Научная статья на тему 'Рынок сырной продукции в Республике Татарстан'

Рынок сырной продукции в Республике Татарстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
145
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молочная промышленность / товарное молоко / сыр / сырное производство / частные сыроварни. / dairy industry / marketed milk / cheese / cheese production / private cheese factories.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А. Р. Юнусова, Э. И. Сагутдинова, Т. В. Агафонова, С. В. Пирогова

В статье рассматривается рынок сырной продукции в Российской Федерации и в частности в Республике Татарстан. Акцент в работе сделан именно на данный субъект, т.к. Республика Татарстан занимает основные позиции по развитию региональной экономики в России. Представлены факторы, которые положительно влияют на развитие отечественных молочных компаний. Выявлены причины стимулирующие рост производства сырной продукции, перечислены мероприятия, которые помогут сыроварням выйти на новый рынок и найти своих покупателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHEESE PRODUCT MARKET IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN

The article examines the cheese market in the Russian Federation and in particular in the Republic of Tatarstan. The emphasis in the work is made precisely on this subject, because The Republic of Tatarstan occupies the main position in the development of the regional economy in Russia. The factors that positively affect the development of domestic dairy companies are presented. Reasons for stimulating the growth of cheese production have been identified, measures are listed that will help cheese producers enter a new market and find their customers.

Текст научной работы на тему «Рынок сырной продукции в Республике Татарстан»

РЫНОК СЫРНОЙ ПРОДУКЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

А.Р. Юнусова, студент

Э.И. Сагутдинова, студент

Т.В. Агафонова, студент

С.В. Пирогова, старший преподаватель

Казанский государственный энергетический университет

(Россия, г. Казань)

DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10577

Аннотация. В статье рассматривается рынок сырной продукции в Российской Федерации и в частности в Республике Татарстан. Акцент в работе сделан именно на данный субъект, т.к. Республика Татарстан занимает основные позиции по развитию региональной экономики в России. Представлены факторы, которые положительно влияют на развитие отечественных молочных компаний. Выявлены причины стимулирующие рост производства сырной продукции, перечислены мероприятия, которые помогут сыроварням выйти на новый рынок и найти своих покупателей.

Ключевые слова: молочная промышленность, товарное молоко, сыр, сырное производство, частные сыроварни.

Молочная промышленность - это отрасль, которая объединяет предприятия по обработке продукции из молока.

Молочные заводы и комбинаты производят переработку сырья и выпускают большой ассортимент продукции.

По объему производства товарного молока Республика Татарстан всегда входила в тройку лидеров и уже много лет возглавляет этот рейтинг. В среднем в регионе производится около 1,3-1,4 млн т товарного молока (это порядка 7% от всего российского производства). Единственный регион, который может соперничать с республикой по производству молока - Республика Башкортостан, но по объему производства товарного молока в разы уступает Татарстану (Башкортостан занимает 3-4 место) [1].

На рынке молочной продукции рынок сыров занимает существенную долю. Спрос на сыры в РФ постепенно увеличивается, при этом продажи сыров в стоимостном выражении увеличиваются интенсивнее, чем продажи сыров в натуральном выражении. На сегодня РФ импортирует свыше 50% необходимых отечественному потребителю сыров.

Российский рынок сыров, начиная с 2015 г., продолжает расти, это связано с политикой импортозамещения после вве-

дения санкций против РФ странами ЕС и США. Вместе с тем, зафиксировано сокращение темпов роста в производстве сыров в 2016 и 2017 гг. Несмотря на это, доходность рынка и потребность в качественной продукции продолжает привлекать инвестиции в молочную переработку. Особенно это видно в последние годы, когда крупные агрохолдинги, международные компании и крупнейшие производители молока реализуют инвестиционные проекты в данной отрасли [2]. В 2018 г. крупные сырные производители активно реализовали инвестиционные проекты, в результате выхода на заявленные мощности, произошло усиление их позиций на рынке [3].

Хотелось бы выделить ряд пунктов, которые положительно влияют на развитие отечественных молочных компаний:

- распространение тренда здорового образа жизни в России;

- принятие Национальным союзом производителей молока «Союзмолоко» информационно-образовательной программы «Три молочных продукта в день», работающей на узнаваемости продукции;

- поддержка сельхозпроизводителей государством, нацеленная на увеличение производства необходимого объёма каче-

ственного сырья и замещение импортных молочных продуктов отечественными;

- принятие «Доктрины продовольственной безопасности», цель которой увеличить до 90% долю российских производителей молочной продукции [4];

- российские потребители стали чаще покупать отечественные товары и связано это как с повышением качества молочной продукции, так и с позиционированием брендов компаний создающих эти товары.

Что касается сыров и сырных продуктов то за 2014-2018 годы их производство увеличилось на 33%, в результате чего эта категория стала самой быстрорастущей в молочной отрасли. Рынок сыров остается крайне привлекательным для инвестиций из-за своих размеров, низкого уровня консолидации, а также потенциала роста за счет последовательного импортозамеще-ния и экспорта в страны Азии.

Республика Татарстан давно занимает основные позиции по развитию региональной экономики в России. Основным преимуществом РТ является расположение. Татарстан находится в центре крупного индустриального района РФ, на пересечении важнейших магистралей.

Республика является одним из лидеров по объемам производства молока и крупнейшим регионом-производителем сыров (помимо Алтайского и Краснодарского краев, Московской, Воронежской и Ярославской областей).

