ЕРЕМЕЕВ С.Г.
КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
В настоящей статье исследуются вопросы качественного повышения образовательного уровня на рынке рабочей силы. Рассматриваются рынки образовательных услуг, возможность превращение рынка рабочей силы в адекватный экономике инноваций институт. Разработаны основные направления формирования рынка знаний как важнейшего фактора, определяющего динамику рынка рабочей силы в условиях инновационной ориентации экономики
ЕРЕМЕЕ ¥8.0.
PERSONNEL POTENTIAL AS THE MAJOR COMPONENT OF INNOVATIVE SYSTEM
In the present article questions of qualitative increase of educational level in the labour market are investigated. The markets of educational services, possibility transformation of the market of a labour in adequate to economy of innovations institute are considered. The basic directions of formation of the market of knowledge as the major factor defining dynamics of the market of a labour in the conditions of innovative orientation of economy are developed
Ключевые слова: кадровый потенциал, рынок рабочей силы, образовательные услуги, инноваций институт, рынок знаний, фактор, динамика, инновационная ориентация экономики.
Keywords: skilled potential, market of labour force, educational services, innovations institute, market of knowledges, factor, dynamics, innovative orientation of economy.
Рынок рабочей силы является неотъемлемой частью институциональной структуры общества. Любые, сколько-нибудь существенные, трансформации этой структуры неизбежно сказываются и на рынке рабочей силы.
Не составляет исключения и современный этап развития, связанный с переходом к экономике инноваций. Характерный для данного типа экономики рынок рабочей силы организован весьма сложно. Это проявляется не только в его многоуровневой и разветвленной структуре, но и в разнообразии связей с другими составляющими институциональной архитектуры1.
В современной России высшее образование - один из наиболее быстро развивающихся секторов экономики, о чем свидетельствует, например, рост
1 Практика неоднократно доказывала, что изолированное регулирование отдельных (пусть и особо значимых) институтов, даже на базе наиболее «передовых» теоретических разработок, никогда не приводит к ожидаемым результатам
численности студентов высших учебных заведений России. Так, в 2000-2001 гг. в вузах обучалось 4742 тыс. студентов, а в 2006-2007 гг. - 7310 тыс. студентов. С учетом современной демографической ситуации, когда число молодых людей, вступающих в студенческий возраст, отнюдь не растет, это весьма серьезные темпы роста.
Таблица 1
Количество ВУЗов и численность обучающихся1
2000/01 2001/02 2002/03 2003/04 2004/05 2005/06 2006/07
Число высших учебных заведений - всего 965 1008 1039 1046 1071 1068 1090
в том числе:
государственных и муниципальных 607 621 655 654 662 655 660
негосударственных 358 387 384 392 409 413 430
Численность студентов -всего, тыс. человек 4742 5427 5948 6456 6884 7064 7310
в том числе в учебных заведениях: государственных и муниципальных 4271 4797 5229 5596 5860 5985 6133
негосударственных , 471 630 719 860 1024 1079 1177
При этом в Северо-Западном федеральном округе количество студентов в 2006 году увеличилось на 1,4% по сравнению с 2005 годом и составило 742,2 тыс. человек, а количество ВУЗов составляет 131 ед., или 12% от общего количество высших учебных заведений в стране.
Но за общими высокими показателями темпов роста численности студентов (которые сами по себе являются весьма значимыми) скрывается не менее важный феномен. Суть его в том, что качественные услуги предоставляет небольшое число вузов (назовем их элитными). Остальные же не могут обеспечить по-настоящему высокого качества образования.
Вузов последней категории много. Тем не менее спрос на некачественные услуги, как показывает статистика, весьма высок.
Если обратиться к теории, то можно обнаружить два альтернативных подхода к объяснению побудительных мотивов получения образования вообще и некачественного в частности: во-первых, подход, развивающийся в рамках теории человеческого капитала, в соответствии с которым образование накапливает человеческий капитал и тем самым создает предпосылки для повышения заработной платы; во-вторых, подход, предложенный в середине 1970-х годов Эрроу и Спенсом в теории «отсеивания», согласно которой люди получают образование для того, чтобы иметь проходной билет на более высокооплачиваемую работу.
Эффективное функционирование экономики на макро- и на микроуровням требует обеспечения возможно большего соответствия
1 Источник: Россия в цифрах, 2007, Краткий статистический сборник.
квалификации и знаний работника требованиям, которые ему предъявляются. В условиях экономики инноваций (экономики знаний) данный императив особенно важен.
Работодателя в целом интересует квалификация работника, его способность выполнять конкретные функции. Наличие диплома или иного формального признания заслуг потенциального работника, строго говоря, не должно иметь решающего значения. Однако оценка уровня квалификации требует дополнительных, порой значительных затрат. В этих условиях часто проще довериться формальному свидетельству квалификации.
