Научная статья на тему 'Рынок ценных бумаг Омской области: проблемы развития и пути их решения'

Рынок ценных бумаг Омской области: проблемы развития и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
448
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The share market of Omsk region, as well as securities market as a whole is called to provide flexible interbranch redistribution of investment resources, to organize inflow of national and foreign investments on the enterprises of region, to create conditions for accumulation and transformations of savings in the investment. The carried out analysis has shown it. At the same time, has allowed to define the principal causes constraining his growth and to offer ways of their elimination.

Текст научной работы на тему «Рынок ценных бумаг Омской области: проблемы развития и пути их решения»

2. Лунтовский Г.И. Проблемы и перспективы развития российского банковского сектора // Вестник Банка России. 2004. 28 мая. № 28 (752).

УДК 336.763

А.В. Петров

Омский государственный университет

РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ: ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

The share market of Omsk region, as well as securities market as a whole is called to provide flexible interbranch redistribution of investment resources, to organize inflow of national and foreign investments on the enterprises of region, to create conditions for accumulation and transformations of savings in the investment. The carried out analysis has shown it. At the same time, has allowed to define the principal causes constraining his growth and to offer ways of their elimination.

Краткая характеристика регионального фондового рынка

Фондовый рынок в Омской области, как и в целом по стране, начал формироваться в начале 1990-х гг. А в том виде, в котором он существует в настоящее время, практически сформировался к 1997-1999 гг. На первом этапе, при проведении массовой приватизации государственных предприятий, а также при существенной рекламной поддержке государства и СМИ, в области было реализовано значительное число ценных бумаг (преимущественно акций) как всем известных всероссийских инвестиционных фондов (АООТ ЧИФ «МММ-инвест», АООТ ЧИФ «Нефть-Алмаз-Инвест», АООТ «Хопер Инвест Фонд»), оказавшихся в большинстве своем финансовыми пирамидами, так и акций региональных инвестиционных фондов, таких, как, например, АООТ СИПФ «Омск», АООТ ИФСЗ «Аверс-инвест», АООТ СИПФ «Оминвест» и др., также в большинстве своем, за редким исключением (ОАО «Сибирский капитал», ОАО «Земля», ОАО УКК «Маяк»), выплачивавших дивиденды за счет денег вновь привлекаемых клиентов и впоследствии обанкротившихся. Кроме того, в этот же период на рынке появились первые его профессиональные участники, выступавшие посредниками между эмитентами - преимущественно акционерными обществами, образованными в результате приватизации государственных предприятий, размещавшими свои ценные бумаги, и инвесторами - физическими и юридическими лицами (в том числе вышеуказанными инвестиционными фондами), приобретавшими данные ценные бумаги.

Появление в Омской области такого количества участников фондового рынка, когда ими стали практически все жители области, 476 открытых акционерных обществ, созданных в процессе привати-зации1, 7 региональных специализированных и чековых инвестиционных фондов, аккумулировавших приватизационные чеки и денежные средства населения, а также большого числа различного рода инвестиционных компаний, на фоне только начавшего формироваться законодательства о рынке ценных бумаг, гражданского, административного и уголовного законодательства, при отсутствии сформированной системы управления и регулирования фондового рынка, привело к значительному числу злоупотреблений, правонарушений и откровенных преступлений в данном сегменте финансового рынка Российской Федерации. В результате одной из проблем современного фондового рынка стало отсутствие должного доверия со стороны потенциальных, в первую очередь отечественных, инвесторов к большему числу российских ценных бумаг в целом и ценным бумагам подавляющего большинства региональных эмитентов в частности.

Вместе с тем важнейшим положительным итогом прошедших лет формирования фондового рынка на территории Омской области следует считать то, что к 1997-1999 гг. произошли следующие качественные изменения, связанные с формированием новых экономико-правовых механизмов и институциональных структур:

- сложились благоприятные экономико-политические условия для развития финансового рынка и фондового рынка как неотъемлемой его части;

1 По состоянию на 31 декабря 1999 г. согласно данным Комитета по управлению имуществом Омской области, представленным в Омское РО ФКЦБ России.

