Научная статья на тему 'С. А. Лавочкин - конструктор самолётов'

С. А. Лавочкин - конструктор самолётов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
580
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛАВОЧКИН / КОНСТРУКТОР / САМОЛЁТ / ЛА-5 / ЛА-176 / ПВО / "БУРЯ" / ВКЛАД / LAVOCHKIN / DESIGNER / AIRCRAFT / LA-5 / LA-176 / ANTIAIRCRAFT DEFENSE / SS-N-12 "SANDBOX" / CONTRIBUTION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Андреевич М.Н.

Рассматривается деятельность конструктора С. А. Лавочкина, его вклад как в развитие советской авиации и ракетной техники, так и победу во Второй Мировой войне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

S.A. LAVOCHKIN - DESIGNER OF AIRCRAFT

The article considers the activity of the designer S.A. Lavochkin, his contribution to the development of Soviet aviation and missile technology, and the victory in the Second World War.

Текст научной работы на тему «С. А. Лавочкин - конструктор самолётов»

Секция ««Освоение космического пространства: история и современность»

УДК 94 (470)

С.А. ЛАВОЧКИН - КОНСТРУКТОР САМОЛЁТОВ

М. Н. Андреевич Научный руководитель - А. В. Лонин

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Email: kolyaman_only_steam@mail.ru

Рассматривается деятельность конструктора С. А. Лавочкина, его вклад как в развитие советской авиации и ракетной техники, так и победу во Второй Мировой войне.

Ключевые слова: Лавочкин, конструктор, самолёт, Ла-5, Ла-176, ПВО, "Буря ", вклад.

S.A. LAVOCHKIN - DESIGNER OF AIRCRAFT

M. N. Andreevich Scientific Supervisor - A. V. Lonin

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Email: kolyaman_only_steam@mail.ru

The article considers the activity of the designer S.A. Lavochkin, his contribution to the development of Soviet aviation and missile technology, and the victory in the Second World War.

Keywords: Lavochkin, designer, aircraft, La-5, La-176, antiaircraft defense, SS-N-12 «Sandbox», contribution.

Лавочкин Семён Алексеевич - Главный конструктор авиационного конструкторского бюро, генерал-майор инженерно-авиационной службы. Внёс неоценимый вклад как в развитие советской авиации, так и для победы в Великой Отечественной Войне. Создал такие модели истребителей, как Ла-5, Ла-5Ф, Ла-5ФН, Ла-7, которые широко применялись в боях Великой Отечественной войны. Разработал первый отечественный самолёт со стреловидным крылом. Построил опытный истребитель, преодолевший звуковой барьер. Создавал новейшие ракетные системы ПВО для защиты крупных индустриальных центров и провёл испытания первой в мире сверхзвуковой крылатой ракеты «Буря».

• Становление главного конструктора

С.А. Лавочкин родился [1]. 19 августа 1900 года в Смоленске. Рос в небогатой семье с младшими братом и сестрой. Отец был школьным учителем, мать домохозяйкой. После окончания начальной школы родители отдали Семёна в Курскую гимназию, которую он окончил с золотой медалью. В восемнадцать лет его призвали в армию и направили служить в пограничные войска, там проявилась его любовь к машинам. Многие его решения как механика запомнились командиру роты, и видя успехи Лавочкина, он добился у вышестоящего руководства рекомендации для поступления Лавочкина в МВТУ. Перед написанием диплома Лавочкин прошёл практику в конструкторском бюро Туполева, сотрудники которого занимались внедрением в серию первого цельнометаллического бомбардировщика ТБ-1, что несомненно было полезным опытом для выпускника. После выпуска Лавочкин успел поработать в конструкторском бюро француза Поля Ришара, бюро особых конструкций В. А. Чижевского, бригаде конструктора Д. П. Григоровича и по приглашению Туполева, в Главном управлении авиационной промышленности, а также с 1939 работал вместе с В.П. Горбуновым и М.И. Гудковым над линейкой истребителей Лагг.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2017. Том 3

• История создания Ла-5

Лагг-3 оказался неудачной и очень тяжёлой машиной, малопригодной для борьбы с истребителями противника, но при этом обладал мощным вооружением и крепким планером, что позволяло ему успешно бороться с бомбардировщиками противника и проводить штурмовки наземных сил. В связи с этим перед Лавочкиным была поставлена задача повысить лётные качества истребителя Лагг-3. [2] Основную надежду Семён Алексеевич возлагал на доработку двигателя водяного охлаждения М-107, но конструкторы этого двигателя, никак не могли довести его до лётного состояния. Над конструкторским бюро Лавочкина нависла угроза прекращения производства самолётов Лагг-3 в городе Горьком и переводи его в город Тбилиси. Основной конкурент С. А. Лавочкина главный конструктор истребителя Як-1 Яковлев Александр Сергеевич по совместительству являющийся заместителем Народного Комиссара авиационной промышленности СССР стал добиваться передачи Горьковского завода под выпуск истребителей Як. Примерно в это время состоялась случайная встреча Лавочкина и конструктора двигателя М-82 Аркадия Дмитриевича Швецова, который пожаловался, что на складах завода скопилось большое количество неиспользуемых из-за отсутствия самолётов, но уже принятых военной приёмкой двигателей. Он попросил взять его двигатель и поэкспериментировать. Лавочкин согласился. Он выделил трёх инженеров, которые занялись работой. Им удалось установить двигатель М-82 на истребитель Лагг-3. Причём сам Лавочкин слабо верил в эту затею. Неожиданно машина показала хорошие лётные данные, оставалась одна проблема - охлаждение двигателя, но и эту проблему удалось решить установкой нового радиатора, который так же случайно оказался в цеху завода. Информация о новом истребителе дошла до Сталина. После проведения в короткие сроки государственных испытаний, 20 мая 1942 года было поставлено серийное производство истребителей в городе Горьком. Первоначально самолёт назывался Лагг-5, но так как в дальнейшем все работы по данному самолёту вело только конструкторское бюро Лавочкина, название самолёта изменили на Ла-5.