Особенно показательным здесь является пример государственной службы.
В России, как, впрочем, и в других государствах, для занятия ряда должностей на государственной службе необходимо иметь диплом о высшем образовании. Конечно, сам по себе диплом ничего не гарантирует. Государственные должности в большинстве получают по протекции, но по действующим правилам наличие диплома необходимо. И поскольку протекция важнее качества диплома, происходит упомянутое выше расслоение вузов по качеству предоставляемых услуг.
Расслоение вузов на категории в зависимости от качества образования наблюдается сегодня во многих странах. Вместе с тем существует некоторый порог, переступив который государство может встать перед угрозой непреодолимых проблем, грозящих обществу серьезными катаклизмами (кастовые проблемы, социальные взрывы и т.п.).
Избежать подобного развития событий под силу только государству. Именно от него зависит, насколько широкое распространение получает отмеченная дифференциация высшего образования.
Эффективное государство предполагает в рассматриваемом контексте отсутствие дипломов низкого качества. Если же таковые есть, то это свидетельствует о неэффективной политике государства, о вине именно государства, а не рынка, формирующего предложение некачественного образования. Если есть спрос на дипломы, то рынок, в соответствии со свойственной ему логикой, удовлетворяет его с минимальными издержками.
Сегодня Министерством образования и науки России предлагается разделить вузы на три категории: национальные (два десятка), поддерживаемые государством (две-три сотни) и все остальные, то есть предлагающие чисто коммерческое обучение. Идея состоит в том, что вузы третьей категории постепенно исчезнут, ибо на них не будет спроса, а качество образования тем самым повысится. Быть может, так и произойдет, если в обществе установится мнение, что учиться в подобных вузах бесполезно, а в ряде случаев и просто неприлично. При этом решение социальной функции представляется в расширении вузов второй категории. В них, да и в национальные университеты, надо принимать всех, кто хочет. И учиться там надо позволить сколько угодно, лишь бы платили, в конце выдавая справку (своего рода диплом), что такой-то проучился в университете столько-то лет, прослушал такие-то курсы и т.п.
Вымирающие же по плану министерства вузы третьей категории в ряде
случаев целесообразно было бы присоединять к вузам второй и даже первой категорий в форме различного рода филиалов. Тем более, что многие коммерческие вузы и существуют на материальной базе государственных, и пользуются преподавателями последних.
На разнокачественность в уровне высшего образования накладываются различные его формы. В результате на сегодняшний день существует несколько (как минимум четыре) рынков образовательных услуг:
бесплатное образование;
образовательные услуги по регулируемой (государством, субъектом Федерации или иным органом) цене;
образование по рыночным ценам;
рынок теневых образовательных услуг. При этом одно и то же образовательное учреждение может работать на всех рынках одновременно.
Таким образом, продукт под названием «образовательные услуги» не только многономенклатурен, но и выполняет как частные, так и общественные задачи.
Как известно, знание подразделяется на две большие категории: кодифицированное, или отделимое, и неотделимое, или личностное1. Кодифицированное знание может существовать и существует отдельно от человека. Поэтому его можно потреблять и без участия других людей (самостоятельно читать учебник, справочник, учиться через Интернет и пр.). Однако при этом не получишь диплома, документа, свидетельствующего о наличии соответствующего уровня образования.
Сектор образования в широком смысле включает формирование нескольких видов капитала: не только человеческого, понимаемого в узком значении, и его производной - заработной платы, но и интеллектуального, и социального, и культурного капиталов. Последние три вида капитала формируются в основном через накопление неотделимого знания с помощью институтов, которые не обязательно относятся непосредственно к сектору образования. Скажем, профессиональные навыки совершенствуются в производственной (в широком смысле) деятельности, чувство патриотизма возникает не только и не столько в процессе обучения и т.д.
Переходя к рассмотрению рынка рабочей силы, необходимо отметить, что развитие его в современных промышленно развитых стран прошло несколько этапов, в рамках которых эволюционно накапливались важнейшие его составные элементы и отбраковывались составляющие, отжившие свой век или доказавшие свою неэффективность. Современный рынок рабочей силы -сложно организованный институт, структура которого во многом определяется состоянием экономики, уровнем социально-экономического развития в целом. Без преувеличения можно сказать, что состояние данного рынка является отражением уровня благополучия в обществе. Экономический подъем, спад, кризисные процессы непременно сказываются и на нем.
1 См. напр., Поланьи (1966).
С учетом этого нужно подходить и к оценке рынка рабочей силы в России.
И с этих позиций мы должны признать, что данный институт у нас пока слабо развит. Уровень экономического развития России, непрекращающиеся кризисные процессы, политические факторы и пр. изначально не позволяют свести российский рынок рабочей силы к каким-либо западным моделям.
