аВД?] сш 10.19181/ег1^.2023.9 ЕБИ ЦЕЛУЕМЫ
рынок труда в условиях санкций: потребность в профессиях
Голенкова Зинаида Тихоновна
Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия Орехова Инесса Михайловна
Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
Аннотация. Авторы анализируют изменения профессиональных потребностей российского рынка труда в зависимости от внешних и внутренних кризисных явлений. Особое внимание авторы уделяют кадровым проблемам, возникшим после введения санкций западными странами. В «эпоху импортозамещения» Россия вошла с максимально обострившейся проблемой подготовки кадров. Развитие приоритетных для импортозамещения отраслей промышленности определяет профессиональные потребности рынка труда. Российские компании, вовлечённые в систему импортозамещения, находятся в постоянном поиске специалистов с техническим уклоном. Этот тренд в 2023 году продолжился. Выпускники школ неохотно рассматривают перспективу трудоустройства в производственный сектор, и квалифицированных инженеров в России по-прежнему не хватает. Инерционность системы профессионального образования в стране не позволяет ей оперативно реагировать на кризисные ситуации. Авторы делают вывод, что в условиях дефицита потенциальной рабочей силы на фоне увеличившейся потребности в высококвалифицированных работниках определённых профессий, ослабить остроту кадровой проблемы могла бы трудовая миграция и профессиональная мобильность кадров.
Ключевые слова: рынок труда, профессиональные потребности, санкции, экономическая дестабилизация, профессиональная мобильность, профессиональная востребованность, импорто-замещение, технологическая независимость
Со времени перехода России к рынку и включения её в общемировые рыночные отношения мировая экономика (и экономика России в том числе) пережила несколько дестабили-
зирующих её этапов. Самыми значимыми из них, безусловно, стали экономический кризис 2008 года и пандемия коронави-руса в 2019—2021 годах.
Дестабилизирующее влияние обоих кризисных факторов на российский рынок труда в качественном и количественном отношениях было очень значительным.
Кризисная ситуация 2008 года в наибольшей степени обострила одну из главных экономических проблем российского рынка труда — проблему безработицы. Но к 2008 году в экономике России начала прослеживаться чёткая тенденция снижения темпов роста и численности безработных. С началом экономического кризиса, то есть к концу 2008 года показатели темпов роста и численности безработицы резко пошли вверх, а более четырёх тысяч предприятий в различных субъектах Российской Федерации заявили о дальнейших планах увольнений. При этом работодатели широко использовали так называемое «скрытое сокращение» штатов, когда работникам предоставлялись внеплановые неоплачиваемые отпуска, часть из них трудились неполный рабочий день или находились в простое по вине работодателя. Кроме того, уже к концу 2008 года стала прослеживаться следующая тенденция: среди безработных начала увеличиваться доля людей с высшим образованием. А это, в свою очередь, должно было неизбежно привести и привело в дальнейшем к нисходящей профессиональной мобильности на рынке труда.
Пандемия коронавируса, начавшаяся в 2019 году, в большей степени отразилась на характере работы, а точнее сказать, способе выполнения служебных обязанностей. Главным трендом в период пандемической ситуации стала работа в удалённом режиме. Массового сокращения работников удалось избежать также благодаря значительной финансовой поддержке со стороны государственных органов тех работодателей, которые сохранили штат своих предприятий. Период пандемии коронавируса характеризуется большими материальными потерями в третичном секторе экономики — сфере услуг (исключая здравоохранение и образование). Торговля, общественное питание, индустрия красоты и развлечений, туризм, транспорт и т. п. на
продолжительное время лишились клиентов, которые являются основой их успешной деятельности. Безусловно, влияние пандемических ограничений было дифференцировано в зависимости от вида деятельности занятых в сфере услуг. Режим самоизоляции, например, снизил потребность в услугах водителей такси и значительно увеличил потребность в услугах курьеров. Наиболее востребованными в период пандемии коронавируса профессиями стали профессии низкой квалификации, не требующие специального образования и длительного обучения.