Ла-5 хорошо зарекомендовал себя в боях. Летчики хвалили машину за простоту пилотирования и надёжность. В дальнейшем конструкторское бюро Лавочкина работало над усовершенствованием данной машины, в связи с чем появились такие истребители как Ла-5Ф, ЛА-5ФН, и одна из лучших машин Второй Мировой войны Ла-7, на которой летал трижды Герой Советского Союза Иван Никитович Кожедуб. На Ла-7 он сбил 17 самолетов противника (в том числе реактивный истребитель Ме-262).

• Ла-176 - самолёт, преодолевший скорость звука

В послевоенное время конструкторское бюро Лавочкина стало работать над созданием реактивной техники [3]. В 1945 велась работа по конструированию истребителя Ла-150, который послужил прототипом для создания Ла-160 - первого отечественного истребителя со стреловидным крылом. Ла-150 был истребитель обычной схемы, с прямым крылом, мало отличавшийся по компоновке от самолётов с поршневыми двигателями. Испытания машины начались осенью 1946 года. К этому времени машины конкурентов уже показывали хорошие результаты. Ла-150, хотя и развивал скорость в 850 км/ч, но оказался хуже своих соперников и в серию не пошел. Поэтому силы были брошены на преодоление скорости звука. Ла-176 - первый отечественный реактивный истребитель, преодолевший сверхзвуковой барьер. В Январе 1949 года на Ла-176 была достигнута скорость 1105 км/ч на высоте 7000 м, что соответствует М=1,02.

• Защитные системы ПВО

В разгар холодной войны остро возникла необходимость защиты крупных промышленных районов и городов от налётов бомбардировочной авиации вероятного противника, способной доставить ядерные бомбы, поэтому в 1950 году ОКБ Лавочкина получило ответственное правительственное задание, целью которого было создание новейших ракетных систем ПВО [4].

В первую очередь было необходимо защитить столицу. В кратчайшие сроки были проведены конструкторские, испытательные работы, и к 1955 году вокруг Москвы появились защитные кольца системы ПВО С-25 «Беркут» с зенитными управляемыми ракетами ЗУР-205. Модификации этих ракет ещё долгое время находились на боевом дежурстве.

Секция «Освоение космического пространства: история и современность»

• Межконтинентальная крылатая ракета "Буря"

В конце сороковых, начале пятидесятых годов возникла необходимость доставки ядерных зарядов на большие расстояния для поражения целей вероятного противника. На тот момент ещё не была разработана межконтинентальная баллистическая ракета Р-1, а существующие бомбардировщики не обладали дальностью полёта, при которой можно было поразить заданные цели [5]. Поэтому в 1954 году ОКБ Лавочкина была поручена разработка межконтинентальной крылатой ракеты. В результате к августу 1957 годы была создана межконтинентальная крылатая ракета "Буря". К 1960 году МКР "Буря" прошла испытания. Максимальная дальность полёта данной ракеты составила 8500 км при скорости 3350 км/ч на высоте 25 км, но к моменту окончания испытаний была уже принята на вооружение межконтинентальная меж баллистическая ракета Р-7, которая превосходила по характеристикам МКР "Буря", в результате работы по проекту были остановлены. Однако, проект нельзя назвать неудачным. Множество проведённых исследований и наработок были использованы в будущем.

С. А. Лавочкина внёс неоценимый вклад в развитие советской авиации и ракетной техники. В настоящее время НПО имени Лавочкина является ведущим предприятием ракетно-космической промышленности, проводящей работы по проектированию, изготовлению, испытанию различных космических систем и аппаратов для научных исследований.

Библиографические ссылки

1. С. А. Лавочкин - биография [Электронный ресурс]. URL: http://megabook.ru/article/ Ла-вочкин%20Семен%20Алексеевич (дата обращения: 24.03.2017).

2. Н. В. Якубович ИСТРЕБИТЕЛЬ ЛА-5 Сломавший хребет Люфтваффе [Электронный ресурс]. URL: http://coollib.net/b/269528/read (дата обращения: 25.03.2017).

3. А.Н. Пономарёв Советские авиационные конструкторы. 3-е изд. Испр. и доп. - M.: Воениздат, 1990. - 320 с.

4. ЗРК С-25 "Беркут" - зенитно-ракетная система [Электронный ресурс]. URL: http://kollektsiya.ru/vojska-pvo/606-zrk-s-25-berkut (дата обращения: 23.03.2017).

5. Межконтинентальная крылатая ракета «Буря» [Электронный ресурс]. URL: https:// topwar.ru/37326-mezhkontinentalnaya-krylataya-raketa-burya.html (дата обращения: 20.03.2017).

© Андреевич М. Н., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.