Научная статья на тему 'Рынок телекоммуникационных услуг (на примере г. Набережные Челны)'

Рынок телекоммуникационных услуг (на примере г. Набережные Челны) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
64
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК / ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЙ РЫНОК / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СПРОС / ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ УСЛУГИ / СONSUMER MARKET / TELECOMMUNICATION SERVICES MARKET / CONSUMER DEMAND / TELECOMMUNICATION SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жилкина Эльвира Евдокимовна

Статья посвящена анализу одного из наиболее быстрорастущих рынков в современном экономическом пространстве России рынка телекоммуникационных услуг. Автором статьи рассматриваются: конкурентная среда, емкость регионального рынка телекоммуникационных услуг. Особый практический интерес представляют динамизм и перспективы развития данной отрасли экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Telecommunication Services Market (by example of the city of Naberezhnye Chelny)

The article analyses the telecommunication services market, which is one of the fastest growing markets in the present day economic environment of Russia. The author studies the competitive environment and the capacity of the regional telecommunication market. The active development and prospects of further growth of this branch of the economy present particular practical interest.

Текст научной работы на тему «Рынок телекоммуникационных услуг (на примере г. Набережные Челны)»

Эльвира ЖИЛКИНА РЫНОК

ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ

УСЛУГ

(на примере

г. Набережные Челны)

Жилкина Эльвира Евдокимовна,

к. э. н., доцент кафедры промышленной коммерции и маркетинга Казанского Государственного Технического Университета им. А.Н. Туполева elvirа zhilkina@mail.ru

В настоящий момент потребительский рынок России достиг того уровня развития, когда конкуренция между производителями различных товаров и услуг ведется на маркетинговом поле. Адекватная маркетинговая оценка потребительского спроса является залогом успеха компании.

Телекоммуникационный рынок — один из самых быстрорастущих в современном экономическом пространстве России. За последние три года прирост составил 20—30% ежегодно и продолжает расти. Такие темпы развития обусловлены увеличивающимися потребностями человека и бизнеса в коммуникации. Потребительский спрос является основной движущей силой

экономического развития телекоммуникационного рынка. Поэтому вопросы изучения и прогнозирования спроса являются исходными и важнейшими инструментами организации маркетинговой деятельности.

Выведение на рынок новых товаров и услуг невозможно без эффективной маркетинговой стратегии, которая базируется на планомерных глубоких маркетинговых исследованиях.

Предметом настоящего исследования является потребительский спрос на телекоммуникационные услуги, объектом исследования стал российский телекоммуникационный холдинг «ЭР-Телеком» на примере рабо-

ты его филиала в г. Набережные Челны.

Цель исследования — выявить тенденции развития телекоммуникационного рынка с помощью проведения маркетинговых исследований потребительского спроса.

Российский телекоммуникационный холдинг «ЭР-Телеком» — первая федеральная компания, специализирующаяся на оказании широкого спектра телекоммуникационных услуг корпоративным и частным клиентам, получившая импульс развития из региона.

Компания «ЭР-Телеком» разработала и реализовала технологию start-up, которая позволяет быстро и эффективно разворачивать деятельность в каждом новом городе проекта.

Холдинг создает в городах России одноименные мульти-сервисные кабельные сети масштаба города как платформу для оказания телекоммуникационных услуг. Холдинг имеет уникальный опыт интеграции телекоммуникационных сетей с системами жизнеобеспечения города и предоставляет новые возможности для муниципальных и региональных администраций по реализации на базе сети общественно значимых проектов, связанных с безопасностью, медицинским обслуживанием населения, с работой систем ЖКХ, внедрением инфо-коммуникационных технологий в различные сферы общественной жизни.

«ЭР-Телеком» — первый оператор, оказывающий в регионах

все возможные услуги связи на основе технологии «оптика до дома». Ключевые услуги: телекоммуникационные услуги для бизнеса, кабельное телевидение «Диван-ТВ», цифровое кабельное телевидение «Диван-ТВ плюс», Интернет «ДОМ.RU», телефония «ГОРСВЯЗЬ».

