С Н ТЕРПИГОРЕВ ОНИ КОСТОМАРОВЕ И Т Г ШЕВЧЕНКО
Н А .Русский
Статья построена на основе работы СН. Терпигорева-Атавы (1841-1895) «Воспоминания», опубликованной в шестом томе собрания сочинений писателя, где он, в частности, рассказывает о своих юношеских впечатлениях после встреч с любимым университетским профессором Н И .Костомаровым, вспоминает потрясшую его картину многолюдных народных похорон Т Г .Шевченко .Автор статьи делает попытку провести параллель между фактами биографии Шевченко и судьбой одного из персонажей очерка С Н .Терпигорева «Две жизни - поконченная и призванная».
Ключевые слова: Терпигорев, воспоминания, Костомаров, Шевченко, эпохальные события .
В своих «Воспоминаниях» умудренный жизнью, ставший известным писателем СН. Терпигорев рассказывает о своей юности, о годах учебы в Тамбовской гимназии и Петербургском университете, о начале творческого пути, о первых ярких опытах в пуб -лицистике, о знакомстве и дружбе с видными деятелями науки и литературы. Среди этих имен с особой любовью и почтительностью автор вспоминает имя университетского профессора Николая Ивановича Костомарова, с которым он сблизился в трудный момент студенческих волнений.
НИ. Костомаров (1817-1885) - выдающийся русский и украинский историк, писатель, исследователь украинского фольклора и древних актов, автор трудов по социально -политической и экономической истории России и Украины. Кроме того, его перу принадлежат исторические пьесы, повести, стихи на украинском и русском языках .
Терпигорев вспоминает, что когда ему, как сказали бы сейчас, абитуриенту из Тамбова, предстояло держать в университете вступительный экзамен «из истории», он узнал, «что профессор, наблюдающий за экзаменом, Костомаров, наш бич еще с пятого класса, - Костомаров, автор Богдана Хмельницкого , Стеньки Разина и проч . Мы, я помню, два года еще назад читали его и перечитывали . Послезавтра я его увижу на экзаме -не, быть может, он будет еще и спрашивать меня» [1].
«Бичом» тамбовских гимназистов оказался старичок «ниже среднего роста,с красным лицом, в золотых очках, которые он то и дело поправлял, широко растопыривая при этом пальцы » [1, с. 487].
Поступив в университет, Сергей Терпигорев «при первом же знакомстве почувство-
вал необыкновенное, какое-то душевное и сердечное расположение к НИ. Костомаро-ву, перешедшее потом чуть ли не в обожание его.
Скромный, старый, однако же вдруг капризный, он был мил мне своей простотой, искренней, задушевной. Это все, конечно, усиливалось еще обаянием его старости и горьким его прошедшим, которое я, конечно, хорошо и давно уже знал и не от него при том .Чем-то детски чистым и наивным веяло от этого человека» [1, с. 523].
О «горьком прошедшем» петербургского профессора, о котором обмолвился писатель, помнила вся мыслящая Россия - это было «дело» киевского Кирилло-Мефодиевского братства, одним из лидеров которого был Костомаров. Начиналось оно в середине 40-х гг. ХЖ в. с небольшого кружка либеральной украинской молодежи, группировавшейся вокруг любимого писателя и ученого . Как пишет К Г. Паустовский, «моло -дежь эта была враждебна крепостному праву и считала, что оно может быть уничтожено с помощью самих же «раскаявшихся» помещиков. Надлежало только вдохновить на освобождение крестьян лучших из помещиков и сделать это, воздействуя на них наукой и поэзией» [2].
Постепенно киевский кружок разночинной интеллигенции разросся в тайное Ки-рилло -Мефодиевское общество, целью кото -рого было освобождение Украины, ликвидация крепостного права, создание всеславянской федеративной республики, так называемых «Славянских Соединенных Штатов».
В сорок третьем году на Украину в ореоле славы вернулся человек, перед поэзией которого Костомаров преклонялся и которого тоже вовлек в «братство». Это был Тарас
Шевченко - бывший крепостной, выкупленный у барина лучшими художниками России, блестяще закончивший Петербургскую Академию художеств, талантливый живописец и поэт.К этому времени его «Кобзарь», поэмы «Катерина» и «Гайдамаки» вышли уже отдельными книгами. «По словам Костомарова, «Тарасова муза прервала какой-то подземный заклеп, уже несколько веков запертый многими замками, запечатанный многими печатями» [2].
