Научная статья на тему 'Рынок анальгетиков в России'

Рынок анальгетиков в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
867
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛЬГЕТИКИ / БОЛЕУТОЛЯЮЩИЕ ПРЕПАРАТЫ / СЕГМЕНТ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА / ANALGESICS / PAIN MEDICATION / SEGMENT OF PHARMACEUTICAL MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юлия Уварова

В данной статье проанализированы настоящее положение и тенденции развития сегмента анальгетиков1 на российском фармацевтическом рынке. Исследование включало продажи розничного (по данным розничного аудита IMS), больничного сегментов и ДЛО и за период с 2007 по 2009 гг. Для сравнения были взяты сопоставимые периоды (9 месяцев). Все данные приведены в оптовых ценах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reviews the current situation and trends in the Russian analgesics market. The study of the market segment covered retail sales (based on retail audit of drugs by IMS), hospital sales and the reimbursement (DLO) segment from 2007 till 2009. Comparable periods of nine months were analyzed. Julia Uvarova, Remedium. Russian market of analgesics.

Текст научной работы на тему «Рынок анальгетиков в России»

потребление

и спрос

■ РЫНОК АНАЛЬГЕТИКОВ В РОССИИ

РЫНОК НООТРОПНЫХ ПРЕПАРАТОВ

ГЕПАТОЦЕЛЛЮЛЯРНЫЙ РАК — СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ В РОССИИ

uno disce omnes. По одному узнай все или всех.

Юлия УВАРОВА, «Ремедиум»

Рынок

АНАЛЬГЕТИКОВ В РОССИИ

Ключевые слова: анальгетики, болеутоляющие препараты, сегмент фармацевтического рынка.

В данной статье проанализированы настоящее положение и тенденции развития сегмента анальгетиков1 на российском фармацевтическом рынке. Исследование включало продажи розничного (по данным розничного аудита IMS), больничного сегментов и ДЛО и за период с 2007 по 2009 гг. Для сравнения были взяты сопоставимые периоды (9 месяцев). Все данные приведены в оптовых ценах.

На сегодняшний день сегмент анальгетиков составляет 8,3 млрд. руб., или 375 млн. упаковок. При этом в натуральном выражении прирост сегмента за 2 года (9 месяцев 2009 г. к 9 месяцам 2007 г.) составил всего 4%, а в стоимостном выражении анализируемый сегмент вырос в 1,5 раза, причем в рассматриваемый период происходило увеличение средней стоимости упаковки препарата, которая в 2009 г. составила 22 руб.

Рынок анальгетиков в России характеризуется высокой конкуренцией, на нем представлено более сотни препаратов, среди которых преобладают относительно дешевые дженерики. В рассматриваемый сегмент входят 3 группы EphMRA 3-го уровня: ненаркотические и жаропонижающие препараты, наркотические препараты и антимигренозные препараты.

На рисунке 1 представлена структура сегмента анальгетиков. Группа N2B [non-narcotics and antipyretics] является лидером сегмента и ее рост соответствовал росту всего

сегмента. Группа N2C [anti-migraine preparations] росла опережающими темпами (+71% в упаковках и 64% в рублях).

Российский рынок болеутоляющих препаратов — это рынок генеричес-ких лекарственных средств. Доля оригинальных (инновационных) препаратов ничтожно мала (0,3% в упаковках и 4,4% в рублях). Продажи препаратов рассматриваемого сегмента на 90% обеспечиваются за счет средств потребителей и только на 10% — за счет бюджетных средств. Лидером рынка анальгетиков является отечественная компания «Фарм-стандарт», доля которой увеличилась на 1,8 п.п. в денежном выражении за счет роста доли препарата Пенталгин-Н. Остальные места в десятке занимают зарубежные корпорации. Общая доля десятки лидеров выросла за 2 года на 1,1 п.п. и по итогам 9 месяцев 2009 г. составила 72,8% сегмента (табл. 1).

1 Анализировались данные по группе N2 (analgesics) (классификация EphMRA, 2-й уровень).

Keywords: analgesics, pain medication, segment of pharmaceutical market.

The article reviews the current situation and trends in the Russian analgesics market. The study of the market segment covered retail sales (based on retail audit of drugs by IMS), hospital sales and the reimbursement (DLO) segment from 2007 till 2009. Comparable periods of nine months were analyzed. Julia Uvarova, Remedium. Russian market of analgesics.

Наибольший прирост в денежном выражении пришелся на долю компании «Рекитт Бенкизер» (+4,3 п.п.) благодаря препарату Нурофен плюс. Наибольшее снижение доли наблюдалось у компании Ranbaxy Laboratories: несмотря на рост продаж в денежном выражении, доля компании снизилась на 2,1 п.п. за счет падения доли препарата Кетанов.