Всего в структуру предприятия входят 18 городов России: Казань, Йошкар-Ола, Киров, Ижевск, Пермь, Набережные Челны, Тюмень, Нижнекамск, Пенза, Чебоксары, Волгоград, Волжский, Самара, Оренбург, Омск, Новосибирск, Челябинск, Нижний Новгород. На долю компаний холдинга в указанных городах приходится от 30 до 60% рынка телекоммуникационных услуг.

Основные управляющие функции выполняет Управляющая компания, которая находится в г. Перми. Она же разрабатывает стратегию развития предприятия в целом и рассылает директивы в филиалы. Филиалы компании «ЭР-Телеком» в городах адаптируют стратегию развития компании, предложенную управляющей компанией, в соответствии с национально-региональными компонентами и экономическими задачами на местах.

Сеть компании «ЭР-Телеком» является мультисервисной, то есть позволяет предоставлять одновременно сразу несколько услуг: кабельное телевидение, доступ в Интернет, телефония и др.

Подлинным двигателем этого процесса роста значимости кабельных сетей в России станет

проект «Электронный город», на примере которого будут отработаны масштабные технические, организационные и некоторые нормативные и правовые аспекты создания и эксплуатации мультисервисной сети кабельного телевидения (КТВ).

Существуют объективные причины, тормозящие процесс создания современных мультисер-висных сетей в России.

Во-первых, отсутствие государственной поддержки. Анализ зарубежного опыта показывает, что сети КТВ успешно развиваются в тех странах, где на государственном уровне оказывается серьезная поддержка этому процессу, которая может быть выражена в предоставлении различного рода льгот компаниям, упрощению процедур получения разрешительных документов и т. д.

Во-вторых, слабое развитие производства отечественного оборудования и компонентов для сетей кабельного телевидения.

В-третьих, современный рынок отечественных технологий и услуг пока невелик, поэтому в большинстве российских сетей КТВ используется зарубежное оборудование и технологии.

Российский рынок телекоммуникационного и телерадиовещательного оборудования проходит определенные стадии формирования. Отечественной науке и технике предстоит еще найти свою новую нишу в мировом разделении труда и закрепиться в своем секторе рынка. Присутствие на нем перспектив-

ных зарубежных технологий позволяет создавать нормальную конкурентную среду, которая для отечественных производителей важна с точки зрения оценки собственных достижений и определения планируемого уровня производства. Но в то же время операторам, готовым оказывать современные услуги, необходимо иметь соответствующий выбор технологий по наилучшим критериям и параметрам. К тому же не меньшее значение имеет возможность приобретения соответствующего оборудования сегодня, а не в какой-то далекой перспективе. В связи с этим приобретает большое значение развитие российских предприятий, выпускающих это оборудование, тем более что отечественная продукция дешевле и почти не уступает по качеству зарубежным аналогам.

Сравнительная характеристика диаграмм (рис. 1, 2) показывает, что прибыль на абонента стремительно увеличивается, особенно это заметно на развитии продукта Интернет. В 2006 году этот показатель был 2 428,5 рублей в год на одного абонента, а к концу 2009 году увеличился до 5 578,8 рублей в год, что на 60% больше чем в 2006 году.

Рынок кабельного телевидения прочно делят между собой два крупных кабельных оператора: «ЭР-Телеком» и «ТВТ» и оператор спутникового телевидения «НТВ+». В 2007 году кабельный оператор «ТВТ» увеличил долю своего присутствия

Э. Жилкина. Рынок телекоммуникационных услуг (на примере г. Набережные Челны)

на рынке до 26,9% за счет постоянно действующих программ демпинга на подключение и абонентскую плату за просмотр кабельного телевидения. Также данный оператор владеет сетью коллективных антенн, которыми еще в недавнем прошлом пользовались все жители города, имеющие телевизор. Для такого рода потенциальных абонентов «ТВТ» разработала ряд льготных условий. Но нужно заметить, что такого рода увеличение абонентской базы ведет к существенной потере прибыли. Компания «ЭР-Телеком», не желая терять прибыль, пошла другим путем и наращивала абонентскую базу за счет высокого уровня сервиса.

Несмотря на одинаковое предложение, компания «ЭР-Телеком» отличается высоким гарантированным уровнем сервиса.

