Научная статья на тему 'С. Н. Терпигорев о Н. И. Костомарове и Т. Г. Шевченко'

С. Н. Терпигорев о Н. И. Костомарове и Т. Г. Шевченко Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
329
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРПИГОРЕВ / ВОСПОМИНАНИЯ / КОСТОМАРОВ / ШЕВЧЕНКО / ЭПОХАЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ / TERPIGOREV / MEMORIES / KOSTOMAROV / SHEVCHENKO / EPOCHAL EVENTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Русский Николай Александрович

Статья построена на основе работы С.Н. Терпигорева-Атавы (1841-1895) «Воспоминания», опубликованной в шестом томе собрания сочинений писателя, где он, в частности, рассказывает о своих юношеских впечатлениях после встреч с любимым университетским профессором Н.И. Костомаровым, вспоминает потрясшую его картину многолюдных народных похорон Т.Г. Шевченко. Автор статьи делает попытку провести параллель между фактами биографии Шевченко и судьбой одного из персонажей очерка С.Н. Терпигорева «Две жизни поконченная и призванная»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

S.N. Terpigorev about N.I. Kostomarov and T.G. Shevchenko

The article is based on the work by S.N. Terpigorev-Atava (1841-1895) Memories, published in the sixth volume of the collected works by the writer, where he tells about his youth impressions after the meetings with the favourite University Professor N.I. Kostomarov, remembers the picture of T.G. Shevchenkos funeral, which shook him. The author of the article makes an attempt to draw a parallel between the facts of Shevchenkos biography and the fate of one of the characters of S.N. Terpigorevs essay Two Lives Finished and Called Up.

Текст научной работы на тему «С. Н. Терпигорев о Н. И. Костомарове и Т. Г. Шевченко»

С Н ТЕРПИГОРЕВ ОНИ КОСТОМАРОВЕ И Т Г ШЕВЧЕНКО

Н А .Русский

Статья построена на основе работы СН. Терпигорева-Атавы (1841-1895) «Воспоминания», опубликованной в шестом томе собрания сочинений писателя, где он, в частности, рассказывает о своих юношеских впечатлениях после встреч с любимым университетским профессором Н И .Костомаровым, вспоминает потрясшую его картину многолюдных народных похорон Т Г .Шевченко .Автор статьи делает попытку провести параллель между фактами биографии Шевченко и судьбой одного из персонажей очерка С Н .Терпигорева «Две жизни - поконченная и призванная».

Ключевые слова: Терпигорев, воспоминания, Костомаров, Шевченко, эпохальные события .

В своих «Воспоминаниях» умудренный жизнью, ставший известным писателем СН. Терпигорев рассказывает о своей юности, о годах учебы в Тамбовской гимназии и Петербургском университете, о начале творческого пути, о первых ярких опытах в пуб -лицистике, о знакомстве и дружбе с видными деятелями науки и литературы. Среди этих имен с особой любовью и почтительностью автор вспоминает имя университетского профессора Николая Ивановича Костомарова, с которым он сблизился в трудный момент студенческих волнений.

НИ. Костомаров (1817-1885) - выдающийся русский и украинский историк, писатель, исследователь украинского фольклора и древних актов, автор трудов по социально -политической и экономической истории России и Украины. Кроме того, его перу принадлежат исторические пьесы, повести, стихи на украинском и русском языках .

Терпигорев вспоминает, что когда ему, как сказали бы сейчас, абитуриенту из Тамбова, предстояло держать в университете вступительный экзамен «из истории», он узнал, «что профессор, наблюдающий за экзаменом, Костомаров, наш бич еще с пятого класса, - Костомаров, автор Богдана Хмельницкого , Стеньки Разина и проч . Мы, я помню, два года еще назад читали его и перечитывали . Послезавтра я его увижу на экзаме -не, быть может, он будет еще и спрашивать меня» [1].

«Бичом» тамбовских гимназистов оказался старичок «ниже среднего роста,с красным лицом, в золотых очках, которые он то и дело поправлял, широко растопыривая при этом пальцы » [1, с. 487].

Поступив в университет, Сергей Терпигорев «при первом же знакомстве почувство-

вал необыкновенное, какое-то душевное и сердечное расположение к НИ. Костомаро-ву, перешедшее потом чуть ли не в обожание его.

Скромный, старый, однако же вдруг капризный, он был мил мне своей простотой, искренней, задушевной. Это все, конечно, усиливалось еще обаянием его старости и горьким его прошедшим, которое я, конечно, хорошо и давно уже знал и не от него при том .Чем-то детски чистым и наивным веяло от этого человека» [1, с. 523].