Та поездка Шевченко по родным краям была связана с созданием большого художественного альбома «Живописная Украина», куда должны были войти гравюры, дающие представление о природе, истории, лесах и реках, соборах, городах и селениях удивительной страны - Малороссии. Картины должны были быть написаны и выгравированы Шевченко, а прокомментировать их пред -стояло историку Бодянскому и украинскому писателю Кулишу.
Оказавшись в Киеве, «вольный», любимый народом художник и «кобзарь» был принят с распростертыми объятиями и интеллигенцией и простым народом. С радостью встретили его и в «братстве», вокруг которого объединились тогда многие передовые умы Украины.
Но вскоре это тайное общество постигла та же участь, что и многие другие организации, воодушевленные антикрепостническими идеями.В ряды прекраснодушных интеллигентов под видом соратника проник соглядатай, некий студент Петров, по доносу которого «братство» было разгромлено властями . Весной 1847 г. арестовали Н И. Костомарова , ПА. Кулиша, ВМ. Белозерского, НИ. Гулака, НИ. Савича, других членов «братства». ТГ. Шевченко был арестован в дороге, когда он, возвращаясь из Чернигова в Киев, переправлялся на пароме через Днепр .
Суд оказался для тогдашнего времени довольно мягким . Многих арестованных отпустили . Руководители и наиболее активные члены были приговорены к относительно небольшим срокам заключения и ссылкам. Николай Иванович Костомаров по приговору был осужден на год тюремного заключения, а после тюрьмы сослан в Саратов, где служил при губернаторе .А вот Тарас Шевченко снова надолго распростился со своей волей. Он был приговорен к ссылке рядовым солда-
том в Оренбургский батальон «с правом выслуги», т.е.на неопределенное время,по сути , на бессрочную каторгу. На листе приго -вора поэту и художнику была личная приписка Николая I: «под строжайший присмотр, запретить писать и рисовать». Участие Шевченко в деятельности «братства» оказалось лишь поводом к аресту,главное же обвинение ему было предъявлено как автору крамольных стихов. Он был тайно отправлен в Оренбург, оттуда - в Орскую крепость .Два года спустя бесправного солдата перевели в Ново -Петровское укрепление на полуострове Мангышлак - это бесплодное восточное побережье Каспийского моря.
В Петербург постаревший, измученный, больной ссыльный художник возвратился лишь спустя десять лет, в 1857 г. Его освобо -дили после многократных прошений, с кото -рыми к новому государю обращалась влиятельная чета - тогдашний Президент Академии художеств, известный живописец, медальер , скульптор и график Федор Петрович Толстой и его жена Настасья Ивановна [2].
Вернувшись в Петербург, Шевченко снова окунулся в напряженную работу в Академии художеств, всерьез занялся гравю -рой. И, конечно, возобновил дружбу с про -фессором университета Николаем Ивановичем Костомаровым, в доме у которого он, кстати, познакомился еще с одним тогдашним властителем дум - Н Г .Чернышевским.
Умер тяжело больной Шевченко в феврале 1861 г., спустя неделю после объявления долгожданной «воли» - манифеста об отмене в России крепостного права.
В «Воспоминаниях» СН. Терпигорева рассказ о похоронах Шевченко смотрится как самостоятельная новелла.
«... В этот день шел сильный снег, и хло -пья его так и валились, покрывая и землю, и экипажи, и лошадей, и людей, которые шли и ехали за печальным шествием. Шевченку отпевали, или он стоял по крайней мере, в церкви Академии художеств, а оттуда его вынесли, чтобы временно предать земле на Смоленском кладбище, так как почему-то, не помню,нельзя его было вести прямо в Малороссию на то место, где он был похоронен впоследствии уже .За гробом шло много студентов, почти весь университет, вся академия , все профессора и масса публики. Вся Университетская набережная от Дворцового
до Николаевского моста была буквально запружена народом.