Вместе с тем нацеленность общества на формирование экономики инноваций предъявляет достаточно высокие требования к рынку рабочей силы, а он, в свою очередь, определяет спрос на услуги образовательного сектора. Можно сказать, что рынок рабочей силы и образовательные услуги являются институтами, от глубины комплементарности которых зависит успех становления экономики инноваций.
В современной России уровень этой комплементарности предельно низок1. Причин тому множество. Они порождены как недостатками в функционировании рынка рабочей силы, так и проблемами, существующими в сфере образования.
С одной стороны, рынок рабочей силы демонстрирует свою неспособность четко оценить и сформулировать собственный спрос на ту или иную категорию работников, прежде всего потому, что работодатели не умеют формулировать свои потребности в рабочей силе в долговременном плане. Ведь подготовка квалифицированного специалиста занимает три-пять лет. Следовательно, нужны долговременные контракты между вузами и работодателями, чего у нас практически нет.
С другой стороны, проблемы в сфере образования не позволяют обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов в отраслях, обеспечивающих инновационную конкурентоспособность российской экономики.
Такое положение не может не вызывать серьезных претензий как к образованию, так и к рынку труда.
Вместе с тем существуют и объективные по отношению к рассматриваемым институтам факторы. Так, классификации учебных специальностей и специальностей народного хозяйства на сегодняшний день далеко не всегда согласованы, что часто усугубляет и без того серьезные проблемы.
Превращение рынка рабочей силы в адекватный экономике инноваций институт требует развития множества как традиционных (биржи труда, информационные агентства, региональные рынки и др.), так и более современных, являющихся приметами зарождающейся экономики инноваций институциональных форм. К последним относятся такие формы, как глобальные рынки квалифицированных специалистов, трудовые контракты, посреднические фирмы (head hunters). Естественно, что, как и любой институт, последние представляют собой сложно устроенные образования. Остановимся на наиболее современных, являющихся приметами грядущего
1 Так, в послании Президента Федеральному Собранию Российской Федерации 2004 г. отмечалось: "Сегодня профессиональное образование не имеет устойчивых связей с рынком труда. Более половины выпускников вузов не находят работу по специальности".
общества знаний.
Как уже отмечалось, рынок рабочей силы представляет собой институт, отражающий наиболее значимые изменения в социально-экономическом развитии. Сегодня эти изменения происходят не только в пределах национальных экономик и НИС, но и в рамках мирового сообщества. Процессы глобализации, оказывающие воздействие на многие стороны жизни населения планеты, не обошли и рынки рабочей силы.
Появление глобальных рынков рабочей силы связано с усилением в условиях современного технологического уровня производства мобильности основных факторов производства (рабочей силы, капитала).
Их мобильность является важнейшим условием повышения эффективности как мировой экономики, так и образующих ее национальных экономик. Межстрановое перемещение рабочей силы приобретает все более масштабный характер. Рабочая сила используется там, где она наиболее необходима, где она может дать наибольшую отдачу. Ввиду резкого сокращения продолжительности жизни современных технологий и полученных знаний мобильность рабочей силы, как и факторов производства в целом, становится важнейшим условием обеспечения конкурентоспособности национальной экономики.
Как положительное явление с точки зрения повышения экономической эффективности, мобильность рабочей силы (в отличие, кстати, от мобильности других факторов производства) часто порождает множество побочных, часто весьма серьезных проблем. Это касается мобильности и высококвалифицированной рабочей силы, и неквалифицированных рабочих (достаточно посмотреть на последствия миграционных процессов в Европе или между Мексикой и США).
Вместе с тем учет принципа комплементарности институтов при разработке социально-экономической политики позволяет решить или, по крайней мере, ограничить многие отрицательные последствия трансграничной мобильности рабочей силы.
В качестве исторического примера можно привести введение в странах Западной Европы института минимальной заработной платы в период «славного послевоенного тридцатилетия». Эффективное правовое обеспечение этого института, сделав его реально работоспособным, позволило странам Западной Европы решить многие проблемы, связанные с притоком иностранной рабочей силы. Сегодня, напротив, институт минимальной заработной платы в том виде, в каком он существовал на протяжении многих десятилетий, не способен обеспечить функцию интеграции рынка рабочей силы. Ее нелегальные рынки, достигнув критической величины, порождают нарастающую массу религиозных, расовых и пр. проблем.
Тем не менее, несмотря на отмеченные отрицательные тенденции, под влиянием императивов современного уровня производства рынок рабочей силы сегодня становится все более интегрированным, глобальным.
