Научная статья на тему 'Рынок сердечно-сосудистых препаратов в России'

Рынок сердечно-сосудистых препаратов в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
623
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫХ ПРЕПАРАТЫ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юлия Уварова

В данной статье проанализированы настоящее положение и тенденции развития сегмента сердечно-сосудистых препаратов на российском фармацевтическом рынке. Исследование включает продажи розничного (по данным розничного аудита IMS), больничного сегментов и ДЛО/ОНЛС/«7 нозологий» и охватывает период с 2007 по 2009 гг. Все данные приведены в оптовых ценах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рынок сердечно-сосудистых препаратов в России»



2010 апрель PEMEÜUUM

Юлия УВАРОВА, «Ремедиум»

Рынок сердечно-сосудистых препаратов в России

В данной статье проанализированы настоящее положение и тенденции развития сегмента сердечно-сосудистых препаратов на российском фармацевтическом рынке. Исследование включает продажи розничного (по данным розничного аудита IMS), больничного сегментов и ДЛО/ОНЛС/«7 нозологий» и охватывает период с 2007 по 2009 гг. Все данные приведены в оптовых ценах.

В 2009 г. было реализовано 432 млн. упаковок сердечно-сосудистых препаратов на сумму более 40 млрд. руб. В сравнении с 2008 г. стоимостный объем вырос на 15,4% во многом благодаря росту средней цены за упаковку (+30% по сравнению с прошлым годом), о чем свидетельствует снижение натурального объема продаж более чем на 10%.

В рассматриваемый сегмент входят 9 АТС-групп 2-го уровня. Прирост продаж в рублях был положителен по всем группам, однако объемы продаж в упаковках снизились практически во всех группах, за исключением С07 и С10. Наиболее продаваемой группой (28,8%) является ОТ9 [Препараты, влияющие на систему ренин-ангиотензин], прирост продаж которой составил 20,4%. В натуральном выражении эта группа составляет почти половину сегмента. Представленная ниже гистограмма (рис. 1) отражает долевое распределе-

ние внутри рассматриваемого сегмента.

В структуре сегмента по патентному статусу значительная доля в стоимо-

стном выражении (38,7%) принадлежит оригинальным препаратам, в упаковках их доля также продолжает расти. Растет доля брэндированных дженериков, в то время как продажи генерических ЛС снижаются. Продажи препаратов рассматриваемого сегмента на 80% обеспечиваются за счет средств потребителей, 13,5% продаж препаратов реализуется через про-

рисунок1

| Структура сегмента сердечно-сосудистых препаратов

100

4'8 4,8 4,7 3,2 2,8 2,7

60 40 20 О ^

39,1

4,8 4,7

ц ц

5,5 6,1

1,5 1,8

8,6 9,7

12,2 12,9

33,5

2007 2008 2009 В натуральном выражении

2007 2008 2009 В стоимостном выражении

C09 [Препараты, влияю-

щие на систему ренин-

ангиотензин]

C01 [Препараты для ле-

чения заболеваний

сердца]

C05 [Ангиопротекторы]

C07 [Бета-адренобло-

каторы]

C10 [Гиполипидеми-

ческие препараты]

■ C08 [Блокаторы «мед-

ленных» кальциевых

каналов]

C03 [Диуретики]

C02 [Гипотензивные

препараты]

■ C04[Периферические

вазодилататоры]

таблица 1

Рейтинг ведущих корпораций по итогам 2009 г. в сегменте сердечно-сосудистых препаратов

Корпорация Доля продаж, упак. Доля продаж, руб.

2007 2008 2009 Рост, 2009/2007 2007 2008 2009 Рост, 2009/2007

Servier/Egis 5,4 6,1 6,1 0,7 18,9 19,3 19,0 0,1

KRKA dd. 5,2 5,6 6,0 0,8 7,5 7,3 7,6 0,1

Sanofi-aventis 3,7 4,0 4,3 0,6 7,0 6,7 7,1 0,1

Gedeon Richter 3,1 3,6 4,0 0,9 5,5 6,1 6,5 1,0

Nycomed 1,4 2,0 2,6 1,2 3,5 4,3 5,1 1,6

Berlin-Chemie 2,0 2,3 2,1 0,1 4,5 4,6 4,7 0,2

Novartis 1,4 1,4 1,5 0,1 2,8 2,8 3,0 0,1

Schwarz 1,2 1,2 1,2 0,0 3,1 2,9 2,9 -0,2

Grindeks 1,1 1,2 1,0 -0,1 3,4 3,9 2,6 -0,8

Штада-Нижфарм 3,0 2,8 3,0 0,1 3,1 2,4 2,5 -0,6

Итого 27,5 30,1 31,7 59,3 60,5 60,8

24 Н Рынок СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫХ ПРЕПАРАТОВ В РОССИИ

ршшиим 2010 апрель

Птаблица~2| Рейтинг наиболее продаваемых торговых наименований по итогам 2009 г.