О «горьком прошедшем» петербургского профессора, о котором обмолвился писатель, помнила вся мыслящая Россия - это было «дело» киевского Кирилло-Мефодиевского братства, одним из лидеров которого был Костомаров. Начиналось оно в середине 40-х гг. ХЖ в. с небольшого кружка либеральной украинской молодежи, группировавшейся вокруг любимого писателя и ученого . Как пишет К Г. Паустовский, «моло -дежь эта была враждебна крепостному праву и считала, что оно может быть уничтожено с помощью самих же «раскаявшихся» помещиков. Надлежало только вдохновить на освобождение крестьян лучших из помещиков и сделать это, воздействуя на них наукой и поэзией» [2].

Постепенно киевский кружок разночинной интеллигенции разросся в тайное Ки-рилло -Мефодиевское общество, целью кото -рого было освобождение Украины, ликвидация крепостного права, создание всеславянской федеративной республики, так называемых «Славянских Соединенных Штатов».

В сорок третьем году на Украину в ореоле славы вернулся человек, перед поэзией которого Костомаров преклонялся и которого тоже вовлек в «братство». Это был Тарас

Шевченко - бывший крепостной, выкупленный у барина лучшими художниками России, блестяще закончивший Петербургскую Академию художеств, талантливый живописец и поэт.К этому времени его «Кобзарь», поэмы «Катерина» и «Гайдамаки» вышли уже отдельными книгами. «По словам Костомарова, «Тарасова муза прервала какой-то подземный заклеп, уже несколько веков запертый многими замками, запечатанный многими печатями» [2].

Та поездка Шевченко по родным краям была связана с созданием большого художественного альбома «Живописная Украина», куда должны были войти гравюры, дающие представление о природе, истории, лесах и реках, соборах, городах и селениях удивительной страны - Малороссии. Картины должны были быть написаны и выгравированы Шевченко, а прокомментировать их пред -стояло историку Бодянскому и украинскому писателю Кулишу.

Оказавшись в Киеве, «вольный», любимый народом художник и «кобзарь» был принят с распростертыми объятиями и интеллигенцией и простым народом. С радостью встретили его и в «братстве», вокруг которого объединились тогда многие передовые умы Украины.

Но вскоре это тайное общество постигла та же участь, что и многие другие организации, воодушевленные антикрепостническими идеями.В ряды прекраснодушных интеллигентов под видом соратника проник соглядатай, некий студент Петров, по доносу которого «братство» было разгромлено властями . Весной 1847 г. арестовали Н И. Костомарова , ПА. Кулиша, ВМ. Белозерского, НИ. Гулака, НИ. Савича, других членов «братства». ТГ. Шевченко был арестован в дороге, когда он, возвращаясь из Чернигова в Киев, переправлялся на пароме через Днепр .

Суд оказался для тогдашнего времени довольно мягким . Многих арестованных отпустили . Руководители и наиболее активные члены были приговорены к относительно небольшим срокам заключения и ссылкам. Николай Иванович Костомаров по приговору был осужден на год тюремного заключения, а после тюрьмы сослан в Саратов, где служил при губернаторе .А вот Тарас Шевченко снова надолго распростился со своей волей. Он был приговорен к ссылке рядовым солда-

том в Оренбургский батальон «с правом выслуги», т.е.на неопределенное время,по сути , на бессрочную каторгу. На листе приго -вора поэту и художнику была личная приписка Николая I: «под строжайший присмотр, запретить писать и рисовать». Участие Шевченко в деятельности «братства» оказалось лишь поводом к аресту,главное же обвинение ему было предъявлено как автору крамольных стихов. Он был тайно отправлен в Оренбург, оттуда - в Орскую крепость .Два года спустя бесправного солдата перевели в Ново -Петровское укрепление на полуострове Мангышлак - это бесплодное восточное побережье Каспийского моря.

В Петербург постаревший, измученный, больной ссыльный художник возвратился лишь спустя десять лет, в 1857 г. Его освобо -дили после многократных прошений, с кото -рыми к новому государю обращалась влиятельная чета - тогдашний Президент Академии художеств, известный живописец, медальер , скульптор и график Федор Петрович Толстой и его жена Настасья Ивановна [2].

Вернувшись в Петербург, Шевченко снова окунулся в напряженную работу в Академии художеств, всерьез занялся гравю -рой. И, конечно, возобновил дружбу с про -фессором университета Николаем Ивановичем Костомаровым, в доме у которого он, кстати, познакомился еще с одним тогдашним властителем дум - Н Г .Чернышевским.

