Научная статья на тему 'Рынок труда в условиях перехода к информационной экономике'

Рынок труда в условиях перехода к информационной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
173
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романов Н. С.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с взаимодействием проявлений информационной экономики и рынка труда, показано отличие информационного общества от индустриального, проанализирована роль такого института, как высшее образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LABOR MARKET IN CONDITIONS OF TRANSITION TO INFORMATION ECONOMY

In clause the questions connected with interaction of displays of information economy and a labor market are considered, difference of an information society from industrial is shown, the role of such institute, as higher education is analyzed.

Текст научной работы на тему «Рынок труда в условиях перехода к информационной экономике»

спективы. М., 2006. С. 452; Никольский С.А. Аграрный курс России (мировоззрение реформаторов и практика аграрных реформ в социально-историческом, экономическом и философском контекстах). М., 2003. С. 333 - 334; Коловангин П.М. Собственность на землю в России. История и современность. СПб., 2003. С. 440; Собственность в системе социально-экономических отношений: Теоретико-методологические и институциональные аспекты: Монография / Под ред. чл.-корр. РАН В.И. Жукова. М., 2005. С. 99; Лоскутов В.И. Организация. Управление. Собственность. Мурманск, 1994. С. 30.

2 См.: Грандберг З.А. Методология исследования земельных отношений и проблема их реформирования в Российской Федерации. В кн.: Экономическая теория: истоки и перспективы.

3 См.: Хубиев К.А. Преобразования собственности в Рос -сии: теоретические подходы и оценки практических результатов. В кн.: Собственность в ХХ в. М., 2001. С. 471.

4 См.: Фуруботн Э.Г., Рихтер Р. Институты и экономичес-кая теория: Достижения новой институциональной экономичес -кой теории / Пер. с англ.; под ред. В.С. Катькало, Н.П. Дроздовой. СПб., 2005. С. 599 - 601.

5 См.: Грандберг З.А. Особенности преобразования земельных отношений в России в переходный период. В кн.: Трансформационная экономика России: Учеб. пособие / А.В. Бузга-лин, В.В. Герасименко, З.А. Грандберг и др.; Под ред. А.В. Буз-галина. М., 2006. С. 295.

6 См.: Дейнигер К. Земельная политика в целях развития и сокращения бедности / Пер с англ. М., 2005. С. 102 - 105, 166.

7 См.: Левакова И.В. Земельный рынок - утопия или реальность ? // Проблемы местного самоуправления. 2006. № 1(17). С. 60 - 61; Архангельская Н., Матвеева А. Землю-матушку оптом и в розницу // Эксперт. 2006. № 6 (13 - 19 февраля). С. 32 - 33; Шмелев Г.И. Аренда земли и арендная плата в России // Проблемы прогнозирования. 1998. № 3. С. 94.

8 См.: Гумеров Р. Инвестиционный кризис в АПК: причины, последствия, пути преодоления // Российский экономический журнал. 2000. № 2. С. 46; Российский статистический ежегодник. 2005: Стат. сб. М., 2006. С. 409.

9 См.: Фесина Е.Л. Ненаблюдаемая экономика: проблемы изучения / Е.Л. Фесина. Казань, 2005. С. 7 - 17, 142 - 149, 154 - 155; Известия. 1996. 13 марта. С. 6).

УДК 331.5

РЫНОК ТРУДА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ

Процессы, связанные с переходом к информационной экономике, которые в России уже происходят, требуют существенного усиления внимания к рынку труда. Являясь неотъемлемой частью социально-экономической и институциональной структуры общества, он испытывает на себе воздействие других его составляющих и сам влияет на них. Остановимся на вопросах, непосредственно связанных с взаимодействием проявлений информационной экономики и рынка труда.

В последние годы в связи с бурным развитием новых технологий, значительно убыстряющих и упрощающих процесс передачи информации, все чаще стали говорить о формировании и развитии информационного общества, которое имеет принципиальные отличия от предшествующих этапов развития в жизни человечества.