Выбрав рыночный путь развития, Россия предопределила для своей экономики зависимость от глобальных экономических кризисов. Именно глобальные кризисные ситуации вызвали проблемы в российской экономике в 2008 и 2019 годах. В то же время включённость в международное разделение труда позволило стране минимизировать кризисные последствия. Дестабилизирующая ситуация в экономике России, вызванная западными санкциями, не имеет глобального характера. Безусловно, санкции не способны изменить рыночный характер российской экономики. Но они, по сути, «вытолкнули» Россию из международного разделения труда — организации мировой экономики на основе специализации производства определённых товаров в различных странах. Не секрет, что долгое время советская, а затем и российская экономика страдала однобокостью развития. Доходы страны во многом зависели от экспорта нефти и газа. Из-за подобной специализации любые колебания спроса на эти продукты на мировом рынке отражались на экономической ситуации в России. В условиях введения санкций Россия столкнулась уже не просто с кризисными явлениями в экономике, а с угрозой технологической независимости страны. Для импортозамещения санкционных товаров потребовались определённые преобразования в промышленном производстве и, что особенно важно, подготовка необходимых кадров для обеспечения эффективной работы предприятий [Трансформация рынка..., 2022]. Многие эксперты (например, ректор университета Национальной технологической ини-
циативы 2035 Нина Яныкина) считают, что для существующей в настоящее время в стране системы профессионального образования это серьёзный вызов и трудновыполнимая задача.
Необходимо отметить, что сейчас в России уровень безработицы, несмотря на санкции, является самым низким со времён перехода к рыночным отношениям — 3,7% [Занятость..., 2023]. Однако это не классическая циклическая безработица, которая была характерна для первых двух кризисных этапов. В стране в настоящее время наблюдается структурная безработица. Она связана с процессом технологических изменений в экономике, в результате которых меняется её отраслевая или территориальная структура, а следовательно, и структура спроса на рабочую силу.
Проблема с подготовкой кадров разного уровня и содержания в той или иной мере существовала всегда. Она значительно обострилась, когда в стране началось ускоренное развитие реального сектора экономики — его отдельных отраслей. Например, когда в начале 2010-х годов стала возрождаться оборонная промышленность, а в отдельных регионах были запущены крупные сборочные производства. На рынке труда появилась огромная потребность в высококвалифицированных рабочих кадрах и инженерно-технических специалистах.
В современной России рабочие кадры готовят в различных учебных заведениях: колледжах, техникумах, профессионально-технических и просто училищах, в некоторых регионах даже в вузах и, конечно, непосредственно на предприятиях. Коэффициент эффективности такой образовательной деятельности стремится к нулю, поскольку проблема подготовки рабочих кадров в достаточном количестве и необходимого качества не решена до сих пор. В настоящее время запущен экспериментальный федеральный проект «Профессионалитет». Это один из этапов реструктуризации системы среднего профессионального образования. По словам заместителя председателя правительства России Татьяны Голиковой, новая программа опирается на три главные нововведения. Во-первых, вовлечение в процесс обучения в колледжах и техникумах представителей профессио-
нальных сообществ, «действующих игроков рынка», в том числе и в качестве инвесторов этой системы образования. Во-вторых, сокращение сроков обучения при увеличении его интенсивности. В-третьих, создание в учебных заведениях разного рода центров молодёжных инициатив [Профессионалитет..., 2023]. На наш взгляд, назвать эти «опоры» реструктуризации нововведениями сложно. С советских времён постоянно предпринимались попытки усилить связь профессиональных учебных заведений и предприятий, для которых они готовили кадры. Создать симбиоз или, как сказали бы сейчас, кластер. Все такие попытки, как правило, заканчивались ничем. У реформаторов никак не получалось создать даже видимость объединения, тем более самостоятельную образовательно-производственную единицу. Может быть, потому что они пытались механически соединить далеко не однородные элементы. Сокращение сроков обучения и подготовки рабочих кадров, по мнению эксперта Рособрнадзора, кандидата экономических