Методологические подходы к оценке и измерению потенциала
• методы, основанные на применении формального аппарата получения такой оценки;
• комбинированные методы получения оценки потенциального эффекта информационного рынка.
К эвристическим методам можно отнести экспертные процедуры получения оценки потенциальных эффектов информационного рынка. Среди формальных методов определения потенциальных эффектов информационного рынка, особого внимания заслуживают методы исследований операций. Комбинированные методы предполагают сочетание первых двух методологических подходов. Если применение оптимизационных моделей по-
зволяет оценить частные потенциальные эффекты информационного рынка, получаемые в результате задания определенных условий нормативного использования отдельных видов информационных ресурсов, то разработка нормативных прогнозов, программно-целевых планов и определенных программ развития дополняют эту картину частных потенциальных эффектов обоснованием использования и целенаправленностью применения недоиспользованной «мощи» информационного рынка. Исследования в области использования оптимизационных моделей для целей определения нормативных эффектов ресурсов и потенциала информационного рынка доказывают перспективность такого подхода.
Литература
1. Данилова Е. ВТО: регулирование торговли услугами. — М.: ИКЦ «Академкнига», 2003.
2. Ильин М.С. Научно-технический потенциал СЭВ: состояние и взаимодействие. — М.: Экономика, 1984. — С.101—110.
3. Канторович Л.В., Кругликов А.Г. Глобальная оценка вклада науки и техники в экономику//Управление и научно-технический прогресс. Достижения и перспективы. — Вып. 4. — М.,1979. — С. 20— 28
4. Шрейдер Ю.А. Что такое расстояние? — М.: Физматгиз, 1963.
УДК 002 / ББК 78.30
ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ИЗМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОшЕНИЙ
Шермазанова С.В.,
Институт информационных и коммуникационных технологий ФВГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»
Процесс перехода России к постиндустриальному «информационному» обществу, в котором информационные технологии изменяют характер и содержание трудовых отношений, в общественном разделении труда сопровождается переносом центра тяжести из сферы материального производства в область информационных процессов и технологий. Информационная культура становится одной из основных характеристик трудового потенциала. Появляются новые формы организации труда и занятости персонала организаций, новые профессии, непосредственно связанные с обработкой информации. Возникает новая форма дистанционной занятости — работа с удаленным доступом к информационной системе организации (удаленная занятость). Кадровая политика организации должна основываться на социальных технологиях, нацеленных на формирование профессиональной культуры нового содержания.
В России, вслед за развитыми странами мира, происходит сейчас постепенный переход к постиндустриальному, так называемому «информационному» обществу. Информационное общество — это общество, в котором информация становится главным экономическим ресурсом, а информационный сектор выходит на первое место по темпам развития, по числу занятых, по доле капиталовложений, по доле ВВП. Информационные технологии (ИТ) становятся главным средством повышения эффективности производства, укрепления конкурентоспособности как на внутреннем, так и на мировом рынке. В промышленно развитых странах имеется развитая инфраструктура, обеспечивающая создание достаточных инфор -мационных ресурсов. В конкурентной борьбе за мировое первенство появляется новый фактор — уровень развитости информационной инфраструктуры и индустрии. Информация становится предметом массового потребления. Появляются новые критерии оценки уровня развития общества — количество компьютеров, мобильных и фиксированных телефонов, число подключений к Интернету. Вырабатываются правовые основы информационного общества. Информационные технологии (ИТ) проникают в новые сферы деятельности. Возник целый спектр финансовых и правовых отношений по поводу создания, обслуживания и использования информационных технологий, а на их стыке — трудовые отношения [1].