Это в полной мере относится и к рынку наиболее квалифицированной
рабочей силы - ученым и специалистам. Хотя количественные масштабы миграции здесь намного меньше, нежели в случае массовых профессий, однако в качественном аспекте миграция этой составляющей рынка рабочей силы может оказывать на инновационную конкурентоспособность национальной экономики определяющее значение.
Сегодня для поддержки международного рынка
высококвалифицированной рабочей силы созданы и функционируют специальные институты.
Существует мировой рынок молодых специалистов, только что получивших степень PhD (philosophy doctor, первая ученая степень в области гуманитарных наук), в том числе в области экономики, в различных университетах мира. Этот поистине глобальный рынок открывается в первую неделю года в одном из городов США, где собирается несколько тысяч соискателей и работодателей. Непосредственному контакту работника и работодателя предшествует определенная подготовительная работа, которая достаточно формализована. Через специальный Интернет-сайт ищущий работу предлагает себя в десятки мест и, соответственно, получает приглашения на собеседование от десятков работодателей. В результате многоэтапных интервью, презентаций и т.д. на данном рынке достигается равновесие между спросом и предложением.
Следует подчеркнуть высокую степень формализованности основных процедур, осуществляющихся на этом глобальном рынке. Это важно для соблюдения временных ограничений, сохранения свободы выбора, сравнимости и конкурентности. Все максимально прозрачно, поэтому конечное распределение в большинстве случаев оказывается действительно эффективным.
Рассмотренная институциональная форма рынка рабочей силы является примером процесса глобализации в области экономики знаний. Она отвечает самой логике научного знания, которое неподвластно политическим, религиозным и тому подобным ограничениям. Не может быть провинциальной, изолированной науки. Наука едина, интернациональна, обладает едиными критериями оценки результатов исследований ученых и преподавателей.
На зарождающемся рынке специальных образовательных услуг по заказу наблюдается следующая модель. Заказ оформляется в виде контракта между образовательным учреждением, фирмой-заказчиком и студентом, готовящимся идти на работу в данную фирму. Предметом торга также является цена, за которую фирма-заказчик получит специалиста необходимого уровня.
Анализ других рынков, носителей неотделимого знания, показывает, что здесь пока еще не сложились современные институциональные формы, обеспечивающие компромиссный учет интересов всех причастных к делу сторон.
Например, если обратиться к рынку рабочих высочайшей квалификации, то здесь продолжают использоваться традиционные формы двусторонних
договоров. Если профессионала, накопившего свой опыт на одном предприятии, переманивают более высокой зарплатой или чем-то еще, то фирма-воспитатель, как правило, не получает никакой компенсации.
Подобная практика снижает общую эффективность экономики. Фирмы стремятся всеми способами задержать квалифицированного рабочего, даже если он им не слишком нужен. А это, несомненно, не вписывается в логику становления и развития инновационной экономики. Решением проблемы здесь могло бы стать введение практики компенсации затрат на подготовку специалиста как носителя опыта, носителя неотделимого знания. Более того, институционализация подобной практики привела бы к тому, что некоторые фирмы были бы заинтересованы в подготовке таких высококвалифицированных специалистов уже не для себя, а на продажу.
В последние годы получил распространение институт посредников в поиске квалифицированных специалистов. Это так называемые хэдхантинговые фирмы, специализирующиеся на поиске, подборе специалистов, особенно в области менеджмента, по заказу. На рынке топ-менеджеров (специалистов, возглавляющих крупные компании, получающих миллионные зарплаты) смена места работы регулируется специальными соглашениями. Это естественно, потому что такие переходы часто становятся частью истории и оказывают существенное воздействие на траекторию экономического развития.
Итак, анализ современной эволюции рынка рабочей силы указывает на появление новых институциональных форм, являющихся, без сомнения, приметами нового качества экономики. Вместе с тем существуют целые ниши рассматриваемого рынка, где о подобных трансформациях говорить пока не приходится.
Так, явно отстает от требований, диктуемых экономикой знаний, рынок высококвалифицированных специалистов в области науки и образования. Хорошо известен феномен миграции ученых в места концентрации фундаментальной науки. Не найдя возможностей для реализации своих способностей на родине, носители бесценного в рамках инновационной экономики знания отправляются за пределы своей страны, чтобы внести свой вклад в создание инновационного потенциала других государств (вспомним массовый приток ученых в США перед и после Второй мировой войны). Появился даже специальный термин - «утечка мозгов», который в целом носит негативный оттенок.
Хотя термин «утечка мозгов» несет в себе отрицательную нагрузку, сам масштаб этого процесса является, в определенной степени, одним из индикаторов интеллектуального потенциала страны. Он означает, что страна готовит специалистов, востребованных на мировом рынке. И в этом отношении к данному явлению не следует относиться исключительно отрицательно, поскольку «утечка мозгов» является показателем того, что, хотя в данной стране ученые и специалисты не востребованы, их рыночная цена высока. И именно этот факт может стать определяющим для перспектив экономики инноваций.
