Научная статья на тему 'Инновационная экономика и социально-трудовая сфера'

Инновационная экономика и социально-трудовая сфера Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
361
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социально-трудовая сфера / Социальная политика / инновационная экономика / социально-значимые услуги / Рынок труда / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / Образование / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / social-labor sphere / social politics / innovation economy / socially significant services / labor market / social protection / education / Health care

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юсов А. Б.

В статье анализируются тенденции изменения экономик развитых стран, отражающие признаки инновационной экономики, а также изменения в социально-трудовой сфере, которые происходят под воздействием этих тенденций. Рассмотрены тенденции в оказании социально-значимых услуг, возникающие демографические и миграционные проблемы и попытки их решать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes tendencies in the changes of developed countries" economies that reflect the features of innovation economics, as well the changes taking place in the social-labor sphere that are influenced by these tendencies. The author discusses the tendencies in the process of rendering of socially significant services, as well as problems related to demography and migration.

Текст научной работы на тему «Инновационная экономика и социально-трудовая сфера»

6. Журавлева Г.П., Добрынин А.И. Инновации — основной фактор формирования модели новой экономики // Экономика и управление. — 2007. — № 6(32). — С.30-33.

7. Парсонс Т. Общетеоретические проблемы социологии // Социология сегодня: Проблемы и перспективы. — М., 1965. — С. 26-42.

8. Полтерович В. Институциональная динамика и теория реформ // Эволюционная теория и «мэйнстрим». — М., 2000. — С.41.

9. Рагутин Г. Локомотивом экономики должен стать не тот, кто может, а тот, кто нужен // Новые возможности. Информационно-издательский центр Прав-ва СПб ОАО «Петроцентр», обособленное подразделение «Пушкинская типография». — 2009. — № 2(20). — С.20-21.

10. Системный анализ и принятие решений / Под ред. В.Н. Волковой, В.Н. Козлова. — М., 2004. — С.541.

11. Сухарев О.С. Институциональная теория и экономическая политика: К новой теории передаточного механизма в макроэкономике. Кн.1. Институциональная теория: Методологический эскиз. — М., 2007. — С.16.

12. Шамина Л.К. К вопросу о состоянии современной инновационной инфраструктуры // Глобальный экономический кризис: реалии и пути преодоления: Сб. науч. ст. Вып. 7. / Под общ. ред. В.В. Тумалева. — СПб.: НОУ ВПО. Институт бизнеса и права, 2009. — С.128-131.

ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНОТРУДОВАЯ СФЕРА

А.Б. Юсов,

доцент кафедры труда и социальной политики Российской академии государственной службы при Президенте (г Москва),

кандидат экономических наук Ksocpol@ur.rags.ru

В статье анализируются тенденции изменения экономик развитых стран, отражающие признаки инновационной экономики, а также изменения в социально-трудовой сфере, которые происходят под воздействием этих тенденций. Рассмотрены тенденции в оказании социально-значимых услуг, возникающие демографические и миграционные проблемы и попытки их решать.

Ключевые слова: социально-трудовая сфера; социальная политика; инновационная экономика; социально-значимые услуги; рынок труда; социальная защита; образование; здравоохранение.

УДК 316.334.3; ББК 60.55

В настоящее время в развитых странах определились тенденции, которые считаются признаками инновационной экономики:

— рост скорости передачи технологий;

— возрастание интеллектуализации используемых в производстве и обслуживании технологий;

— увеличение наукоёмкости и сложности самих товаров и услуг;

— доминирование на рынках доли интеллектуальных товаров и услуг.

Появлению данных тенденций предшествовали следующие предпосылки: насыщение товарами рынков развитых стран; осознание ограниченности запасов ресурсов производства — энергетических носителей и сырья; постоянное повышение социальных стандартов; влияние материального производства на экологию и климатические изменения на планете. Данные предпосылки существенно влияют на все социально-экономические процессы, происходящие в мире, в том числе на социально-трудовую сферу.

