of Coruption: Tracking Vulner abilities at the Sector Level. - М.: «Альпина Паблишер», 2010. - 552с.
8. Налоговый потенциал субъектов Российской Федерации // Единый портал бюджетной системы РФ «Электронный бюджет» URL: http://budgetgov.ш/epbs/faces/p/Регионы?_adf.cü^-state=11luv78guv_189®ionId=45
9. Паспорт региона: Севастополь // Единый портал бюджетной системы РФ «Электронный бюджет» URL: budget.gov.ru/epbs/faces/p/Регионы/Паспорт</o20региона?_adf.ctrl-state= 11luv78guv_227®ionId=67
10. Принципы бюджетной системы // Единый портал бюджетной системы РФ «Электронный бюджет» URL: budget.gov.ru/epbs/faces/p/Бюджетная%20система?_adf.ctrl-
state= 11luv78guv_172®ionId=45
11. Распоряжение «Об утверждении Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года» от 30.12.2013 № 2593-р // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации.
12. Тумакова С.В. Государственное регулирование национального рынка рабочей силы: моногр. - Донецк, 2008. - 451 с.
13. Федорова Алена Юрьевна, Дорожкина Наталья Игоревна, Турбина Наталия Михайловна Обеспечение открытости и прозрачности общественных финансов // Социально-экономические явления и процессы. 2015. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obespechenie-otkrytosti-i-prozrachnosti-obschestvennyh-finansov
Хрусталев М.В., Ретунская Е.Г., Шиндлер Л.А., Галушкина О.И.
ВЛИЯНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ НА УЧАСТНИКОВ ЛОМБАРДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Финансовый университет при Правительстве РФ, Воронежский экономико-правовой институт
Аннотация: в данной статье рассмотрена динамика ликвидации участников ломбардной деятельности в результате административного регулирования ЦБ РФ. Проведен анализ портфеля ломбардов. Обоснованы причины ухода с рынка некредитных финансовых организаций.
Ключевые слова: ломбарды, регулятор, реестр, портфель, динамика, финансовый рынок, Единый План Счетов
Abstract: this article discusses the dynamics of liquidation of participants in Lombard activity as a result of administrative regulation of the Central Bank of the Russian Federation. The analysis of a portfolio of pawnshops. The reasons for leaving the market of non-credit financial organizations are substantiated.
Keywords: pawnshops, regulator, register, portfolio, dynamics, financial market, Unified chart of Accounts
В настоящее время особую актуальность приобретает административное регулирование Центрального Банка РФ (ЦБ РФ) в сфере микрофинансирования. Одним из участников финансового рынка в данной сфере являются ломбарды.
Банк России сообщил о значительном снижении числа ломбардов, предоставляющих обязательную отчетность, информация была озвучена представителем регулятора в рамках заседания Экспертного совета по микрофинансированию и кредитной кооперации Банка России, которое состоялось 10 июля 2018 года [1].
В настоящее время Центральный Банк Российской Федерации учитывает действующие ломбарды по количеству зарегистрировавшихся участников в новом личном кабинете участника финансового рынка на сайте ЦБ РФ. Обязательную авторизацию в нём ломбарды должны были завершить ещё в декабре 2017 года, а полностью перейти на взаимодействие - в феврале 2018 года. Только через новый личный кабинет возможна сдача предусмотренной законодательством отчетности финансовой организаций, в том числе ежемесячной [2].
Несмотря на это, на конец июня 2018 года активировали новые личные кабинеты лишь 286 ломбардов. Ещё 1043 ломбарда находятся в стадии ликвидации, на 2495 организации Банк России ожидает возобновления их просроченной активации - по факту сейчас они являются нарушителями или вышедшими участниками рынка, не исполняющими требования отраслевого законодательства.
Интересно то, что на конец четвертого квартала 2017 года в старых аккаунтах исправно отчитывались 4123 ломбарда, это 68,9% от зарегистрированных на тот момент компаний, но уже спустя полгода их стало 2368, падение составило 42,6%, почти на половину.
На сайте Банка России опубликован реестр ломбардов по состоянию на 6 июля 2018 года. В нём насчитывается 5276 действующих организаций, которые имеют в своём названии слово
«Ломбард». Год назад действующими считались 5827 юридических лиц, таким образом, абсолютный убыток за 12 месяцев составил 9,5%.
За первые 6 месяцев 2018 года было зарегистрировано 207 новых организаций. Лидеры по открытиям: Москва и московская область - 39 организаций, Красноярский край - 18, Краснодарский край - 14 и Приморский край - 10 организаций.
Официально завершили свою деятельность за 6 месяцев 2018 года 440 компаний. В Москве и Московской области - 66, Санкт-Петербурге и области - 26 компаний. Из выбывших только 60 ломбардов проработали менее трёх лет, 47 компаний проработали более 10 лет, и 11 организаций вели свою деятельность не менее 15 лет. На рисунке 1 представлена динамика реестра ломбардов за 6 месяцев 2018 года согласно данным ЦБ РФ [3].
Рисунок 1 - Динамика реестра ломбардов за 6 месяцев 2018 года, шт.
Рисунок 2 - Динамика ломбардов за 6 месяцев 2017-2018гг, шт.
Таким образом, в течение первого полугодия 2018 года произошло существенное сокращение количества участников на рынке некредитных финансовых организаций.
На рисунке 2 представлена динамика открытых и закрытых ломбардов в течение первого полугодия 2017-2018 годов.
