Научная статья на тему 'Рынок в «Тонусе»'

Рынок в «Тонусе» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
57
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рынок в «Тонусе»»

Процесс консолидации на соковом рынке — в самом разгаре. В начале августа сменила собственника компания «Нидан», новый хозяин которого — британский фонд Lion Capital LLP. Когда глава PepsiCo Индра Нуйи заявила о намерениях корпорации расширить портфель за счет покупки в сегменте оздоровительных напитков, акции «Лебедянского» тут же достигли пика. Но спустя несколько дней упали. Инвесторы не поверили в скорую сделку. И правильно сделали. Эксперты предрекают: пусть не завтра, но она обязательно состоится. Некоторые признаки того, что на российском рынке вскоре останется лишь один отечественный производитель, есть уже сегодня

Виктория МУСОРИНА

Сочные сделки

Отечественный соковый рынок уже практически поделен, на нем доминируют четыре компании: «Нидан», «Мултон», «Вимм-Билль-Данн» и «Лебедянский». В сумме они контролируют 82,5% сокового рынка в стоимостном выражении. Конкуренция на рынке высокая, но, согласно прогнозам аналитиков, уже сегодня происходит его постепенное насыщение. Агентство «Бизнес-Аналитика» оценивает объем рынка в 2006 году в 2,57 млрд. литров в натуральном выражении и $3 млрд. — в денежном. А в компании SIG Combibloc журналу «ВЕСТИ» заявили: «Несмотря на то, что ежегодно рынок растет на 300 млн. литров, к 2010 году ожидается замедление темпов его роста».

Именно поэтому PepsiCo так важно успеть занять на российском рынке желаемое место. Тем более что его вечный конкурент — Coca-Cola — уже давно сделал это. Мощности по производству соков Coca-Cola получила весной 2005 года, купив компанию «Мултон». «Ситуация, скорее всего, должна выровняться и PepsiCo будет владеть в России своим соковым производством, как и на других ключевых рынках», — предрекает Юрий Антипов из SIG Combibloc. По неофициальной информации, поначалу PepsiCo присматривался к другому российскому игроку — компании «Нидан», но по выручке и доле рынка она несопоставима с «Лебедянским», и PepsCo засомневалась.

По данным «Бизнес Аналитики», «Лебедянский» занимает 28% рынка, что почти на 6% больше, чем у ближайшего конкурента, компании «Мултон», и на 12,4%, чем у «Нидана». За свою нерешительность PepsiCo была наказана: в начале августа акционеры ОАО «Нидан Соки» и Lion Capital достигли соглашения, по которому Lion Capital покупает 100% «Нидан

Рынок в «Тонусе»

Соки». Пока 100% ОАО «Нидан Соки» принадлежит кипрской Nidan Holding Limited, ее бенефициары — Игорь Шилов (55%), Леонид Шайман (35%) и Чаба Бальер (10%). Завершение сделки ожидается в сентябре. До того как стало известно о готовящейся сделке, главным претендентом на «Нидан» считалась именно PepsiCo. Теперь ей придется побороться за «Лебедянский». В активе «Лебедянского», помимо раскрученных брэндов, — новые проекты и хорошие перспективы роста. Если за второй пункт американцы готовы платить премию к цене сделки, то насколько их интересуют нынешние проекты «Лебедянского»? И готова ли к продаже сама компания?

Переждали

В марте этого года исполнительный директор «Лебедянского» Магомет Тавказаков в интервью журналу «ВЕСТИ» утверждал, что предложений о продаже компании сейчас практически нет. По его словам, «акционеры видят существенный потенциал для дальнейшего роста и развития компании и планируют развивать ее дальше как независимого производителя». Спустя пять месяцев соковый рынок взорвала волна сообщений о грядущей покупке «Лебедянского» компанией PepsiCo. Назывался конкретный размер покупки — 76,13% акций, оценивалась приблизительная стоимость сделки — $1,5-2 млрд. Не хватало одного — официальных подтверждений или опровержений. Однако в течение последних лет сделки по купле-продаже «Лебедянского» так ждали, что на отсутствие официальной позиции обоих потенциальных участников всерьез даже не обратили внимания.

