Научная статья на тему 'Особенности трудовых отношений в условиях транзитивной экономики'

Особенности трудовых отношений в условиях транзитивной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
170
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макарихина Екатерина Александровна

В статье рассматривается трансформация трудовых отношений в российской экономике. Становление информационной экономики, развитие рыночной системы требует формирования нового типа трудовых отношений. В условиях информационной экономики возрастает роль творческого, интеллектуального труда, что является основным фактором качественных преобразований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Specific Character of Labour Relations in Transitive Economy Conditions

The author examines the transformations of labour relations in Russian economy. The formation of information economy, the development of market system requires their new type. In conditions of information economy the role of creative, intellectual work increases as it is the main factor of qualitative reorganizations. Specific character of transformation in Russian society market relations led to cardinal change of labour relations.

Текст научной работы на тему «Особенности трудовых отношений в условиях транзитивной экономики»

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

МОДЕРНИЗАЦИЯ

РОССИИ

Е.А. Макарихина,

соискатель Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского

ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ТРАНЗИТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ

^В современных условиях перехода к рыночному и информационному обществу в нашей стране ускоряется динамика социальных процессов, происходит переоценка ценностей и ориентиров. На передний план выдвигаются установки на освоение, использование и накопление информации. Именно здесь хранится ключ к успеху во всех сферах жизнедеятельности человека, в том числе трудовой деятельности.

Социально-трудовые отношения на современном этапе трансформации экономики являются сложным и многосторонним процессом. В условиях информационной экономики возрастает роль творческого, интеллектуального труда в качестве одного из важнейших факторов создания национального богатства.

В странах с развитой информационной экономикой практически уже несколько десятилетий создается и совершенствуется механизм целенаправленного регулирования профессиональной подготовки и занятости населения, что обусловлено ускорением НТП, глубокими структурными изменениями в экономике, быстро меняющимися требованиями к качеству трудовых ресурсов.

Взаимодействие проявлений информационной экономики и рынка труда проявляется во многих процессах. Признавая важность вопроса, международные институты, правительства и исследователи предприняли усилия для оценки воздействия новых технологий. Так, микроэлектроника, с одной стороны, ликвидирует часть рабочих мест в некоторых отраслях, но с другой - вносит вклад в создание новых рабочих мест и модифицирует их характеристики. Общее уравнение должно принимать в расчет несколько элементов одновременно: новую занятость, созданную предприятиями, производящими продук-

цию, основанную на микроэлектронике; новую занятость в передовых технологиях, созданных в существующих отраслях; занятость, ликвидированную изменением процесса в существующих отраслях; занятость, ликвидированную в отраслях, продукция которых замещена продуктами, основанными на микроэлектронике, такими, как телекоммуникационное оборудование; занятость, утраченную через потерю общей конкурентоспособности, вызванной неприятием микроэлектроники.

Новая производственная система требует новой рабочей силы; те индивиды и группы, которые не способны приобрести информационную квалификацию, могут быть исключены из рабочей силы или понижены в ранге как работники. Информация и информационные технологии оказывают воздействие на рынок труда в долгосрочном плане, структурно изменяя состав рабочей силы [1, с. 27].

Очевидно, что информационная экономика повышает требования к степени компьютерной грамотности занятых. Появляются такие относительно новые виды профессиональной деятельности, как компьютерный дизайн, необходимый при осуществлении электронной коммерции. Результатом влияния информационной экономики выступает также тенденция роста взаимозависимости рынка труда в мировом масштабе. Информационные технологии связывают различные сегменты рынка труда. Появление глобальных рынков труда связано с усилением мобильности основных факторов производства, что является важнейшим условием повышения эффективности как мировой экономики, так и экономик национальных. Межстрановое перемещение рабочей силы приобретает все более масштабный характер. Она используется там, где нужнее и может дать наибольшую отдачу.

Ввиду резкого сокращения цикла жизни современных технологий и полученных знаний мобильность рабочей силы, как и факторов производства в целом, становится важнейшим условием обеспечения конкурентоспособности любой национальной экономики. Будучи в принципе положительным явлением с точки зрения повышения экономической эффективности производства, мобильность рабочей силы, в отличие от других факторов производства, часто порождает множество весьма серьезных проблем. Это касается и высококвалифицированной рабочей силы, и неквалифицированных рабочих.