Сторонники теории информационного общества связывают его становление с доминированием IV сектора экономики, следующего за сельским хозяйством, промышленностью и сектором услуг, при этом капитал и труд - основа индустриального общества - уступают место информации - основе информационного общества.

Согласно теории информационного общества оно в значительной степени отличается от индустриального. Покажем, в чем заключаются эти отличия.

1. Прежде всего меняется форма организации производства. Нет необходимости в столь сильной концентрации производства, как это было в индустриальном обществе. Теперь человек может полноправно участвовать в производственных процессах, находясь в удалении от крупных экономических центров. О. Тоффлер высказывает идею о том, что мы вполне можем приблизиться к новой форме «кустарного промысла», основанного на суперсовременной технологии.

2. В информационном обществе снижается значение бюрократического управления, работники при выполнении своих основных функций становятся более самостоятельными, а каждая организационная единица представляет собой отдельный модуль, направленный на решение конкретной задачи.

Н.С. Романов,

соискатель кафедры общей экономической теории, СГСЭУ

ВЕСТНИК 2007. № 16(2)

3. Меняется система ценностей. Когда общественность требует от компаний решения не только экономических, но и социальных проблем, возникают и активизируются общества защиты прав потребителей и прочие организации, причем их деятельность становится все более разносторонней, учитывающей интересы самых различных потребителей.

4. Наконец, возрастают взаимопереплетение и взаимодействие экономических процессов в мировом масштабе, следовательно, увеличивается роль наднационального регулирования и наднациональных институтов. Все меньше производимых благ обладают четкой национальной принадлежностью. Блага могут производиться в разных странах и регионах, а затем формироваться в виде некоего конечного блага с последующей реализацией в различных местах земного шара. Транснациональные корпорации модифицируются в столь глобальные структуры, что нередко сложно бывает определить их национальную принадлежность как с точки зрения финансовых источников, так и с точки зрения производственного процесса. Точно так же в интернациональном направлении меняется состав акционеров, которые превращаются в некую неопределенную интернациональную массу.

Таковы последствия современных информационных процессов, позволяющие говорить о принципиально новом этапе развития по сравнению с индустриальным обществом.

Применительно к рынку труда таких институтов можно выделить множество. Это образование, наука, социальное обеспечение, оплата труда, ценообразование и многие другие. Связи между ними необходимо учитывать при разработке программ, нацеленных на формирование новых моделей экономического роста.

В современной России высшее образование - один из наиболее быстро развивающихся секторов экономики , о чем свидетельствует, например, динамика численности студентов отечественных вузов: в 1990 - 1991 гг. - 2824,5 тыс., 2003 - 2004 гг - 5555,4 тыс. человек. Но за высокими количественными показателями скрывается тот факт, что качественные услуги предоставляет лишь небольшое количество вузов. Остальные не могут обеспечить необходимого качества образования по разным причинам, таким как нехватка финансовых ресурсов, непрестижность профессии преподавателя, отдаленность от мегаполисов и т.п. Вузов последней категории много, тем не менее спрос на их некачественные услуги достаточно высок.

Дело в том, что эффективное функционирование экономики на макро- и микроуровне требует обеспечения возможно большего соответствия квалификации и знаний работника требованиям, которые ему нужны для обслуживания современной техники. В условиях информационной экономики это особенно важно. Работодателя в конечном счете интересуют квалификация работника, его способность выполнять конкретные функции. Наличие диплома или иного формального признания высоких профессиональных качеств потенциального работника не имеет решающего значения. Оценка уровня квалификации требует дополнительных, порой значительных затрат. На практике чаще всего доверяют формальному свидетельству.

При анализе характера и структуры образовательных услуг важно иметь в виду, что знание обычно под -разделяется на отделимое (кодифицированное) и неотделимое (личностное). Кодифицированное знание может существовать и существует отдельно от человека, его можно потреблять без участия других людей (чи -тать учебники, справочники, учиться по радио, телевидению и через Интернет). Неотделимое знание существовало всегда. Оно приобретается опытным путем, с помощью учителя. Важно, чтобы система мотиваций и стимулов побуждала людей к активному участию в приобретении как отделимого, так и неотделимого знания.

