Научная статья на тему 'Рынок ценных бумаг в системе обращения с отходами общества и правовой механизм его формирования в условиях рыночной экономики России'

Рынок ценных бумаг в системе обращения с отходами общества и правовой механизм его формирования в условиях рыночной экономики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
131
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АССИМИЛЯЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЭКОФОНДОВЫЙ РЫНОК / ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ / УЩЕРБ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ / РЫНОЧНЫЙ РЕГУЛЯТОР / ASSIMILATION POTENTIAL / ECOLOGICAL SHARE MARKET / LEGAL MECHANISM / ENVIRONMENTAL DAMAGE / MARKET REGULATOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щукина Алла Яковлевна, Ножнин Игорь Николаевич, Щукин Виктор Петрович

Предложен принципиально новый подход, и разработан проект закона «О плате за загрязнение природы в условиях рынка», опирающийся на придание ассимиляционным способностям природы имущественной ценности и реализации этого права на загрязнение природных объектов через создание экофондового рынка с выпуском ценных бумаг-акций, обладающих разрешительными (лицензия) и рыночными (акция) свойствами купли-продажи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EQUITY MARKET IN A WASTE HANDLING SYSTEM AND THE MECHANISM OF ITS FORMATION IN MARKET ECONOMY OF RUSSIA

We propose a new approach and a draft law “On payment for environmental pollution in tne market”. The draft law is based on creating property value to the assimilative nature capacity and implementation of the right of natural object pollution by creating the ecological share market of issuance of securities. The shares have licensing (license) and market (share) properties of sale.

Текст научной работы на тему «Рынок ценных бумаг в системе обращения с отходами общества и правовой механизм его формирования в условиях рыночной экономики России»

УДК: 334 ББК: 65.011

Щукина А.Я., Ножнин И.Н., Щукин В.П.

РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ В СИСТЕМЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ОБЩЕСТВА И ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ

РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

Shchukina A. Y., Nozhnin I.N., Shchukin V.P.

EQUITY MARKET IN A WASTE HANDLING SYSTEM AND THE MECHANISM OF ITS FORMATION IN MARKET ECONOMY OF RUSSIA

Ключевые слова: ассимиляционный потенциал, экофондовый рынок, правовой механизм, ущерб окружающей среде, рыночный регулятор.

Keywords: assimilation potential, ecological share market, legal mechanism, environmental damage, market regulator.

Аннотация: предложен принципиально новый подход, и разработан проект закона «О плате за загрязнение природы в условиях рынка», опирающийся на придание ассимиляционным способностям природы имущественной ценности и реализации этого права на загрязнение природных объектов через создание экофондового рынка с выпуском ценных бумаг-акций, обладающих разрешительными (лицензия) и рыночными (акция) свойствами купли-продажи.

Abstract: we propose a new approach and a draft law “On payment for environmental pollution in tne market”. The draft law is based on creating property value to the assimilative nature capacity and implementation of the right of natural object pollution by creating the ecological share market of issuance of securities. The shares have licensing (license) and market (share) properties of sale.

Общество 21-го века вынуждено жить в условиях лимитирующей окружающей природной среды, и вопросы сохранения природы и законодательного обеспечения ее потребления выходят в научных исследованиях на первое место[1]. Быстрое увеличение объема образующихся отходов в социальной и промышленной сферах является серьезной угрозой для цивилизации, которая, по меткому выражению Ж.П. Ламарка, высказанному более 200 лет назад, «погибнет, разрушив собственную среду обитания». Уже в настоящее время общество поставлено в условия, граничащие по объему отходов с техногенными или природными катастрофами. Переработка отходов в техносфере на созданных мусороперерабатывающих заводах по эффективности крайне далека от возможностей безотходной биосферы и, рано или поздно, человечество в условиях постоянно возрастающей демографической нагрузки на планету все переведет в отходы. Экономика современной цивилизации часто выпускает продукцию,

навязанную рекламой, которую предельно точно охарактеризовал М. Твен, заявивший, что «цивилизация - это общество, формирующее потребности, в которых нет потребности».

Все это связано с тем, что в условиях рыночной экономики погоня за прибылью становится главной задачей производителя, не стимулирующей экономически ни его, ни социальную сферу на снижение нагрузки на природу. Главной причиной является то, что не создана законодательная природосохраняющая система обращения с отходами. Все имеющиеся законы, по которым функционирует экономика, включая законы спроса и предложения, максимизация прибыли, законы банкротства и другие, анти-экологичны. Так, например, законы спроса и предложения не содержат экологического ограничителя и не работают во многих случаях. Закон максимизации прибыли требует сокращения расходов на выпуск продукции по всем стадиям производства. Это приводит к использованию недоброкачественного

исходного сырья, дающего значительное количество отходов, применения грязных технологий, дающих такой же эффект, и выпуска низкокачественной продукции. Ограничителя на объем образующихся отходов закон не имеет.

