УДК 332.14
doi:10.52210/2224669X_2022_3_190
ОБОСНОВАНИЕ СОЗДАНИЯ МАСТЕРСКИХ В ФЕДЕРАЛЬНОМ ТЕХНОПАРКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В Г. КАЛУГЕ В КОНТЕКСТЕ АКТУАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ
В.А. Прошкина, А.Г. Кириллов, И.М. Истомина, Т.А. Романцова
Аннотация. Целью данной статьи является обоснование необходимости открытия Федерального технопарка профессионального образования в г Калуге, представляющего собой производственно-обучающую площадку для подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров по актуальным программам СПО. В качестве методов научного исследования использовались: анализ, синтез, метод прогнозирования, систематизации, наблюдения и сравнения, применяемые для обоснования необходимости открытия Федерального технопарка в г. Калуге. В связи со сложившейся проблемой импортозамещения в нашей стране определены пути замены импортного оборудования, комплектующих отечественными аналогами, что потребует кадрового обеспечения, прежде всего, специалистами рабочих профессий, подготовкой которых будут заниматься федеральные технопарки профессионального образования, первым из них в данном направлении станет Федеральный технопарк в г. Калуге. На основе изучения проблемы обоснования открытия Федерального технопарка авторами достигнуты следующие результаты: Федеральный технопарк профессионального образования в г. Калуге выступит в роли пилотного проекта, на своем примере апробировав новую форму производственной связи между предприятиями области и технопарком по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров по программам СПО для нуждающихся в них предприятий и отраслей промышленности, реализуя функции повышения квалификации педагогов, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров СПО по уникальным компетенциям и технологиям, а также трудоустройства выпускников СПО и всех желающих получить рабочую профессию в соответствии с программами СПО по подготовке и переподготовке кадров.
Ключевые слова: Федеральный технопарк профессионального образования в г. Калуге, импортозамещение, дефицит кадров рабочих профессий, мастерские Федерального технопарка, компетенции.
JUSTIFICATION OF THE WORKSHOPS' CREATION IN THE FEDERAL TECHNOPARK OF VOCATIONAL EDUCATION IN KALUGA IN THE CONTEXT
<g!fc>
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА
OF THE ACTUALIZATION
OF THE PROBLEM OF IMPORT SUBSTITUTION
V.A. Proshkina, A.G. Kirillov, I.M. Istomina, T.A. Romantsova
Abstract. The purpose of this article is to substantiate the need to open a Federal Technopark of Vocational Education in Kaluga, which is a production and training platform for training, retraining and advanced training of personnel according to current programs of vocational education and training. The following methods of scientific research were used: analysis, synthesis, method of forecasting, systematization, observation and comparison, used to justify the need to open a Federal Technopark in Kaluga. In connection with the current problem of import substitution in our country, ways have been identified to replace imported equipment equipped with domestic analogues, which will require staffing and, above all, specialists of working professions, whose training will be handled by federal technoparks of vocational education, the first of them in this direction will be the Federal Technopark in Kaluga. Based on the study of the problem of substantiating the opening of the Federal Technopark, the authors have achieved the following results: The Federal Technopark of Vocational Education in Kaluga will act as a pilot project, using its example to test a new form of industrial communication between the enterprises of the region and the technopark for training, retraining and advanced training of personnel under the programs of vocational training for enterprises and industries in need of them, implementing the functions of professional development of teachers, training, retraining and advanced training of vocational training personnel in unique competencies and technologies, as well as employment of graduates of vocational training and everyone who wants to get a working profession in accordance with vocational training and retraining programs.
Keywords: Federal Technopark of Vocational Education in Kaluga, import substitution, shortage of personnel of working professions, workshops of the Federal Technopark, competencies.
Проблема импортозамещения отечественными аналогами является одной из наиболее актуальных проблем развития экономики в нашей стране. Термин «импортозамещение» был введен еще в 30-е гг. ХХ в. в развивающихся странах после Великой депрессии. Тогда многие государства обратились к модели «импортозамещающей индустриализацией» для того, чтобы добиться экономического роста. Доработку данной модели осуществили экономисты, среди которых аргентинский экономист Р. Пребиш и шведский экономист Г. Мюрдаль, выступившие за создание прочной базы для развития собственной промышленности и за увеличение объемов выпуска отечественной продукции для замены импорта [17, с. 903-936].