наук, учредителя и директора Санкт-Петербургского технологического колледжа Ольги Воронцовой, «по сути, предполагает возвращение к старой доброй системе профессиональных училищ, в которых студенты получали образование в рамках рабочих профессий в достаточно короткие сроки». У экспертов-аналитиков, безусловно, есть замечания по проекту. Выделим одно из самых значимых, высказанное Марчелом Кырланом, экспертом-аналитиком цифровой платформы по разработке и продвижению законодательных инициатив «Инициатор»: «Идея заключается в создании чего-то среднего между общим образованием и средним профессиональным образованием. Думаю, что сокращение сроков обучения может негативно сказаться на преподавании общеобразовательных предметов. Хорошо подготовленные профессионалы, лишённые широты кругозора, не самое удачное сочетание» [Профессионалитет., 2023]. Весь опыт работы учреждений профессионально-технического обучения (ПТУ) позволяет с большой долей вероятности предположить, что сокращение сроков обучения рабочим профессиям по программе «Профессионалитета» приведёт к сокращению преподавания
именно общеобразовательных предметов. Недостаток общих знаний, как и при обучении работников непосредственно на производстве, ограничивает возможности профессиональной мобильности тех из них, кто ориентируется в дальнейшем на профессиональный и карьерный рост — либо в рамках рабочей специальности, либо вне этих рамок.
Проект «Профессионалитет» в основном относится к системе среднего специального образования. Спрос на работников со средним специальным образованием даже в кризисные годы был достаточно устойчивым, а к 2015 году он значительно увеличился. Российский рынок труда того времени не имел возможности удовлетворить этот спрос — профессии среднего уровня квалификации не пользовались популярностью у молодёжи. За счёт своевременно принятых мер — расширения сети средних специальных учебных заведений, списка профессий, которые в них можно получить, укрепления связей со школой — положение в этой области профессионального образования стало постепенно исправляться. К 2020 году профессии среднего квалификационного уровня вновь стали востребованными среди выпускников средней школы [Константиновский, Попова, 2020]. В настоящее время студенты средних специальных учебных заведений получают образование за четыре года. Разработчики проекта исходят из того, что эта система признается устаревшей и затратной для госбюджета, и предлагают сократить срок обучения специалистов среднего звена до трёх лет. Кем существующая система признаётся устаревшей, не указано. Судя по упоминаниям госбюджета, министром просвещения РФ Сергеем Кравцовым [Профессионалитет., 2023]. Как отнесутся к убыстрению и удешевлению обучения 60% выпускников девятых классов, поступающих сейчас в средние специальные учебные заведения, неизвестно. Очевидно, их никто не спрашивал. Но очевидно также, что народная мудрость «скупой платит дважды» устаревшей ещё никем не признавалась.
Система высшего образования страны также оказалась не готовой к росту промышленного производства. Поэтому потребность в специалистах-инженерах крупнейших промышленных комплексов приходилось закрывать (например, сборочным про-
изводствам и строительным предприятиям), приглашая квалифицированные инженерные кадры из стран западной Европы. Эксперты предполагали, что к середине 2020-х годов кадровые проблемы российского рынка труда приобретут катастрофический характер. Хотя в то время, когда делался такой прогноз, введение беспрецедентных санкций против Российской Федерации трудно было предвидеть, эксперты во многом оказались правы.
Таким образом, в «эпоху импортозамещения» Россия вошла с максимально обострившейся проблемой подготовки кадров.
Инерционность системы профессионального образования осложнилась дефицитом трудовых ресурсов в стране [Чекмарев, Ильвес, 2022]. Численность потенциальной рабочей силы с 2017 года — года относительно благополучной социально-экономической ситуации в стране — плавно снижалась вплоть до настоящего времени как в России в целом, так и в отдельных округах. Исключением явились лишь Уральский Федеральный округ, где численность потенциальной рабочей силы практически не изменилась, и Северо-Кавказский Федеральный округ, где численность потенциальной рабочей силы выросла на 31% (см. табл. 1).
Таблица 1
Численность потенциальной рабочей силы в округах Российской Федерации на начало 2023 года
Федеральные округа РФ Численность в 2022 г. (тыс.) В % к 2017 г.