Торговое наименование Доля продаж, упак. Доля продаж, руб.

2007 2008 2009 Рост, 2009/2007 2007 2008 2009 Рост, 2009/2007

Детралекс 0,7 0,7 0,6 -0,1 3,6 3,5 3,5 -0,1

Престариум А 0,0 0,1 0,8 0,8 0,0 0,4 3,5 3,5

Диротон 1,5 1,8 1,9 0,4 3,1 3,4 3,5 0,4

Предуктал 0,7 0,7 0,6 0,0 4,2 4,0 3,5 -0,7

Конкор 0,7 1,0 1,4 0,6 2,5 3,1 3,5 1,0

Милдронат 1,1 1,2 0,9 -0,2 3,4 3,9 2,6 -0,8

Нолипрел 0,4 0,5 0,5 0,2 1,8 2,4 2,4 0,6

Энап 2,3 2,6 2,6 0,3 2,5 2,2 2,1 -0,3

Эналаприл 6,7 7,8 9,1 2,4 2,3 2,1 2,1 -0,2

Арифон 0,7 0,7 0,6 0,0 2,5 2,2 1,9 -0,6

Итого 14,7 17,1 19,1 25,9 27,4 28,7

грамму ДЛО и 7,5% через больничные учреждения.

При этом по структуре отпуска сердечно-сосудистые препараты на 90% являются рецептурными. Ведущими игроками в сегменте сердечно-сосудистых препаратов в денежном выражении остаются зарубежные компании.

Безусловным лидером рынка с заметным отрывом является компания Ser-vier/Egis, доля которой в денежном выражении составляет почти 1/5 сегмента, в упаковках — всего 6,1%. В рассматриваемый период (2007— 2009 гг.) наибольший прирост доли наблюдался у компаний Gedeon Richter

Птаблица'з| Рейтинг наиболее продаваемых торговых наименований в сегменте

сердечно-сосудистых препаратов в АТС-группах 3-го уровня по итогам 2009 г.

C09 [Препараты, влияющие на систему ренин-ангиотензин] C07 [Бета-адреноблокаторы] C03 [Диуретики]

1. Престариум А 1. Конкор 1. Арифон

2. Диротон 2. Эгилок 2. Верошпирон

3. Нолипрел 3. Небилет 3. Индапамид

C01 [Препараты для лечения заболеваний сердца] C10 [Гиполипидемические препараты] C02 [Гипотензивные препараты]

1. Предуктал 1. Крестор 1. Физиотенз

2. Милдронат 2. Вазилип 2. Адельфан-эзидрекс

3. Кардикет 3. Торвакард 3.Зоксон

C05 [Ангиопротекторы] C08 [Блокаторы «медленных» кальциевых каналов] C04 [Периферические вазодилататоры]