Рынок широкополосного доступа в Интернет в этом году может увеличиться примерно на 60%. Самый динамичный сегмент челнинского телекоммуникационного рынка — Интернет — в 2007 году увеличил количество пользователей в два раза, примерно до 28 тыс. человек. В лидерах компания «Таттелеком», предоставляющая доступ в Интернет посредством Dial-Up и ADSL-технологии 11 тысяч абонентов, затем «ЭР-Телеком» — 10 тысяч и «ТВТ», прямой конкурент «ЭР-Телеком» по технологии доступа «оптоволокно» — 7 тысяч абонентов. В 2007 году объем этого рынка составил около 70 млн рублей. Проникновение широкополосного

доступа для физических лиц в городе на середину 2009 оценивался в 28% . Прогноз развития рынка на 2011 год представлен на диаграммах (рис. 3 — 6).

Рынок высокоскоростного Интернета для частных пользователей вырастет примерно на 60%. Рынок КТВ также будет стремительно расти и достигнет

500 400 300

о.

| 200 100 0

400

180 311

эв^,,....

36 68 110

2006

2007 2008

годы

2011

Рис. 1. Общий объем рынка телекоммуникационных услуг г. Набережные Челны

200

180

160

в 140

о

т н 120

ен о 100

б

а 80

л т 60

40

20

0

30

71,7

_28_

14

X

□ 2006

□ 2007

□ 2008 □ 2011

кол-во абонентов КТА кол-во абонентов Интернета

Рис. 2. Рынок телекоммуникационных услуг г. Набережные Челны

прочие

3,7%

ТВТ 34,5%"

ЭР-Телеком

57,3%

Рис. 3. Доли рынка телекоммуникационных компаний, 2011 г., КТВ

180

63

44,8

Связьинвест прочие

Рис. 4. Доли рынка телекоммуникационных компаний, 2011 г., Интернет

180 млн рублей. Бум подключений к высокоскоростным сетям в Набережных Челнах в самом разгаре. У людей, которые раньше заходили во всемирную паутину только на работе и учебе, а дома их удовлетворял dial-up, растет потребность в высокоскоростном Интернете. Объем рынка в деньгах вырастет на 40% до 98 млн рублей и большая доля выручки осядет в кармане компании с наилучшим сервисом — «ЭР-Телеком». Кроме частных пользователей, большая часть прибыли придется на корпоративных клиентов, так как строительство частного сектора подходит к концу и основным направлением развития станут промышленные районы с большой концентрацией крупных потребителей трафика. К 2011 году рынок КТВ и Интернета как минимум удвоится.

«ЭР-Телеком Холдинг» планирует выйти на IPO, оценочная стоимость компании составляет 500 млн долларов. Выход на IPO позволит привлечь дополнительные инвестиции в развитие компании. Фаза плановой убыточности компании «ЭР-Телеком» пройдена, она была связана с активным инвестированием в развитие и реконструкцию сетей. Ожидается, что в 2010 году операционная рентабельность по чистой прибыли составит 19%.

*

37""

2007 0.6 2011 годы

Рис. 5. Динамика роста рынка телекоммуникационных услуг. КТВ

% 60 50 40 30 20 10 0

—ф—

—■— —ТВТ

- -А- ■ Таттелеком

- -X- -Связьинвест

- -Ж- ■ прочие

2007

2011

Рис. 6. Динамика роста рынка телекоммуникационных услуг. Интернет

Таким образом, развитие телекоммуникационной компании «ЭР-Телеком» в ближайшем будущем будет зависеть от выбранной стратегии маркетингового управления в системе телекоммуникационных услуг. На примере ЗАО «Компании «ЭР-Телеком» мы видим, что чем более маркетингоориентирована компания, тем удачнее она позиционируется на рынке товаров и услуг и тем более конкурентоспособна.

В современном быстроразви-вающемся мире товаров и услуг все большая роль отводится стратегическому маркетинговому планированию. Изучение рынка, спроса потребителей на новые виды товаров и услуг является главным фактором в развитии компании, ее конкурентоспособности. Новейшие технологии в области телекоммуникаций обостряют конкуренцию на этом рынке.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.