Отчасти это объясняется тем, что подобные сведения уже не впервые просачиваются в прессу. «Слухи о покупке крупнейших компаний сокового и молочного рынка России — «Лебедянского» и «Вимм-Билль-Данна», курсируют на рынке достаточно давно, — рассказал корреспонденту журнала «ВЕСТИ» аналитик ИК «ФИ-НАМ» Сергей Фильченков. — «Лебедянский» с его лидерскими позициями на соковом рынке, а также системой дистрибуции — один из привлекательных активов для PepsiCo при нынешнем уровне консолидации рынка».

Неудивительно, что после того, как глава PepsiCo Индра Нуйи заявила о намерении корпорации расширить в своем портфеле сегмент оздоровительных напитков за счет поглощений на сумму от $5 млн. до $2 млрд., объем торгов по акциям «Лебедянского» на РТС достиг пикового значения — 10,7 млн. руб. «Сооб-

Упустив «Нидан», PepsiCo готова бороться за «Лебедянский»

щение о возможной сделке подогрело интерес инвесторов к акциям «Лебедянского», которые в течение дня выросли более чем на 7% на волне спекулятивного спроса, однако впоследствии произошло снижение котировок, — говорит Сергей Фильченков. — Если 13 августа максимальная цена акций компании на РТС достигала $110 за акцию, то по итогам пятничных торгов 17 августа «Лебедянский» торговался на РТС на уровне $90. Исходя из текущих котировок, капитализация «Лебедянского» составляет примерно $1,83 млрд., соответственно стоимость пакета в 76% акций компании составляет $1,39 млрд.». Так, с учетом премии за контроль в 15-20% сумма сделки может достичь $1,6-1,7 млрд., считают аналитики, делая акцент на том, что в самих компаниях на вопросы о сделке предпочитают отмалчиваться. Но характерные для продажи симптомы все-таки есть, не отрицает Сергей Фильченков.

Утолить жажду

Как удалось выяснить журналу «ВЕСТИ» из неофициальных источников в «Лебедянском», с 1 октября топ-менеджеры группы официально разделяют два направления бизнеса — соковое и детское питание. В первое, помимо соков, войдет и «водный проект» — производство питьевой и минеральной воды «Липецкий бювет». Во второе — весь спектр детского питания, включая новые каши быстрого приготовления «Фрутоняня».

«Разделение основных направлений

бизнеса «Лебедянского» повышает вероятность продажи компании крупному мировому игроку, — считает Сергей Фильченков. — Тем не менее, руководствуясь слухами о возможном интересе к компании со стороны PepsiCo, ее в первую очередь будет интересовать именно соковое подразделение». О готовящейся продаже косвенно свидетельствует и то, что строительство производственного комплекса в Бердске несколько отстает от запланированных темпов, утверждает на условиях анонимности источник, близкий к руководству компании.

Пиар-директор «Лебедянского» Александр Костиков отказался комментировать оба факта. Впрочем, аналитики настроены оптимистично. «Несмотря на некоторое снижение темпов реализации проекта по строительству нового завода компании в Новосибирской области, «Лебедянский» планирует ввод мощностей в эксплуатацию в 2009 году, — сообщил нам Сергей Фильчен-ков. — Учитывая инвестиционную стратегию компании, в рамках которой в 20072008 годах на расширение и модернизацию производства, а также развитие логистической системы будет направлено почти $213 млн., «Лебедянский» вряд ли намерен отказаться от реализации своих текущих проектов».