Во-первых, и это основное, меняется общий взгляд на социальную сферу как на обузу экономики. Раньше среди многих учёных бытовало мнение, что издержки производства продуктов науки, культуры и образования всегда превышают доходы от реализации этих продуктов на рынке1. Однако повышение роли интеллектуальных продуктов в развитии экономики и общества опровергает это положение. Затраты на социальную сферу становятся не издержками, а инвестициями. Например, доля расходов (в процентах к ВВП) на социальную защиту в 10 странах ЕС (Германия, Дания, Финляндия, Франция, Великобритания, Италия, Нидерланды, Норвегия, Австрия, Швеция) выросла в среднем за последние 50 лет почти в 3 раза — с 9,35 до 27,26%. В Швеции — почти в 4 раза (с 8,3 до 33,1%); в Нидерландах — почти

в 4,6 раза (с 7,1 до 32,4%); в Норвегии — в 4,6 раза (с 5,7 до 26,4%). На здравоохранение в среднем в странах Евросоюза тратится не менее 9,6% от ВВП, на образование — 4,81%2. В результате доля государственных социальных расходов стран — экономических лидеров постоянно увеличивается3.

Во-вторых, меняются потребности людей. В развитых странах в инновационной экономике повышается материальный достаток подавляющей части населения. Материальный достаток приводит к насыщению материальных потребностей. Приобретаемые человеком товары и услуги больше направлены на выражение его индивидуальности, чем на удовлетворение физиологических потребностей. В результате этого все более широкий круг приобретённых материальных и духовных благ характеризуется субъективной ценностью причастности к некоторому сообществу.

Кроме того, формируются такие новые потребности, как потребность в комфорте жилища, быта, транспортных средств, связи и коммуникаций, т.е. потребность в высоком достатке. А так как на любом производстве основной целью становится постоянный поиск новых технологических и организационных решений, позволяющих поддерживать высокую конкурентоспособность предприятия, то даже самый квалифицированный сотрудник не может быть уверен в своем будущем, так как знаний, полученных в период получения первого высшего образования, хватает ненадолго. По оценкам специалистов, сейчас ежегодно обесценивается 20-30% знаний4. Это приводит к тому, что на первый план выступают потребности в непрерывном обучении, осваивании новых знаний, в новой информации.

С другой стороны, и предприятия не могут успешно развиваться без высококвалифицированных сотрудников. Сотрудники становятся носителями коммерческой тайны, корпоративных ноу-хау, корпоративной конфиденциальной информации и по-

этому предприятия заинтересованы в удержании своих сотрудников как можно дольше. Крупные предприятия предпочитают даже переучивать свои старые кадры, а не набирать новые. Для этих целей многие крупные компании при своих научных центрах создают подразделения для профессиональной переподготовке и повышения квалификации сотрудников. Например, такие фирмы как Интел, Дженерал электрик, Моторола, МакКинзы имеют свои университеты. Фирма Дженерал электрик направляет около 6% своих расходов на тренинги персонала. Фирма МакКинзи тратит около 5% своего среднегодового дохода на повышение квалификации своих сотрудников, 120 тыс. долларов США в год на подготовку одного эксперта5.

На это направлены и законодательства развитых стран. Во Франции любой сотрудник, проработавший в фирме более двух лет, имеет право потребовать направления его на обучение продолжительностью от года до трех лет. В Испании система непрерывного профессионального обучения находится в ведении государства и социальных партнеров. Эта система включает Трехсторонний фонд по обучению и занятости, учрежденный государством, профсоюзами и союзами работодателей. В Японии существуют разнообразные программы госсубсидий работодателям (прежде всего владельцам предприятий среднего и малого бизнеса с численностью занятых менее 300 человек) на цели профессиональной подготовки персонала. В Нидерландах реализуется проект индивидуальных счетов на профессиональное обучение.

Также для удержания своих работников многим высокотехнологичным предприятиям приходится брать на себя несвойственные функции, предлагая в составе социального пакета корпоративные детские сады и прочие социальные услуги для детей сотрудников. По оценкам исследовательской компании Hewitt Associates, американские организации в среднем тратят на детей своих сотрудников около 0,5% бюджета6.

В-третьих, становятся очевидными демографические и гендерные проблемы. Сформированные потребности в комфорте усиливают эгоистические и индивидуалистские начала в человеке. Неуверенность в завтрашнем дне с одной стороны, рост карьерных амбиций у женщин, с другой стороны, притупляют потребности в продолжении рода, материнстве и отцовстве. Дети становятся помехой повышению квалификации и поддержанию определённого уровня жизни. Существенно сокращается рождаемость. Кроме того, цена качества детей (уровень образования, культуры, здоровья и пр.) возрастает вследствие необходимости давать детям высшее образование и увеличения затрат на здоровье и воспитание. Это также приводит к сокращению рождаемости и к обратной зависимости в семьях между количеством и качеством детей7.