Оценивая с этих позиций рынок труда в России, можно признать, что данный институт у нас пока слаб. Уровень экономического развития страны, непрекращающиеся кризисные процессы изначально не позволяют подвести рынок труда под какие-то западные модели. Однако куда важнее объективно оценить состояние данного рынка, определить реальные возможности его трансформации в соответствии с требованиями информационной экономики. В этом случае предъявляются достаточно высокие требования к рынку труда, а он, в свою очередь, определяет спрос на услуги образовательного сектора. Можно сказать, что рынок труда и образовательных услуг является институтом, от уровня комплементарности которого зависит успех становления информационной экономики. В современной России он крайне низок. С одной стороны, рынок труда демонстрирует свою неспособность оценить и сформулировать собственный спрос на ту или иную категорию работников. Работодатели не умеют оценить и сформулировать свои потребности в рабочей силе на длительный срок, а ведь подготовка квалифицированного специалиста занимает 3 года - 5 лет. Следовательно, нужны долговременные контракты между вузами и работодателями, чего у нас практически нет. С другой стороны, недостатки в сфере образования не позволяют наладить подготовку высококвалифицированных специалистов для отраслей, обеспечивающих информационную конкурентоспособность российской экономики.

Превращение российского рынка труда в адекватный информационной экономике институт требует развития множества как традиционных (биржи труда, региональных рынков труда и др.), так и отвечающих целям информационной экономики (глобальных рынков квалифицированных специалистов, посреднических фирм - head hunters).

Появление глобальных рынков труда связано с усилением мобильности основных факторов производства (рабочей силы, капитала), что является важнейшим условием повышения эффективности как мировой экономики, так и национальных экономик. Межстрановое перемещение рабочей силы приобретает все более масштабный характер. Она используется там, где нужнее и может дать наибольшую отдачу.

Ввиду резкого сокращения цикла жизни современных технологий и полученных знаний мобильность рабочей силы, как и факторов производства в целом, становится важнейшим условием обеспечения конкурентоспособности любой национальной экономики. Будучи в принципе положительным явлением с точки зре-

ния повышения экономической эффективности производства, мобильность рабочей силы в отличие от других факторов производства часто порождает множество весьма серьезных проблем. Это касается высококвалифицированной рабочей силы и неквалифицированных рабочих. Так, высокая доля мигрантов при отсутствии надлежащей системы их регистрации и обеспечения минимальной зарплаты может создавать локаль -ные дисбалансы в рамках системы, в целом работающей равновесно. Например, в районе Лос-Анжелеса, специализирующемся на производстве готового платья, в 1997 г использование нелегальной рабочей силы достигло значительных масштабов. При этом нередко почасовая оплата труда составляла 2 долл., тогда как соответствующий показатель для американского промышленного рабочего - 24 долл. в час.

Под влиянием императивов современного производства рынок труда становится все более интегрированным, глобальным. Это в полной мере относится к рынку наиболее квалифицированной рабочей силы - ученым и специалистам, хотя количественные масштабы миграции последних намного меньше, чем связанной с массовыми профессиями, с точки зрения качества рабочей силы миграция специалистов несравнимо сильнее влияет на инновационную конкурентоспособность национальных экономик. Сегодня для поддержки международного рынка труда высококвалифицированной рабочей силы созданы и функционируют специальные институты. Так, существует мировой рынок молодых специалистов, только что получивших степень PhD (первую ученую степень в области гуманитарных наук), в том числе в области экономики. Этот поистине глобальный рынок открывается в первую неделю года в одном из городов США, где собираются несколько тысяч соискателей и работодателей. Непосредственному контакту работника и работодателя предшествует определенная подготовительная работа, которая достаточно формализована. Через специальный интернет-сайт человек, ищущий работу, предлагает себя в десятки мест и, соответственно, получает приглашения на собеседование от десятков работодателей. В результате многоэтапных интервью, презентаций и прочего достигается равновесие между спросом и предложением: работник и работодатель находят друг друга. Следует подчеркнуть высокую степень формализованности основных процедур, осуществляющихся на глобальном рынке. Это важно для соблюдения четких временных границ, сохранения свободы выбора, сравнимости и объективности. Все максимально прозрачно, поэтому конечное распределение в большинстве случаев оказывается действительно эффективным.

