Научная статья на тему 'Рынок труда и механизмы его функционирования: основные этапы развития'

Рынок труда и механизмы его функционирования: основные этапы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1975
585
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / ТРУД / СЕГМЕНТЫ РЫНКА / МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА / LABOR MARKET / LABOR / MARKET SEGMENTS / LABOR MARKET MECHANISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никифорова Надежда Владимировна

В статье анализируется взгляд ученых на рынок труда, эволюцию отношения работника к труду и удовлетворенность им на разных исторических этапах. Описываются основные критерии функционирования рынка труда и их влияние на жизнедеятельность работника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LABOR MARKET AND MECHANISM OF HIS PERFORMANCE: MAIN STEPS OF IT’S DEVELOPMENT

In the article we analyze scientists view on evolution of employee’s relation to the labor, satisfaction with a labor in historical periods. We describe main marks of the job place satisfaction and how it influences on the employee’s social life.

Текст научной работы на тему «Рынок труда и механизмы его функционирования: основные этапы развития»

Никифорова Н. В.

Рынок труда и механизмы его функционирования: основные этапы развития

Никифорова Надежда Владимировна

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики Аспирант

Slantsy. site.nadia@gmail .com РЕФЕРАТ

В статье анализируется взгляд ученых на рынок труда, эволюцию отношения работника к труду и удовлетворенность им на разных исторических этапах. Описываются основные критерии функционирования рынка труда и их влияние на жизнедеятельность работника.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

рынок труда, труд, сегменты рынка, механизм регулирования рынка

Nikiforova N. V.

Labor Market and Mechanism of his Performance: Main Steps of it's Development Nikiforova Nadezhda Vladimirovna

St. Petersburg State University of Service and Economy (Saint-Petersburg, Russian Federation)

Graduate student

Slantsy site.nadia@gmail .com

ABSTRACT

In the article we analyze scientists view on evolution of employee's relation to the labor, satisfaction with a labor in historical periods. We describe main marks of the job place satisfaction and how it influences on the employee's social life.

KEYWORDS

labor market, labor, market segments, labor market mechanism

Трудовая деятельность является основным источником доходов для большинства людей. От того как функционирует рынок труда, зависит уровень жизни граждан. Истоки научного понимания рынка труда и трудовых отношений восходят к основоположникам классической политэкономии: У. Пети, Ф. Кенэ, А. Смит, Д. Риккар-до. Они полагали, что спрос и предложение на рынке труда столь же сбалансированы, как и на любых других рынках.

А. Смит утверждал, что полная занятость — это норма рыночной экономики, достигаемая с помощью «невидимой руки», т. е. тех экономических сил, которые сегодня называют спросом и предложением [1].

Ж. Б. Сей, развивая теорию А. Смита, изучал роль рынка в удовлетворении потребности людей и выработал положения, впоследствии получившие название «Закон Сея». Согласно этим положениям, «производство создает свой собственный спрос», т. е. люди производят и продают товары с целью приобретения других товаров. [1; 10]. Если учитывать роль труда как фактора производства, способствующего производству новых товаров, то и сам труд начинает приобретать товарный характер. Вклад Ж. Б. Сея в теорию рынка труда заключался в создании теории трех факторов производства — труда, капитала, земли, которым соответствуют три источника дохода — заработная плата, прибыль и рента [1].

Д. Бартон, Д. Брей, Р. Джонс считали, что равновесие на рынке труда между спросом и предложением связано с установлением рыночной цены и равновесной ставкой заработной платы [Там же].

К. Маркс дифференцировал понятия «труд» и «рабочая сила». Труд трактовал как «процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой» [6]. В процессе труда потребляется рабочая сила или способность к труду как «совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека, и которые пускаются им в ход всякий раз, когда он производит какие-либо потребительские стоимости» [Там же].

Различие понятий «труд» и «рабочая сила» на рынке труда стало одним из базовых положений теории прибавочной стоимости К. Маркса. Рассматривая в качестве товара, циркулирующего на рынке факторов производства, рабочую силу, он сформулировал условия товарности рабочей силы.

Теория К. Маркса стала одной из основ формирования современных взглядов большинства российских ученых на сущность труда. Исследование проблем рынка труда в России стало активно развиваться в конце XIX—XX в., когда проблема наемного труда оказалась на пересечении интересов противоборствующих политических группировок. Рассмотрение вопросов труда и занятости в работах русских марксистов В.И. Ленина, Г. В. Плеханова трактовалась с позиции К. Маркса и имело выраженную политическую окраску. После революции 1917 г. идеологическая монополия привела к тому, что данное направление научных исследований было вырвано из общего контекста развития мировой науки. Официальная точка зрения государства во многих отношениях формировалась специалистами, рассматривавшими человека как «винтик» производства, подлежащий плановому распределению, перераспределению и т. д. Предполагалось, что даже структура расселения населения, миграционные потоки должны быть жестко привязаны к размещению производства.