Существенно меняется характер и содержание труда:
• наблюдается тенденция к компьютерной опосредованности всех видов труда;
• постоянно меняются средства труда (появляется новое программное обеспечение, новые устройства, новые коммуникационные возможности);
• меняется характер труда: сократился удельный вес рутинного исполнительского труда, повысилась доля административного и творческого труда;
• в структуре занятости снижается доля рабочих и растет доля служащих;
• преобразуется предмет труда служащих: появилась возможность полного или частичного перехода на электронный документооборот;
• происходит перманентный клиринг рынка труда — высвобождаются контингенты работников, не сумевшие адаптироваться к изменениям в содержании труда;
• активно используются гибкие формы занятости, прежде всего, занятость с удаленным доступом;
• появилась новая социально-профессиональная группа — специалисты по ИТ. Начало социально-экономических трансформаций в России совпало с тотальной информатизацией мировой экономики. Российские социальные институты, организации и экономически-активное население были вынуждены одновременно решать две задачи: переход к рыночной экономике и информатизация. Значительная часть персонала организаций стала использовать ИТ. Глобальная сеть Интернет связала российских работников с зарубежными коллегами и партнерами из разных часовых поясов. Приобрела особую значимость информационная культура как характеристика трудового потенциала.
На современном этапе развития ИТ информационная культура персонала — это культура компьютерно опосредованного труда, включающая квалификацию использования ИТ, способы решения морально-этических вопросов, связанных с использованием ИТ, и психологические качества работников, влияющие на эффективность внедрения и использования ИТ.
Квалификация компьютерно опосредованного труда развивается в рамках профессионального образования и обучения персонала, а психологические качества и этика использования ИТ остаются без внимания. В результате возникает ряд проблем, обусловленных человеческим фактором: сопротивление инновациям, информационная безопасность, организация труда персонала, обслуживающего информационные системы. В настоящее время перечисленные проблемы частично решаются методами таких научных дисциплин, как экономика и психология труда, этика трудовых отношений, правовые дисциплины, управление ИТ. Тем не менее, решение проблем не может быть найдено в рамках отдельных наук, поэтому возникает пробел в теории и практике управления персоналом.
Таким образом, теоретический анализ информационной культуры и разработка концепции управления информационной культурой организаций представляется актуальной тематикой исследования.
Информатизация общества привела к изменению характера профессиональной деятельности на основе внедрения в нее новых информационных технологий (НИТ). Наиболее
важными следствиями их внедрения в профессиональную деятельность являются повышение производительности труда в информационной сфере промышленно развитых стран и социальная напряженность, вызванная необходимостью частой корректировки критериев профессиональной компетенции. Повышение производительности труда происходит за счет информатизации трудно формализуемых процедур управления и делопроизводства, а социальная напряженность возникает вследствие изменения социальных приоритетов в тех профессиональных группах, где успешно развивается процесс формализации знаний. Внедрение НИТ изменяет и характер профессиональной деятельности: изменяются методы организации труда и взаимодействия вычислительной техники с людьми и производственным оборудованием, возникают связанные с этим социальные, экономические и культурные проблемы [4].
Современные информационные и телекоммуникационные технологии (ИТТ) с их стремительно растущим потенциалом и быстро снижающимися издержками открывают большие возможности для новых форм организации труда и занятости в рамках отдельных корпораций и общества в целом. Спектр таких возможностей значительно расширяется — нововведения воздействуют на все сферы жизни, семью, образование, работу и географические границы человеческих общностей.
До начала 1980-х годов информационные и телекоммуникационные технологии были представлены главным образом большими ЭВМ и использовались для нужд лишь половины корпоративной «пирамиды» из-за их высокой себестоимости. Автоматизация повторяющихся процессов обработки информации была сравнима с автоматизацией ручного труда на основе применения машин, заменивших людей. Согласно экспертным оценкам, с 1960 по 1980 г. свыше 12 млн существовавших или потенциальных рабочих мест, связанных с обработкой информации, были автоматизированы посредством использования традиционных ЭВМ. Автоматизация рабочих мест, находившихся на нижних уровнях административной иерархии, привела к уменьшению размеров предприятий, однако не вызвала кардинальных изменений в общей модели организации труда. Тогда казалось маловероятным, что ИТТ могут способствовать стабильному социальноэкономическому развитию; наоборот, факты
свидетельствовали о том, что их роль в повышении производительности труда, формировании моделей потребительского поведения, ориентированных на новые товары и услуги, создании новых рабочих мест в отраслях ИТТ по сравнению с выбытием рабочих мест в отраслях — потребителях их продукции была в целом незначительной.
