Предложенный комплекс мероприятий позволит сформировать систему мониторинга рынка труда, увеличить занятость населения за счет создания новых рабочих мест, сформировать государственный заказ на подготовку кадров в учебных заведениях, в том числе на переподготовку, повысить уровень доходов работающего населения, разработать и внедрить на предприятиях систему закрепления кадров, сформировать единое информационное пространство рынка труда.
Список литературы:
1.Социально-экономическое положение Республики Дагестан: статистический сборник. - Махачкала: Госкомстат РД, 2009.
2. Эскерова Д. Д. Демографическая ситуация в Республике Дагестан // Народонаселение. - 2008. - № 1.
3. Современная демографическая ситуация в РФ // Вопросы статистики. - 2008. - № 12.
4. Новаковская A.B. Состояние и проблемы развития трудового потенциала в современной России // Экономические науки. - 2008. - № 5.
РЫНОК ТРУДА Г. МОСКВЫ В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА
© Бабич С.Г.*
Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова, г. Москва
Ситуация, возникшая на рынке труда в настоящее время во многих регионах страны, обусловлена негативными последствиями мирового финансово-экономического кризиса. В сложившихся условиях необходимо на основе проведенного мониторинга высвобождения работников и имеющихся вакансий разработать ряд комплексных мер для сохранения существующих рабочих мест, сокращения числа безработных и снятия напряженности на рынке труда.
Трудовой потенциал является важнейшим фактором социально- экономического развития региона.
Мировой финансово-экономический кризис 2008-2009 г.г. оказал существенное влияние на российский рынок труда. Спад производства в условиях кризиса, снижение инвестиционной активности и другие негативные проявления макроэкономических факторов обусловили сокращение спроса на рабочую силу со стороны предприятий и организаций, экономическое и финансовое положение которых резко ухудшилось, что, со-
* Доцент кафедры «Статистика», кандидат экономических наук
ответственно, привело к снижению численности лиц, занятых в экономике страны, росту неполной занятости и безработицы, усилению конкуренции за рабочие места. Одновременно отмечалось увеличение предложения рабочей силы на российском рынке труда, вызванное высвобождением рабочей силы, вынужденной миграцией населения, увеличением числа людей, ищущих работу или дополнительный заработок в свободное от основной работы время.
Негативные тенденции на рынке труда отмечались во всех субъектах Российской Федерации. И такой вполне благополучный в докризисный период регион, как город Москва, который в докризисный период заметно выделялся на фоне других субъектов РФ, не избежал этой участи.
По данным Мосгорстата за период с сентября 2008 г. по сентябрь 2009 г. численность экономически активного населения в городе возросла на 104 тыс. чел. (или на 1,6 %), численность лиц, занятых в экономике города, снизилась на 32 тыс. чел. (или на 0,5 %). Уровень занятости на конец сентября 2009 г. составил 97,1 % от общей численности экономически активного населения.
В отраслевой структуре по численности занятых лидируют такие виды экономической деятельности, как операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 17,1 %, образование - 12,7 %, оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 11,5 %, транспорт и связь - 10,5 %, здравоохранение и предоставление социальных услуг -9,8 %, обрабатывающие производства - 9,7 %.
Число безработных (по методологии Международной Организации Труда - МОТ) с сентября 2008г. по сентябрь 2009 г. увеличилось на 136 тыс. чел. (в 3,5 раза), уровень безработицы (по стандартам МОТ) составил 2,9 %.
Напряженность на рынке труда в городе продолжает сохраняться, о чем свидетельствует рост численности безработных, официально зарегистрированных в государственной учреждениях служб занятости, за этот же период с 28,5 до 60,4 тыс. чел. (т.е. более чем в два раза). Это при том, что в г. Москве официально зарегистрирован только каждый третий безработный по стандартам МОТ, а коэффициент регистрируемой (официальной) безработицы достиг 0,9%.
В течение рассматриваемого периода коэффициент напряженности (отношение числа незанятого населения в расчете на 1 вакансию) на московском рынке труда возрос с 0,24 до 0,4.
Наиболее крупные высвобождения работников произошли в организациях оптовой и розничной торговли, операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг, обрабатывающих производств, финансовой деятельности, игорного бизнеса. В структуре безработных преобладают лица, имеющие высшее, неполное высшее и среднее профессиональное образование в возрасте от 30 до 55 лет.
Несмотря на постоянную помощь, оказываемую соответствующими службами по трудоустройству граждан, для 40% безработных поиск работы составляет от 4 до 8 месяцев, а для почти 15% безработных - более 8 месяцев.
По удельному весу безработных в общей численности безработных города первое место занимает Восточный административный округ (18,3 %), на втором месте - Южный (15,9 %), затем следуют Юго-Западный (11,7%) и Юго-Восточный (11,5%) округа. Наименьший удельный вес по числу безработных наблюдался в Центральном административном округе и г. Зеленограде (по 4%).
В то же время число вакансий в банке службы занятости Москвы составляет 155,3 тысячи единиц, причем их перечень постоянно обновляется. Только за 9 месяцев 2009 г. в г. Москве было трудоустроено 222,9 тыс. чел., которые обратились в службы занятости, половина из которых была направлена в учреждения торговли, сферу по предоставлению коммунальных и других услуг, учреждения образования.
Во всех административных округах г. Москвы (кроме г. Зеленограда) сохраняется превышение числа вакансий надо численностью безработных (рис. 1).
□ Численность безработных, тыс. чел. ■ Число вакансий, тыс. ед.
Источник: [2].
Рис. 1. Распределение численности безработных и числа вакансий по административным округам г. Москвы
В целях снижения напряженности на рынке труда две трети обратившихся в службу занятости прошли переподготовку и повышение квалифи-
кации, причем около 30 % из них - в области информационных технологий, большое внимание уделяется трудоустройству выпускников учебных заведений, инвалидов.