- вырос потенциал корпоративного сектора экономики (создано 3 003 акционерных общества, в том числе 734 открытых акционерных общества2), а вместе с ним увеличился потенциал рынка корпоративных ценных бумаг и его капитализация;

- появилась достаточно развитая инфраструктура фондового рынка, в том числе система институциональных инвесторов (бывшие специализированные и чековые инвестиционные фонды, преобразованные, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 февраля 1998 г. № 193 «О дальнейшем развитии деятельности инвестиционных фондов» [1], в открытые акционерные общества);

- появился значительный социальный слой владельцев ценных бумаг, получивших их в результате приватизации, оказывающий существенное влияние на развитие фондового рынка, несмотря на то, что он оказался неоднороден как по социальному и материальному положению, так и по уровню правовой защищенности;

- государством были выработаны новые правовые механизмы защиты прав акционеров [2];

- укрепилась законодательная база рынка ценных бумаг за счет принятия федеральных законов, ряда нормативных актов федеральных ведомств, в том числе созданной Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, а также отдельных актов Омской области (в частности, принятого по инициативе Омского регионального отделения ФКЦБ России закона Омской области от 23 декабря 1997 г. № 127-ОЗ «Об административной ответственности юридических лиц за нарушения прав инвесторов на территории Омской области» [3]).

Современный этап развития фондового рынка в Омской области последовал за этапом институциональных преобразований начала 1990-х гг. и финансовым кризисом 1998 г., временно приостановившим рост и развитие российского фондового рынка.

Поскольку фондовый рынок в целом и региональный рынок ценных бумаг призван обеспечить гибкое межотраслевое перераспределение инвестиционных ресурсов, организовать приток национальных и иностранных инвестиций на предприятия региона, создать условия для накопления и трансформации сбережений в инвестиции, обеспечить повышение его устойчивости за счет расширения спектра финансовых инструментов и развития финансовых институтов, попытаемся проанализировать современное состояние рынка ценных бумаг Омской области, сопоставив отдельные его показатели на различных этапах его развития.

Развитие институциональной структуры фондового рынка региона отражено в таблице 13.

Таким образом, эмитентами корпоративных ценных бумаг в Омской области (без учета банков и страховых компаний, а также акционерных обществ, не зарегистрировавших выпуски акций размещенных при их создании, в том числе не прошедших перерегистрацию в Едином государственном реестре юридических лиц после вступления в силу Федерального закона от 8 августа 2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [4]), зарегистрировавшими выпуски акций в регистрирующих органах, действовавших на территории Омской области (для инвестиционных фондов, аккумулировавших приватизационные чеки, - Комитет по управлению имуществом Омской области, для иных акционерных обществ: до 1 июля 1997 года - Финансовое управление администрации Омской области; после 1 июля 1997 г. - Омское РО ФКЦБ России), являются 2 560 акционерных обществ. Вместе с тем следует отметить тот факт, что по сравнению с 1998 г. снизилось число открытых акционерных обществ. Связано это со значительным сокращением количества создаваемых открытых акционерных обществ и большим числом ликвидированных за этот период времени обществ, в первую очередь в связи с банкротством многих открытых акционерных обществ, созданных при проведении массовой приватизации 1992-1995 гг.

За рассматриваемый период первичного создания и последующего реформирования инфраструктуры регионального фондового рынка в области значительно снизилось число инвестиционных компаний, обладающих лицензиями на осуществление брокерских и дилерских операций, лицензиями на право доверительного управления ценными бумагами инвесторов (в целом с 22 до 9, при увеличении числа иногородних компаний с 0 до 4), а также лицензиями на ведение реестра владельцев именных ценных бумаг (с 1 до 0, в том числе качественно изменился состав филиалов: ликвидировано 3 филиала 1-го регистратора, создано 2 филиала 2-х регистраторов). Подобное снижение количественных и изменение качественных показателей вызвано в первую очередь инфраструктурными и инсти-

2

По состоянию на 31 декабря 1999 г. согласно данным Управления МНС по Омской области о количестве

налогоплательщиков, представленным в Омское РО ФКЦБ России.

3

Сведения приведены по данным Омского РО ФКЦБ России по состоянию на 31 декабря 1998 г. и 31 декабря 2003 г.