В 2014 г. и в 2022 г. наша страна столкнулась с проблемой импорто-замещения, связанной в тот момент с санкционной политикой Запада, хотя возникла она гораздо раньше. В период существования СССР промышленность имела весьма неплохой потенциал для стабильного и перспективного развития, после его распада она перешла на новые условия жизнедеятельности: собственное производство стало терять свою актуальность и силу, поскольку приобретённое оборудование, товар и комплектующие было проще и гораздо выгоднее реализовывать на внутреннем рынке, внешний рынок в основном базировался на реализации сырья, а не готового продукта. Таким образом, пройдя нелегкий путь, промышленное производство дошло до стадии, когда в общем объеме производства доминировали импортные комплектующие, а готовые продукты производства в своем составе имели от 80 % до 100 % неотечественных деталей. В период введения санкционной политики Запада эта проблема обострилась и поставила государство перед проблемой импортозамещения собственным производством.
Еще в 2014 г. в «Послании Президента РФ Федеральному Собранию» от 4 декабря 2014 г. говорилось о важности развития отечественного производства, потенциально готового к импортоза-мещению. В.В. Путин обратился к данному вопросу и предложил «обеспечить людей качественными и доступными по цене лекарствами и продуктами питания в значительной степени... собственного производства...» [12]. Президент не обошел вниманием и вопрос о дефиците кадров в рабочих профессиях, акцентируя внимание на профессиональной подготовке: «К 2020 году как минимум в половине колледжей России подготовка по 50 наиболее востребованным и перспективным рабочим профессиям должна вестись в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями». В контексте своего выступления на пленарном заседании Евразийского экономического форума, проходившего 26 мая 2022 г. в режиме видеоконференции, он снова обратился к проблеме импортозамещения, подчеркнув: «мы не собираемся заниматься исключительно импортозамещением... но там, где мы вынуждены заниматься. импортозамещением, мы делаем это и будем делать дальше» [15].
В настоящий момент времени важнейшей целью импор-тозамещения является создание определенной среды для отечественной промышленности, в которой есть все предпосылки для экономического роста. На первых этапах развития отечественного производства, замещающего иностранные продукты, оно должно быть направлено на внутренний рынок, но в дальнейшем возможны перспективы выхода и на внешнего потребителя. Стратегия импортозамещения опирается на переход от производства простых товаров к высокотехнологичной продукции путем повышения качества продукции, развития и внедрения инноваций. Актуализация проблем импортозамещения предусматривает ряд мер в отраслях промышленного производства в различных регионах и округах РФ. Производство, нацеленное на замещение импортного оборудования, требует кадрового обеспечения, прежде всего, специалистами рабочих профессий; подготовка кадров должна осуществляться одномоментно с развитием технологий по импортозамещению. При этом предприятия должны определить объемы и перечень специальностей и актуальных компетенций, которых им явно не хватает для обеспечения эффективного производственного процесса. В связи с возникающими проблемами предусмотрено вовлечение образовательных технологий, позволяющих осуществлять подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров по программам СПО для отраслей промышленности, имеющих явный дефицит в них. Создание колоссальных технопарков профессионального образования по своим масштабам и спектру предлагаемых направлений, имеющих функции по повышению квалификации, переподготовке кадров и обучению студентов СПО по наиболее востребованным профессиональным компетенциям, создаст полноценный задел и перспективы для удовлетворения потребностей рынка профессий с кадровым дефицитом.
12 мая 2022 г. прошло Всероссийское совещание руководителей органов исполнительной власти субъектов федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования. В ходе совещания был затронут вопрос о развитии и перспективах Федерального технопарка профессионального образования в рамках программы «Профессионалитет» в Калужской области, раз-
мещаемого на территории индустриального парка «Калуга-Юг», с задействованными площадями более 50 тыс. кв.м под 37 производственных мастерских для обучения по 26 специальностям СПО, наиболее актуальным в условиях сложившейся ситуации кадрового дефицита рабочих профессий. Ежегодно Федеральный технопарк сможет готовить порядка 5 тыс. квалифицированных специалистов. Реализуя федеральный проект «Профессионалитет», Калужская область явится одним из 42 регионов, где будет осуществляться ускоренная и качественная подготовка высококвалифицированных кадров. В перспективе в данном проекте будут участвовать 70 колледжей страны. Губернатор Калужской области В.В. Шапша рассказал о целях Федерального технопарка, указав на большие перспективы подготовки рабочих кадров. Губернатор подчеркнул, что, «во-первых, это будет. единое образовательное пространство мастерских и производственных площадок. Во-вторых, технопарк станет центром повышения квалификации педагогов среднего профессионального образования, опорной точкой для наставников. В-третьих, центр возьмет на себя повышение квалификации преподавателей общеобразовательных дисциплин в колледжах и даст им навыки ускоренного преподавания этих предметов без потери качества». Также он добавил, что «технопарк сможет выступить площадкой апробации новых технологий подготовки кадров в прямом взаимодействии с предприятиями» [16].
