадом высот между ними 5 м (первоначально предполагалось присутствие 6 террас).
Рис. 2. Замок Ноегебойде в настоящее время
Архитектура замка Ноегебойде также отсылает к итальянской архитектуре, к мотивам, использующимся во дворе Бельведер в Ватикане и на вилле Мадама.
Идеи и концепции времени строительства создали свой собственный, очень индивидуальный архитектурный язык. Архитектура Ноегебойде слабо сопоставима с итальянской архитектурой эпохи Возрождения. Ноегебойде так и не стал окончательно реализованным проектом. Максимилиан II скончался в 1576 г., не успев завершить все начатое. В этом же году все работы по дальнейшему строительству дворца прекращаются. Сын Максимилиана Король Рудольф II (1552-1612) переносит свою королевскую резиденцию в Прагу, совершенно теряя при этом интерес к проекту его отца. Брат Рудольфа II, Эрцгерцог Эрнст (1553-1595) с осени 1581 г. использует сады Ноегебойде для светских приемов. Тем не менее, замок со временем постепенно приходит в упадок.
При Короле Леопольде I (1640-1705) Ное-гебойде продолжают использовать в качестве питомника и «поставщика» строительных материалов и конструкций.
В XVIII в. сады приходят в запустение и Ноегебойде функционирует только в качестве зверинца. Еще более сложные времена для комплекса приходят во время правления Марии Терезии (1717-1780). Мария Терезия была сильно увлечена строительством Шенбрунна -своей новой загородной резиденции. Многие архитектурные элементы замка, колонны, арки переносятся из Ноегебойде для строительства павильона «Глориетта» и «Римских развалин» (рис. 3), большинство зверей переводится в зверинец Шенбрунна. Ноегебойде передается военным и используется в качестве порохового склада. Эта функция сохранилась вплоть до начала XX в. В 1909 г. замок выкупает город Вена. А в 1920 г. происходит событие, которое почти полностью лишает надежды на возможности проведения когда-либо реконструкции целого комплекса. На территории Верхнего сада строиться городской крематорий и начинаются захоронения людей. Сегодня площадь захоронений значительно разрослась и даже вышла на прилегающие к комплексу территории.
Рис. 3. Павильон «Глориетта» и «Римские развалины» в парке Шенбрунн, Вена
Сады Ноегебойде были высоко оценены во многих исторических описаниях и документах. Одно из самых лучших представлений дают гравюры Маттиуса Мериана в издании «Topograhia Ргоутаагит Аи^апит» от 1649 г. (рис. 4).
Рис. 4. Гравюра Маттиуса Мериана
Верхний сад. К югу от дворца и центрального двора располагался Верхний, так называемый Фазаний сад с садом удовольствий. Территория сада подразделялась на две части: внутреннюю, сад удовольствий, и внешнюю -Фазаний сад. Верхний сад имел размеры 800x1000 м, форма сада удовольствий была приближена к квадрату (350x400 м).
Каменная стена с 12 круглыми башнями очерчивала пространство бывшего турецкого лагеря, находившегося на этом месте при первой осаде Вены в 1529 г.
Сад удовольствий (развлечений) в Ноегебойде носил все характерные для средневекового сада черты, сочетавшие эстетику и функциональность. В Ноегебойде он был удален от основных стен дворца. К сожалению, изображения, позволяющие изучить планировочную композицию комплекса в период его создания, отсутствуют. Имеются лишь гравюра Матиуса Мериана Старшего, относящаяся к 1649 г., и более поздняя литография Фишера фон Эрлаха, дотируемая 1734-1737 гг. (рис. 1).
Внутренний сад удовольствий был обнесен галереей с аркадой, которая имела плоскую крышу, благодаря чему можно было прогуливаться по ней и любоваться всем Верхним садом. По углам аркады располагались ортогональные гексагональные трехэтажные башни, крыши которых были покрыты позолоченной медью [2].
Судя по гравюрам, вход в сад со стороны дворца в середине XVII в. осуществлялся через грот, позже в XVIII в. - через ворота. Ограждение Верхнего сада и сада удовольствий создавало особый микроклимат для выращивания декоративных и плодовых растений.
Всю территорию сада занимали цветники. Дорожки делили его на 4 равные части. В центре каждого такого цветника был установлен фонтан из белого мрамора. Позже в XVIII в. четыре фонтана были заменены на один центральный. Судя по записям в путевых заметках одного дипломата от 1585 г., в саду располагался лабиринт [3].
В период Возрождения было несколько подходов к формированию орнаментальных цветников: газонно-орнаментальные клумбы с участием газонного покрытия и фигурно выстригаемых самшитов (пример - партер виллы Ланте, Италия); цветочно-орнаментальные клумбы со сложным узором, сочетающие экзотические цветочные растения, окантовку из самшитовых кустарников, и включенными топиарными формами из мирта и можжевельника (пример - цветник виллы Медичи ля Петрайя во Флоренции).