Центральный 151,9 94,4
Северо-Западный 91,7 74,4
Южный 99,0 82,6
Северо-Кавказский 135,7 131,0
Приволжский 163,4 76,0
Уральский 81,8 100,6
Сибирский 195,1 90,4
Дальневосточный 91,4 85,4
Российская Федерация в целом 1010,1 89,7
Источник: Росстат, https://rosstat.gov.ru/labour_force (расчёт авторов).
Наибольшие потери трудового потенциала понесли СевероЗападный и Приволжский Федеральные округа — 25,6% и 24% соответственно.
В условиях дефицита потенциальной рабочей силы на фоне увеличившейся потребности в высококвалифицированных работниках определённых профессий ослабить остроту кадровой проблемы могла бы трудовая миграция и профессиональная мобильность.
Трудовая миграция предполагает перемещение работника с целью трудоустройства в другие регионы страны или за её пределы. Этот переезд может быть временным или постоянным. В последнем случае индивид меняет скорее место жительства, а не место работы. На российском трудовом пространстве трудовая миграция никогда не была массовым явлением. Уточняем: речь идёт о трудовых мигрантах — гражданах России. Такое положение сохранилось со времён Советского Союза, в котором существовал институт прописки, и передвижение трудовых ресурсов внутри страны, а тем более за её пределы, строго регулировалось и контролировалось. Поэтому основу трудовых мигрантов составляют молодые работники. «Люди старше 45 лет в меньшей степени готовы к переездам. Чаще уезжают мужчины. Типичный портрет внутрироссийского трудового мигранта — «специалист с высшим образованием или квалифицированный рабочий, проживающий в городе», — отмечает президент РтЕхрейка Елена Трубникова [Жандарова..., 2023].
В настоящее время тенденция в этой сфере следующая. Начиная с 2015 года трудовая миграция в стране постоянно сокращается. К началу 2023 года она достигла минимальных значений. Количество российских трудовых мигрантов сократилось на 7,4% (расчёт аналитиков РтЕхрегйга на основе данных Росстата). Регионы, откуда чаще всего уезжают на заработки (по мере убывания): Подмосковье, Адыгея, Ленинградская область, Чувашия, Марий Эл, Калмыкия. Количество мигрантов невелико — от 10 до 19% от общего числа занятых. Конечно, наиболее привлекательными для трудовых мигрантов всегда были крупные экономически развитые города. Однако в 2022 году Москва по
количеству приезжающих работников — 18,6% — заняла только четвёртое место, а Санкт-Петербург с 6,6% приехавших работников занял девятое место. Самое большое количество трудовых ресурсов привлёк север России: Ямало-Ненецкий автономный округ — 34,9%; Ненецкий автономный округ — 20,8%; Ханты-Мансийский автономный округ — 19,9% [Жандарова..., 2023]. Приоритеты выбора места переезда на работу позволяют сделать вывод о том, что для российских трудовых мигрантов главной причиной миграции стало желание улучшить своё материальное положение — заработать. На протяжении последнего десятилетия северные территории России являются лидерами в области оплаты труда. Три самых привлекательных северных региона для мигрантов входят в топ-10 регионов России с самой высокой зарплатой, занимая 1, 6 и 10 места. Москва в этом рейтинге на 5 месте. Санкт-Петербург в рейтинге отсутствует [Зарплата., 2023].
Профессиональная мобильность — перемещение работников между профессиональными группами — предполагает, прежде всего, наличие у них способностей и желания приобретать новые знания и умения, практические навыки. Для успешной и эффективной смены профессиональной деятельности работник должен изначально обладать определённой базой знаний, практического опыта. Как показывает опыт, такую базу обеспечивает высокий уровень образования. Реальный пример успешной профессиональной мобильности, которой в значительной степени способствовал высокий уровень профессионального образования, был получен в ходе исследования, проведённого отделом социальной структуры Института социологии РАН в Тюмени. Профессиональная мобильность в данном случае носила вынужденный характер. Респонденты, сменившие профессию, имели не самое востребованное в регионе и в России в целом гуманитарное образование. Тем не менее базовый уровень образования позволил работникам получить другую профессию, сохранив свой квалификационный уровень и удовлетворённость работой. Это в свою очередь обеспечило высокую эффективность их новой профессиональной деятельности [Социальные проблемы., 2009].