Кроме «Фармстандарта», в первой двадцатке компаний находятся еще 4 отечественных производителя («Меди-сорб», «Верофарм», «Уралбиофарм», «Московский эндокринный завод»). В таблице 2 представлен рейтинг продаж торговых наименований. Лидером продаж в денежном выражении является препарат Пенталгин-Н (прирост +2,1 п.п.). Важно отметить также рост доли препарата Нурофен плюс (+3,2 п.п.). Наибольшее падение продемонстрировал Кетанов, который переместился со 2-й на 4-ю позицию в

2010 мпрт PEMEÜUUM

ПОТРЕБЛЕНИЕ И СПРОС

рисунок 1

Структура сегмента анальгетиков

100 Г

0,2 0,2 0,2

80

!,3 !,!

8,2

6,6

■ — N2B [non-

narcotics

and anti-pyretics]

□ — N2A [narcotics]

□ — N2C [anti-

migraine

preparations]

В натуральном выражении В стоимостном выражении

рисунок 2

I Структура сегмента анальгетиков по патентному статусу

0,3 0,4

5,2 4,4

Другие

Дженерик

Оригинальный

В натуральном выражении В стоимостном выражении

J

кроме того...

ПЕРЕДОВАЯ ТЕРАПИЯ БИОТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ ПРЕПАРАТАМИ СТАНЕТ ДОСТУПНЕЕ

Новейшие биотехнологические препараты для лечения онкологических, аутоиммунных и воспалительных заболеваний очень скоро станут доступны российским врачам и пациентам.

В феврале 2010 г. Egis Pic (Венгрия) объявила о том, что компании Egis, Celltrion Inc. и Celltrion Healthcare Co. Ltd. (Корея) заключили соглашение о сотрудничестве. Благодаря данному соглашению Egis получает доступ к рынку биотехнологических препаратов, использующихся влечении онкологических, аутоиммунных и воспалительных заболеваний. Объем рынка, на который нацелена Egis, составляет более 600 млн. евро и демонстрирует устойчивый рост. Запуск первого препарата ожидается в 2012 г. или в начале 2013 г. По предварительной оценке, ожидаемый объем продаж составит около 30 млн. евро в течение последующего года. Таким образом, EGIS получает статус эксклюзивного дистрибьютора данного биотехнологического портфеля в пяти основных странах СНГ, включая Россию. Дополняя свой продуктовый портфель современными биотехнологическими препаратами, Egis, благодаря обширной дистрибутивной сети, обеспечит доступность продукции Celltrion Group в странах Центральной и Восточной Европы и СНГ.

Птаблица^И Рейтинг ведущих корпораций по итогам 9 месяцев 2009 г.

Корпорация Доля продаж, упак. Доля продаж, руб.

9 мес. 2007 г. 9 мес. 2008 г. 9 мес. 2009 г. Рост, 2009/ 2007 г. 9 мес. 2007 г. 9 мес. 2008 г. 9 мес. 2009 г. Рост, 2009/ 2007 г.

«Фармстандарт» 16,3 21,1 26,4 10,0 18,7 22,1 20,5 1,8

«Рекитт Бенкизер» 2,9 3,4 4,4 1,5 12,0 12,6 16,3 4,3

Dr.Reddy's Laboratories 2,1 3,1 3,2 1,0 5,8 6,7 7,0 1,2

Ranbaxy Laboratories 2,1 1,6 2,1 -0,1 7,2 5,8 5,1 -2,1

GlaxoSmithKline 1,1 1,2 1,1 0,1 4,6 4,7 4,6 0,0

«Софарма» 2,7 2,7 2,3 -0,4 5,2 4,6 4,6 -0,6

Sanofi-aventis 1,1 0,8 1,0 -0,1 5,2 4,0 4,1 -1,1

Bayer Healthcare 1,0 1,0 0,9 -0,1 4,2 4,4 4,0 -0,2

Actavis 1,9 1,8 1,5 -0,5 4,6 4,5 3,4 -1,2

Bristol-Myers 1,1 1,2 1,0 -0,1 4,2 3,9 3,2 -0,9

Итого 32,3 37,9 43,8 71,7 73,3 72,8

18

РЫНОК АНАЛЬГЕТИКОВ В РОССИИ

РШШииМ 2010 март

таблица 2

Рейтинг наиболее продаваемых торговых наименований по итогам 9 месяцев 2009 г.

Доля продаж, упак.

Торговое наименование 9 мес. 2007 г. 9 мес. 2008 г. 9 мес. 2009 г. Рост, 2009/ 2007 г. 9 мес. 2007 г. 9 мес. 2008 г. 9 мес. 2009 г. Рост, 2009/ 2007 г.

Пенталгин-Н 2,4 3,5 3,5 1,2 8,3 11,6 10,5 2,1

Кеторол 2,0 2,9 2,9 1,0 5,6 6,4 6,6 1,1

Нурофен плюс 0,4 0,6 1,1 0,7 2,0 2,6 5,3 3,2

Кетанов 2,1 1,6 2,1 0,0 7,2 5,8 5,1 -2,1

Пенталгин-]Ш 1,8 1,9 1,7 -0,2 6,5 6,3 4,9 -1,7

Нурофен для детей 1,0 1,0 1,1 0,1 4,7 4,2 4,5 -0,2

Темпалгин 2,7 2,7 2,2 -0,5 5,2 4,6 4,5 -0,7

Баралгин М 1,0 0,7 0,9 -0,1 4,8 3,6 3,8 -1,0

Анальгин 15,8 14,4 13,8 -2,0 4,3 2,9 3,4 -0,9

Седальгин-Нео 1,7 1,5 1,3 -0,4 4,2 4,1 3,1 -1,1

Итого 30,9 30,7 30,5 52,8 52,3 51,7

Доля продаж, руб.