Умер тяжело больной Шевченко в феврале 1861 г., спустя неделю после объявления долгожданной «воли» - манифеста об отмене в России крепостного права.

В «Воспоминаниях» СН. Терпигорева рассказ о похоронах Шевченко смотрится как самостоятельная новелла.

«... В этот день шел сильный снег, и хло -пья его так и валились, покрывая и землю, и экипажи, и лошадей, и людей, которые шли и ехали за печальным шествием. Шевченку отпевали, или он стоял по крайней мере, в церкви Академии художеств, а оттуда его вынесли, чтобы временно предать земле на Смоленском кладбище, так как почему-то, не помню,нельзя его было вести прямо в Малороссию на то место, где он был похоронен впоследствии уже .За гробом шло много студентов, почти весь университет, вся академия , все профессора и масса публики. Вся Университетская набережная от Дворцового

до Николаевского моста была буквально запружена народом.

... Я свидетельствую. что из всех похорон , какие я видел с того времени, ни одни не носили на себе отпечатка и характера той искренности и простоты, безыскусственности и неподготовленности, как эти Шевчен-кины. Я видел потом похороны Некрасова, Достоевского, Тургенева, Салтыкова, людей, конечно, более крупных в литературе, чем Шевченко,но они,эти их похороны,все были отравлены проявлением противного, искусственно-деланного, тенденциозного, административного духа. Похороны Шевченко были еще чисты от этого балаганного гаерства , не переносимого искренним чувством. Ни пальмовых, ни лавровых венков, ни лент с надписью, никаких этих бутафорских принадлежностей, в одинаковом изобилии выражавших на последних похоронах скорби «народа» и по поводу смерти Некрасова, и удавившегося прогоревшего лилипута-еврея, обиравшего в течение целой войны и погонщиков -мужиков и казну. На похоронах Шев -ченки, может быть, и было несколько венков, но их приняли и положили ему на гроб не для показа и ни в коем случае не как демонстрацию против кого-то и почему-то. Это употребление из праха покойного не было сделано. » [1, с. 525].

На Смоленском кладбище студент-правовед Терпигорев оказался рядом с готовой могилой. «И вдруг я увидал возле себя, без шапки, в спустившейся с одного плеча енотовой шубе, Костомарова с растерянным, и, мне показалось, заплаканным лицом. Он казался невыразимо жалким, сиротливым в это время. ждал ли он, когда принесут, что -бы опустить, наконец, в могилу его закадычного друга Шевченку... но только он все оглядывался , тяготился, стоя на месте, путался в шубе и, наконец, вдруг споткнулся и упал. Я кинулся и помог ему встать вместе с другими. » [1, с. 525].

По пути с кладбища люди тихо переговаривались между собой. Всех взволновала необыкновенно теплая, прочувствованная речь, которую на могиле художника сказал профессор Костомаров . Правда, он не сумел ее докончить, зарыдал и молча отошел.

Судьба Тараса Шевченко, чья жизнь была полна страданиями, унижениями, но и триумфом художника, волновала в России

многих. Внимательно следили за всеми ее перипетиями, например петрашевцы. И, конечно, она не могла не взволновать впечатлительного одаренного юношу Терпигорева. В его известном очерке «Две жизни - поконченная и призванная», вошедшем в цикл «Потревоженные тени», рассказывается о судьбе другого талантливого крепостного художника. В первоначальном варианте название было такое: «Рафаэль Иван Степанович . (Из семейных летописей)». Как и многие другие, это произведение Терпигорева во многом автобиографично.В образе жестокого крепостника Петра Васильевича Скурля-това выведен родной дядя автора, старший брат его матери Николай Иванович Рахманинов (1823-1887) [3]. А вот кто был реальным прототипом погубленного им живописца, установить не удалось. Однако можно пред -положить, что, создавая этот пронзительный и горький образ, писатель не мог не думать о сходстве судеб знаменитого Тараса Шевченко и безвестного крепостного Ивана, сына «Степанки -пчелинца».