Первоначально это не особенно беспокоит, так как в этих странах крупные заводы материального производства переводятся в другие страны. Потребность в рабочей силе для оставшихся высокотехнологичных производств может удовлетворяться и при сокращённой рождаемости. Вакансии малоквалифицированных рабочих мест заполняются легальными и нелегальными мигрантами. Например, в конце 90-х годов прошлого столетия в США ежегодно въезжали 660 тыс. иммигрантов8, а за последние пятнадцать лет иммигранты обеспечили 28% прироста населения. В страны Европейского Союза ежегодно въезжают более 1,3 млн чел.9 Крупнейшими импортерами рабочей силы в Европе остаются Германия (600 тыс. в год) и Франция (110 тыс. в год)10. Даже североевропейские страны превращаются из моноэтнических государств в мультиэтниче-ские. В настоящее время Скандинавские страны населяют люди, говорящие на 200 языках народов мира11. По оценкам демографов, через 25 лет недостаток трудоспособного населения в Европе может превысить 160 млн чел.

Через некоторое время низкая рождаемость в развитых странах приводит к нехватке рабочих рук также и для высокотехнологичных производств, и этот дефицит постоянно нарастает. Приходится приглашать рабочую силу и для высококвалифицированных вакансий. Для этого в развитых странах Европы, Японии и Северной Америки пришлось изменить иммиграционные законодательства в пользу привлечения высококвалифицированных работников, занятых в наиболее перспективных и динамично развивающихся отраслях экономики.

Например, в США только за 90-е гг. въехало около 900 тыс. специалистов высшей квалификации12, а среди сотрудников американских университетов, занятых в высоконаучных облас-

тях, более 40% составляют те, кто родился за границей13. Среди высококвалифицированных специалистов в области компьютерных, инженерных, математических наук доля мигрантов составляет 6,5%, а доля коренных американцев — только 5%14. Кроме того, Конгрессом США только в 2002 г. была увеличена въездная квота для профессионалов высшей квалификации (степень Н1В) со 115 тыс. до 195 тыс. чел.15

В Германии в целях привлечения научных работников, специалистов в области информационных технологий были приняты существенные меры по ослаблению иммиграционного законодательства. Правительством Германии в 2000 г. было выделено 20 тыс. «гринкарт» для приглашения специалистов по информационным технологиям.

В Великобритании с 2002 г. существует специальная программа по выявлению среди приехавших на работу в страну мигрантов специалистов высокого класса в тех областях бизнеса, которые наиболее востребованы в стране — «High Skilled Migrant Programme». Для подобных специалистов упрощается процедура получения вида на жительство, разрешения на работу и проживание. Участие в этой программе позволяет спе-циалистам-иностранцам миновать трудный путь интеграции «снизу-вверх».

В Дании с 1 июля 2002 г. введены особые правила найма иностранных рабочих для сферы здравоохранения, естественных наук, новых технологий, когда иностранцы, желающие трудоустроиться в данные отрасли, получают разрешение на работу незамедлительно, а вид на жительство — на целых три года. Кроме того, в Дании с 2002 г. ввели возможность для иностранцев обращаться за так называемой стартовой помощью, чего раньше не было.

Нехватка квалифицированных кадров заставила даже японское правительство, традиционно сводившее к минимуму въезд иностранцев в страну, несколько либерализировать иммиграционное законодательство. Например, в 2001 г. Япония разрешила въезд в страну 222 тыс. иностранных специалистов16.

Дальнейшее увеличение числа иностранных специалистов и рабочих приводит к росту этнической, конфессиональной и культурной разобщённости и обострению миграционных проблем. Мусульманское население Западной Европы сейчас в целом насчитывает около 15 млн чел. Наибольшая доля мусульман, от 6 до 8%, насчитывается во Франции (5 млн) и Нидерландах (почти 1 млн). За ними следуют страны с долей мусульман от 4 до 6%: Германия (3,5 млн), Дания (300 тыс.), Австрия (500 тыс.), Швейцария (350 тыс.)17. Это не может не влиять на отношение к ним местного населения. Согласно опросам общественного мнения, среди молодежи европейских стран негативное отношение к иммигрантам разделяют от 27,3% французов до 39,6% немцев и 41% бельгийцев18. Далее возникают конфликты на межнациональной и межконфессиональной почве.

