Научная статья на тему 'Инновационная политика инфокоммуникационных услуг (на примере республики Татарстан)'

Инновационная политика инфокоммуникационных услуг (на примере республики Татарстан) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
197
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИНВЕСТИЦИИ / ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫЕ УСЛУГИ / РЫНОК ТЕЛЕ КОММУНИКАЦИОННЫХ УСЛУГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аксенова Нателла Сергеевна

Статья посвящена анализу инновационной политики, проводимой Министерством информатизации и связи Республики Татарстан в сфере инфокоммуникационных услуг. Исследуется зависимость инновационного развития отрасли от объема вложенных инвестиций, позволяющих перейти на современные телекоммуникационные стандарты для решения значимых социальных вопросов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Аксенова Нателла Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovation Policy in the Sphere of Information and Communication Services (as Exemplified by the Republic of Tatarstan)

The paper dwells upon innovation policy of The Ministry of Informatization and Communications of the Republic of Tatarstan in the sphere of information and communication services. The author analyzes the dependence of innovation-based development of the branch on investments, allowing implementation of modern telecommunication standards for solving topical social problems.

Текст научной работы на тему «Инновационная политика инфокоммуникационных услуг (на примере республики Татарстан)»

Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 2, Экономика

УДК 332.1

Инновационная политика инфокоммуникационных услуг (на примере Республики Татарстан)

Аксенова Н.С.

Соискатель кафедры экономической теории Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева - КАИ

Статья посвящена анализу инновационной политики, проводимой Министерством информатизации и связи Республики Татарстан в сфере инфокоммуникационных услуг. Исследуется зависимость инновационного развития отрасли от объема вложенных инвестиций, позволяющих перейти на современные телекоммуникационные стандарты для решения значимых социальных вопросов.

Ключевые слова: инновационная политика, инвестиции, инфокоммуникационные услуги, рынок телекоммуникационных услуг.

Под инновационной политикой понимается совокупность задач, а также комплекс методов воздействия государственных структур на экономику, направленных на инициирование и повышение экономической и социальной эффективности инновационных процессов, которая предполагает разработку и проведение инновационной политики на всех уровнях - нормативно-правовом, организационном, финансовом, экономическом [1]. Такая политика разрабатывается на основе утверждения приоритетного значения инновационной деятельности для современного общественного развития. Одним из основных факторов, оказывающих существенное влияние на развитие инновационного климата страны, является организационно-финансовый потенциал государства.

На современном этапе развития существуют объективные причины, тормозящие процесс создания современных мультисервисных сетей в России.

Во-первых, отсутствие государственной поддержки. Опыт зарубежных стран показывает, что сети КТВ успешно развиваются в тех странах, где оказывается серьезная поддержка этому процессу со стороны государства в виде предоставления различного рода льгот компаниям, упрощению процедур получения разрешительных документов и т.д.

Во-вторых, слабое развитие производства отечественного оборудования и компонентов для сетей кабельного телевидения.

7

В-третьих, современный рынок отечественных технологий и услуг пока невелик, поэтому в большинстве российских сетей КТВ используется зарубежное оборудование и технологии [2, с. 34].

Рынок телекоммуникационного и телерадиовещательного оборудования Татарстана, как и России в целом, в настоящее время проходит определенные стадии формирования.

Исследования показывают, что за последние годы наблюдаются значительные изменения на рынке инфокоммуникационных услуг, достигаемые путем внедрения современных технологий.

Анализ рынка телекоммуникационных услуг показал, что Республика Татарстан является экономически и социально развитым регионом Российской Федерации, на территории которого динамично развиваются инфокоммуникационные технологии и сотовая связь. В общем объеме рынка телекоммуникационных услуг доля сотовой связи составляет 83 % [3].

По данным Министерства информатизации и связи Республики Татарстан, в целях повышения инновационной составляющей отрасли за последние годы были направлены значительные инвестиционные вложения (табл. 1).