туциональными изменениями на рынке ценных бумаг, происходившими на фоне усиления конкуренции, ужесточения требований законодателя и федерального исполнительного органа в области рынка ценных бумаг (ФКЦБ России) к организациям, осуществляющим профессиональную деятельность на фондовом рынке.

Таблица 1

Институциональная структура фондового рынка Омской области

Институты фондового рынка 1998 г. 2003 г. Изменения, 2003 к 1998 г. (+, -)

Акционерные общества, учитываемые в реестре налогопла-

тельщиков 3 003 3 703 + 700

В том числе:

созданные при приватизации, 476 482 + 6

ОАО, 734 702 - 32

ЗАО 2 269 3 001 + 732

Акционерные общества, зарегистрировавшие выпуски цен- 1 166 2 560 + 1 394

ных бумаг, размещенных при их создании

Инвестиционные компании 22 9 - 13

В том числе имеющие лицензии:

на брокерскую и дилерскую деятельность, 22 8 - 14

на доверительное управление ценными бумагами 7 5 - 2

Филиалы инвестиционных компаний 0 3 + 3

Банки 18 8 - 10

В том числе имеющие лицензии на брокерскую, дилер-

скую деятельность и доверительное управление ценными

бумагами 7 6 - 1

Филиалы банков (в том числе филиалы Сбербанка РФ) 42 44 + 2

Специализированные регистраторы 1 0 - 1

Филиалы специализированных регистраторов 7 6 0

Депозитарные организации 4 4 0

В том числе банковские организации 2 2 0

Расчетно-клиринговые организации 0 0 0

Фондовые биржи и фондовые отделы бирж 0 0 0

Открытые акционерные общества, созданные путем реорга-

низации ЧИФов 7 7 0

Акционерные инвестиционные фонды 0 0 0

Паевые инвестиционные фонды (ПИФ) 0 0 0

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) 2 2 0

Управляющие компании НПФ 0 0 0

Специализированные депозитарии НПФ 0 0 0

Страховые компании нет данных 11

Профессиональные объединения участников рынка ценных

бумаг и их филиалы 2 1 - 1

После финансового кризиса 1998 г. существенное число компаний, имевших лицензии ФКЦБ России, вынуждены были прекратить свою профессиональную деятельность в связи с угрозой значительных финансовых потерь и временной потерей интереса со стороны инвесторов к высокорискованным финансовым операциям, какими в то время были операции на фондовом рынке. В Омской области также самое большое количество потерь в рядах инвестиционных компаний произошло в 19981999 гг. Вместе с тем, несмотря на то, что в течение последних 2-3 лет фондовый рынок рос, росли его обороты, привлекательность финансовых инструментов, обращающихся на рынке, росла капитализация значительного числа предприятий, акции и облигации которых обращаются на фондовом рынке, число инвестиционных компаний и открытых акционерных обществ в целом по России и в частности в Омской области не выросло, а еще больше сократилось. Представляется, что помимо обычной конкуренции, как уже было сказано выше, причиной тому послужило ужесточение требований к инвестиционным компаниям и открытым акционерным обществам.

В первую очередь - это требования, направленные на обеспечение финансовой стабильности и снижение институциональных и системных рисков на фондовом рынке, что, по мнению бывшего председателя Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг Игоря Костикова, изложенному в докладе «Обеспечение финансовой стабильности - одна из главных задач» на заседании Правительства РФ 11 ноября 2003 г. с повесткой дня «О мерах по развитию финансовых рынков в Российской Федерации», являлось жизненно необходимым для дальнейшего развития российского финансового рынка

[5].