На основе проведенной аналитики документов и предложений Правительства РФ и Калужской области, распоряжения Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2021 г. № 2443-р по утверждению перечня профессий и специальностей среднего профессионального образования (далее - РПРФ № 2443-р), необходимых для применения в области реализации приоритетных направлений модернизации и технологического развития экономики Российской Федерации, а также в соответствии со списком наиболее востребованных компетенций был сформирован список наиболее актуальных мастерских для Федерального технопарка в г. Калуге, который представлен в таблице, где также указаны условия и критерии выбора и обоснования создания мастерских (таблица 1) [8].
0
1
N3
о
N3
Таблица 1
Перечень мастерских Федерального технопарка профессионального образования в г. Калуге
Же Название сферы деятельности / мастерской / студии / компетенции Обоснование
Промышленность и машиностроение
(О (Л
Промышленный полигон включает компетенции:
Лазерные технологии; Технология композитов; Интернет вещей; Электроника; Сити-фермерство; Электромонтаж
В Постановлении Правительства РФ от 12.11.2021 г. № 1933 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности"» (далее - ППРФ № 1933) определен акцент на развитие реального сектора экономики, в частности, на развитие машиностроения, электроники на основе принципа импортозамещения. В период до 2030 г. в качестве приоритета указаны производства, где будет происходить развертывание промышленной инфраструктуры нового типа, так называемых «умных сред» (умные дороги, умные сети, умные производства) [3].
Распоряжение Правительства РФ от 20.02.2021 г. № 431-р «Об утверждении Концепции цифровой и функциональной трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, на период до 2025 года» ( далее - РПРФ № 431-р) содержит специальности из области промышленности и машиностроения, реализация которых планируется в рамках технопарка [6]. В соответствии со Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 13.02.2019 г. № 207-р (далее - СПРРФ № 207-р) по Калужской области выделены перспективные экономические специализации, включающие, в том числе отрасли: производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов; производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования; производство компьютеров, электронных и оптических изделий; производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки; производство прочей неметаллической минеральной продукции; производство резиновых и пластмассовых изделий; производство электрического оборудования; растениеводство и животноводство, предоставление соответствующих услуг в этих областях; деятельность в области информации и связи; деятельность профессиональная, научная и техническая [4].
(О
о>
го
О
о
о
1*0 о 1*0 1*0
Же Название сферы деятельности / мастерской /студии/ компетенции Обоснование
1 Специальности: «15.02.08 Технология машиностроения», «09.02.01 Компьютерные системы и комплексы», «11.02.01 Радиоаппаратостроение», «11.02.13 Твердотельная электроника», «11.02.16 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт электронных приборов и устройств», «13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)», входят в перечень приоритетных в соответствии с РПРФ № 2443-р, а также в список экспериментально реализуемых программ с использованием образовательной технологии «Профессионалитет» [8]. Мастерская входит в профессиональную подготовку для специальности «11.02.16 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт электронных приборов и устройств», которая экспериментально реализуются с помощью инновационной образовательной технологии «Профессионалитет». Мастерские включены в список также по запросу Правительства Калужской области. Подготовка по вышеуказанным специальностям на базе данной мастерской позволяет решить проблему кадрового дефицита для предприятий различных направлений в Калужской области
2 Полигон адаптивных технологий включает компетенции: Аддитивное производство; Инженерный дизайн CAD; Изготовление прототипов В ППРФ № 1993 в качестве приоритетных определены аддитивные технологии [3]. Специальности: «15.02.08 Технология машиностроения», «15.02.09 Аддитивные технологии» определены как приоритетные в соответствии с РПРФ № 2443 и включены в список специальностей, которые экспериментально реализуются с помощью инновационной образовательной технологии «Профессионалитет» [8]. Стратегия развития аддитивных технологий в РФ на период до 2030 г., утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 14.07.2021 г. № 1913-р, Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» (далее - УПРФ № 474) определяют отрасль аддитивных технологий, как приоритетную для достижения национальных целей и стратегических задач развития РФ, к первоочередным задачам относятся: увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, создание в промышленности высокопроизводительного экспор-тно-ориентированного сектора, развивающегося на основе современных технологий и обеспеченного высококвалифицированными кадрами [7, 1,2]. Мастерская включена в список по запросу Правительства Калужской области