... Я свидетельствую. что из всех похорон , какие я видел с того времени, ни одни не носили на себе отпечатка и характера той искренности и простоты, безыскусственности и неподготовленности, как эти Шевчен-кины. Я видел потом похороны Некрасова, Достоевского, Тургенева, Салтыкова, людей, конечно, более крупных в литературе, чем Шевченко,но они,эти их похороны,все были отравлены проявлением противного, искусственно-деланного, тенденциозного, административного духа. Похороны Шевченко были еще чисты от этого балаганного гаерства , не переносимого искренним чувством. Ни пальмовых, ни лавровых венков, ни лент с надписью, никаких этих бутафорских принадлежностей, в одинаковом изобилии выражавших на последних похоронах скорби «народа» и по поводу смерти Некрасова, и удавившегося прогоревшего лилипута-еврея, обиравшего в течение целой войны и погонщиков -мужиков и казну. На похоронах Шев -ченки, может быть, и было несколько венков, но их приняли и положили ему на гроб не для показа и ни в коем случае не как демонстрацию против кого-то и почему-то. Это употребление из праха покойного не было сделано. » [1, с. 525].
На Смоленском кладбище студент-правовед Терпигорев оказался рядом с готовой могилой. «И вдруг я увидал возле себя, без шапки, в спустившейся с одного плеча енотовой шубе, Костомарова с растерянным, и, мне показалось, заплаканным лицом. Он казался невыразимо жалким, сиротливым в это время. ждал ли он, когда принесут, что -бы опустить, наконец, в могилу его закадычного друга Шевченку... но только он все оглядывался , тяготился, стоя на месте, путался в шубе и, наконец, вдруг споткнулся и упал. Я кинулся и помог ему встать вместе с другими. » [1, с. 525].
По пути с кладбища люди тихо переговаривались между собой. Всех взволновала необыкновенно теплая, прочувствованная речь, которую на могиле художника сказал профессор Костомаров . Правда, он не сумел ее докончить, зарыдал и молча отошел.
Судьба Тараса Шевченко, чья жизнь была полна страданиями, унижениями, но и триумфом художника, волновала в России
многих. Внимательно следили за всеми ее перипетиями, например петрашевцы. И, конечно, она не могла не взволновать впечатлительного одаренного юношу Терпигорева. В его известном очерке «Две жизни - поконченная и призванная», вошедшем в цикл «Потревоженные тени», рассказывается о судьбе другого талантливого крепостного художника. В первоначальном варианте название было такое: «Рафаэль Иван Степанович . (Из семейных летописей)». Как и многие другие, это произведение Терпигорева во многом автобиографично.В образе жестокого крепостника Петра Васильевича Скурля-това выведен родной дядя автора, старший брат его матери Николай Иванович Рахманинов (1823-1887) [3]. А вот кто был реальным прототипом погубленного им живописца, установить не удалось. Однако можно пред -положить, что, создавая этот пронзительный и горький образ, писатель не мог не думать о сходстве судеб знаменитого Тараса Шевченко и безвестного крепостного Ивана, сына «Степанки -пчелинца».
Из биографии Т Г . Шевченко мы знаем, что он был крепостным богатого помещика Энгельгардта, у которого и на Украине, и в Прибалтике были имения. Сначала пастушок, потом комнатный «казачок», которого вместе с другой дворней перевезли из Малороссии в Вильно, потом в Варшаву, потом в Петербург, все время, несмотря на суровые наказания, пытался рисовать. Наконец, барин решил сделать из него домашнего живописца и отдал его в ученье грубому и необразованному маляру. В редкие свободные часы - это было в период удивительных для южанина белых ночей - подросток уходил в Летний сад и на клочках бумаги делал наброски с великолепных статуй. Волей случая здесь на него и обратил внимание питерский художник Сошенко. Разглядев набросок, он велел Тарасу прийти со своими рисунками к нему в мастерскую. Поняв, насколько одарен обездоленный подросток, он познакомил его с такими корифеями, как АГ. Венецианов и К П. Брюллов, рассказал о нем в дружеском кругу писателям и музыкантам. Сообща они решили помочь Шевченко получить настоящее художественное образование. Но как это сделать для человека, являющегося полной собственностью помещика? Сначала они устроили так, что он смог посещать занятия в
Академии художеств. Чтобы добиться осво -бождения мальчика, Брюллов и Венецианов обратились к Энгельгардту. Тот согласился отпустить своего крепостного за выкуп .Цену назначил немыслимую для того времени -две с половиной тысячи рублей.Таких денег у ходатаев не было. Тогда поступили так. Брюллов написал потрет знаменитого поэта В А. Жуковского (гоже озабоченного судь -бой мальчика),и он был разыгран в лотерею. Продать холст кисти легендарного Карла Брюллова удалось как раз за две с половиной тысячи рублей - цену Тарасовой свободы [2].