В качестве примеров таких требований можно назвать:

- внесение изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» в части регулирования деятельности органов управления акционерного общества, проведения эмиссии ценных бумаг, совершения отдельных особо значимых для общества и его акционеров сделок [6] и т. д.;

- внесение изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» в части регулирования отдельных видов профессиональной деятельности на фондовом рынке, порядка раскрытия информации эмитентами и профессиональными участниками [7] и др.;

- внесение изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации [8] в части привлечения к уголовной ответственности должностных лиц эмитентов и профучастников рынка ценных бумаг за наиболее серьезные правонарушения;

- принятие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установившего административную ответственность за ряд правонарушений в области рынка ценных бумаг

[9];

- установление ФКЦБ России более жестких лицензионных требований к профучастникам рынка ценных бумаг в части размера собственных средств, квалификации специалистов, внутреннего учета сделок с ценными бумагами, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, предотвращения неправомерного использования служебной информации и конфликта интересов при осуществлении деятельности [10] и др.

Анализ состояния инфраструктуры фондового рынка Омской области не позволяет сделать вывод о ее достаточном развитии. Данное утверждение можно обосновать цифрами, приведенными в вышеуказанной таблице. В регионе совершенно отсутствуют такие важные институты коллективного инвестирования, как акционерные и паевые инвестиционные фонды. В городе Омске лишь имеет место распространение паев иногородних ПИФов филиалами таких компаний, как ООО «Компания “Брокеркредитсервис”» (г. Новосибирск), ОАО «Креативные инвестиционные технологии» (г. Санкт-Петербург). Недостаточно развиты на территории региона и негосударственные пенсионные фонды, т. е. организации, которые в большинстве экономически развитых стран являются основными коллективными инвесторами и поставщиками «длинных» денег для экономики. В связи с проводимой в настоящее время в России пенсионной реформой данное обстоятельство повлекло негативные последствия для региона, поскольку отсутствие в области управляющих компаний, осуществляющих доверительное управление средствами пенсионных накоплений и специализированных депозитариев негосударственных пенсионных фондов, стало причиной того, что денежные средства Пенсионного фонда РФ оказались недоступны для региональной экономики.

Отсутствие в регионе других важных институтов инфраструктуры фондового рынка, а именно фондовой биржи и расчетно-клиринговых организаций, обусловлено недостаточным развитием инфраструктуры рынка на территории региона, отсутствием значительного числа значимых эмитентов, ценные бумаги которых могли бы обращаться на бирже, и, как результат, отсутствием экономической целесообразности в создании таких организаций в регионе.

Другим важным показателем развития фондового рынка является объем, количество и виды финансовых инструментов, находящихся в обращении на территории области. Данные показатели относительно эмиссионных ценных бумаг эмитентов регионального фондового рынка, зарегистрированных Омским региональным отделением ФКЦБ России, показаны в таблице 24.

Таким образом эмитентами корпоративных ценных бумаг начиная с 1 июля 1997 г. в Омском РО ФКЦБ России зарегистрировано выпусков на общую сумму более 4,4 млрд руб. Однако, следует отметить, что в подавляющем большинстве случаев (1 367 выпуска из 1 570 зарегистрированных, или 87 %) регистрация и размещение выпусков корпоративных ценных бумаг производилось при создании акционерных обществ (учреждении, реорганизации), т. е. способами, которые лишь относительно можно отнести к способам инвестирования на фондовом рынке. Выпусков же, непосредственно связанных с

4 Сведения приведены по данным Омского РО ФКЦБ России по состоянию на 31 декабря 2003 г.

привлечением инвестиций, т. е. путем подписки на акции или облигации эмитента, был осуществлен лишь 141, т. е. около 9 % от общего количества выпусков, объем таких выпусков составил более 850 млн руб., или около 20 % от общего объема зарегистрированных выпусков.

Таблица 2

Сведения о зарегистрированных корпоративных ценных бумагах

Инструменты фондового рынка 2002 г. 2003 г. Всего (с 1997 по 2003 г.)