О
N3
о
N3
(О
-VI
3 Полигон станков с ЧПУ включает компетенции: Токарные работы на станках с ЧПУ; Фрезерные работы на станках с ЧПУ Специальности «15.02.08 Технология машиностроения» включена в список приоритетных в соответствии с РПРФ № 2443-р и в перечень Примерных основных образовательных программ по Федеральным государственным образовательным стандартам СПО (далее - ФГОС СПО), экспериментально реализуемых с помощью образовательной технологии «Профессионалитет» [8]. Мастерская включена в список по запросу Правительства Калужской области. Подготовка по вышеуказанным специальностям на базе данной мастерской позволяет решить проблему кадрового дефицита для предприятий различных направлений в Калужской области
4 Полигон ремонта и обслуживания автомобилей включат компетенции: Кузовной ремонт; Окраска автомобиля; Ремонт и обслуживание легковых автомобилей В ППРФ № 1933 в качестве приоритета определена автомобильная промышленность [3]. Специальность «23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей» входит в перечень приоритетных в соответствии с РПРФ № 2443-р и в перечень специальностей, реализуемых на основе образовательной технологии «Профессионалитет» [8]. В условиях массового ухода иностранных производителей автомобилей необходимо готовить кадры для развития отечественной автомобильной промышленности. В соответствии со СПРРФ № 207-р по Калужской области выделены перспективные экономические специализации, включающие в том числе отрасль производства автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов [4]. В соответствии с «Транспортной стратегией Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года», утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 27.11.2021 г. № 3363-р (далее -ТСРФ № 3363-р) в требованиях к смежным областям включены предложения о необходимости развития дорожного сервиса в формате многофункциональных зон, обеспечивающих предоставление полного пакета услуг, включая услуги по обслуживанию и ремонту автомобилей [10]. Специальности входят в Тор-30 наиболее востребованных специальностей по ЦФО. Мастерская включена в список по запросу Правительства Калужской области
5 Вертикальный транспорт В ППРФ № 1933 определено данное направление как одно из приоритетных направлений подготовки кадров в сфере транспорта [3]
6 Сварочные технологии Специальность «22.02.06 Сварочное производство» входит в список экспериментально реализуемых специальностей с помощью образовательной технологии «Профессионалитет». Специальность входит в Тор-30 наиболее востребованных специальностей по ЦФО. Мастерская включена в список по запросу Правительства Калужской области. Подготовка по данной специальности позволяет решить проблему кадрового дефицита для предприятий различных направлений в Калужской области
(О 00
го
О
о
е
N3
о
Же Название сферы деятельности / мастерской / студии / компетенции Обоснование
1 Мехатроника ППРФ № 1933 в период до 2030 г. предлагает создать полноценную инфраструктуру для подготовки кадров в области мехатроники [3]. В соответствии с Программой фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021-2030 гг.), утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2020 г. № 3684-р (далее - ПФНИРФ № 3684-р), перечень приоритетных направлений фундаментальных и поисковых научных исследований на 2021-2030 гг. включает направление «Механика и машиностроение», задачи механики направлены и на изучение мехатроники [5]. Мастерская включена в список по запросу Правительства Калужской области
8 Обслуживание и ремонт оборудования релейной защиты и автоматики ППРФ № 1933 определяет перечень приоритетных направлений для развития отраслей, ориентированных на создание новых видов инновационной продукции, в том числе на создание и разработку цифрового оборудования в рамках принципа импортозамещения [3]. Специальность «13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)» входит в перечень приоритетных в соответствии с РПРФ № 2443-р [8]. Специальность входит в Тор-30 наиболее востребованных специальностей по ЦФО. Подготовка по вышеуказанной специальности на базе данной мастерской позволяет решить проблему кадрового дефицита для предприятий различных направлений в Калужской области