С точки зрения развития науки «утечка мозгов» не наносит особого вреда. Наука по своей природе интернациональна, а потому перемещение ученого из одной страны в другую не является для нее пагубным. Напротив, часто специалист получает дополнительный стимул для работы, новые знания, которые трудно получить в родной стране, наконец, заводятся новые связи, образуются новые неформальные коллективы, а значит, появляются новые стимулы и интересы научного творчества. Ученый или специалист, работая в другой стране, продолжает производить знание как международное общественное благо, принадлежащее всему миру, так сказать, по определению, поскольку он публикует свои достижения в международных журналах.
Вместе с тем логика развития науки часто вступает в противоречие с иной логикой, связанной с необходимостью обеспечения экономического процветания и безопасности (не говоря уже о военно-политической) государства. Более того, именно последняя в ряде случаев оказывается определяющей. Ведь знания, произведенные ученым и получившие рыночную оценку, засчитываются в результаты экономической деятельности страны пребывания, и никакой прямой компенсации за «экспорт» ученых «страна-донор» не получает.
Отчасти процесс «утечки мозгов» по Северо-Западному федеральному округу наглядно отображается в статистических данных:
Итак, процесс «утечки мозгов» в целом представляется весьма противоречивым. Вместе с тем часть проблем можно было бы снять в рамках системы международного права. Как уже отмечалось, наиболее принципиальным на сегодняшний день является вопрос экономической компенсации за эмигрировавшего специалиста высокой квалификации.
Мотивы переезда могут быть самые разные, но тем не менее государство (на самом деле - общество, налогоплательщики), в котором специалист стал таковым, затратило немалые суммы на приобретение человеком знаний, опыта. И государство (общество) вправе ожидать отдачи от этого вложения. Следовательно, по экономической логике при переезде страна-реципиент должна заплатить компенсацию. К сожалению, этот вопрос всерьез не ставится даже на международных форумах.
При более глубоком изучении проблемы «утечки мозгов» возникают так называемые побочные эффекты, которые усложняют вопрос компенсации. Например, страна, отпустившая специалиста, часто получает выгоду от того, что появляются новые каналы научных связей, новые контакты, дополнительная информация. Естественно, все эти побочные эффекты трудно поддаются экономической оценке, но в любом случае они существенно корректируют суммы компенсации, полученные прямым счетом.
Другой вопрос, осложняющий проблему компенсации при миграции, связан с воровством интеллектуальной собственности. Например, по некоторым оценкам, США ежегодно теряет десятки миллиардов долларов от различных видов воровства интеллектуальной собственности: нелегального копирования и распространения кино- и видеопродукции, компьютерных
программ, использования торговых марок и тому подобное. Этот вопрос также требует урегулирования на уровне международного права.
Таблица 2
Численность персонала, занятого исследованиями и разработками,
по категориям (человек)1
Исследователи Техники Вспомогательный персонал Прочие
2000 2005 2000 2005 2000 2005 2000 2005
Российская Федерация 425954 391121 75184 65982 240506 215555 146085 140549
Северо-Западный федеральный округ 60224 54532 9140 7671 28088 24344 19360 18205
Республика Карелия 563 504 265 207 250 62 229 102
Республика Коми 1025 1162 378 265 362 268 405 352
Архангельская область 744 840 168 171 183 206 221 279
в том числе Ненецкий автономный округ 11 13 5 5 2 2 4 4
Вологодская область 288 267 30 49 46 57 60 91
Калининградская область 941 757 223 173 802 721 567 424
Ленинградская область 2409 2408 318 378 1673 1772 ^46 1830
Мурманская область 1197 1017 378 393 719 610 471 325
Новгородская область 703 491 126 88 259 172 165 110
Псковская область 223 144 63 49 102 59 39 28
г. Санкт-Петербург 52131 46882 7191 5898 23692 20417 15357 14664
Отсутствие такого нормативного базиса создает основу для некорректных точек зрения. Так, некоторые американские специалисты считают, что безвозмездный широкомасштабный приток иностранных специалистов является для них компенсацией вышеназванных потерь. На самом деле это разные вопросы, и их нельзя завязывать в один пакет.
Существование государственных и частных вузов еще больше усложняет урегулирование проблемы компенсации затрат при миграции специалистов. В одном случае мы имеем дело с государственными интересами, в другом - с интересами частными.
Страна вправе требовать компенсацию за подготовку специалиста, если он получил образование за государственные деньги в государственном вузе. В случае же, когда подготовка осуществлена за счет средств частных учебных заведений, вопрос усложняется.
