фильными Комитетами Совета Федерации — по экономической политике, предпринимательству и собственности, и Комитетом СФ по аграрно-про-довольственной политике и рыбохозяйственному
комплексу. Вниманию читателей предлагается доклад генерал-майора милиции Т. Н. Москаль-ковой в Совете Федерации, который публикуется в сокращении.
РЫНОК ЗЕМЛИ И ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ОБОРОТА
Генерал-майор милиции Т. Н. МОСКАЛЬКОВА, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, первый заместитель начальника Правового департамента МВД России
В настоящее время в России, обладающей огромным земельно-ресурсным потенциалом, имеет место интенсивный и массовый переход земель в частную собственность. Более трети всех земель, которые государство считает допустимыми к нахождению в частной собственности, уже были приватизированы и вовлечены в рыночный оборот. Ситуация становления рынка земли, повсеместного вовлечения земли в рыночный оборот, формирования института частной собственности на землю характеризуется значительным ростом административных правонарушений и уголовных преступлений.
Во многих регионах России идет массированная скупка земель сельскохозяйственного назначения. При этом скупленные земли не обрабатываются и фактически выводятся из аграрного сектора. В начале 2007 г. губернатор Подмосковья Борис Громов, говоря о крупных приобретателях сель-хозземель заявил, что «практически все они имеют проблемы с документами на землю». Аналогичная ситуация складывается в Карелии, Свердловской области, Красноярском крае, Архангельской области. Похоже, в стране не осталось ни одного региона, где не было бы подобных явлений.
Большой вред обществу, интересам людей наносят уголовно-наказуемые деяния в сфере земельных отношений, так называемые земельные преступления, объектом которых являются оборот земли и отношения землепользователей. Специфика совершаемых земельных преступлений заключается в том, что основная масса посягательств
относится одновременно и к корыстной, и к экономической, и к экологической, и к организованной преступности.
Данное обстоятельство, в свою очередь, неизбежно привело, с одной стороны, к появлению более ухищренных, замаскированных и дерзких способов, а с другой — к распространению данных преступных посягательств, позволяющих говорить в целом о специфическом направлении преступной деятельности в рамках «криминального рынка». К преступлениям этой группы можно отнести:
• совершение незаконных сделок с землей путем фальсификации документов, необходимых для купли-продажи, аренды земельного участка;
• подкуп должностных лиц с целью незаконного получения земельного участка;
• мошеннические действия с земельными участками;
• принуждение к совершению сделки с земельным участком или к отказу от ее совершения;
• вымогательство земельного участка либо отчуждение права собственности на него;
• получение либо вымогательство взятки за содействие в получении земельного участка либо за ускорение процесса его получения;
• умышленные действия, направленные на банкротство невыгодных покупателю предприятий, с целью завладения недвижимостью, в т. ч. земельным участком;
• регистрация незаконных сделок с землей и т. д.
1 (22) - 2008
В Совете Федерации
Повышенную опасность представляют преступления, направленные на завладение землей, сопровождающиеся убийствами, вымогательством.
Их раскрытие крайне затруднительно ввиду постоянного расширения контроля в сфере преступного бизнеса при совершении криминальных сделок с недвижимостью со стороны преступных сообществ, усиления с их стороны противодействия расследованию. При этом действующий Государственный земельный кадастр не только до конца не сформирован в некоторых регионах, но и не содержит конкретных сведений о реальной стоимости земли. В связи с вышеизложенным в настоящее время, пользуясь правовой неосведомленностью и информационным дефицитом о реальной стоимости земли, повсеместно на территории России земля скупается недобросовестными предпринимателями за бесценок по явно заниженным ценам. После чего приобретенные участки некоторое время «консервируются», а затем перепродаются по рекордно высоким ценам под строительство коттеджей, предприятий, заправок, частных домов отдыха и для других целей.
Официальной статистики, касающейся конкретно преступлений в сфере земельного оборота, в настоящее время в России не ведется. Данный вид преступности является частью преступлений против собственности и преступлений в сфере экономической деятельности, и вычленить ее из общего массива преступности очень затруднительно. Динамику развития данного вида преступности можно проследить по имеющимся данным о совершаемых преступлениях, предусмотренных ст. ст. 170 и 254 УК РФ. Наибольшее количество преступлений, связанных как с регистрацией незаконных сделок с землей, так и с порчей земли, совершается в Южном, Центральном и Северо-Западном регионах России.
Данный факт, по нашему мнению, связан, во-первых, со значительной стоимостью (а значит, и экономической привлекательностью, в том числе и для преступных посягательств) земель в Центральном и Северо-Западном регионах, Карелии в связи с приближенностью к городам федерального значения и наличием ценных лесных угодий в обоих регионах, а также с преобладанием ценных земель сельскохозяйственного назначения и идеальных климатических условий для агробизнеса в Южном регионе.
Анализ динамики преступлений, связанных с регистрацией незаконных сделок с землей, свидетельствует о росте посягательств, связанных с незаконным завладением и регистрацией незаконных сделок с землей, коррупцией.