Как видно из приведенной таблицы, за последние три года инвестиции в отрасль значительно были увеличены, а суммарно за 2011-2012 гг. они возросли в 1,28 раза, то есть больше, чем за предше-

Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 2

Экономика

Таблица 1

Инвестиции в отрасль информатизации и связи Республики Татарстан [3]

2007 г 2008 г 2009 г 2010 г. 2011 г 2012 г.

Объем инвестиций, млрд.руб. 3,20 1,98 1,05 4,88 7,86 6,40

ствующие четыре года. Данные денежные средства были направлены на инновационную составляющую отрасли.

Так, в настоящее время в республике завершена работа по замене морально устаревшего действующего оборудования проводной связи на современное цифровое оборудование. Это позволило все транспортные сети, как зоновые, так и городские, и сельские перевести на цифровое обслуживание. Кроме того, в Казани и Набережных Челнах построены кольцевые транспортные сети синхронной цифровой иерархии со скоростью передачи информации до 10 Гбит/с. Во всех городах и районах республики действует только цифровое коммутационное оборудование городских и сельских АТС. Таким образом, в Татарстане создана 100 % цифровая инфраструктура сетей телекоммуникаций. Это предопределило условия для того, чтобы Татарстан стал первым и единственным субъектом РФ, на территории которого обеспечена 100 % цифровизация сельских, городских АТС и всей телекоммуникационной инфраструктуры [3].

В целях решения важной социальной задачи преодоления цифрового неравенства между городом и селом в части обеспечения населения услугами телефонной связи и доступа в Интернет завершены работы по внедрению на территории республики универсальных услуг связи с использованием универсальных таксофонов и пунктов коллективного доступа в Интернет. Все населенные пункты Республики Татарстан телефонизированы и обеспечены базовыми услугами телефонной связи в рамках реализации Программы по внедрению универсальных услуг телефонной связи.

В республике созданы благоприятные условия и функционируют все федеральные стандарты сотовой связи: GSM-900, GSM-1800, D-AMPS (TDMA-800).

Анализ показывает, что на рынке услуг сотовой связи наблюдался рост абонентской базы сотовых операторов связи, которая составляет 6 млн. 399 тыс. абонентов, прирост по сравнению с началом года составляет 213 тыс. абонентов.

Уровень проникновения сотовой связи в Республике Татарстан представлен на рис. 1. Из рисунка видно, что Татарстан занимает второе место по уровню проникновения сотовой связи по ПФО, и на сегодняшний день он составляет 168 %. Уровень проникновения мобильной связи в России составляет 179 % [4].

8

За короткий срок операторы сотовой связи обеспечили покрытие территории республики вдоль основных автомобильных дорог, городов и райцентров. Операторами сотовой связи постоянно ведется работа по расширению зоны покрытия территории Республики Татарстан. В этих целях на территории Республики Татарстан развернуто и эксплуатируется более 4000 базовых станций. Все это позволяет говорить о доступности и востребованности данного вида услуг широкими слоями населения.

По уровню проникновения сотовой связи Республика Татарстан входит в число регионов-лидеров. В связи с насыщением рынка сотовой связи наряду с расширением зоны обслуживания и улучшением качества покрытия в развернутых сетях все больше внимания уделяется расширению спектра услуг, предоставляемых различным категориям абонентов на основе внедрения новых перспективных технологий стандарта 3G, 4 G, LTE. В 2008 г. были запущены сети сотовой связи третьего поколения 3G. Развитие сетей 3G, 4 G и LTE позволяет существенно улучшить качество и удобство пользования существующими услугами и сервисами, а также воспользоваться целым спектром инновационных для российского рынка услуг: мобильным телевидением, видеотелефонией, доступом в Интернет при помощи технологии высокоскоростной передачи данных и многими др. На территории республики функционирует цифровая телекоммуникационная транспортная сеть связи с использованием современного оборудования, позволяющая операторам связи становится универсальным оператором и предоставлять жителям республики широкий спектр телекоммуникационных услуг.