Д.И. Менделеев о промышленной сфере образования отходов говорил, что «грязь и отходы - это ценные вещества в ненужном месте». Если законодательно осуществить данное положение, то такой подход будет побуждать предпринимателя извлекать «ценные вещества» из ненужного места и превращать в дополнительную прибыль путем внедрения процессов переработки и вторичного использования отходов. С философской точки зрения система обращения с отходами в условиях рынка должна функционировать так же, как и экономика, - по рыночным принципам.

Для внедрения рыночных принципов функционирования системы обращения с отходами необходима разработка правовых документов, регулирующих эти отношения, среди которых на первом месте должен быть «Закон о плате за загрязнение природы в условиях рынка» [2].

В качестве имущественной ценности в законе необходимо использовать ассимиляционный потенциал природы, то есть ее способность самостоятельно справляться с загрязнениями определенного уровня. Право на использование ассимиляционного потенциала необходимо приобретать в соответствующих органах в виде лицензии-разрешения на выброс неутилизированных отходов (ценной бумаги, акции), обладающей рыночными свойствами купли-продажи. На начальной стадии суммарные массы неутилизированных отходов или их групп суммации по классам опасности в пределах ассимиляционного потенциала принимаются за сырье-продукцию юридического предприятия, на которые выпускаются ценные бумаги, обладающие отмеченными свойствами. В итоге формируется рынок ценных бумаг, гарантирующий управление отходами производства, курс которых определяется соотношением рынка спроса-предложения. Увеличение спроса потребует создания новых мест складирования и захоронения отходов, что

приведет к росту стоимости ценной бумаги. Это будет стимулировать предпринимателя на создание процессов более глубокого вторичного использования отходов, их рекуперации, регенерации, переработки, или утилизации. Снижение спроса на выбросы токсичных веществ приведет к снижению стоимости ценных бумаг и фактически к банкротству их учредителей, что вновь благоприятно будет отражаться на состоянии природы, которая, наконец-то, оставлена в покое. Таким образом, в вопросах охраны природы и территории появляется самоуправляемый и самонастраивающийся механизм, действующий по наиболее выгодным саморегулирующим рыночным принципам.

Регулирующее воздействие правительства на рыночную ситуацию может периодически проявляться через научно обоснованное изменение нормативов платы за отходы производства разного класса опасности, влияющие на номинал выпускаемых ценных бумаг.

Сложившаяся ситуация в условиях нарастания демографического давления на природу, может привести к возможному развитию законодательной базы по следующим направлениям:

- запретительное, опирающееся на выделение квот потребления природных ресурсов по всей имеющейся номенклатуре;

- регулирующее, предусматривающее введение регулирования основных параметров, влияющих на осложнение ситуации в природе и создающих базу данных для рынка ценных бумаг;

- согласующее совместные законы гармоничного функционирования экономики и экологии, т.е. законы создания на планете земля, по Т.А. Моисеенковой (Акимовой), экосферы, - сферы гармоничного сочетания социосферы, техносферы и биосферы, живущих по единым законам.

Запретительное законодательство касается только потребления еще не использованных природных ресурсов и в скором времени, при наступлении периода их истощения, должно быть полностью пересмотрено. Регулирующее законодательство в системе обращения с отходами при правильной ее реализации, определяемой за-

претительным законодательством по п.1, может существенно снизить антропогенную нагрузку на природу за счет введения эффективных рециклов отходов с выпуском вторичных ресурсов. Согласующее законодательство затрагивает законодательную базу социальной сферы и так же в будущем должно быть существенно пересмотрено, так как общество многие тысячелетия, пользуясь благами природы, так и не научилось жить в согласии с ней.

Предлагаемый согласно проекта Закона « О плате за загрязнение природы в условиях рынка» принципиально новый экономический механизм охраны природных объектов устанавливает "иные принципы" взимания платы за их загрязнение с созданием экофондового рынка ценных бу-маг[1].

Рынок ценных бумаг на право загрязнения природы, - это совокупность всех производителей и покупателей этого права, где устанавливается баланс продаваемой и покупаемой продукции в виде доли использования ассимиляционного потенциала по сбросу в него загрязняющих веществ с п -наименованиями природных объектов и загрязняющих компонентов и их ценами, определяемыми исходя из возникающего соотношения спроса и предложения на этот «товар». Наиболее приемлемой формой ценных бумаг на экофондовом рынке могут быть обыкновенные акции, дающие владельцу право получать часть прибыли в виде дивиденда и иметь право голоса на собрании акционеров. Общие правила применительно к ценным бумагам установлены нормами Гражданского кодекса РФ (часть 2, статья 3; часть 1, статьи 142-149), определяющими их виды, требования и принципы передачи прав, исполнение по ценной бумаге и Федеральных законов РФ №39-Ф3 от 22.04.96 года «О рынке ценных бумаг» и № 208-ФЗ от 26.12.95 г. «Об акционерных обществах».

Главным условием выбора типа ценной бумаги и принципов функционирования экофондового рынка является создание конкурентной среды, обеспечивающей установление рыночной цены на ценные бумаги - акции. Это позволит в значительной мере устранить разрешительные, часто кор-

румпированные, функции экологических органов и перевести вопросы регулирования состояния природы на рыночные принципы.

