Научная статья на тему 'Принципы нового экономического механизма платы за загрязнение природы в условиях рынка'

Принципы нового экономического механизма платы за загрязнение природы в условиях рынка Текст научной статьи по специальности «Экологические биотехнологии»

CC BY
157
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / ПРОЕКТ ЗАКОНА / ОХРАНА ПРИРОДЫ / THE NEW ECONOMIC MECHANISM / A BILL / WILDLIFE MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экологическим биотехнологиям, автор научной работы — Жирнова Л. М., Щукина А. Я.

Обоснованы новые принципы экономического механизма охраны природных объектов в условиях рынка, путем введения экологического рынка ценных бумаг, использующего в качестве товара ассимиляционный потенциал природы, на загрязнение которого необходимо приобретать лицензии ценные бумаги, обладающие рыночными свойствами купли продажи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New principles of the economic mechanism of protection of natural objects in the conditions of the market, by introduction of the ecological securities market using as the goods ассимиляционный potential of the nature on which pollution it is necessary to get licences are proved? The securities possessing market properties of the purchase? Sales.

Текст научной работы на тему «Принципы нового экономического механизма платы за загрязнение природы в условиях рынка»

Жирнова Л.М., Щукина А.Я.

ПРИНЦИПЫ НОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ПЛАТЫ ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ПРИРОДЫ В УСЛОВИЯХ РЫНКА

Zhirnova L.M., ShChukina A.J.

PRINCIPLES OF THE NEW ECONOMIC MECHANISM OF THE PAYMENT

FOR POLLUTION OF THE NATURE IN THE CONDITIONS OF THE MARKET

Ключевые слова: новый экономический механизм, проект закона, охрана природы.

Keywords: the new economic mechanism, a bill, wildlife management.

Аннотация

Обоснованы новые принципы экономического механизма охраны природных объектов в условиях рынка, путем введения экологического рынка ценных бумаг, использующего в качестве товара ассимиляционный потенциал природы, на загрязнение которого необходимо приобретать лицензии - ценные бумаги, обладающие рыночными свойствами купли -продажи.

Abstract

New principles of the economic mechanism of protection of natural objects in the conditions of the market, by introduction of the ecological securities market using as the goods ассимиляционный potential of the nature on which pollution it is necessary to get licences are proved? The securities possessing market properties of the purchase? Sales.

Существенного результата в охране окружающей природной среды можно добиться созданием эффективной законодательной базы, которая в условиях рынка по прежнему осталась в регулируемой экономике. Особенно это касается закона «О плате за негативное воздействие на природную среду», который не реализует главный принцип сохранения природы

- «загрязнитель платит».

В данной работе предложен принципиально новый подход и разработан проект закона «О плате за загрязнение природы в условиях рынка», опирающийся на придание ассимиляционным способностям природы имущественной ценности и реализации этого права на загрязнение природных объектов через создание экофондового рынка с выпуском ценных бумаг-акций, обладающих разрешительными (лицензия) и рыночными (акция) свойствами купли-продажи [10].

Рынок ценных бумаг на право загрязнения природы - это совокупность всех производителей и покупателей этого права, где устанавливается баланс продаваемой и покупаемой продукции в виде сбрасываемых загрязняющих веществ в пределах ассимиляционного потенциала с n - наименованиями природных объектов и загрязняющих компонентов и их ценами, определяемыми исходя из соотношения спроса и предложения. Наиболее применимой формой ценных бумаг на экофондовом рынке могут быть обыкновенные акции. Общие правила применительно к ценным бумагам установлены нормами Гражданского кодекса РФ (часть2, статья3; часть1, статьи 142-149), определяющими их виды, требования и принципы передачи прав, исполнение по ценной бумаге и Федеральных законов РФ № 39-ФЗ от 22.04.96 года «О рынке ценных бумаг» и № 208-ФЗ от 26.12.95 г. «Об акционерных обществах».

Механизм возникновения рыночных отношений в защите природы от загрязнения с использованием для этих целей имущественной ценности ассимиляционного потенциала (АП) можно представить в виде схемы (рис.1.).