Динамика оттока абонентов местной телефонной связи по Республике Татарстан представлена в таблице 2. По данным Министерства информатизации и связи Республики Татарстан, общее количество основных телефонов составляет 1 млн. 77 тыс. тел. Отток с начала года на местных сетях связи составляет 85,7 тыс. тел. Общая телефонная плотность

Уровень проникновения сотовой связи в разрезе ПФО

178%

168% 165% 165% 162% 160,6%

Рис. 1. Уровень проникновения сотовой связи в разрезе ПФО [3]

Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 2

Экономика

Таблица 2

Динамика оттока абонентов местной телефонной связи по РТ [4]

2008 г. 2009 г 2010 г. 2011 г. 2012 г

Количество абонентов, тыс.чел. 38,5 42,1 44,3 45 85,7

на 100 чел. составляет 28 тел. [4]. Таким образом, инновационные технологии в области телекоммуникаций значительно обостряют конкуренцию на данном рынке и вытесняют, казалось бы классические формы услуг, такие как телефон.

На рынке телекоммуникационных услуг Республики Татарстан услуги местной телефонной связи предоставляют 40 операторов проводной фиксированной связи, 5 операторов сотовой связи и более 10 Интернет-провайдеров.

Уровень проникновения Интернета по России вырос за счет региональных показателей. Уровень проникновения широкополосного доступа в сеть Интернет по ПФО представлен на рисунке 2.

Уровень проникновения ШПД по ПФО

Республика Башкортостан Ульяновская область Чувашская область Самарская область Удмуртская область Челябинская область Республика Татарстан

Рис. 2. Уровень проникновения ШПД по ПФО [3]

За последние годы быстрыми темпами идет внедрение на территории республики современных технологий широкополосного доступа в сеть Интернет: технологий 3G, 4G (Wi-Fi, мобильного WiMAX, LTE), решений IP-TV, проектов «оптика в дом». Активно развиваются сети передачи данных по технологии GPON. Благодаря данной технологии доведена до каждого домохозяйства скорость широкополосно-

го доступа в Интернет не менее 1 Гбит/c. и позволяет внедрять новые услуги для абонентов, такие как телевидение высокой четкости (HDTV), видео-охрана, пожарная охрана, видео-звонки. Количество абонентов составляет более 15 тыс. пользователей.

Также внедряется технология высокоскоростного мобильного широкополосного доступа стандарта LTE, которая обеспечивает теоретическую пиковую скорость передачи данных до 326,4 Мбит/с от базовой станции к пользователю. На территории Республики Татарстан уже более 4 400 пользователей используют стандарт LTE . Данная технология уже внедрена на территории Казани и Набережных Челнов.

Таким образом, можно говорить о прямой зависимости инновационного развития отрасли от инвестиционной составляющей. В условиях динамичного развития современных инфокоммуникационных технологий возникает острая необходимость в их своевременном внедрении, ликвидации морально устаревшего оборудования с целью преодоления социального неравенства между регионами, а также городом и селом. Безусловно, качественное изменение на рынке возможно лишь при привлечении долгосрочных инвестиций с их рациональным распределением, что позволяет занимать лидирующие позиции в данной отрасли.

Литература:

1. Государственная политика в условиях формирования инновационной экономики. - URL: http:// rudocs.exdat.com/docs/index-68827.html

2. Жилкина Э.Е. Рынок телекоммуникационных услуг (на примере г. Набережные Челны) // Практический маркетинг. - 2010. - № 5 (159). - С. 34.

3. Официальный сайт Министерства информатизации и связи РТ. - URL: http://mic.tatarstan.ru

4. Информатизация и связь - одни из прогрессивно развивающихся отраслей Татарстана. - URL: http://ati-times.tatar-inform.ru/news/hitech/1623/

Innovation Policy in the Sphere of Information and Communication Services (as Exemplified by the Republic of Tatarstan)

N.S. Aksenova

Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev

The paper dwells upon innovation policy of The Ministry of Informatization and Communications of the Republic of Tatarstan in the sphere of information and communication services. The author analyzes the dependence of innovation-based development of the branch on investments, allowing implementation of modern telecommunication standards for solving topical social problems.

Key words: innovation policy, investments, information and communication services, telecommunication services market.

9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.