Количество зарегистрированных выпусков акций акционерных обществ В том числе: 249 234 1 570

при создании АО, 215 201 1 367

путем конвертации в связи с переоценкой основных фондов, 4 7 62

с инвестиционными целями, в том числе путем подписки 30 26 141

Объем зарегистрированных выпусков акций акционерных обществ (тыс. руб.) В том числе: 839 184 493 600 4 449 177

при создании АО, 749 801 380 811 3 089 782

путем конвертации в связи с переоценкой основных фондов, 59 256 92 682 533 163

с инвестиционными целями, в том числе путем подписки 30 127 20 107 826 232

Количество зарегистрированных выпусков облига- 1 0 2

ций

Объем зарегистрированных выпусков облигаций (тыс. руб.) 15 000 0 30 000

Объем всех зарегистрированных выпусков эмиссионных ценных бумаг (тыс. руб.) 854 184 493 600 4479 177

Вместе с тем акции незначительного числа омских эмитентов имеют спрос на биржевом и внебиржевом рынках. В первую очередь это ценные бумаги ОАО «Сибнефть», ОАО АК «Омскэнерго» и ОАО «Омскшина». В основном же омские профессиональные участники рынка ценных бумаг совершают сделки с наиболее ликвидными ценными бумагами российских эмитентов, таких, как РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Сбербанк России», ОАО «НК “Лукойл”», ОАО «НК “ЮКОС”», ОАО «Ростелеком» и др.5

Следует отметить также невысокую эмиссионную активность омских эмитентов по размещению таких коммерческих ценных бумаг, как облигации, несмотря на то, что такой способ привлечения инвестиций с использованием инструментов фондового рынка, как размещение облигационных займов, в течение 2001-2003 гг. получил очень широкое распространение среди российских эмитентов. Так, по оценкам ФКЦБ России объем корпоративных облигаций в обращении вырос только за период с января 2001 по сентябрь 2002 гг. с 40 до 84 млрд руб. [11]. Между тем на омском рынке было размещено лишь 2 облигационных займа ООО «Ликеро-водочный завод “ОША”» общим объемом 30 млн руб., что составляет лишь 3,5 % от общего объема выпусков ценных бумаг, размещенных путем подписки, т. е. с инвестиционными целями. При этом регистрация первого из них была осуществлена в 1999 г. Крупные омские эмитенты чаще используют для получения дополнительных финансовых средств такой финансовый инструмент, как вексель. Так, по экспертной оценке профессиональных участников в регионе на конец 2003 г. наибольшим спросом пользовались и, соответственно, находились в обращении векселя следующих омских компаний: группы компаний ОАО «Омский бекон», ОАО «Завод технического углерода», ОАО «Хлебник», ООО «Омсквинпром» и др., а также омских кредитных организаций: ОАО «Омскпромстройбанк», ОАО АКБ «ИТ Банк», ОАО АКИБ «Омск-Банк», ЗАО ОКБ «Сибирь»6.

Кроме корпоративных ценных бумаг нельзя не сказать о таких инструментах фондового рынка, как государственные и муниципальные ценные бумаги. Сведения о долговых обязательствах Омской

5 По данным Омского РО ФКЦБ России на 31 декабря 2003 г.

6 По данным Омского РО ФКЦБ России на 31 декабря 2003 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

области и муниципального образования города Омска (о муниципальных векселях) представлены в таблицах 37 и 48.

Таблица 3

Сведения о ценных бумагах Омской области

Эмитент Дата и № регистрации, дата начала размещения, срок обращения ц/б Цели займа и направления использования средств Объем выпуска по номиналу, тыс. руб. Размещено ц/б по номиналу, тыс. руб. Погашено ц/б по номиналу, тыс. руб.

Администрация Омской области Облигации с переменным купонным доходом серия А. 20.08.1997, № МФ 52-3-00321. Размещение с 4 сентября 1997. Срок обращения - 1 год Региональные программы инвестирования развития социальной сферы 100 000,0 99 983,0 99 201,4

Администрация Омской области Облигации с переменным купонным доходом серия Б. 20.08.1997 № МФ 52-3-00322 Размещение с 4 сентября 1997. Срок обращения - 2 года Региональные программы инвестирования в агропромышленном комплексе 100 000,0 99 957,0 99 957,0

Финансовое управление администрации Омской области Облигации выпуска 21 января 1998 № МФ 52-3-00444. Срок обращения -9 месяцев. Начало размещения 26 февраля 1998 Покрытие дефицита бюджета, временных кассовых разрывов, инвестиционные цели 50 000,0 50 000,0 50 000,0

Финансовое управление администрации Омской области Облигации выпуска 21 января 1998 № МФ 52-3-00446. Срок обращения -18 месяцев. Начало размещения 19 марта 1998 Покрытие дефицита бюджета, временных кассовых разрывов, инвестиционные цели 60 000,0 49 420,7 49 420,7

Таблица 4

Сведения о ценных бумагах города Омска

Наименование органа власти № и дата решения о выпуске Тип векселя Объем выпуска в 2003 г., тыс. руб. Погашено в 2003 г., тыс. руб. Остаток в обращении, тыс. руб.