В то же время в рамках господствовавшей парадигмы существовали неявные различия между научными школами в подходе к человеку как субъекту занятости в обществе, основанные на необходимости гуманистического подхода к занятости, рационального сочетания социальных и экономических целей и интересов человека и производства. Отправной точкой современного этапа развития теории рынка труда можно считать начало 1990-х, когда состоялся постепенный переход значительной части российского научного сообщества на рыночную позицию. В этот период рынок труда определялся как сфера взаимоотношений юридически свободных работодателей и работников, в которой происходит продажа труда по цене, обусловленной соотношением спроса и предложения [11].

К настоящему моменту методические подходы к исследованиям рынка труда в России в значительной мере сформированы, начиная от методик статистических наблюдений до способов анализа, прогнозирования и составления программ государственного регулирования.

В современной российской науке в целом сформировался взгляд на рынок труда как систему социально-экономических отношений между субъектами рынка труда по поводу всего комплекса трудовых отношений. Вместе с тем ряд авторов акцентируют свое внимание на тех или иных аспектах функционирования социально-трудовой сферы, что вносит определенный вклад в уточнение сущности рынка труда. В учебной литературе также идет дискуссия о понятии «рынок труда». В работах С. А. Карташова «рынок труда — это система социально-экономических отношений между государством, работодателями и трудящимися по поводу всего комплекса трудовых отношений, купли-продажи трудовых услуг, включая подготов-

ку, переподготовку, повышение квалификации и вовлечение людей в процесс производства» [4]. А. В. Кашепов определяет рынок труда как систему общественных отношений, социальных норм и институтов, обеспечивающих на основе соблюдения общепринятых прав и свобод человека воспроизводство, обмен по цене, определяемой соотношением спроса и предложения, и использования труда [5].

Труд как процесс, как целесообразная деятельность человека далеко не всегда сопровождается получением результатов, сопоставимых по своей цене со стоимостью рабочей силы. Определенная часть трудового дохода работника зависит от его профессии, квалификации, а не от конечного результата труда.

Современному рынку труда присуще явление сегментации, которое заключается в условном выделении групп наемных работников (сегментов), в отношении которых действуют неодинаковые условия найма [8]. Применительно к рынку труда существует два основных сегмента: первичный и вторичный. К первичному рынку труда относят рабочие места, обеспечивающие работнику высокую заработную плату, хорошие условия труда, стабильную занятость, шансы на продвижение. Вторичный рынок формирует рабочие места с низкой заработной платой, плохими условиями труда, более высокой текучестью и меньшими шансами на продвижение. Участники вторичного рынка труда — это менее значимые для предприятия работники [2; 3, с. 188].

Черты, присущие первичному и вторичному рынкам труда, взаимоопределяют и усиливают друг друга. На первичном рынке труда фирмы вынуждены повышать эффективность, чтобы компенсировать высокие издержки на заработную плату; появляется необходимость в технологиях, что делает целесообразным повышение квалификации работников.

На вторичном рынке труда у работников нет стимулов для повышения квалификации; работодатель не осуществляет инвестиций в их профессиональное обучение и у него нет причин для понижения высокой текучести рабочей силы, тем более что она позволяет снизить затраты на социальный пакет, а также мешает объединению рабочих в профсоюзы [6].

Рынок труда неоднороден по своей структуре, поэтому в его рамках выделяют отдельные сегменты. Под сегментацией рынка труда обычно понимают разделение рынка на отдельные группы на основе различий в нуждах, характеристиках или поведении работников. При этом происходит разделение спроса и предложения рабочей силы на группы, объединяющие совокупность людей, которые одинаково реагируют на один и тот же побудительный мотив занятости. Выделение отличительных черт и свойств у групп продавцов (наемных работников) и групп покупателей (работодателей) способствует оптимизации контактов между ними, т. е. трудоустройству на взаимовыгодной основе.

Объектами сегментации на рынке труда выступают как работодатели, так и наемные работники. Сегментация рынка с позиций работодателей позволяет оценить их потребности и наилучшим образом к ним адаптироваться. Если объектом сегментации выступают наемные работники, формируется представление о группах, характеризующих их совокупность по количественным и качественным характеристикам, поведенческим моментам.

С позиций качества рабочих мест рынок труда можно представить в виде двух основных сегментов — рынков квалифицированных и неквалифицированных рабочих мест.

В первом сегменте сосредоточены рабочие места, требующие квалификационной подготовки не ниже определенного уровня — высшего или среднего специального образования. Эти рабочие места занимают административно-управленческие и инженерно-технические работники, рабочие высокой квалификации. Персонал такого качества имеет высокий уровень оплаты труда и гарантии занятости. Второй

сегмент концентрирует места, для занятия которых потребуется специальная подготовка и достаточен лишь начальный уровень квалификации. Работники, занятые в данном сегменте рынка труда, могут рассчитывать на невысокий уровень оплаты и отсутствие стабильной занятости. По мере развития технологии производства, появления новых видов деятельности, приобретения отдельными социально-демографическими группами людей обособленного положения на рынке труда возникает необходимость в его более детальной сегментации.

Аргументированное выделение сегментов рынка труда позволяет обосновать меры политики занятости с учетом интересов различных групп населения, работодателей, государства.