Формирование схожей модели наблюдается и на зарождающемся рынке специальных образовательных услуг. Заказ оформляется между образовательным учреждением, фирмой-заказчиком и студентом, готовящимся к работе в данной фирме. Предметом торга является цена, за которую фирма- заказчик получит специалиста необходимого уровня.

В других секторах экономики пока еще не сложились современные институциональные формы, обес-

печивающие учет интересов всех причастных к делу сторон. Так, на рынке рабочих высочайшей квалификации продолжают использоваться традиционные двухсторонние договоры. Если профессионала, накопившего опыт на одном предприятии, другая фирма переманивает более высокой зарплатой или чем-то еще, фирма-воспитатель, как правило, не получает никакой компенсации. Подобная практика снижает общую эффективность экономики.

В последние годы получил распространение институт посредников в поиске квалифицированных кадров. Это так называемые хэдхантинговые фирмы, специализирующиеся на поиске, подборе специалистов по заказу Имеются случаи, когда такие фирмы, чтобы заполучить нужного специалиста, компенсируют расходы, понесенные компанией, теряющей специалиста. На рынке топ-менеджеров смена места работы регулируется специальными соглашениями.

Вместе с тем существуют целые ниши рынка труда, где о подобных трансформациях говорить пока не приходится. Явно отстает от требований, диктуемых информационной экономикой, рынок высококвалифицированных специалистов в области науки и образования. Хорошо известен феномен миграции ученых в места концентрации фундаментальной науки. Не найдя возможностей для реализации своих способностей на родине, носители ценнейших знаний уезжают за рубеж, чем фактически упрочивают инновационный потенциал других государств.

Термин «утечка мозгов» в целом имеет негативный оттенок. Однако этот процесс является своего рода индикатором уровня национального интеллектуального потенциала и означает, что страна готовит специалистов, востребованных на мировом рынке. Хотя в данной стране ученые и специалисты пока не востребованы, их рыночная цена высока. Именно этот факт может стать определяющим для перспектив информационной экономики. Часто специалист получает дополнительный стимул для работы, новые знания, которые трудно приобрести на родине. Возникают полезные связи, образуются неформальные коллективы. Вместе с тем логика развития науки часто вступает в противоречие с необходимостью обеспечения экономической и военно-политической безопас -ности государства.

Таким образом, «утечка умов» в целом представляется весьма противоречивым процессом. Вместе с тем часть проблем можно было бы снять в рамках системы международного права. Наиболее принципиальным на сегодняшний день является вопрос об экономической компенсации за эмигрировавшего специалиста высокой квалификации. Как известно, компенсационная выплата при переходе футболиста из одного клуба в другой порой достигает астрономических сумм, но ничего подобного не происходит, когда научный работник мирового класса переезжает из одной страны в другую. Мотивы переезда могут быть самыми разными, тем не менее государство, где специалист стал таковым, затратило немало средств на приобретение человеком знаний, опыта, поэтому правомерно ожидать возмещения этих вложений. По подсчетам некоторых специалистов экономические потери России от «утечки умов»

весьма велики. Особенно это касается молодежи, которая подготовлена к высококвалифицированной работе, но еще не дала никакой отдачи своей стране, воспитавшей и выучившей ее. Например, известный Московский физико -технический институт отчасти превратился в поставщика высококвалифицированной рабочей силы для США, где даже установлены льготные правила для въезда его выпускников.