В современном высокотехнологичном производстве утверждаются и продолжают развиваться новые формы организации труда, иной способ производства общественного богатства - посредством воплощенных в технологии знаний -новая компьютерно-информационная база труда, преимущественно интеллектуальный и психологический характер производительной отдачи работника и массовая смена его социально-культурного типа, отличающегося высоким уровнем образования и ответственности, среднеклассовыми ценностями, включая творчество и саморазвитие в труде.

Изменение облика и запросов рабочей силы в производстве развитых стран дало в 60-е - начале 80-х годов прошлого века толчок гуманизации труда, главным образом в традиционных отраслях. В 1980-1990-е годы социальный фактор реорганизации труда был подкреплен научно-технической модерниза-

цией производства, стимулирующей социально-профессиональную реструктуризацию рабочей силы.

Нарастает поливалентность (многопрофильность) наемного труда. Начатый в 1960-1970-е годы сдвиг от его пооперационного разделения к многооперационному синтезу («расширение», обогащение труда) трансформировался уже в совмещение функций и профессий. Новая поливалентность минимизирует закрепление за работником обособленных функций. Если новые трудовые функции задаются современной техникой, то организация труда определяет содержательность работы, уровень квалификации и статус работника, динамику его мотивации и в конечном счете эффективности.

Среди специалистов передовых предприятий поливалентный труд ускорил рост числа гибридных профессий. В рядах менеджеров растет спрос на работающих «поверх профессиональных барьеров», то есть лиц, синтезирующих знания, - плановиков, аналитиков, маркетологов и т.д. Для высокотехнологичных отраслей уже типичны нерегламентированные действия работников, их своевременное и грамотное вмешательство в призводственный процесс -по сути, замена внешнего принуждения самопобуждением и самоконтролем. Это неизбежный итог новейшего развития труда, так как продуктивное применение знаний несовместимо с внешним контролем, персональным или техническим.

Делегирование исполнительному персоналу управленческих функций низшего и среднего менеджмента базируется на доверии фирм к своим работникам и уже получает распространение в офисах, банках, торговле, сфере услуг. Самостоятельность труда характерна также для растущего контингента электронных надомников и людей мобильных профессий. Смена контроля за людьми совместным с ним контролем за развитием производства - знаковый поворот в социальном управлении фирм.

По-видимому, самым «революционным» феноменом в сфере трудовых отношений стала так называемая дистанционная работа, или виртуализация рабочих мест. Все более широкое распространение получает «телеработа», главная особенность которой - выполнение разнообразных операций человеком, находящимся в отдалении от того места, где аккумулируются результаты с помощью телекоммуникаций, компьютеров, Интернет-технологий. Между работодателями и работниками устанавливаются виртуальные «дистанционные экономические отношения». Формы «телеработы» могут быть различными. Во-первых, выполнение производственных операций работниками в любом территориально не связанном с офисом месте с использованием систем удаленного доступа. «Телеработа на дому» предполагает, что сотрудник выполняет работу либо у себя дома, либо в ближайшем центре телекоммуникационных услуг. Во-вторых, перенос операций по обслуживанию клиентов из офиса в любую другую точку с применением информационных и коммуникационных технологий. «Телеработа» предоставляет специалистам возможность работать на иностранную компанию без переезда в соответствующую страну. Могут создаваться гибкие временные виртуальные трудовые коллективы для выполнения определенного круга работ [2, с. 5]. Сегодня географическое нахождение участников по существу не

имеет значения, налицо пространственная и временная децентрализация выполнения рабочих функций.

Одновременно исследователи фиксируют умножение в наемном персонале людей, способных к самодетерминации в своей деятельности: к перемене вида и места работы, вплоть до ухода в собственный бизнес. Об этом же свидетельствуют рост в США и Западной Европе доли людей квалифицированного труда среди самостоятельных хозяев, особенно в сфере деловых, информационных и социальных услуг, а также развитие новых инновационных фирм из прежних проектно-исследовательских групп [3, с. 9].

Внутри же деловых организаций раскрепощенные, самодостаточные работники-личности все ощутимее влияют и на свой труд, и на социальные формы жизни в производстве. В целом автономизация труда избавляет фирмы от технократического недоверия к способностям наемных работников и, высвобождая их созидательный потенциал, дает неплохие социально-экономические результаты.