1. Детралекс 1. Нормодипин 1.Трентал

2. Троксевазин 2. Амлодипин 2. Вазобрал

3. Лиотон 1000 3. Норваск 3. Никотиновая кислота

рисунок 2

| Структура сегмента сердечно-сосудистых препаратов по статусу оригинальности

100 г 80 60 40 20 0

36,3

40,5

42 23,7 22,5 20,9

38,6 40,5

37,9

45,5 38,4 38,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12,5

Оригинальный

Дженерик

Другие

2007 2008 2009 В натуральном выражении

2007 2008 2009 В стоимостном выражении

2010 апрель РШШ1ШМ

рисунок 3

| Структура продаж сердечно-сосудистых препаратов по группам стран

В натуральном выражении

В стоимостном выражении

^—

1 — Западная Европа, 17,6% 1 — Западная Европа, 47,6%

2 — СНГ и страны Балтиии, 3,4% 2 — СНГ и страны Балтиии, 3,2%

3 — Восточная Европа, 23,4% 3 — Восточная Европа, 29,4%

4 — Азия и др., 15,5% 4 — Азия и др., 8,5%

5 — Россия, 40,1% 5 — Россия, 11,7%

5

1

Ltd. (+1,0 п.п. за счет роста препаратов Диротон и Экватор) и Nycomed (+1,6 п.п. за счет препарата Конкор). Больше всего пострадала компания Grindeks с препаратом Милдронат (-0,8 п.п.) Общая доля десятки лидеров выросла за 2 года на 1,5 п.п. и по итогам 2009 г. составила 60,8% сегмента (табл. 1). В таблице 2 представлен рейтинг продаж по торговым наименованиям. Важно отметить препарат Престари-ум А компании Servier/Egis, который за 2 года вышел в лидеры рынка (+3,5 п.п.), увеличив объемы реализации более чем в 8 раз.

Препарат Конкор компании Nycomed увеличил долю рынка на 1 п.п. Наибольшее падение продемонстрировал Милдронат, однако ему удалось удержать второе место в рейтинге. Общая доля десятки в денежном выражении выросла на 2,8 п.п. и составила 28,7%. Доля продаж в упаковках составила 19,1°%.

В таблице 3 представлены рейтинги продаж торговых наименований в каждой подгруппе АТС 3-го уровня рассматриваемого сегмента. Около половины рынка ЛС в изучаемом сегменте в денежном выражении прихо-

дится на препараты, производимые в западных странах (во многом благодаря реализации препаратов из Франции и Германии). На долю российских производителей приходится всего 11,7%, при этом в упаковках продажи составляют почти половину сегмента (40,1%) (рис. 3). Интересно проанализировать сегментацию цен в рассматриваемой группе препаратов (рис. 4).

Основная часть продаж приходится на препараты нижних ценовых сегментов («до 50» и от «50 до 100» рублей за упаковку). Однако в течение рассматриваемого периода их доля сократилась, что было вызвано скорее не снижением потребления, а более высоким темпом роста цен на дешевые препараты, в связи с чем произошел переход препаратов из одного сегмента в другой. За изучаемый период доля среднецено-вого сегмента «от 100 до 300» рублей осталась почти неизменной. Возросли доли препаратов верхних ценовых сегментов как в натуральных, так и в стоимостных объемах.

В структуре сегмента по лекарственной форме лидируют таблетки — их доля составляет более 2/3 сегмента и постоянно растет. За рассматриваемый период сократилась доля порошков/растворов для инъекций. Доли остальных лекарственных форм (гели, капсулы и прочие) почти не изменились. Таким образом, особенностями рынка сердечно-сосудистых препаратов являются:

рисунок 4

Ценовая сегментация сердечно-сосудистых препаратов

26 Н Рынок СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫХ ПРЕПАРАТОВ В РОССИИ

ршшиим 2010 апрель

кроме того...

«БИОКАД» ПОЛУЧИТ СУБСИДИЮ НА ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОИЗВОДСТВА СУБСТАНЦИЙ И ЛС

Правительство РФ определило ЗАО «Био-кад» ответственным за организацию опытно-промышленного производства субстанций и ЛС на основе моноклональ-ных антител, необходимых для выпуска дорогостоящих импортозамещающих препаратов. Также Правительство РФ утвердило правила предоставления в 2010 г. субсидии из федерального бюджета ЗАО «Биокад» на организацию данного опытно-промышленного производства. Субсидия предоставляется единовременно в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Минпромтор-гом РФ в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2009 г. №2092-р. Получатель субсидии использует субсидию на возмещение фактических расходов, связанных с осуществлением мероприятий по организации производства. Получатель субсидии не позднее 1 декабря 2010 г. обязан представить в Минпромторг отчетность об использовании субсидии. Контроль за целевым использованием субсидии осуществляется Министерством промышленности и торговли РФ и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора.

рисунок 5

| Структура сегмента сердечно-сосудистых препаратов по типу лекарственных форм

1 — Таблетки, 79,7%

2 — Порошки/растворы

для инъекций, 5,5%

3 — Гель, 4,3%

4 — Капсулы, 4,0%

5 — Прочие, 6,5%

5

♦ Высокая динамика роста в денежном выражении (+15,4% по сравнению с прошлым годом) и сокращение объемов потребления в упаковках (-10%), что отражает общие тенденции развития фармацевтического рынка в 2009 г.