Наряду с концепцией двойственного рынка труда западными учеными разрабатывались другие модели его сегментации. Так, модель Дж. Аткинсона состоит из ядра (постоянные работники, занятые полное рабочее время), периферийной группы (работники, которых время от времени увольняют или вновь нанимают, работники, занятые неполное рабочее время или делящие с кем-то рабочее место, работающие по краткосрочным трудовым контрактам), самостоятельных работников, работающих по субподряду и находящихся за пределами организации [9].

Заметим, что, например, К. Поланьи считал наличие торга необходимым условием рыночного обмена, предлагая свою категорию ценообразующих рынков [price-making markets] [7, с. 74]. Но, на наш взгляд, это сужает понятия рынка. Достаточно сказать, что множество сделок на современных рынках не предполагает никакого торга по поводу цены, которая устанавливается продавцом в одностороннем порядке. При этом, конечно, продавец при установлении цены в принципе должен учитывать состояние платежеспособного спроса и массу других важных факторов, но покупатель непосредственно повлиять на уровень цены не в состоянии.

Безусловно, механизм регулирования рынка труда невозможен без государственного регулирования и социальных институтов, которые должны работать в тесном взаимодействии.

Работнику должны обеспечиваться условия для его профессионального роста, повышения уровня доходов семьи, улучшение социальных условий; работодатель должен иметь условия для постоянного развития производства. Требуется непрерывное поддержание соответствия работника и работы: профессиональный рост сотрудников и повышение технического уровня рабочего места. Безусловно необходимо развитие социальных институтов по борьбе с безработицей и ее последствиями. Соответственно функционирование рынка труда невозможно без механизма, который бы контролировал и реализовывал меры, необходимые для его развития. Рынок труда предстает перед нами как система взаимодействия продавца и покупателя (работодателя и работника), а любое функционирование системы, как известно, предполагает наличие соответствующего механизма.

Литература

1. Бертенев С. А. История экономических учений: Курс-минимум. М.: Магистр, 2008. 192 с.

2. Бурдье П. Социология политики. М.: Socio-Logos, 1993.

3. Бурдье П. Формы капитала // Экономическая социология. 2002. № 5.

4. Карташов С. А. и др. Трудоустройство: поиск работы: Учеб. пособие / С. А. Карташов, Ю. Г. Одегов, И. А. Кокорев; Рос. экон. акад. им. Г. В. Плеханова. М.: Экзамен, 2004. 383 с.

5. Кашепов А. Политика на рынке труда // Общество и экономика. 2001. № 5. С. 68-108.

6. Маркс К. Капитал. Т. 1, кн. 1. М.: Политиздат, 1978.

7. Поланьи К. Великая трансформация «прошлое, настоящее и будущее». М.: ГУВШЭ, 2006.

8. Радаев В. В. Экономическая социология. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005. Гл. 2, 6.

9. Современная западная социология: Словарь. М., 1990.

10. Титова Н. Е. История экономических учений: Курс лекций. Гуманит. издат. центр «Владос», 1997. 368 с.

11. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М., 2006.

References

1. Bertenev S. A. History of economic doctrines: course — a minimum [Istoriya ekonomicheskikh uchenii: kurs — minimum]. M.: Magistr, 2008. 192 p.

2. Bourdieu P. The sociology of Politics [Sotsiologiya politiki]. M.: Socio-Logos, 1993.

3. Bourdieu P. Forms of Capital [Formy kapitala] // Economic sociology [Ekonomicheskaya sotsiologiya]. 2002. N 5.

4. Kartashov S. A. Employment: job search: Тutorial [Trudoustroistvo: poisk raboty: uchebnoe posobie] / S. A. Kartashov, Yu. G. Odegov, I. A. Kokorev; Plekhanov Russian University of Economics [Ros. ekon. akad. im. G. V. Plekhanova]. M.: Examination, 2004. 383 p.

5. Kashepov A. Politics on a labor market [Politika na rynke truda] // Society and economy [Obshchestvo i ekonomika]. 2001. N 5. P. 68-108.

6. Marx K. Capital. Vol. 1. P. 1 [Kapital. T. 1, kn. 1]. M.: Politizdat, 1978.

7. Polanyi K. The great transformation "last, real and future" [Velikaya transformatsiya «proshloe, nastoyashchee i budushchee»]. M.: SU HSE [GUVShE], 2006.

8. Radayev V. V. Economical sociology [Ekonomicheskaya sotsiologiya]. M.: Publishing house of SU HSE [Izd. dom GU VShE], 2005. Parts 2, 6.

9. Modern western sociology: Dictionary [Sovremennaya zapadnaya sotsiologiya: Slovar']. M., 1990.

10. Titova N. E. History of economic doctrines: ^urse of lectures [Istoriya ekonomicheskikh uchenii: Kurs lektsii]. Humanitarian publishing center VLADOS [Gumanitarnyi izdatel'skii tsentr VLADOS], 1997. 368 p.

11. Yadov V. A. Sociological research: methodology, program, methods [Sotsiologicheskoe issle-dovanie: metodologiya, programma, metody]. M., 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.