К сожалению, приходится признать, что в период санкцион-ных ограничений трудовая и профессиональная мобильность не стала фактором, способным сгладить кадровую проблему в российской экономике, прежде всего из-за низких показателей этой мобильности. Увеличение этого показателя — процесс не быстрый. Одним из способов его ускорения эксперты считают создание максимальных возможностей для переподготовки кадров — переобучения работников новым профессиям.
Высокий уровень образования является обязательным условием для переподготовки в системе дополнительного профессионального образования. В России существует и переподготовка кадров на предприятиях в корпоративных университетах. Однако большинство предприятий для этой цели пользуются услугами специализированных учреждений дополнительного профессионального образования. В стране существует сеть учебных заведений, осуществляющих переподготовку кадров. Это различные автономные центры и школы дополнительного образования, а также специальные факультеты в вузах и подразделения в колледжах.
Профессиональные потребности сейчас диктуют развивающиеся отрасли, которые являются приоритетными для импор-тозамещения. Это автомобильная промышленность, тяжёлое машиностроение, лёгкая промышленность, робототехника, аддитивные технологии, электронная промышленность (в частности, программное и аппаратное обеспечение), металлургия, химическая промышленность (включая фармацевтическое производство). Инновационное развитие этих отраслей производства требует высококвалифицированных работников определённого профиля, прежде всего 1Т- и инженерно-технических специалистов.
1Т-специалисты. С наступлением санкционной «чехарды» на российском социально-экономическом пространстве с отечественного рынка ушли зарубежные компании, занимающиеся цифровыми технологиями. Структуры российской электронной промышленности, занимающиеся программным и аппаратным обеспечением, вынуждены разрабатывать и производить
отечественные аналоги. Для этого нужны и 1Т-разработчики программного и аппаратного обеспечения, и специалисты, занимающиеся кибербезопасностью.
Необходимо отметить, что за короткий период со дня введения первых санкций до настоящего времени потребность в 1Т-специалистах менялась. Востребованность ГТ-специалистов определённого профиля после февраля 2022 года, когда с российского рынка ушла почти половина иностранных компаний, значительно снизилась. Тем более, что многие из этих компаний были вендорами, то есть не занимались разработкой продукта, а ГТ-специалисты в них только внедряли, настраивали, продвигали и реализовали товары чужих брендов. Кроме того, многие финансовые учреждения (банки, например), крупные промышленные предприятия в целях экономии бюджета сокращали штат до необходимого для выполнения неотложной работы.
В то же время есть много 1Т-направлений, по которым востребованность в специалистах очень велика.
Во-первых, санкции не отменили стратегический курс на всеобщую цифровизацию, и компаниям понадобились специалисты трёх направлений: разработка, инжиниринг (инженерно-консультационные услуги), техническая поддержка.
Во-вторых, как было отмечено выше, потребовались ГТ-специалисты, способные обеспечить инновационное развитие импортозамещающих отраслей производства. Это ГТ-специалисты, работающие с российской операционной системой линукс; разрабатывающие и обслуживающие отечественное программное обеспечение; занимающиеся кибербез-опасностью. Причём спрос на этих специалистов постоянно растёт по мере увеличения на российском рынке отечественного ГТ-продукта и из-за непрекращающихся атак на российскую ГТ-структуру [Халиль..., 2023].
В настоящее время на российском рынке труда спрос на ГТ-специалистов превышает предложение. Но этот дисбаланс легко устраним, поскольку количество уже подготовленных кадров для ГТ-индустрии в целом способно полностью покрыть её потребности. Нехватку специалистов определённого профиля
можно минимизировать с помощью переподготовки работников невостребованных ГГ-специализаций. В рамках одной профессиональной группы такая переподготовка вряд ли вызовет особые затруднения. Кроме того, найти нужного работника можно за пределами региона или страны, поскольку характер работы многих ГГ-специалистов допускает удалённый режим занятости. Кадровые аналитики делают оптимистические прогнозы в отношении пока ещё неоднозначной ситуации с ГГ-специалистами на рынке труда.