С середины 1980-х годов всеобщее распространение персональных компьютеров и информационных сетей — в начале в компаниях, затем среди специалистов и в домашних хозяйствах — позволило не только автоматизировать, сколько информатизировать рабочие места руководителей. Компьютеризация охватила все сферы офисной деятельности. ИТТ изменили традиционный подход к работе, расширив возможности людей работать как индивидуально, так и коллективно. В первое время многие компании рассматривали внутреннюю перестройку на базе использования информационных сетей как возможность снизить издержки производства, это было актуальным в период экономического спада начала 1990-х годов. Однако скоро стало ясно, что таким образом можно повысить рыночную привлекательность товаров и услуг, например, путем сокращения времени разработки новых продуктов или улучшения работы сервисных подразделений. При этом конечной целью оказывается создание добавленной стоимости и обеспечение экономического роста, а не уменьшение занятости. Необходимость поддержания конкурентоспособности — главная причина осуществления внутренней перестройки компаний на базе использования ИТТ [2].
Сектор услуг (под этим понятием, используемым в широком смысле, имеются в виду производственные услуги и услуги населению и, прежде всего, высокотехнологичные услуги) может обеспечить значительный прирост занятости как в настоящее время, так и в будущем. Во Франции и Великобритании в нем работают 2/3 всех занятых, а в США — еще больше. Другие развитые страны по этому показателю также начинают к ним приближаться. Сегодня ИТТ могут внести решающий вклад в рост производительности труда, объемов производства, инвестиций и занятости. Появление новых видов услуг, оказываемых на основе ИТТ, позволет создать немало рабочих мест, это подтверждает практика последних лет. В развитых странах в сфере обработки информации в настоящее время занято 60—70% трудоспособного населения.
Согласно экспертным оценкам, в США вклад информационного сектора (информационные системы и телекоммуникации, средства массовой информации) в ВВП в следующем десятилетии удвоится, что приведет к появлению 3—5 млн новых рабочих мест, главным образом, в малых и средних инновационных фирмах. В последнее время уже создано более полумиллиона рабочих мест, ориентированных на выполнение трудовых функций с помощью Интернета. [5].
В последние годы Правительство РФ приняло ряд законов, указов и постановлений, регулирующих вопросы современных компьютерных технологий1. Важнейшим решением, стимулирующим развитие ИТТ в нашей стране, стало принятие Правительством РФ в январе 2002 г. Федеральной целевой программы «Электронная Россия» на 2002—2010 гг., главной задачей которой является создание условий для повышения эффективности функционирования экономики, государственного управления и местного самоуправления за счет внедрения и массового распространения информационных и коммуникационных технологий, обеспечения прав на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, расширения подготовки специалистов по информационным и коммуникационным технологиям и квалифицированных пользователей.
Отличительной чертой постиндустриального этапа развития общества является перенос центра тяжести в общественном разделении труда из сферы материального производства в область информационных процессов и технологий, то есть смена доминирующего вида деятельности человека, обусловленного переходом от индустриального к информационному этапу развития общественного производства. По сравнению с индустриальным обществом, где все силы направлены на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются в основном
интеллект и знания, что приводит к увеличению доли умственного труда.
Информационное общество характеризуется следующими признаками:
1) решена проблема информационного кризиса, то есть противоречие между информационной лавиной и информационным голодом;
2) обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;
3) информационная технология приобретет глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека;
4) формируется информационное единство всей человеческой цивилизации;
5) с помощью средств информатики реализован свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей человеческой цивилизации.
Страны с развитой информационной индустрией (США, Япония, Англия, Германия, страны Западной Европы) вполне соответствуют этим признакам.
В период перехода к информационному обществу необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, новые условия работы определяют необходимость осваивать такие технологии работы с информацией, когда решения подготавливаются и принимаются на основе коллективного знания. Таким образом, человек информационного общества должен обладать высоким уровнем культуры обращения с информацией.