Администр ация г. Омска Постановление главы администр ации г. Омска № 1253-п от 9 ноября 1995 г. Простой 0 938,0 0

Возможные пути решения проблем регионального фондового рынка

Привлекательность регионального фондового рынка в настоящее время, помимо общей проблемы недостаточного доверия потенциальных инвесторов к рынку в целом и его институтам в частности, по мнению автора, снижена из-за недостаточного развития его инфраструктуры и незначительного числа финансовых инструментов, обращающихся на рынке. В данной статье предпринята попытка

7 По данным Министерства финансов Омской области на 31 декабря 2003 г.

8 По данным Департамента финансов и экономики Администрации г. Омска на 31 декабря 2003 г.

провести анализ состояния фондового рынка Омской области, определить основные причины, сдерживающие его рост и предложить пути их устранения.

Особая роль в повышении инвестиционной привлекательности региональных эмитентов и всего региона отводится правительству области. Именно перед ним в первую очередь стоит такая задача, решение которой позволит региону выполнять такие социальные программы, как повышение уровня заработной платы, увеличение статей расходов бюджета на здравоохранение, образование и социальную поддержку малообеспеченных граждан. Представляется, что для решения такой задачи правительству следует предпринять следующие меры.

1. Принять региональную Программу стимулирования привлечения инвестиций омскими предприятиями посредством эмиссии корпоративных облигаций под реальные инвестиционные проекты.

Данная Программа должна предусматривать переход от прямого бюджетного финансирования инвестиционных проектов к их бюджетной поддержке посредством стимулирования привлечения инвестиций через инструменты фондового рынка. Методами такой поддержки могли бы стать государственные гарантии возврата заемных средств либо компенсация регионом части средств, выплачиваемых предприятиями в виде процентов по корпоративным облигациям. Главными условиями получения предприятием таких мер государственной поддержки могли бы стать победа на публичном конкурсе инвестиционных проектов и выдача гарантий увеличения объемов производства, а следовательно, и налоговых отчислений в региональный бюджет.

2. Принять Программу управления государственным долгом Омской области, предусмотрев в ней размещение на фондовом рынке облигационных займов области с целями реструктуризации не погашенных до настоящего времени долговых обязательств области по размещенным ранее ценным бумагам; финансирования инвестиционных проектов Правительства области, в том числе указанных выше компенсационных выплат, связанных со стимулированием предприятий региона к привлечению инвестиций посредством эмиссии облигаций.

3. Внести изменения в действующую в настоящее время губернаторскую Программу ипотечного кредитования жилищного строительства в Омской области, согласно которой до настоящего времени основным источником финансирования такого кредитования являлись средства областного бюджета и практически не используются возможности по привлечению для этих целей финансовых средств кредитных организаций, частных инвесторов и других внебюджетных источников. Однако поскольку в настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. № 152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах» [12] наконец урегулирован вопрос выпуска и обращения ипотечных ценных бумаг (облигаций с ипотечным покрытием и ипотечных сертификатов участия), следует в кратчайшие сроки принять меры по созданию в области специализированной организации (ипотечного агента), предусмотрев на первых порах 100 % участие в его уставном капитале области, который сможет размещать на фондовом рынке облигации с ипотечным покрытием, позволяющие осуществлять долгосрочные заимствования, привлекая финансовые средства частных инвесторов в сферу жилищного строительства и тем самым снизить нагрузку на бюджет.

