Научная статья на тему 'Рынок рабочей силы: взаимодействие элементов общегосударственных, территориальных и местных финансов'

Рынок рабочей силы: взаимодействие элементов общегосударственных, территориальных и местных финансов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
84
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЫНОК РАБОЧЕЙ СИЛЫ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ФИНАНСОВЫЕ ПОТОКИ НА РЫНКЕ РАБОЧЕЙ СИЛЫ / БЮДЖЕТИРОВАНИЕ ЯВЛЕНИЙ И ПРОЦЕССОВ / ОБРАЗУЮЩИХ РЫНОК РАБОЧЕЙ СИЛЫ / СТОИМОСТНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РЫНКА РАБОЧЕЙ СИЛЫ / LABOR FORCE MARKET / HUMAN CAPITAL / LABOR FORCE MARKET FINANCIAL FLOWS / BUDGETING OF PHENOMENA AND PROCESSES THAT FORM THE LABOR FORCE MARKET / VALUE ENGINEERING OF LABOR FORCE MARKET INDICATORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тумакова С. В.

Оптимальное взаимодействие общегосударственных, территориальных, местных финансов, а также семейных бюджетов рассматривается как объективно необходимое условие развития современного рынка рабочей силы, с одной стороны, с другой стороны, рынок рабочей силы является одной из важнейших сфер движения финансовых потоков всех видов и уровней, что связано с особенностями постиндустриальной экономики, особой ролью в ней человеческого капитала, превращение такого элемента рыночной экономики, как рынок рабочей силы в важнейшую точку экономического роста. Потенциал именно этого социально-экономического явления должен быть использован для обеспечения устойчивого развития экономики страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the one hand, the optimal interaction of state, territorial, local finances, as well as family budgets is considered as an objectively necessary condition for the development of the contemporary labor market. On the other hand, the labor market is one of the most important spheres of financial flows of all types and levels. with the peculiarities of the postindustrial economy, the special role of human capital in it, the transformation of such an element of the market economy as the labor market into the most important point of the economic growth. Specifically, the potential of this particular social and economic phenomenon should be used to ensure sustainable development of the country's economy.

Текст научной работы на тему «Рынок рабочей силы: взаимодействие элементов общегосударственных, территориальных и местных финансов»

Тумакова С.В.

РЫНОК РАБОЧЕЙ СИЛЫ: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫХ, ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ И МЕСТНЫХ ФИНАНСОВ

Академия труда и социальных отношений

Аннотация: Оптимальное взаимодействие общегосударственных, территориальных, местных финансов, а также семейных бюджетов рассматривается как объективно необходимое условие развития современного рынка рабочей силы, с одной стороны, с другой стороны, рынок рабочей силы является одной из важнейших сфер движения финансовых потоков всех видов и уровней, что связано с особенностями постиндустриальной экономики, особой ролью в ней человеческого капитала, превращение такого элемента рыночной экономики, как рынок рабочей силы в важнейшую точку экономического роста. Потенциал именно этого социально -экономического явления должен быть использован для обеспечения устойчивого развития экономики страны.

Abstract: On the one hand, the optimal interaction of state, territorial, local finances, as well as family budgets is considered as an objectively necessary condition for the development of the contemporary labor market. On the other hand, the labor market is one of the most important spheres of financial flows of all types and levels. with the peculiarities of the postindustrial economy, the special role of human capital in it, the transformation of such an element of the market economy as the labor market into the most important point of the economic growth. Specifically, the potential of this particular social and economic phenomenon should be used to ensure sustainable development of the country's economy.

Ключевые слова: рынок рабочей силы, человеческий капитал, финансовые потоки на рынке рабочей силы, бюджетирование явлений и процессов, образующих рынок рабочей силы, стоимостно-функциональный анализ состояния рынка рабочей силы.

Keywords: labor force market, human capital, labor force market financial flows, budgeting of phenomena and processes that form the labor force market, value engineering of labor force market indicators.

Одной из важнейших проблем национальной экономики страны выступает обеспечение достаточного финансирования экономических, социальных, демографических, культурных и иных явлений и процессов, имеющих соответствующее существенное значение для

общества в каждый конкретный период его развития. Уровень общественной целесообразности, социальной эффективности, экономической результативности финансовой системы страны, организации финансовых потоков хозяйства либо способствуют социально-экономическому развитию страны, либо выступают фактором, его тормозящим. При определении основных направлений совершенствования организации финансов страны необходим прежде всего выбор приоритетов целей, которые должны быть достигнуты в этом процессе, с учетом особенностей внутренней и внешней среды.

