РЕМШииМ 43
Юлия УВАРОВА, «Ремедиум»
Рынок психотропных
ПРЕПАРАТОВ И ПСИХОАНАЛЕПТИКОВ
В данном обзоре представлен анализ рынка психотропных препаратов и психоаналептиков1. Исследование включало продажи розничного сегмента (по данным розничного аудита IMS), больничного сегмента и ОНЛС и охватывало период 2009—2010 гг. Все данные приведены в оптовых ценах.
Согласно данным исследовательской компании IMS Health, объем продаж психотропных препаратов и психоаналептиков по итогам 2010 г. составил 369,3 млн. упаковок, что на +16,3% больше показателя 2009 г. В денежном выражении объем рынка вырос на +9,8% и достиг 21,5 млрд. руб. Средняя цена за упаковку составила более 58,3 руб. (рис. 1). На отечественном фармрынке психотропных препаратов и психоана-лептиков представлено около 200 компаний, которые производят более 250 торговых наименований. Рассматриваемый рынок препаратов включает 20 фармацевтических
1 Исследование включало препараты АТС-групп N05 [Психотропные препараты], N06 [Психоана-лептики].
групп (рис. 2). Наибольшая доля продаж данного сегмента в денежном эквиваленте приходится на но-отропные средства (28,3%). В натуральном выражении львиную долю продаж составляют седативные
средства растительного происхождения (37,9%).
Российский рынок психотропных препаратов и психоаналептиков — это рынок дженериков, доля которых составляет 75,0% в денежном и 96,7% в натуральном выражении. Оригинальные препараты занимают 25,0% сегмента в стоимостном выражении, доля в упаковках составляет всего 3,3%.
рисунок 1 Объем продаж психотропных препаратов и психоаналептиков в период 2009—2010 гг.
Объем продаж сегмента, млн. упак.
Объем продаж сегмента, млрд. руб.
400 Г 16,3 25 Г 9,8
350
.—^ 20
300 -
250 200 317,4 369,3 15 19,6 21,5
150 - 10
100 - -
50
2009 2010 2009 2010
рисунок 2 Структура сегмента психотропных препаратов и психоаналептиков по фармгруппам
0,001 0,000 0,026 0,009 1,495 0,097 0,146 0,034 0,390 0,032 6,269
0,001 0,001 0,028 0,008 1,432 0,112 0,125 0,031 0,304 0,028 0,038
0,003 0,000 0,035 0,123 0,115 0,265 0,495 0,558 0,961 1,368 1,603 1,748
0,004 0,013 0,039 0,112 0,192 0,312 0,437 0,629 0,929 1,264 1,570 2,491
2009 2010
В натуральном выражении
2009 2010
В стоимостном выражении
| | — ноотропное средство —
| | — антипсихотическое —
средство(нейролептик) | | — седативное средство ^ — растительного —
происхождения | | — анксиолитическое
средство (транквилизатор) ^ — | | — седативное средство | | — антидепрессант —
| |— церебровазодила-тирующее средство | | — ангиопротекторное ^ —
средство растительного происхождения —
| | — метаболическое средство | | — миорелаксант —
центрального действия | | —холинэстеразы ингибитор
снотворное средство
общетонизирующее
средство
адаптогенное средство мозговой кровоток улучшающее средство+ ноотропное средство психостимулирующее средство
симпатомиметическое средство центрального действия нормотимическое средство
деменции средство лечения
антидепрессант+ анксиолитическое средство (транквилизатор)
100
80
60
10,0
40
20
28,3
таблица 1 Рейтинг ведущих корпораций в сегменте психотропных препаратов и психоаналептиков по итогам 2010 г.