В Ноегебойде, согласно литографии 1649 г., цветники в середине XVII века носили строгий геометрично-орнаментальный характер. Основной рисунок формировался стриженным сам-
шитом и строгими линейными формами (звезды, квадраты, кресты и пр.), а также рисунками с элементами императорской символики Габсбургов - двухглавого орла.
В разработке концепции планировки Сада удовольствий принимали участие ботаник Ка-ролюс Клузиус (1526-1609) и Ожье Гислен де Бюсбек (1520-1592) - дипломат, служивший трем поколениям австрийских монархов, фламандский писатель и человек, чьим увлечением были травы. Поэтому можно предположить, что между кустарниками располагались экзотические цветочные и травянистые растения. В центре каждого цветника были высажены штамбовые деревья. В XVIII в. форма цветников упростилась, а на месте геометричного орнамента появились сложные узоры из арабесок, соответствующие стилю Барокко.
За пределами галереи увеселительного сада располагался Фазаний сад. Ров отделял луговую часть от участков сада. По лугу было проложена круговая прогулочная дорога. О грандиозности и внушительности проекта Ноеге-бойде свидетельствуют данные архивов. Согласно первым сведениям о затратах на устройство садов в Ноегебойде, датируемым 1569 г., в следующем 1570 г. должно было быть посажено 16 тыс. деревьев. Предпочтение было отдано плодовым деревьям: яблоням, вишням, сливам, грушам, персикам и инжиру. Также выращивались виноград, артишок и майоран. Деревья были высажены ровными рядами вдоль ограждения комплекса. Впоследствии сад Ноегебойде был своего рода питомником для поставки растений для садов и парков Вены [3].
Нижний сад. С северной стороны к дворцу были пристроены две террасы, огражденные балюстрадами. Исходя из общей утилитарной функции комплекса, можно предположить, что на террасах также были высажены плодовые деревья. На каждую террасу вел самостоятельный выход из дворца. Нижняя терраса с Цветочным садом была соединена лестницей. Позже в XVIII в. террасы перестали использоваться и в Цветочный сад можно было попасть прямо из дворца (по подземному ходу).
Нижний сац имел вытянутую прямоугольную форму и был также огражден по всему периметру. Цветочный сац центральной дорожкой разделялся на две симметричные части. В центре каждой такой клумбы располагалось по крупному фонтану из белого мрамора (с нимфами или играющими мальчиками). В свою очередь клумбы поделены на 9 частей, образуя 18 квадратных клумб. Цветники имели простую геометрическую форму. На клумбе высаживались цветочные растения, по краю была выполнена традиционная окантовка из самшита, в центре цветника располагались не-
большие штамбовые деревья. Далее центральная дорожка Нижнего саца подводила к пруду.
В период Барокко цветники Нижнего сада приобрели характерный вид цветочно-орнаментальных партеров. Фонтаны были убраны, на месте одного из них, судя по гравюре 1715 г. Фишера фон Эрлаха, была установлена легкая беседка. В период Барокко центральные основные цветники по периметру обсаживаются штамбовыми деревьями.
В 1675 г. планировалась перестройка и реконструкция обоих садов (рис. 5). Проект был подготовлен Вольфгангом Вильгельмом Прае-мом. Согласно его задумкам, в Вернем саду предполагалась реорганизация всех его частей с упором на подчеркивание центральной оси. За пределами Сада наслаждений, согласно плану реконструкции, должны были располагаться дополнительные партеры. В Нижнем, Цветочном саду, изменялись планировка и размеры цветочного партера. Для выявления центральной оси предполагалось соединить верхнюю террасу с нижним садом через устройство серий лестниц, выявив, таким образом, характерное для парков периода Барокко осевое направление. Планы по реконструкции не были осуществлены - в 1683 г. Вена вновь подверглась турецкой осаде. И снова местом турецкого лагеря становится территория Ноегебойде.
Рис. 5. Планы реконструкции садов 1675 г.
Возрождение Ноегебойде. В 1974 г. возрождается интерес к Ноегебойде как замковому комплексу времен Ренессанса. Проводятся работы по научному изучению архивных материалов, инвентаризации построек, организуются научные мероприятия, посвященные восстановлению Ноегебойде, разрабатываются планы реконструкции самого замка и окружающей его территории. В 2001 г. учреждено общество по сохранению и возрождению Замка. Начинаются первые работы по реконструкции, летом в парке работает культурный проект «Лето в замке». К сожалению, реконструкция Верхнего сада откладывается на неизвестное время. Для Нижнего, Цветочного сада, разработан специальный ландшафтный проект, который начнет реализоваться в 2010 г. и завершится осенью (рис. 6).