Следует отметить некоторые особенности российского общества и экономики, в связи с которыми трансформация социально-трудовых отношений в России имеет специфический характер, что проявилось наиболее ярко на начальных этапах становления на путь рыночных отношений.

С утверждением рыночных отношений происходит резкая смена ценностей и норм, связанных с экономикой, то есть принятых в обществе и у его отдельных групп устойчивых представлений о том, какие блага (богатство, связи, власть, статус, разные виды занятости, разные источники и способы приобретения дохода и т.п.) наиболее важны или совсем не важны для них и их семей, а также представления людей о том, какое экономическое поведение для них предпочтительно. Эти ценности во многом противоречат особенностям исторически сложившегося российского менталитета и типа экономического мышления, что вызывает деформации психики, деструктивное экономическое поведение людей, делает часто непредсказуемыми процесс выбора, психологические установки и ожидания, препятствует экономической стабилизации.

К наиболее значительным дестабилизирующим факторам социально-психологического характера на начальных этапах перехода к рынку относятся следующие:

Нарушения в мотивационных механизмах. Потребление расходится к двум полюсам: престижное потребление общественно видимых товаров с учетом демонстрационного эффекта и поддержание минимального уровня существования. Всему блоку «труд - распределение - потребление» присущи крайние позиции; вымывается срединное ядро, основанное на нормальном труде и достойной бережливости.

Криминализация общества и недовольство властью. Характер преобразований, результаты реформ, ослабление государства, его роли в регулировании процессов, идущих в обществе, способствовали усилению недоверия к власти.

Кризисная психология, лежащая в основе поведения людей. Существуют особенности поведения людей в условиях кризисов, что отражается на развитии экономики. Например, стремление людей делать сбережения, не прибегая к

помощи финансовых, корпоративных институтов, вопреки предельно выгодным экономическим условиям для вложения денег, неустранимо и естественно. Формирование - в условиях длительного кризиса - депрессии в промышленности, в других ведущих отраслях, недоверия к ценным бумагам, банкам, инвестиционным проектам, инвестициям вообще, неверие в конструктивную силу денег можно отнести к «психологическим потерям», что существенно затрудняет закрепление тенденции к росту экономики.

Устойчивые «пессимистические ожидания», сложившиеся в переходной экономике России у большого числа населения, привели к «утечке мозгов», «бегству капиталов» и многим другим негативным явлениям.

Бедность не только как материальное положение, но и как психологическое состояние. Резко углубившаяся в условиях либерализации экономики дифференциация людей, социальная дистанция между бедными и богатыми обостряют ощущение собственной бедности.

Особенности менталитета и экономического мышления. Менталитет формируется в зависимости от традиций, культуры, социальных структур и всей среды обитания и сам, в свою очередь, их формирует, выступая как порождающее сознание, как трудно определимый исток культурно-исторической динамики. Формируясь исторически, веками, менталитет определяет национальную модель экономического и социального поведения - культуру потребления, производства и соответствующие мотивации.

Особый тип российского экономического мышления характеризуется сочетанием свойств Запада и Востока.

Характерной отрицательной чертой процесса перехода к рыночным отношениям стало развитие отношений вне закона и вне права. Одним из фокусов неправового пространства России является сфера трудовых отношений, определяющая условия жизнедеятельности основной части населения [4, с. 16].

Даже внутри страны представители разных народов России имеют различные понятия о социальных нормах: то, что одни воспринимают как нарушение законных прав, другие рассматривают как нормальное явление. Многие работники плохо знают свои права и, по оценкам работодателей, не особо стремятся их узнать.

Таким образом, процесс перехода к рыночным отношениям в условиях специфики российской экономики привнес кардинальные изменения в систему трудовых отношений. Последующий переход к информационной экономике должен, учитывая опыт развитых стран, отразиться на качестве трудовых отношений.

1. Щедровицкий, П. Г Управление развитием: изменение сферы производства, обращения и использования знания [Текст] / П. Г. Щедровицкий // Общество и экономика. - 2005. - № 11.

2. Калмыкова, Н. А. Люди - ключевой ресурс современной экономики [Текст] / Н. А. Калмыкова // Эксперт-Урал. - 2004. - № 2.

3. Ядов, В. А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности [Текст] / В. А. Ядов // Мир России. - 1995. - № 3-4.

4. Касьянова, К. О. О русском национальном характере [Текст] / К. О. Касьянова. - М., 1994.

Библиографический список

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.