4. Совместно территориальным и федеральным органами исполнительной власти по рынку ценных бумаг создать сервер раскрытия информации в глобальной сети Интернет. На этом сервере могла бы быть размещена наиболее важная информация о предприятиях Омской области, которая должна влиять на принятие инвесторами положительных инвестиционных решений. Например, информация об инвестиционном потенциале и инвестиционных проектах предприятий, о ценных бумагах и аффилированных лицах, существенных фактах (событиях) в финансово-хозяйственной деятельности. Кроме того, к такой информации следует отнести электронные версии учредительных и финансовых документов предприятий, в том числе их годовых отчетов, годовых бухгалтерских балансов, счетов прибылей и убытков.

Реализация такого проекта должна будет обеспечить совершенствование системы раскрытия информации на фондовом рынке региона, и тем самым инвестиционную привлекательность как региона в целом, так и отдельных эмитентов, расположенных на его территории.

5. Совместно территориальным и федеральным органами исполнительной власти по рынку ценных бумаг, профессиональными участниками фондового рынка, кредитными организациями, ассоциациями промышленников и предпринимателей области принять меры по созданию благоприятных у с-ловий для развития системы коллективных инвестиций на территории области (создания управляющей компании паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, а также создания инфраструктуры таких фондов).

Это позволит усовершенствовать инфраструктуру фондового рынка области, но что важнее -создать систему привлечения инвестиций региональных инвесторов, в том числе денег граждан, в региональную экономику, а также размещать в области средства, составляющие активы страховых компаний, пенсионные накопления граждан, составляющие активы негосударственных пенсионных фондов.

1. Российская газета. 1998. 3 марта. № 41.

2. Указ Президента РФ от 18 ноября 1995 г. № 1157 «О некоторых мерах по защите прав вкладчиков и акционеров» // Российская газета. 1995. 23 ноября. № 227; Указ Президента РФ от 18 августа 1996 г. № 1210 (в ред. Указа Президента РФ от 9 августа 1999 г. № 1022) «О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как собственника и акционера» // Российская газета. 1996. 27 августа. № 162; Федеральный закон от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» // Российская газета. 1999. 11 марта. № 46.

3. Омский вестник. 1997. 13 января. № 5-6.

4. Российская газета. 2001. 10 августа. № 153-154.

5. Доклад Председателя ФКЦБ России И.В. Костикова «Обеспечение финансовой стабильности - одна из главных задач» // Вестник НАУФОР. 2003. Ноябрь. № 11.

6. Федеральный закон от 27 февраля 2003 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» // Российская газета. 2001. 9 августа. № 151-152.

7. Федеральный закон от 28 декабря 2002 г. № 185-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и о внесении дополнения в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» // Российская газета. 2003. 4 января. № 1.

8. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» // Российская газета. 2003. 16 декабря. № 252.

9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // Российская газета. 2001. 31 декабря. № 256.

10. Постановление ФКЦБ России от 23 апреля 2003 г. № 03-22/пс «О нормативах достаточности собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг» // Российская газета. 2003. 11 июня. № 112; Постановление ФКЦБ России от 15 августа 2000 г. № 10 (ред. от 26.12.2003) «Об утверждении порядка лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации» // «Российская газета». 2000. 24 октября. № 205; Письмо ФКЦБ России от 19 февраля 2003 г. № 03-ИК-02/2760 «Об утверждении правил внутреннего контроля, осуществляемого в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Вестник ФКЦБ России. 2003. 25 марта. № 3; Постановление ФКЦБ России от 5 ноября 1998 г. № 44 «О предотвращении конфликта интересов при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг» // Вестник ФКЦБ России. 1998. 11 ноября. № 9.

11. Развитие рынка ценных бумаг в Российской Федерации (материалы к дискуссии). М. ФКЦБ России. 2002.

12. Российская газета. 2003. 18 ноября. № 234.

УДК 331.24.54

С.И. Павленко

ОАО «Омск-Банк»

РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАРПЛАТНЫХ ПРОЕКТОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БАНКОВСКИХ КАРТ «VISA-ELECTRON» ОАО «ОМСК-БАНК»

The plastic cards are the moderns banking service which creating additional source of profit and bank resources. This article is devoted to the plastic cards VISA-Electron problems in JSC “Omsk-bank”. The special attention is given to questions of mass emissions and infrastructure developments. In conclusion, the author offered plastic cards market strategy and tariff policy of JSC “Omsk-bank”.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.