Инженерно-технические специалисты. Как было отмечено выше, проблема нехватки инженерных кадров на рынке труда появилась с началом восстановления российского промышленного производства, и она не только не решена, но и значительно обострилась после введения санкций. Для российских компаний и предприятий, работающих в системе импортоза-мещения, высококвалифицированные специалисты инженерно-технического профиля являются основой развития производства и эффективности производственной деятельности. Из-за дефицита грамотных и опытных инженеров работодатели вынуждены конкурировать за возможность принять на работу специалиста с техническим образованием. Спрос всё время растёт. К середине 2022 года спрос на профессионалов самой высокой квалификации — главных инженеров, технологов и механиков — увеличился на 58% [Инженеров много., 2022]. Эти проблемы были выявлены и в ходе всероссийского опроса работодателей, который провели сотрудники сервиса «Работа. ру». По данным опроса, сложнее всего в последнее время найти достойных кандидатов на инженерные должности, включая инженеров-конструкторов и инженеров-технологов. Более двух третей опрошенных работодателей отметили отсутствие выбора при нехватке потенциальных кандидатов.
Проблема дефицита инженерно-технических кадров обостряется, поскольку обеспечивать технологический суверенитет страны в условиях санкционного давления должны высококвалифицированные и компетентные специалисты. Однако у работодателей постоянно сужается поле кадрового выбора. Например, из-за санкционных ограничений предприятия не
могут, как раньше, приглашать специалистов из западных стран. Конечно, на российском рынке труда достаточно работников-мигрантов, но их квалификационный уровень чаще всего совершенно не удовлетворителен и в лучшем случае дотягивает до уровня российского выпускника профессионально-технического училища. Профессиональная мобильность также не способна ослабить остроту проблемы, поскольку переподготовка на инженерно-технические специальности предъявляет достаточно жёсткие требования к уровню образования, квалификации, базовой профессиональной специализации обучаемого. Кадровые ресурсы, отвечающие этим требованиям, также ограничены. К тому же инженерно-технические специальности — одни из самых непопулярных в системе переподготовки кадров.
Работодателям остаётся надеяться на систему профессионального образования. Действительно, большая часть бюджетных мест в российских университетах отдана профессиям инженерно-технического профиля. И она увеличивается. Однако, как и в случае с переподготовкой, это направление обучения не пользуется популярностью у выпускников школ. Даже несмотря на наличие бюджетных мест, конкурс на ряд инженерно-технических специальностей практически отсутствует. Поэтому у работодателей поле выбора начинает сужаться уже на начальном этапе подготовки кадров. В отсутствие конкурса, чтобы заполнить все уже оплаченные государством бюджетные места, в вуз зачастую принимают всех желающих. На выходе получают не специалиста высокой квалификации, а просто выпускника вуза с дипломом о высшем образовании — если, конечно, бывший абитуриент вообще дотянет до окончания учёбы. И даже такого «специалиста» работодатели готовы зачислить в штат и доучивают его непосредственно на предприятии в процессе работы.
Глава Министерства науки и высшего образования Валерий Фальков признал, что в обществе существует «объективный запрос на существенную модернизацию инженерного образования». Вузы пытаются самостоятельно корректировать учебные планы с учётом запросов рынка труда и требований работодателей [Инженеров много., 2022].