9 Неразрушающий контроль ППРФ № 1933 определяет задачу технологического обновления промышленности и необходимости разработки и применения передовых промышленных технологий [3]. Мастерская включена в список по запросу Правительства Калужской области
10 Лабораторный химический анализ ППРФ № 1933 в основу приоритетов государственной политики в сфере реализации Программы помимо прочего внесено развитие «Химического комплекса», включающего подготовку кадров в этой сфере [3]. Социальность «18.02.03 Химическая технология неорганических веществ» входит в перечень приоритетных специальностей в соответствии с РПРФ № 2443-р и в список экспериментально реализуемых специальностей с помощью образовательной технологии «Профессионалитет» [8]. Мастерская включена в список по запросу Правительства Калужской области. Подготовка по вышеуказанной специальности на базе данной мастерской позволяет решить проблему кадрового дефицита для предприятий различных направлений в Калужской области
О
N3
о
N3
(О (О
Строительство
11 Строительный полигон: Плотницкое дело; Бетонные строительные работы; Геопространственные технологии; Геология и грунтоведение; Монтаж и эксплуатация газового оборудования В соответствии с ТСРФ № 3363-р, необходимо удовлетворение спроса экономики и общества на конкурентоспособные и качественные транспортные услуги, которые предполагают в числе прочего строительство новых аэропортов и взлетно-посадочных полос [10]. В условиях массового ухода иностранных производителей газового оборудования необходимо готовить кадры для предприятий, которые будут производить отечественное газовое оборудование. Специальности «08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» и «08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов» входят в перечень приоритетных специальностей в соответствии с РПРФ № 2443-р [8]. Специальность «08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» входит в список экспериментально реализуемых специальностей с помощью образовательной технологии «Профессионалитет». Специальности входят в Тор-30 наиболее востребованных специальностей по ЦФО. Подготовка по вышеуказанным специальностям на базе данной мастерской позволяет решить проблему кадрового дефицита для предприятий различных направлений в Калужской области
12 Техническая механика Общая техническая мастерская опирается на ФГОС «08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», «08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов», «22.02.06 Сварочное производство», «23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» и необходима для подготовки специалистов в области строительства, сварочных технологий, обслуживания и ремонта автомобильного транспорта и других сфер промышленного производства. В соответствии с ПФНИРФ № 3684-р перечень приоритетных направлений фундаментальных и поисковых научных исследований на 2021-2030 гг. включает направление «Механика и машиностроение» [5]
13 Безопасность жизнедеятельности Данная общая мастерская необходима для реализации образовательных программ СПО в соответствии со ФГОС СПО «08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений». Мастерская реализует задачи по принятию решений в пользу более экологичных и безопасных технологий в различных сферах жизнедеятельно сти
Информационные технологии
14 1Т полигон Актуальность подготовки специалистов в сфере информационных технологий (далее - ИТ) для РФ подтверждается РПРФ № 2443-р, подписанным Председателем Правительства РФ М. Мишустиным. В РФ имеется дефицит ИТ-специалистов в количестве 1 млн человек, подготовка кадров на основе отечественного или программного обеспечения с открытым кодом является стратегической задачей для технопарка [8]
м о о
го
О
о
о
N3
о
Же Название сферы деятельности / мастерской / студии / компетенции Обоснование
14 1Т полигон: Технологии информационного моделирования В1М; ИТ-решения для бизнеса на платформе «1С:Предприятие 8»; Веб-дизайн и разработка; Разработка виртуальной и дополненной реальности; Разработка мультимедийных приложений; Разработка мобильных приложений; Кибербезопасность Согласно Распоряжению Правительства РФ от 20.12.2021 г. № 3719-р «Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по использованию технологий информационного моделирования, с 1 января 2022 г. на объектах госзаказа применяются технологии информационного моделирования. Внедрение В1М-технологий в России позволяет эффективно решить ряд проблем, связанных с проектированием зданий и сооружений, среди которых: уменьшение сроков проектирования, увеличение эффективности эксплуатации готового здания и др. [11]. В условиях санкционной политики в отношении РФ разработка эффективных средств автоматизации управления и учета на основе отечественных разработок является стратегической задачей повышения