В основу нового проекта ландшафтной реновации легла идея существовавшей ранее планировки (партер из 18 частей из квадратов
21x21 м), приспособление территории для организации места отдыха для жителей прилегающего жилого района Зиммеринг. Проектом предполагается создание отдельных тематических участков, но с учетом «духа места»: ме-нажерии - детской площадки с качелями виде изображений животных; цветочных клумб с характерными для Ноегебойде тюльпанами и летними цветочными растениями, участками для отдыха с луговым газоном, с теневыми деревьями, водными и игровыми устройствами.
Рис. 6. Проект реновации Нижнего сада Ноегебойде
Композиционные особенности. Сопоставительный анализ Ноегебойде и итальянских вилл XVI в. выявил следующие особенности.
1. Время возникновения комплекса Ноегебойде приходится на вторую половину XVI в., период Маньеризма, когда наблюдался постепенный переход от Периода Возрождения к Барокко. Однако сохранение утилитарных функций комплекса Ноегебойде (выращивание плодовых деревьев, пряных трав, рыбы в прудах) соотносят его в большей степени с ранними виллами периода Возрождения, в которых сохранялись еще черты средневекового сада.
2. В композиционном плане в Ноегебойде использованы многие инновационные приемы периода Возрождения: переход через террасы к Нижнему саду соотносится с решением во дворе Бельведер в Ватикане; прочитывающаяся центральная ось обращает к примеру виллы д'Эсте в Тиволи. Кроме того, Ноегебойде имеет общие черты с образцами вилл, выполненных в так называемом «флорентийском стиле». Этот стиль был характерен для вилл северной Италии, Флоренции, где собственно и возникли первые ренес-сансные сады. Сравнивая Ноегебойде с виллами семейства Медичи, можно отметить схожие решения: цветники Верхнего сада имеют ту же структуру, что и на вилле Медичи в Кастелло; обзорная галерея присутствовала и на вилле Медичи в Риме; плодовые сады и травники также непременно присутствовали на виллах Медичи.
3. В планировочном аспекте дворцово-парковый комплекс Ноегебойде также представляет особый интерес. Прежде всего уникальность комплекса в том, что при его строительст-
ве был учтен дух места, Genios locy - геометрическая планировка Верхнего сада удовольствий сохранила очертания границ бывшего турецкого лагеря. Второй важный аспект состоит в том, что для большинства дворцово-парковых комплексов периода Возрождения характерна постановка дворца чуть в стороне от сада. В истории садового искусства Италии этого периода в большинстве случаев сад располагался по одну строну от дворца. Одними из первых вилл, где парк устраивается по обе стороны от дворца, были построенные архитектором Виньолой (1507-1573) виллы Ланте (1585-1590) и Капра-рола (1559). Однако в первом случае на вилле Ланте здания казино располагались вдоль длинных сторон виллы, как бы «пропуская» через себя сад. Во втором случае на вилле Капрарола верхняя часть появилась только в 1575 г. Таким образом, можно утверждать, что тип планировочной композиции Ноегебойде, относящейся к 1569-1573 гг. с постановкой замка в центре всего комплекса, был инновационным для второй половины XVI в. Дополнительную ценность Ноегебойде придает тот факт, что данный тип планировочного решения в дальнейшем использовался и в дворцово-парковых ансамблях более позднего времени (Бельведер, Шенбрунн).
Заключение. Период Возрождения в садово-парковом искусстве Австрии был обозначен созданием грандиозного по своим замыслам и масштабу замкового комплекса Ноегебойде. Все передовые идеи своего времени были реализованы как при строительстве самого замка, выполненного в стиле Маньеризма, так и Верхнего и Нижнего садов, в которых четко прочитывается связь с итальянской ренессансной школой создания загородных вилл. Ноегебойде - уникальный в своем роде представитель периода позднего Возрождения в Австрии. Это яркий пример того, как сложно порой складывается судьба памятника архитектуры и садово-паркового искусства, и как даже в таких трудных ситуациях можно говорить о начале его нового большого Возрождения.
Литература
1. Жирнов, А. Д. Искусство паркостроения / А. Д. Жирнов. - Львов: Вища школа, 1977. - 208 с.
2. Клукерт, Э. Садово-парковое искусство Европы. От античности до наших дней / Э. Клукерт. - М.: АРТ-РОДНИК, 2008 - 496 с.
3. Lorenz, H. Das barocke Wien / H. Lorenz, H. Weigl. - Petersberg: Michael Imhof Verlag GmbH & Co, 2008.- 160 p.
4. Schloss neugebaeude [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.schlossneugebaeude.at
Поступила 14.04.2010