«Неоднократно озвученные руководством «Лебедянского» планы по увеличению своего присутствия в Сибири и строительству завода в Новосибирске, а также недавняя покупка «Трои Ультра» показывают, что «Лебедянский» имеет четкую стратегию бизнеса. И поэтому, приобретая компанию «Лебедянский»,

¡прямые иивестиции /na09 (65) £007 | peaльный сектор

тами — PepsiCo и Coca-Cola: «Более мелким производителям достанутся небольшие ниши. Им придется как-то в дальнейшем приспосабливаться к тому, что рынок в России становится все более глобальным — не российским, но международным. Четверка крупнейших игроков частично либо полностью принадлежит иностранным компаниям. Тот же «ВБД» уже на 18% принадлежит Danon. И доля международного игрока будет увеличиваться. То есть по существу российский рынок соков становится все более привлекательным для мировых производителей. Он серьезно растет, и этот рост очень заметен на фоне международных рынков».

Как сообщили журналу «ВЕСТИ» источники в «Лебедянском», его продажа PepsoCo — вопрос времени и цены. «Скорее всего владельцы запросили цену, не устра-

Слухи о скорой продаже «Лебедянского» уже никого не удивляют, похоже, рынок убедил сам себя в ожидаемой сделке

PepsiCo приобретает и планы ее развития, тем самым поддерживая их», — вторит Фильченкову Юрий Антипов из SIG Combibloc.

«В случае, если нынешние акционеры действительно захотят выйти из бизнеса, ключевым вопросом будет сумма сделки и желание основателей компании получить значительную премию, — заключает Сергей Фильченков. — В руках основных акционеров компании сосредоточено 75,6% акций «Лебедянского», около 23,9% составляют акции, находящиеся в свободном обращении. Поэтому новому владельцу, если он решит в будущем докупать акции, придется выкупать их с открытого рынка. И сроки такого выкупа, и цена могут колебаться». Насколько выгодна продажа самому «Лебедянскому»?

«Лебедянский» выиграет от этого слияния, ведь он сразу станет частью крупнейшей международной корпорации со всеми вытекающими отсюда преимуществами, — уверен Юрий Антипов. — Самое главное — российский опыт будет совмещен с европейским. Во-первых, «Лебедянский» не только укрепит свои лидерские позиции в России, но и получит доступ к передовым технологиям и ресурсам (маркетинговым, финансовым) PepsiCo. К примеру, у PepsiCo сильная система дистрибуции. Во-вторых, ассортиментный ряд «Лебедянского» станет более европейским: скорее всего в нем будет появляться больше функциональных напитков, это направление сейчас вошло в моду в Европе (например, зеленый чай с соком, который повышает жиз-

ненный тонус и одновременно обогащает организм витаминами)».

Отставание российского сокового рынка от мирового в плане ассортимента уже не раз заставляло задумываться руководство «Лебедянского». В интервью журналу «ВЕСТИ» исполнительный директор компании Магомет Тавказаков подтвердил, что на российском рынке пока еще нет многих категорий продуктов: «К примеру, в Европе очень популярны smoothie — микс свежевыжатого сока, ягод, фруктов и йогурта. В России пока такой продукт недоступен массовому потребителю».

Недоотжали

Юрий Антипов уверен: конкуренция на российском соковом рынке будет происходить в основном между двумя гиган-

ивающую покупателя, — на условиях анонимности рассказали нам. — Сегодня руководство старается убедить коллектив в том, что бизнес не продается». По сведениям журнала «ВЕСТИ», соответствующий документ для сотрудников компании по внутренней почте «Лебедянского» был отправлен не сразу: около десяти дней коллектив не был уверен, что смена собственника не состоится. Тем не менее менять работу, как сообщали многие федеральные СМИ, сотрудники не собираются. И, несмотря на признаки готовящейся продажи, уверены, что узнают об этом в последний момент — вместе с остальным рынком. А пока, похоже, шанса обогнать на российском соковом рынке своего вечного конкурента Coca-Cola у PepsiCo по-прежнему нет. По крайней мере, в обозримом будущем. Ш

реальный сектор | прямые инвестиции / №09 (65) gq07|

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.