Кроме того, женщины в период родов и ухода за детьми до определённого возраста, в отличие от мужчин, не могут повышать квалификацию, проходить переобучение, а также накапливать опыт работы. В этой ситуации возникает неизбежная их дискриминация. Женщин с детьми берут на менее престижные и менее оплачиваемые должности. Например, в странах ЕС мужчины, несмотря на национальные и международные нормы, запрещающие дискриминацию по половому признаку, зарабатывают на 17,4% больше, чем женщины19, в США — на 20%, причём на управленческих и профессиональных должностях эта цифра достигает 25,6%20.

Женщины, имеющие детей, вынуждены уделять много времени воспитанию детей, что также сказывается не только на их квалификации, но и на карьерном росте. Это наглядно видно на примере сопоставления сальдо мобильности служебной карьеры женщин в зависимости от количества детей (см. табл. 1), а также сальдо мобильности служебной карьеры женщин и мужчин (см. табл. 2).

Сальдо мобильности служебных карьер женщин с числом детей от 1 до 2 равно +16,9, а у многодетных женщин оно отрицательное (-34,5). Разность между этими показателями равна 51,4.

При сравнении сальдо мобильности служебных карьер мужчин и женщин выясняется превосходство карьерных передвижений мужчин над женщинами. Сальдо мобильности служебных карьер мужчин равно +3,3, а у женщин оно отрицательное и равно -6,6, то есть разность равна 9,9.

Проблема дискриминации женщин наглядно видна и на примере занятости в сфере услуг. Исторически в сфере ус-

Таблица 1

Тип трудовой карьеры женщин-матерей в зависимости от числа детей в семье (в%)22

Тип семьи Тип трудовой карьеры женщины-матери: Сальдо мобиль- ности (3+4)-1 Число наблю- дений

Снижающаяся (1) Горизонтальная (2) Слабо растущая (3) Восходящая (4)

Малодетная (1-2 ребенка) 18,8 45,5 25,6 10,1 + 16,9 590

Многодетная (4 и более) 48,9 36,7 10,0 4,4 -34,5 250

Таблица 2

Тип трудовой карьеры мужчин и женщин (в%)23

Тип трудовой карьеры: Сальдо мобильности (3+4)-1 Число наблюдений

Снижающаяся (1) Горизонтальная (2) Слабо растущая (3) Восходящая (4)

Женщины 29,4 47,8 11,9 10,9 -6,6 766

Мужчины 31,3 34,1 17,4 17,2 +3,3 1097

луг использовалась преимущественно женская рабочая сила. Однако увеличение доли услуг, выполняемых высококвалифицированными работниками, привело к тому, что если в начале 80-х годов ХХ столетия доля мужчин, занятых в сфере услуг, в развитых странах в целом не превышала 45-49%, то к началу XXI в. она поднялась до 55-62%21.

В-четвёртых, возрастает роль сферы услуг, предоставляющей индивидуализированные высокоинтеллектуальные услуги и информацию, а также, увеличивается интеллектуализация службы быта. Возрастание сферы услуг наблюдается как на макроэкономическом уровне, так и на уровне домашних хозяйств.

На макроэкономическом уровне это заметно по темпам развития указанной отрасли. В настоящее время в развитых странах сфера услуг — это наиболее динамично развиваемая отрасль. По объемам производства в развитых странах она превзошла материальное производство. Эти отрасли потребляют ресурсов больше, чем отрасли материального производства. В них занято более 50% трудовых ресурсов и производится более 60% валового национального продукта этих стран24.

На уровне домашних хозяйств наблюдается повышение значимости именно сферы бытовых услуг.

С одной стороны, повышение сложности товаров требует постоянного послепродажного обслуживания. Подобное обслуживание не может производиться самими потребителями. Во многих случаях послепродажное обслуживание требует высокой квалификации и специального, чаще высшего образования. Поэтому подобное обслуживание осуществляется соответствующими сервисными центрами, относящимися к сфере бытовых услуг.

С другой стороны, для переобучения и повышения квалификации требуется свободное время, которое можно найти, только сократив время на ведение домашнего хозяйства. Поэтому в развитых странах, бытовые услуги традиционно занимают самый значительный сегмент непроизводственной сферы. Их доля в потребительском бюджете в среднем составляет 31%, в Англии — 37%, Швеции — 41%, в России — около 13%. При этом в общем объеме бытовых услуг наибольшая доля приходится на парикмахерские услуги (31-34%), услуги по ремонту обуви (30-33%), услуги химчистки (9-10%).