К основным особенностям внутренней среды социально-экономического развития России в настоящее время относятся:

• необходимость обеспечения устойчивого экономического роста;

• переход к инновационному типу экономического роста;

• переориентация на поиски источников и ресурсов дальнейшего экономического и социального развития на внутреннем рынке (в связи с международной политикой развитых стран, направленной на проведение экономических и политических санкций по отношению к России, при этом необходимо отметить, что к этим санкциям технологически присоединяются и экономические субъекты стран, официально, де-юре не объявлявших свое участие в санкциях против нашей страны и не вводили ограничительных мер. Так, в настоящее время КНР развивает свои отношения с РФ, участвует в различных перспективных совместных проектах, но крупнейшие китайские банки, работающие в системе международных финансов, совершающие финансовые сделки, транзакции через мировые финансовые центры, присоединились в своей деятельности к санкциям против России: задерживают перечисление средств на счета российских банков или совсем отказывают в проведении платежей. При отказе проводить транзакции китайские банкиры ссылаются на санкции США и ЕС, а также на свою зависимость от общих правил работы в системе мировых финансов, в которых ведущую роль играют США.);

• необходимость нового уровня модернизации экономики страны, переход к более высоким технологическим укладам, цифровизации информационной основы всех видов хозяйственной деятельности;

• необходимость существенного повышения эффективности национальной экономики;

• необходимость рационально использовать основной фактор производства в условиях постиндустриального общества и соответствующей ему экономики - труд, рабочую силу.

К важнейшим особенностям внешней среды социально -экономического развития России относятся: глобализация экономических, социальных, культурных и иных процессов; усиление международной конкуренции по всем направлениям современной жизни людей в самых разнообразных видах и формах, в том числе усиливающаяся конкуренция за основной элемент производительных сил общества в условия экономики знаний -высококвалифицированную, креативную рабочую силу; усиление взаимной зависимости различных регионов, и другие.

Эти особенности современных условий социально-экономического развития нашей страны обусловливают резкое возрастание роли и значения человека в экономике, в ее дальнейшем укреплении, инновационном совершенствовании, повышении ее

конкурентоспособности, что приводит к необходимости выделения в качестве одной из приоритетных целей совершенствования организации движения финансовых потоков в национальном хозяйстве оптимизацию финансирования явлений и процессов рынка рабочей силы.

Рынок рабочей силы представляет собой систему социально-экономических, организационно-правовых, демографических отношений, обеспечивающих распределение, использование и воспроизводство рабочей силы на основе механизмов ее купли-продажи [12 с.81]. Это означает, что рынок рабочей силы выполняет такие функции:

• системную - наряду с рынками земли, капитала, товаров и услуг рынок рабочей силы формирует основу рыночной экономической системы;

• вовлечение носителей способностей к труду в экономическую деятельность общества;

• распределение рабочей силы по секторам экономики, сферам деятельности, видам деятельности, экономическим субъектам;

• общественное производительное потребление способностей к труду как совокупной рабочей силы, так и индивидуальной;

• воспроизводство рабочей силы.

Основные функции рынка рабочей силы определяют основных участников финансирования явлений и процессов, образующих рынок рабочей силы. К таковым объективно относятся:

• государство, которое за счет государственных финансов организовывает и обустраивает, регулирует социально-трудовые отношения, формирует необходимые институты и институции, создает необходимую инфраструктуру рынка рабочей силы и финансирует

исполнение ее составляющими элементами своих функций. Именно государственные финансы выступают основой поддержания жизнеспособности и развития организаций и учреждений этой сферы [1, 6, 11];

• территориальные органы власти, выступающие распорядителями территориальных финансов, которые призваны обеспечить комплексное развитие соответствующих территорий, тем самым содействовать формированию благоприятной для людей труда сферы занятости. Именно от их деятельности зависит недопущение монопсонии на рынке рабочей силы, которая способна уничтожить все усилия государства, направленные на повышение жизненного уровня людей, на повышение качества и конкурентоспособности национальной рабочей силы. Территориальные органы власти должны обеспечить повышение качества трудового потенциала данной территории [2, 3, 4], а также предпринимать все необходимые меры для обеспечения эффективной занятости, недопущения безработицы [5]. Особое значение при этом играет борьба с коррупцией в социально-трудовых отношениях [7];

• местные органы власти, располагающие возможностями местных бюджетов, в задачи которых по отношению к явлениям и процессам рынка рабочей силы входят: создание благоприятных условий для ведения различными субъектами предпринимательской деятельности (именно предпринимательство в условиях рыночной экономической системы выступает основной экономико-правовой формой экономической активности юридических и физических лиц); стимулирование и оказание необходимой поддержки процессам создания новых рабочих мест; формирование системы необходимой правовой и информационной помощи и сопровождения предпринимательской деятельности самозанятых лиц. При этом большое значение имеет рациональное использование налогового потенциала субъектов Российской Федерации [8];