Вышеизложенное неизбежно приводит нас к застарелой проблеме как советской, так и российской подготовки кадров — проблеме профессиональной ориентации молодёжи. Санкционная политика Запада обнажила масштабы этой проблемы. «Профессиональная ориентация (профориентация, выбор профессии, ориентация на профессию, профессиональное самоопределение) — это комплекс действий для выявления у человека склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на помощь в выборе карьерного пути людям всех возрастов» [Что такое., 2023]. Мы привели самое распространённое и общепринятое определение профессиональной ориентации. Существовавшая в Советском Союзе система профориентации и та система, которую пытаются сейчас создать в России, ориентирована, исходя из этого определения, на отдельного человека — учащегося средней школы. С помощью различных методов исследования — тестов, наблюдения, опросов — выявляются способности, склонности, возможности, интересы конкретного человека, на основании которых вырабатываются профессиональные и образовательные рекомендации. Однако профориентационная деятельность имеет, безусловно, социальную направленность. От её результатов в значительной степени зависит общественное развитие в целом, занятость населения и развитие рынка труда в частности. Профориентационная деятельность в настоящее время практически игнорирует профессиональные потребности рынка труда. Самое большее, на что способна система профессиональной ориентации, это предоставление информации — о настоящих и прогнозируемых профессиональных потребностях рынка труда, профессиональных требованиях и учебных заведениях, где профессию можно получить.
Такую информацию в рамках профориентационной работы получали советские школьники. Получают её и в рамках новой российской системы профессиональной ориентации «Билет в будущее». Изменился только характер подачи этой информации. Раньше всё проходило, как теперь говорят,
офлайн — в виде экскурсий на предприятия, встреч с представителями различных профессий и т. п. Сейчас в духе времени всё происходит онлайн — информация в формате лекций, видео, интерактивных профориентационных игр размещается на цифровой платформе «Билета в будущее». К сожалению, «от перемены места слагаемых сумма не меняется». Просто предоставление определённой информации, в какой бы суперсовременной форме она ни подавалась, не устранит десятилетиями существующее противоречие между объективными кадровыми потребностями рынка труда и субъективными профессиональными предпочтениями молодёжи.
Трудно представить, что среди множества прошедших через систему профессиональной ориентации не нашлось достаточного количества учащихся, имеющих инженерно-технические задатки и способности, чтобы заполнить имеющиеся бюджетные места в российских вузах. Безусловно, система профориентации таких учащихся выявляет. Имеющаяся в системе информация свидетельствует о большой потребности в высококвалифицированных инженерно-технических работниках. Проблема заключается в том, что существующая в настоящее время в России система профессиональной ориентации не способна выработать эффективного метода соединить профессиональные способности индивида с его желаниями и стремлениями, а всё это — с потребностями общества, и в итоге получить профессионала нужного профиля.
заключение
Как было отмечено выше, в условиях санкционного давления и ситуации импортозамещения большой проблемой для страны стала нехватка кадров. В очередной раз система профессионального образования России получила серьёзный вызов и в очередной раз с ним не справилась. Проблемы системы образования в подготовке наиболее востребованных профессиональных кадров дополнили другие: низкая трудовая мобильность россиян, которая сдерживает темпы структурной
перестройки экономики; неэффективная система профессиональной ориентации, не способная выполнить свою основную задачу — минимизировать разрыв между объективными кадровыми потребностями рынка труда и субъективными профессиональными предпочтениями молодёжи. В результате известная сталинская формула «кадры решают всё» приобрела необыкновенную актуальность, поскольку «всё» в настоящее время означает технологическую независимость страны, её дальнейшее эффективное социально-экономическое развитие, сохранение и укрепление позиции России в мировом политическом пространстве.
Список литературы
Региональная специфика неформальной занятости в России и Монголии / З. Т. Голенкова, Ц. Цэцэнбилэг, Д. Д. Бада-раев [и др.] // Восточный вектор: история, общество, государство. 2022. № 1. С. 24-37. DOI 10.18101/2306-630X-2022-2-24-37.
Занятость и безработица // Росстат : [сайт]. URL: https://rosstat.
gov.ru/labour_force (дата обращения: 23.05.2023). Зарплата по регионам России в 2023 году // Visasam.ru : [сайт]. URL: https://visasam.ru/russia/rabotavrf/zarplata-po-regionam. html (дата обращения: 20.05.2023). Инженеров много, но они в дефиците. В чём дело? // Форпост : [сайт]. URL: https://forpost-sz.ru/geo/nedra/2022-09-14/ inzhenerov-mnogo-no-oni-v-deficite-v-chyom-delo (дата обращения: 21.05.2023). Константиновский Д. Л. Среднее vs высшее / Д. Л. Константи-новский, Е. С. Попова // Мир России. 2020. Т. 29, № 2. С. 6-26. DOI 10.17323/1811-038X-2020-29-2-6-26. EDN MTXBUV.