Терпигоревский герой Иван, бывший барский поваренок,также ребенком попадает в Петербург и, благодаря участию какого -то живописца, повзрослев, начинает заниматься в Академии художеств. Да такие проявляет способности, что педагоги решают послать его за границу для дальнейшей учебы. Препятствием было крепостное состояние юноши . Окрыленный творческими удачами, он отваживается попросить «вольную» у своего барина Скурлятова, живущего в Тамбовской губернии,и пишет ему письмо .Тот обещает отпустить крепостного на волю,но настаивает на его приезде в имение. И вот, вооружившись рекомендательными письмами видных столичных деятелей искусства и науки , в частности профессора П А. Плетнева, молодой живописец приезжает из Петербурга в поместье Покровское. Он полон надежд, манеры у него учтивые, одет по моде, волосы до плеч. Однако у барина свое представление о будущем Ивана .Уже наутро после встречи тот был нещадно выпорот на конюшне, острижен под гребенку, переодет в суконную ливрейную куртку и приставлен к малярным работам. Рекомендательные письма столичных светил помещик воспринял как личное оскорбление. Оказывается, он когда-то сам обращался к властям за разрешением на заграничную поездку, но получил отказ, поскольку за какие-то прегрешения был в опале . Да разве он отпустит на волю раба, чтобы тот увидел мир,закрытый для господина?
Несколько раз живописец пытался бежать , мечтая добраться до своих защитников в столице, но его каждый раз возвращали к помещику и безжалостно наказывали. Он страшно запил, не пережив своего горя . Ко -гда его мучитель умер, семья героя-рассказчика готова была помочь несчастно-
му . Однако художник был уже сломан и не способен подняться .Так и сгинул.
Но вернемся к Костомарову, который, как пишет Терпигорев в своих «Воспоминаниях», «тогда был положительно бог студентов . В его аудитории. самой большой, не хватало места; студенты сидели и стояли на окнах, сидели друг у друга на коленях, и во все продолжение лекции была мертвая тишина, но когда она оканчивалась, бывал взрыв аплодисментов, и он должен был про -ходить всю аудиторию между двумя стенами стоявших и хлопавших ему студентов и посторонних слушателей, которых тогда было сколько угодно на всех лекциях» [1, с . 527].
Когда в университетах Москвы и Петербурга студенчество волновалось накануне предстоящей реформы образования, Терпигорев наблюдал, как на этого кумира учащейся молодежи вдруг обрушился шквал ее ненависти. Несмотря на то, что университе -ты были на неопределенное время закрыты, некоторым профессорам было разрешено читать свои лекции в зале столичной Думы. Был среди них иНИ. Костомаров .Убежденный, что знания выше любых либеральных настроений и беспорядков, он, несмотря на угрозы подстрекателей, не согласился отменять свои лекции. Зал был полон людей, взвинченных скандальными заводилами, слышались оскорбительные выкрики, что ему не дадут читать, свист, кто-то лез к кафедре с кулаками. Потрясенный старый про -фессор все же сумел заставить крикунов слушать себя и сказал,что они жалки ему,и сравнил их с Репетиловыми и Расплюевыми.
«Так вот была устроена ему этими господами та безобразная история в думе, кото -рая позорной памятью легла на все, в сущно -сти, невинные волнения и беспорядки того времени. » [1, с. 529].
1. Терпигорев СН. (С.Атава). //Собр .соч.:в 6 т. СПб , 1899. Т. 6. С. 486.