Особенно явно тенденция к сокращению временных затрат, связанных с ведением домашнего хозяйства, проявляется на рынках продуктов питания. Так, в США покупатели отказываются от продуктов, требующих даже минимальной кулинарной обработки (на них сейчас приходится всего 53% затрат американцев на еду, и эта доля сокращается25) и переходят к питанию вне дома.

Возникают электронные услуги, которые начинают играть более заметную роль. Причём по своей природе электронные услуги транснациональны, поэтому среди них возможны операции по экспорту и импорту услуг. Это способствует усилению конкуренции в данной сфере на мировом рынке. Электронные услуги охватывают большой спектр деловых услуг. К ним относятся так называемые онлайн-сделки в электронной торговле, в сфере финансов, маркетинговые услуги, организация документооборота, поддержание связей с поставщиками и потребителями, программное обеспечение, доступ в Интернет, другие

виды коммерческой деятельности. Применение разнообразных технологий передачи информации в электронных услугах создает большие конкурентные преимущества в предпринимательской деятельности по сравнению с традиционными формами оказания услуг.

Основной причиной развития электронных услуг и их преимущества является резкое снижение транзакционных издержек и затрат на производство услуг. При этом достигается снижение цены и производство более эффективных услуг. Важным следствием становится расширение рыночного пространства, усиление конкуренции, формирование более эффективных методов ведения бизнеса,

В настоящее время в системе электронных услуг наиболее заметную роль играет электронная торговля. К электронной торговле принято относить сделки, при заключении которых такие операции, как сбор информации, оформление заказов, оплата товаров и услуг осуществляются с помощью Интернета, или когда две из трех перечисленных операций производятся в глобальной сети.

Отраслевой анализ применения электронной торговли указывает, что наиболее перспективными областями её применения являются автомобильная и фармацевтическая промышленность, а также оптовая торговля фасованными товарами. Лидерами электронной торговли являются традиционные компании, которые используют Интернет в качестве сравнительно дешевого канала сбыта продукции.

Растущую значимость в финансовой сфере демонстрируют фондовые и валютные порталы Интернета. Мировым лидером является биржа NASDAQ как система оптовой продажи акций. В последние годы активно развивается Интернет-торговля акциями (Интернет-трейдинг), иностранной валютой и другими финансовыми инструментами.

Помимо электронной торговли электронные услуги успешно развиваются в следующих сферах: СМИ, дистанционное образование, банковское обслуживание.

В-пятых, влияние инновационной экономики на трансформацию социально-трудовой сферы видно на примере изменения рынка труда. В результате увеличения скорости передачи технологий увеличивается число новых специальностей26. Кроме того, в связи с тем, что в развитых странах остаются только конечные высокотехнологичные стадии производства и наукоёмкие стадии воспроизводственного процесса (НИОКР, маркетинговые исследования и пр.), а также предприятия послепродажного обслуживания сложной бытовой и офисной техники, для которых требуются высококвалифицированные кадры, на рынках труда этих стран существенно возрастает доля высококвалифицированной рабочей силы. Например, начиная с 1995 г., в развитых странах резко увеличивается число лиц с высшим образованием и студентов ВУЗов27.

В США к 2006 г. около 85% всех взрослых жителей старше 25 лет имели среднее образование, а около 28% — высшее. В 1970 г. среднее образование имели только 54%, а высшее существенно меньше — 10%28. А в целом в трёх основных экономических центрах мира — США, Европейском Союзе и Японии — сосредоточено почти 97% мирового интеллектуального потенциала, обеспечивающего более 90% производства высокотехнологичных товаров.

4 1

Наибольшими темпами растёт занятость работников с высшим образованием. Доходы лиц с учёными степенями растут быстрее, чем доходы лиц просто с высшим образованием29. В настоящее время в США к «белым воротничкам» можно отнести не менее 60% всех работающих30, а неквалифицированные работники составляют не более 2,5% рабочей силы31. В европейских странах группа «белых воротничков» составляет около 50%, в том числе наиболее высококвалифицированные работники — около четверти рабочей силы32. Таким образом, значительную часть персонала современных корпораций в странах — экономических лидерах представляют интеллектуальные работники (knowledge-workers). Обычно к этой категории относят не менее 30% всей рабочей силы экономически развитых стран, причем этот показатель чаще больше зависит от масштабов предприятия, чем от его отраслевой принадлежности. Однако и неквалифицированный труд в этих странах тоже требует достаточно высокого образовательного и культурного уровня. То есть на рынках труда развитых стран абсолютно не востребованы низкообразованные работники33.