Природа (1) обладает возможностью самостоятельно обезвреживать определенную часть загрязняющих веществ и определяет материальную ценность общества - ассимиляционный потенциал(2). Рациональное использование этого потенциала предлагается с помощью создания рынка ценных бумаг в виде акций (3). Предприятия, осуществляющие загряз-

нение природы (4) должны приобрести на экофондовом рынке акции на весь объем выбрасываемых ими загрязняющих веществ (5), воздействующих на природу (1). Данная схема замкнута и функционирует на рыночных принципах, действующих в условиях ассимиляционных ограничений и согласований (прямая и обратная связь блоков 2,5,- возможностей природы и объема загрязняющих веществ).

Рисунок 1 - Возникновение имущественной ценности ассимиляционного потенциала и его использование в условиях рынка.

Такое представление экономического механизма охраны природы применимо ко всем природным объектам (атмосфера, водоемы, почва и другие) и имеет следующие преимущества перед существующими законами:

- вводится рыночный регулятор - «автопилот» в установление платы за загрязнение природы исходя из складывающегося на рынке соотношения спроса и предложения на ценные бумаги - акции, обладающие разрешительными и рыночными свойствами;

- плата за загрязнение природы опережает сам факт нанесения ущерба окружающей природной среде;

- отпадает необходимость составления и контроля за исполнением многочисленных планов по защите и охране окружающей среды, так как эти функции берет на себя рынок;

- более эффективно реализуется принцип «Загрязнитель платит», так как экономически ставит предпринимателя перед выбором: либо покупать акции-лицензии по цене, сложившейся в конкурентных условиях рынка, либо на эти средства приобретать и устанавливать очистное оборудование;

- создается более эффективная возможность использования свободных денег экологического фонда для его приумножения в целях экологии;

- открывается возможность широкого участия общественности и граждан в управлении состоянием природы своих регионов путем участия в скупке части акций в неблагоприятных регионах, приводящей к повышению их стоимости, стимулирующей предприятия на установку очистного оборудования.

Реализация основных положений предлагаемого рыночного механизма охраны природы возможна через создание юридического лица - акционерного общества под названием, например,"Природа" с приданием ему ряда обязанностей по выпуску акций и контролю за их распределением. Акционерами могут быть предприятия-загрязнители и граждане. Контрольный пакет акций должен быть у государства. Данные взаимоотношения предприятий с юридическим лицом «Природа» можно представить следующей схемой (рис.2.):

Юридическое лицо «Природа» (1) выпускает акции-лицензии (2) на право воздействия на природные объекты в пределах их ассимиляционных возможностей. Предприятия (3), приобретая через акции имущественное право на часть АП, создают денежную массу (4), используемую юридическим лицом для разработки и внедрения природоохранных мероприятий (5), являющихся в конечном итоге дивидендом загрязнителей (акционеров, держателей акций 3).

Схема замкнута и полностью отражает права и обязанности акционеров и юридического лица, вытекающие из закона «Об акционерных обществах».

5 Мероприятия по защите природы

атм.воздух

1 Юр.лицо «Природа» 2 Акции-Лицензии водоемы 3 Загрязните-

ли

J і. почва

4 Денежная

масса

Рисунок 2 - Схема реализации экофондового рынка через юридическое лицо «Природа» (акционерное общество) с предприятиями в условиях рынка.

Ниже приведены основные положения проекта Федерального закона «О плате за негативное воздействие на окружающую среду в условиях рынка». Предлагаемый федеральный закон определяет механизм и форму платы за негативное воздействие на окружающую среду в условиях рыночной экономики и регулирует отношения государственных органов исполнительной власти с юридическими лицами и предпринимателями при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне и имеет нижеследующие основные статьи:

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе используются следующие понятия:

- ассимиляционный потенциал - величина выбросов, сбросов загрязняющих веществ, с нейтрализацией которых Природа справляется самостоятельно, без помощи людей. Определяется как средняя статистическая величина за 10 лет и принимается как первое приближение;

- коэффициент относительной токсичности - величина, определяющая степень опасности химического вещества для окружающей среды, рассчитывается как обратная величина предельно допустимой концентрации загрязняющего вещества, поступающего с выбросами в атмосферный воздух или в составе сточных вод и используемая для расчета эквивалентных масс выбросов и сбросов загрязняющих веществ;

-класс опасности - величина, определяющая отнесение твердых отходов по токсичности к 1-5-му классам;

-ценная бумага - акция - документ, обладающий двоякими свойствами - разрешительными на право выброса определенного количества токсичных веществ в атмосферный воздух, сброса в водные объекты или размещение твердых отходов, а так же рыночными свойствами, как ценная бумага покупаемая и продаваемая на бирже ценных бумаг;

- ставка платы - величина установленного норматива платы за приведенную массу выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов в сточные воды.