эффективности бизнеса и устойчивого роста экономики РФ, организации России и других стран используют для этих целей ИТ-решения, разработанные на платформе «1С: Предприятие». Российские предприниматели занимаются онлайн-продажами своих товаров и услуг, что указывает на актуальность в подготовке кадров в сфере веб-дизайна и веб-разработки. Услуги виртуальной и дополненной реальностей являются одними из основных драйверов перехода на тарифные планы и устройства, поддерживающие сети пятого поколения. В условиях антироссийских санкций в связи с уходом из России ключевых игроков на рынке компьютерных игр Технопарк может готовить квалифицированные кадры для разработки компьютерных игр и мультимедийных приложений на основе платформ с открытым программным кодом. В соответствии с национальными целями УПРФ № 474 и Паспортом национального проекта «Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации"», утвержденный президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 04.06.2019 г. № 7 (далее - ПНП «Цифровая экономика»), а также в соответствии с РПРФ № 431-р, были определены направления внедрения цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, цифровой и функциональной трансформации социальной сферы, которые предполагают высокий уровень защиты данных, программное обеспечение в сфере информационной безопасности и их техническую поддержку [2, 6]. Специальность «09.02.07 Информационные системы и программирование» входит в список экспериментально реализуемых специальностей с помощью образовательной технологии «Профессионалитет»
О
N3
о
N3
м о
14 Необходимость создания мастерской объясняется наличием следующих специальностей в перечне приоритетных в соответствии с РПРФ № 2443-р: «09.02.01 Компьютерные системы и комплексы»; «09.02.06 Сетевое и системное администрирование»; «09.02.07 Информационные системы и программирование»; «10.02.05 Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем» [8]. Специальности входят в Тор-30 наиболее востребованных специальностей по ЦФО. Мастерская включена в список по запросу Правительства Калужской области
15 1Т полигон «Бизнес решения»: Корпоративная защита от внутренних угроз информационной безопасности; Программные решения для бизнеса В соответствии с ППРФ № 1933 определен комплекс задач на достижение национальной цели развития «цифровой трансформации» в части показателя «достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы...» [3]. В соответствии с национальными целями УПРФ № 474 и ПИП «Цифровая экономика», а также в соответствии с РПРФ № 431-р, были определены направления внедрения цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, цифровой и функциональной трансформации социальной сферы, которые предполагают высокий уровень защиты данных, программное обеспечение в сфере информационной безопасности и их техническую поддерж-ку [2, 6]. Специальности «09.02.06 Сетевое и системное администрирование» и 09.02.07 «Информационные системы и программирование» входят в перечень приоритетных специальностей в соответствии с РПРФ № 2443-р [8]. Мастерская включена в список по запросу Правительства Калужской области.
16 Машинное обучение и большие данные Наличие приоритета в «цифровизации» экономики РФ утверждено в соответствии с ППРФ № 1933 [3]. Специальность «09.02.07 Информационные системы и программирование» входит в перечень приоритетных специальностей в соответствии с РПРФ № 2443-р [8]
17 Сетевое и системное администрирование Наличие приоритетных задач по «цифровизации» реального сектора экономики РФ утверждено в соответствии с ППРФ № 1933 [3]. Специальность входит в Тор-30 наиболее востребованных по ЦФО. Мастерская включена в список по запросу Правительства Калужской области
м о м
го
О
о
о
N3
о
Же Название сферы деятельности / мастерской / студии / компетенции Обоснование
Креативная индустрия
18 Полигон Креативных индустрий: Производство мультимедийного контента; ЗБ-графика и ЦХ/Ш дизайн; Студия интерактивной медиа; Студия музыки, звукоре-жиссуры и саунд-дизайна; Студия звукозаписи; Модуль цифрового производства; Съемочный павильон; Многофункциональный презентационный зал МЛ; Лаборатория пользовательского опыта с технологией эмоционального отклика и фиксации движения взгляда ППРФ № 1933 определено, что в отраслевой структуре промышленности к 2024 г. произойдет переориентация в пользу современных производств на территории Российской Федерации, создающих продукцию с высокой добавленной стоимостью, увеличится производство современной инновационной продукции, особое место будет уделяться креативной индустрии, формирующейся на условиях импорто-замещения [3]. По поручению Президента РФ, Минпросвещения России совместно с АНО «Артмастерс» обеспечивают включение в систему среднего профессионального образования востребованные работодателями и обучающимися образовательные программы, направленные на приобретение компетенций, навыков и квалификаций в сфере креативных (творческих) индустрий от 30 сентября 2021 г. (№ Пр-1845, подпункта «а», пункт 2) [14]