2. Паустовский КГ. О художниках. М, 1993. С. 26.
3. История русской литературы: в 9 т. М.; Л , 1956. Т. 9. Ч. 2. С. 266.
Поступила в редакцию 15.012008 г.
Russky N A. S N . TerpijoiBV about N I. Kostom arov and T G . Shevchenko. The article is based on the work by
SN. Tapxjoisv-AtHva (1841-1895) "M emories", published in the sixth volum e of the collected w oiks by the writer, where he teUs about his youth impressions after the meetings with the favourite University Professor N I. Kostomarov, r=m embers the picture of TG. Shevchenko's funeral, which shook him . The author of the article makes
an attem pt to draw a parallel betw een the facts of Shevchenko ' s biography and the fate of one of the characters of S N . Terpigorev's essay "Two Lives - Finished and Called Up".
Key words. Terpigorev, memories, Kostomarov, Shevchenko, epochal events.
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЕВАНГЕЛЬСКОЙ ЦИТАТЫ «Я НЕ МИР,
А МЕЧ ПРИНЕС» В РОМАНЕ Л Н ТОЛСТОГО «АННА КАРЕНИНА»
О А .Кириченко
В статье анализируется функционирование евангельской цитаты «Л не мир, а меч принес» (в Библии - «... не мир пришел Я принести, но меч» (Мф. 10 34) в романе ЛН. Толстого «Анна Каренина». На основании проведенного исследования делается вывод о том, что автор романа воспринимал религию как отражение знания, которое вложено Богом в душу человека, и призывал в вопросах веры руководствоваться этим знанием, а не человеческой логикой.
Ключевые слова: роман, цитата, Библия, война, Бог.
Несколько перефразированное изречение Христа из Евангелия от Матфея «Я не мир, а меч принес» (в Библии - «... не мир пришел Я принести, но меч» Матф. 10 34) звучит в последней части романа «Анна Каренина» в ходе обсуждения писателем Сергеем Ивановичем Кознышевым и его сводным братом помещиком Константином Левиным «Славянского вопроса и Сербской войны»1.
В современной России на волне возрождающегося интереса к религии, и в частности к традиционному вероисповеданию - православию , вопрос о значении этого изречения является актуальным. Можно ли считать его разрешением посредством убийства и войны защищать и оберегать себя и свое отечество и как согласовать его с миролюбивым характером учения Христа, с заповедями не убивать Матф. 5 21), любить врагов Матф. 5 44) - эти проблемы сегодня обсуждаются на религиозных сайтах, в телевизионных передачах, массовой литературе ит.д. Однако в связи с романом «Анна Каренина» изречение «Я не мир, а меч принес» никогда не становилось предметом рассмотрения исследователей .
1 Здесь и далее данное обозначение заимствовано нами из романа «Анна Каренина» и дается в кавычках: «В среде людей, к которым принадлежал Сергей Иванович , в это время ни о чем другом не говорили и не писали, как о Славянском вопросе и Сербской войне» [1].
Как уже было сказано, в романе это изречение цитируется в ходе обсуждения «Славянского вопроса и Сербской войны». Этими терминами Л Н. Толстой обозначил реальные исторические события, происходившие на международной политической арене в 70-е гг. XIX в. (время создания романа «Анна Каренина») и нашедшие отклик в русском обществе того времени.
Речь идет о национально-освободительном движении славянских народов Балканского полуострова против ига Османской империи (мусульманской Турции). События развивались в следующей хронологии. В 1875 г. (год начала публикации романа «Анна Каренина» в журнале «Русский вестник») произошло восстание славян в Боснии и Герцеговине. Годом позже была сделана попытка восстания в Болгарии.В том же году войну Турции объявили Сербия и Черногория. В России сопротивление славян турецкому гнету было поддержано Славянскими благотворительными комитетами, которые собирали пожертвования и организовывали отправку добровольцев в Сербию [2].
Герои романа «Анна Каренина» являются участниками этих событий. Организацию добровольческой кампании поддерживают представители высшего света графиня Лидия Ивановна и мадам Шталь. В составе добровольческой армии на Балканы отправляется Алексей Вронский и его друг Яшвин. «Место