Статья 2. Объекты лицензирования

Объекты лицензирования права загрязнения окружающей среды - эквивалентные массы выбросов загрязняющих, иных веществ и микроорганизмов, массы компонентов, выбрасываемых в атмосферу, сбрасываемых в водные объекты и массы размещаемых твердых отходов производства и потребления.

Статья 3. Субъекты лицензирования

Субъекты лицензирования права негативного воздействия на окружающую природную

среду - юридические лица и индивидуальные предприниматели, оказывающие на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне негативное воздействие на окружающую среду в пределах ассимиляционного потенциала.

Статья 4. Ценные бумаги - акции

Компенсация негативного воздействия на окружающую природную среду за любые виды деятельности на территории Российской Федерации осуществляется путем приобретения загрязнителями на рынке ценных бумаг акций, обладающих разрешительными свойствами и рыночными свойствами купли-продажи.

В целях проведения контроля и учета объема загрязнения, на массу которого выпускаются акции (ассимиляционный потенциал), загрязнители по месту нахождения подлежат постановке на учет в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя в территориальных органах Федеральной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды.

Территориальные органы Федеральной власти, определяют физические приведенные массы выбросов в атмосферный воздух, сбросов в водные объекты и лимиты размещения отходов, не превышающие ассимиляционный потенциал природы, являющиеся основой выпуска ценных бумаг - акций соответствующего номинала.

Статья 5. Платежная база

Объем платежной базы, на которую выпускаются акции, рассчитывается как произведение эквивалентной массы выбросов, сбросов и твердых отходов на утвержденные ставки платы действующего законодательства «О плате за негативное воздействие на окружающую среду».

Статья 6. Номинал акций

Номинал акций за выбросы загрязняющих и иных веществ и микроорганизмов от стационарных источников в атмосферный воздух по федеральным округам и субъектам Российской Федерации установлен в рублях за 1 тонну эквивалентной массы.

Номинал акций за сбросы загрязняющих, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные и подземные водные объекты устанавливается в рублях за эквивалентную тонну сбросов токсичных компонентов с учетом региональных ставок платы .

Номинал акций за размещение отходов по федеральным округам, субъектам Российской Федерации устанавливается по классам опасности с учетом региональных ставок платы.

Статья 7. Порядок использования средств

Порядок использования средств определен законом «Об акционерных обществах» и законом «О ценных бумагах» Российской Федерации.

Средства, полученные от реализации акций на право загрязнения природы, используются на проведение природоохранных мероприятий владельцев акций, на налоги и дивиденды.

Дивиденды, полученные акционерным обществом распределяются на ежегодном собрании акционеров-загрязнителей пропорционально количеству приобретенных акций и расходуются исключительно на природоохранные мероприятия предприятий-владельцев акций.

Статья 8. Порядок обращения с акциями и меры стимулирования

Если загрязнитель уменьшил выбросы, сбросы загрязняющих веществ или полностью ликвидировал их, он имеет право продать определенное количество акций на бирже ценных бумаг по цене, сложившейся в это время исходя из соотношения спроса и предложения.

Акции могут оставаться у владельца в случае снижения выбросов и сбросов загрязняющих веществ и использоваться только для получения дивидендов, зачисляемых в чистую прибыль акционерного общества.

Акционеры, не выполнившие взятых обязательств по внедрению природоохранных мероприятий, на следующий год лишаются права приобретения привилегированных акций.