Корпорация Доля продаж, упак. % Доля продаж, руб. %
2009 2010 Рост, 2010 / 2009 2009 2010 Рост, 2010 / 2009
Ebewe 0,6 0,6 -0,1 7,8 8,0 0,2
«Валента Фармацевтика» ОАО 3,2 3,2 0,0 6,6 6,8 0,2
Gedeon Richter 2,7 2,3 -0,4 7,5 6,5 -0,9
Janssen-CiLag 0,1 0,1 0,0 7,5 5,8 -1,7
«Герофарм» ООО 0,3 0,3 0,0 3,3 3,9 0,6
Servier/Egis 1,2 1,0 -0,1 3,8 3,8 0,0
Teva 1,8 1,6 -0,2 3,7 3,6 0,0
Novartis (вкл. Sandoz-Lek) 1,2 1,1 -0,1 3,5 3,5 0,0
«Мастерфарм» ЗАО 0,9 1,0 0,2 2,6 3,3 0,7
Sanofi-aventis 0,7 0,7 0,0 2,7 2,9 0,2
Итого 12,6 11,9 -0,7 49,0 48,2 -0,8
рисунок з Структура продаж сегмента психотропных препаратов и психоаналептиков по группам стран по итогам 2010 г.
Доля в натуральном выражении, % 5 1
1 — З.Европа, 5,3%
2 — Россия, 73,3%
3 — В.Европа, 8,1%
4 — Страны СНГ, 4,8%
5 — Другие, 8,5%
Доля в стоимостном выражении, %
1 — З.Европа, 37,1%
2 — Россия, 33,4%
3 — В.Европа, 21,4%
4 — Страны СНГ, 1,8%
5 — Другие, 6,3%
5
таблица 2 Рейтинг наиболее продаваемых торговых наименований в сегменте психотропных препаратов и психоаналептиков по итогам 2010 г.
Торговое наименование Доля продаж, упак. % Доля продаж, руб. %
2009 2010 Рост, 2010 / 2009 2009 2010 Рост, 2010 / 2009
Церебролизин 0,6 0,6 -0,1 7,8 8,0 0,2
Кортексин 0,3 0,3 0,0 3,3 3,9 0,6
Кавинтон 1,7 1,4 -0,3 4,8 3,9 -0,9
Корвалол 22,7 22,9 0,2 3,1 3,4 0,3
Ново-Пассит 1,8 1,6 -0,2 3,3 3,1 -0,2
Фенотропил 0,3 0,3 0,0 3,2 3,1 -0,1
Афобазол 0,8 0,9 0,2 2,3 2,9 0,6
Валокордин 2,5 2,5 0,0 3,0 2,9 -0,1
Феназепам 2,4 2,2 -0,2 2,7 2,8 0,1
Танакан 0,3 0,3 0,0 2,9 2,8 -0,1
Итого 33,4 33,0 -0,5 36,4 36,8 0,4
РЫНОК ПСИХОТРОПНЫХ ПРЕПАРАТОВ И ПСИХОАНАЛЕПТИКОВ
РЕМШЦЦМ 45
таблица з Рейтинг наиболее продаваемых торговых наименований в сегменте психотропных препаратов и психоаналептиков в фармацевтических группах по итогам 2010 г.
Ноотропное средство Седативное средство Метаболическое средство Общетонизирующее средство
Церебролизин Корвалол Глицин Когитум
Кортексин Валокордин Миорелаксант центрального действия Адаптогенное средство
Фенотропил Валосердин Акатинол Мемантин Мелаксен
Антипсихотическое средство (нейролептик) Антидепрессант Холинэстеразы ингибитор Мозговой кровоток улучшающее средство+ноотропное средство
Рисполепт Конста Феварин Реминил Винпотропил
Сероквель Паксил Экселон Психостимулирующее средство
Рисполепт Ципралекс Нивалин Кофеин-бензоат натрия
Седативное средство растительного происхождения Церебровазодилати-рующее средство Снотворное средство Нормотимическое средство
Ново-Пассит Кавинтон Дормикум Седалит
Персен Кавинтон Форте Ивадал Лития карбонат
Валерианы экстракта таблетки покрытые оболочкой 0,02 г Винпоцетин Имован Контемнол
Анксиолитическое средство (транквилизатор) Ангиопротекторное средство растительного происхождения Миорелаксант центрального действия Метаболическое средство
Афобазол Танакан Акатинол Мемантин Глицин
Феназепам Билобил Кофеина-бензоат натрия Симпатомиметическое средство центрального действия
Грандаксин Билобил форте Сиднокарб Страттера
Деменции средство лечения Антидепрессант+ анксиолитическое средство (транквилизатор)
Нооджерон Амиксид
Подавляющая часть этих ЛС реализуется через аптечные учреждения. Десятка лидирующих производителей группы психотропных препаратов и психоаналептиков представлена в основном зарубежными компаниями (табл. 1), однако есть и отечественные производители. По объему продаж в денежном выражении в 2010 г. лидировала компания Ebewe с долей рынка 8,0% (препарат Церебролизин). Среди представленных компаний наибольший рост доли рынка наблюдался у отечественных производителей: «Геро-фарм» (+0,6 п.п. за счет препарата Кортексин) и «Мастерфарм» (+0,7 п.п. за счет препарата Афобазол). Лидером по объему продаж в натуральном выражении является отече-
рисунок 4 Ценовая сегментация психотропных препаратов и психоаналептиков
1,8 1,6 2 0,9
9,9 9,9
8,6 6,7 37,1 □ □ — >500 руб. — 300—500 руб.