Механизм возникновения рыночных отношений в защите природы от загрязнения с использованием для этих целей имущественной ценности ассимиляционного потенциала (АП) можно представить в виде следующей последовательности: природа обладает возможностью самостоятельно обезвреживать определенную часть загрязняющих веществ, за счет которой создается материальная ценность общества

- ассимиляционный потенциал природы; рациональное использование этого потенциала в интересах социума предлагается с помощью создания рынка ценных бумаг в виде акций-лицензий, обладающих разрешительными и рыночными (купли и продажи) свойствами; предприятия, осуществляющие загрязнение природы до нанесения ущерба окружающей среде должны приобрести на экофондовом рынке акции на весь объем выбрасываемых ими загрязняющих веществ, воздействующих на природу. Данная схема замкнута и функционирует на рыночных принципах, действующих в условиях ассимиляционных ограничений и согласований возможностей природы с объемом загрязняющих веществ.

Такое представление экономического механизма охраны природы имеет следующие преимущества перед существующими подходами:

- вводится рыночный регулятор - «автопилот» в установление платы за загрязнение природы исходя из складывающегося на рынке соотношения спроса и предложения на ценные бумаги - лицензии, обладающие разрешительными и рыночными свойствами купли-продажи;

- плата за загрязнение природы опережает сам факт нанесения ущерба окружающей природной среде;

- создается конкурентная среда, позволяющая в значительной мере устранить согласующие, утверждающие и разрешающие, часто коррумпированные, функции экологических органов и перевести вопросы регулирования состояния природы на рыночные принципы;

- отпадает необходимость составления и контроля за исполнением многочисленных планов по защите и охране окружающей среды, так как эти функции берет на себя рынок;

- более эффективно реализуется принцип «Загрязнитель платит», так как экономически ставит его перед выбором: либо покупать акции-лицензии по цене, сложившейся в конкурентных условиях рынка, либо на эти средства приобретать и устанавливать очистное оборудование;

- создается более эффективная возможность использования свободных денег экологического фонда для его приумножения в целях экологии;

- открывается возможность широкого участия общественности и граждан в управлении состоянием природы своих регионов путем участия в скупке части акций в неблагоприятных регионах, приводящей к повышению их стоимости, стимулирующей предприятия на установку очистного оборудования.

Реализация основных положений предлагаемого рыночного механизма охраны природы возможна через создание юри-

дического лица - акционерного общества под названием, например, "Природа" с приданием ему ряда обязанностей по выпуску акций и контролю за их распределением. Акционерами могут быть предприятия-загрязнители и граждане. Контрольный пакет акций должен быть у государства. Право держателя (акционера) на получение части прибыли в виде дивидендов выражается в получении предприятием -загрязнителем части обезвреженной природой чистой окружающей среды, а право на управление делами акционерного общества и получение части имущества после его ликвидации выражается в участии загрязнителя в управлении работой акционерного общества «Природа» в соответствии с долей своих акций, осуществляющего на средства реализации акций природоохранные мероприятия (разработка проектов природоохранного оборудования, монтаж очистных установок и так далее). Данные взаимоотношения предприятий с юридическим лицом «Природа» можно представить следующей схемой (рисунок 1).

Рисунок 1 - Схема реализации экофондового рынка через юридическое лицо «Природа» (акционерное общество) с предприятиями в условиях рынка

Юридическое лицо «Природа» (1) на основании законодательного установления формы и реквизитов ценных бумаг выпускает акции-лицензии (2) на право воздействия на природные объекты в пределах их ассимиляционных возможностей. Предприятия (3), приобретая через акции имущественное право на часть АП, создают денежную массу (4), используемую юридическим лицом для разработки и внедрения природоохранных мероприятий (5), являющихся в конечном итоге дивидендом загрязнителей (акционеров, держателей акций) (3).

Схема замкнута и полностью отражает права и обязанности акционеров и юридического лица, вытекающие из закона «Об акционерных обществах». Помимо этого к

управлению состоянием окружающей природной среды широко привлекаются на правах акционеров предприятия - загрязнители и граждане.

Данный подход применим к защите, практически, всех природных объектов, включая атмосферу, водоемы и почвы с учетом некоторых особенностей потребления обществом этих природных объектов.

Предлагаемая система охраны природы в условиях рыночной экономики и ее законодательное обеспечение позволит найти природным объектам хозяина, который по тем же рыночным принципам будет заботиться о них и защищать их от неконтролируемого поглощения природных богатств экономикой.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

1. Щукина, А.Я. Экономическое развитие в условиях лимитированной окружающей среды. - М.: ВИЭМС, 2006, - 450 с.

2. Ножнин, И.Н., Щукина, А.Я. Рыночные принципы охраны природы в экологическом законодательстве России // Труды 5-го Международного конгресса «Окружающая среда для нас и будущих поколений». - Самара: Изд. СГТУ, 2000 - с.134.

3. Моисеенкова, Т.А. Эколого-экономическая сбалансированность промышленных узлов.- Саратов: Саратовский ун-т, 1989. - 216 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.