рисунок 3

| Структура продаж анальгетиков по группам стран

ДОЛЯ В НАТУРАЛЬНОМ ВЫРАЖЕНИИ 5

1 — Россия, 70,0%

2 — Азия, 16,0%

3 — Восточная Европа, 5,3%

4 — СНГ и страны Балтии, 0,7%

5 — Западная Европа, США, Япония, 8,0

ДОЛЯ В СТОИМОСТНОМ ВЫРАЖЕНИИ 5

1 — Россия, 31,3%

2 — Азия, 20,2%

3 — Восточная Европа, 13,7%

4 — СНГ и страны Балтии, 0,2%

5 — Западная Европа, США, Япония, 34,6%

Птаблица'з| Рейтинг наиболее продаваемых торговых наименований

в сегменте анальгетиков в группах EphMRA-3 по итогам 9 месяцев 2009 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

N2B [поп-пагсойсэ а^апМ-ру^кэ] N2A [пагсойсэ] N2C [апМ-т1дгате ргерагаМопэ]

1. Пенталгин-Н 1. Трамадол 1. Амигренин

2. Кеторол 2. Трамал 2. Сумамигрен

3. Нурофен плюс 3. Промедол 3. Зомиг

рейтинге продаж. Общая доля десятки в денежном выражении сократилась на 1,1 п.п. и составила 51,7%, доля же в упаковках осталась почти неизменной. В таблице 3 представлены рейтинги продаж торговых наименований в группах EphMRA-3 рассматриваемого сегмента.

В натуральном выражении рынок анальгетиков — это рынок препаратов отечественного производства (их доля составляет 70% сегмента). В стоимостном выражении доля этих препаратов

составляет всего треть, что говорит о низкой стоимости российских ЛС. В стоимостном выражении лидируют препараты стран Западной Европы, США. 1/5 сегмента составляют препараты стран Азии (рис. 3). Интересно проанализировать сегментацию цен в рассматриваемой группе препаратов (рис. 4). Основная часть продаж приходится на препараты нижних ценовых сегментов («до 50» и от «50 до 100» руб. за упаковку). Однако в течение рассмат-

риваемого периода их доля сократилась, что было вызвано скорее не снижением потребления, а более высоким темпом роста цен на дешевые препараты, в связи с чем произошел переход препаратов из одного сегмента в другой.

За изучаемый период выросла доля среднеценового сегмента «от 100 до 300», продажи которого увеличились более чем в 2 раза.

Дорогие препараты составляют незначительную часть продаж сегмента анальгетиков. В натуральном выражении их доля ничтожно мала, в денежном выражении она составляет чуть более 5%.

В структуре сегмента по лекарственной форме лидируют таблетки — их доля составляет 2/3 сегмента и постоянно растет. За рассматриваемый период сократилась доля растворов для инъекций. Доли остальных лекарственных форм (шипучие таблетки, капсулы, суспензии) почти не изменились (рис. 5).

Таким образом, можно выделить следующие основные особенности сегмента анальгетиков:

♦ Высокий темп роста в денежном выражении. За 2 года продажи выросли более чем в 1,5 раза. При этом в упаковках прирост составил всего 4%.

♦ Рынок анальгетиков в России — рынок дешевых отечественных безрецептурных воспроизведенных препаратов.

♦ Средняя стоимость упаковки рассматриваемой группы составляет 22 руб.

ПОТРЕБЛЕНИЕ И СПРОС 19 |

2010 март РЕМЕОииМ Н

рисунок 4

100

Ценовая сегментация препаратов сегмента анальгетиков

80 60 40 20

0,1 0,1 0,1

0,1 0,1 0,1 5,2

1,2 1,2 4,4 1,2

14,^ 13,9 12,5

5,4 0,7

■ < 50 руб.

>50 — «100 руб.

>100 — «300 руб.

■ >300 — «500 руб.

>500 руб.

В натуральном выражении В стоимостном выражении

♦ Реализация происходит в основном через аптеки.

♦ Доля ориганальных препаратов не превышает 5%.

♦ Высокая доля отечественных производителей на рынке во главе с российской компанией «Фармстандарт».

♦ Рынок анальгетиков — рынок безрецептурных препаратов на 90% в натуральном и на 70% стоимостном выражении, поэтому выбор пациентами тех или иных лекарств сильно подвержен влиянию рекламных кампаний.

рисунок 5

Структура сегмента анальгетиков по типу лекарственных форм

1 — Таблетки, 65,2%

2 — Раствор для инъекций, 11,5%

3 — Таблетки шипучие, 5,9%

4 — Суспензия, 5,8%

5 — Капсулы, 5,1%

6 — Прочие формы, 6,5%

6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.