Халиль В. Ш. Кто нужен рынку труда: самые востребованные профессии после введения санкций // Профгид : [сайт]. 7 марта 2023 г. URL: https://www.profguide.io/article/ vostrebovannye-professii-posle-vvedeniya-sankcij.html (дата обращения: 17.05.2023).
Трансформация рынка труда в условиях санкций / В. В. Моисеев, Ю. С. Колесникова, М. А. Игнатов, С. А. Боженов // Человеческий капитал. 2022. № 9 (165). С. 97-101. DOI 10.25629/HC.2022.09.13. EDN CNGWOZ.
Профессионалитет в 2023 году // Я знаю. Проект KP.RU : [сайт]. URL: https://www.kp.ru/edu/spo/professionalitet/ (дата обращения: 17.05.2023).
Социальные проблемы трудовой занятости в регионах Российской Федерации / З. Т. Голенкова, А. Ш. Жвитиаш-вили, Е. Д. Игитханян [и др.] // Информационно-аналитический бюллетень Института социологии Российской академии наук. 2009. № 1. С. 4-96. EDN PCEGXJ.
Жандарова И. Трудовая миграция внутри России достигла минимума за восемь лет // RG : [сайт]. 02.05.2023. URL: https://rg.ru/2023/05/02/reg-dfo/trudovaia-migraciia-vnutri-rossii-dostigla-minimuma-za-vosem-let.html (дата обращения: 21.05.2023).
Чекмарев О. П. Потенциал занятости и безработицы в России в условиях санкций 2022 года / О. П. Чекмарев, А. Л. Ильвес, П. А. Конев // Экономика труда. 2022. Т. 9, № 4. С. 765-780. DOI 10.18334/et.9.4.114599. EDN MHKLZF.
Что такое профориентация // Профориентация. ЕГЭ-ГИА. Тестирование. : [сайт]. URL: https://proforientatsia.ru/ career-guidance/chto-takoe-proforientatsiya/ (дата обращения: 18.06.2023).
Сведения об авторах Голенкова З. Т.
доктор философских наук, профессор, руководитель Центра исследования социальной структуры и социального расслоения, Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия E-mail: [email protected] Орехова И. М.
старший научный сотрудник, Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия E-mail: [email protected]
DOI 10.19181/ezheg.2023.9
Professional needs in the russian labor market under sanctions
Z. T. Golenkova
Doctor of Philosophy, Professor, Head of the Center for the Study of Social Structure and Social Stratification, Institute of Sociology of FCTAS RAS, Moscow, Russia E-mail: [email protected]
I. M. Orekhova
Senior researcher, Institute of Sociology of FCTAS RAS, Moscow, Russia E-mail: [email protected]
Abstract. The authors analyze changes in the professional needs of the Russian labor market depending on external and internal crisis phenomena. The authors pay special attention to personnel problems that arose after the introduction of sanctions by Western countries. Russia entered the "era of import substitution" with the most aggravated problem of personnel training. The development of priority industries for import substitution determines the professional needs of the labor market. Russian companies involved in the import substitution system are constantly looking for specialists with a technical bias. This trend will continue in 2023. School graduates are reluctant to consider the prospect of employment in the manufacturing sector, and there are still not enough qualified engineers in Russia. The inertia of the vocational education system in the country does not allow it to respond promptly to crisis situations. The authors conclude that in conditions of a shortage of potential labor force against the background of an increased need for highly qualified workers of certain professions, labor migration and professional mobility of personnel could weaken the severity of the personnel problem.
Keywords: labor market, professional needs, sanctions, economic destabilization, professional mobility, professional demand, import substitution, technological independence