Формируется глобальный рынок высококвалифицированных рабочих и инженеров. Межстрановое перемещение рабочей силы высокой квалификации приобретает все более масштабный характер. Для поддержки международного рынка высококвалифицированной рабочей силы созданы и функционируют специальные институты. Так, существует мировой рынок молодых специалистов, только что получивших степень PhD (Philosophy Doctor — первая ученая степень в области гуманитарных наук, в том числе в области экономики). Этот глобальный рынок открывается в первую неделю года в одном из городов США, где собирается несколько тысяч соискателей и работодателей.

В последние годы получил распространение институт посредников в поиске квалифицированных кадров. Это так называемые хэдхантинговые фирмы, специализирующиеся на поиске, подборе специалистов (особенно в области менеджмента) по заказу. Имеются случаи, когда такие фирмы, чтобы заполучить нужного специалиста, компенсировали расходы, понесенные компанией, теряющей специалиста.

Изменяется и информационная инфраструктура рынка труда. Современные информационные технологии дают возможность использовать прежде недоступные источники информации о рынке труда, что приводит к сглаживанию информационной асимметрии на этом рынке.

В-шестых, всё большее распространение получают гибкие формы занятости, ориентированные на индивидуальные двухсторонние договоры, к которым относятся: счета рабочего времени; рабочее время, основанное на взаимном доверии; аморфное рабочее время; теле-труд.

В Германии с 1990 г. доля частично занятых возросла более чем в 1,5 раза. При этом доля частично занятых мужчин возросла в 3 раза34. Увеличивающаяся популярность частичной занятости связана с тем, что она позволяет сочетать карьеру

с достижением других жизненных целей — воспитанием детей, получением, либо продолжением образования и т.д. Как показывают опросы, выбор между дополнительным заработком и свободным временем, в развитых странах Западной Европы, всё чаще решается в пользу свободного времени. Среди частично занятых в 11 европейских странах полный рабочий день хотели бы работать только 19,3% опрошенных (в том числе 22,2% мужчин и 17,9% женщин)35.

В начале XXI столетия в США на условиях сокращенного графика работали 18.3% всех занятых, в странах Западной Европы 15.6%. Лидируют по удельному весу неполной занятости — Нидерланды (30%), Австралия (25.9%), Швейцария (24.2%), Великобритания (23%)36 и Испания (20%)37. Причём США принадлежит рекорд по доле мужчин, занятых неполный рабочий день — 10%38. Чаще всего неполное время работают занятые в сфере услуг — в странах ЕС их около 33,8% против 4,6% производственных рабочих и 5,6% управленцев и специалистов.

Таким образом, на основе описания всех шести, приведённых выше, примеров изменения составных частей социально-трудовой сферы видно, что становление инновационной экономики, помимо прогрессивных изменений (которых, несомненно, больше) и проблем, приносит и негативные, которые рано или поздно придётся решать всем странам, как самостоятельно, так и в рамках мирового сообщества. Ускоряется динамика развития. Мир становится более изменчивым. Однако негативные изменения могут привести к дестабилизации не только в отдельных странах, но и в целых регионах, и во всём мире.

Сокращение рождаемости приводит к старению целых наций. Сегодня в развитых странах почти 7 из 10, находящихся в традиционном для работы возрасте (с 15 до 64 лет), наиболее близки к верхнему уровню этой возрастной категории. По оценкам ряда экспертов, к 2025 г. в развитых странах на одного пенсионера будет приходиться в среднем только трое работающих39. Трудовая миграция приводит к обострению межнациональных и межконфессиональных отношений. Проблема обостряется ещё и тем, что негативные изменения накладываются на предшествующие негативные изменения, накапливаясь как снежный ком. Появление большого числа видов узкоспециализированного труда и все большая индивидуализация жизни приводят к увеличению разрыва между интересами социальных групп, следствием чего является дезинтеграция общества в целом. Поэтому времени для стабилизации ситуации становится всё меньше и меньше.

В этих условиях возникает необходимость активного воздействия на развитие социально-трудовой сферы в условиях возрастающей динамики и усиливающейся неопределённости, несмотря на увеличение скорости накопления знаний. Однако инновационная экономика даёт возможность повышать эффективность воздействия на развитие социально-трудовой сферы посредством разработки интеллектуальных технологий управления.