Из биографии Т Г . Шевченко мы знаем, что он был крепостным богатого помещика Энгельгардта, у которого и на Украине, и в Прибалтике были имения. Сначала пастушок, потом комнатный «казачок», которого вместе с другой дворней перевезли из Малороссии в Вильно, потом в Варшаву, потом в Петербург, все время, несмотря на суровые наказания, пытался рисовать. Наконец, барин решил сделать из него домашнего живописца и отдал его в ученье грубому и необразованному маляру. В редкие свободные часы - это было в период удивительных для южанина белых ночей - подросток уходил в Летний сад и на клочках бумаги делал наброски с великолепных статуй. Волей случая здесь на него и обратил внимание питерский художник Сошенко. Разглядев набросок, он велел Тарасу прийти со своими рисунками к нему в мастерскую. Поняв, насколько одарен обездоленный подросток, он познакомил его с такими корифеями, как АГ. Венецианов и К П. Брюллов, рассказал о нем в дружеском кругу писателям и музыкантам. Сообща они решили помочь Шевченко получить настоящее художественное образование. Но как это сделать для человека, являющегося полной собственностью помещика? Сначала они устроили так, что он смог посещать занятия в

Академии художеств. Чтобы добиться осво -бождения мальчика, Брюллов и Венецианов обратились к Энгельгардту. Тот согласился отпустить своего крепостного за выкуп .Цену назначил немыслимую для того времени -две с половиной тысячи рублей.Таких денег у ходатаев не было. Тогда поступили так. Брюллов написал потрет знаменитого поэта В А. Жуковского (гоже озабоченного судь -бой мальчика),и он был разыгран в лотерею. Продать холст кисти легендарного Карла Брюллова удалось как раз за две с половиной тысячи рублей - цену Тарасовой свободы [2].

Терпигоревский герой Иван, бывший барский поваренок,также ребенком попадает в Петербург и, благодаря участию какого -то живописца, повзрослев, начинает заниматься в Академии художеств. Да такие проявляет способности, что педагоги решают послать его за границу для дальнейшей учебы. Препятствием было крепостное состояние юноши . Окрыленный творческими удачами, он отваживается попросить «вольную» у своего барина Скурлятова, живущего в Тамбовской губернии,и пишет ему письмо .Тот обещает отпустить крепостного на волю,но настаивает на его приезде в имение. И вот, вооружившись рекомендательными письмами видных столичных деятелей искусства и науки , в частности профессора П А. Плетнева, молодой живописец приезжает из Петербурга в поместье Покровское. Он полон надежд, манеры у него учтивые, одет по моде, волосы до плеч. Однако у барина свое представление о будущем Ивана .Уже наутро после встречи тот был нещадно выпорот на конюшне, острижен под гребенку, переодет в суконную ливрейную куртку и приставлен к малярным работам. Рекомендательные письма столичных светил помещик воспринял как личное оскорбление. Оказывается, он когда-то сам обращался к властям за разрешением на заграничную поездку, но получил отказ, поскольку за какие-то прегрешения был в опале . Да разве он отпустит на волю раба, чтобы тот увидел мир,закрытый для господина?

Несколько раз живописец пытался бежать , мечтая добраться до своих защитников в столице, но его каждый раз возвращали к помещику и безжалостно наказывали. Он страшно запил, не пережив своего горя . Ко -гда его мучитель умер, семья героя-рассказчика готова была помочь несчастно-

му . Однако художник был уже сломан и не способен подняться .Так и сгинул.

Но вернемся к Костомарову, который, как пишет Терпигорев в своих «Воспоминаниях», «тогда был положительно бог студентов . В его аудитории. самой большой, не хватало места; студенты сидели и стояли на окнах, сидели друг у друга на коленях, и во все продолжение лекции была мертвая тишина, но когда она оканчивалась, бывал взрыв аплодисментов, и он должен был про -ходить всю аудиторию между двумя стенами стоявших и хлопавших ему студентов и посторонних слушателей, которых тогда было сколько угодно на всех лекциях» [1, с . 527].

Когда в университетах Москвы и Петербурга студенчество волновалось накануне предстоящей реформы образования, Терпигорев наблюдал, как на этого кумира учащейся молодежи вдруг обрушился шквал ее ненависти. Несмотря на то, что университе -ты были на неопределенное время закрыты, некоторым профессорам было разрешено читать свои лекции в зале столичной Думы. Был среди них иНИ. Костомаров .Убежденный, что знания выше любых либеральных настроений и беспорядков, он, несмотря на угрозы подстрекателей, не согласился отменять свои лекции. Зал был полон людей, взвинченных скандальными заводилами, слышались оскорбительные выкрики, что ему не дадут читать, свист, кто-то лез к кафедре с кулаками. Потрясенный старый про -фессор все же сумел заставить крикунов слушать себя и сказал,что они жалки ему,и сравнил их с Репетиловыми и Расплюевыми.