— 9,6 5,7
- 78,1 80,4 27,5 29,2 □ □ — 100—300 руб. — 50—100 руб.
- 10,3 8,9 □ — <50 руб.
15,6 1 17,8
2009 2010 2009 2010
В натуральном выражении В стоимостном выражении
ственная компания «Валента Фармацевтика» с препаратом Феназепам. Сократили долевое присутствие зарубежные компании Janssen-Cilag (-1,7 п.п. за счет снижения доли линейки препаратов Рисполепт) и Gedeon Richter (-0,9 п.п. в основном за счет сокращения доли препарата Кавинтон).
Суммарная доля десятки лидеров сократилась и составила по итогам 2010 г. 11,9% в натуральном и 48,2% в стоимостном выражении. Среди торговых наименований рассматриваемого сегмента (табл. 2) лидером продаж в денежном выражении по итогам 2010 г. стал препарат Церебролизин (Ebewe), доля которого осталась почти без изменений.
По количеству проданных упаковок лидером является Корвалол, который производят несколько компаний. Важно отметить рост доли препаратов Кортексин и Афобазол (+0,6 п.п. для каждого по сравнению с прошлым годом). Наибольшее падение продемонстрировал Кавинтон (-0,9
п.п.). Общая доля десятки в натуральном выражении сократилась на -0,5 п.п. и составила 33,0%. Доля в рублях, наоборот, увеличилась на +0,4 п.п. и достигла 36,8% сегмента. В таблице 3 представлены рейтинги продаж торговых наименований в каждой фармацевтической группе рассматриваемого сегмента. Основная доля продаж изучаемого сегмента в денежном выражении приходится на препараты, производимые в странах Западной Европы (рис. 3), преимущественно в Австрии и Бельгии. Важно, однако, подчеркнуть, что в натуральном выражении более 70% приходится на российские препараты, в то время как в денежном выражении их доля составляет всего 33,4%.
Представляет интерес анализ сегментации цен в рассматриваемой группе препаратов (рис. 4). По итогам 2010 г. основная доля продаж в денежном выражении приходилась на препараты высокоценового сегмента («>500» руб.). Значительную долю продаж (почти 1/3 рассма-
триваемого рынка ЛС) составили и препараты средней цены («от 100 до 300» руб. за упаковку). В натуральном выражении львиная доля продаж (более 80%) приходилась на дешевые препараты — «<50» руб. за упаковку. Таким образом, характерными чертами отечественного рынка психотропных препаратов и психоаналеп-тиков являются:
+ Положительный рост продаж в натуральном и денежном выражении (+16,3% и +9,8% соответственно по итогам 2010 г. по сравнению с 2009 г.). « Реализация происходит в основном через аптечный сегмент. « Зависимость от импорта. Группа представлена преимущественно зарубежными, прежде всего европейскими, препаратами. « Основной объем продаж сегмента психотропных препаратов и психоаналептиков в денежном выражении приходится на препараты высокоценового сегмента («> 500 руб.» за упаковку).
Ф