Информатизация общества — глобальный, общецивилизационный процесс активного формирования и широкомасштабного использования информационных ресурсов. В процессе информатизации общества происходит преобразование традиционного технологического способа производства и образа жизни в новый
1 Закон Российской Федерации «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» от 23 сентября 1992 года № 3523-1-ф3.|
Закон Российской Федерации «О федеральных органах правительственной связи и информации» от 19 февраля 1993 года № 4524-1-ФЗ.
Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 года № 5351-1-Ф3.
Закон Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 года № 24-ФЗ. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по соблюдению законности в области разработки, производства, реализации и эксплуатации шифровальных средств, а также предоставления услуг в области шифрования информации» от 3 апреля 1995 года № 334.
Постановление Правительства Российской Федерации «О государственном учете и регистрации баз и банков данных» от 28 февраля 1996 года № 226.
постиндустриальный, на основе использования кибернетических методов и средств.
Растущее значение информационной деятельности оказывает влияние на перераспределение в структуре рабочих мест: трудовые ресурсы из материальной сферы перемещаются в информационную, постоянно появляются новые профессии, связанные с обработкой информации. Информатизация повлияла на абсолютное большинство традиционных профессий. Без компьютера не обходятся инженеры и ученые, финансовые аналитики и банковские служащие, врачи и адвокаты, транспортные агенты, дизайнеры и автомобильные механики. Для рынка труда одним из результатов распространения информационных технологий становится пока только намечающаяся нехватка высококвалифицированных кадров.
В развитых странах число людей, занятых сельскохозяйственным производством не превышает сейчас 4% трудоспособного населения, рабочие промышленных специальностей составляют около 16%, а так называемые «информационные» работники (те, для кого обработка информации является основным компонентом профессиональной деятельности) примерно 60%. В последнее время растет занятость в сфере, связанной с обработкой информации, включающей связь, финансы, страхование и недвижимость (FIRE), услуги, правительство. Процентное соотношение занятых в обработке информации за период с 20-х до 90-х годов удвоилось. Однако соотношение между занятостью в сфере обработки информации и в сфере товарных операций росло неравномерно. В США этот показатель вырос от 4:10 в 1920 году до 9:10 в 1992 году. Таким образом, количество людей, занятых в обработке и занятых в сфере товарных операций становится примерно одинаковым.
Временные рабочие места — характерная черта постиндустриального общества. Крупнейшее в США агентство по временному трудоустройству Manpower Incorporated в 1997 году предоставило работу 2 млн человек. Люди стремятся стать независимыми и работать дома.
В информационной экономике появилась новая форма дистанционной, или удаленной занятости — работа с удаленным доступом к информационной системе организации. Такую форму занятости многие зарубежные исследователи называют также телекомьютингом, он предполагает выполнение работником отдельных функций в соответствии с определенной
должностью и квалификацией вне офиса, с использованием удаленного доступа к информационной системе организации.
Персонал, привлеченный к работе на таких условиях, называют удаленными работниками. Принципиальными отличиями работы с удаленным доступом от надомной работы являются использование ИТ и наличие у работника высокой квалификации. Занятость с удаленным доступом к информационным системам организации возникла под влиянием технологических, социально-экономических и экологических факторов. Под технологическими факторами понимается развитие телекоммуникаций, позволившее получать задания, выполнять работу, пересылать результаты, осуществлять оплату труда посредством ИТ.
Удаленный доступ предоставляет огромные возможности: участие в разработке или производстве практически любого продукта; предоставление медицинских консультаций; хирургические операции; строительство зданий; управление персоналом без менеджеров среднего звена и супервайзеров. Огромную роль в распространении удаленной занятости сыграло распространение относительно недорогих компьютеров, в том числе портативных, факсимильных аппаратов, электронной и голосовой почты, спутниковой связи, сотовых телефонов, пейджеров и телеконференций.
Удаленная занятость возникла не только из-за появления технических возможностей. Интерес к удаленной работе возник в США во время энергетического кризиса 70-х годов, первоначально привлекательным моментом в удаленной занятости была экономия топлива. В настоящее время экономическая эффективность традиционного офисного труда на Западе существенно снизилась, так как жилые массивы стали располагаться в пригородах, растут транспортные издержки работников, которые необходимо компенсировать. Транспортные артерии в «часы пик» не справляются с потоками машин, возникают «пробки», учащаются опоздания на работу, падает работоспособность. В деловых центрах мегаполисов растет арендная плата за офисные помещения.