Статья 9. Порядок определения общей суммы и номинала акций по загрязнению

атмосферы, водоемов и размещение отходов

Общая сумма, определяющая денежную базу для выпуска акций, определяется для каждого региона, субъекта Российской Федерации по существующей системе расчета, но определяемой как произведение эквивалентной массы выбросов и сбросов загрязняющих веществ и размещения отходов на ставки платы за размещение выбросов, сбросов и размещение отходов, приведенных для каждого региона в существующем законодательстве.

Номинал акций за эквивалентную тонну выбросов, сбросов или размещение отходов рассчитывается как частные от деления общей денежной массы за каждый вид загрязнения на общую сумму эквивалентной массы (руб/т.)

Предварительные нормативы допустимого воздействия (ассимиляционный потенциал) по каждому загрязняющему компоненту определяются как среднее арифметическое от объемов выбросов, сбросов и твердых отходов за прошедшие 10 лет.

Нормативы допустимого воздействия на основании результатов научных исследований или статистических данных должны ежегодно уточняться с целью достижения уровня, гарантирующего неизменность окружающей среды от выбросов, сбросов и твердых отходов загрязнителей.

Выпуск акций в количествах, превышающих нормативы допустимого воздействия (выше ассимиляционных возможностей природы) запрещается.

Статья 10. Порядок определения эквивалентной массы загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух, сбрасываемых в водные объекты и лимиты размещения отходов

Эквивалентная масса выбросов и сбросов каждого из загрязняющих веществ определяется как произведение фактической массы выбросов за отчетный период на коэффициент приведения ( коэффициент токсичности).

Коэффициент приведения рассчитывается для каждого компонента как величина, обратная среднесуточному значению предельно - допустимой концентрации компонентов.

Статьи данного проекта закона даны в сокращении и не полностью. Полный экземпляр проекта закона имеется у авторов.

Предлагаемые принципы платы за негативное воздействие на природу имеют существенные преимущества перед действующим законом «О плате...» и двумя проектами закона, опирающихся на стабильные нормативы платы и массы выбросов.

Библиографический список

1. Моисеев Н.Н. Восхождение к разуму. - М.: Издат,1993.

2. Зубаков В.А. XXI век. Сценарии будущего: Анализ последствий глобального экологического кризиса. - СПб.: 1995. - 86 с.

3. Глухов В.В. Экономические основы экологии. - СПбГТУ, Спец.лит, 1995.

4. Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономика природопользования. - М: Аспект Пресс. -. 1995. - 188 с.

5. Кондратьев К.Я., ДонченкоВ.К., Лосев К.С. Экология, экономика, политика // ЗМ. № 2. 1996 , с. 12, № 5, 1996, с. 12 и др.

6. Гусев А.А., Гусева И.Г. Об экономическом механизме экологически устойчивого развития - экономико-математические методы. 1996, т. 32, вып. 2.

7. Заварзин А.Г. Становление биосферы // Микробиология, 1997, т. 66.

8. Глухов В.В., Лисочкина Т.В., Некрасова Т.П. Экономические основы экологии. -СПб.: Специальная литература. - 1997. - 304 с.

9. Заварзин Г.А., Котляков В.М. Стратегия изучения Земли в свете глобальных изменений // Вестник РАН, 1998, т. 68.

10. Гирусов Э.В., Бобылев С.Н., Новоселов А.Л., Чепурных Н.В. Экология и экономика природопользования. - М.: Закон и право, ЮНИТИ. - 1998. - 455 с.

11. Щукина А.Я., Ляхов В.К., Щукин В.П.. Организация информационных потоков в анализе эколого-экономических отношений // Материалы Международной конференции

«Информационные технологии в производственных, социальных и экономических процессах «Инфотех-99»». - Череповец: ЧГУ, 1999. С. 230.

12. Золотых Е.Б. Понятие природно-технической системы как единицы техносферы // Техногенез и ноосфера. Материалы научной конференции «От истории природы к истории общества: прошлое в настоящем и будущем». Ч. 4. - М., 2001.

13. Щукина А.Я. Экономическое развитие в условиях лимитированной окружающей среды. Докт. дисс. - М.: ВИЭМС, 2006. - 450 с.

14. Акимова Т.А., Мосейкин Ю.Н. Экономика устойчивого развития. - М: изд. Экономика, 2009, с 457.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.