• домохозяйства, в распоряжении которых находятся семейные бюджеты, за счет средств которых осуществляется бюджетирование жизнедеятельности людей. За счет этих же средств происходит и воспроизводство рабочей силы, как сегодняшнего дня, так и рабочей силы будущих периодов. Необходимо очень четко представлять на государственном уровне то, что средние по стране доходы домохозяйств объективно не позволяют обеспечить расширенное воспроизводство рабочей силы, требующейся для совершения прорыва в экономическом развитии страны для укрепления ее положения в системе мирового хозяйства, в условиях экономической и иной

глобализации. В связи с этим услуги организаций и учреждений инфраструктуры рынка рабочей силы должны оплачиваться не домохозяйствами, а государственными финансовыми средствами. Это же касается и затрат, связанных с воспроизводством рабочей силы для национальной экономики страны будущих периодов.

Необходимо подчеркнуть, что для развития цивилизованного рынка рабочей силы, который обеспечивал бы не только использование рабочей силы с целью расширенного воспроизводства товаров и услуг, роста доходов, накопления богатства, но и ее расширенное воспроизводство, а также повышение уровня и качества жизни людей, работающих по найму необходимы открытость общественных финансов и общественный контроль за их использованием [13].

Таким образом, одной из важнейших сфер оптимального взаимодействия различных уровней финансовой системы России в условиях современной глобализации выступает рынок рабочей силы. Основной тенденцией изменения соотношения вклада всех элементов финансов страны в различные сферы, объекты, направления, проекты должно быть увеличение финансовых средств в человеческий капитал страны, в укрепление ее человеческого потенциала.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс РФ//Минфин России URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/budget/bud_codex//

2. Иванова О.Б. Теоретико-методологические аспекты повышения качества управления территориальными финансами // Финансовая аналитика: проблемы, решения. 2012. № 8 (98). С. 11-18.

3. Леонидова Г.В., Панов А.М. Трудовой потенциал: территориальные аспекты качественного состояния // Проблемы развития территорий. 2013. №3 (65). С. 60-70.

4. Максимов А.В. Вертикально-интегрированная система управления территориальными финансами // РППЭ. 2012. №1. URL: https ://cyberleninka. ru/article/n/vertikalno -integrirovannaya-sistema-upravleniya-territorialnymi-finansami-1

5. Минтруда сообщило о возобновлении роста безработицы // Журнал «Бюджет» URL: http://bujet.ru/article/276317.php

6. Минфин: поправки в Бюджетный кодекс находятся в высокой степени готовности // Журнал «Бюджет» URL: http://bujet.ru/article/356346.php

7. Многоликая коррупция. Выявление уязвимых мест на уровне секторов экономики и государственного управления = The Many Faces

of Coruption: Tracking Vulner abilities at the Sector Level. - М.: «Альпина Паблишер», 2010. - 552с.

8. Налоговый потенциал субъектов Российской Федерации // Единый портал бюджетной системы РФ «Электронный бюджет» URL: http://budget.gov.ru/epbs/faces/p/Регионы?_adf.cü^-state=11luv78guv_189&regionId=45

9. Паспорт региона: Севастополь // Единый портал бюджетной системы РФ «Электронный бюджет» URL: budget.gov.ru/epbs/faces/p/Регионы/Паспорт%20региона?_adf.ctrl-state= 11luv78guv_227&regionId=67

10. Принципы бюджетной системы // Единый портал бюджетной системы РФ «Электронный бюджет» URL: budget.gov.ru/epbs/faces/p/Бюджетная%20система?_adfctrl-

state= 11luv78guv_172&regionId=45

11. Распоряжение «Об утверждении Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года» от 30.12.2013 № 2593-р // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации.

12. Тумакова С.В. Государственное регулирование национального рынка рабочей силы: моногр. - Донецк, 2008. - 451 с.

13. Федорова Алена Юрьевна, Дорожкина Наталья Игоревна, Турбина Наталия Михайловна Обеспечение открытости и прозрачности общественных финансов // Социально-экономические явления и процессы. 2015. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/nobespechenie-otkrytosti-i-prozrachnosti-obschestvennyh-finansov

Хрусталев М.В., Ретунская Е.Г., Шиндлер Л.А., Галушкина О.И.

ВЛИЯНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ НА УЧАСТНИКОВ ЛОМБАРДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Финансовый университет при Правительстве РФ, Воронежский экономико-правовой институт

Аннотация: в данной статье рассмотрена динамика ликвидации участников ломбардной деятельности в результате административного регулирования ЦБ РФ. Проведен анализ портфеля ломбардов. Обоснованы причины ухода с рынка некредитных финансовых организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.