Молодова Н. А.
С. П. СТРАЗОВ: ГРАНИ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
Статья посвящена аспектам педагогической деятельности профессора кафедры композиции и инструментовки Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки С. П. Стразова, его композиторским, исполнительским, дирижерским и научным достижениям.
Ключевые слова: Стразов, композитор, педагог, пианист, дирижер, исследователь, Нижегородская консерватория
Станислав Петрович Стразов (19412012), композитор, педагог, пианист, дирижер, ученый-исследователь, принадлежит к плеяде музыкантов, чьими именами гордится Нижегородская консерватория. Профессор кафедры композиции и инструментовки, заслуженный деятель искусств России, лауреат всесоюзных и Всероссийского конкурсов, обладатель премии города Нижнего Новгорода — перечень званий и наград свидетельствует о высокой оценке профессиональной деятельности С. П. Стразова, его вклада в развитие отечественной музыкальной культуры и образования, о признании его заслуг перед городом и музыкальным вузом, с которыми накрепко связала его судьба.
С. П. Стразов родился в городе Иваново. Трудные военные и послевоенные годы, на которые пришлось его детство, пережитая страной трагедия оставили глубокий след в его душе, что спустя много лет нашло отклик в сочинениях на тему Великой Отечественной войны.
Предками Станислава Петровича по материнской линии были крестьяне, по отцовской — священнослужители. Возможно, поэтому в его натуре переплелись любовь к родной земле, природе, национальным истокам, житейская мудрость, надежность и чуткое, внимательное отношение к людям, готовность к сочувствию и состраданию, умение выслушать и прийти на помощь. Семейными чертами были и ответственность за выполняемое дело, и готовность учиться, духовно совершенствоваться.
Талант С. П. Стразова проявился рано: игру на фортепиано он освоил, еще не зная нотной грамоты, а просто «на слух» подбирая услышанные и мгновенно запоминавшиеся мелодии. Окончив с отличием музыкальную школу, Стразов поступил в Ивановское музыкальное училище сразу на два отделения: фортепианное и теории музыки. Это были годы значительного расширения музыкального кругозора, самостоятельного (сверх программы) изучения произведений фортепианной, квартетной, оркестровой музыки. Азартно и увлеченно молодой музыкант развивал скорость мышления: начав с сольфеджио (навыка записывать музыкальный диктант с одного проигрывания), он продолжил поиск алгоритма быстрого решения гармонических задач. И способ был найден: задача решалась им с одного взгляда, путем мысленного представления ее проигрывания на фортепиано в четырехголосной фактуре. Так рождался будущий педагог-методист.
В эти годы Станислав Петрович увлекся сочинением музыки, написал несколько
9 "
> л
фортепианных пьес, романсов и хоровых произведений. Его произведения заинтересовали приезжавшего в Иваново композитора А. А. Нестерова, который открывал класс композиции в Горьковской консерватории и посоветовал пройти вступительные испытания.
В 1960 году С. П. Стразов стал студентом консерватории, занимаясь параллельно на двух факультетах: композиторском и фортепианном. В консерватории он прошел блестящую школу профессионального мастерства. Его педагогами были выдающиеся музыканты: А. А. Нестеров (сочинение, инструментовка), А. А. Касьянов (чтение оркестровых партитур), В. М. Цен-дровский, В. В. Моренов, О. В. Соколов (гармония, полифония, анализ музыкальных форм), О. С. Виноградова (специальное фортепиано, история исполнительских стилей). По собственной инициативе Станислав Петрович обучался дирижерскому искусству в классе М. А. Самору-ковой, вокальному мастерству в классе Е. Г. Крестинского. Необычайное трудолюбие, творческое горение, внутренняя дисциплина и высокая требовательность к себе позволили Стразову успешно освоить все названные программы и окончить консерваторию с двумя отличными дипломами: в 1966 году — как композитор, 1967 году — как пианист.
Еще учась на втором курсе, Стразов начал преподавать гармонию и полифонию студентам исполнительских факультетов консерватории. Терпеливо и настойчиво объясняя сложный материал, он всегда находил доходчивые способы его освоения. Ранний опыт педагогической работы послужил стимулом к разработке авторской методики преподавания данных дисциплин, доказавшей свою эффективность. Позднее, уже являясь доцентом, а затем — профессором кафедры композиции, С. П. Стразов вел специальные курсы сочинения, инструментовки, чтения симфонических партитур, специальный класс (музыковедение). При этом всегда сохранялось его стремление найти особый, творческий подход, позволяющий студентам быстрее и эффективнее осва-
С-'
ивать учебный материал — в этом проявился талант С. П. Стразова как педагога-методиста.
В последующие годы деятельности ярко раскрылся и композиторский талант С. П. Стразова. Его наследие охватывает многие жанровые сферы: симфоническую, камерно-инструментальную, вокальную, хоровую, театральную и киномузыку. Многие сочинения рождались в результате творческого сотрудничества с ведущими музыкантами и исполнительскими коллективами Нижнего Новгорода: дирижерами Л. Сивухиным, Г. Муратовым, С. Смирновым, В. Будниковым, В. Кузнецовым, инструменталистами Н. Фадеевым, Г. Гав-риловым, Ю. Бардиным, С. Малыхиным, М. Котоминым, Ф. Шушеньковым, вокалистами А. Главиным, Л. Коржаковой, Е. Щербининой. Замечательные работы в области киномузыки, такие как «Болдин-ская бессонница», «Начало биографии», появились благодаря инициативе режиссера Ю. Беспалова.