По данным Департамента труда и занятости населения г. Москвы наиболее устойчивым спросом пользуются работники рабочих профессий, на долю которых приходится более половины имеющихся на рынке труда вакансий: подсобные рабочие, водители автотранспорта, каменщики, монтажники дворники и уборщики производственных и служебных помещений, повара и официанты, продавцы продовольственных товаров, штукатуры, грузчики. Из профессий служащих наиболее востребованы милиционеры, агенты, экспедиторы. Из специалистов Москва нуждается в инженерах, медицинских работниках (врачах, медицинских сестрах), менеджерах.
Наличие числа вакансий, в основном, свидетельствует о нежелании москвичей занимать имеющиеся вакантные рабочие места. Это объясняется различными причинами: низким уровнем оплаты труда, нежеланием заниматься тяжелым физическим и низко квалифицированным трудом, удаленностью географического расположения вакантных рабочих мест от места жительства, необходимостью профессиональной переквалификации и т.д.
Сложившаяся демографическая ситуация обусловила необходимость привлечения рабочей силы не только из других регионов страны, но и из различных государств. В г. Москве уже трудится большое число трудовых мигрантов, большинство из которых являются малоквалифицированным работниками, проживающими в городе нелегально. Подавляющее большинство внешних трудовых мигрантов приехали из Вьетнама, Китая и Турции. Мигранты из Вьетнама и Китая, в основном, трудятся менеджерами в организациях в сфере торговле и общественного питания, а приезжие из Турции - на строительных объектах города.
Из стран СНГ (Таджикистана, Молдовы, Узбекистана и других) иностранные работники работают, в основном, в системе жилищно-коммунального хозяйства, строительстве и транспорте, в торговой сфере. Наибольшее их число осуществляет трудовую деятельность по низко квалифицированным профессиям: каменщик, официант, арматурщик, монтажник, менеджер, уборщик территорий, маляр, дворник, повар, водитель автомобиля, уборщик производственных и служебных помещений, грузчик, подсобный рабочий и др.
Основная проблема заключается в том, что, по мнению многих экспертов, в г. Москве только каждый пятый мигрант трудится легально, а общее число работников из различных регионов страны и других стран оценить практически невозможно.
Отсутствие четкого контроля за потоками иностранной рабочей силы приводит ко многим негативным последствиям:
- усложнение и так непростой на данный момент в городе ситуации на рынке труда в отдельных видах экономической деятельности;
- формирование этнических «анклавов» иностранной рабочей силы в городе, что нередко приводит к межнациональным конфликтам;
- рост преступности из-за низкой оплаты труда и невозможности трудоустройства отдельных групп иностранных работников;
- развитие теневой экономики.
В настоящее время важнейшими мерами для улучшения ситуации на московском рынке труда являются:
- обеспечение приоритета занятости москвичей и российских граждан в условиях финансово-экономического кризиса;
- усиление работы по обучению и переквалификации нуждающихся в этом лиц;
- проведение социальных мероприятий, направленных на обеспечение занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
- поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места;
- организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации лиц по направлению органов службы занятости;
- возможность участия в оплачиваемых общественных работах;
- возмещение затрат в случае добровольного переезда в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости;
- обеспечение социальной поддержки в виде выплаты пособий по безработице, стипендий (при направлении на обучение), единовременных выплат и других видов материальной помощи (дотаций на оплату жилья, коммунальных и транспортных услуг, детских дошкольных учреждений и т.д.);
- оказание полного содействия в трудоустройстве выпускников учебных заведений;
- в условиях глобализации миграционных процессов существенная корректировка миграционной политики, предусматривающая сокращение квот работодателям города на привлечение иностранной рабочей силы с целью обеспечения приоритета в трудоустройстве москвичей и российских граждан, легальное использование трудовых мигрантов и создание им достойных условий труда по профессиям, в которых работодатели испытывают нехватку трудовых ресурсов.
Список литературы:
1. Официальный сайт Федеральной миграционной службы РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.fms.gov.ru.
2. Официальный сайт Правительства Москвы [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.mos.ru.
3. Официальный сайт Департамента труда и занятости населения города Москвы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.labor.komd-web.ru.
МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА МОЛОДЕЖИ ИА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
© Белунова Ю.С.*
Волжский политехнический институт (филиал) ВолгГТУ, г. Волжский
В статье рассматривается проблема стимулирования труда молодежи на современных предприятиях и меры по улучшению стимулирования данной категории персонала.
Очевидно, что цели организации существенно отличаются от целей ее работников. Соответственно, возникает проблема: каким образом «заставить» работников эффективно трудиться в этой организации? Очевидно, что для этого следует каким-то образом цели организации и сотрудников совместить. Именно этой цели и служат теории мотивации труда. Известный теоретик менеджмента П. Друкер утверждает: «Насколько авторитарной ни являлась бы организация, она должна удовлетворять амбиции и потребности своих членов и делать это по отношению к ним, как к индивидам» [2].
Путь к эффективному управлению производством лежит через понимание мотивации трудовой деятельности работника. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к работе, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления трудовыми процессами [1, с. 7].
Главные рычаги мотивации - интересы, мотивы и стимулы. Стимулирование труда, являющееся неотъемлемой частью мотивационного процесса на предприятии, подразумевает материальные поощрения работникам и реализуется через систему оплаты труда, а также различные бонусы, премии [2].
Стимулирование труда - это, прежде всего, внешнее побуждение, элемент трудовой ситуации, влияющий на поведение человека в сфере труда, материальная оболочка мотивации персонала. Одновременно оно несет в себе и нематериальную нагрузку, позволяющую работнику реализовать
* Студент кафедры «Экономика и менеджмент»