Научная статья на тему 'С. П. СТРАЗОВ: ГРАНИ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ'

С. П. СТРАЗОВ: ГРАНИ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
79
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАЗОВ / КОМПОЗИТОР / ПЕДАГОГ / ПИАНИСТ / ДИРИЖЕР / ИССЛЕДОВАТЕЛЬ / НИЖЕГОРОДСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Молодова Надежда Александровна

Статья посвящена аспектам педагогической деятельности профессора кафедры композиции и инструментовки Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки С. П. Стразова, его композиторским, исполнительским, дирижерским и научным достижениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

S. P. STRAZOV: THE SIDES OF THE CREATIVE PERSONALITY

The article is devoted to aspects of pedagogical activity of S. P. Strazov, professor of Nizhny Novgorod state Glinka conservatoire, his composing, performing, conducting, and scientific achievements.

Текст научной работы на тему «С. П. СТРАЗОВ: ГРАНИ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ»

Молодова Н. А.

С. П. СТРАЗОВ: ГРАНИ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

Статья посвящена аспектам педагогической деятельности профессора кафедры композиции и инструментовки Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки С. П. Стразова, его композиторским, исполнительским, дирижерским и научным достижениям.

Ключевые слова: Стразов, композитор, педагог, пианист, дирижер, исследователь, Нижегородская консерватория

Станислав Петрович Стразов (19412012), композитор, педагог, пианист, дирижер, ученый-исследователь, принадлежит к плеяде музыкантов, чьими именами гордится Нижегородская консерватория. Профессор кафедры композиции и инструментовки, заслуженный деятель искусств России, лауреат всесоюзных и Всероссийского конкурсов, обладатель премии города Нижнего Новгорода — перечень званий и наград свидетельствует о высокой оценке профессиональной деятельности С. П. Стразова, его вклада в развитие отечественной музыкальной культуры и образования, о признании его заслуг перед городом и музыкальным вузом, с которыми накрепко связала его судьба.

С. П. Стразов родился в городе Иваново. Трудные военные и послевоенные годы, на которые пришлось его детство, пережитая страной трагедия оставили глубокий след в его душе, что спустя много лет нашло отклик в сочинениях на тему Великой Отечественной войны.

Предками Станислава Петровича по материнской линии были крестьяне, по отцовской — священнослужители. Возможно, поэтому в его натуре переплелись любовь к родной земле, природе, национальным истокам, житейская мудрость, надежность и чуткое, внимательное отношение к людям, готовность к сочувствию и состраданию, умение выслушать и прийти на помощь. Семейными чертами были и ответственность за выполняемое дело, и готовность учиться, духовно совершенствоваться.

Талант С. П. Стразова проявился рано: игру на фортепиано он освоил, еще не зная нотной грамоты, а просто «на слух» подбирая услышанные и мгновенно запоминавшиеся мелодии. Окончив с отличием музыкальную школу, Стразов поступил в Ивановское музыкальное училище сразу на два отделения: фортепианное и теории музыки. Это были годы значительного расширения музыкального кругозора, самостоятельного (сверх программы) изучения произведений фортепианной, квартетной, оркестровой музыки. Азартно и увлеченно молодой музыкант развивал скорость мышления: начав с сольфеджио (навыка записывать музыкальный диктант с одного проигрывания), он продолжил поиск алгоритма быстрого решения гармонических задач. И способ был найден: задача решалась им с одного взгляда, путем мысленного представления ее проигрывания на фортепиано в четырехголосной фактуре. Так рождался будущий педагог-методист.

В эти годы Станислав Петрович увлекся сочинением музыки, написал несколько

9 "

> л

фортепианных пьес, романсов и хоровых произведений. Его произведения заинтересовали приезжавшего в Иваново композитора А. А. Нестерова, который открывал класс композиции в Горьковской консерватории и посоветовал пройти вступительные испытания.

В 1960 году С. П. Стразов стал студентом консерватории, занимаясь параллельно на двух факультетах: композиторском и фортепианном. В консерватории он прошел блестящую школу профессионального мастерства. Его педагогами были выдающиеся музыканты: А. А. Нестеров (сочинение, инструментовка), А. А. Касьянов (чтение оркестровых партитур), В. М. Цен-дровский, В. В. Моренов, О. В. Соколов (гармония, полифония, анализ музыкальных форм), О. С. Виноградова (специальное фортепиано, история исполнительских стилей). По собственной инициативе Станислав Петрович обучался дирижерскому искусству в классе М. А. Самору-ковой, вокальному мастерству в классе Е. Г. Крестинского. Необычайное трудолюбие, творческое горение, внутренняя дисциплина и высокая требовательность к себе позволили Стразову успешно освоить все названные программы и окончить консерваторию с двумя отличными дипломами: в 1966 году — как композитор, 1967 году — как пианист.

Еще учась на втором курсе, Стразов начал преподавать гармонию и полифонию студентам исполнительских факультетов консерватории. Терпеливо и настойчиво объясняя сложный материал, он всегда находил доходчивые способы его освоения. Ранний опыт педагогической работы послужил стимулом к разработке авторской методики преподавания данных дисциплин, доказавшей свою эффективность. Позднее, уже являясь доцентом, а затем — профессором кафедры композиции, С. П. Стразов вел специальные курсы сочинения, инструментовки, чтения симфонических партитур, специальный класс (музыковедение). При этом всегда сохранялось его стремление найти особый, творческий подход, позволяющий студентам быстрее и эффективнее осва-

С-'

ивать учебный материал — в этом проявился талант С. П. Стразова как педагога-методиста.