По подсчетам некоторых специалистов, экономические потери России от «утечки мозгов» весьма велики. Особенно это касается молодежи, которая подготовлена к высококвалифицированной работе, но еще не дала никакой отдачи своей стране, воспитавшей и выучившей ее.
Например, знаменитый Московский физико-технический институт в
1 Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2006: Стат. сб. / Госкомстат России. -М., 2006.
некоторой степени превратился в поставщика высококвалифицированной рабочей силы для США. США даже установили льготные правила въезда для этой категории специалистов.
Существует мнение, что проблема компенсации может быть решена в рамках договорного права, которое в последнее время захватывает все большее число областей человеческой деятельности.
На рынке получивших PhD денежной компенсации нет, хотя репутация и рейтинг университета повышаются, если на его выпускников имеется высокий спрос, зафиксированный соответствующим рынком.
При переходе из одной фирмы в другую (если в договоре найма не прописаны все условия, связанные с переходом) проблема компенсации практически не решена.
В условиях экономики, ориентированной на знания, решение данной проблемы необходимо, поскольку повышение квалификации происходит не только и не столько в формальном учебном процессе, но и непосредственно в фирме, на рабочем месте, в коллективе, в процессе повседневной работы1.
Подготовка высококвалифицированных кадров не только за счет средств частных предприятий, но и в условиях непосредственной работы на фирме является хотя и новым (отличным от традиционной университетской), но весьма перспективным способом формирования предложения на рынке рабочей силы. В каком-то смысле этот метод похож на передачу знаний от учителя ученику, что практиковалось художниками, скульпторами, мастерами по изготовлению музыкальных инструментов, особенно в эпоху Возрождения. Взаимоотношения учителя и ученика здесь строились на своеобразной бартерной основе.
Похожая ситуация возникает при работе в известных учреждениях, где работать престижно и полезно для дальнейшей карьеры (например, имея за плечами опыт работы в ЦБ РФ, легче найти хорошую работу в банковском секторе).
Существенно смягчить проблему «утечки мозгов» можно с помощью кредитных контрактов. В развитых странах кредитные контракты широко распространены практически во всех сферах. В современной же России в силу неразвитости рынка «длинных денег» и механизма гарантий возврата кредита подобная практика только зарождается. Учеба в кредит - абсолютно нормальное явление. Кредитные контракты за обучение наиболее длительны, порой длятся десятки лет, но они обладают большой вариантностью.
Перспективной является организация учебы в государственном вузе по кредитному контракту, что касается и бюджетных, бесплатных, мест. По условиям контракта студент полностью освобождается от выплаты кредита в том случае, если он успешно заканчивает вуз и поступает на работу по специальности. Кредит частично выплачивается, если выпускник работает не по специальности. Наконец, кредит должен быть полностью возвращен при
1 Иначе говоря, накопление знаний, особенно в скрытой форме, осуществляется не только в пределах образовательных учреждений, но и в рамках непосредственной работы на фирме.
переезде в другую страну. Механизм, гарантирующий выплату кредита, вполне разработан. Тот же Физтех мог бы получать немалые деньги, поставляя своих выпускников за рубеж.
Особо следует упомянуть трехсторонние контракты между студентом, вузом и работодателем. Представляется, что это один из наиболее эффективных институтов рынка рабочей силы, который в недалеком будущем займет на нем подобающее место. Работодатель делает заказ ВУЗу на подготовку соответствующего специалиста. ВУЗ, как правило, подбирает студента, готовит его с учетом специфики заказа, при необходимости используя специальные индивидуальные программы. Студент по контракту обязан проработать определенное время у работодателя на оговоренных условиях. В противном случае выпускник, а в оговоренных случаях и ВУЗ выплачивают компенсацию работодателю.
Вариантов трехсторонних контрактов может быть много. Принципиальным моментом является предоставление образовательной услуги под индивидуальный заказ, что находится в русле развития мировой экономики. Так называемые «корпоративные университеты» предназначены для подготовки специалистов для своей корпорации. Однако такой университет, как правило, не имеет ни соответствующей репутации, ни необходимых специалистов для привлечения талантливых людей.
В этом плане подготовка бакалавров становится более осмысленной. По исходному замыслу бакалавр не получает конкретной специальности. Он не подготовлен к тому, чтобы сразу начать работать как специалист с высшим образованием. Многие родители и работники ВУЗов в России противятся институту бакалавров, воспринимая последних как людей, не готовых к серьезной работе. Действительно, молодой человек на ранней стадии часто не может определить, кем он будет, когда поступает в ВУЗ. Для этого и предназначен институт бакалавреата. Через 2-3 года в магистратуре идет «доводка» до уровня настоящего специалиста. Здесь и вступает в действие индивидуальный заказ.