Литература

1. Антипина О.Н. Новая макроэкономика в США. Поиск недостающей мотивации // США Канада: экономика — политика — культура. — 2007. — №11. — С.70.

2. Буланов В. Доминирующие социально-экономические тенденции ХХ века // Социальная политика и социальное партнёрство. — 2007. — № 3. — С.39.

3. Медведев В.А. Перед вызовами постиндустриализма: Взгляд на прошлое, настоящее и будущее экономики России. — М.: Альпина Паблишер, 2003. — С.208.

4. Мир после кризиса. Глобальные тенденции — 2025: меняющийся мир. Доклад Национального разведывательного совета США. — М.: Изд-во «Европа», 2009. — С. 58.

5. Подвербных О. Переподготовка рабочих кадров: роль мотивации // Человек и труд. — 2007. — № 4. — С.76.

6. Предложения к стратегии содействия сокращения бедности в России: анализ и рекомендации. Вып.1. — М.: Издание бюро МОТ в Москве, 2002. — С. 146.

7. Северная Европа. Регион нового развития / Под ред. Ю.С. Дерябина, Н.М. Антошиной. — М.: Изд-во «Весь мир», 2008. — С.484.

8. Тенденции в странах Европы и Северной Америки. Статистический ежегодник ЕЭК ООН, 2003. — М., 2004. — С.151.

9. Шведова Н.А. Экономическое и политическое положение американских женщин. // США Канада: экономика — политика — культура. — 2007. — № 11. — С. 22.

1 Калашников С.В. Социальный капитал как фактор конкурентоспособности // Трансформация социально-трудовых отношений: Материалы научно-практической конференции, состоявшейся в РАГС 25 ноября 2005 года: В 2 ч. Ч. 1. Актуальные проблемы трансформации социально-трудовых отношений / Под общ. ред. Н.А. Волгина. — М.: Изд-во РАГС, 2006. — С.29.

2 Мир в цифрах — 2007. Карманный справочник / Пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2007. — С.230.

3 Медведев В.А. Перед вызовами постиндустриализма: Взгляд на прошлое, настоящее и будущее экономики России. — М.: Альпина Паблишер, 2003. — С. 208.

4 Подвербных О. Переподготовка рабочих кадров: роль мотивации // Человек и труд. — 2007. — № 4. — С.76.

5 Антипина О.Н. Новая макроэкономика в США. Поиск недостающей мотивации //США Канада: экономика — политика — культура. — 2007. — № 11. — С.70.

6 Кронгауз А., Рыклина В. Дети логотипа. Корпоративный детский сад — штука нынче распространенная, но почти секретная // Русский Newsweek. — 2007. — (14.05-20.05). — С.62.

7 Рощина Я.М. Моделирование факторов склонности семьи к рождению ребёнка в России // SPERO. Социальная политика: экспертиза, рекомендации, обзоры. — 2006. — № 5. — Осень-Зима. — С.99.

8 Вишневская Н. Рынок рабочей силы в ретроспективе ХХ столетия // Мировая экономика и международные отношения. — 2001. — № 9. — С.58.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9 Супян В. «Утечка умов»: мировые и российские тенденции // Человек и труд. — 2003. — № 7. — С.40.

10 Вишневская Н. Рынок рабочей силы в ретроспективе ХХ столетия // Мировая экономика и международные отношения. — 2001. — № 9. — С.58.

11 Северная Европа. Регион нового развития / Под ред. Ю.С. Дерябина, Н.М. Антошиной. — М.: Изд-во «Весь мир», 2008. — С.484.

12 Супян В. «Утечка умов»: мировые и российские тенденции // Человек и труд. — 2003. — № 7. -С.41.

13 Супян В. США: человеческий потенциал и экономика // Человек и труд. — 2008. — № 6. — С.43. Электронный журнал «Эксперт» http://www.expert. ru/printissues/expert/2007/11/ostalos_5_let/ (13.06.07)

14 Супян В. США: человеческий потенциал и экономика // Человек и труд. — 2008. — № 6. — С 42.

15 Супян В. «Утечка умов»: мировые и российские тенденции // Человек и труд. — 2003. — № 7. — С.41.

16 Супян В. «Утечка умов»: мировые и российские тенденции // Человек и труд. — 2003. — № 7. — С.41.

17 Мир после кризиса. Глобальные тенденции — 2025: меняющийся мир. Доклад Национального разведывательного совета США. — М.: Изд-во «Европа», 2009. — С.64.