В условиях информационной экономики, ориентированной на знания, решение проблемы компенсации затрат на обучение должно быть найдено, тем более что повышение квалификации происходит не только в формальном учебном процессе, но и непосредственно в фирме, на рабочем месте, в коллективе в процессе повседневной работы. Подготовка высококвалифицированных кадров в процессе работы в успешной фирме является хотя и новым, но весьма перспективным способом формирования предложения на рынке труда. Похожая ситуация возникает при работе в уч -реждениях, где трудиться престижно и полезно для дальнейшей карьеры.

Важнейшим императивом информационной ориентации экономики является качественное повышение уровня подготовки рабочей силы. Доля высококвалифицированных специалистов в совокупной рабочей силе нации представляет собой важнейший показатель, характеризующий степень зрелости (или незрелости) информационной экономики. Не менее важен выбор приоритетных направлений научно -технического развития страны. В условиях глобализации экономики любая национальная инновационная система должна ориентироваться на перспективные отрасли. Принципиальная значимость таких областей, как информационные технологии, медико-биологические исследования, обусловлена тем, что инновации представляют здесь не просто сумму более или менее существенных улучшений прикладного характера, а результат фундаментальных исследований. Именно эти сферы сегодня во многом определяют включенность экономики в инновационный тренд развития. Они являются своеобразным « мотором», запускающим трансформационные процессы в других отраслях национальных экономик и мировой экономики в целом.

Развитие этих и других секторов предполагает высокую квалификацию занятых в них работников, что, в свою очередь, способствует повышению общего уровня квалификации. Вместе с тем фундаментальные исследования приводят к открытию новых процессов, технологий, продуктов и услуг, производство которых может в дальнейшем обеспечиваться неквалифицированным трудом. Так, работа на компьютере нередко сводится к использованию нескольких комбинаций программ, что вполне по плечу относительно неквалифицированным работникам. В результате, с одной стороны , происходит беспрецедентный рост компетенций и знаний, необходимых для дальнейшего жизнеобеспечения производственной цепочки, с другой - порой их

столь же беспрецедентное снижение в сфере производства, распределения и обслуживания.

Существует точка зрения, согласно которой откры -тия и инновации в целом являются нерациональными процессами, часто основанными на интуитивном действии, которое не сводится исключительно к использованию приобретенных знаний. Отсюда вывод о том, что традиционная модель управления инновациями может быть полезной лишь в несложных и непринципиальных случаях внесения улучшений в производственный цикл. Подобный нетривиальный взгляд на проблему инноваций находит и практический выход. Так, многие компании нанимают просто любознательных людей - с большим воображением. Их главная задача - поиск новых идей в окружающем экономическом пространстве. Подобная функция выполняется отнюдь не профессионалами. Сказанное не означает принижения роли образования в современном обществе. Сегодня неквалифицированный труд не подразумевает под собой низкого образовательного и культурного уровней его носителя (работника). Ответственность, которую должен чувствовать любой участник производства, неквалифицированный работник или высококлассный специалист, - общее требование для сегодняшнего дня. Это невозможно приобрести и закрепить без обеспечения достаточно высокой общей культуры и образованности.

Формирование рынка знаний как важнейшего фактора, определяющего динамику рынка труда в условиях информационной экономики, требует решения таких проблем, связанных с регулированием института интеллектуальной собственности, его охраной, защитой и поддержкой, как:

- формирование законодательной базы регулирования рынка знаний, в частности прав собственности на знания, преодоление существующей в этой области противоречивости норм;

- решение задач, связанных с улучшением информационного обеспечения трансформационных процессов и преодолением недостатков в сфере статистики (таких как методологическая база, доступность, оперативность и пр.);

- создание мониторинговых агентств, хранилищ знаний и других институтов, позволяющих строить экономику знаний;

- формирование благоприятных условий для деятельности консультационных, брокерских, юридических и других фирм, организующих интерфейс между производителями и потребителями знаний;

- разработка и реализация программ по созданию сети инкубаторов, инновационных парков, специальных зон, в том числе за счет государственного финансирования;

- проведение научно-технических выставок;

- создание профессиональных ассоциаций (изобретателей, ученых, адвокатов) и других институтов гражданского общества, реально работающих на становление информационной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.