19 Полигон дизайна: Дизайн интерьера; Графический дизайн ППРФ № 1933 определено, что в отраслевой структуре промышленности к 2024 г. увеличится производство современной инновационной продукции, особое место уделяется креативной индустрии, получившей толчок для развития в ситуации ухода с российского рынка иностранных партнеров [3]. Специальность «54.02.01 Дизайн (по отраслям)» входит в список экспериментально реализуемых специальностей с помощью образовательной технологии «Профессионалитет». Специальности входят в Тор-30 наиболее востребованных специальностей по ЦФО
О
N3
о
N3
м о
СО
20 Технология моды В соответствии со СПРРФ № 207-р по Калужской области выделены перспективные экономические специализации, включающие, в том числе отрасли: производство кожи и изделий из кожи; производство одежды; производство текстильных изделий [4]. Мастерская включена в список по запросу Правительства Калужской области
21 Полиграфические технологии Мастерская включена в список по запросу Правительства Калужской области
Беспилотная авиация
22 Полигон беспилотной авиации: Эксплуатация беспилотных летательных авиационных систем (БПЛА); Внешнее пилотирование и эксплуатация беспилотных воздушных судов Полигон беспилотной авиации опирается на ФГОС среднего профессионального образования по специальности 25.02.08 «Эксплуатация беспилотных авиационных систем» В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 05.10.2021 г. № 2806-р «Об утверждении Концепции интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации и плана реализации Концепции в части развития технологий», одним из приоритетных направлений интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство РФ является подготовка и допуск внешних пилотов беспилотных воздушных судов к выполнению полетов по соответствующим программам подготовки. Специальность «25.02.08 Эксплуатация беспилотных авиационных систем» входит в перечень приоритетных специальностей в соответствии с РПРФ № 2443-р [8]. В рамках проекта по импортозамещению сфера беспилотной авиации является стратегически важной для РФ
Сервис
23 Поварское дело В соответствии со СПРРФ № 207-р по Калужской области выделены перспективные экономические специализации, включающие в том числе отрасль: туризм - деятельность гостиниц и предприятий общественного питания, деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги (деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма) [4]. Специальность входит в Тор-30 наиболее востребованных специальностей по ЦФО
Таким образом, Федеральный технопарк профессионального образования в г. Калуге позволит решить следующие проблемы:
1. Областного масштаба, реализовав потребности в кадрах собственной промышленности.
2. Федерального масштаба, играя роль пилотного проекта, на своем примере апробировав новую форму производственной связи между предприятиями области и Федеральным технопарком по подготовке кадров для нуждающихся в них предприятий и отраслей промышленности.
3. Масштабного центра повышения квалификации педагогов, подготовки и переподготовки кадров СПО по уникальным компетенциям и технологиям.
4. Трудоустройства выпускников СПО и всех желающих получить рабочую профессию в соответствии с программами СПО по подготовке и переподготовке кадров.
Кроме того, создание Федерального технопарка г. Калуги выявит наиболее сложные вопросы и проблемы развития федеральных технопарков в масштабах страны, что уже на данном этапе позволит находить успешные решения, развивать и совершенствовать полученные результаты в соответствии с программами СПО по подготовке и переподготовке кадров.
Библиографический список
1. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_335693/ea8c22ebf4b1712274773710a52af45 899b9eacd/?ysclid=l5walh74g6688575817 (дата обращения: 14.07.2022).
2. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_357927/?ysclid=l5wape2mqq115157253 (дата обращения: 14.07.2022).
3. Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2021 г. № 1933 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности"» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_375570/27773e837d0edea772c0983ba4c84c0e1e93fa82/ ?ysclid=l5wbe2acca12277893 (дата обращения: 14.07.2022).
4. Распоряжение Правительства РФ от 13 февраля 2019 г. N° 207-р «Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_318094/006fb940f95ef67a1a3fa7973b5a39f 78dac5681/?ysclid=l5waa19kfx779138772 (дата обращения: 12.07.2022).