Творчество С. П. Стразова имеет ярко выраженный национальный характер. Его музыке присущ мелодизм широкого дыхания, теплота и искренность высказывания. Не случайно обращение автора к образам русской поэзии в вокальных и хоровых сочинениях. В произведениях С. П. Страз-ова искренний тон и сердечность, тонкий проникновенный лиризм сочетаются с масштабностью выражения чувств, силой эмоционального воздействия, что неизменно привлекает слушателей и музыкантов-исполнителей. Притягательность музыки С. П. Стразова, наряду с ее художественными качествами, основана на глубоком понимании автором выразительных возможностей того или иного инструмента, хора, певческого голоса. Сочинения С. П. Стразова исполняются в России и за рубежом, включаются в концертные программы фестивалей, российских и международных конкурсов, находят широкое применение в педагогической практике как благодатный материал для творческого роста молодых музыкантов-исполнителей. Художественные достоинства сочинений С. П. Стразова многократно
К юбилею Нижегородской консерватории
<3
отмечались премиями на всесоюзных и всероссийских конкурсах и фестивалях.
С годами совершенствовалось исполнительское мастерство С. П. Стразова. Унаследовав от своего педагога О. С. Виноградовой традиции пианизма игумнов-ской школы, он успешно выступал в концертных залах Москвы, Ленинграда, Минска и других городов как солист, играл с оркестром, в камерных ансамблях, аккомпанировал певцам и хору. Его концертный репертуар включал огромное количество произведений западноевропейской и русской музыки, в том числе фортепианные концерты Листа, Шопена, Грига, Чайковского, Рахманинова, Скрябина, Прокофьева, Шостаковича. Его фортепианной игре была свойственна масштабность, виртуозное владение техникой в сочетании с одухотворенностью, интонационной гибкостью, творческим подходом к трактовке произведений. Проникновенными и захватывающими были исполнительские интерпретации собственных сочинений.
Дирижерское мастерство С. П. Страз-ова оттачивалось в работе с симфоническим оркестром Дзержинского музыкального училища, которым он руководил в течение 10 лет, добившись значительного профессионального роста коллектива. Особенно запомнились концертные исполнения произведений Листа («Прелюды»), Чайковского («Ромео и Джульетта», «Франческа да Римини», «Итальянское каприччио», Четвертая, Пятая и Шестая симфонии), Римского-Корсакова («Ше-херазада», «Испанское каприччио»). В концертах симфонического оркестра Нижегородской филармонии С. П. Стразов продирижировал своими сочинениями: «Праздничной» увертюрой и Концертом для скрипки с оркестром (солист — Николай Фадеев). Неизменно восторженные отклики имели выступления хоровых коллективов, исполнявших сочинения С. П. Стразова под управлением автора.
Дирижерское и исполнительское мастерство С. П. Стразова проявлялось и в занятиях со студентами. Педагог нередко играл по памяти фрагменты из опер и сим-
фонических произведений, иллюстрируя те или иные теоретические положения. Станислав Петрович с легкостью играл с листа сложнейшие партитуры симфонического оркестра, мгновенно «переводя» транспонирующие инструменты в нужную тональность. Рояль звучал как большой оркестр с богатством тембровых красок и динамических нюансов. На уроках полифонического анализа в его мастерском исполнении студенты слушали фуги Баха, Франка, Чайковского, Танеева, Глазунова, Шостаковича.
Для Станислава Петровича на протяжении всей его жизни была характерна неуемная тяга к знаниям, стремление во всем дойти до сути, до истока. Любовь к точным наукам подвигла его на самостоятельное изучение сложных разделов математики и физики, освоение программирования. Полученные знания он успешно применял в своих научных трудах, посвященных акустическим аспектам гармонии и оркестровки («Теория сонантности», «Акустические предпосылки ладотональных отношений», «Заметки об оркестровой акустике»), и в административной работе, которую Станислав Петрович выполнял с 1993 года в должности заместителя проректора по учебной работе консерватории. Созданные им компьютерные программы и методы математического прогнозирования на многие годы обеспечили базу для расчетов учебной нагрузки преподавателей и концертмейстеров, составления и корректировки учебных планов Нижегородской консерватории.
Станислав Петрович всегда оставался скромным, интеллигентным человеком, чутким, открытым и доброжелательным по отношению к коллегам и ученикам. В самых трудных ситуациях он сохранял спокойствие и уверенность в своих силах. И люди знали, что к Станиславу Петровичу всегда можно обратиться не только как к профессору и музыканту, но и как к человеку, готовому прийти на помощь, оказать поддержку мудрым советом или делом.
© Молодова Н. А., 2016
Музыкальное образование и наука № 2 (5) 2016