Сравнение динамики ликвидации ломбардов в 2017-2018гг. показывает, что после завершение расчистки рынка Банком России в 2017 году ликвидация ломбардов снизилась, но по-прежнему превышает количество компаний, начавших работу. Также в первом полугодии 2018 года регистрируются почти на 50% меньше организаций, чем годом ранее. Эксперты связывают это с продолжением регуляторного давления на данный сектор.
Одним из существенных показателей функционирования ломбардов является наличие финансового портфеля, который отражает объемы предоставленных залогов как в целом по отрасли, так и по конкретной некредитной финансовой организации [6].
Финансовый портфель ломбардов также продолжает демонстрировать снижение (рисунок 3). Максимум зафиксирован в начале лета 2016 года - он составил 36,6 млрд. рублей, а до конца марта 2018 года он снизился на 6,6%, до 34,2 млрд. рублей.
Портфель ломбардов Центрально федерального округа более стабилен и колеблется на уровне 10,7 млрд. рублей - это треть от общероссийского, в то время как по количеству компаний ЦФО занимают лишь четверть рынка. Данный факт связан с тем, что в ЦФО два субъекта - город Москва и Московская область формируют данный показатель [4].
36.6
ч 36.1
\з./
2кв îkb 'lus 1 кв 2 кв Î кв 4 кв 1 2016 2016 2016 2017 2017 2017 2017 К62018
Рисунок 3 - Портфель ломбардов на конец отчетного периода,
млрд. руб.
Эксперты видят причиной активного сокращения ломбардов введение регулятором новых требований существенного ужесточения
контроля за их деятельностью и законодательства в целом, а также утрату бизнесом позитивных ожиданий в этой сфере.
Новый личный кабинет, не оправдавший надежд на комфортное взаимодействие, послужил лишь поводом к повороту в уход в теневой сектор экономики.
В настоящее время ломбардное сообщество, обеспечивающее финансовую доступность для самых незащищенных слоев населения, в том числе и пенсионеров, обеспокоено следующими новшествами, опасными для выживания небольших бизнесов:
1. Законопроект о введении реестра ломбардов. По независимой оценке, он создаст необоснованные барьеры как для входа на рынок давно действующих компаний, так и внесудебный выход из него.
2. Использование онлайн-касс при выдаче и возврате займов, по сути дублирующих действующие бланки строгой отчетности и вводящие дополнительные финансовые затраты по обслуживанию и приобретению их в каждое окно [5].
3. Уже с 1 января 2019 года будет осуществлен переход на Единый План Счетов, в результате которого ломбардам будет необходимо ведение бухгалтерского учета, как по Российским стандартам, так и по международным стандартам финансовой отчетности, к этому готовы единицы, по причине дорогостоящих издержек на покупку программного обеспечения.
Таким образом, после длившейся в течении двух лет реформы административного регулирования ЦБ РФ некредитных финансовых организаций произошло их сокращение в связи с тем, что они не в состоянии выполнять требования Банка России и были вынуждены покинуть финансовый рынок. Это вызывает опасение того, что в перспективе может сложиться ситуация аналогичная банковскому сектору по сокращению количества ломбардов и, следовательно, снижению конкурентных позиций, что окажет негативное влияние на потребительский рынок в целом. В целях недопущения данной диспропорции считаем целесообразным предложить Центральному Банку РФ отказаться от введения единого реестра ломбардов и отменить или перенести сроки перехода ломбардов на Единый План Счетов, до полной готовности участников к этому переходу.
Список литературы
1. Глазов М.М., Фирова И.П. Менеджмент предприятия: анализ и диагностика. - Санкт-Петербург, 2005. - 228 с.
2. Кокорев А.С. Пути повышения эффективности государственных корпораций и их взаимодействия с другими экономическими
субъектами // В сборнике: Анализ общественных явлений в 2017 г. Построение прогнозов. Сборник материалов международной научно-практической конференции. Москва. 2017. С. 33-37.
3. Юхачев С.П., Степичева О.А., Енгалычев Р.М. Перспективные направления нейтрализации негативных последствий теневой экономической деятельности в российской экономике // Социально-экономические явления и процессы. 2008. № 3 (11). С. 114-119.
4. Кулин А.А., Ахмедов А.Э. Антиинфляционная политика центрального банка Российской Федерации, её эффективность и воздействие на экономический рост // Вестник НГИЭИ. 2017. № 11 (78). С. 92-100.
5. Коваленко О.Г. Платежеспособность предприятия // Вестник НГИЭИ. 2016. № 12 (67). С. 153-157.
6. Красулина О.Ю. Финансовая глобализация: позитивные и негативные последствия // В мире научных открытий. 2013. № 8 (44). С. 135-146.
Черняков М.К., Акберов К.Ч.О., Чернякова М.М.
ФИНАНСОВЫЕ МЕРЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Новосибирский государственный технический университет, Новосибирский государственный университет экономики и управления,
Российская академия народного хозяйства и государственной службы
при Президенте РФ
Аннотация: В статье исследованы вопросы по становлению системы государственного регулирования сельскохозяйственных организаций, приведен анализ существующих видов государственного регулирования, дано обоснование ее целесообразности и необходимости в сельском хозяйстве.
Abstract: the article investigates the issues of the formation of the system of state regulation of agricultural organizations, the analysis of existing types of state regulation, the justification of its feasibility and necessity in agriculture.
Ключевые слова: финансовые меры регулирование, сельскохозяйственные организации, субсидирование, финансирование, кредиты.