♦ Высокий темп роста средней цены за упаковку (+30% по сравнению с 2008 г.)

♦ Значительная доля оригинальных препаратов (38,7% в денежном выражении).

♦ 90% сердечно-сосудистых препаратов являются рецептурными.

♦ Лидирующие позиции принадлежат зарубежным компаниям.

Ф

2010 апрель РЕМЕОииМ

кроме того..._

ЗАРЕГИСТРИРОВАНА ПЕРВАЯ СРО В ФАРМОТРАСЛИ РОССИИ

Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии, рассмотрев заявление Некоммерческого партнерства содействия распространению качественных лекарственных средств на фармацевтическом рынке «Стандарты фармацевтического рынка» (НП «СФР»), приняла решение о внесении сведений о нем в государственный реестр саморегулируемых организаций под номером 0037. НП «СФР» было образовано в начале 2009 г. при поддержке Минпромторга РФ и Росздравнадзора. Цель НП «СФР» — сделать невозможным появление фальсифицированных и некачественных ЛС, обеспечив полную прозрачность товародвижения по всей цепочке распространения — от производства до аптеки. На первом этапе в организацию вошли 32 компании:

♦ крупнейшие фармацевтические дистрибьюторы и специализированные логистические операторы (ЗАО «СИА Интернейшнл», ЗАО «Роста», ООО «Биотэк», ЗАО «Катрен», ЗАО «Таможенно-складской терминал Транссервис» (ГК «ПРОТЕК»), ЗАО «Сантэнс Сервис» и

др.);

4 московские и региональные аптеки и аптечные сети (ОАО «Фармация» (Пенза), Аптечная сеть «36,6», Аптечная сеть «Радуга» и др.);

♦ отечественные производители (ОАО «Биохимик» (Саранск), ОАО «Биосинтез» (Пенза), ОАО «Синтез» (Курган), ООО «ОЗОН» (Самара), ООО «ПИК-ФАРМА» (Моск. обл.) и др.);

♦ центры контроля качества лекарственных средств и лаборатории (ООО «Окружной Центр контроля качества», ООО «Центр контроля качества Онкологического научного центра» им. Н.Н.Блохина РАМН, ООО ЦККЛ «ЦЕНТР ЭКОФАРМ» и др.).

В Саморегулируемой организации (СРО) созданы наблюдательный совет, на треть состоящий из независимых директоров (в соответствии с Законом о СРО), и дисциплинарный комитет. Эти органы осуществляют контроль за соблюдением членами организации всех правил, требований и стандартов предпринимательской деятельности и рассматривают дела о применении в отношении членов организации мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных внутренними документами. Принято решение об обеспечении имущественной ответственности членов СРО перед потребителями и иными лицами за качество произведенных ими товаров (работ, услуг) путем страхования гражданской ответственности на сумму 100 млн. руб. (застраховано «Росгосстрахом»).

ДЕЛЕГАЦИЯ РОСНАНО ПОСЕТИЛА ЗАВОД «ХЕМОФАРМ»

Завод ООО «Хемофарм» в г. Обнинске Калужской области посетила делегация РОСНАНО во главе с Анатолием Чубайсом. На встрече также присутствовали представители калужской и обнинской администрации в лице заместителя губернатора Калужской области Максима Акимова и мэра г. Обнинска Николая Шубина. Миломир Миятович, гендиректор завода ООО «Хемофарм», в своем выступлении отметил, что благодаря открытию производства в Калужский регион пришли новые технологии, решился вопрос о постоянном наличии лекарств в аптеках и доступности их для потребителей, а также появились дополнительные рабочие места. Во время экскурсии по заводу был продемонстрирован весь технологический процесс изготовления ЛС: от взвешивания сырья до упаковки готовых таблеток в ящики. Делегация РОСНАНО во главе с Анатолием Чубайсом остались довольны увиденным и пожелали компании «Хемофарм» удачи и процветания. По словам Миломира Миятовича, компания высоко оценивает оказываемое ей доверие со стороны представителей власти и бизнеса и всегда рада любому диалогу, в основе которого лежит забота о сохранении здоровья всех жителей России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.