Согласно данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан производство сыров, сырных продуктов и творога по итогам 9 месяцев 2018 года составило 30,5 тыс. тонн, что на 17% выше показателя аналогичного периода 2016 года. Исходя из последних тенденций, показатель производства сыров и сырных продуктов прогнозируется выше, чем в 2018 году [5].

По результатам анкетирования проведенного Госалкогольинспекцией Республики Татарстан сыры являются продуктом повседневного потребления для 68% опрошенных (респондентами выступили 1400 жителей городов и районов республики) [6].

Основными крупными производителями сыра в Республике Татарстан являются:

- ОАО «Черемшанский маслосыро-дельный завод»;

- ОАО «Азбука сыра мамадышский сыркомбинат»;

- ООО УК «Просто молоко» Казанский молочный комбинат;

- ОАО «Буинский маслосыродельный комбинат»;

- АО «ЗМК»;

- ООО «Кgk-logistica».

Данные производители полностью покрывают потребность рынка Республики Татарстан в молоке и молочных продуктах и поставляют свою продукцию в другие регионы России.

Но, не смотря на это, в структуре выпуска сырной продукции в РТ все больше растет доля частных сыроварен. Это объясняется тем, что:

1. В республики есть большое количество натурального сырья для производства сыра.

Основным преимуществом сыров произведенных в Республике Татарстан является, то, что при его производстве не используются растительные жиры и главным образом пальмовое масла, которое добавляют в сыры некоторые производители из ближнего зарубежья. Республиканские производители производят продукцию по ГОСТу из натуральных ингредиентов.

2. Растет интерес к данной продукции со стороны потребителей.

Основные потребители сыра и сырной продукции в городах и населенных пунктах России, в том числе и РТ, являются работающие мужчины и женщина в возрасте 25-55 лет, относящиеся к среднему и высшему классу по типу потребления, средний доход которого составляет не менее 25 тыс. руб. Это связано с тем, что большинство качественных сыров относятся к высшей и средней категории.

При открытии частной сыроварни необходимо придерживаться следующих принципов, которые позволят найти своих клиентов и занять свою нишу:

1. Продажу готовой продукции выгоднее осуществлять в радиусе, не более 100 км от места нахождения сыроварни.

Если же завод будет работать на полную мощность и объемы позволят, то можно выходить на более крупные рынки.

2. Продажи через свой магазин повышают рентабельность производства.

3. Целесообразно наладить поставки товара в разные магазины эко-продуктов. Такие заведения есть в практически каждом небольшом населенном пункте. Для транспортировки потребуется иметь небольшой, но подходящий по габаритам и грузоподъемности автомобиль, который дополнительно снабжен рефрижератором.

Такой подход позволяет стабильно реа-лизовывать произведенный товар, независимо от розничных продаж у заказчиков.

4. Ключевой целью мероприятий должна стать выработка, закрепление у потен-

циальных покупателей положительного имиджа производителя.

Таким образом, в связи с импортозаме-щением, на рынке России наблюдается свободная ниша в отрасли производства сыра. И приход на данный рынок, как частных производителей, так и крупных компаний позволит нашей стране обеспечить своих граждан высококачественным отечественным товаром в широким ассортименте. Создание новых частных сыроварен приведет к появлению новых дополнительных рабочих мест, а также поспособствует росту экономической эффективности страны. Можно с уверенностью утверждать, что на данный момент производство сыров в нашей стране является перспективным видом деятельности.

Библиографический список

1. Обзор рынка сыра Республики Татарстан. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kazangost.ru/ekspertiza/obzor-rynka-syra-respubliki-tatarstan/

2. Нестулаева Д.Р., Исянова Р.Д. Открытость экономики Республики Татарстан и ее зависимость от внешнеэкономического товарообмена // Вестник экономики, права и социологии. - 2018. - № 3. - С. 212-215.

3. Шлычков В.В., Батайкин П.А., Нестулаева Д.Р., Кулиш С.М. Малый бизнес в Республике Татарстан - декларации и реальность // Вестник экономики, права и социологии. - 2018. - № 1. - С. 46-53.

4. Орлов С.Л., Нестулаева Д.Р., Давыдова А.С. Современная экономика и национальные приоритеты для России // Вестник экономики, права и социологии. - 2017. - №4. -С. 94-104.

5. Статистический ежегодник «Республика Татарстан» // Федеральная служба государственной статистики по Республике Татарстан. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tatstat.gks.ru/publication_collection

6. В Госалкогольинспекции Татарстана определили лучшие сыры. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rt-online.ru/v-gosalkogolinspektsii-tatarstana-opredelili-luchshie-syry/

CHEESE PRODUCT MARKET IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN

A.R. Yunusova, Student

E.I. Sagutdinova, Student

T.V. Agafonova, Student

S.V. Pirogova, Senior Lecturer

Kazan State Power Engineering University

(Russia, Kazan)

Abstract. The article examines the cheese market in the Russian Federation and in particular in the Republic of Tatarstan. The emphasis in the work is made precisely on this subject, because The Republic of Tatarstan occupies the main position in the development of the regional economy in Russia. The factors that positively affect the development of domestic dairy companies are presented. Reasons for stimulating the growth of cheese production have been identified, measures are listed that will help cheese producers enter a new market and find their customers.

Keywords: dairy industry, marketed milk, cheese, cheese production, private cheese factories.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.