«Так вот была устроена ему этими господами та безобразная история в думе, кото -рая позорной памятью легла на все, в сущно -сти, невинные волнения и беспорядки того времени. » [1, с. 529].

1. Терпигорев СН. (С.Атава). //Собр .соч.:в 6 т. СПб , 1899. Т. 6. С. 486.

2. Паустовский КГ. О художниках. М, 1993. С. 26.

3. История русской литературы: в 9 т. М.; Л , 1956. Т. 9. Ч. 2. С. 266.

Поступила в редакцию 15.012008 г.

Russky N A. S N . TerpijoiBV about N I. Kostom arov and T G . Shevchenko. The article is based on the work by

SN. Tapxjoisv-AtHva (1841-1895) "M emories", published in the sixth volum e of the collected w oiks by the writer, where he teUs about his youth impressions after the meetings with the favourite University Professor N I. Kostomarov, r=m embers the picture of TG. Shevchenko's funeral, which shook him . The author of the article makes

an attem pt to draw a parallel betw een the facts of Shevchenko ' s biography and the fate of one of the characters of S N . Terpigorev's essay "Two Lives - Finished and Called Up".

Key words. Terpigorev, memories, Kostomarov, Shevchenko, epochal events.

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЕВАНГЕЛЬСКОЙ ЦИТАТЫ «Я НЕ МИР,

А МЕЧ ПРИНЕС» В РОМАНЕ Л Н ТОЛСТОГО «АННА КАРЕНИНА»

О А .Кириченко

В статье анализируется функционирование евангельской цитаты «Л не мир, а меч принес» (в Библии - «... не мир пришел Я принести, но меч» (Мф. 10 34) в романе ЛН. Толстого «Анна Каренина». На основании проведенного исследования делается вывод о том, что автор романа воспринимал религию как отражение знания, которое вложено Богом в душу человека, и призывал в вопросах веры руководствоваться этим знанием, а не человеческой логикой.

Ключевые слова: роман, цитата, Библия, война, Бог.

Несколько перефразированное изречение Христа из Евангелия от Матфея «Я не мир, а меч принес» (в Библии - «... не мир пришел Я принести, но меч» Матф. 10 34) звучит в последней части романа «Анна Каренина» в ходе обсуждения писателем Сергеем Ивановичем Кознышевым и его сводным братом помещиком Константином Левиным «Славянского вопроса и Сербской войны»1.

В современной России на волне возрождающегося интереса к религии, и в частности к традиционному вероисповеданию - православию , вопрос о значении этого изречения является актуальным. Можно ли считать его разрешением посредством убийства и войны защищать и оберегать себя и свое отечество и как согласовать его с миролюбивым характером учения Христа, с заповедями не убивать Матф. 5 21), любить врагов Матф. 5 44) - эти проблемы сегодня обсуждаются на религиозных сайтах, в телевизионных передачах, массовой литературе ит.д. Однако в связи с романом «Анна Каренина» изречение «Я не мир, а меч принес» никогда не становилось предметом рассмотрения исследователей .

1 Здесь и далее данное обозначение заимствовано нами из романа «Анна Каренина» и дается в кавычках: «В среде людей, к которым принадлежал Сергей Иванович , в это время ни о чем другом не говорили и не писали, как о Славянском вопросе и Сербской войне» [1].

Как уже было сказано, в романе это изречение цитируется в ходе обсуждения «Славянского вопроса и Сербской войны». Этими терминами Л Н. Толстой обозначил реальные исторические события, происходившие на международной политической арене в 70-е гг. XIX в. (время создания романа «Анна Каренина») и нашедшие отклик в русском обществе того времени.

Речь идет о национально-освободительном движении славянских народов Балканского полуострова против ига Османской империи (мусульманской Турции). События развивались в следующей хронологии. В 1875 г. (год начала публикации романа «Анна Каренина» в журнале «Русский вестник») произошло восстание славян в Боснии и Герцеговине. Годом позже была сделана попытка восстания в Болгарии.В том же году войну Турции объявили Сербия и Черногория. В России сопротивление славян турецкому гнету было поддержано Славянскими благотворительными комитетами, которые собирали пожертвования и организовывали отправку добровольцев в Сербию [2].

Герои романа «Анна Каренина» являются участниками этих событий. Организацию добровольческой кампании поддерживают представители высшего света графиня Лидия Ивановна и мадам Шталь. В составе добровольческой армии на Балканы отправляется Алексей Вронский и его друг Яшвин. «Место

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.