В последующие годы деятельности ярко раскрылся и композиторский талант С. П. Стразова. Его наследие охватывает многие жанровые сферы: симфоническую, камерно-инструментальную, вокальную, хоровую, театральную и киномузыку. Многие сочинения рождались в результате творческого сотрудничества с ведущими музыкантами и исполнительскими коллективами Нижнего Новгорода: дирижерами Л. Сивухиным, Г. Муратовым, С. Смирновым, В. Будниковым, В. Кузнецовым, инструменталистами Н. Фадеевым, Г. Гав-риловым, Ю. Бардиным, С. Малыхиным, М. Котоминым, Ф. Шушеньковым, вокалистами А. Главиным, Л. Коржаковой, Е. Щербининой. Замечательные работы в области киномузыки, такие как «Болдин-ская бессонница», «Начало биографии», появились благодаря инициативе режиссера Ю. Беспалова.

Творчество С. П. Стразова имеет ярко выраженный национальный характер. Его музыке присущ мелодизм широкого дыхания, теплота и искренность высказывания. Не случайно обращение автора к образам русской поэзии в вокальных и хоровых сочинениях. В произведениях С. П. Страз-ова искренний тон и сердечность, тонкий проникновенный лиризм сочетаются с масштабностью выражения чувств, силой эмоционального воздействия, что неизменно привлекает слушателей и музыкантов-исполнителей. Притягательность музыки С. П. Стразова, наряду с ее художественными качествами, основана на глубоком понимании автором выразительных возможностей того или иного инструмента, хора, певческого голоса. Сочинения С. П. Стразова исполняются в России и за рубежом, включаются в концертные программы фестивалей, российских и международных конкурсов, находят широкое применение в педагогической практике как благодатный материал для творческого роста молодых музыкантов-исполнителей. Художественные достоинства сочинений С. П. Стразова многократно

К юбилею Нижегородской консерватории

<3

отмечались премиями на всесоюзных и всероссийских конкурсах и фестивалях.

С годами совершенствовалось исполнительское мастерство С. П. Стразова. Унаследовав от своего педагога О. С. Виноградовой традиции пианизма игумнов-ской школы, он успешно выступал в концертных залах Москвы, Ленинграда, Минска и других городов как солист, играл с оркестром, в камерных ансамблях, аккомпанировал певцам и хору. Его концертный репертуар включал огромное количество произведений западноевропейской и русской музыки, в том числе фортепианные концерты Листа, Шопена, Грига, Чайковского, Рахманинова, Скрябина, Прокофьева, Шостаковича. Его фортепианной игре была свойственна масштабность, виртуозное владение техникой в сочетании с одухотворенностью, интонационной гибкостью, творческим подходом к трактовке произведений. Проникновенными и захватывающими были исполнительские интерпретации собственных сочинений.

Дирижерское мастерство С. П. Страз-ова оттачивалось в работе с симфоническим оркестром Дзержинского музыкального училища, которым он руководил в течение 10 лет, добившись значительного профессионального роста коллектива. Особенно запомнились концертные исполнения произведений Листа («Прелюды»), Чайковского («Ромео и Джульетта», «Франческа да Римини», «Итальянское каприччио», Четвертая, Пятая и Шестая симфонии), Римского-Корсакова («Ше-херазада», «Испанское каприччио»). В концертах симфонического оркестра Нижегородской филармонии С. П. Стразов продирижировал своими сочинениями: «Праздничной» увертюрой и Концертом для скрипки с оркестром (солист — Николай Фадеев). Неизменно восторженные отклики имели выступления хоровых коллективов, исполнявших сочинения С. П. Стразова под управлением автора.

Дирижерское и исполнительское мастерство С. П. Стразова проявлялось и в занятиях со студентами. Педагог нередко играл по памяти фрагменты из опер и сим-

фонических произведений, иллюстрируя те или иные теоретические положения. Станислав Петрович с легкостью играл с листа сложнейшие партитуры симфонического оркестра, мгновенно «переводя» транспонирующие инструменты в нужную тональность. Рояль звучал как большой оркестр с богатством тембровых красок и динамических нюансов. На уроках полифонического анализа в его мастерском исполнении студенты слушали фуги Баха, Франка, Чайковского, Танеева, Глазунова, Шостаковича.

Для Станислава Петровича на протяжении всей его жизни была характерна неуемная тяга к знаниям, стремление во всем дойти до сути, до истока. Любовь к точным наукам подвигла его на самостоятельное изучение сложных разделов математики и физики, освоение программирования. Полученные знания он успешно применял в своих научных трудах, посвященных акустическим аспектам гармонии и оркестровки («Теория сонантности», «Акустические предпосылки ладотональных отношений», «Заметки об оркестровой акустике»), и в административной работе, которую Станислав Петрович выполнял с 1993 года в должности заместителя проректора по учебной работе консерватории. Созданные им компьютерные программы и методы математического прогнозирования на многие годы обеспечили базу для расчетов учебной нагрузки преподавателей и концертмейстеров, составления и корректировки учебных планов Нижегородской консерватории.

Станислав Петрович всегда оставался скромным, интеллигентным человеком, чутким, открытым и доброжелательным по отношению к коллегам и ученикам. В самых трудных ситуациях он сохранял спокойствие и уверенность в своих силах. И люди знали, что к Станиславу Петровичу всегда можно обратиться не только как к профессору и музыканту, но и как к человеку, готовому прийти на помощь, оказать поддержку мудрым советом или делом.

© Молодова Н. А., 2016

Музыкальное образование и наука № 2 (5) 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.