В целом подобные формы подготовки специалистов вписываются в общие тенденции, характерные для современного этапа мирового социально-экономического развития. Речь, в частности, идет о переходе от экономики, ориентированной на массовое (стандартизированное) потребление, к экономике, делающей ставку на потребление индивидуализированное. Современная экономика предоставляет все больше товаров и услуг по заказу, индивидуально, под конкретного потребителя, то есть все больше движется от экономики масштабов (economics of scale) к экономике номенклатуры (economics of scope).
Становление экономики знаний требует качественного повышения общего образовательного уровня на рынке рабочей силы. Ускорение темпов обновления технологического базиса производства, а значит, и устаревание новых знаний требуют постоянного повышения квалификации. В условиях нацеленности общества на модель индивидуализированного потребления необходимо, чтобы такое повышение квалификации все чаще происходило на
основе индивидуальных программ, предоставляемых рынком образовательных услуг.
Следует отметить, что вышеописанные контракты являются эффективным способом закрепления квалифицированных кадров, особенно в условиях слабого развития рынка ипотечного кредитования; известны примеры долговременных контрактов между администрацией ВУЗа и его преподавателями в случае предоставления последним служебных квартир.
На языке теории человеческого капитала разнообразные трудовые контракты, в том числе и упомянутые выше, определяют механизм операций с этим капиталом. В частности, уровень мобильности человеческого капитала определяется в результате установления равновесия между рыночными силами, требующими, с одной стороны, максимальной мобильности рабочей силы, с другой - желаниями работодателей закрепить лучших специалистов и, наконец, правами личности на свободу выбора.
Итак, важнейшей задачей инновационной ориентации экономики является качественное повышение образовательного уровня на рынке рабочей силы. Доля высококвалифицированных специалистов в совокупной рабочей силе нации представляет собой важнейший показатель, характеризующий степень зрелости (или незрелости) экономики инноваций.
По оценкам, особое значение в этом отношении приобретает развитие таких отраслей, как информационные технологии и медико-биологические исследования. Принципиально новая значимость этих сфер обусловлена тем, что инновации здесь представляют не просто сумму более или менее маргинальных улучшений прикладного характера (как это было по преимуществу ранее), а результат исследований фундаментального характера. Именно эти отрасли сегодня во многом определяют включенность экономики в инновационный тренд развития. Именно они являются своеобразным моторным фактором, обусловливающим трансформации в других отраслях национальных экономик и мировой экономики в целом.
Развитие подобных отраслей, несомненно, требует высокой квалификации занятых в них работников и тем самым повышает общие показатели уровня квалификации. Вместе с тем оно имеет и другую, не всегда заметную сторону.
Так, современный уровень развития указанных отраслей приводит к тому, что использование результатов фундаментальных исследований в производстве возможно при относительно невысокой квалификации рабочей силы, а в ряде случаев и при замене неквалифицированным трудом. Иначе говоря, специфика ситуации в том, что фундаментальные исследования приводят к открытию новых процессов, информационных технологий, продуктов и пр., производство которых в дальнейшем может быть обеспечено неквалифицированным трудом1.
В результате происходит своеобразная поляризация компетенций в рамках
1 Не надо доказывать, что работа на компьютере, сводящаяся зачастую к необходимости использования нескольких комбинаций команд, вполне может быть осуществлена неквалифицированной рабочей силой.
производственной цепочки. С одной стороны, мы имеем беспрецедентный рост компетенций и знаний, необходимых для дальнейшего жизнеобеспечения производственной цепочки новыми продуктами; с другой - местами столь же беспрецедентное их снижение в сфере производства и распределения.
К сказанному следует добавить, что существует точка зрения, в соответствии с которой открытия и инновации в целом являются нерациональными процессами, часто основанными на интуитивном действии, которое не сводится исключительно к четко приобретенным знаниям. Отсюда вывод о том, что традиционная модель, в границах которой концептуализация и управление инновациями происходят поэтапно, может быть полезной лишь в несложных и непринципиальных случаях улучшения в рамках производственного цикла.
Подобный нетривиальный взгляд на проблему инноваций находит и практический выход. Так, многие компании нанимают простых искателей идей, любознательных, с большим воображением. Их главная задача - поиск новых идей в окружающем экономическом пространстве. Подобная функция зачастую выполняется отнюдь не профессионалами.
Сказанное не означает оправдания политики принижения роли образования в современном обществе. Сегодня неквалифицированный труд не подразумевает низкого образовательного и культурного уровня его носителя (работника). Ответственность, которую должен чувствовать любой участник производства, будь то неквалифицированный работник или самый высококлассный специалист, - общее для сегодняшнего дня требование. А это чувство невозможно закрепить без обеспечения общей культуры граждан.