Экологические факторы определяют снижение качества трудовой жизни служащих, работающих в офисах в центре города: высокая концентрация выхлопных газов в атмосфере, так называемый «офисный смог», представляющий собой взвесь пыли, сажи, частиц порошка для ксерокса и чернил принтера, наэлектри-
зованных магнитным полем — все это приводит к быстрой утомляемости, головным болям, и в перспективе может вызывать аллергические реакции. Экологические факторы снижают престиж работы в офисе. Поэтому многие служащие стремятся работать дома. В США в 1988 году 25 млн человек работали дома, в 1992 их было уже 40 млн [3]. Мощным стимулом распространения удаленной занятости с этой стране стало утверждение Конгрессом в 1990 году поправки к Закону о контроле над загрязнением воздуха (1967 г.), которая предписывает компаниям с численностью персонала более 100 чел. уменьшить число работников, добирающихся на работу в автомобиле. В настоящий момент несколько тысяч работодателей США реализуют программы удаленной занятости.
Переход к удаленной форме занятости нередко вызывается желанием компании сохранить хороших работников, которые из-за перемены места жительства, по состоянию здоровья или семейным обстоятельствам не могут продолжать работать в офисе. Удаленная форма занятости позволяет привлечь к работе контингенты людей, которых не устраивает полная занятость в офисе: замужние женщины, матери малолетних детей, подростки, инвалиды, студенты, пенсионеры, работники, сокращенные из-за спада в экономике. Организации нуждаются в гибких формах занятости из-за постоянных изменений рыночной конъюнктуры, сезонных флуктуаций. Более того, в условиях глобализации жесткий график работы с 9 до 17 часов признается нефункциональным, так как не может обеспечить координацию действий подразделений, расположенных в разных ча-
Литература
совых поясах. Эксперименты, проведенные в США, показали, что наиболее подходящим для удаленной занятости является сектор ИТ, в котором 85% сотрудников могут работать удаленно, в том числе 30% — из дома [6].
Различные виды удаленной занятости за рубежом распространены среди работников следующих профессий: аналитики, архитекторы, дизайнеры, бухгалтеры, консультанты, переводчики, программисты, работники канцелярии и операторы персональных компьютеров.
В России удаленный доступ используется в крупных городах с относительно большим количеством домашних компьютеров. В качестве удаленных работников привлекаются: редакторы, журналисты, аналитики, авторы, переводчики, бухгалтеры, юристы. Трудовые отношения с ними устанавливаются, как правило, на основе гражданско-правовых договоров, за исключением бухгалтеров.
Информатизация общества привела к изменению характера профессиональной деятельности на основе внедрения в нее новых информационных технологий. Обеспечение устойчивого развития профессионального пространства в информационной сфере как лидера социального развития XXI века предполагает социальную и профессиональную реализацию каждого информационного специалиста. Кадровая политика организации должна основываться на социальных технологиях, нацеленных на профессиональную адаптацию, на содействие механизмам социальной и профессиональной мобильности, формирование профессионального сознания и профессиональной культуры нового содержания.
1. Философия науки и техники. / В. П. Горюнов, В. Н. Гавришин — СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000.
2. Желены М. Управление высокими технологиями. // Информационные технологии в бизнесе. — СПб.: Питер, 2000.
3. Жедены М. Тенденции самообслуживания. // Сб. статей «Информационные технологии в бизнесе». — СПб.: Питер, 2002.
4. Прогнозирование рынка труда (профессионально-квалификационные аспекты). / Ильин Е.М., Клупт М.А., Лисовик Б.С. и др. — СПб: ОАО “ПФП”, 2001.
5. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. — М.: ГУ ВШЭ, 2000.
6. Рихтер Дж. Телеработа. // Сб. статей «Информационные технологии в бизнесе». — СПб.: Питер, 2002.