Самую значительную часть посягательств в сфере оборота земли на сегодняшний день составляют посягательства, связанные с незаконным завладением землей: самозахваты и завладение земельными участками в результате мошеннических действий. Имеет место тенденция роста причиненного ущерба по всем зарегистрированным посягательствам.
Правоприменительная практика свидетельствует о том, что, несмотря на принятие нового Земельного кодекса РФ и формирования новой законодательной базы в области оборота земли, данный вид преступности продолжает оставаться высоколатентным. Дискуссионным является вопрос о квалификации самовольного захвата земли и неправомерного завладения земельными участками. В настоящее время за эти деяния установлена административная ответственность по ст. 7.1 КоАП РФ. Так, только сотрудниками органов внутренних дел в 2006 г. было выявлено свыше 6 тыс. фактов административных правонарушений, предусмотренных указанной статьей — самовольное занятие земельного участка. За 9 месяцев 2007 г. уже выявлено более 5 тыс. подобных фактов, причем больше всего — в г. Москве, Дагестане, Башкортостане, Татарстане, Красноярском, Краснодарском, Пермском краях, Ярославской, Самарской, Тюменской, Кировской областях.
В юридической литературе высказываются мнения о необходимости возврата самовольного захвата земли в число преступлений. В настоящее время актуализация проблемы незаконного завладения землей не в последнюю очередь вызвана участившимися и широко освещаемыми в российских СМИ случаями противоправного захвата земельной недвижимости. Земельное «рейдерство» стало одной из наиболее острых проблем не только для российского бизнеса, но и для рядовых граждан. Журналистские расследования вскрывают многочисленные случаи незаконного завладения земельными участками, жертвами которых становятся простые люди: дачники, фермеры, владельцы личных подсобных хозяйств и иные труженики полей.
В этих условиях поиск эффективных средств противодействия новым формам преступных проявлений как никогда важен. Но необходимо понимать, что использование уголовных инструментов, достаточно действенных в советское время, вряд ли даст положительный результат сегодня. На смену простым действиям по самовольному захвату соседских земельных участков приходят изощренные схемы враждебных поглощений чужого имущества (в том числе земли), реализуемые командами про- 25
фессионалов высшего уровня, активно использующих административный и судебный ресурсы.
Данную проблему можно решать, в том числе и через совершенствование практики применения имеющихся уголовно-правовых норм. По нашему мнению, при рассмотрении перспективы введения уголовной ответственности за самовольный захват земли следует иметь в виду, что состав данного преступления не может быть связан только с нарушением установленного порядка приобретения земельных участков через соответствующие административные процедуры, так как общественные отношения, охранявшиеся посредством этой уголовно-правовой нормы, принципиально изменились. Очевидно, и самовольный захват земли, и неправомерное завладение земельным участком могут быть квалифицированы как самоуправство по ст. 330 УК РФ.
Кроме того, в уголовном законе имеется норма об ответственности за регистрацию незаконных сделок с землей — ст. 170 УК РФ. Незаконность завладения землей и есть, прежде всего, нарушение правил оборота земель, предусматривающих обязательную регистрацию прав на земельные участки или сделок с ними уполномоченным органом государственной власти. Если исходить из того, что самовольный захват земельного участка — это преступление, посягающее на установленный порядок приобретения земли, то наличие в УК РФ составов регистрации незаконных сделок с землей и самоуправства в достаточной степени обеспечивает правовую охрану отношений по законному приобретению прав на землю как посредством совершения гражданско-правовых сделок, так и в административном порядке.
Повышение эффективности уголовно-правовой охраны земельных отношений, по нашему мнению, должно осуществляться по двум направлениям. Во-первых, это дальнейшее совершенствование уголовно-правового регулирования охраны земли. Оно по-прежнему является далеко не социально
адекватным. Многие уголовно-правовые нормы, да и правовые нормы в целом, не обеспечивают интересы всего общества при обеспечении гарантий каждого субъекта земельных отношений (собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов) и не ставят преград противоправному поведению, злоупотреблению правом. Поэтому важно сконструировать такую нормативно-правовую модель человеческих поступков, которая устанавливала бы неразделимую связь между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием.
Другое направление — это улучшение правоприменительной практики. Исключение ситуаций, когда даже совершенные (справедливые) нормы, введенные для пользы людей, на практике обращаются против благополучия этих людей. Этому обстоятельству во многом способствуют низкий профессиональный уровень следователей, уполномоченных осуществлять предварительное расследование по указанной категории уголовных дел, неоднозначная судебная практика, несовершенства ведомственной нормативной правовой базы, регламентирующей порядок ценообразования. В результате имеют место многочисленные ошибки и неточности при определении ущерба от преступлений в сфере оборота земли. Поэтому неудивительно, что громких уголовных дел против земельных «рейдеров» общество до сих пор не знает.
В рамках противодействия криминалитету в земельных отношениях представляется необходимым разработка и реализация мер предупредительного характера, улучшение координации действий органов, осуществляющих учет и распределение земель, контроль за ними, природоохранных, правоохранительных структур. И в этой связи, по нашему мнению, в разрабатываемой Федеральной целевой программе профилактики преступлений и правонарушений на 2009 — 2012 гг. эти вопросы должны найти свое отражение.