Как уже отмечалось, неотделимое знание невозможно продавать и покупать отдельно от его носителя. Поэтому рынок квалифицированной рабочей силы одновременно является и рынком знаний. Есть, однако, знания, которые можно записать, накопить, передать от одного человека к другому отдельно. Такие знания получили название кодифицированных, то есть отделимых от человека, существующих независимо от человека. На самом деле выражение «знание, существующее независимо от человека», не совсем корректно. Если бы людей не было, не было бы и знаний, как некоей сущности, которую люди осознают. Но это уже относится к области философии, не являющейся предметом нашего обсуждения.
Рынок кодифицированного знания появился поздно по сравнению с другими рынками, хотя единичные сделки по продаже знаний происходили и в древности.
Формирование рынка знаний как важнейшего фактора, определяющего динамику рынка рабочей силы в условиях инновационной ориентации экономики, требует решения совокупности проблем, связанных с регулированием института интеллектуальной собственности, его охраной и защитой.
Для России в этом отношении следует выделить следующие основные направления:
формирование непротиворечивой законодательной базы регулирования рынка знаний, в частности прав собственности на знания;
решение информационного блока проблем, связанных с недостатками в сфере статистики (методологическая база, доступность, оперативность и пр.), а также создание мониторинговых агентств, хранилищ знаний и др. институтов, предоставляющих информацию об экономике знаний; формирование бирж знаний;
создание благоприятных условий для деятельности консультационных, брокерских, юридических и других фирм, организующих интерфейс между производителями и потребителями знаний;
разработка и реализация программы создания сети инкубаторов, инновационных парков, специальных зон, прежде всего, за счет государственного финансирования;
проведение научно-технических выставок;
создание профессиональных ассоциаций (изобретателей, ученых, адвокатов и др.) и других институтов гражданского общества, реально работающих на становление экономики инноваций.
Итак, в современных условиях роль интеллектуального и в целом человеческого капитала резко возрастает. Об этом свидетельствуют статистические данные. Из этого факта исходят современные теории экономического роста, обосновывающие принципиальные подходы к анализу современных тенденций общественного развития.
Анализ показывает, что Россия и в частности Северо-Западный федеральный округ стоят перед комплексом серьезных проблем. Решение многих из них требует значительных ресурсов (финансовых, человеческих, материальных и т.п.) и времени. Однако существуют сферы, которые, при наличии соответствующих институциональных и правовых предпосылок, могли бы дать отдачу уже сегодня. Центральной в их числе является сфера образования, точнее сектор предоставления образовательных услуг.
Российская система образования всегда котировалась на мировом рынке. Ситуация в принципе не изменилась и сегодня. Об этом, в частности, свидетельствуют масштабы «утечки мозгов», о чем говорилось выше. Все это дает основание говорить о том, что современная Россия вполне могла бы стать поставщиком образовательных услуг для многих стран мирового сообщества и особенно для стран третьего мира.
Преимущество России здесь в том, что мы имеем все, чтобы продавать образовательные услуги по существенно более низкой цене, чем американцы и европейцы, и при этом обеспечивать их высокое качество. Мы имеем квалифицированных преподавателей по широкому спектру профессий, имеем необходимую материально-техническую базу, имеем, наконец, крупные города Москву и Санкт-Петербург как средоточие культурных ценностей. ВУЗы Петербурга могут предоставлять высокое качество образовательных услуг..
Кроме того, огромный потенциал имеется в Российской академии наук (РАН) и других государственных академиях. В настоящее время всем им
разрешено активно заниматься образовательной деятельностью. Подготовка кадров в рамках академических институтов имеет целый ряд преимуществ, особенно когда речь идет об иностранцах. Причем по самым скромным подсчетам продажа образовательных услуг иностранцам может приносить нашей стране доход порядка нескольких миллиардов долларов год.
Подводя итог, необходимо отметить, что в процессе формирования региональной инновационной системы набирают силу новые формы объединения системы подготовки кадров высшей квалификации с научной и инновационной деятельностью в них - создание на базе ВУЗа учебно-научно-инновационного комплекса, отражающего изменения роли университетов в обществе вместе с изменением их образовательной, научной, инновационной функции. Преобразование знаний в инновации в рамках технических университетов предопределили их трансформацию в учебно-научно-инновационные комплексы, имеющие квалифицированные кадры, материально-техническую базу, налаженные связи с промышленностью (например, Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ»).
Литература
1. Десслер Г. Управление персоналом. — М.: Бином, 1997г.
2. Маренков Н.Л. Инновации, интеллект и качество жизни в России. -Москва: Наука, Флинта, 2006г.- С.312.
3. Сидунова Г.И. Кадровая политика в условиях кризиса: инновационный подход. http://www. rustudy. info work. J209.html
4. Управление персоналом: Учебник для вузов /Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2005г.