Научная статья на тему 'Рынок труда в области физической культуры и спорта'

Рынок труда в области физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1957
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
РЫНОК ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ УСЛУГ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРЫ И СПОРТ / ЭКОНОМИКА / КОНКУРЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Селиванова Анна Анатольевна, Козенко Елена Юрьевна

В статье анализируются особенности рынка и рыночной деятельности в сфере физической культуры и спорта, проводится анализ рынка потребителей спортивных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рынок труда в области физической культуры и спорта»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

РЫНОК ТРУДА В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА Селиванова А.А.1, Козенко Е.Ю.2

'Селиванова Анна Анатольевна — студент, направление: бизнес-информатика, институт экономики и управления; 2Козенко Елена Юрьевна — доцент, факультет физической культуры, институт образования и социальных наук, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

Аннотация: в статье анализируются особенности рынка и рыночной деятельности в сфере физической культуры и спорта, проводится анализ рынка потребителей спортивных услуг. Ключевые слова: рынок физкультурно-спортивных услуг, физическая культуры и спорт, экономика, конкуренция.

Введение

В современном мире на этапе преобразования всех сторон жизни общества так же растут и требования к физической подготовленности и физическому воспитанию граждан, необходимому для успешной их трудовой деятельности.

Общество на данном этапе развития вступило в фазу, в условиях которой социально-экономические и политические преобразования направлены на утверждение гуманистических ценностей и идеалов. Одно из главных мест в этом процессе занимают вопросы жизнедеятельности самого человека, его здоровье и образ жизни. Из совокупности такого понятия, как «здоровый образ жизни», наиболее актуальной составляющей является физическая культура и спорт. В сложившихся условиях повышается значение информации о существующем спросе на спортивные товары и услуги.

Рынок и рыночная деятельность в сфере физической культуры и спорта

Развитие физической культуры и спорта на данном этапе во многом определяет формирование человеческого капитала в части обеспечения здоровья общества и повышения трудоспособности занятого населения, а также играет главную роль в создании престижа страны на мировых спортивных аренах.

Развитие страны в плане спорта является важным направлением в общественной жизни страны, способствует укреплению ее экономического потенциала. Являясь коммерческим видом предпринимательской деятельности, он также пополняет доходную часть государственного капитала, однако сам по себе не играет роль инструмента решения демографических и социальных проблем без взаимосвязи с развитием массового спорта [1, 24-32]. На развитие ФКиС оказывает влияние большое количество факторов - от макроэкономических до индивидуальных (предпочтения отдельных личностей в выборе видов профессиональной деятельности и досуга).

Как и любой другой вид деятельности, сфера ФКиС требует от людей определенной подготовки. Это относится не только к профессиональным спортсменам, для занятий физической культурой на уровне досуга необходимо наличие определенного уровня общей культуры и доступа к занятиям физкультурой с детства.

Являясь самостоятельной отраслью экономики, сфера ФКиС требует квалифицированных работников, которыми являются не только спортсмены, но и тренеры, учителя физической культуры в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях, менеджеры по управлению спортивными сооружениями и комплексами и т.д. На рынке ФКиС, как и на рынках других отраслей, имеются тенденции, которые формируют как внутреннее согласование спроса и предложения, так и внешнее (между рынками).

Конкуренция на рынке физкультурно-спортивных услуг

Социально-экономическое реформирования, происходящее в нашей стране, неизбежно затрагивает и систему физической культуры. В условиях утверждения рыночных отношений ведение конкурентной борьбы становится неотъемлемой частью культуры деловой активности отечественных физкультурно-спортивных организаций.

На рынке физкультурно-спортивных услуг присутствует несколько типов конкурентных отношений.

Межотраслевую конкуренцию физкультурно-спортивным организациям составляют, прежде всего, организации-производители других (не физкультурно-спортивных) социально-культурных услуг. В такой роли выступают музыкальные и художественные школы, театральные студии, школы народных ремесел, научные кружки и т. п., позволяющие удовлетворить аналогичные высшие потребности, что и занятия физическими упражнениями и спортом (например, потребности в общении, достижениях, успехе, уважении, самовыражении и др.) [2, 169].

На внутриотраслевом уровне конкурентами выступают физкультурно-спортивные организации, например, спортивные комплексы, физкультурно-оздоровительные центры, дворцы спорта, фитнес-клубы, детско-юношеские клубы физической подготовки и т.п.

Рынок каждой спортивной организации - это отдельное социальное пространство, в котором занимающиеся и многие из их окружения широко осведомлены о деятельности данной организации, так как получают дополнительную информацию в ходе прямых контактов с представителями педагогического коллектива, административно-управленческого аппарата и обслуживающего персонала организации. Эта информация, касающаяся напрямую этой организации, производства и потребления физкультурно-спортивных услуг, проста и понятна любому пользователю, а скорость ее распространения в социальной среде чрезвычайно высока. Именно поэтому факторы, способствующие повышению имиджа, оцениваются рынком в короткие сроки, и, наоборот, если клиент замечает какие-либо недостатки в услугах физкультурно-спортивной организации, он распространяет в потребительской среде и негативную информацию, не уступающую в скорости проникновения информации, благоприятной для данной организации[3, 56-69]. Имидж организации очень важен в наше время, он является чрезвычайно устойчивым фактором в развитии компании и влияет на отношение потребителей. Если организация не работает над созданием своего имиджа, то он формируется стихийно, а иногда и под влиянием других организаций данной отрасли и в данном случае не соответствует тому образу, который организация хотела бы иметь. Вывод

Сфера физической культуры и спорта - это область преимущественно некоммерческой деятельности.

В физической культуре и спорте как сфере преимущественно некоммерческой деятельности субъект платежеспособного спроса нередко не совпадает с непосредственным потребителем. Типичными потребителями спортивных услуг - это дети, подростки, учащаяся молодежь. Физическая культура и спорт наряду с такими отраслями социальной сферы, как здравоохранение, образование, социальное обеспечение и т.п., испытывают на себе активное государственное вмешательство в процесс производства и потребления соответствующих услуг. Особенностями рынка физкультурно--спортивных услуг являются высокая динамичность рыночных процессов, которая обусловлена: изменчивым характером спроса на физкультурно -спортивные услуги, подверженного в значительной степени влиянию моды и временного фактора; высокая степень дифференциации физкультурно--спортивных услуг, обусловленная широтой спектра реализуемых в этой сфере педагогических технологий.

Понимание того, что будущее любой страны или нации невозможно без здоровых членов общества, привело к выработке единого мнения о роли и месте физической культуры и спорта в здоровом образе жизни населения, поддерживающего дееспособность государства и общества, и использованию массового спорта и оздоровительных систем в сохранении и укреплении здоровья населения.

Список литературы

1. Никифоров А.А. Историко-экономический анализ методов регулирования спорта в России с древнейших времен до наших дней: автореферат кандидата экономических наук. СПб, 2011. С. 24-32.

2. Анализ рынка спортивных и физкультурно-оздоровительных услуг // Библиотека международной спортивной информации. [Электронный ресурс], 2014. Режим доступа: http://bmsi.ru/doc/cbfca857-cd53-45c1-b12f35046962011d/ (дата обращения: 16.11.2014).

3. Халафян А.А. STATIATICA 6. Статистический анализ данных. М.: ООО «Бином-Пресс», 2007. С. 56-59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.