5. Распоряжение Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 684-р «Программа фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021-2030 годы)» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http: // www.consultant.ru/document/cons_doc_LA W_373604/?ysclid=l5w6msubfb3577460 (дата обращения: 10.07.2022).
6. Распоряжение Правительства РФ от 20 февраля 2021 г. № 431- р «Об утверждении Концепции цифровой и функциональной трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, на период до 2025 года» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_378135/?ysclid=l5w908v2bi701142735 (дата обращения: 11.07.2022).
7. Распоряжение Правительства РФ от 14 июля 2021 г. № 1913-р «Стратегия развития аддитивных технологий в РФ на период до 2030 г.» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_390609/?ysclid=l5wac4ua9k719588466 (дата обращения: 12.07.2022).
8. Распоряжение Правительства РФ от 3 сентября 2021 г. № 2443-р «Об утверждении перечня профессий и специальностей среднего профессионального образования, необходимых для применения в области реализации приоритетных направлений модернизации и технологического развития экономики Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http: // www.consultant.ru/law/hotdocs/70873.html/?ys clid=l5w9ggd398589849146 (дата обращения: 11.07.2022).
9. Распоряжение Правительства РФ от 5 2021 г. № 2806-р «Об утверждении Концепции интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации и плана реализации Концепции в части развития технологий» // СПС «КонсуклтантПлюс». URL: URL: http: //www.consultant.m/law/hotdocs/71307.html/?ysclid=l5 w9rn4acp949601169 (дата обращения: 12.07.2022).
10. Распоряжение Правительства РФ от 27 ноября 2021 г. № 3363-р «Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_402052/?ysclid=l5waj014 zj922368373 (дата обращения: 14.07.2022).
11. Распоряжение Правительства РФ от 20 декабря 2021 г. № 3719-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по использова-
нию технологий информационного моделирования при проектировании и строительстве объектов капитального строительства, а также по стимулированию применения энергоэффективных и экологичных материалов, в том числе с учетом необходимости их производства в РФ» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_404896/f62ee45faefd8e2a11d6d88941ac66824f848bc2/? ysclid=l5wa6qbpc991615132 (дата обращения: 12.07.2022).
12. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 г. «Послание Президента РФ Федеральному Собранию» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 171774/?ysclid=l5who1xkgt939511625 (дата обращения: 10.07.2022).
13. Паспорт национального проекта «Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации"» от 4 июня 2019 г. № 7 утвержденный президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам // СПС «КонсультантПлюс». URL: http: // www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_328854/?ysclid=l5w 64r5cpr488842405 (дата обращения: 10.07.2022).
14. Перечень поручений по итогам встречи с общественностью по вопросам общего образования, утвержденный Президентом РФ 30 сентября 2021 г. № Пр-1845 // СПС «КонсультантПлюс». URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_396768/?ysclid=l5wmy 3g193124742153 (дата обращения: 10.07.2022).
15. Стенограмма выступления Владимира Путина на Первом Евразийском экономическом форуме. URL: http://prezident.org/tekst/stenogramma-vystuplenija-vladimira-putina-na-pervom-evraziiskom-ekonomicheskom-forume-26-05-2022.html?ysclid=l5mbvvvncv654881798 (дата обращения: 15.07.2022).
16. Федеральный технопарк профессионального образования появится в Калужской области // Сайт Минпросвещения России. URL: https://edu. gov.ru/press/5134/federalnyy-tehnopark-professionalnogo-obrazovaniya-poyavitsya-v-kaluzhskoy-oblasti?ysclid=l5whcejx98769153581 (дата обращения: 15.07.2022).
17. Bruton H.J. A Reconsideration of Import Substittion // Jounal of Ecnomic Literature. 1998. Vol. 36. № 2.
В.А. Прошкина
начальник Центра повышения квалификации кадров среднего профессионального образования Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития профессионального образования», г. Москва E-mail: [email protected]
А.Г. Кириллов
заместитель начальника Центра повышения квалификации кадров среднего профессионального образования Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития профессионального образования», г. Москва E-mail: [email protected]
И.А. Истомина
главный специалист Центра повышения квалификации кадров среднего профессионального образования Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития профессионального образования», г. Москва E-mail: [email protected]
Т.А. Романцова
главный специалист Центра повышения квалификации кадров среднего профессионального образования Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития профессионального образования», г. Москва E-mail: [email protected]