18 Simes D. After the Collapse. Russia Seeks Its Place as a Great Power. — NY., 1999. — Pp. 105, 108.

19 Источник: Евроньюс. http://ru.euronews.net/2009/03/10/equal-pay-for-equal-work/ (27.10.2009).

20 Шведова Н.А. Экономическое и политическое положение американских женщин // США Канада: экономика — политика — культура. — 2007. — № 11. — С.22.

21 Вишневская Н. Рынок рабочей силы в ретроспективе ХХ столетия // Мировая экономика и международные отношения. — 2001. — № 9. — С.55.

22 Предложения к стратегии содействия сокращению бедности в России: анализ и рекомендации. Вып. 1. Издание бюро МОТ в Москве. — М., 2002. — С.146.

23 Прокофьева Л., Фести П., Мурачёва О. Профессиональная карьера мужчин и женщин // Вопросы экономики. — 2000. — № 3. — С. 77.

24 Тенденции в странах Европы и Северной Америки. Статистический ежегодник ЕЭК ООН. 2003. — М., 2004. — С.174-175.

25 Forecast 2000 // Business Week. — 2000. — 10 January.

26 Карпенко М.П., Семенова Т.Ю., Березовский В.А. Формирование рынка труда в обществе знаний // Экономика образования. — 2009. — № 2. — С.13.

27 Карпенко М. П., Семенова Т. Ю., Березовский В. А. Формирование рынка труда в обществе знаний. // Экономика образования. — 2009. — № 2. — С.14.

28 Супян В. США: человеческий потенциал и экономика // Человек и труд. — 2008. — № 4. — С.38.

29 Буланов В. Доминирующие социально-экономические тенденции ХХ века // Социальная политика и социальное партнёрство. — 2007. — № 3. — С.39.

30 Вишневская Н. Рынок рабочей силы в ретроспективе ХХ столетия // Мировая экономика и международные отношения. — 2001. — № 9. — С.56.

31 Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы: учеб. пособие для студентов вузов. — М.: Логос, 2000.

32 Вишневская Н. Рынок рабочей силы в ретроспективе ХХ столетия // Мировая экономика и международные отношения. — 2001. — № 9. — С.56.

33 В развитых странах наблюдается тенденция к увеличению потребности в специалистах с высшим образованием, которая в скором времени достигнет 100%. См., например: Карпенко М.П., Семенова Т.Ю., Березовский В.А. Формирование рынка труда в обществе знаний // Экономика образования. — 2009. — №2. — С.11.

34 Составлено по: Калашникова А., Калашникова М. ФРГ: контрактная система найма // Человек и труд. — 2009. — № 6. — С.40.

35 Вишневская Н. Рынок рабочей силы в ретроспективе ХХ столетия //Мировая экономика и международные отношения. — 2001. — №9. — С.57.

36 Там же. — С.57.

37 Жулина Е.Г., Иванова Н.А. Европейские системы оплаты труда. — М.: ООО Журнал «Управление персоналом»,. 2007. — С.134.

38 Тенденции в странах Европы и Северной Америки. Статистический ежегодник ЕЭК ООН. 2003. — М., 2004. — С.151.

39 Мир после кризиса. Глобальные тенденции — 2025: меняющийся мир. Доклад Национального разведывательного совета США. — М.: Изд-во «Европа», 2009. — С.58.

РЫНОК РАБОЧЕЙ СИЛЫ В уСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ В РОССИИ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

Т.Л. Смирнова,

доцент кафедры экономики Северского технологического института НИЯУ МИФИ,

кандидат экономических наук ctl2002@mail.ru

В статье показано, что реализация долгосрочной стратегии социально-экономического развития страны при переходе к инновационной экономике предполагает новые приоритеты развития и использования рабочей силы, совершенствование механизмов координации структуры спроса и предложения с учетом изменений инновационной активности бизнеса, фактора глобальной конкурентоспособности, активизации многосторонних моделей социального партнерства.

Ключевые слова: депопуляционные процессы, рынок рабочей силы, безработица, рабочая сила, инновации, квалифицированные специалисты.

УДК 331.5; ББК 65.9 (2 Рос)

Нормативно-правовые документы — «Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу», «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ», «Стратегия РФ в области развития науки и новаций

на период до 2020 года» — определяют этапы перехода страны к инновационной модели развития. Долгосрочный экономический рост России ориентирован на согласование противоречивых тенденций и формирование устойчивой саморазвивающейся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.